Музыка россии XIX века



бет1/4
Дата17.06.2016
өлшемі2.22 Mb.
#143618
  1   2   3   4
МУЗЫКА РОССИИ XIX ВЕКА

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой — русский фольклор.

Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное — получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859 г.). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты по определённому тематическому плану, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и т. д. В стране была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.



114

В XIX в. огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ

(1787—1851)

Композитор Александр Александрович Алябьев родился в старинной дворянской семье. В молодости он служил в армии, участвовал в Отечественной войне 1812 г. Впоследствии оставил военную службу и посвятил себя творческой деятельности. Алябьев — автор известных романсов: «Я вас любил», «Зимняя дорога» (оба на стихи Александра Сергеевича Пушкина), «Соловей» и др. «Соловей» (на стихи Антона Антоновича Дельвига) особенно любим слушателями, его часто включают в репертуар многие знаменитые певицы. Ференц Лист, покорённый красотой этого произведения, сделал переложение романса для фортепиано. Мелодии Алябьева близки к русской народной музыке простотой и искренностью.



Александр Александрович Алябьев.

АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ

(1801—1848)

Композитор Александр Егорович Варламов — автор популярных романсов.





Александр Егорович Варламов.

Всего он создал около двухсот произведений этого жанра, преимущественно на стихи русских поэтов («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Варламов был известен также как певец, гитарист, дирижёр и педагог. Он написал одно из первых русских учебных пособий для вокалистов — «Полная школа пения» (1840 г.).

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЁВ

(1803—1858)

Александр Львович Гурилёв был сыном крепостного музыканта (в 1831 г. он вместе с отцом получил вольную). Композитор, пианист, скрипач, альтист и педагог, Гурилёв прославился как автор песен и романсов. Наиболее известны его песни «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка» и романсы «Разлука», «Вам не понять моей печали». Помимо вокальной лирики композитор работал в жанрах фортепианной музыки, собирал и обрабатывал народные песни.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ

(1799—1862)

Творчество Алексея Николаевича Верстовского связано, прежде всего, с оперными жанрами. В течение тридцати пяти лет он был служащим Московских Императорских театров — этот период получил в театральном мире название «эпоха Верстовского». Наиболее известные его оперы — «Пан Твардовский» (1828 г.), «Вадим» (1832 г.), «Аскольдова могила» (1835 г.). Он также прославился романсами, кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме («Чёрная шаль», «Три песни скальда» и др.).





Алексей Николаевич Верстовский.

115

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX столетия характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. В России получили развитие практически все основные жанры европейской оперы и камерного пения. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

(1804—1857)

Творчество Михаила Ивановича Глинки стоит у истоков русской композиторской школы, а его произведения, методы работы, отношение к музыкальным жанрам и традициям воспринимались в XIX столетии как образцовые. Получив серьёзное музыкальное образование в Европе, Глинка сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки, и во многом благодаря этому мастеру европейские жанры получили в России оригинальную трактовку.

М.И. Глинке были присущи основные черты художественного мышления европейских романтиков: стремление к смелым экспериментам, тонкий литературный вкус (свидетельство тому — постоянное обращение к поэзии А. С. Пушкина), острый интерес к отечественной

истории, любовь к народной музыке (причём не только русской). С одинаковым блеском композитору удавались как опера, так и вокальная миниатюра, что в Европе XIX в. встречалось довольно редко. И эта особенность Глинки сближает его музыку с наследием венских классиков, особенно с сочинениями Моцарта.

М.И. Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии. Детские годы композитора прошли в сельской усадьбе родителей. Ранние музыкальные впечатления оказались связаны с небольшим оркестром крепостных музыкантов, который принадлежал дяде Глинки. В репертуар оркестра входили русские народные песни и танцы, а также произведения зарубежных композиторов. В Новоспасском Глинка сделал первые шаги в музыке — по слуху играл на скрипке вместе с крепостными музыкантами.

В 1817 г. родители привезли сына в Петербург и определили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Уровень преподавания в пансионе был очень высоким. Глинка отлично учился; особенно больших успехов он добился в рисовании и языках: французском, немецком, английском, латыни (позже освоил испанский, итальянский, персидский). Будущий композитор начал серьёзно заниматься музыкой, брал уроки у известного ирландского пианиста, педагога и композитора Джона Филда (1782— 1837; жил в России с 1802 г.). Во время летних каникул в имении родителей Глинка разучивал и исполнял с крепостными музыкантами произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена и других европейских мастеров.

По окончании пансиона (1822 г.) Глинка решил посвятить себя музыке и уже к концу 20-х гг. стал известен в музыкальных кругах Петербурга.



Михаил Иванович Глинка.

116

Он принимал участие в популярных тогда любительских концертах и вечерах как пианист и певец (по свидетельству современников, Глинка обладал прекрасным баритоном), а как композитор пробовал свои силы в романсах и камерно-инструментальных сочинениях.

В 1830 г. Глинка отправился за границу. Он побывал в крупнейших музыкальных центрах — Милане, Неаполе, Венеции, Риме, Вене, Дрездене, встречался с выдающимися композиторами той эпохи — Беллини, Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом. В Берлине Глинка изучал теорию музыки под руководством известного немецкого теоретика и педагога Зигфрида Вильгельма Дена (1799— 1858). Полученные знания и знакомство с западноевропейской культурой оказали серьёзное влияние на формирование стиля композитора.

В 1834 г. Глинка вернулся в Петербург. Здесь были созданы основные произведения в жанрах оперной, симфонической и камерно-вокальной музыки. Своей главной задачей М.И. Глинка считал развитие традиций национального искусства. До него русские композиторы, обращаясь к фольклору, оставались на уровне простого подражания народным песням. Глинке же удалось почувствовать и воссоздать дух народной музыки, представить типы русских людей.

Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы — героико-эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с теми принципами, которые заложил Глинка.

Опера «Жизнь за царя» (в СССР в 30—80-х гг. было принято название «Иван Сусанин»; 1836 г.) написана на историко-патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII в. — борьбе русского народа против польских завоевателей. Сюжет произведения —

подвиг Ивана Сусанина — предложил Глинке поэт Василий Андреевич Жуковский.

«Жизнь за царя» — первая русская опера без разговорных диалогов; она основана на непрерывном музыкальном развитии. Музыкальную ткань сочинения пронизывают хоровые сцены. В частности, они открывают (хор «Родина моя») и завершают произведение (заключительный ликующий победный хор «Славься»).

В центре оперы — образ русского крестьянина Ивана Сусанина. Композитор подчёркивает нравственную силу героя. Для его музыкальной



Гостиная дома М.И. Глинки в селе Новоспасское. XIX в.



Афиша оперы «Жизнь за царя». Нижний Новгород. 1896 г.

117



Красная площадь. Эскиз декораций к опере «Жизнь за царя». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. 1886 г.

характеристики использованы интонации народных мелодий. Антонида, дочь Сусанина, — светлый и поэтичный («нежнограциозный», по определению самого Глинки) образ русской девушки. Собинин, жених Антониды, — ополченец, удалой, бесстрашный человек. Ваня, приёмный сын Сусанина, — «простосердечный», по словам Глинки, мальчик тринадцати лет. Образы молодых членов семьи Сусанина — Вани, Антониды, Собинина нарисованы в традициях и интонациях бытовой песни-романса.

Русским образам противостоит враждебный лагерь поляков. Развёрнутая хореографическая картина представляет «польский акт» оперы — пышный бал в старинном замке. Эта симфоническая композиция передаёт блеск, изящество и гордость шляхты — польской знати. Звучат мелодии и ритмы полонеза, мазурки, краковяка. Красота музыки завораживает, но в целом простота и задушевность «русских» сцен противопоставлена показной пышности «польского акта».

Наконец два лагеря сталкиваются непосредственно — польский отряд приходит в село Домнино к Сусанину и требует, чтобы тот провёл их к месту, где находится царь Михаил Романов. Сцена Сусанина с поляками в лесной чаще, куда он завёл их на погибель, — кульминация оперы. Развязка трагична — главный герой отдаёт жизнь за Россию. Ночью, в лесу Сусанин исполняет свой предсмертный монолог-речитатив «Чуют правду», переходящий в арию-молитву «Ты взойди, моя заря», в которой герой просит у Бога сил встретить последний час. В ней звучит и глубокая скорбь, и надежда. Музыка — медленная по темпу, строгая и сосредоточенная по настроению — напоминает церковные песнопения.

Опера «Жизнь за царя» имела большой успех. Высокую оценку дали этому произведению Пушкин и Жуковский. Сознание творческой победы вдохновило композитора на новые замыслы, и через несколько лет появилась опера-сказка «Руслан и Людмила» (1842 г.). Она написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. Неторопливость развития музыкального действия напоминает древние былины и сказания. В опере есть и народные обрядовые сцены, и красочные картины природы, и фантастические образы.



Афиша оперы «Руслан и Людмила». Большой театр, Москва. 1897 г.



Руслан. Эскиз костюма

к опере «Руслан и Людмила».

Постановка Мариинского театра,

Санкт-Петербург. 1913 г.

118

Миру русских богатырей (Руслан, Ратмир), песнопевца Бояна, князя Владимира противостоит сказочный мир волшебников — Черномора и Наины. Богатыри показаны с былинной серьёзностью и эпической величавостью. Черномор и Наина (как и незадачливый соперник Руслана — Фарлаф) нарисованы с несомненной долей юмора; автор как бы говорит слушателю: это всего лишь сказочные персонажи, скорее комические, чем злые. Главная характеристика Черномора, властелина волшебного замка, — полушутливый марш. В создании образов большую роль играет оркестр. Рисуя царство Черномора, композитор использует интонации музыки Востока. Перед слушателем проходят турецкий и арабский танцы, лезгинка. Заканчивается опера «Руслан и Людмила», как и любая сказка, победой добра над злом и торжеством любви.

Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно-вокальной музыки. Романсы композитора — совершенные образцы вокальной лирики. В них слушатель находит и отражение душевных переживаний автора, и картины природы, и бытовые зарисовки. Многие известные романсы, например «Я здесь, Инезилья», «Я помню чудное мгновенье», написаны на стихи А. С. Пушкина. Обращался Глинка и к творчеству В. А. Жуковского, А. А. Дельвига и других русских поэтов. На слова популярного в то время поэта Нестора Васильевича Кукольника композитор создал цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом» (1838 г.), а также знаменитый романс «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Фёдор Иванович Шаляпин.

Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической красотой. Музыка всегда соответствует поэтическому тексту и превосходно приспособлена к возможностям голоса. Фортепианная партия внешне несложна, но точно передаёт настроение стихотворения.

Для оркестра Глинка писал одночастные симфонические увертюры-фантазии. Лучшие его произведения в этом жанре — «Камаринская» (1848 г.), «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). «Камаринская», по общему мнению русских композиторов, положила начало отечественной симфонической музыке. «Испанские» увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» — блестящий пример освоения Глинкой интонаций и стиля испанской музыки. Пьеса для оркестра «Вальс-фантазия» (1856 г.) подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского.

Благодаря творчеству Михаила Ивановича Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Последующие поколения композиторов, да и просто любителей музыки, всегда высоко ценили вклад мастера в культуру России.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

(1813—1869)

Творчество Александра Сергеевича Даргомыжского достигло расцвета в 40—50-х гг. XIX в., когда в русской культуре утвердилось новое



Сады Черномора. Эскиз декораций к опере

«Руслан и Людмила». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. 1886 г.



Фарлаф. Эскиз костюма к опере

«Руслан и Людмила».

Постановка Мариинского театра,

Санкт-Петербург. 1913 г.

*Лезгинка — народный танец горских народов Кавказа.

119



Александр Сергеевич Даргомыжский.

направление — реализм. Как и его современники в искусстве, Даргомыжский стремился в своих сочинениях к жизненной правдивости. Он создал выдающиеся произведения в жанрах оперной, камерно-инструментальной и симфонической музыки.

А. С. Даргомыжский родился в имении родителей, которое находилось по соседству с Новоспасским, поместьем М.И. Глинки. Отец Даргомыжского был незаконнорождённым сыном дворянина, поэтому будущий композитор получил фамилию по названию села Даргомыжское. Впоследствии и отцу, и сыну было пожаловано дворянство.

Даргомыжский получил традиционное домашнее воспитание, в том числе музыкальное. В 1817 г. его семья переехала в Петербург. С этим городом связана дальнейшая жизнь композитора. В 1833 г. состоялось знакомство с М.И. Глинкой. Несмотря на разницу в возрасте, они быстро подружились. Именно по совету Глинки Даргомыжский стал серьёзно заниматься музыкой.

В творчестве Даргомыжского центральное место занимают романсы и оперы. Камерно-вокальную музыку композитор сочинял на протяжении всей жизни: он написал свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей. Эти жанры были для Даргомыжского своеобразной творческой лабораторией — в них формировался его музыкальный язык. Самые известные романсы — «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова). Они проникнуты тонким лиризмом, настроением одиночества.

В творчестве А. С. Даргомыжского появился новый жанр вокальной лирики — сатирическая песня. Яркие примеры подобных произведений — песни «Червяк» и «Титулярный советник» (обе 50-е гг.). Используя речитатив, приближающийся к естественной речи, композитор нарисовал выразительные социальные портреты.

К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» (1855 г.). Опираясь на текст одноимённой незаконченной пьесы А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. После опер Глинки это сочинение — важнейшее явление русской сцены.



Л.В. Собинов в роли Князя в опере «Русалка». Большой театр, Москва. 1902 г.

120

По жанру «Русалка» — лирико-психологическая бытовая драма. В центре оперы — трагическая судьба крестьянской девушки Наташи и её отца (мельника), обманутых Князем. Автор с любовью рисует портреты главных героев. Музыкальный образ Наташи окрашен в лирические тона; вокальная партия построена на мягких, распевных интонациях, напоминающих городскую бытовую песню. Перед зрителем предстаёт искренняя, любящая девушка. После измены Князя она с горя бросается в реку, и во второй половине действия это уже другая Наташа — Русалка, царица Днепра, которая мстит своему обидчику. Партия отца героини, добродушного старика, не лишённого чувства юмора, основана на народно-бытовых интонациях. Потеряв дочь, он сходит с ума, и те же самые интонации, но уже в изменённом виде звучат жутковато. Особенно интересны два дуэта: Наташи и Князя (первое действие) и Князя с мельником, потерявшим рассудок (второе). Музыка точно и тонко передаёт психологические нюансы, например показную нежность Князя к Наташе или внезапные проблески сознания у мельника.

Драматическую линию сопровождают хоровые сцены. Первое действие, например, включает цикл из трёх песен, которые поют крестьяне, — лирической протяжной «Ах, ты, сердце», более подвижной «Заплетися, плетень» и плясовой «Как на горе мы пиво варили».

В 60-х гг. Даргомыжский получил широкое общественное признание. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Последнее сочинение Даргомыжского, которое он не успел завершить, — «Каменный гость» (1866—1869 гг.). Композитор вновь обратился к творчеству великого русского поэта: опера написана на полный драматический текст пьесы А. С. Пушкина. Даргомыжский создал в этом произведении выразительный декламационный стиль — каждое слово отражено в музыке. В опере почти нет замкнутых номеров — получилось цельное музыкально-драматическое действие. Необычность сочинения вызвала горячие споры в обществе. «Каменный гость» — экспериментальная опера, которая открыла новые пути в развитии жанра.



Русалка. Эскиз костюма к опере «Русалка». Художник К. А. Коровин. Париж. 1936 г.



Эскиз декораций к опере «Русалка».

121



Милий Алексеевич Балакирев.

МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

(1836 или 1837—1910)

В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл Милий Алексеевич Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».

Родился М.А. Балакирев в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье. На музыкальные способности мальчика обратил внимание Александр Дмитриевич Улыбышев (1794—1858), публицист и покровитель искусств, автор обширного исследования о Вольфганге Амадее Моцарте — первого в России капитального труда о жизни венского композитора. Юный Балакирев стал учеником Улыбышева, но в профессионального музыканта превратился благодаря упорному самообразованию. Два года Балакирев был студентом математического факультета Казанского университета, однако не окончил его — он решил посвятить себя музыке и в 1855 г. приехал в Петербург. Здесь его представили М.И. Глинке. Чуть позже Балакирев сблизился с А.С. Даргомыжским, а также с историком искусства Владимиром Васильевичем Стасовым (1824—1906), композитором и критиком А.Н. Серовым.

Началом образования «Могучей кучки» можно считать знакомство Балакирева с военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи (1835— 1918) в 1856 г. Вскоре образовался музыкальный кружок, в который также вошли любители музыки, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. Под руководством Балакирева изучались произведения Глинки, Даргомыжского, Бетховена, Шуберта, Шумана, других русских и западных композиторов, разбирались сочинения членов кружка. Большое влияние на формирование творческих принципов «Могучей кучки» оказал В. В. Стасов (именно он дал содружеству это наименование). Композиторы Балакиревского кружка выступали за народность музыки и в своих сочинениях обращались к фольклору разных народов, прежде всего к русскому.

В 1862 г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству, и в первую очередь к отечественному. М.А Балакирев дирижировал концертами хора учащихся школы. Исполнялись произведения Глинки, Даргомыжского, молодых русских композиторов, зарубежных мастеров. Позднее Балакирев руководил оркестром Русского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу.

В собственном композиторском творчестве М А. Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. В сочинениях для симфонического оркестра он нередко обращал-



Музыкальный вечер в доме М.А. Балакирева. XIX в.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет