Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Живопись портрета и фигуры»
для специальностей 050602 «Изобразительное искусство»,
Пояснительная записка
Цель курса - дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области живописного портрета и фигуры, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.
Задачей курса является – продолжение обучению технике масляной живописи при изображении портрета и фигуры с натуры, по памяти, представлению, воображению; развитие наблюдательности восприятия, памяти, представлений; овладение выразительными средствами живописи и умением применять их в художественной деятельности. При анализе конкретных методических вопросов опираться на теоретические основы. Это необходимо учитывать в материале каждой темы. При таком подходе практические задания будут действительно теоретической базой, и составит единый общеметодичекий блок по данному курсу.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студент должен знать:
- историческое развитие искусства живописного портрета и фигуры и ее теоретические основы;
- технологию живописи и живописных материалов, технику живописи.
Студент должен уметь:
- писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению все объекты реальной действительности акварельными, масляными и другими красками;
- применять полученные знания для образного решения творческих задач;
Практическая работа.
Тема: Этюд одетой фигуры в интерьере (тематическая постановка с гипсовой фигурой или торсом) (холст, масло).
План:
1) Скомпоновать, нарисовать постановку в формате, написать с учетом характеристики цветового строя и особенностей освещения.
Задание для самостоятельной работы:
Этюд одетой фигуры в интерьере – продолжение, начатого на занятиях, задания.
Практическая работа.
Тема: Этюд однофигурный – обнаженная фигура в интерьере (холст, масло).
План:
1) Скомпоновать, построить и написать постановку, передав конкретность освещения и особенности цветового состояния.
Задание для самостоятельной работы:
Этюд однофигурный – обнаженная фигура в интерьере – продолжение, начатого на занятиях, задания.
Практическая работа. Контрольная работа.
Тема: Этюд двухфигурной постановки (одетые фигуры) ( холст,масло).
План:
1) Скомпоновать постановку в формате.
2) Нарисовать ее, написать, с гармонировав цвета с учетом освещения и взаимовлияния цветов.
Задание для самостоятельной работы:
Этюд двухфигурной постановки – продолжение работы, начатой на занятиях.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
-
Визер В. В. Живописная грамота : система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
Атлас мировой живописи / авт.-сост. Н. В. Геташвили. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 368 с.
-
Алексеев А. Компоновка пейзажа // Юный художник. – 2000. - №3. – С. 27 – 29.
-
Алексеев С.С. О колорите. - М.; 1974.
-
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
-
Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб.пособие. – Краснодар: Кубан.ун-т, 1987. – 87 с.
-
Беда Г.В. Живопись. - М., 1986.
-
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
-
Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/Сост., вступ.ст., коммент.В.М. Володарского. – 3 изд. – М.: Республика, 1999.
-
Визер В. В. Живописная грамота : основы искусства изображения / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2006. - 192 с.
-
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – 2 изд., доп. – М.: Искусство, 1984.
-
Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.
-
Детский портрет в русской живописи 18 – начала 20 веков: Альбом /Авт.-сост. Г.Н. Голдовский. – Л.: Художник РСФСР, 1991.
-
Е.А., Рахимова З.И. Миниатюра и литература Востока: Эволюция образа человека. – Ташкент: Изд-во лит.и искусства, 1987.
-
Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопед.словарь / Рос.Акад.художеств, Науч. – исслед.ин-т теории и ист.изобразит.искусств. – М.: Искусство; NOTA BENE, 1999.
-
Живопись: Учебник для студ.вузов, обуч. по спец. «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. и др. – М.: Владос, 2003.
-
Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Сост. Трибис Е.Е. – М.: Рипол Классик, 2003.
-
Ломоносова М. Т.
Графика и живопись : учеб. пособие / М. Т. Ломоносова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 202, [6] с.
-
М.И. Об искусстве портрета. – М.: Искусство, 1975.
-
Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., 1995.
-
Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М.: 2003.
-
Основы техники рисования цветов акварелью / Под ред. Р. Вульф.; Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ.обл. М,В, Драко. - Мн.: Попурри, 2003.
-
Паранюшкин Р. В. Цветоведение для художников. Колористика : [учеб. пособие для студ. высш. и сред. худож. учеб. заведений] / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 93 с. : цв. ил. - (Школа изобразительных искусств). - Библиогр.: с. 92 .
Свешников А. В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения : учеб. пособие для студ. худож. фак. / А. В. Свешников. - М. : Университетская книга, 2009. - 272 с.
-
Паранюшкин Р. В., Шашков Ю. П. Живопись и ее средства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050602(030800) - изобраз. искусство / Ю. П. Шашков ; М-во образования и науки РФ, УМО РФ по пед. образованию, Моск. открытый соц. ун-т. - М. : Трикста : Академический Проект, 2006. - 128 с. : ил. - (Серия "Gaudeamus").
-
Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.
-
Рубино П. Кульптурный портрет в глине : увлекательное путешествие в мир творческих и технических возможностей портретной скульптуры / П. Рубино ; [пер. с англ.]. - М. : АСТ : Астрель, 2006 ; М. : Астрель, 2006. - 158 [2] с.
-
Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. – М.: Рипол Классик, 2002.
-
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.
-
Энциклопедия натюрморта/Авт.-сост. Останина С.П. – М.: Олма-Пресс Образование, 2002.
-
Яшухин А.П. , Ломов С.П. Живопись. - М., 1999
-
Яшухин А.П. Живопись. - М., 1985.
Дополнительная литература:
1.Гагарин Б.Г. Пути совершенства методов обучения акварельной живописи / в системе подготовки учителей изобразительного искусства /. Дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1974. – 158 с.
2.Золотов Ю.К. Французский портрет 18 века: Альбом. – М.: Искусство, 1968.
3.Импрессионизм: История, картины, биографии / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: Изд. дом «Кристалл», 2002.
4.Импрессионизм: Мастера, предшественники и последователи : Энциклопедия / Сост. Грицак Е.Н. – М.: Эскмо, 2003.
5.Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. – М.: Изд-во Акад.художесв СССР, 1952. – 224 с.антор А.М. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. – М.: Сов.художник, 1981. – 127 с.
6.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.
7.Курочкина К.А. Знакомство с натюрмортом. – Сиб, - 1958. – 110 с.
8.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М.: Сов.художник, 1983. – 375 с.
9.Основы живописи/ Пер. с исп. О. Вартановой. – С. – Пб.: АОЗТ «Весант», 1994. – 128 с.
10.Прокофьев Н.И. Натюрморт. Учебное пособие по живописи для студентов ХГФ педагогических вузов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 1999. – 65 с.
11.Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.
12.Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
13.Сказка в творчестве русских художников / Авт.текста и сост.альбома Н.Ф. Шанина. – М.: Искусство, 1960.
14.Соколова Е.И. Фигура человека в живописи: Учеб.пособие. – М.: Моск.Архитек.ИН-Т, 1988. – 70 с.
15.Старк В.П. Портреты и лица: 18 – середина 19 века. – СПб: Искусство – СПб, 1995.
16.Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 75 с.
17.М. Паррамон Вильясало Как рисовать портрет. М., Арт – родник, 2000. – 111 с.
18.Хосе М. Паррамон Вильясало Как писать натюрморт. М., Арт – родник, 2000. – 112 с.
19.Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 19 – 20 веков / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.
Словарь терминов (глоссарий)
А секко, фреско а секко – разновидность техники стенных росписей. В отличии от чистой фрески живопись а секко выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанным с известью.
Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.
Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.
Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).
Акварель – краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Алла прима – этюдная манера письма, способ исполнения живописного произведения за один сеанс, в один прием.
Аль фреско – классическая разновидность монументальной живописи. Выполняется по свежей сырой штукатурке без последующих изменений и дополнений. Основана на использовании извести и известкового раствора в качестве связующего.
Анималист – художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.
Анималистический жанр, Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.
Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.
Ахроматические цвета – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения.
Барбизонская школа. Термин объединяет деятелей французских живописцев 1-й пол. Х1Х в., заложивших традиции французского реалистического пейзажа.
Батальный жанр – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.
Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.
Бытовой жанр. Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но не редко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.
Бытовой портрет. Термин, принятый для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.
Валер – понятие, связанное в живописи со светосилой. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной среды.
Ватман – сорт бумаги ручного отлива.
Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.
Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.
Восковая живопись. Разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего.
Галантный жанр – специфическая разновидность бытового жанра, получившая развитие в творчестве А. Ватто, его последователей (Ж.Б. Патера, Н.Ланкре) и имитаторов последующих эпох, развивавших аналогичные темы в живописи и графике.
Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.
Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.
Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).
Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.
Грунт – специальный состав, которым покрывают холст, картон и любое другое основание для выполнения живописных работ, т.е. связующее звено между холстом и красками.
Групповой портрет – портрет, на котором изображено несколько людей.
Гуашь – краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.
Деисус – в древнерусском искусстве композиция с изображением Иисуса Христа в центре и молитвенно обращенных к нему Богоматери (слева) и Иоанна Крестителя (справа) или двух ангелов по сторонам.
Деталь – в произведениях изобразительного искусства значащие мелкие подробности, выразительные предметы и их особенности, характеризующие героев или среду их бытия.
Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.
Диптих – двухчастный складень с рельефными или живописными произведениями.
Дополнительные цвета – любые два цвета, которые при оптическом (аддитивном) смешении в соответствующих пропорциях образуют белый цвет, а при механическом смещении дают оттенки пониженной насыщенности.
Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.
Жанр – область искусства, ограниченная тематическим кругом. В различных видах изобразительного искусства различают жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный.
Жанровая живопись – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни; термин употребляется преимущественно в отношении к живописи и равнозначен здесь выражению «бытовая живопись» и «бытовой жанр».
Живописность – в реалистическом искусстве некоторые специальные свойства художественного исполнения станковой живописи, отражающие объективные качества предметного мира.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.
Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.
Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.
Зрение цветовое – способность наблюдателя (художника) одновременно воспринимать цветовые тона, светлоту и насыщенность объектов натуры.
Иллюзионистическая живопись – имитация объективной реальности, правдоподобие, граничащее с иллюзией, обманом зрения и создающее впечатление реального существования изображенного пространства и предметов.
Интенсивность цвета – качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты.
Исторический жанр – изображение конкретных исторических событий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов.
Кабинетная живопись. Условный термин для обозначения произведений станковой живописи небольшого или среднего формата.
Какэмоно – японская живопись на свитках.
Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.
Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.
Картина – полотно, холст – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения.
Картон – особо толстая бумага (толщина не менее 0,5 мм.). получают картон путем склеивания многих слоев тонкой бумаги, а также отлива.
Кисти художественные – инструмент для смешивания и нанесения красок на основу. Для масляной живописи применяются плоские щетинистые кисти, дающие характерный в этой технике пластический мазок разной густоты, мазок-мозаику, гранящий форму. В акварельной живописи применяются круглые беличьи или колонковые кисти. Бывают также куньи, барсучьи, собольи, хорьковые и др.
Клеевые краски – сухие краски, выпускаемые в порошках и смешиваемые самим художником с клеевой водой.
Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента.
Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.
Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.
Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.
Контраст цветов (одновременный) – изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.
Контраст цветов (последовательный) – изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.
Корпусная живопись – живопись, выполненная плотными, густыми мазками: её красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.
Лак – раствор природных или синтетических смол, а также препарированных растительных масел в летучих растворителях.
Лепка формы цветом – процесс моделирования предмета, выявление его объема и материала цветовыми оттенками с учетом их изменения по светлоте и насыщенности.
Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой.
Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Локальный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т.д; 2) в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.
Мазок – след кисти с краской, оставленный на основе (холсте, картоне, бумаги и т.д.).
Манера – художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.
Марина – морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море.
Маринист – художник, специализирующийся в области марины.
Масла (растительные) – основные пленкообразующие компоненты художественных красок.
Масляная живопись – разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.
Масляные краски – данные краски начали применяться еще с XV века. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), оттуда краски и получили свое название.
Мастихин – это разновидность ножа с закругленной ручкой и закругленным лезвием из гибкой стали, но без режущего края.
Мифологический жанр – ответвление исторического жанра в классической живописи. Мифологический жанр черпал сюжеты из неисчерпаемого источника древней, преимущественно античной мифологии и античной литературы ( «Одиссея», «Илиада», «Энеида» и пр.).
Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировки), разделенных перерывами для полного высыхания красок.
Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.
Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.
Муштабель – это легкая деревянная палочка длиной около метра с закругленным концом. Её можно использовать как опору., когда вы прописываете очень тонкие детали или боитесь размазать ещё не высохшие краски.
Набросок – быстрый рисунок.
Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.
Область спектра (видимая) – видимые цветовые оттенки, от красного до фиолетового. В указанном интервале длин волн условно различаются семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Обманка – специфический жанр натюрморта: изображение, создающее иллюзию реальности.
Основные цвета – три цвета ( киноварно-красный, кадмий желтый и ультрамариново-синий), которые при смешивании дают наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых оттенков.
Отмывка – акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши.
Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого.
Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на холст. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттеки цвета.
Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.
Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.
Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.
Поверхностные цвета – цвета, выявляющие рельефы и фактуру поверхности.
Подмалёвок – одна из первоначальных стадий работы над картиной, главным образом в масляной многослойной живописи.
Подрамник – деревянный каркас в виде рамки с одной или двумя перекладинами (или без перекладин в случае небольшого формата), на который натягивается холст для живописи.
Полотно, холст – в живописи – основа из прочной ткани, преимущественно применяющаяся в загрунтованном виде.
Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей.
Портретист – художник, работающий в портретном жанре, посвященном изображению конкретного человека или группы людей.
Разбавители. Для акварельных и гуашевых красок единственный разбавитель – вода. Для разбавления масляных красок применяются составы скипидарного происхождения.
Рама. Активно участвует в эстетическом воздействии, выполняя две основные функции. С одной стороны, рама концентрирует, как бы собирает внутрь впечатление зрителя от картины, с другой – замыкает – ограничивает картину от внешнего мира.
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.
Светлотные (яркостные) отношения – относительные отличия цветов по светлоте (яркости).
Светосила – термин, имеющий отношения к светотени. В живописи – степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам. В графике – степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.
Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.
Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.
Составные цвета – цвета, которые получаются при смешивании красок.
Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.
Сухая кисть – в живописи и графики вспомогательный технический прием, состоящий в работе жесткими щетинистыми кистями слабо насыщенными красками.
Сфумато – в живописи и графики термин, связанный с живописью итальянского Возрождения начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.
Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.
Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».
Темпера – красочный материал для темперной живописи. В качестве связующего служит эмульсия в виде смеси масла с водным клеевым раствором.
Теплые и холодные цвета. Теплые цвета ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красный, красно-оранжевый, желто-зеленые. Холодные цвета ассоциируются с цветами воды, льда и др. холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.
Тональная живопись – монохромная живопись, выполненная градациями одного цвета.
Холст – основа под масляную и темперную живопись.
Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого.
Цветовая гамма – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в произведении и определяющие характер его живописного решения ( например, картина написана в холодной гамме ).
Цветовая гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.
Цветовой круг состоит из цветов замкнутого спектрального ряда. Его можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую половину круга – зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.
Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.
Этюд – работа, выполненная с натуры.
Достарыңызбен бөлісу: |