Н. П. Голенкевич Наследие дворянского рода Глебовых в собрании Ярославского художественного музея. История комплектования и исследования



Дата22.02.2016
өлшемі120.01 Kb.
#1179
Н.П. Голенкевич

Наследие дворянского рода Глебовых в собрании Ярославского художественного музея. История комплектования и исследования.
Цель статьи – ввести в научный оборот и сделать достоянием исследователей материалы, полученные от последних представителей ярославского дворянского рода Глебовых, к которому принадлежала известная художница школы Павла Филонова Татьяна Николаевна Глебова.
К комплектованию и изучению материалов, связанных с дворянским родом Глебовых, Ярославский художественный музей приступил в начале 1980-х годов. Причиной тому стало знакомство автора данной публикации с представительницей рода – Татьяной Николаевной Глебовой (1900–1985), известной более всего как художника школы Павла Филонова. В 1981 г. состоялась первая поездка в Петергоф для отбора ее работ в коллекцию музея. В прихожей квартиры, где жила в те годы Глебова, мне посчастливилось увидеть портрет, на котором был изображен мужчина в рост с кальяном на фоне бильярдаi. Судя по стилистическим особенностям, работа принадлежала кисти провинциального мастера. Оказалось, что на холсте изображен один из предков Татьяны Николаевны, а она сама является представительницей дворянского рода Глебовых, имение которых находилось в Ярославской губернии. Интерес к теме провинциального искусства был обоюдным. В этот период в Москве (1980) и в Ленинграде (1981) экспонировались выставки «Ярославские портреты» из фондов ярославских музеев, организованные сотрудниками нашего творческого коллектива и коллективом ГосНИИРа под руководством С.В. Ямщикова.

В пространстве петергофской квартиры соседствовали предметы, принадлежавшие не одному поколению. С первой встречи стало ясно, что необходимо собирать и изучать не только материалы по творчеству Татьяны Николаевны, но и по истории ее предков.

«На территории Мологского уезда было несколько кустов дворянских усадеб, которые вели активную культурную деятельность. В частности это усадьба Коротнево, которая принадлежала Глебовым, усадьба Никульское, которая принадлежала дворянам Мусиным-Пушкиным. В отличие от рода Мусиных-Пушкиных, по которому есть и фундаментальные исследования и публикации, род Глебовых широкому кругу мало известен. Необходимо более пристальное внимание к роду Глебовых. Они интересны нам как представители культуры, как благотворители, как государственные деятели, которые связаны с нашей ярославской землей. Жизнь и деятельность рода Глебовых достаточно четко прослеживается по документам» – эти слова принадлежат Н.М. Алексеевуii, занимавшемуся изучением культурно-исторического наследия Мологской земли и усадьбы Глебовых, в частности.

В 1980-е годы достойный вклад в изучение рода внес один из его потомков, Д.В. Афанасьев, двоюродный племянник Т.Н. Глебовойiii. Он восстановил историю и древо рода, проследив его линию от Рюриковичей. Его исследование, написанное в виде очерков, базируется на тщательной проработке документов и литературы из государственных и частных архивов. На сегодняшний день это основополагающий источник информации. Свою рукопись «К истории родов Глебовых (1022) и Мусиных-Пушкиных (1141)», датированную 1992 годом, Д.В. Афанасьев в машинописном варианте передал в архивы ЯХМ, ЯИАХМЗ и РИАХМ.

Главная задача данной публикации – ввести в научный оборот и сделать достоянием широкого круга исследователей материалы, полученные от последних представителей рода, поделиться информацией, открытиями, сделанными в процессе работы с наследием. Непосредственное общение с потомками рода Глебовых, а также с близким семье кругом лиц продолжалось на протяжении не одного десятилетия. Собран уникальный комплекс материалов по истории рода: мемуары, эпистолярное наследие, целый ряд произведений (живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства), фотоматериалы, что дает возможность изучать не только историю рода, но и культуру дворянских имений, прослеживать влияние и связи дворянской культуры с общим русским художественным процессом, выявлять его особенности на ярославской земле. Невозможно уйти от событий, которые были пережиты семьей в советское время, и умолчать о судьбе последних представителей рода.

Татьяна Николаевна скончалась в 1985 году, и ее наследницей стала младшая сестра – Людмила Николаевна Глебова (1917–1990). Именно с ней мы начали разбирать кладовую, в которой хранились произведения и материалы, принадлежащие разным поколениям этой семьи. Неоднократные поездки в Петергоф дали возможность не только познакомиться с этими сокровищами, но и вернуть целый комплекс материалов на ярославскую землю. Самым большим подарком была находка папки с живописными портретами галереи рода Глебовых, затерявшейся во время переездов.

В собрании Ярославского художественного музея сегодня хранятся четыре портрета, созданные в 1-й трети XIX в., которые дают возможность познакомиться с представителями рода Глебовых, жившими в конце XVIII и в первой половине XIX веков.iv Авторство портретов не установлено. Портреты поясные и органично вписываются в устоявшуюся для XIX в. традицию портретных галерей, бытовавших в усадебных домах дворян и даже состоятельных купцов.

На первом портрете изображен Николай Николаевич Глебов (1755–1818), известный в истории Ярославского края, как первый городничий города Мологи, надворный советник. Биографию мы найдем в рукописи Афанасьева «К истории родов Глебовых (1022) и Мусиных-Пушкиных (1141)», где отмечена его военная карьера, участие в юном возрасте в период Русско-турецкой войны (1770-е гг.) в сражениях, ранение в 1774 году. Городничим города Мологи он был назначен в 1778 году после ухода в отставкуv. В 1786 году женился на княжне Александре Андреевне Засекиной. У них было два сына – Андрей и Сергей. В эти годы усадьба уже находилась в Коротнево, а родовое кладбище – в Нижне-Никульском, которое принадлежало представителям рода с начала XVII в.

В части VII «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи», изданного в конце XVIII в., помещен герб рода Глебовых (С. 4). В тексте на обороте герба написано: «Потомки сего рода многие русскому престолу служили стольниками и в иных знатных чинах и жалованы были от государя поместьями». Афанасьев относит получение земель, а точнее, села Нижне-Никульского на реке Волге, к началу XVII в. – за «московское царево осадное сидение» (по всей вероятности, речь идет об обороне Москвы от «Тушинского вора») в благодарность от царя Василия Шуйского» vi.

Начиная с Ивана Николаевича Глебова (1718–1799), прослеживается жизнь усадьбы Глебовых в Коротнево, находившейся в 3–4 верстах от Нижне-Никульского. «Молога и вся ее округа подвергались разрушительным половодьям», – пишет Афанасьев. – «Николай Николаевич выбрал для захоронений потомков новое место на юго-западе от Мологи в 25-30 верст от нее. Здесь же по традиции было решено построить церковь. Лежащее поблизости село, как бы в противопоставление Нижне-Никульскому, было названо Верхне-Никульским». Строительство церкви было закончено к 1803 году. Николай Николаевич скончался в 1818 году. Он и его супруга похоронены рядом с церковью. Могилу украшает черная мраморная монолитная колонна высотой около полутора метров и диаметром около 40 см. На памятнике надпись: «Здесь погребено тело коллежского советника Николая Николаевича Глебова, родившегося в 1755 году, преставившегося 1818 года августа 18-го дня по полудни в 9 часов, жития его было 63 года». Его сын Андрей Николаевич (1787–1854) изображен на портрете в возрасте, как предполагает Афанасьев, 30–35 лет, в мундире при орденах. В 1805–1806 гг. он участвовал в военных походах русской армии против Наполеона. А.Н. Глебов – участник Отечественной войны 1812 г., герой Бородинского сражения. Нельзя не перечислить его основные награды за боевые заслуги: 1808 г. – орден св. Анны 3-ей степени, 1812 г. (за Бородино) – орден Св. Владимира 4-го класса с бантом, 1812 г. – Золотая сабля «За храбрость», 1814 г. (за Данциг) – орден Св. Анны 2-го класса. Его военная карьера заслуживает отдельного внимания. После ухода в отставку в 1821–1824 гг. он был почетным смотрителем Мологского уездного училища. Затем шесть лет занимал пост дворянского предводителя в этом же уезде. Возможно, тогда и был написан второй портрет, аналогичный привезенному из Петергофа, хранящийся в собрании ЯИАХМЗ (ЯМЗ–21645, Ж–282).

Его брат Сергей Николаевич (1789–1856) изображен на портрете в гражданской одежде в костюме пушкинской эпохи и отчасти напоминает Чацкого. Основанием для предположения служит надпись на портрете, где читается дата – 1856 г., совпадающая с датой смерти Сергея Николаевича.

Портрет Елизаветы Петровны Глебовой (1807–1858), урожденной Засецкой, вероятнее всего, был написан как парный к портрету Андрея Николаевича, ее мужа. У этой супружеской пары было трое детей – две дочери и сын Николай (1824–1864), будущий дедушка Татьяны и Людмилы. Впоследствии он женился на Варваре Николаевне Лодыженской (1838–1921). В этой семье было шестеро детей, но до зрелого возраста дожили лишь трое: Андрей (1858–1895), Ольга (1860-е–1941) и Николай (1864–1941) – будущий отец Татьяны и Людмилы. Варвара Николаевна пережила мужа больше чем на 50 лет. Она была хранительницей домашнего очага. Одним из внуков в 1910 г. сделаны записи воспоминаний ее рассказовvii. Строки воспоминаний вводят нас в атмосферу жизни дворянской усадьбы, а собранный комплекс фотоматериалов позволяет увидеть усадебный дом, интерьеры комнат и лица тех, кто жил и бывал в усадьбе на рубеже XIX и XX столетий: «На Рождестве вся семья, по обыкновению, съехалась в старое Андрейцево или Коротнево. В Сочельник вечером, после того, как старшая внучка протанцевала а ла Дункан, а младшая показала приемы сокольской гимнастики, а затем вся молодежь разыграла сценку из «Кинематографа», все так устали, что один за другим перебрались в кабинет и уселись около своего семейного божества, старой Бабуси, а наиболее проворные забрались на большой турецкий диван, напротив огромного пылающего камина, – это называлось «занять плацкарты».

Одна из рукописей с комментариями Людмилы Николаевны, которую в доме называли Люси, вверена для передачи в музейный архив. Вместе с ней – скульптурный портрет «Бюст бабушки»viii, дагерротип, где Варвара Николаевна изображена на фоне интерьера усадебного дома в Коротнево. Среди портретов в Петергофе хранился портрет Варвары Николаевны, написанный немецким художником Карлом Лашемix, работавшим в России в середине XIX в. Профессиональная пианистка, она предстает на фотографиях сидящей за музыкальным инструментом или рядом со своими детьми и внуками: «Бабуся – Варвара Николаевна, была великолепной пианисткой и рояль, на котором она играла, был фабрики Бенштейна. Этот рояль принадлежал когда-то Есиповой – очень известной пианистке. Отец увез вместе со многими другими вещами в Петроград, /Рояль был украден в блокаду/»x. Собранный о Варваре Николаевне материал заслуживает отдельного внимания и публикации.

Записи воспоминаний дают возможность получить информацию о жизни в имении в предреволюционные годы: «В старом имении Андрейцево-Коротнево было хозяйство небольшое – двенадцать лошадей, да столько же коров. Оно едва, едва себя оправдывало. Постоянно там жила бабушка Варвара Николаевна, да несколько преданных ей, по большой части еще от юности, людей»xi. Во время революции в 1917 г. глава семьи Н.Н. Глебов (1864–1941) принимает решение, в связи с рождением третьей дочери Людмилы, переехать из Петрограда в Коротнево. После кончины в 1921 г. Варвары Николаевны, хранительницы «очага» на Мологской земле, семья вернулась в Петроград. Из воспоминаний Татьяны можно узнать, что портреты, вместе с целым рядом вещей, были вывезены из имения лишь в 1924 г.: «… отец поступил на завод электриком и получил возможность увезти из имения многие вещи, сначала на пароходике «Чайка» или «Птичка», <…> а потом в специальном вагоне. Мебель была удивительной красоты, пропала в блокаду 41г.»xii Трагическими для семьи и их наследия стали годы Великой Отечественной войны. В декабре 1941 г. в блокадном Ленинграде скончался от голода Н.Н. Глебов. Татьяна вместе с художниками ЛОСХа была эвакуирована в Алма-Ату. Людмила с мамой Марией Сергеевной (1874–1942, скончалась 4 апреля) были вывезены в Ярославскую область и оказались в Данилове. После войны в Ленинград вернулись лишь дочери.

Чтобы сохранить семейные реликвии, перед эвакуацией решено было отдать часть предметов на хранение художнику В.И. Курдову. Позднее портреты им были возвращены, но без рам и подрамников – они пошли на дрова в холодные блокадные дни для спасения жизни. В момент их находки в 1988 г. лицевая сторона портретов была заклеена папиросной бумагой. Для сохранения реликвий было решено увезти два портрета в Ярославль на реставрацию. Людмила Николаевна не хотела при жизни передавать их в собственность музея. По устному завещанию наследницы доверенные лица должны были передать в Ярославский художественный музей все работы лишь после ее кончины. Ее устное завещание было проигнорировано. Из оставшихся в Петергофе портретов в Ярославль удалось привезти еще два (закуплены для музея Министерством культуры). Остальные хранятся в частном собрании в Петербурге, и лишь фотографии с оставшихся полотен сохраняют их связь с ярославской землей.

Работа по выявлению материалов еще не завершена. В настоящее время продолжается работа с наследием, оставшимся в частных руках. Идет изучение творчества Т.Н. Глебовой, которая впитала традиции русской дворянской культуры, но стала художником ленинградской школы авангарда. Найден комплекс рисунков, созданных во время эвакуации Л.Н. Глебовой, и предполагается их показ. Продолжается работа с хранителями материалов, связанных с дворянским родом Глебовых. Одним из итогов этой деятельности стало приобретение портрета Н.Н. Глебова на средства музея. Материалы требуют дальнейшего изучения и введения в контекст ярославской и русской истории и культуры.



i Во время визита Т.Н. Глебова была сфотографирована с портретом предка. Снимки хранится в НА ЯХМ. Портрет в настоящее время находится в частном собрании, и лишь фотография является свидетельством принадлежности портрета к портретной галерее рода, хотя настоящие владельцы этот факт отрицают.

ii Николай Макарович Алексеев (1951–2007) – зав. отд. «Музей Мологского края» Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в 1995–2007 гг., сделал сообщение по истории дворянского рода Глебовых в 2004 году в рамках круглого стола «От культуры провинции до авангарда», проходившего в ЯХМ. Стенограмма хранится в НА ЯХМ, Ф–60 (фонд находится в обработке)

iii Дмитрий Владимирович Афанасьев (1916?–1991) – двоюродный племянник Татьяны и Людмилы Глебовых. Потомок представителей двух старейших родов – Глебовых и Мусиных-Пушкиных. Его бабушка Дарья Михайловна Глебова (1873–1947), урожденная Мусина-Пушкинаа дед – Глебов Андрей Николаевич (1858–1895), мама – Тамара Андреевна Глебова (1894–1944) 

iv 1. Неизвестный художник «Портрет Николая Николаевича Глебова (1755–1818)» . 1-я треть 19 в. Холст, масло. 71х58,5. ЯХМ Ж–2791; 2. «Портрет Глебова Андрея Николаевича (1787–1854), участника войны 1812 года». 1-я треть 19 в. Холст, масло.70,5х53,5. ЯХМ Ж–2841; 3. «Портрет Елизаветы Петровны Глебовой (1807–1858), урожденной Засекиной». 1-я треть 19 в. Холст, масло.38х44,5. ЯХМ Ж–28424; 4. «Портрет Сергея Николаевича Глебова (1789–1854)». 1-я треть 19 в., Холст, масло 71х58 ЯХМ Ж–2792;

v Афанасьев Д.В. К истории родов Глебовых (1022) и Мусиных-Пушкиных (1141) : [рукопись]. Ташкент, 1990. 58 с. (с. 15–16). НА ЯХМ. Ф. 60 (находится в обработке). С. 11–12. В книге «Очерки Мологского уезда» С. А. Мусина-Пушкина (1902) написано, что в 1798 году Мологский уезд посетил Павел I и ночевал в городе Мологе в доме городничего Глебова.

vi Там же. С. 8–9

vii Рукопись «Бабушкины рассказы» (с комментариями Л.Н. Глебовой). НА ЯХМ. Ф–60 (находится в обработке). Опубликована в: Молога : [сб.]. Рыбинск: Рыбинское Подворье, 1999. Вып. 4.  Копия (машинописный вариант) рукописи была предоставлена мною Н.М. Алексееву для архива «Музея Мологского края». Публикация не имеет комментариев и ссылки на первоисточник, хранящийся в НА ЯХМ (Ф. 60). Далее в тексте цитаты из этого издания.

viii Егоров Л. Е. (1848–1980). Бюст бабушки (В.Н. Ладыжинская). 1890. Гипс, отлив. ЯХМ–41198. С–347. По гипсу нанесены авторская подпись, дата и место создания – Таганрог. С Таганрогом были связаны страницы жизни и деятельности Андрея, старшего сына Варвары Николаевны.

ix Лаш Карл Иоханн (1822–1888) – немецкий художник, работал в России с 1847 по 1857 и в 1888 годах, писал заказные портреты, среди них «Портрет Ладыжинской Варвары Николаевны».1851(?). Холст, масло. (Портрет был взят у Л.Н.Глебовой на реставрацию и после проведения реставрационных работ Г.М. Ерховой (Москва) возвращен ей обратно в 1988 году ).

x Воспоминания «Бабушкины рассказы» опубликованы в сборнике «Молога», вып. 4 (1999 г, изд. Рыбинское Подворье).

xi НА ЯХМ Ф–60 (находится в обработке)

xii Там же.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет