Федеральное агентство по образованию РФ
Балашовский филиал Саратовского государственного
университета им. Н. Г. Чернышевского
Кафедра литературы
Романы Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и
Н.С. Лескова «Некуда»:
опыт сопоставительного анализа
Курсовая работа по литературе студентки 232 группы филологического факультета
Бабкиной Юлии Алексеевны
Научный руководитель:
доцент, кандидат филологических наук Кудинова Е.П.
Балашов 2007
«Я знаю, что такое нигилизм, но никак не доберусь способа отделить настоящих нигилистов от шальных шавок, окричавших себя нигилистами. Теперь это в Петербурге стало каким-то неопределенным понятием…»
Н.С. Лесков
«Многое мною написанное мне действительно неприятно, но лжи там нет нигде, - я всегда и везде был прям и искренен…»
Н.С. Лесков
Содержание:
-
Введение
Отечественная литература всегда гордилась народною славой и печалилась народными бедами. Она познавала настоящее и стремилась заглянуть в будущее, постоянно открывая новые пласты русской жизни и быта, новые черты национального характера, восхищаясь душевной красотой и нравственной силой русского человека, его совестливостью, обостренным чувством долга перед Родиной, одухотворенностью, поэтичностью натуры. Литература воспитывала чистоту помыслов, благородство, достоинство, учила ненавидеть любые формы тирании, духовного и физического рабства, клеймила безнравственность.
Период под названием «шестидесятые годы XΙX» века сыграл важную роль в истории России и ее духовной культуре.
После поражения в Крымской войне (1853-1856) со всей остротой и неумолимостью встал вопрос о немедленной ликвидации крепостного права. Настала пора больших дел. Народ требовал воли и земли.
Манифест 19 февраля 1861 года «Об освобождении крестьян» лишь усугубил положение. Крестьянская реформа оказалась обманом народа, так как лучшая и большая часть земли оказалась у помещиков. В общественном движении вступили в бескомпромиссную борьбу две исторические силы-революционная демократия и либерализм. На смену революционерам из дворян пришли революционные разночинцы. Разночинная молодежь, вынашивала планы общественных преобразований, задумывалась над новыми формами труда, искала новые взаимоотношения между людьми в обществе и семье.
Согласно официальным данным, в период революционной ситуации 60-х гг. почти все губернии царской России были охвачены стихийными крестьянскими волнениями, которые удавалось подавлять нередко лишь с помощью крупных контингентов военной силы.
В центре внимания русской литературы и публицистики — судьба крестьянства, борьба с крепостническими пережитками. 60-е годы были эпохой зарождения новых жанров в литературе.
В обществе появляется новое «разрушительное» направление обшественно-политической, естественнонаучной и философской мысли – нигилизм (от лат. nigil-ничто). Нигилизм начался с самого решительного отрицания, какое только можно себе представить, с отказа от любого действия, которое не является чисто эгоистическим. Сам термин «нигилизм» был впервые употреблен И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети», главный герой которого Евгений Базаров воплотил в себе законченный тип нигилиста.
Так сложилось, что «Отцы и дети» стали главным источником наших представлений о разночинной революционной молодежи второй половины XΙX века. Однако в рамках отечественной классики существовали и иные, не совсем сходные с тургеневской, трактовки нигилизма.
Представители радикально-демократического лагеря в литературе приложили много сил, чтобы сделать образ революционера привлекательным.
«Что делать?» - вот коренной вопрос эпохи, поставленный жизнью.
Н.Г. Чернышевский был убежден в том, что Россия стоит накануне великих общественных перемен. Он задумывается о возможности своего вклада в общественный прогресс и считает себя достойным быть «одним из тех, которым суждено внести славянский элемент в умственный, поэтому и нравственный и практический мир, или просто двинуть вперед человечество по дороге несколько новой». В своей душе он находит «семена, которые если разовьются, то могут несколько двинуть вперед человечество в деле воззрения на жизнь».
В застенках Петропавловской крепости работает писатель над своим романом, чтобы обобщить жизненный опыт нового поколения людей-созидателей (не только нигилистов!), прославить революцию и революционеров.
Писатель запечатлел эпохальные сдвиги в жизни русского общества, в мироощущении и социальной психологии людей на крутых поворотах истории.
Начались споры о преимуществах революции или реформы, которые разделили представителей русской социальной философии на революционеров-демократов и сторонников либерально-демократического направления. Вспоминая об этом времени, Н. С. Лесков говорил о “великом расколе” не только в обществе, но и в литературе, в результате которого образовались две партии: нетерпеливцы, объединенные “Современником”, и постепеновцы, которые сгруппировались вокруг “Отечественных записок”.
В определении цели социального движения в России - достижение идеального общества - были едины представители всех направлений общественно-политической мысли. Расхождения и споры возникли по поводу средств к достижению этой цели: революция или реформа? Отсутствием единства и полемической заостренностью проблемы выбора характеризуется идейное противостояние русской общественности.
Н.С. Лесков, начиная с 1861 года, в своих художественных и публицистических сочинениях развивает оригинальную концепцию развития общества и человека, стремясь убедить российскую общественность в необходимости следования идеалу гармонии и признания приоритета духовного над материальным.
Отдавая дань уважения образу революционера, Лесков не принял идеи революционного пути развития России. Ответ на вопрос, принять или не принять революцию, для Лескова был совсем не прост, так как революция мыслилась его современниками как путь к добру. Остро переживающий все несовершенство государственного и общественного устройства, Лесков выражает беспокойство политическими, экономическими и духовными проблемами общества.
Актуальность работы объясняется возросшим интересом к художественному творчеству Н.С. Лескова, возникшим на волне переосмысления истории русской литературы XIX века и тех философских и общественных проблем, которые она поднимала. В ряду великих русских писателей Лесков прочно занял достойное место и как талантливый мастер, создавший глубокие и оригинальные художественные произведения, и как мыслитель, который в своих художественных и публицистических произведениях высказал социально значимые философско-нравственные идеи о мире и человеке.
Объект исследования – романы Н.С. Лескова «Некуда» и Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Предмет исследования – проблематика и жанровые особенности романа Н.С. Лескова.
Цель – исследовать особенности жанра антинигилистического романа.
Задачи: - изучить историко-литературные, биографические, мировоззренческие факторы, способствовавшие написанию романа;
- рассмотреть понимание Лесковым закономерностей, противоречий, перспектив и специфики исторического развития России;
- исследовать социально-политические взгляды писателя;
- рассмотреть его отношение к нигилистам и нигилизму.
Новизна состоит в том, что антинигилистический роман рассматривается как защищающий незыблемость государственных и семейных «устоев», отрицающий революционный метод решения центральных проблем русской действительности.
Методологической основой являются работы А.А. Малиновского, В.В. Троицкого, Н.Н. Старыгиной, М.Т. Пинаева, Ю.Л. Лукина, С.В. Дмитренко, Е.Г. Басовской, Н.С. Лескова.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (12 наименований).
Общий объем – 50 страниц.
Методы исследования – анализ романа с привлечением биографического аспекта, анализ в аспекте жанра произведения, интертекстуальный анализ текста.
Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы в лекционных курсах по русской литературе XIX века, в практике вузовского и школьного преподавания.
2.1 Идейно-художественная концепция романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Чернышевский обращается к жанру социально-философского романа, ставит в нем проблемы социализма и революции, которые привлекали внимание его как мыслителя и общественного деятеля. Однако у автора «Что делать?» обнаруживается художественно-эстетический синтез политики, науки и поэзии, сплав «поэзии мысли» с «поэзией сердца». В произведении этот принцип осуществлен в повествовании о личной судьбе героини, ее «жизни сердца», и художественном исследовании процесса социализации ее сознания, «жизни мысли» всех «новых людей», развивающихся синхронно.
В романе Чернышевского научно-социологическая мысль сама по себе становится структурно-художественным фактором, организующим жанр романа и его сюжетно-композиционные связи. Научная мысль входит в художественную систему произведения так естественно и закономерно, что мы можем говорить об особом типе художественного мышления писателя, при котором активность анализирующего и синтезирующего факторов, определяющих сюжетно-композиционные связи и систему образов, не скрыта от читателя, а, наоборот, служит источником эстетических переживаний.
Новаторски сочетаются обличительное и утверждающее начала, образные и научно-логические способы обобщения жизни, писатель исследовал ведущие тенденции в жизни передовой части русского общества, духовное становление мыслящего разночинца, овладевшего идеями социализма, демократии и революции. Оригинальный тип художественного мышления писателя, предусматривающий творческий анализ идеологического мироощущения героев, их социальных и революционно-практических деяний, воплощаются в идейно-художественной концепции романа. В ней - сквозная, проходящая через все произведение история формирования молодого поколения строителей новой жизни, включающая социальные, этико-философские и нравственно-психологические аспекты.
В повествование о жизни Веры Павловны естественно вписаны рассказы о Дмитрии Лопухове и Александре Кирсанове, Кате Полозовой и Насте Крюковой, Рахметове и спасенной им молодой вдове, «даме в трауре» и «мужчине лет тридцати». Становление личности новой женщины вобрало в себя не только любовно-интимные переживания героини, но и процесс приобщения ее к великому делу перестройки социальных, семейно-юридических и морально-этических отношений.
Таким образом, художественная оригинальность и монолитность жанровой структуры романа «Что делать?» достигается единством трех слагаемых: описания интимно-семейной жизни нового поколения молодежи, становления их социалистической идеологии и, наконец, практических революционных шагов к осуществлению личных и общественных идеалов. Однако и сейчас порой встречаются еще противопоставления друг другу этих составных, попытки вывести за пределы сюжета утопические картины социалистического будущего или эпизоды с Рахметовым и «дамой в трауре».
Для жанрового структурного единства немаловажно проявление авторской позиции, когда в роман вводится образ автора-повествователя. Все встречи героини с другими персонажами (в том числе с Рахметовым и «дамой в трауре») взаимосвязаны и входят в сквозной событийный сюжет, в котором личное, семейно-психологическое и идеологическое находятся в нерасторжимом художественном единстве.
«Сны» Веры Павловны представляют необычно смелую художественную интерпретацию событийного сюжета в узловых, переломных этапах личной и духовной жизни героини. В первых двух сновидениях завершен сюжет о взаимоотношениях Веры Павловны с «пошлыми людьми» из старого мира и прослежен переход ее в «общество .чистых людей», в третьем психологически обоснован сюжет о втором замужестве, а в четвертом раскрыт в целостном, конкретизированном виде духовный, социально-философский мир героини.
«Сны» цементируют и жанровую монолитность романа. В одном случае, это художественно-символические картины, утверждающие типологическое единство и взаимосвязь личного освобождения героини и освобождения вообще всех девушек из «подвала» («Первый сон Верочки»), женской эмансипации и социального обновления всего человечества («Четвертый сон Веры Павловны»); в другом — ретроспективное и предельно спрессованное изложение событий, повлиявших на мировосприятие и психологию героини и предопределивших новые сюжетные повороты. Именно благодаря «Второму сну Веры Павловны» читатель узнает о спорах в лопуховском кружке по поводу естественнонаучных трудов немецкого химика Либиха, о философских дискуссиях по поводу реальных и фантастических желаний людей, законов исторического прогресса и гражданской войны в Америке. В домашнем молодежном «университете», усвоив мысль о том, что «жизнь имеет главным своим элементом труд», Вера Павловна приняла решение организовать трудовое товарищество нового типа.
Обе разновидности художественно убедительны и оригинальны потому, что здесь психологически мотивировано поведение людей, находящихся в состоянии сна (отражение реальных событий, разговоров и впечатлений в фантастических гротескных образах или наслаивающихся, друг на друга картинах, причудливо смещающих временные и пространственные границы реальных первоисточников). Естественным в комплексе сновидений героини выглядит символический образ «невесты своих женихов», впервые возникший как смелая художественная аллегория революции в разговоре Лопухова с Верочкой во время кадрили (IV раздел первой главы), и ее младшей сестры — «Светлой красавицы», олицетворяющей Любовь-Равноправность («Третий сон Веры Павловны» и первая часть «Четвертого сна»). Примечательно, что как раз в этих вершинных сюжетных звеньях особенно наглядно проявилось жанровое структурное единство романа, взаимосвязь личного и идеологического, любви и революционной деятельности. И здесь же художественно обоснованы временные смещения настоящего и будущего, предопределившие творческую совместимость в романе истории и утопии, революционного трагизма и идиллии, реализма и романтики.
Таким образом, повествование о первом и втором замужестве Веры Павловны, о любви и счастье молодой женщины идет синхронно с историей ее духовного развития. Сюжетные повороты в истории взаимоотношений Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова имеют внутреннее обоснование в новых морально-этических воззрениях героев (так называемой теории разумного эгоизма), по которым одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от счастья других, от общего благосостояния общества.
Урок человечности, нравственной стойкости и верности социальным идеалам дает героине Рахметов — центральный персонаж романа, появившийся в разделе «Особенный человек» (третья глава).
Естественно, что общение с миром «особенных людей» привело Веру Павловну к убеждению святости гражданского подвига. «Забудь, что я тебе говорила, Саша, слушай ее!» — взволнованно шепчет она мужу, потрясенная судьбой «дамы в трауре» и ее пламенными призывами:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року!
Так формировалась книга Чернышевского о любви, социализме и революции, в которой человеческие судьбы осмысливались в свете нового философско-этического кодекса. Таким образом, во «Что делать?» любовно-интимный сюжет перерастает в сюжетный вариант идеологического новообращения героини, а затем, с введением в повествование «особенного человека» Рахметова и «дамы в трауре»,— в сюжет, приоткрывающий их потаенную, революционно-практическую деятельность.
Очевидной становится типологическая дифференциация «новых людей» на обыкновенных и особенных, что предусматривает разные возможности участия в общественном прогрессе, начиная с мирного, просветительского, идеологического развития рядовой личности, доступного большинству («путь к этому легок и заманчив: развитие, развитие»), и кончая суровыми условиями борьбы авангардной части борцов.
Появление двух типов положительных героев романа имеет свои философские обоснования. Особенно часто в этой связи упоминается о влиянии философско-антропологических представлений Чернышевского в' трактовке «необыкновенных людей» как деятелей «особой породы», имеющих право на такое обособление вследствие прирожденных свойств индивидуальной «натуры». Влияние антропологизма на художественный метод автора «Что делать?» несомненно, но нет нужды его преувеличивать.
Некоторые критики, ссылаясь на антропологизм, тенденциозно отмечают в образе Рахметова даже «двойственность», «прямолинейность», «схематизм» и другие «недостатки» и отступления от реализма. Во многом это объясняется игнорированием связей романа с революционной действительностью 60-х годов, с одной стороны, и недооценкой художественно-логических возможностей воссоздания облика интеллектуального деятеля — с другой. В конечном счете обстоятельства жизни, социальное бытие, а не биологически заданные свойства человеческой натуры определяют поведение и мораль «новых людей» — и особенных и обыкновенных.
Дальновидность Чернышевского состоит в том, что, чутко уловив в жизни два аспекта общественной деятельности: легальной, «просветительской», и «подземной», революционной, он перевел их на уровень художественной типологии. Однако романист не противопоставлял «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного подполья рядовым деятелям освободительного движения, а наметил диалектическую взаимосвязь между ними.
В сферу деятельности «обыкновенных людей» Чернышевский включил легальную просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе как один из путей «влияния на народ целого завода»), на научном поприще. С именем Кирсанова связана история столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой. Читатели узнают о научной деятельности Александра Матвеевича: его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».
Несмотря на то что Чернышевский не имел возможности рассказать подробно о тех сторонах жизни, в которых Рахметов был «главным действующим лицом», ему все-таки удалось воссоздать морально-психологический облик революционера, познакомить с его социальными, идеологическими, нравственно-этическими представлениями. Разумеется, все это достигается особыми путями художественного обобщения, в котором исчезают исторически конкретные имена и события, а иносказание служит средством воссоздания таинственной, скрытой от глаз «просвещенных людей» «подземной» деятельности Рахметова.
Художественное воздействие на читателя осуществлялось разными путями, среди них: вмешательство рассказчика в повествование (раздел XXXI «Беседа с проницательным читателем и изгнание его» и др.), многозначное использование художественного (событийного) времени допускают возможность представить два варианта деятельности Рахметова в период с 1859 по 1861 год (за границей и в русских условиях), символическое сравнение героя с бурлацким вожаком Никитушкой Ломовым.
Помимо этого, в роман введены намеренно гротескные, на первый взгляд неправдоподобные эпизоды из жизни Рахметова: знаменитая «проба» и «романическая история» со спасенной молодой вдовой (отказ автора от любовной интриги в изображении профессионального революционера); в своем изложении повествователь мог неожиданно перейти от полулегендарного высокого стиля рассказов и слухов о господине «очень редкой породы», «цвете лучших людей», «соль соли земли» к житейски-бытовой сценке беседы теперь «хитрого», «милого», «веселого человека» с Верой Павловной (раздел XXX третьей главы).
В «рахметовских» частях романа впервые представлены новые сюжетные ситуации, которые станут ведущими в структуре последующих произведений 60—80-х годов о профессиональных революционерах: композиционный принцип «хождения в народ», жизнь политического деятеля в эмиграции.
В «пространственную» сферу романа входят Петербург и Москва, поволжские города и центральные области России, Вена и Мюнхен, Швейцария и Франция, Англия и Североамериканские штаты. Такова и география революционных контактов шестидесятников Чернышевского, которые вовлечены в орбиту всемирной истории. Место действия из традиционных для русской литературы бельэтажей и подвалов переносится в обновленную трудом человека местность, в «дом, который великолепнее дворцов».
Историко-временные ориентиры романа заметно выделяются в сценах, относящихся к прошлому: жизнь «прошлого» мира Сторешниковых и Розальских, проявления умственного кругозора «проницательного читателя» и «просвещенного мужа»; в разделах, где намечены ростки будущего в настоящем: процесс духовного новообращения героини, деятельность трудовых ассоциаций, революционная практика «особенных людей» — и, наконец, в непосредственном переносе действия в будущее: «Перемена декораций»; «Четвертый сон Веры Павловны». Диалектическая взаимосвязь трех временных категорий, определяя динамику и направление сюжетного действия, опирается на эстетическое кредо автора «Эстетических отношений искусства к действительности», который включал в понятие действительности «не только настоящее, но и прошедшее и будущее, насколько оно приготовляется настоящим». Эта связь будущего с настоящим и выражает оригинальность реалистического метода создателя «Что делать?», художественно ассимилирующего традиционные романтико-утопические представления в более усложненном реалистическом ключе
Судьбу человечества прогнозировали веками: от библейских пророчеств о «конце мира» до трудов социалистов-утопистов, начиная с Т. Мора и Т. Кампанеллы и кончая Р. Оуэном, Ш. Фурье и К. Сен-Симоном. Рахметов внимательно знакомится с апокалипсическими пророчествами Даниила и Иоанна в трактовке Ньютона. Портрет Р. Оуэна висит в комнате Лопухова. Автор «Что делать?» принципиально противопоставляет библейской мрачной судьбе человечества светлую мечту своих героев о торжестве социалистических идеалов.
В «Четвертом сне Веры Павловны» Чернышевский сумел нарисовать панораму преобразованной трудом и разумом человека природы, рассказать о торжестве освобожденного труда, гармонии человеческих отношений, идеале всесторонне развитой личности. Но он трезво сознавал, что социалистическая мечта героини его романа — дело далекого будущего, хотя подступы к ее осуществлению он довольно четко связывал с революцией. Перемена общественных «декораций», прогнозируемая автором в последней главе, должна, по Чернышевскому, привести к крупным демократическим преобразованиям в стране. Однако и она знаменует лишь начало длительного пути, освещение которого не входило в замысел романиста. О том, что на пути к светлому будущему могут возникнуть свои сложности и затруднения, свидетельствуют предостережения самого же Чернышевского, когда он, уже находясь в сибирской ссылке, в рассказе «Кормило Кормчему» представит читателю трагическую историю изобретения Пожирателя Книг, попавшего в руки «гяуров». Однако, допуская возможность трагического варианта судьбы человечества, при условии, если «чертежи Эвергета» попадут к угнетателям, Чернышевский все-таки остается оптимистом: «Сильный оружием вскоре разорится».
В изображении общества будущего перед автором «Что делать?» вставали и чисто творческие сложности, так как, будучи теоретиком-экономистом, он знал, что «технические подробности никогда не определяются предшествующею теориею, они даются практикою...» (IV, 741). Но знал и другой закон, закон эстетики, по которому «искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом» (II, 82). Поэтому писатель так смело шел на «регламентацию подробностей».
Как последовательный революционер, Чернышевский в романе "Что делать?" ориентировался (и ориентировал читателя) на оптимальную возможность. Даже в том случае, считал он, если достаточно массового крестьянского движения не возникнет, деятельность "чисто народного меньшинства" - революционной демократии - исторически будет не бесплодной, потому что именно она толкает правительственных реформаторов на осуществление и углубление реформ.
Первый роман Чернышевского принадлежит к числу тех произведений русской литературы, которые оказали особенно глубокое и длительное влияние на умы современников. Это вынуждена была констатировать даже реакционная критика. Катков писал в 1879 г. в статье, специально посвященной роману Чернышевского: "Автор "Что делать?" в своем роде пророк. Многое, что представлялось ему как греза, совершилось воочию: новые люди разошлись или сами собою, или разосланы на казенный счет по градам и весям, тщатся на практике осуществить уроки учителя, далеко превзойдя его надежды <...> Этот тип разросся страшно, и Маниловы нигилизма составляют теперь главную часть нашей интеллигенции. Куда ни посмотришь, везде Лопуховы, Кирсановы и Веры Павловны".
Эти наблюдения свидетельствуют, что принципы организации трудовых ассоциаций стали уже доступными лучшей части разночинной интеллигенции 60-х годов XIX века. Социалистический идеал в миросозерцании шестидесятников (пусть даже в утопическом варианте!)— это реальность, а не фантастика. Гипотетический подсчет прибылей, которые получает каждая швея от мастерской, и выгод от совместной жизни и общего хозяйства —- это операция «реальных», «живых» людей, знающих, что делать, во имя чего жить. Метод мысленного эксперимента уже отстранен от автора, он вошел в мироощущение, стал реальной приметой интеллектуальных достижений «новых людей».
После реалистического описания швейной мастерской Веры Павловны, энергичную работу по улучшению жизни нуждающихся женщин провел кружок Марии Васильевны Трубниковой. В 1869 году было основано «Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям» Петербурга. «Общество» сначала снимало для своих клиентов квартиры в разных частях города, но затем на деньги, вырученные от лотереи, был куплен дом, в который перевели всех бедняков. Тогда же «Общество» получило возможность приступить к выполнению заветного желания своего — устройства школы для детей и швейной мастерской, где жильцы могли бы получать и выполнять работы и куда также могли бы приходить посторонние швеи и выполнять собственную работу на предоставляемых им бесплатно швейных машинах.
В мастерской особенно энергично работала Н. В. Стасова, стараниями которой был вскоре получен большой заказ от интендантства, надолго обеспечивший ее работой. В школе преподавание велось сначала членами «Общества», а затем приглашенными для этой цели учительницами.
В воспоминаниях об этой деятельности женских организаций утверждается, что кружок М. В. Трубниковой, начав свою общественную деятельность с филантропии, затем «эволюционизировал, отражая влияние других, часто более радикальных кругов, например кружка Чернышевского (общества «Земля и воля»), с которым лично Мария Васильевна была непосредственно связана через своих друзей, братьев Николая и Александра Серно-Соловьевичей, и к которым ее влекли собственные демократические и антимонархические тенденции».
Интересно вспомнить еще одну попытку кружка М. В. Трубниковой создать «Общество женского труда». Эти сведения расширяют наши представления об эпохе 60-х годов и лишний раз свидетельствуют о больших трудностях, стоявших перед энтузиастами женского движения. «Общество» было задумано с широкими планами. Оно должно иметь право заводить различные мастерские: швейные, переплетные, конторы для переводов и изданий детских и научных книг.
В правительственных сферах отнеслись подозрительно к инициативе передовых женщин, было предъявлено требование, чтобы правление непременно состояло из лиц, проверенных и рекомендованных правительством. Государственные «просвещенные мужи» оказались верными себе...
Однако «Обществу» все-таки удалось организовать женскую артель, или общество переводчиц-издательниц (начало 1873 года), в которое входило 36 человек (М.В.Трубникова, Н.В.Стасова, А. Н. Энгельгардт, Н. А. Белозерская, М. А. Менжинская, А. Н. Философова, В. В. Ивашева, Е. А. Штакеншнейдер). Брошюровка и переплет издаваемых обществом книг осуществлялись женской переплетной артелью, основанной В. И. Иностранцевой. Иллюстрации и гравюры изготовляли тоже женщины.
Таким образом, рассказ о трудовой деятельности Веры Павловны породил действительные жизненные факты.
Описание революционно-просветительской работы Лопухова, Кирсанова и Мерцалова дало основу организации воскресных школ для взрослых, организованных «землевольцами».
Достарыңызбен бөлісу: |