ЦЕНТР ЛИДЕРСКОГО РАЗВИТИЯ
К Международной акции «16 дней против насилия»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О НАСИЛИИ НАД ЖЕНЩИНОЙ:
МИФЫ И ФАКТЫ
С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Ноябрь 2015 г.
Что нужно знать о насилии над женщиной:
мифы и факты с древних времен до наших дней
Цель. Определить с участницами понятие насилия, рассмотреть, как Тора относится к вопросам насилия по отношению к женщине, сравнить их с реальностью; обратить внимание на важность противостояния насилию в современном мире.
Необходимые материалы: распечатки Приложения 1–3 для обсуждения.
Целевая аудитория: возраст 17+, смешанные или женские группы.
Методические приемы: работа в малых группах; парах; в общем кругу, работа с текстами, комментарии ведущего.
Методические рекомендации ведущему: предложенные комментарии использовать по необходимости, можете заменить их собственными; также можно менять формы работы в группе.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.)
Упражнение «Давление» (15 мин.)
Задание. Поочередно один партнер крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используя любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании упражнения каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания. (5 мин.)
Работа в общем кругу (10 мин.)
Обсуждение:
-
Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
-
Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
-
Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
-
Почему такое большое число участников попыталось применить физическую силу при решении проблемы кулака?
-
Что можно сказать на основе этого о насилии в обществе?
К сожалению, мы сталкиваемся с насилием практически каждый день. Как мы знаем, еврейский закон рассматривает все стороны человеческой жизни. Сейчас мы обсудим отношение мудрецов к насилию над женщиной.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (60 мин.)
Работа в малых группах (20 мин.)
Обсудить Приложения 1, ответить на вопросы. Презентация ответов в общем кругу.
Возможные комментарии ведущего (5 мин.)
Мы обсудили историю, произошедшую с Диной. Наши мудрецы в мидраше Берейшит Раба переложили всю вину за происшедшее на бедную девушку. Нечего, мол, "выходить" там, где не подобает. Дочь Яакова должна сидеть дома. Опозорила род и из-за неё все и произошло... Кому было интересно, что она думала, что она чувствовала... Современные литераторы пытались вложить слова в безмолвную Дину. Черниховский вложил в ее уста одобрение поведения братьев: мол, молодцы, отомстили... так и надо. Но вероятнее всего, Черниховский написал это стихотворение в ответ на погромы в Яффо в мае 1921 года. Это был призыв постоять за свою честь, за честь народа и нации. А современный мидраш, написанный женщинами, дополняет и объясняет лаконичные строки Торы.
"И ВЫШЛА ДИНА... ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ"... Молчаливая была Дина, и голоса не было у неё. И почему же так? Потому что домочадцы не слушали её, и не хотели разговаривать с ней, ведь говорили мудрецы "не разговаривай много с женщиной". И поэтому вышла посмотреть "на дочерей той страны".
Братья Дины не смогли позволить, чтобы их сестру изнасиловали, потому что 34:7 ... ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ. Раши на это предложение вспоминает о Потопе. Из-за насилия над невинными произошел Потоп, поэтому ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ. На предложение Шхема о том, чтобы осесть в этих краях и смешаться с Кнаанеями (по сути, ассимилироваться), сыновья Яакова лукаво соглашаются, но с условием, что все мужчины Шхема сделают обрезание. Это был единственный вариант, как нейтрализовать армию Шхема, превосходившую дом Яакова по численности в несколько раз. И на третий день, когда больны были еще люди Шхема, вошли Шимон и Леви в город и перебили всех мужчин, таким образом, вызволив Дину из плена. Как же реагирует на это Яаков, ведь он (в отличие от Эйсава) не сторонник насилия. Он укоряет сыновей и лишает их права первородства. Первородство переходит Иегуде и когда благословляет его, то говорит 49:9 МОЛОДОЙ ЛЕВ – ЙЕhУДА, ОТ НАСИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД. Как же объясняют Шимон и Леви свое поведение? 34:31, НО ОНИ СКАЗАЛИ: "НЕУЖЕЛИ КАК С БЛУДНИЦЕЙ ПОСТУПАТЬ ЕМУ С СЕСТРОЙ НАШЕЙ?". Другими словами, если сейчас мы проигнорируем насилие над нашей сестрой, то все окружающие народы поймут, что нас можно безнаказанно притеснять. Как видите, с тех пор в том регионе ничего не изменилось - наши враги по-прежнему понимают только силу и стоит им показать, что мы не отвечаем на агрессию, то насилие увеличивается в геометрической прогрессии. Тактика Шимона и Леви возымела действие, 35:5 ... И БЫЛ СТРАХ ВС-НОГО НА ГОРОДАХ, КОТОРЫЕ ВОКРУГ НИХ, И ОНИ НЕ ПОГНАЛИСЬ ЗА СЫНАМИ ЯАКОВА.
Вот что пишет рав Гирш (19 век, Германия) по этому поводу:
«Хозяин поместья (имеется в виду князь города Шхем) никогда бы не допустил подобных действий, если бы речь шла не о чужестранке, не имеющей друзей и еврейской девушки. Это и заставило Шимона и Леви осознать, что настанут времена, когда даже семья Иакова будет вынуждена взять меч, чтобы защищать чистоту и честь. Пока люди на земле будут уважать лишь тот закон, который поощряет насилие, Иаков будет вынужден держать меч в руках».
Работа в тех же малых группах (15 мин.)
Обсудить Приложения 2, ответить на вопросы. Презентация ответов в общем кругу.
Возможные комментарии ведущего (5 мин.)
Раввин А. Штейнзальц написал: «Если я люблю цветы и вдруг вижу красивый цветок, как мне лучше выразить свои чувства: сорвав или сохранив его? Если я действительно люблю цветы ради них самих, их красоту, аромат, то ответ очевиден. Это и есть любовь, ориентированная на объект. Однако чаще всего люди срывают цветок, тем самым доказывая, что хотят не только любить его, но и обладать им, и готовы уничтожить его ради собственного удовольствия. Это тоже любовь, но другого сорта: она ориентирована на субъект, на того, кто любит, и более эгоистична».
Мудрецы Талмуда проводят различие между обусловленной и безусловной любовью. При обусловленной любви удовлетворение часто знаменует собой ее конец. Амнон, сын царя Давида, безумно влюбился в свою сводную сестру Тамар. Он заманил девушку в спальню и, несмотря на ее мольбы, изнасиловал. После этого Амнон люто возненавидел Тамар и выгнал ее из дома. Его ненависть была даже сильнее предшествовавшей ей любви. Этот пример (а подобное случается довольно часто) показывает, как глубоко могут заблуждаться люди, принимая одно чувство за другое. Амнон считал, что любит девушку, тогда как на самом деле им двигало лишь очень сильное сексуальное желание. Он жаждал удовлетворить его, и как только добился своего, Тамар стала для Амнона чем-то вроде использованной тряпки, грязной и ненужной. Кто перевернул душу Амнона, превратив любовь в ненависть, желание в отвращение? Эмоции, как инстинктивная реакция на грех, привели к этой трансформации. Стыд и отвращение — природная реакция, а не результат размышления или знания. Амнон не мог понять, почему он вдруг так возненавидел ее, что не может выносить ее присутствия, так же как не знал, почему ее прелести очаровали его вначале. Несчастная Тамар не могла осознать, что случилось, она только видела, что его теперешнее поведение еще более унизительно для нее, чем грех, который он совершил, оскорбив и изнасиловав ее. «И сказала ему: не делай этого зла ... еще большего, чем первое, которое ты сделал со мной». Она не понимала, что это инстинктивная, естественная реакция грешника, как на сам грех, так и на объект греха. Теперь Амнон отождествлял Тамар с самим грехом.
По поводу того, что Авшалом «не говорил Амнону ни плохого и ни хорошего», мидраш мудрецов говорит следующее: «Из той хулы, которую сообщает Тора про колена, ты узнаешь похвалу им». Кто такие колена? – Колена это – сыновья Яакова. И мидраш начинает не с нашего эпизода, а с братьев, которые ненавидели Йосэфа. Так вот, из того, что им в хулу говорится, что они ненавидели Йосэфа, мы видим очень существенную похвалу им же. Потому что, как продолжает мидраш, если про Авшалома сказано: «И не говорил Авшалом с Амноном ни плохого, ни хорошего» (то есть, что у него было на сердце, то и оставалось на сердце), то про колена сказано: «И ненавидели его, и не могли говорить с ним миром», то есть, что у них на сердце, то у них и на языке. Они ничего не таили, и показывали ему, что они его ненавидят и не переносят. И такое поведение, как у Авшалома, гораздо опаснее, и не только для человека, которого он ненавидит. И это совершенно понятно, потому что если человек показывает свою вражду, то его надо как-то остерегаться, или пытаться преодолеть эту вражду. Если же человек держит свою вражду про себя и не показывает ее, то человек – обезоружен. И это является, собственно говоря, нарушением заповеди Торы, потому что Тора запрещает нам «ненавидеть брата в сердце своем».
Работа в парах (15 мин.)
Обсудить Приложения 3, ответить на вопросы. Презентация ответов в общем кругу.
Возможный комментарий ведущего (5 мин.)
В самом тексте Торы, когда речь идет о наказании за изнасилование, в слове «наhара» («девушка») исчезает буква «hей», входящая в четырехбуквенное имя Бога. Еврейские мудрецы считают, что таким образом Тора говорит о том, что изнасилование полагается преступлением не только против жертвы, но и против самого Творца. Тора четко различает случаи изнасилования замужней женщины или обрученной девушки и изнасилования незамужней девицы, а также обращает большое внимание на обстоятельства, при которых действовал насильник. Таким образом, Тора четко определяет, что изнасилование является таковым только в том случае, если девушка сопротивлялась насильнику и звала на помощь, либо находилась в таком месте, когда звать на помощь было просто бесполезно. При этом насилие над замужней женщиной или уже помолвленной девушкой однозначно каралось смертью.
А вот если изнасиловали незамужнюю девицу, то были возможны варианты. В тексте Торы указывается только один из них: насильник может жениться на изнасилованной им девушке. При этом он должен выплатить ее отцу в качестве компенсации ту сумму, которую сам бы получил в качестве приданого, если бы действовал легитимным путем. Кроме того, ни при каких обстоятельствах «провинившийся» не мог развестись со своей жертвой, он лишался этого права вообще.
В то же время устная Тора (Талмуд) утверждала, что насильника обязывали жениться только лишь в том случае, если жертва была согласна на брак. Более того, оговаривались и определенные условия, касающиеся самого брачующегося насильника. В его роли, разумеется, не мог оказаться матерый преступник, который до этого втайне совершил не одно насилие. А когда речь шла о сексуальном маньяке или о человеке, выходить замуж за которого девушка категорически отказывалась, то его вели не в Сангедрин, а на суд царя. И тот, как правило, приговаривал насильника к смерти посредством меча. Изнасилованная же женщина не считалась оскверненной и запретной для мужа. А потому он не обязан был разводиться с ней из-за того, что она стала жертвой преступления. Если же он все-таки считал необходимым развестись с ней, то должен был выплатить ей всю причитающуюся при обычном разводе сумму компенсации – так, как будто никакого изнасилования не было.
Исключение составляли потомки первосвященника Аарона – коэны, то есть священнослужители в Храме: коэн не имел права продолжать жить с изнасилованной женой и обязан был развестись с ней. Этот закон действует и по сей день.
Слово ведущего (3 мин.)
И сегодня, одним из самых обычных видов насилия над женщинами является насилие со стороны мужа или интимного партнера. Положение женщин резко отличается от положения мужчин, которые чаще подвергаются насилию со стороны совершенно незнакомых людей или знакомых, но не из ближайшего окружения. Тот факт, что женщины часто экономически и эмоционально зависят от тех, кто применяет по отношению к ним насилие, оказывает основное влияние, как на динамику насилия, так и на способы борьбы с ним. Насилие со стороны интимного партнера встречается во всех странах и во всех социальных, экономических, религиозных и культурных группах. Хотя и женщины могут применять насилие по отношению к знакомым им мужчинам, и насилие также имеет место в однополых парах, всё-таки основными жертвами партнерского насилия являются женщины, а виновниками — мужчины. Женские организации во всем мире уже давно старались привлечь внимание к проблеме насилия над женщинами. Благодаря их усилиям насилие против женщин стало предметом международного внимания. Проект Кешер также проводит активную работу в данном направлении по программе «Противостояние торговле людьми и бытовому насилию» - группы Проекта Кешер, ведут занятия и тренинги в женских группах, в учебных заведениях, на летних площадках и лагерях с группами различных возрастных категорий, работают с родителями по теме «Воспитание без насилия», с подростками по теме «Противодействие насилию в молодежной среде». Работа ведется как на уровне женских групп и еврейских общин, так и на городском и региональном уровне.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.)
Вопрос: Что же такое насилие? Случалось, ли вам сталкиваться с его проявлениями?
Ответы в общем кругу.
Возможный комментарий ведущего
Толковый словарь русского языка Ожегова так объясняет понятие «насилие»:
-
Применение физической силы к кому-то
-
Принудительное воздействие на кого-нибудь.
-
Притеснение, беззаконие
Насилие в семье – это агрессивные действия одного члена семьи с целью подчинить себе другого. Отношения, основанные на насилии, могут возникнуть как между взрослыми, так и между подростками; между людьми одного и разного пола. Бытовое насилие – это психологические и эмоциональные, устные/вербальные нападки, физические и сексуальные издевательства, а также финансовые ограничения. (Цит. по: «В поиске справедливости: Сборник материалов по противостоянию домашнему насилию для раввинов». 2003). Мы можем причинить боль ближним, даже не задумываясь над этим, не задумываясь, что то, что хорошо нам, не всегда хорошо для наших любимых, для детей, родителей…. Наша любовь нередко превращается в насилие по отношению к ним.
Насилием со стороны интимного партнера считается любое поведение в рамках интимных отношений, которое является причиной физического, психологического и сексуального ущерба для одного из участников этих отношений. Такое поведение может включать в себя следующее:
-
акты физической агрессии, такие как шлепки, нанесение ударов, пинки и избиение;
-
психологическое насилие — запугивание и постоянное унижение;
-
принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения;
-
различные проявления контролирующего поведения, например, изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи.
Мы рассмотрели отношение Торы и еврейских мудрецов к вопросам насилия в отношении женщин, увидели, что насилие всегда влечет за собой ответное насилие, сделали свои выводы.
А закончить хотелось бы словами Нельсона Монделы, которые могут служить для нас руководством к действию:
«Двадцатый век останется в памяти человечества как век, отмеченный насилием. Он оставил нам в наследство массовые разрушения и насилие, которое проявлялось в масштабах, никогда не виданных и невозможных до сего времени в человеческой истории... Не так заметны, но гораздо чаще встречаются в жизни страдания людей, которые они терпят изо дня в день. Это страдания детей, с которыми дурно обращаются те, кто должен был бы заботиться о них, это женщины, которым их партнеры наносят увечья или унижают их, это пожилые люди, с которыми жестоко обращаются их попечители, это молодые люди, терпящие издевательства со стороны сверстников, и это люди всех возрастов, которые сами совершают насилие над собой. Эти страдания… постоянно воспроизводятся заново, поскольку новые поколения учатся насилию от предшествующих поколений, жертвы получают уроки от своих истязателей, а общественные условия, которые являются питательной средой насилия, продолжают сохраняться в нашем мире. Нет ни одной страны, ни одного города, ни одного квартала, которые были бы защищены от насилия. Но это не значит, что мы бессильны перед ним. Насилие пышно расцветает там, где отсутствуют демократия, уважение к правам человека и справедливое управление. Многие люди, которые изо дня в день терпят насилие, начинают верить в то, что насилие — это непременная часть человеческого существования. Но это совсем не так. Напротив, насилию можно противостоять. Его можно повернуть вспять. И в моей стране, и во всем мире мы можем видеть яркие примеры того, как насилие было остановлено. Правительства, объединения граждан и просто каждый из нас — мы можем изменить нынешнее положение дел.
Безопасность и уверенность в завтрашнем дне не придут к нам сами собой: они являются результатом коллективного согласия и общественных усилий. Мы в долгу перед нашими детьми — а дети — это самые уязвимые члены любого общества — и наш долг состоит в том, чтобы обеспечить им жизнь, свободную от насилия и страха. Поэтому нам следует не жалеть усилий, чтобы в мире, справедливости и процветании жили не только страны, но и общины, и члены каждой семьи. Мы должны взяться за корни насилия. Только тогда мы сможем трансформировать наследство, доставшееся нам от 20 века, превратив его из тяжелейшего бремени в урок для будущих поколений».
Используемые источники
-
«В поиске справедливости: Сборник материалов по противостоянию домашнему насилию для раввинов».2003
-
Сайт Маханаим - Перевод Текста Торы - по изданию "Сончино". http://www.machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_2.htm
-
http://www.machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde06_3.htm
-
Насилие и его влияние на здоровье. http://www.who.int/violence_injury_prevention/violence/world_report/en/full_ru.pdf
Приложение 1
Брейшит: Ваишлах 34.
/1/ И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. /2/ И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ. /3/ И ПРИЛЕПИЛАСЬ ДУША ЕГО К ДИНЕ, ДОЧЕРИ ЯАКОВА, И ПОЛЮБИЛ ОН ДЕВИЦУ, И ГОВОРИЛ ОН К СЕРДЦУ ДЕВИЦЫ. /4/ И СКАЗАЛ ШХЕМ ХАМОРУ, ОТЦУ СВОЕМУ, ТАК: "ВОЗЬМИ МНЕ ЭТУ ДЕВУШКУ В ЖЕНЫ!". /5/ И ЯАКОВ УСЛЫШАЛ, ЧТО ОН ОБЕСЧЕСТИЛ ДИНУ, ДОЧЬ ЕГО; А СЫНОВЬЯ ЕГО БЫЛИ СО СКОТОМ ЕГО В ПОЛЕ, И МОЛЧАЛ ЯАКОВ ДО ПРИХОДА ИХ. /6/ И ВЫШЕЛ ХАМОР, ОТЕЦ ШХЕМА, К ЯАКОВУ, ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ С НИМ. /7/ СЫНОВЬЯ ЖЕ ЯАКОВА, УСЛЫШАВ, ПРИШЛИ С ПОЛЯ; И ОГОРЧИЛИСЬ ЛЮДИ ЭТИ, И СТРАШНО РАЗГНЕВАЛИСЬ, ИБО МЕРЗОСТЬ СОВЕРШИЛ ОН С ИЗРАИЛЕМ, ИЗНАСИЛОВАВ ДОЧЬ ЯАКОВА; А ТАК НЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ. /8/ И ГОВОРИЛ ХАМОР С НИМИ, СКАЗАВ: "ШХЕМ, СЫН МОЙ, - ДУША ЕГО ПРИСТРАСТИЛАСЬ К ДОЧЕРИ ВАШЕЙ; ДАЙТЕ ЖЕ ЕЕ В ЖЕНЫ ЕМУ! /9/ И ПОРОДНИТЕСЬ С НАМИ: ВАШИХ ДОЧЕРЕЙ ОТДАДИТЕ ЗА НАС, А ДОЧЕРЕЙ НАШИХ БРАТЬ БУДЕТЕ СЕБЕ. /10/ И ПОСЕЛИТЕСЬ У НАС, И БУДЕТ СТРАНА ЭТА ПЕРЕД ВАМИ, СЕЛИТЕСЬ И КОЧУЙТЕ ПО НЕЙ, И СДЕЛАЙТЕСЬ ОСЕДЛЫМИ В НЕЙ". /11/ ЕЩЕ СКАЗАЛ ШХЕМ ОТЦУ ЕЕ И БРАТЬЯМ ЕЕ: "ЛИШЬ БЫ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ВАШИХ, А ЧТО НИ СКАЖЕТЕ МНЕ, Я ДАМ. /12/ ВОЗЛОЖИТЕ НА МЕНЯ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЫКУП И ДАРЫ, И Я ДАМ, КАК СКАЖЕТЕ МНЕ; ТОЛЬКО ОТДАЙТЕ ЕМУ ДЕВИЦУ В ЖЕНЫ!". /13/ И ОТВЕЧАЛИ СЫНЫ ЯАКОВА ШХЕМУ И ХАМОРУ, ОТЦУ ЕГО, И С ЛУКАВСТВОМ ГОВОРИЛИ, ТАК КАК ОН ОБЕСЧЕСТИЛ ДИНУ, СЕСТРУ ИХ. /14/ И СКАЗАЛИ ИМ: "НЕ МОЖЕМ ЭТОГО СДЕЛАТЬ, ВЫДАТЬ НАШУ СЕСТРУ ЗА ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО ПЛОТЬ КРАЙНЯЯ, ИБО ЭТО БЕСЧЕСТИЕ ДЛЯ НАС. /15/ ТОЛЬКО НА ТОМ СОЙДЕМСЯ С ВАМИ, ЕСЛИ БУДЕТЕ КАК МЫ, ЧТОБЫ ОБРЕЗАН БЫЛ У ВАС КАЖДЫЙ МУЖЧИНА. /16/ И БУДЕМ ВЫДАВАТЬ ДОЧЕРЕЙ НАШИХ ЗА ВАС, А ВАШИХ ДОЧЕРЕЙ БРАТЬ БУДЕМ ЗА СЕБЯ, И ПОСЕЛИМСЯ У ВАС, И СТАНЕМ ОДНИМ НАРОДОМ. /17/ ЕСЛИ ЖЕ НЕ ПОСЛУШАЕТЕСЬ НАС, ЧТОБЫ ОБРЕЗАТЬСЯ, ТО ВОЗЬМЕМ ДОЧЬ НАШУ И УЙДЕМ". /18/ И ПОНРАВИЛИСЬ СЛОВА ЭТИ ХАМОРУ И ШХЕМУ, СЫНУ ХАМОРА. /19/ И НЕ ЗАМЕДЛИЛ ЮНОША СДЕЛАТЬ ЭТО, ИБО ЖЕЛАЛ ДОЧЬ ЯАКОВА, А ОН БОЛЕЕ ВСЕХ УВАЖАЕМ БЫЛ В ДОМЕ ОТЦА ЕГО. /20/ И ПРИШЛИ ХАМОР И ШХЕМ, ЕГО СЫН, К ВОРОТАМ ГОРОДА СВОЕГО, И ГОВОРИЛИ ЛЮДЯМ СВОЕГО ГОРОДА ТАК: /21/ "ЛЮДИ ЭТИ СОВЕРШЕННО ПРЕДАНЫ НАМ; ПУСТЬ ОНИ СЕЛЯТСЯ В СТРАНЕ И КОЧУЮТ ПО НЕЙ, А СТРАНА ВЕДЬ ПРОСТОРНА ПЕРЕД НИМИ. ИХ ДОЧЕРЕЙ БРАТЬ БУДЕМ СЕБЕ В ЖЕНЫ, А НАШИХ ДОЧЕРЕЙ ВЫДАВАТЬ БУДЕМ ЗА НИХ. /22/ НО ТОЛЬКО С ТЕМ СОЙДУТСЯ ЭТИ ЛЮДИ С НАМИ, ЧТОБЫ С НАМИ ЖИТЬ И БЫТЬ ОДНИМ НАРОДОМ, ЕСЛИ ОБРЕЗАНЫ БУДУТ У НАС ВСЕ МУЖЧИНЫ, КАК ОНИ ОБРЕЗАЮТСЯ. /23/ ИХ СТАДА, ИХ ДОСТОЯНИЕ И ВЕСЬ ИХ СКОТ - НАШИ БУДУТ; ТОЛЬКО СОЙДЕМСЯ С НИМИ, И ОНИ ПОСЕЛЯТСЯ У НАС".
/24/ И ПОСЛУШАЛИСЬ ХАМОРА И ШХЕМА, СЫНА ЕГО, ВСЕ ВЫХОДЯЩИЕ ИЗ ВОРОТ ГОРОДА ЕГО, И ОБРЕЗАЛИСЬ ВСЕ МУЖЧИНЫ, ВСЕ ВЫХОДЯЩИЕ ИЗ ВОРОТ ГОРОДА ЕГО. /25/ И БЫЛО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ БЫЛИ БОЛЬНЫ, ВЗЯЛИ ДВА СЫНА ЯАКОВА, ШИМОН И ЛЕВИ, БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. /26/ ТАКЖЕ ХАМОРА И СЫНА ЕГО, ШХЕМА, УБИЛИ ОНИ ОСТРИЕМ МЕЧА, И ВЗЯЛИ ДИНУ ИЗ ДОМА ШХЕМА, И ВЫШЛИ. /27/ СЫНОВЬЯ ЯАКОВА ПРОШЛИ ПО УБИТЫМ И РАЗГРАБИЛИ ГОРОД, ТАК КАК ОБЕСЧЕСТИЛИ СЕСТРУ ИХ. /28/ ИХ МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ СКОТ, И ИХ ОСЛОВ, И ТО, ЧТО В ГОРОДЕ, И ТО, ЧТО В ПОЛЕ, ЗАБРАЛИ ОНИ. /29/ И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ ИХ, И ВСЕХ ДЕТЕЙ ИХ, И ЖЕН ИХ ПЛЕНИЛИ, И ВЗЯЛИ В ДОБЫЧУ, И ВСЕ, ЧТО БЫЛО ДОМА. /30/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ ШИМОНУ И ЛЕВИ: "СМУТИЛИ ВЫ МЕНЯ, ОПОЗОРИВ МЕНЯ СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ - КНААНЕЕВ И ПРИЗЕЕВ! Я ЖЕ МАЛОЛЮДЕН: СОБЕРУТСЯ ПРОТИВ МЕНЯ И ПОРАЗЯТ МЕНЯ, И ИСТРЕБЛЕН Я БУДУ С ДОМОМ МОИМ". /31/ НО ОНИ СКАЗАЛИ: "НЕУЖЕЛИ КАК С БЛУДНИЦЕЙ ПОСТУПАТЬ ЕМУ С СЕСТРОЙ НАШЕЙ?".
ВОПРОСЫ
-
Как Вы считаете, была ли доля вины Дины в том, что случилось?
-
Как в Торе определяется насилие над женщиной?
-
Справедливо ли, по Вашему мнению, поступили Шимон и Леви с жителями Шхема? За что упрекает Яаков своих сыновей?
Приложение 2
Шмуэль II: 13.
(1)И было после этого: у Авшалома, сына Давида, (была) красивая сестра, а имя ее Тамар; и полюбил ее Амнон, сын Давида. (2) И так страдал Амнон, что выглядел больным из-за Тамар, сестры своей; ибо она была девицей, и Амнону казалось трудным сделать с нею что-нибудь. (3) А у Амнона (был) друг по имени Йонадав, сын Шимы, брата Давида, и Йонадав – человек очень хитрый. (4) И сказал он ему: отчего ты такой измученный по утрам, сын царя, не скажешь ли мне? И сказал ему Амнон: я люблю Тамар, сестру Авшалома, брата моего. (5) И сказал ему Йеонадав: ложись в свою постель и притворись больным, а (когда) придет отец твой навестить тебя, скажи ему: "Пусть придет Тамар, сестра моя и даст мне хлеба (еды), и приготовит при мне кушанье, чтоб я видел, и буду есть из рук ее". (6) И лег Амнон, и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал: Амнон царю: пусть придет Тамар, сестра моя, и испечет при мне пару лепешек, и я поем из рук ее. (7) И послал Давид к Тамар в дом сказать: пойди, прошу, в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему еду. (8) И дошла Тамар в дом Амнона, брата своего, а он лежит. И взяла она теста, и замесила, и сделала при нем, и испекла лепешки. (9) И взяла противень, и опорожнила пред ним, но он не хотел есть. И сказал Амнон: выведите от меня всех. И вышли от него все люди. (10) И сказал Амнон Тамар: занеси кушанье в ту комнату, и я поем Из рук твоих. И взяла Тамар лепешки, которые приготовила, и принесла в комнату Амнону, брату своему. (11) И (когда) она подавала ему есть, он схватил ее и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. (12) Но она сказала: нет, брат мой, не принуждай меня, ибо не делается так в Исраэйле; не делай этой мерзости. (13) А я, куда денусь я с позором моим? И ты, ты будешь как один из подлецов в Исраэйле. А теперь поговори ты с царем, и он не возбранит мне стать твоею. (14) Но он не хотел слушать слов ее и одолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. (15) И возненавидел ее Амнон чрезвычайною ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какою любил ее, и сказал ей Амнон: встань, уйди. (16) И сказала она ему: нет, ибо это зло – прогнать меня – больше того, которое сделал ты со мною (раньше). Но он не хотел слушать ее. (17) И позвал отрока, служителя своего, и сказал: прогони-ка эту от меня вон и запри дверь за нею. (18) А на ней был разноцветный кутонэт (рубашка), ибо такое платье носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга его вон, и запер за нею дверь. (19) И взяла Тамар пеплу, (и посыпала) голову свою, а разноцветный кутонэт, который на ней, разодрала; и положила она руку на голову свою, и пошла, рыдая. (20) И сказал ей Авшалом, брат ее: не Аминон ли, брат твой, был с тобою? – А теперь, сестра моя, молчи; он – брат твой, не принимай этого (близко) к сердцу. И жила Тамар в одиночестве в доме Авшалома, брата своего. (21) И услышал обо всем этом царь Давид, и очень разгневался. (22) И не говорил Авшалом Амнону ни худого, ни доброго, ибо возненавидел Авшалом Амнона, за то, что он обесчестил Тамар, сестру его. (23) И было, через два года, когда в Баал-Хацоре, близ Эфраима, были стригущие (овец), пригласил Авшалом всех сыновей царя. (24) И пришел Авшалом к царю, и сказал: вот, ныне стрижка (овец) у раба твоего; пусть царь и слуги его пойдут с рабом твоим. (25) И сказал царь Авшалому: нет, сын мой, пожалуй, мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И очень упрашивал он его, но тот не захотел идти и благословил его. (26) И сказал Авшалом: а если не (ты), то пусть пойдет с нами, прошу, Амнон, брат мой. И сказал ему царь: зачем ему идти с тобою? (27) Но Авшалом упросил его, и отпустил он с ним Амнона и всех сыновей царских. (28) И приказал Авшалом отрокам своим, сказав: смотрите, когда развеселится сердце Амнона от вина и я скажу вам: "Поразите Амнона", то убейте его, не бойтесь: ведь это я приказал вам; мужайтесь и будьте храбры. (29) И поступили отроки Авшалома с Амноном, как приказал Авшалом. И поднялись все сыновья царя, и сели каждый на мула своего, и убежали.
(30) И было, когда они (еще) были в пути, дошел до Давида слух, что Авшалом убил всех царских сыновей и не осталось из них ни одного. (31) И встал царь, и разодрал одежды свои, и лег на землю; и все слуги его стояли в разодранных одеждах. (32) И сказал Йонадав, сын Шими, брата Давида, так: пусть не думает господин мой, (что) всех юношей, сыновей царя, убили, ибо только один Амнон умер, так как по повелению Авшалома было это решено с того дня, как тот обесчестил Тамар, сестру его.
ВОПРОСЫ
-
Как Вы расцениваете поведение Амнона? Почему, по Вашему мнению, он возненавидел Тамар?
-
Как Вы воспринимаете поведение Авшалома? Как Вы считаете, почему он просит Тамар молчать о случившемся и сам ничего никому не говорит, скрывая свою ненависть к Амнону до самого конца?
Приложение 3
Дварим: Ки Тецэ 22.
/23/ ЕСЛИ БУДЕТ ДЕВИЦА, ДЕВСТВЕННИЦА, ОБРУЧЕНА С МУЖЧИНОЙ, И ВСТРЕТИТ ЕЕ ЧЕЛОВЕК В ГОРОДЕ, И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, /24/ ТО ВЫВЕДИТЕ ОБОИХ К ВРАТАМ ТОГО ГОРОДА И ЗАБРОСАЙТЕ ИХ КАМНЯМИ, И ПУСТЬ УМРУТ ОНИ: ДЕВИЦА ЗА ТО, ЧТО НЕ КРИЧАЛА ОНА В ГОРОДЕ, А МУЖЧИНА ЗА ТО, ЧТО ОН НАСИЛОВАЛ ЖЕНУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ЭТО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕ.
/25/ А ЕСЛИ В ПОЛЕ ВСТРЕТИТ ЧЕЛОВЕК ОБРУЧЕННУЮ ДЕВИЦУ ЭТУ, И СХВАТИТ ЕЕ, И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, ТО ПУСТЬ УМРЕТ МУЖЧИНА ЭТОТ, КОТОРЫЙ ЛЕЖАЛ С НЕЮ, ОДИН; /26/ ДЕВИЦЕ ЖЕ НЕ ДЕЛАЙ НИЧЕГО: НЕТ НА ДЕВИЦЕ ГРЕХА, ЗА КОТОРЫЙ ПОЛАГАЕТСЯ СМЕРТЬ, ИБО КАК ПОДНИМАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК НА БЛИЖНЕГО СВОЕГО И УБИВАЕТ ЕГО - ТАК ЖЕ И ЭТО ДЕЛО, /27/ ИБО В ПОЛЕ ВСТРЕТИЛ ОН ЕЕ, КРИЧАЛА ДЕВИЦА ОБРУЧЕННАЯ, НО НЕКОМУ БЫЛО СПАСТИ ЕЕ.
/28/ ЕСЛИ ВСТРЕТИТ ЧЕЛОВЕК ДЕВИЦУ, ДЕВСТВЕННИЦУ, КОТОРАЯ НЕ ОБРУЧЕНА, И СХВАТИТ ЕЕ, И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, И БУДУТ ОНИ ЗАСТИГНУТЫ, /29/ ТО ПУСТЬ ДАСТ МУЖЧИНА ЭТОТ, ЛЕЖАВШИЙ С НЕЮ, ОТЦУ ЭТОЙ ДЕВИЦЫ ПЯТЬДЕСЯТ СРЕБРЕНИКОВ, И ЕМУ ОНА БУДЕТ ЖЕНОЙ, ЗА ТО, ЧТО НАСИЛОВАЛ ЕЕ, НЕ МОЖЕТ ОН РАЗВЕСТИСЬ С НЕЙ ВО ВСЕ ДНИ ЕГО.
РАШИ
23. и застанет ее мужчина в городе. И поэтому (что она была вне дома) он лег с нею. Пролом (в стене) приглашает вора: если бы она сидела дома, с ней такого не случилось бы [Сифре].
26. ибо как восстал... Согласно прямому смыслу значение стиха таково (на девице нет смертного греха) потому что она была взята силой, (насильник) напал на нее, как один человек нападает на другого, чтобы убить его. - А наши мудрецы толковали так: это (сравнение) имело целью разъяснить закон и само оказалось разъясненным. (Изнасилование сопоставляется с убийством. Но в случае убийства жертва ни при каких обстоятельствах не будет подлежать наказанию, в то время как за прелюбодеяние наказанию подлежат оба. Здесь сравнение указывает на аналогию случаев, и, следовательно, закон, применимый в одном, распространяется на другой. Насилуемую девицу нужно спасти, даже если для этого придется убить насильника. Точно также спасают жизнь преследуемому, даже если для этого приходится убить преследователя. С другой стороны, если человека принуждают совершить убийство, он обязан отказаться, даже жертвуя собственной жизнью, точно так же, если человека принуждают совершить насилие над обрученной, он обязан отказаться, даже жертвуя собственной жизнью).
СОНЧИНО
23-27. Обрученная девушка
26. нет на девице греха. Если над женщиной было совершено насилие, она не несет никакой ответственности за произошедшее. Закон не обязывает мужчину расторгнуть с ней брак. В том случае, если он когда-либо решит развестись с ней, Тора не лишает ее прав на все то имущество, которое было обещано ей при заключении брачного договора.
27. кричала Косвенные признаки, свидетельствующие о том, что девушка пыталась оказать сопротивление или звала на помощь, являются достаточным основанием для ее оправдания (Рашбам, Сфорно).
28-29. Необрученная девушка. Человек должен заплатить ту сумму, которую он указал бы в брачном договоре, и жениться на ней без права развестись в будущем.
ВОПРОСЫ
-
Стихи 23-24. Какую реакцию окружающих на преступление, свидетелями которого они могут стать, предполагает Тора?
-
Какие моменты вызывают у Вас вопросы? Почему?
-
Добавляют ли эти комментарии мудрецов что-либо к Вашему пониманию, изменяют ли Ваше восприятие текста?
Достарыңызбен бөлісу: |