Место в Торе



Дата08.07.2016
өлшемі72 Kb.
#184948
БАЛАК

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

Почему она так называется? Глава начинается так: “И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эморийцами”.

Обсуждение главы “Балак” 1

Что же увидел Балак?.. Прежде всего, напомним, где разворачивались события, которые описаны в рассматриваемой нами части Торы. Из текста предыдущей главы мы узнаем, что евреи двигались с запада на восток. Выйдя из Синайской пустыни, они пересекли в южной части Негев, вышли к восточному берегу реки Иордан и оказались южнее Земли Израиля.

Чтобы войти в страну, им предстояло пересечь территорию одного из государств Восточного Заиорданья. Они обратились к руководителям этих государств. Сначала — к властям страны Эмор, потом — Башана (сегодня это территория Северной Иордании). С просьбой — разрешить евреям пройти по существующим торговым магистралям с востока на запад. При этом евреи предлагали за все заплатить: за любой ущерб, нанесенный ими дороге и, выражаясь современным языком, окружающей среде, а также за воду и все то, чем они воспользовались бы. Эморийцы вместо ответа начали войну с Израилем, который им ничем не угрожал, но потерпели поражение. Евреи одержали победу, но тут на них напал Башан. Войско Башана тоже было разбито. Два поражения. Одно за другим... Результаты этих кратковременных войн и увидел Балак, царь Моава. Балак был человеком высоких духовных возможностей. Он понял, что евреи вели войну необычными методами, что военные действия сопровождались “надъестественными” явлениями. Вот, например, такое обстоятельство. На поле брани вышел правитель Башана — Ог, можно сказать, великан, человек исключительной силы. Против него вышел Моше, который внешне не отличался какими-то особенностями. Что сказал Огу Моше, что сделал?.. Только без видимых усилий с его стороны Ог упал замертво. Недаром, принимая решение отвергнуть предложения евреев, Ог опасался. Чего?..

Устная Тора сообщает, что Ог, правитель Башана, и его союзник Сихон (Эмор) добились того, что десятки, сотни лет даже великие империи Востока, к примеру, Древний Вавилон, считали их страны неприступными. Одно только имя — Ог наводило страх на соседние народы.

Ог, кстати, защищал и Моав — страну Балака. Моавитяне жили как “у Ога за пазухой”. И вот в одночасье все изменилось... Обратим внимание на вторую фразу в начале нашей главы: “И убоялся очень Моав еврейского народа, ибо стал он великим (в глазах Моава), и почувствовал Моав, что наступает ему конец. И сказали (руководители Моава) старейшинам государства Мидьян — вот сейчас вся эта община (евреев) общиплет все, что нас окружает, как общипывает (поедает) зелень полевую... И послал Балак послов к Биламу... в Петор, у великой реки...” (гл. 22, ст. 3-5). Рассмотрим эту цитату.

Итак, Моав очень испугался и призвал в союзники мидьянских царей.

Испугался Балак очень сильно, потому что разгадал мотивы поведения великого Ога. Ибо Ог увидел, что на арене мировой истории возникла новая сила. Не военная, не экономическая, но духовная, которая противостоит материалистическим идеям. И суть этой силы в утверждении, что миром управляет Творец, Всевышний — только Он Один.

Но тогда рушатся все теории, низвергаются идолы. А с ними под угрозой оказывается власть и установленные им, Огом (и другими властелинами), правила, границы поведения, образ жизни. Ог, а потом и Балак, поняли, что евреев нельзя пропускать в страну Израиля. Соединившись со своей землей и установив на ней образ жизни, продиктованный Творцом, евреи начнут процесс, в ходе которого, как карточные домики, рассыплются идеологии, поддерживающие власть. Поэтому Ог вышел на войну и погиб. Погиб, потому что сражение происходило в сфере духовной, где его сила и вообще физические преимущества не имели значения. Почему в союзники надо было призывать мидьянцев?

Дело в том, что тесть Моше (победившего Ога), Итро, когда-то был служителем духовного культа Мидьяна. Балак надеялся, что мидьянцы, страна которых не лежала на пути евреев, помогут ему — возможно, они знают, как подобрать ключи к Моше.

Балак не обратил внимания на то, что Итро, тесть Моше, перешел в еврейство.

Став евреем, Итро это “не афишировал”, жил в своей, родственной Мидьяну, стране тихо и замкнуто, дожидаясь прихода евреев на их земли, чтобы воссоединиться с ними.

Но почему Балак описывает евреев в образе быка, поедающего зелень полей?..

В Танах (еврейскую Библию) включена книга пророка Иехезкеля. В начале своей книги пророк описывает открывшееся ему видение устройства мира.

В частности, он увидел некое подобие трона (центр управления миром), окруженное четырьмя прообразами живых существ. Существо с левой стороны напоминало быка.

Левая сторона в управлении миром символизирует “управление в точном соответствии с законом”. Все, действующее по законам Творения, немедленно награждается — получает новую “порцию” духовной энергии. Все, что противоречит этим законам, немедленно наказывается — лишается доступа, отсекается от потока духовной энергии и умирает.

В управлении миром участвует и правая сторона, символизирующая милосердие, терпение. Здесь открываются возможности “предоставления еще одного шанса”.

Балак (напомним, что он был человеком высокой духовности) четко определил ситуацию. Увидев, что евреи несут миру “иную систему управления”, он понял, что свое воздействие на его, Балака, народ окажет левая сторона с ее символами. В частности, быком, который “слижет народы, как траву”. Почему в качестве “метафоры” Балак выбирает именно слово “трава”? Потому что бесчисленные побеги сочной зеленой травы символизируют множественные материалистические теории, которые так же, как трава — полями, легко и быстро овладевают духовным пространством. Как сказано в приведенной цитате из Торы: “...общиплет все, что нас окружает”. И еще: Балак в своем прозрении назвал евреев не просто народом, но каhалом (так в тексте) — “духовной общиной”. А теперь разберемся, почему Балак обратился к Биламу. Почему именно его призывал Балак в помощники? Впрочем, точнее было бы сказать, пригласил его сыграть решающую роль в битве против евреев...

Подчеркнем, что другого варианта у Балака просто не было. Сила евреев — в их Союзе с Творцом. Пока этот союз (на иврите — брит) существует, никто и ничто не может их остановить и уничтожить. Только разрушив брит, можно было справиться с евреями.

На эту роль как раз и годился Билам, человек, о котором Тора в нашей главе говорит так: “Вот речь слышащего слова Всесильного, постигающего желания Всевышнего, кто видения Всемогущего видит...” (гл. 24, ст. 16). Более того, Устное Учение свидетельствует, что по духовному потенциалу Билам был равен самому Моше-рабейну, человеку, получившему Тору.

Однако, на каком же основании тогда Балак рассчитывал на помощь Билама в борьбе с евреями — народом, избранным Всевышним?.. В самом деле. Почему в борьбе с евреями Балак рассчитывал на Билама? Потому что Билам по духовному потенциалу, то есть по своим духовным возможностям, был равен Моше. Конечно же, потенциалом можно распорядиться по-разному. Например, приближать других к Творцу. Или — возвышать Его Имя. Но есть и другой путь: приближать к себе, возвышать свое имя.

Почему Всевышний избрал Моше для выполнения столь важной миссии (получения Торы)? Потому что увидел, как он, рискуя жизнью, отошел от стада, чтобы подобрать уставшую, потерявшуюся овцу (символ “всего лишь” одного еврея). Тора подчеркивает, что Моше “самый скромный человек на Земле”. Билам же использовал свой потенциал, чтобы “работать на себя”. И эта его “концентрация” на себе, против него же и обратилась.

С самого начала, когда он только еще отправился на “духовную битву” с евреями, Небеса посмеялись над ним. Его ослица ощутила присутствие духовной силы — посланника Всевышнего, а Билам ничего не почувствовал, став жертвой собственного эгоцентризма, который его ослепил (гл. 22, ст. 21-34). Тора подчеркивает стремление Билама придать собственной фигуре исключительную значительность в начале нашей главы, историей с подарками Балака, которые он послал Биламу. Вначале оказалось, что Билам не удовлетворен тем, что получил. Он дал свое согласие выступить против евреев лишь после того, как Балак увеличил подношения. Чего же Балак ждал от Билама? На что надеялся?

Он ждал от него клала (некоего духовного действия, которое на русском языке можно было бы обозначить словом “проклятие”).

Ивритское понятие клала происходит от слова каль (измельчение, принижение важности, ценности).

Билам должен был найти в духовном состоянии евреев слабые места и обратить внимание Небес на несоответствие Великим Планам Творца их исполнителей (евреев). В такой ситуации левая сторона Управления миром получает сигнал, и правая должна добавить энергии. Однако может случиться, что в более высоких духовных слоях не будет такой возможности — скажем, в данный конкретный момент перераспределение энергии нарушает Гармонию мира. Тогда левая сторона одерживает победу: проклятие вступает в действие.

Биламу предстояло решить весьма непростую задачу. Пытаясь найти трещину в духовном здании еврейской души, он предпринял три попытки. И всякий раз просил выстроить семь специальных сооружений для приношения быков и баранов (гл. 23, ст. 1).

Бык, как мы уже знаем, — символ левой стороны. А баран?..

Баран символизирует абсолютную жертвенность евреев, их посвященность Всевышнему. Вспомним Авраама, его готовность пожертвовать жизнью единственного сына Ицхака во имя Всевышнего. И только в последний момент Творец заменил Ицхака на барашка.

Войдя в пророческий “транс”, Билам пытался обнаружить трещину именно здесь, в сфере еврейской жертвенности, готовности пойти на смерть, чтобы выполнить волю Творца (это, кстати, как и вся жизнь Ицхака, относится к левой стороне мироздания).

Что же вышло из затеи Балака? Смог ли Билам, получив за свой труд вознаграждение, добиться реальных результатов?

Да, смог. Если рассуждать с позиций сиюминутности.

Сказано в Торе: “И встал Билам и пошел, и вернулся на свое место (жительства). А народ Израиля находился в районе Шиттим. И произошло “прободение” в духовности народа. И начал он блудить с дочерьми Моава... И прилепился Израиль к Баал-Пеору...” (гл. 24, ст. 25 — гл. 25, ст. 3).

Результаты действий Билама проявились сразу же. Район Шиттим, указанный в цитате, — не просто география. Здесь это подсказка, благодаря которой мы понимаем, что евреи начали отдаляться от Истины. Корень ивритского слова шиттимшин, тав, алеф. То есть тот же, что и в слове сота (помутнение рассудка, неправильное поведение). В Талмуде есть трактат на эту тему, который называется Сота (см. на нашем сайте).

Итак, бык (левая сторона) приступил к работе.

Обратим внимание, что в приведенной цитате использовано слово “прободение”. На иврите здесь стоит слово вайахел, корень которого имеет значение — пустота, дыра.

Балак и Билам поставили перед собой цель обнаружить трещину в еврейской духовности. И Билам нашел ее. Об этом в цитате говорят слова “прилепился Израиль к Баал-Пеору”. Баал-Пеор происходит от паар — разрыв, трещина. Это антоним идее единства, общности.

И начался в народе Израиля мор. Началась эпидемия. Как сказано: “Умерло в эпидемии 24 тысячи” (гл. 25, ст. 9).

Эту эпидемию надо было остановить. Надо было устранить трещину, совершив объединение. Народу Израиля предстояло восстановить духовную гармонию. Об этом — в следующей главе.



Автор текста Элиягу Эссас

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет