Монашество в западном и восточном христианстве в Средние века



Дата29.06.2016
өлшемі296.53 Kb.
#166412


Проект курса

Монашество в западном и восточном христианстве

в Средние века

(О. Ю. Иванова, Н. С. Васиховская)
Тема исследования: Монашество в западном и восточном христианстве в Средние века

Объект исследования – монастыри в Западной Европе (V-XVI вв.) и на Руси (X-XVII вв.).

Предмет исследования – специфические особенности монашества Западной Европы и Руси в их сравнении.

Цель курса: выявить глобальные отличия института монашества в Западной Европе и на Руси, выявить предпосылки, в длительной перспективе повлиявшие на специфику их развития (почему развитие института монашества в Западной Европе, в отличие от Руси, пошло по пути многовариативности монашеских орденов, в том числе духовно-рыцарских).
Задачи:

1) проанализировать сущность аскетизма и необходимости ухода о мира как основы монашества. Какова разница в понимании аскетизма у католиков и православных?

2) выявить особенности западной и восточной богословской мысли II-XIII вв. о монашестве;

3) выявить особенности возникновения монашества и предпосылки, повлиявшие на специфику его развития в Западной Европе и на Руси

4) исследовать, как эти особенности повлияли на понимание сути монастыря в католической и православной церквах; на организацию монастырской жизни, повседневную жизнь и внутренний мир монахов;

5) выявить особенности секуляризации в Западной Европе и на Руси.


Хронологические рамки представляют некую проблему, так как на Руси монастыри появились позже, чем в Западной Европе.

Западная Европа: с IV до XVI в., то есть с их появления до секуляризации в результате Реформации.

Русь: X-XVII вв., то есть от появления до Никоновских реформ.

1. Сущность аскетизма как основы монашества
Аскеза (от греч. «упражнение») – система духовных и физических усилий, направленных на достижение нравственного совершенства, спасения души и более глубокого общения с Богом; как правило, аскеза связана с углубленной молитвой, постом, умерщвлением плоти и т.п., имеет различные формы.

Аскеза основана на том, что спасение души требует от человека частичного отказа от мирских удовольствий.

Карсавин: Если существует тот или иной вид, та или иная степень дуализма, хотя бы в противопоставлении добра и зла, духа и тела, попытка доставить торжество тому, что признается ценным, необходимо приводит к аскезе. В этом смысле всякое самоупражнение, духовное самовоспитание, достигаемое путем воздержания от ряда своих желаний или путем устремления к добру (благодаря чему многие желания отпадают сами собой), уже будет аскезою.
Сам термин АСКЕЗА был заимствован из эллинистической культуры и введен в христианскую лексику Климентом Александрийским и Оригеном.
Богословское основание аскетизма:
1. Ветхозаветная аскетическая практика, унаследованная христианством:


  • посты, соблюдавшиеся всем обществом либо некоторыми людьми (Исх 34, 28; 3 Цар 21, 27).

  • воздержание от употребления вина (Лев 10, 9; Иез 44, 21),

  • половое воздержание (Исх 19:15; Лев 15:16-18; 1 Цар 21:4-5)

  • ношение покаянных одежд (1 Цар 7, 6; Ион 3, 5-8; Дан 9, 3)

  • Иоанн Креститель, проповедуя покаяние и предвещая приход Мессии, носил власяницу и питался диким медом и акридами (Мф. 3:4; Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед (Мар.1:6); Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Матф.11:18а);

2. Новозаветная идея:




  • Своих учеников Иисус призывал: «... отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34).

  • Сущность христианского аскетизма, согласно ап. Павлу, заключена в соединении с Христом в Его крестном страдании и смерти ради грядущего соединения с Ним в воскресении (если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения (Рим.6:5).

  • Ап. Павел подчеркивает, что без веры и любви аскетизм лишен своего глубокого духовного смысла (Евреям 11:6), направленного на то, чтобы «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4, 24): «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).

  • Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Матф.19:27)

  • Но аскетизм в ранней церкви был: Павел был «в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор. 6:5), практиковалось «упражнение в посте и молитве».



Формы аскетизма:

Формы аскетической практики, в зависимости от конкретных целей или культурно-исторических условий, могут быть самыми разнообразными, но средства, которые в них используются, никогда не должны становиться самоцелью, заменять собою углубление отношений с Богом, являющееся истинной целью христианской аскезы.




  • В период гонений на христиан (II-III вв.) героической формой аскезы было мученичество. Это утверждение католической энциклопедии нам представляется спорным.

  • После принятия Миланского эдикта (313) возникли новые формы аскетизма, направленные на достижение духовного совершенства вдали от мира – отшельничество:

  • вначале — в полностью уединенной жизни анахоретов,

  • а затем — в общинной жизни киновитов. Общинное монашество ставило целью достижение евангельских добродетелей посредством соблюдения монашеского устава, с помощью молитвы, молчания и физического труда.

Богословское обоснование необходимости ухода от мира
1. Иоан.8:23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

2. Иоан.15:19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

3. Иоан.17:14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.

4. Иоан.17:15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

5. Иоан.17:16 Они не от мира, как и Я не от мира.

6. Иоан.18:36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.


Царство Христа не от мира сего, соответственно и Его последователи должны также «быть не от мира сего», удаляться от мирского образа жизни.


  • Одной из форм совершенного посвящения себя Богу стала осознанно выбираемый целибат (как альтернатива браку).

  • С IV в. распространенной формой аскетизма стало паломничество к святым местам.

  • Молитвенная практика

  • Бдения

  • Посты и пищевые ограничения

  • Половое воздержание (1Кор.7:7-9,27-28)

  • Молчание

  • Затворничество

  • Физический труд

  • Ношение определенных одежд (власяницы и т. п.)

  • Истязания плоти (флагелланты, ношение цепей и проч.)

  • Духовные размышления

  • Миссионерство

  • Образовательная деятельность

  • Харитативная деятельность (больницы и уход за больными)


Понимание аскетизма в католицизме:
В Католической Церкви аскетическая традиция формировалась на основе духовного наследия Отцов Церкви. В Средние века монастыри, в значительной степени определявшие направление ред. жизни в Европе, положили начало различным аскетическим школам.

    • Бенедиктинцы особенное внимание уделяли литургическим молитвам и физическому труду;

    • камальдулы и картузианцы соблюдали строгие посты, практиковали ночные молитвы, сводили к минимуму словесное общение;

    • регулярные каноники практиковали аскезу, тесно связанную с литургией и пастырской работой.

В ХII-ХIII вв. на Западе получила развитие аскеза, основанная на идее христианского смирения, бедности и самоотверженного служения ближним, наиболее ярко проявившись в нищенствующих монашеских орденах (францисканцы, доминиканцы), в братствах мирян и третьих орденах.

Обновление католической духовности, произошедшее в эпоху Возрождения и отчасти подготовленное движением votio modema («новое благочестие»), вызвало смену акцентов в практике западной аскезы, в которой стал прежде всего отмечаться внутренний, духовный аспект. Различные формы аскетизма появлялись в связи с возникновением новых монашеских конгрегаций, в первую очередь Общества Иисуса (иезуиты); важную роль в новой аскетической практике играли духовные упражнения св. Игнатия Лойолы, испытания совести и духовные размышления. Получила распространение аскеза, связанная с апостольством в сфере образования, миссионерства и ухода за больными. Направление в духовной жизни, представленное траппистами, кармелитами, редемптористами и пассионистами, характеризовалось аскезой, основанной на самоотречении и покаянии. В общую аскетическую практику были введены великопостные духовные упражнения. В XVII в. аскеза стала предметом изучения специальной богословской дисциплины – аскетики.


Карсвин: Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства дьявола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни.

Аскетика имеет «своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности». Сущность аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о спасении, учения о способах и средствах усвоения спасения, совершенного Иисусом Христом.

Аскетический подвиг, совершаемый христианином, следует рассматривать как в аспекте первородного греха и его последствий, так и в аспекте действенного участия человека, принявшего таинство крещения, в Божественной жизни Пресвятой Троицы.



Человек, созданный «по образу Божию» (Быт 1, 27), грехопадения пребывал в гармонии с Богом, ближними и с самим собой. Первородный грех, исказивший изначальный облик человека, привел к тому, что человеческий разум и воля утратили способность безошибочно выбирать между добром и злом и устремляться к истине. Сущность христианской аскезы – в ее целительном действии, помогающем человеку вновь обрести внутреннюю гармонию и придать более совершенный характер его отношениям с Богом и ближними. В то же время человек, посредством крещения погрузившийся в тайну Трисвятого Бога и получивший в Иисусе Христе, совершенном человеке, образец сыновнего отношения к Богу Отцу, призван к тому, чтобы уподобляться Христу, становится открытым для восприятия Святого Духа, преображающего человеческую личность, просветляющего ее. Поэтому аскетическая практика направлена на более глубокое осознание человеком его достоинства как сына Божьего и на достижение им подлинно братских отношений с окружающими людьми. Аскеза способствует обретению определенных духовных способностей (вера, надежда, любовь, послушание, внутренняя свобода и т.д.) и нравственных качеств (терпение, скромность, искренность, самоотверженность, доброта, умение прощать и др.).

Понимание аскетизма в православии:
В православии практика аскезы основывается на византийской традиции, сконцентрированной на идее обожения, созидания в человеке образа и подобия Божьего. Для православной аскезы характерны два этапа восхождения человека к Богу. На первом этапе человек очищается от грехов и дурных наклонностей. Вост. Отцы Церкви (в особенности под влиянием Иоанна Лествичника) разработали учение, согласно которому все грехи происходят из 8 главных страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, уныния, печали, тщеславия и гордыни; развитие добродетелей происходит в результате следования велениям Св. Духа и строгого самоограничения в сфере чувственной жизни. Целью этого этапа является полное овладение своими страстями. На втором этапе человек созерцает Бога в творениях (при этом не прекращая практики аскезы, характерной для первого этапа) и в результате обретает дар мистического созерцания Пресвятой Троицы, достигая наивысшей ступени познания Божественной истины. Ключевую роль в традиции православной аскезы играет любовь, без которой не может быть познания Бога; она является целью в стремлении соединиться с Богом, но в то же время и средством духовного роста. Православная аскеза неразрывно связана с церковными таинствами – в первую очередь, с Евхаристией. Согласно православной традиции, главной целью аскетической жизни должно быть стяжание Духа Святого. Большое влияние на развитие православной аскезы оказала раннехристианская аскетическая практика, принятая в отшельничестве и монашестве, а также традиция исихазма. Одной из форм православной аскезы было юродство. В русском православии строгая аскеза в кон. XV – нач. XVI в. была духовным принципом нестяжателей во главе с Нилом Сорским; наиболее полное выражение она получила в старчестве (Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни и др.).

2. Происхождение института монашества и предпосылки, повлиявшие на специфику его развития в Западной Европе и на Руси
1. «Восточная» и «западная» богословская мысль о монашестве в II–XI вв.
Огромную роль в развитии христианской аскезы сыграли сочинения и деятельность таких отцов церкви, как Василий Великий, Иоанн Кассиан, Амвросий Медиоланский, Августин, Бенедикт Нурсийский и др.
Постановка проблемы:

– что в трудах отцов церкви послужило основанием для выделения двух подходов – западного и восточного – к пониманию монашества


Западный подход: цель церкви и монастыря как ее части – спасение мира, а не отречение от него. Поэтому монастыри имели деятельный и практический характер. Спасали мир

Восточный подход: цель монастыря – отречение от мира, и потому монашество носит пассивный, созерцательный характер. Спасали себя


2. Основные пути и этапы развития западного и восточного монашества
По Карсавину:
Павел Фивский удалился в египетскую пустыню во время гонений при Деции.
В III–IV вв. становятся заметными анахореты на Синайском полуострове, куда они проникли из Египта, в Сирии, восточной Киликии, около Антиохии — в получающей имя сирийской Фиваиды халкидской пустыне, в Палестине около Иордана и в других местах Востока. Единообразия жизни не было. Одни, как Павел Фивский, порывали всякое сношение с миром. Другие, как знаменитая Таис, замуровывались на всю жизнь, получая пищу и питье через маленькое проделанное для этого отверстие (инклузы), третьи сковывали себя цепями так, что могли ходить только в согнутом положении. В V в. в северной Сирии развивается своеобразная форма отшельничества — жизнь на высокой колонне (столпничество). Но всех объединяло покаянное настроение и борьба с плотью во имя спасения души и единения с Богом. Это же связывало анахоретов пустынь с более близкими миpy аскетами. Последние жили около городов или в самих городах, по двое, по трое вместе, не вполне отказываясь даже от имущества (сарабаиты), или бродили с места на место (гироваги), даже основывали новые христианские общины, как бы продолжая деятельность апостолов. Некоторые ограничивали свое блуждание одною пустынею (боски), питаясь травами и кореньями, как звери. Но главным слоем, с которым связана дальнейшая история монашества, все же оставались относительно оседлые анахореты пустынь. Остальные виды монашества исчезли в дальнейшем его развитии…
Незаметен и неуловим… переход от чистого анахоретства к общежительным формам монашества, и только предание связывает первые объединения анахоретов с именем Антония Египетского…

Создаются колонии монахов.

Пахомий… пришел к мысли о создании монашеского общежития, в котором живущие вместе монахи были бы объединены не только фактом сожительства, но и общностью служения Богу…

…Отдельные общежития не теряли связи друг с другом. Дважды в год все монахи должны были собираться в главном монастыре, аббату или «отцу» которого были подчинены местные аббаты…

То есть он имеет в виду, что определенная орденская (?) структура уже тогда была заложена?
личное спасение определенными формами труда и молитвы… Труд… стал основою жизни организации Пахомия…
Василий Великий – другой основатель монашества. Он – автор двух уставов монашеской жизни.
По этим уставам, василианские монахи ведут жизнь отречения, бедности и целомудрия в строгом послушании своему настоятелю и в смирении. Молитва и труд наполняют их день, братская любовь их объединяет. Сообща молятся они, сообща едят и спят: особые кельи почти оставлены. Вступающий в монастырь проводит некоторое время послушником, благодаря чему постепенно входит в монастырскую жизнь, и только после этого становится «малосхимником», т.е. обыкновенным монахом. Еще сильнее, чем у Пахомия, выдвинуто значение труда (земледелия и ремесла). Монахи Василия стремятся не только к созерцательной жизни, хотя принятием великой схимы и связанной с этим уединенною замкнутою жизнью открывается путь и к ней, но и к деятельности «апостольской». Они принимают на себя заботы о бедных и больных, чему способствует близость василианских монастырей к стенам города… у Василия воздействие на мир становится необходимым элементом монашеской жизни, и аскеза робко сочетается с миссиею, напоминающей апостольскую.
Параллельно развивались разные формы монашества, между которыми Карсавин не видит исторической преемственности. Он ставит различие между двумя принципиальрно разными формами: отшельничеством и общежитийным монашеством.

Формы монашества:

воздержанная жизнь в миру разной степени строгости

анахоретство, затворничество (инклузы)

аскетерии в миру

лавры

монастыри


Возникновение монашества в Западной Европе
Карсавин:

…в половине (середине) III века приобретают все большее значение аскетические требования. Ревностные христиане и христианки, отрекшись от имущества и брачных уз, по двое, по трое живут в городах, образуя знакомые нам аскетерии

…На Западе аскетические тенденции прежде всего проявились в большей строгости жизни ревностных христиан, в распростра­нении идеала девства и аскетических требованиях, предъявляемых к клиру. Распространеннейшею формой жизни аскетически настроенных мирян являются общежития аскетов или аскеток около города или в самом городе (аскетерии) — «diversoria sanctorum», как называет их бл. Августин. От этих аскетериев через отдельные группы и семьи, ведущие более строгий образ жизни, как группа Марцеллы или семья Павлы, впоследствии вместе с Иеронимом переселившейся в Вифлеем, незаметен переход к обыкновенным мирянам. С другой стороны, были и люди, уходившие от мира, бежавшие на Восток, как Иероним, Руфин и обе Мелании, основывавшие там монастыри. Но насколько здесь Запад самостоятелен, сказать трудно. Во всяком случае влияния родины монашества — Востока сказались очень рано и сплелись до неразличимости с западною аскетическою струей…

С середины IV в. церкви в Риме, Италии знакомятся с Уставом Пахомия (общежитийная, киновитная форма) и с Уставом Василия Великого (родоначальник общежитийной формы монашества на Востке) – благодаря Афанасию Великому, который является принадлежащим к христианскому Востоку, автору «Жития св. Антония».


Карсавин:

Иероним, Руфин и Сульпиций Север сделали доступным обаяние восточных пустынь широким кругам Запада…


Августин Блаженный в сочинении «De opere monachorum» настаивал на необходимости для монахов тяжёлого физического труда как средства для борьбы с пороками.

Иоанн Кассиан написал «De institutione coenobiorum» — трактат о монашеской жизни, почти устав, составленный, главным образом, по Макарию Египетскому, и «Collationes patrum», излагающий учение пустынников Макаровой пустыни. Последнее сочинение рекомендовалось вниманию монахов всеми выдающимися организаторами западного монашества до Лойолы включительно.


Карсавин:
не было и единообразной организации монашеской жизни. Все находилось еще в движении, в процессе становления. Обна­ружилась лишь общая и сильная тенденция к воспроизведению на Западе форм восточного монашества…
Карсавин:

Результатом восточного влияния было усиление на Западе аскетического течения…


В IV-V вв. монашество распространяется на западе: в Италии, Галлии, Ирландии и Англии, Шотландии, Германии и в Испании.
Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, западная церковь считала себя носительницей справедливости и добра, «царством Божиим» на земле, и высшую свою цель видела не в отречении от мира, а в его спасении. Аскетическое подвижничество вне церковной опеки представлялось для западной церкви сомнительным уже в V веке. – то есть именно общежитийная форма монастырской организации, а не отшельничество.

На Западе поэтому монашество не могло остаться на том пути, на каком стояло древнее монашество и следовавшее за ним восточное. Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, западное монашество должно было тесно сблизиться с церковью, принять участие в осуществлении её задачи — в водворении «царства Божия» на земле. Формы осуществления этой задачи изменялись с изменением исторических условий. Сообразно с этим видоизменялась организация и формы деятельности западного монашества, постоянно служившего для церкви источником свежих сил, орудием обновления и преобразования. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю, какой не было у восточного монашества.

Карсавин о многообразии монашеских уставов:

В одних общежитиях, как в Лерине, довольствовались подражанием жизни египетских еремитов в общей форме под руководством сначала Гонората, потом обычая, и, видимо, не испытывали нужды в писаном уставе. В других клали в основу жизни устав Пахомия, переведенный Иеронимом, или видоизмененный Руфином устав Василия Великого. Иногда руководились сразу обоими уставами, или часть монахов данного общежития следовала предписаниям Пахомия, другая — Василия. Создавались и новые уставы. Так в женских монастырях был распространен «Устав Августина», собственно говоря, изложенные им в письме к монахиням мысли о монастырской жизни. Рядом с этим «Правилом» стояло Правило Цезария Арльского, сочетавшего постановления Василия Великого с положениями Августина, и другие…



VI в. – реформа Бенедикта Нурсийского
Устав Бенедикта Нурсийского имеет очень много общего с уставами Пахомия и Василия, но сверх трёх обычных обетов – нестяжания, целомудрия и повиновения – требует ещё обета «постоянства» (stabilitas loci), обязывающего монахов к пожизненному пребыванию в том монастыре, куда они вступили послушниками. Гибкость и практичность устава Бенедикта сказывается в тех главах, где дело идёт о работе, пище, одежде – здесь предусматривается возможное разнообразие возрастов, физических сил, климатических условий.
Устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь; строгость, с которой регламентируется эта жизнь, умерена, однако приняты во внимание личные силы каждого.

Устав очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности. Очень сильно подчеркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчеркивается в уставе необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы, и принцип послушания. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. К требованию молитвенного подвига Бенедикт присоединил правило о физическом (ручном) труде.

Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви.
Карсавин:
Устав Бенедикта – бесспорно лучшее решение той проблемы, которую поставило монашеству его развитие и к которой подходил Кассиан. Бенедикт сумел соединить идеалы Востока с особенностями западной жизни и культуры, дал основания «монастырского служения», счастливо избежав, с одной стороны, неосуществимого, с другой — принижения идеала. Устав Бенедикта роднее Западу, чем василианский, близкий к нему по духу и частностям. Краткость является выгодою по сравнению с классическими трудами Кассиана, а полнота, достигаемая, несмотря на сжатость изложения, далеко оставляет за собою другие распространенные на Западе уставы. В Средней Италии устав Бенедикта был единственным, останавливающим на себе внимание, и качества его обеспечивали ему быстрый успех. Они же частью объясняют быстрое распространение его на севере Италии и по всей Западной Европе. Но только частью, потому что немалую роль сыграло и то, что устав Бенедикта приняло под свое покровительство папство, связавшее судьбу свою с франкскою монархией и франкской церковью.

Бенедиктинство широко распространилось на Западе: к концу VIII века все монахи Европы были бенедиктинцами, за исключением Ирландии и некоторых испанских монастырей.


В руках церкви и монахов скоплялись громадные земельные владения и другие богатства, от которых монашество не отказывалось, утверждая, что обет нестяжания запрещает только частную собственность. Эти богатства привлекали в ряды монахов людей, руководствовавшихся исключительно корыстными побуждениями. В IX–Х вв. монашество находилось в самом печальном положении.


Клюнийское движение за «очищение и освобождение церкви»
Основные требования клюнийцев:

  • реформирование монастырей,

  • введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания,

  • жёсткий контроль за соблюдением целибата,

  • запрещение симонии,

  • провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.


Значение Клюнийской реформы: появление новой организационной структуры монастырей – орденской, конгрегациональной структуры.


Карсавин:

Сильным нивелирующим и объединяющим моментом было проведение обязательности общих соборов аббатов всякого ордена по образцу организации цистерцианцев, в XII веке по своему общецерковному значению заменивших клюнийцев. Такие общие соборы предписал уже Иннокентий III своим обращенным к Субъяко, но потом распространенным на всю церковь декретом. Окончательно же они были проведены постановлением IV Латеранского собора (1215 г.). «Впредь в каждой церковной провинции каждое трехлетие должны созываться общие соборы всякого ранее их не созывавшего ордена. На эти соборы должны являться все аббаты, а от тех монастырей, где аббатов нет, приоры... В начале действия этого нового установления на каждый такой общий собор должно приглашать двух цистерцианских аббатов, потому что такие собрания уже давно существуют у цистерциан­цев. Эти два цистерцианца избирают двух из присутствующих и вместе с ними председательствуют. Примером для всего должны служить цистерцианские соборы, и их постановлениями надо руководствоваться при вопросе о реформе ордена, соблюдении устава и т.д. Все, постановленное всеми и подтвержденное четырьмя председателями, должно соблюдаться. На каждом общем соборе назначается также место для следующего. Все присутст­вующие должны жить сообща (in vita communi), хотя бы и во многих помещениях, и разлагать расходы между собой. Также они должны избрать пригодных лиц, которые бы именем папы визитировали и реформировали все мужские и женские монастыри провинции и указывали епископу на негодных, подлежащих низложению, настоятелей. Сверх того, каждый епископ должен стремиться к улучшению жизни в подчиненных ему монастырях».

В XIII в. возникли нищенствующие орденыкармелиты, францисканцы и доминиканцы. Они занимались проповедью, обучением, помогали больным и нищим, а также приходскому священству в его работе.



Кармелиты

Францисканцы

Католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.
Франциск углубил идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа. Вместе с этим Франциск преобразил и самое назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

Доминиканцы

Монашеская община, которую возглавил Доминик Гусман, окончательно сформировалась в Тулузе и была утверждена как орден 22 декабря 1216 буллой папы Гонория III.

Орден проповедников, действует на основе устава св. Августина + некоторые положения устава премонстрантов.

Главная задача: евангельская проповедь среди всех слоев общества. Вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Возник на волне борьбы с альбигойской ересью.



3. Система организации монастырей и управление монастырем
– как исторически сложилась система организации монастырей
До Клюнийской реформы:

После Клюнийской реформы:

В 910 г. была создана первая конгрегация, то есть соединение большого количества монастырей с единым уставом и централизованным управлением. К середине XI в. устав Клюни и верховное руководство его аббата приняли 6 монастырей. Через полтора века Клюни стало столицей обширнейшей монашеской конгрегации. В XI и XII вв. почти все монастыри Франции и Бургундии находились в Клюнийской конгрегации, во многих странах были основанные клюнийцами монастыри.

В мире феодальной раздробленности обособленность монастырей была опасна, оставляя их беззащитными перед светскими сеньорами. Вожди К. создали корпорацию обширную и вместе гибкую, способную действовать под импульсом одной воли – воли аббата Клюни (pater abbas). Главы остальных клюнийских обителей носили обыкновенно звания приоров и деканов и были в повиновении у отца-аббата. От монастырей, прямо подчиненных Клюни (в XII в. их было 314, во Франции и отчасти в Германии), следует отличать такие, которые находились под его влиянием, приняли его устав и усвоили его аскетически-реформаторские идеи.
Стали возникать другие конгрегации по образцу Клюнийской. В 1098 г. был основан орден цистерцианцев – самый известный орден этой эпохи после клюнийского.
В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервосский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.


Доминиканцы

Во главе ордена доминиканцев стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года.



Организационные принципы доминиканцев сочетали элементы демократии с бóльшей, нежели в других орденах, централизацией власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность (в зависимости от своего статуса) перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом, а каждый монах приносил присягу на верность генеральному магистру.

Наряду с братьями-клириками существовали братья-миряне. Это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.


Цистерианцы:

Все обители ордена объединены в конгрегацию, управляемую генеральным капитулом, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; капитул назначает ответственных за ежегодную инспекцию всех монастырей.

Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Цистерциум; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов.
– какова разница в уставах и чем она может быть обусловлена

Доминиканцы:

Изначально доминиканские монастыри имели свою келью для каждого брата, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний – обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы — с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели — заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Известны многочисленные школы доминикеацев.

– в какой мере организационные структуры монастырей были обусловлены национальными и культурными особенностями


– духовно-рыцарские ордена на Западе как особая разновидность монашеских организаций. Почему их не было на Востоке (из-за созерцательного характера)
Иоанниты. Тамплиеры. Тевтонский орден

4. Повседневная жизнь монаха Запада и Востока
– выбор места для монастырей их архитектура

(чудесные указания, близость к городам, монастырь как земой образ царствия Небесного, что и воплощалось в его архитектуре (святые врата как вход в рай, храм как вместилище Бога, особая святость алтаря, монатырская стена с вротами на 4 стороны света), трапезная - тайная вечеря, колокольня, кельи монахов)


– Поступление в монастырь (социальное происхождение монахов, почему и как они туда попадали, что ими двигало)
– Регламентация внутримонастырской жизни. Монастырские уставы как регулирующие документы монастырской жизни.
– Монастырское хозяйство и средства материального обеспечения монастырей
– Распорядок дня
– Кельи: обстановка, занятия
– Одежда и ее символический смысл
– Хозяйство ????


(проблема в том, что здесь проблематичного и сравнительного?)


6. Проблема секуляризации и ликвидации монастырей на Западе и Востоке
– социальные функции монастырей и их влияние на культурные и национальные особенности Запада и Востока
После Клюнийской реформы:

Клюнийская конгрегация широко развернула практику гостеприимства, раздачу милостыни, особенно в дни церковных праздников. Их широкие дворы в волнующие моменты народной жизни становились политическими клубами.


Нищенствующие ордены (кармелиты, францисканцы и доминиканцы) занимались проповедью, обучением, помогали больным и нищим, а также приходскому священству в его работе.

– последствия секуляризации и ликвидации монастырей: перераспределение земельных и других материальных богатств, ликвидация монастырей как центров, осуществлявших заботу о нищих и т. д., то есть выполняющих определенные социальные функции.

Выводы:
1. В Западной Европе существовало несколько аскетических школ и соответственно несколько пониманий того, какова главная цель того или иного ордена.

На Руси картина была иной, и потому на Руси не возникало различных типов монашеских орденов.


Другая связанная с этим проблема: идея иерархии орденов, которая возникла в Западной Европе и которой не было на Руси.
Карсавин:

Единства и даже единообразия в нем не было. Рядом с клюнизмом стояло затмевавшее его цистерцианство, особое место принадлежало еремитизму; наконец, прежние бенедиктинцы представляли большое разнообразие форм жизни. Разнообразие типов монашества было неоспоримым и не подлежащим, не могущим подлежать


изменению фактом. Сам св. Бернард, одушевленный и часто нетерпимый защитник цистерцианства, не отвергал и других монашеских орденов. «Мир, — писал он, — полон монахами». Монастырь — высшая форма христианской жизни, «град прибежища» одинаково и для слабых, и для избранных душ. Для первых он необходим, чтобы они могли избежать рассеянных в миру искушений, для вторых — чтобы выполнить возложенную на них свыше миссию. В монастыре только и возможно полное развитие заложенных в человека Богом талантов. «Царственная жизнь» ожидает за стенами его «рыцарей Христовых», которые уже самим актом вступления в него — «вторым крещением», почти обеспечивают себе царство небесное. Но какая форма монашества, какой орден лучше? — Все необходимы, но не все качественно одинаковы.

Среди орденов есть известная иерархия, соответствующая строгости их жизни, и для аббата Клерво цистерцианцы выше клюнийцев, так как строже и буквальнее последних соблюдают общий бенедиктинский устав. Но и клюнийцы, и картузианцы, и другие ордена имеют право на существование. Более легкие требования соответствуют более слабым людям, и лучше хорошо соблюдать клюнийский устав, чем плохо цистерцианский. Бернард не щадил своими нападками клюнийцев, но указывал при этом не на несовершенства их устава, а на несоблюдение его ими, на отступления их от собственного же идеала. Установив и приняв иерархию орденов, следовало признать, что переход в более строгий орден должен быть допущен.


2. Разные подходы к пониманию целей церкви и монастыря:

Западный подход: цель церкви и монастыря как ее части – спасение мира, а не отречение от него. Поэтому монастыри имели деятельный и практический характер.

На Западе монастыри были больше связаны с миром, чем на Востоке.



Восточный подход: цель монастыря – отречение от мира, и потому монашество носит пассивный, созерцательный характер.

3. Разная поддержка церкви со стороны государственной власти (разные взаимоотношения церкви и государства в раннее средневековье)

А. Демустье, «Монашеская жизнь: притча ее истории»:

«На Востоке в основу такой (монашеской. – О. И.) жизни легла монастырская традиция Василия Великого, причем ее формы не отличались большим разнообразием. На Западе монашеская жизнь не пользовалась поддержкой со стороны империи; поэтому она породила множество форм, наиболее известной из которых является бенедиктинство.

Папство поддержало Устав Бенедикта → он стал основой для монашеской организации Запада.

Карсавин:

…папы, начиная с Григория Великого, с явным сочувствием отнеслись к делу Бенедикта и поняли организацию западного монашества в смысле распространения бенедиктинского устава. Так же смотрела на дело франкская церковь и франкские государи: объединение и организация монастырского движения казались достижимыми только путем повсеместного распространения устава Бенедикта…

…Соборы и в Германии, и во Франции (744, 745, 802 гг.) проводили бенедиктинский устав, видя в нем средство к организации монашества и к удержанию его на желанной высоте аскетической жизни…


4. Отличия в климате Запада и Востока:
Карсавин:

…не все создавшееся на Востоке подходило к климату и условиям жизни Запада… Кассиан против вериг, мешающих работать, против чрезмерного поста, против слишком легкой одежды


Актуально в плане быта и повседневной жизни

Источники
Сочинения отцов церкви

Монастырские уставы

Жития

Цветочки святого Франциска (Fioretti): истории из жизни Франциска и его братства (на русском)



Литература
Карсавин. Монашество в Средние века. – М., 1992.

Мулен Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. X–XV века. – М., 2002.

Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря.

А. Де Вогюе. Святой Бенедикт, человек Божий. – Париж, 1995.


Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Житие преподобного Бенедикта.
Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М., 2002.

Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М, 1996.

Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М, 1998.

Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. – М, 1998

Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. – СПб., 2000.

Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. – М., 2000.



Ефименко Е. В. Святой «волшебник» из Ассизи.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет