Музицирование (из опыта работы дши с. Амзя)



Дата21.06.2016
өлшемі330.3 Kb.
#152603
түріУчебный план

МУЗИЦИРОВАНИЕ

(из опыта работы ДШИ с. Амзя)



2009




МУЗИЦИРОВАНИЕ 1

(из опыта работы ДШИ с. Амзя) 1

ВОСПИТЫВАЕМ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ 4

варианты начального музыкального образования в ДШИ с. Амзя (Башкортостан) 4

КЛАСС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5

ДШИ с. Амзя 5

Учебный план класса эстетического воспитания 6

Количество уроков в неделю 6

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 8

МУЗИЦИРОВАНИЕ 11

1. Музицирование (фортепиано) 14

2. Музицирование (фортепиано/другие инструменты) 17

3. Музицирование (гитара) 18

Цели и задачи совершенствования образовательной деятельности ДШИ 20

ВЫПУСКНИКАМ ДШИ с. Амзя 21



© ДШИ с. Амзя, 2009

ВОСПИТЫВАЕМ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

варианты начального музыкального образования в ДШИ с. Амзя (Башкортостан)

Отделение общего музыкального развития (ООМР) появилось в ДШИ с. Амзя в связи с необходимостью удовлетворить запрос значительной части учеников и родителей на обучение музыке в более свободном, щадящем режиме.

Социально-экономическая ситуация в селе, его оторванность от культурных центров, небольшое количество детей школьного возраста (в условиях общего ухудшения здоровья детей и роста нагрузок в общеобразовательной школе) – всё это направляет деятельность ДШИ в первую очередь «на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном развитии посредством освоения образовательных программ в сфере искусства» и лишь в отдельных случаях – «на подготовку учащихся к продолжению обучения в средних специальных учебных заведениях».1

ДШИ в настоящее время является единственным внешкольным учреждением с. Амзя, в котором ребенок может получить первоначальный опыт общения с искусством. И поэтому наша задача – увлечь по возможности всех желающих, независимо от наличия способностей, и, не сортируя детей, не травмируя «неспособных», найти подходящий вариант учебного плана для каждого ребёнка, для каждой семьи. На решение этой задачи и направлено всё многообразие возможных вариантов обучения на ООМР. «Центр образовательного процесса – учащийся (ребёнок, подросток), и задача школы искусств – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения образовательных программ, которые должны быть адаптированы к индивидуальным способностям и возможностям обучающегося»2

Спектр возможностей постоянно обновляется с учётом результатов работы, и на сегодняшний день это


  • обучение по традиционному учебному плану музыкального отделения с уменьшением учебной нагрузки и требований (вместо специальности – музицирование);

  • составление для ученика индивидуального учебного плана (выбор посильных ему, полезных именно для его развития предметов);

  • курс музицирования (преимущественно для подростков) – первоначальные навыки игры на одном-двух инструментах и коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр);

  • класс эстетического воспитания (для детей от 6 лет) – знакомство с музыкальными инструментами, первоначальные навыки игры на одном или нескольких инструментах, коллективное музицирование (Орф-ансамбль, элементарный танец и народная игра), ИЗО.



КЛАСС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДШИ с. Амзя


Есть немало детей, которые хотят учиться и музыке, и изобразительному искусству, в этом их поддерживают и родители. Но практика показывает, что обучение одновременно на двух отделениях ДШИ в большинстве случаев приводит к перегрузке даже самых способных, т.к. действующие Программы как музыкального, так и художественного отделения нацелены сразу на усвоение большого объема информации, овладение большим количеством навыков, к чему многие сегодняшние дети 7-9 лет не готовы.

Необходимость разностороннего развития (как и непосильность традиционных программ) для малоодарённых детей не менее очевидна.

Рост нагрузки на интеллект не только в начальной школе, но и в детском саду, диктует острую необходимость в занятиях, которые развивают эмоциональную, а не только интеллектуальную, сферу. Кроме того, известно, что современная жизнь буквально обездвиживает ребёнка (даже в сельской местности досуг детей чем дальше, тем больше заполнен просмотром телепередач и компьютерными играми). Отсюда необходимость в учебном плане занятий, включающих движение, причём такое, которое не воспринималось бы детьми как навязанное им.



Класс эстетического воспитания дает возможность детям попробовать себя в разных видах деятельности, развить свои творческие способности, сделать сознательный выбор.

Предусмотрен индивидуальный подход не только к каждому ребенку, но и к каждой учебной группе. В зависимости от возраста учащихся в группе и ее возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения. Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребенком собственного «образовательного маршрута».

Музыкальные групповые занятия (Коллективное музицирование, Элементарный танец и народная игра) проводятся преимущественно в игровой форме и содержат речевые и вокальные упражнения, импровизацию, музицирование на Орф-инструментах, движение, а также упражнения в общении – элементарные танцы, коммуникативные игры, в т.ч. народные. Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования.

Занятия по изобразительному искусству направлены на ознакомление с основами изобразительного искусства, а также на выявление творческих способностей детей.

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент; возможно, пение) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход, учет уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п.
Все это соответствует «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 3.06. 2003г.3:

«Содержание образовательных программ должно быть направлено на:



- создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей».


Учебный план класса эстетического воспитания







Наименование предмета

Количество уроков в неделю


Итоговая аттестация







0****

I

II

III

IV

V




1

Основы изобразительной грамоты

1,5

2

2

2

2

2

V

2

Элементарный танец и народная игра

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

-

3

Коллективное музицирование*

1

1 -1,5

1-1,5

1-1,5

1-1,5

1-1,5

-

4

Музыкальный инструмент (музицирование)** или вокал

-

0,5-1

1

1

1

1

V

5

Предметы по выбору***

-

-

0,5-3

0,5-3

0,5-3

0,5-3

V

Итого




4

5(6)

6-9

6-9

6-9

6-9



* Сейчас у нас это Орф-ансамбль, но возможен хоровой ансамбль, ансамбль народных инструментов, музыкальный театр и т.д. в зависимости от квалификации преподавателя.

** Подбор, аккомпанемент, ансамбль, импровизация и т.д., в зависимости от возможностей и склонностей ученика.

*** Любые предметы, преподающиеся в ДШИ, по согласованию с преподавателями и администрацией.

**** Групповые занятия для дошкольников – при наличии достаточного количества желающих, с октября по апрель.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) В качестве ориентира взят учебный план ОП общего эстетического образования (Примерные учебные планы ОП по видам искусств для ДШИ - Москва 2003)

С учётом целей и возможностей ДШИ с.Амзя, специфики контингента, социального запроса используемый нами учебный план имеет существенные отличия:

- с 1-го по 5-й год обучения преподаётся предмет «Орф-ансамбль»4

- вместо предмета «Ритмика/Танец» преподаётся предмет «Элементарный танец и народная игра»

- предметы «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Хоровой ансамбль и сольфеджио» не включены в учебный план; но в рамках предмета по выбору учащиеся, начиная со второго года обучения, могут посещать предметы «Слушание музыки», «Хор», «Сольфеджио»

- вместо двух разных предметов «Музыкальный инструмент» и «Музицирование» введён один предмет «Музицирование», название которого отражает приоритетное направление работы преподавателя на индивидуальном уроке.



  • увеличенное количество предметов по выбору (а также предоставляемая учащимся возможность не посещать, по согласованию с родителями, часть предметов учебного плана) действительно позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику.

2) I-V – год обучения в классе эстетического воспитания; не «класс», а именно «год обучения». Это принципиально, т.к. с понятием «класс» связан определённый стереотип – требование соответствия некоему уровню «знаний, умений и навыков». «Год обучения» говорит только о времени, проведённом в школе.


3) Промежуточная аттестация (в конце каждого учебного года):

  • концерт и выставка художественных работ

  • характеристика каждого ученика с оценкой его продвижения, достижений и проблем

  • традиционные оценки (отметки) по предметам допустимы, но не обязательны; целесообразность их выставления - по усмотрению каждого преподавателя.




  1. Итоговая аттестация: выпускной экзамен в форме открытого концерта, в программу которого входят сольные и ансамблевые концертные номера, отражающие достигнутый группой и каждым учащимся уровень в освоении музыкальных предметов; выставка художественных работ. Характеристика, включающая напутствие выпускнику, рекомендации по его дальнейшему образованию.

Учебный план составлен исходя из возможностей нашей ДШИ и может быть изменен, но не в сторону увеличения обязательной учебной нагрузки.

Предполагается, что пятилетний курс обучения будут проходить не все учащиеся. После любого класса ученик может быть переведен, с учетом его пожеланий и возможностей, на музыкальное или художественное отделение школы. При этом вопрос о том, в какой именно класс зачисляется ученик, решается в каждом случае индивидуально. После завершения полного курса выпускник отделения общего эстетического образования при желании также может быть зачислен на муз. или худ. отделение ДШИ в тот класс, требованиям которого соответствует достигнутый им уровень. Таким образом, каждый ребёнок в конечном счете имеет возможность пройти полный курс на одном из отделений ДШИ, а обучение в классе эстетического воспитания даст ему возможность повзрослеть и постепенно втянуться в учебную деятельность. Не будут чувствовать себя ущербными и малоодаренные ученики – они покинут школу успешными выпускниками класса эстетического воспитания, за годы обучения в меру своих возможностей приобретя навыки музицирования, познав азы изобразительного искусства и, можно надеяться, сохранив интерес к искусству.


КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ


(Орф-ансамбль, элементарный танец и народная игра)
программа для Отделения общего музыкального развития

ДШИ с. Амзя5

Музыкальные групповые занятия (Орф-ансамбль, Элементарный танец и народная игра) занимают в учебном плане класса эстетического воспитания «место» теоретических предметов, но, в соответствии с его спецификой, проводятся преимущественно в игровой, практической форме. Они дополняют индивидуальные уроки, развивая в условиях коллективного музицирования творческую инициативу, чувство ансамбля, координацию движений и ловкость, а также способствуют музыкально-ритмическому воспитанию, развитию голоса, взаимообучению, дают возможность проработки различных социальных ролей в разных видах деятельности.

Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования, т.е. продолжительность «донотного» (устного) периода не регламентируется.

Предусмотрен индивидуальный подход к каждой учебной группе: в зависимости от возраста учащихся в группе и её возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения.6

Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребенком собственного

«образовательного маршрута»7.

Поэтому не представляется возможной детальная разработка поурочных и даже календарных планов; но определены основные направления работы.

Работа по этим направлениям также не может быть механически поделена на разные учебные предметы, занятия «Орф-ансамбль» и «Элементарный танец и народная игра» взаимосвязаны – это разные аспекты коллективного музицирования. В каждом из них в той или иной мере присутствуют следующие направления:





  1. Движение:

  • массажные, пальчиковые и др. игры

  • коммуникативные игры, в т.ч. народные

  • элементарный танец

  • импровизация движений

  1. Речевые и вокальные упражнения

  • сочинение, музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты)

  • работа с готовыми текстами – детский фольклор, поэзия, проза

  • развитие голоса, пение

  1. Музицирование на штабшпилях (Орф-инструментах)8:

  • импровизация

  • аккомпанемент

- сочинение, аранжировка

  1. Музицирование на ударных инструментах:

- звучащие жесты

  • звучащие предметы и «карманные инструменты»

  • изготовление инструментов

  • создание и чтение ритмических партитур

5. Знакомство с музыкой народов мира

  • слушание музыки

  • разучивание народных песен и танцев

  • разучивание пьес для ансамбля Орф-инструментов - аранжировок музыки народов мира

В работе могут присутствовать элементы музыкальной терапии, поэтому «рецептура» занятий (используемые игры, танцы, упражнения, репертуар) зависит от состояния каждой конкретной группы.



Используемый материал:

Пособия российских Орф-педагогов: Вячеслава Жилина, Илизы Сафаровой, Светланы Жилинской и др.

Сборники народных песен

Материалы международных Орф-семинаров


МУЗИЦИРОВАНИЕ


программа для отделения общего музыкального развития

ДШИ с. Амзя9
Наличие в учебном плане Отделения общего музыкального развития (ООМР) ДШИ с. Амзя предмета «Музицирование» в качестве альтернативы традиционному («Спец. инструмент») обусловлено рядом объективных причин.

1. Непосильность для значительной части учащихся традиционных программных требований, т.к. в ДШИ зачисляются все желающие, без конкурсного отбора.

2. Незаинтересованность родителей в профессиональном музыкальном будущем детей.

3. Загруженность детей в общеобразовательной школе – в связи с этим выраженная потребность в занятиях музыкой как в средстве восстановления сил и здоровья.

4. Востребованность в семье и социуме навыков практического музицирования.

Вопрос о качестве и количестве абитуриентов (будущих профессионалов) - не самый актуальный для педагогов сельской ДШИ10. Для нас важнее другое: место музыкальной школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, и как ей выжить – как привлечь интерес родителей и детей, как сохранять контингент учащихся и тем самым обеспечивать себе будущее? И, следовательно, как воспитывать не только музыкантов-профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто, наконец, приведет учиться ИМЕННО МУЗЫКЕ своих будущих детей – следующие поколения наших учеников, дефицит которых начинает ощущаться уже сейчас! Ведь музыканты-профессионалы – как исполнители, так и педагоги, – могут быть реально востребованы обществом только при наличии большого количества музыкантов-любителей, «потребителей» их «продукции».

Следуя известному принципу «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка», мы пытаемся найти свой вариант решения поставленных самим временем задач:


  • привлечение и сохранение контингента учащихся музыкального отделения ДШИ

  • природосообразное обучение музыке.

Проблему сохранения контингента учащихся невозможно снять только корректировкой существующих программ (в сторону снижения требований). «Производство» концертных исполнителей и воспитание любителей музыки – это совершенно разные задачи, хотя исторически сложилось именно так, что для решения обеих детская музыкальная школа в основном копирует консерваторию. 11

Пора выработать новые представления о результатах, к которым должна стремиться музыкальная школа. Воспитание любителей музыки должно стать самостоятельной целью (наряду с предпрофессиональным образованием одарённых детей), а не проводиться «по остаточному принципу». Именно поэтому основным содержанием занятий с начинающими – как в группе, так и на индивидуальном уроке – должно быть музицирование, а не изучение музыки.

«Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.» (Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для ДШИ, Москва 2003) Традиционно – это лишь небольшой и не очень существенный эпизод урока специальности, посвящённого в основном выучиванию некоторого количества произведений для исполнения их на академических концертах и экзаменах. Кроме того, здесь музицирование представлено в рамках традиционного академического (нотно-письменного) варианта обучения.

Введение в учебный план «Музицирования» как отдельного учебного предмета наряду со спец. инструментом целесообразно для сильных учеников, но настоящая Программа предназначена для учеников, изначально не осваивающих игру на инструменте как «специальность».

Это дети


  • не обладающие выраженными способностями, но желающие учиться музыке,

  • способные, но недостаточно выносливые и целеустремлённые для профессиональных занятий,

  • часто болеющие

  • и другие, для которых по разным причинам предпочтителен такой вариант обучения.

Опыт нашей школы показывает, что, начиная в таких случаях с практического музицирования, мы ничем не рискуем, наоборот – оставляем возможность перехода в перспективе к более «серьёзным» занятиям. Напротив, бескомпромиссная требовательность к таким детям часто уже на начальном этапе занятий приводит к хроническому неуспеху и уходу не только из ДШИ, но вообще от занятий музыкой.

Необходимость полноценного и достаточно продолжительного устного («донотного») периода в обучении музыке аргументированно отстаивается в современной музыкально-педагогической литературе.12

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход – с учетом уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п. Выбор инструмента (инструментов) для музицирования – с учётом пожеланий ученика и его родителей.

Приветствуется как параллельное обучение игре на двух инструментах (баян и гитара, фортепиано и блок-флейта и др.), так и переходы от одного инструмента к другому (время обучения на каждом инструменте не регламентируется, но переходы рекомендуются по окончании учебного года).

Параллельное обучение музицированию на разных инструментах может проходить как в рамках одного комбинированного урока (1,5 часа), так и на отдельных уроках (1 час – основной инструмент, 1 час – инструмент «по выбору»).

Возможные варианты:

Музицирование (фортепиано) – 1 час в неделю.

Музицирование (гитара) –1 час в неделю.

Музицирование (баян или аккордеон) – 1 час в неделю.

Музицирование (блок-флейта) – 1 час в неделю.

Музицирование (фортепиано/другие инструменты) – 1,5 часа в неделю.

1. Музицирование (фортепиано)

преподаётся на Отделении общего музыкального развития (ООМР), в т.ч. – учащимся класса эстетического воспитания, курса музицирования (как основной инструмент или инструмент по выбору); учащимся художественного отделения как предмет по выбору,

– и предполагает:

увеличение продолжительности устного («донотного») периода, переосмысление его значения;

другую последовательность приобретаемых навыков игры на фортепиано, другую их иерархию;

преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента по отношению к исполнению сольных произведений;

по возможности – знакомство одновременно с другими инструментами (гитара, блокфлейта, Орф-инструменты, самодельные инструменты), игру в ансамблях с их участием;

воспитание креативности ученика как необходимого условия его роста.


1-й –2-й годы обучения

Знакомство с инструментом. Игры-упражнения для организации контакта с инструментом. Спонтанная импровизация, свободные диалоги, диалоги-эхо.

Ритмические игры-упражнения. Остинато. Бурдон. Пентатоника. Диатоника.

Подбор баса, исполнение простого аккордового аккомпанемента к песням. Игра в ансамбле с педагогом. Поощрение сочинения песен и пьес. Знакомство с нотной записью, с буквенными обозначениями аккордов. (Но не рекомендуется форсировать темп освоения игры по нотам у детей с неразвитыми музыкальными представлениями.13)

Главный критерий успешности первого-второго года занятий – радость и энтузиазм ученика, дружба с инструментом, наличие охотно исполняемого любимого репертуара.
3-й – 4-й годы обучения

Продолжение освоения устной музыкальной традиции. Пение с аккомпанементом – разнообразные фактурные формулы. Импровизация в ансамбле с педагогом (граунд-бит и соло), фактурные вариации на аккордовые темы.

Подбор и транспонирование простых мелодий. Мелодия + бас.
По мере развития музыкальных представлений – упражнения в чтении с листа, разучивание по нотам ансамблей, аккомпанементов, сольных произведений.

Соотношение «устного» и «нотно-письменного», творчества и воспроизведения, ансамблевого и сольного, художественного и инструктивного в репертуаре – по усмотрению преподавателя, с учётом возможностей и предпочтений ученика.

Главный критерий успешности продвижения – инициативность ученика, его заинтересованность в учении, в освоении нового.

5-й – 6-й годы обучения (для семилетнего срока обучения)

Сформированные к этому времени навыки ученика, его интересы к тем или иным жанрам и стилям музыки помогут преподавателю определить перспективу дальнейших занятий. Это может быть как переход к традиционному репертуару фортепианного отделения ДШИ, так и продолжение занятий практическим (любительским) музицированием.

Главный критерий успешности продвижения – осознанное стремление ученика к совершенствованию, целеполагание, рост самостоятельности в занятиях.
Промежуточная аттестация.

В течение каждого учебного года проводятся концерты для родителей, общешкольные тематические концерты, в которых принимают участие ученики ООМР.

В конце каждого учебного года ученик исполняет 2-3 произведения разных жанров на академическом концерте (с оценкой).

Годовая оценка выводится с учётом общего продвижения и творческой активности ученика и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте.

Для учащихся класса эстетического воспитания итог каждого года – концерт для родителей, программа которого составляется из ансамблевых и сольных выступлений. Оценка за год может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика ученика с перечислением достижений и задач на будущее). Приветствуются эксперименты преподавателей (баллы14, уровни), направленные на совершенствование системы оценок в сторону её большей понятности и полезности для учеников.
Последний год обучения (5-й или 7-й).

Итоговая аттестация

Преподаватель определяет общую направленность занятий, исходя из достигнутых успехов и предпочтений ученика, помогает ему определиться с выбором цели последнего года обучения (совершенствование в чтении с листа, в исполнении сольного или ансамблевого репертуара и т.д.).

Программа, исполняемая на выпускном экзамене по предмету «Музицирование (фортепиано)», может включать в себя


  • сольные произведения традиционного репертуара музыкальной школы (сложность не регламентируется, она должна соответствовать реальным возможностям ученика)

  • фортепианные ансамбли

  • аккомпанемент (или пение с аккомпанементом)

  • собственные сочинения ученика.

Исполнение оценивается по пятибалльной шкале (для выпускника класса эстетического воспитания – словесно, в характеристике-рецензии).

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т.к. выводится с учётом всей работы ученика, его способностей, увлечённости, темпа продвижения.




Методические пособия:

Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке» (Л. 1988)

Н.А. Бергер «Современная концепция и методика обучения музыке»

(изд. КАРО Санкт-Петербург 2004)

Ян Достал «О начальном обучении менее способных детей»

В. Живайкин «Школа блюза, буги-вуги и рок-н-ролла»

В. Жилин «Организация креативности»,

«Организация успеха»

В. Каневский Материалы семинаров «Сделай музыку сам» (Амзя 1999 – 2000);

«Рок и век»

А. Коновалов «Донотыши» (Курган 1998)

И. Сафарова «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург 1994)

Г.Хохрякова «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?» (1998)
Примерный репертуар:

Сборники детских, народных, авторских песен - по выбору педагога

«Первые шаги. Пособие для начинающих» (Ростов-на-Дону РИО 1992)

Н. Бергер, Н. Яцентковская, Р. Алиева «Младенец музицирует» (изд. «Мудрость» С-Петербург 2003)

И.С. Королькова «Крохе-музыканту» (Ростов-на-Дону)

Минков «Наши первые шаги» (Уфа 1997)

Т.Смирнова - репертуарные тетради курса «Allegro» (Москва)

Обучение с увлечением. Антология (Москва)

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому музыканту» (С-Петербург)

«Весёлые нотки» (и др. репертуарные сборники) сост. С.А. Барсукова (Ростов-на-Дону 2006)

Н. Торопова «Музыкальные зарисовки» (Ростов-на-Дону 2005)

«Играем – джаз» сост. Н.И. Платонова (С-Петербург 1994)

Anne Terzibaschitsch «Klassik & Pop»

Серия: Знакомство с шедеврами классики (Фортепиано) Челябинск, MPI

Пьесы башкирских композиторов для фортепиано (Уфа 1999)

«Любимые пьесы» сост. В.Алексеева (М. Музыка 1994)

Ж. Металлиди «Мой Чайковский», «Мой Бизе» и др. сборники лёгких переложений популярной классической музыки

О.Хромушин «Лунная дорожка. Джазовые пьесы для ф-но» (Ростов-на-Дону

2003)

М. Шмитц Мини-джаз, Мини-рок – серия сборников



И. Хисамутдинов «Нетрудные пьесы для ф-но» (Уфа 2003)
... а также другие интересные и доступные ученику произведения различных стилей, жанров, эпох.
По мере продвижения ученика возможен переход к требованиям Примерной программы для ДМШ и ДШИ «Фортепиано» и соответствующему репертуару.


2. Музицирование (фортепиано/другие инструменты)

За счёт увеличения времени индивидуального урока до 1,5 часа расширяются возможности знакомства с несколькими музыкальными инструментами параллельно (но на первом–втором году обучения с детьми младшего возраста обычно достаточно продолжительности урока 1 час). Такие занятия могут быть уместны в следующих случаях:



  • ученик не имеет ярко выраженного стремления играть на каком-либо одном музыкальном инструменте (целесообразно познакомить его с несколькими);

  • любимый инструмент – фортепиано, но родители не могут его приобрести, нет условий для домашних занятий (в таких случаях плодотворно, например, сочетание: фортепиано и блок-флейта, фортепиано и гитара);

  • есть одинаковый интерес к музицированию на различных инструментах.

Приобретение первоначальных навыков игры на нескольких инструментах (блок-флейта, гитара, фортепиано, Орф-инструменты – штабшпили и ударные), как показывает опыт, очень привлекательно для детей и приносит немалую пользу:

знакомство с разными тембрами и способами звукоизвлечения обогащает, развивает слуховые представления ребёнка;

расширяются возможности организации успеха, т.к. при затруднениях в овладении одним инструментом можно переключиться на другой или другие;

расширяются возможности ансамблевой игры;

растёт музыкальный кругозор;

появляется уверенность в своих силах;

появляются предпосылки осознанного выбора инструмента для дальнейшего «серьёзного» обучения.

Один из инструментов, осваиваемых в ходе занятий, может быть «основным», но это не обязательно. Возможна смена «основного» инструмента в любое время и на любой период.

Возможные сочетания:

фортепиано, гитара;

фортепиано, блок-флейта;

гитара, блок-флейта;

фортепиано, гитара, блок-флейта.

В каждом из этих случаев целесообразно также обращение к Орф-инструментам (штабшпилям и ударным).

Темп прохождения материала – индивидуальный в каждом случае.

Репертуар и последовательность приобретения навыков:

- фортепиано, гитара – см. соответствующие разделы настоящей Программы;

- блок-флейта – возможный путь изложен, например, в пособии:

Рокитянская Т.А. Обучение игре на блок-флейте в группе. Вып.1-2 (Москва 1999-2000)


Предмет «Музицирование (фортепиано/другие инструменты)» может изучаться как на протяжении всего периода обучения, так и в отдельные годы обучения, в т.ч. последний (выпускной). Выпускная программа в таком случае может включать в себя произведения для разных инструментов.

3. Музицирование (гитара)

Гитара как инструмент по выбору преподаётся учащимся музыкального и художественного отделений ДШИ с. Амзя, а также как основной инструмент – учащимся ООМР (класс эстетического воспитания и курс музицирования). Обучение музицированию на гитаре организовано в ДШИ по многочисленным просьбам детей и родителей и ведётся преподавателями других специальностей, владеющими гитарой и занимающимися самообразованием.

Речь не идёт в данном случае об изучении классической гитары как специальности, но курс обучения включает и ознакомление с классическим гитарным репертуаром. Срок обучения – три или пять
лет (три года – для подростков).
1-й –2-й годы обучения

Знакомство с инструментом. Игры-упражнения для организации контакта с инструментом. Спонтанная импровизация, свободные диалоги, диалоги-эхо.

Ритмические игры-упражнения. Остинато. Бурдон.

Подбор баса, исполнение простого аккордового аккомпанемента к песням. Игра в ансамбле с педагогом. Поощрение сочинения песен. Знакомство с нотной записью (возможно, с табулатурой), с буквенными обозначениями аккордов. (Не рекомендуется форсировать темп освоения игры по нотам у детей с неразвитыми музыкально-слуховыми представлениями – см. стр. 12)

Главный критерий успешности первого-второго года занятий – радость и энтузиазм ученика, дружба с инструментом, наличие любимого, охотно исполняемого репертуара.
3-й – 4-й годы обучения (для пятилетнего срока обучения)

Продолжение освоения устной музыкальной традиции. Пение с аккомпанементом – разнообразные фактурные формулы (несколько вариантов «боя», «перебора»). Подбор и транспонирование песен.

По мере развития музыкально-слуховых представлений – упражнения в чтении с листа, разучивание по нотам ансамблей, аккомпанементов, сольных произведений.

Соотношение «устного» и «нотно-письменного», творчества и воспроизведения, ансамблевого и сольного, художественного и инструктивного в репертуаре – по усмотрению преподавателя, с учётом возможностей и предпочтений ученика.

Главный критерий успешности продвижения – инициативность ученика, его заинтересованность в учении, в освоении нового.
Промежуточная аттестация.

В течение каждого учебного года проводятся концерты для родителей, общешкольные тематические концерты, в которых принимают участие ученики, обучающиеся музицированию на гитаре.

В конце каждого учебного года ученик исполняет 2 произведения на академическом концерте (с оценкой). Годовая оценка выводится с учётом общего продвижения ученика, его творческой активности, и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте.

Для учащихся Класса эстетического воспитания итог каждого года – концерт для родителей, программа которого составляется из ансамблевых и сольных выступлений. Оценка за год может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика ученика с перечислением достижений и проблем).


Последний год обучения (3-й или 5-й)

Итоговая аттестация

Преподаватель определяет общую направленность занятий, исходя из достигнутых успехов и предпочтений ученика, помогает ему определиться с выбором цели последнего года обучения (совершенствование в чтении с листа, в исполнении сольного или ансамблевого репертуара, в подборе, в пении с аккомпанементом).

Программа, исполняемая на выпускном экзамене по предмету «Музицирование (гитара)», может состоять из 2-х и более произведений. Это могут быть


  • аккомпанемент (или пение с аккомпанементом, в т.ч. песен собственного сочинения)

  • ансамбли

  • сольные произведения традиционного репертуара музыкальной школы (сложность не регламентируется, она должна соответствовать реальным возможностям ученика)

Исполнение оценивается по пятибалльной шкале (для выпускника класса эстетического воспитания – словесно, в характеристике-рецензии).

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т.к. выводится с учётом всей работы ученика, его способностей, увлечённости, темпа продвижения.
Методические пособия, примерный репертуар:

В. Жилин «Любительское музицирование на гитаре. Аккомпанемент-I» (Челябинская область 1996г)

Сборники детских, народных, авторских песен.

В. Донских «Я рисую музыку» (С-Петербург 2004)

«Нарисуй картинку музыкой» (С-Петербург 2006)

Калинин «Юный гитарист»

Л. Иванова «Пьесы для начинающих» (С-Петербург 2000)

«Детские пьесы» (С-Петербург 1998)

«Юному гитаристу» (С-Петербург 2003)

О. Киселёв «Альбом юного гитариста» (Челябинск MPI 2006)

Е. Поплянова «Путешествие на остров Гитара» (С-Петербург 2004)

«Счастливые башмаки» (Челябинск MPI 2006)

В. Козлов «Маленькие тайны сеньориты Гитары» (Челябинск MPI)

Л. Шумеев «Серебряные струны» (Москва 2006)

«Юному гитаристу» Сост. Ю. Пермяков (С-Петербург 2004)
... а также другие интересные и доступные ученику произведения различных стилей, жанров, эпох. 15

Цели и задачи совершенствования образовательной деятельности ДШИ16



«...цели и задачи развития

малокомплектной сельской школы

искусств могут значительно

отличаться от целей и задач

базовых школ искусств

региональных центров».

(Методические рекомендации по

созданию программы развития ДШИ)
Поскольку образовательная деятельность ДШИ с. Амзя направлена прежде всего на воспитание подготовленного и активного любителя музыки (изобразительного искусства), человека, досугом которого впоследствии с большой долей вероятности будет искусство, постольку сам учебный процесс должен быть максимально привлекательным для учащегося, и в то же время должен содержать активную деятельность в избранной сфере искусства.

Важнейшее значение имеет и усиление культурно-просветительской деятельности ДШИ с. Амзя, работа в этой сфере с родителями, учащимися общеобразовательной школы, населением, что может быть достигнуто только совместной творческой деятельностью преподавателей и учащихся.

Именно поэтому в школе максимально поощряется творчество учащихся, каждому предоставлена возможность регулярно участвовать в школьных, классных концертах, выставках и других мероприятиях с. Амзя.

В перспективе намечено еще теснее координировать деятельность музыкального и художественного отделений, повысить культурно-просветительную роль ДШИ в жизни с. Амзя, в большей степени подчинить учебный процесс концертно-выставочной деятельности школы. Возможно создание школьной филармонии (изучается опыт работы школьной филармонии «Вера – Надежда – Любовь» ДШИ №4 Ленинского района г. Екатеринбурга).

В условиях отсутствия конкурса и «проверки данных» при поступлении в школу требования к выпускнику ДШИ, безусловно, должны быть разными. Ближайшие количественные результаты (успешность концертных и экзаменационных выступлений, техническая оснащённость, объём усвоенного теоретического материала и т.д.) не должны абсолютизироваться; внимание должно уделяться отдалённым качественным результатам обучения, которые невозможно проверить и учесть традиционными методами, но которые обычно бывают легко предсказуемы уже «на выходе» выпускника из школы, а именно: будет ли он продолжать самостоятельные занятия искусством и, следовательно, стала ли учёба в ДШИ стартовой площадкой для его дальнейшей деятельности (самообразования) в этой сфере, а также – станут ли нашими учениками будущие дети наших выпускников. Стремясь организовать сегодня успех каждого ученика, обеспечивая привлекательность занятий искусством, мы закладываем фундамент своего существования в будущем. Этому способствует знакомство коллектива преподавателей с идеями гуманистической педагогики, поиск и адаптация к условиям нашей школы методик, позволяющих без перегрузок максимально раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.

ВЫПУСКНИКАМ ДШИ с. Амзя

Если неприятность вдруг у вас случится,

Если доведётся встать не с той ноги,

Вспомните, как классно было вам учиться,

У прекрасных педагогов нашей ДШИ.

И улыбка без сомненья

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Если вас достанут точные науки,

Школьные задания высушат мозги,

Пыльную гитару вы возьмите в руки –

И найдите в старой папке нотные листки.

И улыбка без сомненья

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Если с неба льётся бесконечный дождик,

Серая погода и просвета нет,

Кисточки и краски доставай, художник –

Чтоб раскрасить всё на свете в свой любимый цвет.

И улыбка без сомненья

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Будет небо выше, будут звёзды ярче,

Сильных впечатлений хватит для души,

Только не ленитесь приходить почаще

На концерты, выставки в родную ДШИ!

И улыбка без сомненья

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Вы пришли когда-то смешными малышами,

Мы вам на прощанье скажем без затей:

Лет через пятнадцать встретимся мы с вами –

Приведёте к нам учиться ваших малышей!

И улыбка без сомненья

Вдруг коснётся наших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше нас!


1 Сборник нормативно-правовых документов выпуск 15 МК и НП РБ, Уфа-2005 стр.59

2 Там же

3 Сборник нормативно-правовых документов выпуск 15 МК и НП РБ РУМЦ по образованию Уфа-2005


4 «Орф-ансамбль» и «Элементарный танец и народная игра» - варианты коллективного музицирования, в содержании занятий много общего, но преобладают разные виды деятельности (в первом - музицирование, во втором - пение и движение).

5 Этот текст мы составили как рабочую программу для внутреннего употребления, но предъявили и аттестационной комиссии. Какой-либо негативной реакции не последовало, хотя текст явно нуждается в доработке. Проверяющие – тоже люди.

6 «Природная музыкальность детей проходит в своем становлении определенные этапы, и их невозможно миновать без ущерба для музыкального развития. Независимо от возраста каждый ребенок на начальном этапе обучения должен сделать совершенно определенные – первые шаги в музыкальное искусство, познакомившись практически с его простейшими элементами. Эти шаги в самом общем виде моделируют квазиисторический путь становления музыкального искусства.

Реконструкция музыкально-исторического процесса в педагогических целях целесообразна не только как возможность учить детей в соответствии с особенностями их развития (естественно эволюционно). В этом случае удастся в общем плане реализовать одну из самых передовых и привлекательных идей современной мировой педагогики: обучение и изучение чего-либо как открытие заново известного знания.

Педагогический путь к творческому музицированию, который мы считаем целесообразным и методически оправданным – это путь естественной эволюции музыкальности человека.» (Т.Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Москва УРСС 2003)


7 «Принципы диагностики процесса творческого музицирования с детьми описаны нами в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать этот урок как успешный. Принимая во внимание всё вышесказанное, мы считаем его удачным, если:

  • удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;

  • дети были активны и раскрепощены, в их действиях отсутствовали страх и неуверенность, они не ощущали себя беспомощными;

  • в урок естественным образом оказались вплетены и собственные идеи детей; запланированное содержание урока приобрело новое качество и обогатилось в результате совместной творческой работы;

  • удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;

  • удалось избежать откровенного манипулирования детьми и осуществить задуманное на основе взаимодействия с ними;

  • урок принёс всем воодушевляющее удовлетворение.

Таковы, на наш взгляд, главные принципы оценки урока творческого музицирования. Они выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального обучения, а гуманистическую.

... В современном технократическом мире обучение музыке уже не может рассматриваться лишь как школьный предмет, который даёт специфически музыкальные знания, подобные математическим или историческим. Урок музыки, который в обучении через творчество способствует высвобождению первичной креативности детей, раскрепощает глубинные слои их психики, создает условия для эмоционального самопознания и самовыражения, должен занять особое место среди преподаваемых в школе предметов.

Специальное культивирование ситуаций, в которых возможно проявление спонтанности и креативности, не являются средством для какой-нибудь внешней цели. Творческие ситуации сами являются целью, так как состояние творчества является идеальным для самого лучшего функционирования человека, когда он способен к самореализации и эффективен как личность. Подобное обучение – современная мировая образовательная необходимость, в нём заложены возможности, полностью о которых мы можем только догадываться». (Т.Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Москва УРСС 2003)


8 Орф-инструменты используются в сочетании с блокфлейтой, гитарой, пением и движением.


9 Этот текст мы составили как рабочую программу для внутреннего употребления, но предъявили и аттестационной комиссии. Какой-либо негативной реакции не последовало, хотя текст явно нуждается в доработке. Проверяющие – тоже люди.

10 «...цели и задачи развития малокомплектной сельской школы искусств могут значительно

отличаться от целей и задач базовых школ искусств региональных центров». (Методические рекомендации по созданию программы развития ДШИ)



11 «… я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. …надо работать по-разному с теми учениками, которые имеют основание избрать музыку профессией, и с теми, из кого музыканта-профессионала получиться не может. Между тем обычно педагоги занимаются одинаково со всеми, стараясь прививать специфически пианистические навыки тем, кому гораздо важнее было бы получение более элементарных навыков, развитие слуховых и общемузыкальных данных, знакомство с музыкальной литературой и т.п.» (А. Гольденвейзер. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2.М., 1967)

Противоположную, но только на первый взгляд, точку зрения высказывает Л.Баренбойм: «…в сфере педагогического воздействия на начальном этапе фортепианного обучения находятся дети, которые in futurum должны разделиться на две группы; на меньшую – это те, кому суждено стать профессионалами (но, повторяю, не только пианистами и, уж конечно, не только пианистами-виртуозами), и большую – те, кто станет «просвещенными любителями» или просто хорошо разбирающимися в музыке слушателями. … работа с ними должна была бы вестись в смысле общих принципов одинаково… всех, всех без исключения надо так обучать, чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителями, ибо и будущий профессионал, чтобы быть подлинным профессионалом, должен любить музыку и музицирование. Мне как-то даже неловко, что я вынужден повторять этот трюизм. А возвращаться к нему приходится потому, что уже на самых первых ступенях обучения педагоги об этом важнейшем положении забывают и, работая с детьми, проявившими какие-то музыкальные способности, сразу же обращаются к «специализации»… так педагог музыки превращается в учителя (одной лишь) игры на фортепиано». (Л. Баренбойм. За полвека. Л., 1989)



12 «...Вообще преподавателю не стоит спешить ни с началом игры по нотам, ни даже с последовательным усвоением нотного письма. Игра по нотам – это не только сложная и для большинства детей поначалу утомительная мыслительная деятельность. Она таит в себе помимо того ещё и принципиальную опасность, связанную с будущим музыкальным развитием ребенка: чем меньше развита музыкальность, тем скорее может случиться, что ученик, облегчая себе чтение нот, начнёт воспринимать ноту не как обозначение для звука (то есть для явления, относящегося к слуху), а как обозначение для клавиши (то есть для определенного видимого элемента клавиатуры). Увидев ноту, он просто представит себе клавишу и приведет в действие двигательный аппарат своей руки, чтобы нажать её. Это относительно легко, и кажется, что подобным образом можно отлично решить задачи фортепианного обучения. Но через два, три, четыре года выявляется неизбежный результат – неохота к дальнейшей игре. Ибо при таком способе игры совершенно сведены на нет слуховые представления; нотный текст ассоциируется исключительно с реализацией зрительных представлений (нажатие разных клавиш), а не с реализацией музыкальных мыслей.» (Ян Достал. О начальном обучении менее способных детей. Цит. по изданию: Как научить играть на рояле. Первые шаги. Классика-XXI, Москва 2005)
«Следует увеличить «донотный» период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже после того, как ребёнок играет и поёт ряд песенок, показанных ему педагогом). Согласно известной теории психолога Гальперина, сознательное изучение ребёнком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учёбе» («Баян. Примерная программа для ДМШ и ДШИ». Сост. Скворцов С.И. Москва 2005)

См. также: Бьёркволл Юн-Руар «С Музой в душе» (перевод с норвежского, С-Петербург 2001)

Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи...» (Москва УРСС 2003)

Рокитянская Т.А. Программа «Каждый ребёнок – музыкант» (Москва 1999)



Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача» (Тверь 1996)



13 «Необходимо осознавать, что игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений». (Ян Достал. О начальном обучении менее способных детей. Цит. по изданию: Как научить играть на рояле. Первые шаги. Классика-XXI, Москва 2005) См. также сноску 12.

14 Ориентиром может послужить, например, статья В.А. Жилина «Игра в баллы» (Вестник педагогического общества Карла Орфа №15 2007 г)

15 среди новинок последнего времени – пособие В. Каневского к его семинару «Гитара со всех сторон»

16 из Программы развития ДШИ с. Амзя (2008 г.)



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет