На диво будущим векам



Дата25.07.2016
өлшемі93 Kb.
#221561
Научно-исследовательская конференция участников детского движения «Отечество»


Проект по теме:

На диво будущим векам


(история и новое рождение музея-усадьбы

"Остафьево" - "Русский Парнас")

Учреждение: ГОУ СОШ

С углубленным изучением английского языка №1354
Авторы проекта:

учащиеся 10 класса

Романова Елена

Глазкова Анастасия

Ефимова Анастасия


Косовский Иван
Руководители:

учитель русского языка и литературы

Джигун Т.В.

учитель информатики

Яринич Л.В.

Москва, 2009



Цели и задачи проекта


  • Познакомиться с историей усадьбы Остафьево

  • Познакомиться с историей жизни владельцев усадьбы

  • Познакомиться его с деятельностью современных хранителей музея

  • Определить перспективы развития музея

  • Создать фильм для учащихся о музее «Остафьево – «Русский парнас»

  • Провести в школе благотворительную акцию в поддержку развития музея

Гипотеза проекта

В наше время проводится большая работа по восстановлению музеев, исторических памятников, поместных усадеб. И Остафьево - не исключение. Историческое прошлое этих мест, как, впрочем, и многих других восстановленных поместий, довольно интересно. Ведь русская усадьба — это не только дворцово-парковый ансамбль с прекрасной архитектурой, а место, где бывали интересные люди своего времени, где создавались шедевры поэзии, музыки, живописи, проходили концерты и спектакли.

Сейчас усадьбу «Остафьево – «Русский Парнас» реставрируют, и пока она не столь нарядна, как в былые времена, но прекрасное здание в стиле классицизма просматривается даже через строительные леса, удивительный парк поражает своей красотой, а памятники, установленные здесь, напоминают нам о великих наших соотечественниках. Усадьба словно связывает прошлое и настоящее, наполняя каждого, кто приходит сюда, чувством гордости за свою страну, любви к прекрасному ее прошлому. А значит, восстановление исторического прошлого – дело первостепенной важности для государства и для каждого его гражданина.

Но мы не можем быть пассивными наблюдателями. Мало гордиться прошлым, восхищаться величием сотворенного нашими предками - надо всеми силами стремиться к сохранению этого наследия. А это можно добиться путем популяризации самой деятельности по восстановлению усадеб и музеев, оказания им благотворительной помощи. Милосердие и сострадание, готовность помочь не только близким, но и совсем незнакомым людям всегда были присущи русскому народу. Эти качества мы видим у многих наших современников. Учащиеся нашей школы не первый год принимают участие в благотворительных акциях, оказывают реальную помощь детским домам, детским медицинским центрам, а теперь – и усадьбе Остафьево. Формы проведения благотворительной работы – самые разнообразные, но люди, проводящие ее, объединены одной целью: не только радоваться добрым переменам, которые мы наблюдаем сегодня в жизни страны, в духовной жизни многих наших сограждан, но и активно поддерживать их. Очень важно, чтобы идеи прекрасного, идеи милосердия стали нормой жизни современной молодежи, без этого невозможно построить будущее.



Содержание


    1. Вступление.

    2. История усадьбы. Начало.

    3. Андрей Иванович Вяземский.

    4. Петр Андреевич Вяземский.
    5. Пушкин в Остафьево.

    6. Продолжение традиций.

    7. «Шереметьевская эра» Остафьево.

    8. Остафьево после революции.

    9. Остафьево в наши дни.

    10. Литература




Стр.4

Стр.4


Стр.4

Стр.6


Стр.7

Стр.7


Стр.7

Стр.9


Стр.9

Стр.12



1. Вступление.

Остафьевский музей – один из первых общественных Пушкинских музеев России – был открыт в 1899 году к 100-летию со дня рождения Пушкина. В ноябре 1898 года, через 60 лет после его ликвидации, музей возобновил свою работу. Перед вновь открытым музеем стала задача – восстановить усадебный ансамбль – дворец и окружающий его парк. Работы по восстановлению были начаты в феврале 2000г. Задача работников музея – с достоверностью восстановить планировку и интерьеры дома на период жизни в нем поэта П.А.Вяземского, историографа Н.М.Карамзина и других хозяев усадьбы.

Усадьба Остафьево находится недалеко от Москвы, это уникальный памятник дворянской культуры. Историческое прошлое этих мест, как, впрочем, и многих других восстановленных поместий, довольно интересно. Ведь русская усадьба — это не только дворцово-парковый ансамбль с прекрасной архитектурой, а место, где бывали интересные люди своего времени, где часто создавались шедевры поэзии, музыки, живописи, проходили концерты и спектакли. И Остафьево — не исключение.

2. История усадьбы. Начало.

С XVIII в. усадьба Остафьево принадлежала древнему княжескому роду Вяземских. Первое упоминание об Остафьеве относится к 1340 году.

Своё нынешнее название усадьба получила после присоединения её во второй половине XVIII в. к соседней деревне Остафьево.

Среди хозяев земель были люди, известные в истории России: Прокопий Ляпунов - видный политический деятель Смутного времени; Бартеневы - стрелецкий род; Пётр Апраксин – друг и сподвижник Петра I.


До наших дней уцелели лишь основные постройки усадьбы. Двухэтажный главный дом с боковыми флигелями, соединенными с домом колоннадами, построенный в 1801–1807 гг., и церковь Живоначальной Троицы 1782 года.

3. Андрей Иванович Вяземский

Усадьба Остафьево была построена на рубеже XYIII и XIX князем Андреем Ивановичем Вяземским (1754-1807). Дом возведен в 1801 году в стиле классицизма предположительно по проекту архитектора И.Е. Старова.

Андрей Иванович Вяземский - человек свободомыслящий, высокообразованный, лично знакомый с французскими писателями-энциклопедистами, он много времени проводил в заграничных путешествиях. Во время одного из них и познакомился с будущей матерью князя Петра Андреевича - англичанкой, замужней дамой, миссис О'Рейли. Влюбившись страстно, Андрей Иванович увез ее от мужа в Россию, добился для нее развода и в 1786 году обвенчался с нею, превратив в княгиню Екатерину Ивановну Вяземскую.

Князь Андрей Иванович Вяземский, блестяще образованный человек и радушный гостеприимный хозяин, сумел превратить свой дом в культурный центр. Здесь часто бывали дипломаты, музыканты, писатели — одним словом, аристократическая элита того времени. Как-то приехал в гости Николай Карамзин, да и остался на целых 12 лет. Остафьевская атмосфера подвигла его на создание фундаментального труда — "Истории государства Российского". В 1807 году князь умирает, и во владение имением вступает его сын — поэт.



3. Петр Андреевич Вяземский

После смерти князя Андрея усадьбу унаследовал сын его Петр Андреевич Вяземский(1792 - 1878).

Человек независимого острого ума, Вяземский был радушным хозяином Остафьева. Он сумел создать здесь неповторимую атмосферу. Вяземский рано стал взрослым человеком. Не достигнув и двадцати лет, он женился на княжне Вере Гагариной - девушке чрезвычайно образованной, милой и необыкновенно, до странности, доброй. Это было взаимное пылкое увлечение двух схожих натур: Вера Гагарина была остроумна, находчива в разговоре, снисходительна к слабостям других и читала книги, подчас весьма серьезные, не для молодых барышень. Князь Петр Андреевич прожил "с княгиней доброй и прелестной" (выражение Пушкина) без малого 67 лет, похоронил семерых детей - последнюю, Марию, совсем уж взрослой, 30 с небольшим лет. Княгиня всегда была рядом: когда - незаметною тенью, когда - необходимою опорой.

Но в жизни Вяземского были не только паркеты бальных зал. Было и Бородинское сражение 1812. Он записался в Московское ополчение, пулям не кланялся - под ним было убито две лошади. За участие в боях и личную храбрость князь высочайше награжден орденом Станислава 4 -ой степени. После пожара Москвы уволен из армии и в чине коллежского асессора направлен служить в Варшаву. Его свободолюбивые идеи тогда окончательно оформились. Он сблизился в Варшаве со многими из тех, кто потом принимал участие в декабристском мятеже, польском народно-освободительном движении 1830-х. Князь составлял записку об освобождении крестьян, проект, которой должен был быть подан на рассмотрение императору Александру -I. Но декабрьская вьюга сменила императоров на престоле, либеральным мыслям пришел конец и "декабриста без декабря" - так называли Вяземского многие советские исследователи "дворянской революции" - хоть и не засадили в Шлиссельбург или Петропавловскую крепость, однако имя взяли на заметку и, насторожившись, уволили от службы "без прошения". Вяземский с горечью писал В.А. Жуковскому: "В наши дни союз с царями разорван, они сами потоптали его. Я не вызываю бунтовать против них, но не знаться с ними... Благородное негодование - вот современное вдохновенье!" Воспитанник Карамзина, Жуковского, Пушкина, Дмитриева, Батюшкова и других русских поэтов, Вяземский всей душой принадлежал русской национальной школе, он глубоко сочувствовал родной литературе, высоко ценил значение русских писателей.

В XIX в. усадьба Остафьево была одним из центров русской культуры. Его гостями были В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Баратынский, Гоголь, Мицкевич, Дмитриев. и многие другие деятели литературы. Двенадцать лет жил в Остафьеве Николай Михайлович Карамзин(1766 - 1826).

Воздействие Карамзина на молодого Вяземского оказалось решающим: он был воспитан в духе патриотизма и привык к мысли о том, что каждый человек должен в меру сил своих заботиться о благе и процветании общества. Если Карамзин-историк образовал публициста и критика Вяземского, научив его спорить и вникать в глубины исторических событий, то Карамзин-писатель, автор "Писем русского путешественника", "Бедной Лизы", замечательных элегий и романсов, вырастил Вяземского - поэта. Преклонение перед Карамзиным было своего рода исключением для остроумного князя Петра. Вообще-то он не признавал никаких авторитетов - не склонен был к тому его скептический, язвительный ум. Только еще один раз в жизни сделает для себя исключение Вяземский - признать духовное первенство Пушкина и преклониться уже пред ним.



4. Пушкин в Остафьево

Достоверно известно о приездах сюда А.С. Пушкина в 1830 и 1831 годах. С приездом Пушкина в Остафьево связаны два предания. Согласно одному из них, имение «Остафьево» получила свое название по первому случайному слову, сказанному Пушкиным по приезде в усадьбу. Князь Вяземский будто бы не знал, как назвать ее, и, поджидая своего друга в гости, решил, что назовет ее первым же словом, которое он произнесет, появившись здесь.

Свернув у церкви по главной въездной аллее (слева - овраг, справа - пруды), коляска проследовала к главному подъезду. Пушкин легко выпрыгнул из коляски, стал подниматься по ступеням в дом. В это время вышел дворовый слуга и спросил, что ему делать с багажом. Тогда Пушкин крикнул: " Оставь его, братец! " Так из сочетания слов «Оставь его», согласно преданию, получилось название усадьбы «Остафьево».

Второе, семейное, предание с именем поэта связывает название липовой аллеи, ведущей от дверей овального зала дома вглубь парка. Он любил гулять по ней, когда гостил у Вяземских, и дал ей название «Русский Парнас»: по ней прогуливались многие поэты: Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, Ю.А. Нелидский-Мелицкий, В.Л.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С.Грибоедов, А.Мицкевич и, конечно, сам гостеприимный хозяин усадьбы. Пушкин так поразительно точно назвал остафьевскую аллею "Русским Парнасом", а потом «Русским Парнасом» стали называть и всю усадьбу.

Петр Андреевич не только поддерживал Пушкина в литературе как критик, но и хлопотал об опальном поэте. Зная пылкий нрав поэта, он предупреждал: " Сделай милость, будь осторожен на язык и перо. Не играй своим будущим..."

Важную роль в судьбе Пушкина сыграла и княгиня Вера Федоровна Вяземская, которая сумела стать ему истинным другом, и в ее отношениях с поэто прослеживается ровное, целебное для Пушкина взаимопонимание. Предполагалось поначалу, что Вера Федоровна будет посаженою матерью на свадьбе Пушкина.А праздновать ее хотели в Остафьеве. Но тяжелая болезнь княгини Вяземской помешала ей даже присутствовать на свадьбе.

Пушкин и Вяземские находились в постоянном общении. После кончины Пушкина вдова поэта в память о нем передала Вяземским некоторые вещи. Их поместили в карамзинской комнате: черный жилет, пробитый пулей Дантеса; белая бальная перчатка, парная той, что была брошена в гроб поэта, трость с ременной кисточкой. Рядом положили восковую свечу с панихиды...

5. Продолжение традиций. Павел Петрович Вяземский

Продолжил «остафьевские» историко-литературные традиции единственный оставшийся в живых сын П.А. Вяземского - Павел Петрович.

П.П. Вяземский занимался историей Древней Руси, учредил в 1877 году Общество любителей древней письменности, служил по линии Министерства иностранных дел в Константинополе. В научной и литературной жизни России второй половины XIX столетия князь Павел Петрович был фигурой весьма заметной, оставившей в истории Отечества свой собственный (и немалый) след. Если же говорить об Остафьеве, то в истории усадьбы П.П. Вяземский является одной из центральных фигур, а в истории Остафьевского музея – персонажем первым и главным, именно Павел Петрович превратил Остафьево в музей. При нем закончилось формирование остафьевской библиотеки, обрело завершенность собрание произведений искусства. Остафьевский дом превратился в дом-музей. На втором этаже находился маленький пушкинский музей, составленный из вещей, завещанных Петром Андреевичем сыну. Он издал 12-томное полное собрание сочинений П.А. Вяземского и 5 томов "Остафьевского архива князей Вяземских". «В Остафьеве застал я его несколько лет подряд. Здесь жил он, как мудрец и аскет, вкушая в полной степени тот покой... который плодотворнее иной... блестящей деятельности».

Три поколения Вяземских сумели придать особое значение мирному Остафьеву. «Мысль русская здесь находила гостеприимный приют и обновлялась для новых трудов и деятельности…» (С. Д.Шереметьев).


6. «Шереметьевская эра» Остафьево

Новая, "шереметьевская" эра началась для Остафьева, когда заложенную за долги усадьбу выкупил граф С.Д. Шереметьев, женатый на внучке П.А. Вяземского - Екатерине Павловне. Остафьево попало в руки человека, понимавшего его уникальность и взявшего на себя заботу о сохранении культурного наследия Вяземских. В конце XIX века Вяземские породнились с Шереметевыми, и последним законным владельцем Остафьева стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев ( 1844 - 1918 ), граф, государственный деятель, историк, писатель, коллекционер, почётный член Петербургской Академии наук (1890), член Государственного Совета. Из рода Шереметевых; унаследовал около 200 тыс. десятин земли и имения в 11 губерниях России. Воспитывался в Пажеском корпусе. Служил в Кавалергардском полку, участник русско-турецкой войны 1877—78. Московский губернский предводитель дворянства (1885—90). С 1871 попечитель Странноприимного дома. Покровительствовал науке, культуре, просвещению, искусству. В Москве жил на улице Воздвиженке (ныне д. 8), где хранилась значительная часть семейного архива. Инициатор создания (1877) и руководитель Общества любителей древней письменности. Председатель Археографической комиссии (1900 — 1917; член Археографической комиссии при Отделении истории РАН), Общества ревнителей русского исторического просвещения, Комитета попечительства о русской иконописи; бессменный редактор исторического сборника «Старина и новизна». В Москве основал Общество возрождения древнерусской одежды, участвовал в работе многих исторических обществ. Автор свыше 250 публикаций по истории, генеалогии и культуре России, воспоминаний («Московские воспоминания», в. 1—2, М., 1901—03, и др.). Значительная часть работ Шереметева посвящена истории Москвы и Подмосковья, в том числе «Воздвиженский наугольный дом сто лет назад» (в. 1—2, М., 1899—1904), «Романов двор на Воздвиженке» (М., 1892—1911), серия очерков о подмосковных усадьбах («Кусково», 1897, 1898, 1899; «Останкино», 1897) и др. На свои средства Шереметев подготовил и издал русские летописи, грамоты, писцовые книги, исторические акты, в том числе рукописи из семейного архива, 12 томов сочинений П.А. Вяземского, «Остафьевский архив князей Вяземских» (т. 1—5), «Переписку и бумаги графа П.Б. Шереметева 1704—1722 гг.», «Архив села Кусково» и др.


Шереметеву принадлежали подмосковные Кусково, Михайловское, Останкино, Остафьево (с 1898).

В Остафьеве в 1899 Шереметев основал музей, особое место в котором занимали предметы, связанные с Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным. В картинной галерее было свыше 600 полотен XVI—XIX вв., в библиотеке — свыше 32 тыс. книг, собрание гравюр насчитывало до 10 тыс. листов. В Остафьеве размещалась коллекция оружия XIV—XIX вв. Летом 1870 — 1918 Шереметев жил в подмосковной усадьбе Михайловское, где размещалась значительная часть его книжного собрания и рукописей; здесь же находились Остафьевский архив и личный архив Шереметевых. После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметеву поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. В последний год жизни вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым он занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково. Вместе со своим сыном П.С. Шереметевым предложил создать в Москве хранилище частных архивов и разместить его в своём доме на улице Воздвиженке. В юбилейном 1899 году он открыл в усадьбе общедоступный пушкинский музей. 15 июля 1913 в Остафьеве состоялось торжественное открытие памятников Пушкину, Жуковскому, Вяземскому (памятник Карамзину был установлен в 1911 году). Следует отдать должное графу Сергею Дмитриевичу: он с особой любовью и ответственностью участвовал в разработке проекта памятниа Пушкину. Гранитный постамент выполнен по рисунку художника Н.З.Панова. На нем закреплена бронзовая скульптура поэта работы знаменитого А.М.Опекушина. На постаменте барельеф, на котором Пушкин изображен сидящим в овальном зале усадьбы.

В слове, обращенном к присутствующим по случаю открытия памятников поэтам, епископ Анастасий говорил: " Во имя Отца и Сына и Святого Духа о трех великих душах людей, когда-то здесь живших". Владыка советовал остафьевцам "следовать старому русскому обычаю - проходя мимо памятников креститься и в молитве поминать рабов Божьих Александра, Василия, Петра".

7. Остафьево после революции.

Остафьево уцелело в годы революции. В 1918 году последний хранитель усадьбы, сын С.Д. Шереметьева - Павел Сергеевич, историк, художник, член Общества изучения русских усадеб, член-корреспондент Общества истории и древностей российских, автор трудов по истории многих подмосковных усадеб, стал заведующим вновь открывшегося Остафьевского музея.

Не имея должного внимания со стороны государства, усадьба постепенно ветшала. В марте 1930 года Моссовет принял постановление о ликвидации музея, последующие протесты привели к отмене этого постановления, но было уже поздно - музей распался. В 1930 году остафьевский музей был закрыт и разорен. В усадьбе устроили дом отдыха. Мемориально-исторический облик здания и облик заповедной ландшафтной зоны были нарушены. Книги, около 22 тысяч томов, были переданы в Ленинскую библиотеку без выделения этого собрания в отдельный фонд "Остафьевская библиотека"; картины, мебель, оружие разошлись по коллекциям других музеев; пушкинские мемории сейчас хранятся в музее А.С. Пушкина на Мойке. Остафьевское рукописное собрание в 1941 году, после хождений по различным архивам, попало в только что образованный тогда ЦГЛА (РГАЛИ).

8. Остафьево в наши дни.

Прошли десятилетия... Постановлением Правительства Москвы от 14 декабря 1993 г. N 1139 комплекс передaн музею, до того здесь был дом отдыхa. До наших дней сохрaнился усaдебный дом, пaрк с прудом. Хозяйственные постройки разобраны или сильно искажены. В парке также сохранились памятники Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому и П.П. Вяземскому, установленные в 1911 - 1913 годах при последнем владельце усадьбы графе С.Д.Шереметеве.

Сегодня усадьба Остафьево "Русский Парнас" находится в стадии возрождения и активной музейной деятельности. И ныне всякий, кто посетит Остафьево, может ощутить дымку времени, которая окутывает усадьбу сквозь волшебный кристалл воображения.

В 1993 г. экспозиция размещалась в одной комнате. Постепенно экспонаты возвращаются. Многие руководители музеев, в которые когда-то попали экспонаты из Остафьево, теперь признают, что условия хранения здесь лучше, чем во многих других музеях. Они согласились вернуть раритеты музею, и на сегодняшний день собрание музея заметно пополнилось.

В настоящее время проводятся реставрационно-восстановительные работы. Открыты экспозиции, посвященные истории Остафьево, хозяевам дома, их знакомым, гостям. Экспозиция музея раскрывает историю усадьбы, знакомит с хозяевами дома и их знаменитыми гостями. В музее сейчас устраиваются временные выставки по искусству (живопись, интерьер и т. д.), проводятся лекции, фестивали и праздники. Овальный зал музея с его прекрасной акустикой как нельзя лучше подходит для выступления музыкантов, артистов. Здесь проходят международные конкурсы русского романса, концерты старинной музыки, классической оперы и оперетты с участием известных музыкантов и исполнителей.

В музее проводятся экскурсии «Усадьба Остафьево – «Русский Парнас», «А.С.Пушкин в Остафьево», «Н.М.Карамзин в Остафьево».

В начале февраля проводится день поминовения Пушкина, а в первое воскресенье июня - Пушкинский праздник поэзии. В этот день усадьба становится центром притяжения для тысяч посетителей. Они приезжают, чтобы увидеть новые выставки, услышать выступления музыкальных коллективов, принять участия в конкурсах и пройти аллеями парка, по которым гулял Александр Сергеевич Пушкин. Любители поэзии собираются в «литературной гостиной» у памятника А.С. Пушкину. Праздник позволяет каждому посетителю окунуться в атмосферу старинной русской усадьбы, соприкоснуться с её культурой. Сегодня в усадьбе, как и прежде, "веет тишиной, поэзией и светлыми преданиями историко-литературными".

Кругом, что ни шаг, то воспоминания

о когда-то кипевшей здесь жизни,

и какие воспоминания!

(С.Д. Шереметьев).

До полного восстановления усадьбы – 3 года. Сейчас в усадьбе ведутся работы по восстановлению малых архитектурных форм, вскоре появится «Храм Аполлона» - красивая беседка на берегу пруда, «Драконово гнездо», грот «Каскад», обсерватория, уже восстановлено «Марсово поле». Открыты западный и восточный флигели, памятники Н.М.Карамзину, В.А.Жуковскому, А.С.Пушкину, П.П.Вяземскому.

Все реставрационные работы ведутся по проектам, разработанным на основе больших научно-исследовательских работ. Помимо историко-архивных изысканий проводятся детальные натурные обследования – архитектурные обмеры, фотофиксация состояния памятников, зондажи стен и шурфы для обследования фундамента, лабораторные анализы растворов.

Восстановлены боскеты в регулярной части парка со стороны фасада дворца, высажена липовая аллея «кенконс». Реставрированы парковые насаждения. Проводятся работы по восстановлению дорожно-тропинной сети. В перспективном плане - восстановление цельного образа русской усадьбы начала XIX в. Специалисты утверждают, что открытие обновленного музея-усадьбы «Русский Парнас» будет огромным событием для России, а после реставрации музей будет принимать до 500 тыс. человек в год.

Музей пребразился. Многое сделано благодаря подвижническому труду нынешнего хранителя музея, директора С. Бондаренко, и других работников музея. Сейчас в музее более 137 сотрудников. Главный вопрос, который волнует директора, – реставрация дворца, возвращение старинной усадьбе прежнего вида. Первый этап реконструкции пройден: отремонтированы открытые галереи, восточный и западный флигели, открыто одно из лучших водохранилищ в России.

В музее работают неравнодушные люди, это благодаря их подвижническому труду музей возрождается. Мокеева Татьяна Владимировна – руководитель научно-просветительского отдела. Окончила пединститут в Нижнем Новгороде, преподавала дошкольную педагогику и психологию. В 1994 г. приехала в Остафьево, устроилась экскурсоводом, а через 2 недели ее назначили заведующей научно-просветительским отделом. Работа отдела заключается не только в экскурсионном обзоре, но и в рекламной деятельности, организации праздников. По словам Татьяны Владимировны, «однажды придя в Остафьево, уйти невозможно». «Я просто влюбилась в Остафьево», - призналась Татьяна Владимировна.

Корнишина Луиза Михайловна – заведующая научно-исследовательским отделом. В музее работает 17 лет. Сначала одним из научных сотрудников, затем – заведующей научно-исследовательским отделом.

Отделом опубликовано более 50 научных статей, среди них – «Пушкин и Остафьево», «Карамзин и Остафьево». При непосредственном участии Луизы Михайловны ежегодно выходят в свет «Остафьевские сборники». Для Луизы Михайловны «музей – это жизнь».

Но музею нужна поддержка. А поэтому необходимо проводить поддержку музея не только на государственном уровне, сохранение духовного наследия - дело каждого, кто любит свою землю, гордится ею: без прошлого нет будущего.

Как не вспомнить слова Колтона, «если бы повсюду царило милосердие, земля стала бы раем, а ад – страшной сказкой».



В школе 1354 была проведена благотворительная акция, учащиеся собрали 3100 кг макулатуры. Оказывается, из одного дерева можно получить 60 килограммов макулатуры. Значит, ребята спасли более 50 деревьев. Собранные деньги были отправлены в Остафьево на восстановление усадебного парка. Многим деревьям парка сейчас необходима помощь, лечение. Пусть это небольшой вклад, но и он поможет сделать нашу землю краше, а душу – чище. И кто знает, какая проблема сейчас важнее – экология души или экология природы!
8. Литература.

  1. Македонская Е.И. С.Д. Шереметев как издатель. Книга. Исследования и материалы, сборник 62, М., 1991

  2. Свалова О.М. Последний владелец Остафьева. Остафьевский сборник, в. 1, М., 1993.

  3. Н. К. Квятковская «Остафьево». «Советская Россия» М, 1990.

  4. В.В. Вяземский. М., 2004.

  5. Воспоминания Е.Н. Опочинина. - В кн.: Встречи с прошлым: Вып. 7. - М., 1990.

  6. Квятковская Н.Ф. Остафьево. - М., 1990.

  7. Князь П.П. Вяземский (Некролог). - Журнал министерства народного просвещения, 1888, № 8.

  8. Новиков В.И. Остафьево: литературные судьбы XIX века. - М., 1991.

  9. Сборник в память князя Павла Петровича Вяземского: Вып. I - II. - Б.м., 1902-1915.

  10. Шереметев П.С. Остафьево. - Подольск, 1994 (репринтное воспроизведение издания 1927 года).






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет