На линии Дос-Мукасан
Более тридцати лет назад четверо студентов Политехнического института - Досым, Мурат, Камит и Саня - организовали ансамбль и назвали его "Дос-Мукасан". Потом к ним примкнули Шарип, Меирбек, Бахытжан, Нуртас и прекрасная девушка по имени Курманай. Популярность “Дос-Мукасана” быстро набирала обороты. "Кудаша", "Куа бол", "Той Жыры", “Сагымды сени" - эти мелодии пели во дворах и подворотнях, на свадьбах и именинах. "Дос-Мукасан" был на гребне всесоюзной славы, когда каждый из досмукасановцев решил идти своей дорогой. И сольные карьеры досмукасановцам тоже удались.
Прошло 30 лет. В один прекрасный день советник вице-премьера Досым Сулеев достал свой старенький саксофон, председатель комиссии мажилиса Казахстана Шарип Омаров налепил на пальцы лейкопластырь и стал наигрывать на гитаре подзабытые аккорды, вице-президент фирмы "Кайтала-малы металл" Александр Литвинов сел за ударную установку и…
И все заговорили, что досмукасановцы решили тряхнуть стариной. А на днях Мурат Кусаинов, Бахытжан Джумадилов и Александр Литвинов в течение часа общались с читателями нашей газеты в режиме “прямой линии” и вот что рассказали…
Два : один в пользу женщин
- Здравствуйте, меня Алия зовут, я скоро замуж выхожу. В связи с этим у меня вопрос возник. Хотелось бы узнать, ваш ансамбль когда-нибудь приглашали на свадьбы?
Мурат Кусаинов: Алия, а вы что, нас пригласить хотите? Конечно, в студенческие годы мы выступали и на свадьбах. Прожить на стипендию было трудно. И такие вот заработки стали для нас большой школой. Да и сейчас нас тоже приглашают, но мы отказываем всякий раз.
- Почему?
Мурат: А потому что мы называемся легендой казахстанской эстрады. Легенды ведь на свадьбы не ходят?
- Вас беспокоит Марьям, я хотела задать вопрос: часто ли вы влюблялись? Где вы своих жен встретили?
Мурат: Я расскажу о своей жене, с которой живу уже более тридцати лет. Говорят, столько не живут… вместе, я имею в виду. Но тем не менее. Остальные здесь присутствующие таким постоянством похвастаться не могут.
Бахытжан Джумадилов: Мы, наверное, чаще влюблялись. Результаты таковы: у меня два один, у Саши тоже два один.
- Этот как?
Бахытжан: Это значит сейчас - вторая жена, первая - ушла.
“Караван”: Расскажите, пожалуйста, о вашей единственной девушке-солистке Курманай...
Бахытжан: Да, она была первой и единственной девушкой в составе "Дос-Мукасана". Они с Шарипом нашли общий язык, поженились. Ее голос вы, наверное, хорошо помните. Такой глубокий низкий тембр, сильный вокал. Она рано ушла из жизни - в 1994 году. Это было для всех нас ударом.
Александр Литвинов: Она ведь еще очень красивая девчонка была. Посмотришь на нее, и мурашки по коже. Мурат одну свою вещь хотел с ней вместе записать. Она сказала: "Из больницы выйду - запишем". Но судьба распорядилась иначе.
Бахытжан: Я почти год-полтора вообще не мог прийти в себя, а потом разразился песней "Сен кеткен сон" - "Когда ты ушла". Очень тяжелая, трагичная песня. Я ее редко пою. Мурат знает, она сразу слезы вызывает. Тяжелый был момент для всех нас. Хоть и распался коллектив, мы же оставались друзьями.
Мукасанята
- Здравствуйте, я слышала, был такой проект - "Мукасанята", в котором участвовали ваши сыновья. Что с ним стало?
Мурат: Мой сын и сын Бахыта Джумадилова создали группу, назвали себя "Дос-Мукасанятами". Идея была хорошая. Пару раз с нами на больших концертах выступили, потом сын Бахыта поступил в институт. Но Данияр, мой сын, эту идею сохранил и создал впоследствии группу "Алан". Я ее продюсировал.
- Сын Александра Литвинова, насколько я знаю, тоже, как и отец, барабанщик...
Александр: Да, профессиональный барабанщик. Но сейчас он служит финансовым менеджером в фирме, учится в высшей школе бизнеса. Вынужден учиться, а что делать? С удовольствием ушел бы в музыку, но сейчас нет возможности этим заниматься.
Бахытжан: Живой музыки же нет. Значит, и барабанщики не нужны. Все включают электро-Петю. А что касается институтов, то вот, к примеру, меня три раза исключали. Приезжаем как-то из Франции в мае. Прихожу в институт, мне говорят: ты приказ читал? Какой приказ? Ну, думаю, наверное, похвалили. Смотрю объявление: "За неуспеваемость и пропуски занятий Джумадилова исключить". Прибегаю к ректору, говорю: "Ажим Курамбаевич, вы чего меня исключили, я, можно сказать, за честь института там песни пел". Он: "Как твоя фамилия? Джумадилов? Ой, елки-палки!" Берет приказ и рвет на кусочки. И так три раза.
Мурат: Вообще мы все хорошо учились. К примеру, Меирбек Молдабеков, зампред космического агентства, в свое время был ленинским стипендиатом.
- Здравствуйте, я сам родом из Баянаульского совхоза. Насколько я знаю, именно там произошло официальное рождение вашего ансамбля - в нашем совхозном клубе, который вы, будучи стройотрядовцами, и построили. Не собираетесь посетить, так сказать, места боевой славы?
Александр: Да уж хочется хотя бы ненадолго почувствовать себя молодыми. Если в Павлодаре будем, то обязательно туда поедем.
Бахытжан: А еще лучше, если местные акимы прикажут наши лица на баян-аульских скалах высечь, подобно ликам американских президентов. Тогда мы точно приедем.
- Ха-ха! Кстати, недавно услышал про группу "Нурмукасан", вы имеете к ней какое-то отношение?
Бахытжан: Имеем. Лет двадцать пять назад мы приехали в Джамбулскую область. Подходит пьяный радостный мужик, представившийся Досмуратом, говорит: "Ребята, поехали ко мне бухать, жена сына родила". Мы поехали-таки к нему после концерта. И он нам заявил: "Все! Я сына называю Мукасан".
Мурат: Через семь или восемь лет я приезжаю в тот же совхоз, подходит опять этот мужик. Я спрашиваю: "Ну, как сын? Как на самом деле назвали?" Он мне: "Мукасан". Теперь этот Мукасан с неким Нурланом вместе поют, вот и назвали свой дуэт "Нурмукасаном".
Боксеры тоже плачут
- Это Асылбек Сарыбалович с вами говорит. Хочу сказать, что ваши песни с современными сравнить нельзя. Вы и сейчас молодым нос утрете. Так что выступайте почаще, учите молодежь.
Мурат: Действительно, любую песню "Дос-Мукасана" возьми, она и сейчас могла бы стать хитом, туда добавить ничего нельзя и убрать тоже.
Александр: Хочу привести в пример недавний астанинский концерт. Мы, конечно, сильно волновались, все-таки там нынче элита живет. Но был полный аншлаг. Дело происходило в "Конгресс-холле". Почти две тысячи человек внутри и столько же снаружи. Каждая песня на ура проходила. Время прошло, а уважение осталось. Мажилисмены, сенаторы плакали, даже Серик Конакбаев плакал.
- Можно Бахыта? Это из Семипалатинска ваши поклонники звонят. Вот, думаем, приедете вы к нам или нет? Будут ли гастроли по Казахстану?
Бахытжан: Если вы пригласите нас, то мы приедем. В прошлом году мы, то есть наш самый первый легендарный состав, с концертами посетили Жанаузень, Жезказган, Астану и Алматы.
Мурат: Поступают предложения из Шымкента, Атырау, Уральска, мы их рассматриваем.
- Почему бы вам не выступить на телевидении ради рекламы?
Мурат: Да есть предложения от телевидения, в частности от "Хабара", записать в студии концертную программу "Дос-Мукасана". Пока мы еще живы (смеется).
Боевая слава
“Караван”: Рассказывали, что тогда, в 70-х, на одном из ваших концертов толпа чуть концертный зал не смела...
Мурат: В то время на наши концерты нельзя было вообще попасть.
Бахытжан: К примеру, наш концерт во Дворце Ленина в 1972 году (ныне Дворец Республики). Никто не предполагал такого аншлага. Зрителей было в три раза больше, чем мог вместить зал. Народ начал выдавливать стекла. Продавили весь вестибюль. Все было буквально в крови. Слава Богу, никто не погиб. А в Джамбуле в 1975 году дело чуть до демонстрации не дошло. Верхушка партийная разобрала все билеты. Студенчество подняло бунт. Под лозунгами "Искусство принадлежит народу!" “Где билеты на "Дос-Мукасан"?" молодые люди вышли на улицы. По слухам, одним из организаторов беспорядков был Серик Абдрахманов. Он, правда, в этом до сих пор не хочет сознаваться. Утром на следующий день смотрим из окон гостиницы - кругом милиция с дубинками и собаками. На втором концерте дошло до того, что один парень сорвался с колосника, чуть не разбился. Хотел с крыши залезть.
“Караван”: Наверняка и курьезов было достаточно...
Мурат: Помню, на День милиции давали мы концерт в Уральске. В зале одни "погоны" собрались. Генерал, полковники, рядовые - и все по стойке смирно сидят. Мы обычно зал разогреваем через две-три песни. А тут десять минут прошло, пятнадцать, а реакция нулевая. Что делать? Нам говорят: надо песню какую-нибудь милиции посвятить. У нас про хлеборобов есть, а про милицию ничего нет. И тогда Бахыт говорит: "Дорогие товарищи, поздравляем вас с вашим праздником и посвящаем вам песню под названием "Куа бол" - "Будь свидетелем". Тут генерал чуть со смеху не подавился. Песня то про любовь, мол, будь свидетелем моей любви. А в Америке, например, нас почему-то все звали "Дос-Мукасанос", так же как и в Прибалтике. Возле гостиницы, смотрю, афиша висит: "Дос- Мукасанос". Руководитель ансамбля Муратас Кусаиновас".
Казахский "Битлз", или английский "Дос-Мукасан"
- Это Ольга Николаевна. Вас ведь называли казахскими "Битлз", в этой связи интересно то, что "Битлз" так и не смогли воссоединиться, насколько я знаю, а вы вроде бы после распада снова выступать начали...
Бахытжан: Вы знаете, я был недавно в Лондоне, так там "Битлз" теперь называют английским "Дос-Мукасаном".
Мурат: Не смейся, женщина ведь серьезный вопрос задала. Они не могут воссоединиться, потому что Леннона, к сожалению, убили…
Бахытжан: Ну да, а наш Леннон еще жив - вот он сидит (показывает на Мурата Кусаинова). Так что "Дос-Мукасан" не распался, а разошелся ненадолго и теперь собрался вновь.
“Прямую линию” подготовила Айгерим Мекишева
Газета «Караван»
"Дос-Мукасан" – возрождение легенды
Ансамблю "Дос-Мукасан" – 40! Все эти годы пролетели как один счастливый миг. Так заявляют корифеи легендарного творческого коллектива "Дос-Мукасан", готовясь к юбилейному концерту
Как нельзя объять необъятное, так и невозможно рассказать всего об ансамбле "Дос-Мукасан". И во времена наивысшего расцвета социалистической системы, и в период обретения страной суверенитета этот коллектив был национальным достоянием. Таковым он остается по сию пору, переживая третью волну истинной артистической славы.
Как минимум дважды за свою сорокалетнюю историю ансамбль совершал переворот в сознании целого поколения. Вернее сказать, своим видением и прочтением народного мелоса молодые казахи начала семидесятых годов прошлого столетия помогли сверстникам осознать себя представителями и потомками народа, чье музыкальное наследие не кануло в Лету, а трансформировалось. Сохранившись и пройдя через века, песни предков, примерив на себя ритмы семидесятых, оказались более чем востребованными. Они захлестнули одну шестую часть земли, и после казахов были подхвачены миллионами людей разных национальностей. Сейчас творчество ансамбля вновь подхвачено молодым поколением. В современных ритмах звучат народные песни из репертуара кумиров двух эпох. Что ж, хип-хоп – всего лишь дань ритму нынешнего времени. Но слова и мелодия этих песен прежние, те, что прошли испытание временем и любовью нескольких поколений казахстанцев.
Ты помнишь, как все начиналось?
– Мы подружились сразу как поступили в Алма-Атинский политехнический институт, в 1965 году, – вспоминает организатор ансамбля Досым Сулеев, нынешний ректор этого элитного учебного заведения, профессор и академик. – Мои сокурсники, Мурат Кусаинов, Камит Санбаев, Саня Литвинов, так же, как и я, любили петь и музицировать. Мы и сами не поняли, как превратились в ВИА – вокально-инструментальный ансамбль, ударную силу самодеятельности. Летом 1967 года мы находились в составе международного интернационального студенческого отряда в Баян-Ауле. 1 августа выступили с концертом. Успех превзошел все ожидания.
– Ребята, вы же профессионалы, – громче всех восторгались венгры. – А почему ВИА без названия?
По первым слогам и буквам наших имен составили имя коллектива.
К 1973 году мы были известны молодежи всей республики. Достаточно вспомнить, что первый сольник на сцене Дворца имени Ленина оказался не только битковым, но и убойным: милиции пришлось потрудиться на подступах к Дворцу, в который публика ломилась через окна. В чем секрет популярности? Думаю, в репертуаре и нашей юношеской искренности его исполнения. Для нас оказалось приятным открытие многих казахских народных песен, но главное то, как они безупречно соответствовали современным ритмам. В сочетании с популярными мелодиями семидесятых получались довольно интересные концертные программы. Со временем мы стали сочинять свои композиции. Так появилась моя "Той жыры", потом "Қуанышым менiң" Мурата Кусаинова. Несколько позже Бахытжан Жумадилов так здорово исполнил казахскую народную песню "Құдаша", и она стала еще одним шлягером на все времена. Певец был наречен народом Мистер Құдаша. Сегодня по радио крутят ремиксы наших хитов. И это лишнее подтверждение востребованности настоящего, выстраданного, проверенного временем, произрастающего из глубины веков искусства.
Рубежные вехи
– Став лауреатом всяческих конкурсов среди одаренной студенческой молодежи и самодеятельных коллективов республики, мы поняли, что всю жизнь репетировать и выступать только за аплодисменты и любовь почитателей невозможно, – говорит один из основателей коллектива, нынешний его художественный руководитель, композитор и аранжировщик Мурат Кусаинов. – Предложение участвовать во Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей советской песни мы приняли с воодушевлением. Шел 1973 год. В Минск поехали с новым солистом – пригласили в коллектив выпускника Алматинской консерватории Нуртаса Кусаинова и не ошиблись. Его золотой голос принес нам второе место – первое получили уже тогда легендарные "Песняры". Зато мы обошли такие коллективы, как "Самоцветы", "Ялла", "Поющие гитары"… Нуртас остался в коллективе навсегда. "Соловьи России" композитора Валентина Левашова в его исполнении много лет потрясала слушателей. В этом же году нас пригласили на работу в "Казахконцерт". Досым к этому времени поступил в аспирантуру и оставил коллектив на меня. Решил продолжать карьеру ученого и Меирбек Молдабеков. Курманай и Шарип Омаровы тоже попрощались с коллективом: она стала преподавателем политехнического института, его избрали секретарем Советского райкома комсомола. Я стал студентом консерватории в классе композиции Газизы Жубановой. То время было тяжелым, но интересным. С концертами, которых было до 250 в год, а это значит, что в иной день мы выходили на сцену по три-четыре раза и пели без фонограмм, объездили полмира. Причем гастрольные туры длились до полугода. Америка, Германия, Чехословакия… Всего не перечислить. Весело жили, дружно. По молодости неустроенность и тяготы переездов не пугали. Наша дружба была бескорыстной. Ребята делились друг с другом дастарханом, модными шмотками, идеями и даже девушками.
Тогда в "Дос-Мукасане" работали: Багдад Айдарханов, Арсен Баянов, Мурат Сарыбаев, Аскар Жанкушуков, пришедшие на смену ребятам, подавшимся в науку, на производство, в политику. В 2000 году по просьбе наших поклонников мы, то есть участники первого состава, выступили, как говорится, с хорошо забытым старым репертуаром и поняли: люди ждут возвращения "Дос-Мукасана". Отказать не могли. Я сделал новые аранжировки. Пару раз вышли на площадь в Алматы… Нас позвали в Астану, и вновь закрутилось гастрольное колесо. За семь лет новой эры мы побывали за рубежом: Россия, Узбекистан, Таджикистан, недавно вернулись из Киргизии. И знаете, что интересно: тамошний зритель, в большинстве своем и не догадывался, что у нас был творческий перерыв. На концерт приходили с записями и пластинками восьмидесятых.
Не могу не вспомнить и о безвременно ушедших от нас товарищах. Покинули этот мир и нас Курманай Омарова, Таскан Нарбаева, ушел из жизни Мурат Сарыбаев, недавно мы простились с Шарипом Омаровым. Их памяти мы посвятили песни.
В апофеозе славы
Нынешние биографы и будущие историки непременно назовут периодом наиболее плодотворной творческой и концертной деятельности "Дос-Мукасана" годы с 70-х до начала 90-х.
– Мы без устали репетировали, нарабатывали все новый репертуар, – вспоминает солист-вокалист Нуртас Кусаинов. – Кроме того, писали песни сами. На нас стали работать лучшие композиторы страны. Так родились и более трех десятилетий живут вместе с нами "Кайдасын" М. Молдабекова на слова Бахытжана Жумадилова, "Сағындым сені" и "Куа бол" Н. Тлендиева. Впервые в Союзе мы исполнили рок-композиции Мурата Кусаинова "Бетпакдала" и "Путешествие по океану".
Сейчас трудно вспомнить и перечислить в скольких конкурсах, фестивалях, молодежных форумах мы принимали участие. Недавно в рамках юбилейного тура мы выступали на стадионе в Актюбинске. Там почему-то не стало электричества. Проходит 10, 20 минут… Ну, думаем, сейчас люди начнут свистеть, требовать продолжения… И вдруг правая трибуна разом запела ту песню, на которой прервался концерт. Потом левая – другую. Их снова меняет правая… И так – сорок минут. За эту любовь к нам мы готовы петь сколько угодно. Нас часто спрашивают: вы были обласканы властью? Скажу одно, власть имущие и тогда и теперь нас знают по именам, точно так же, как знает любой казахстанец. Для нас дорог наш слушатель, кем бы он ни был, и с этих позиций мы обласканы народом, а это дорогого стоит для каждого артиста. Безусловно, находясь в зените славы, мы жили безбедно. Но эти деньги мы зарабатывали потом, и если хотите кровью своей, не жалея ни таланта, ни жара души. А это, поверьте, очень трудная работа. Популярность и даже слава – вещи проходящие, а вот народная любовь остается надолго и приятна всегда.
В 1982 году ставшие корифеями и популярными личностями Нуртас Кусаинов и Бахытжан Жумадилов покинули коллектив: первого назначили художественным руководителем Семипалатинской областной филармонии, второго – заместителем директора концертно-гастрольного объединения "Казахконцерт". Ушел в производственники музыкант второго состава ансамбля Аскар Жанкушуков. Подался в журналисты его коллега Арсен Баянов. Мурат Кусаинов набрал новый состав, который продолжил и приумножил славу "Дос-Мукасана". А слава ансамбля к середине восьмидесятых окрепла настолько, что стала обрастать небылицами и анекдотами – истинное свидетельство народной любви.
Презервативы в Париже не покупали!
– Связи друг с другом мы не теряли никогда. Все эти годы дружим семьями, – забивая очередной шар в лузу бильярда, говорит Бахытжан Жумадилов, корифей ансамбля, его многолетний солист, композитор и непревзойденный тамада всех досмукасановских семейных дастарханов и мальчишников. Кстати, бильярд для них – традиция, священнодействие, на которое допускаются не многие.
– Бахытжан, а, правда, что в России у вас спрашивали: Дос – это имя нарицательное для всех казахов?
– Правда, – отвечает Баке и лупит в лузы очередной дуплет. – Правда, что спрашивали… Но не про Доса, а про меня. И я им сказал: самое одиозное и любимое казахами имя Баха… Иоганн Себастьянулы…
– Расскажи, как на вас напали местные "женихи", когда вы их "невест" с собой в гостиницу после концерта увезли. Говорят, что вам здорово наваляли, да еще и в РОВД забрали.
– Во-первых, не нам, а им, во-вторых, не нас, а их, в-третьих, девушек чужих мы никогда в гостиницу не приводили, только своих. И вот из-за них была драка, я тогда троих в нокаут отправил…
– Четверых, – добавляет Досым Сулеев.
– Не возьму лишнего на себя, четвертый убежал… Лучше вспомни, как тебя зеки чуть на тот свет не отправили… Где же это было? Там мы вместе с ансамблем "Жок" из Молдавии выступали, а их руководительница в тебя влюбилась, а в нее влюбился кто-то из нас… сейчас уже не помню. Ух, какая жгучая молдаванка была! Это правда. А вот то, что мы в Париже презики с усами покупали, – врут…
Перебивая и дополняя друг друга, ДОСы начали вспоминать все байки, когда-либо услышанные о себе. Королем этих анекдотов по сию пору остается рассказ о том, как Пол Маккартни опоздал на концерт ансамбля "Битлз".
"Ждут битлы, ждут, а его все нет. Уже и перед публикой извинились не раз. Потом услышали из-за двери артистической уборной чудесные звуки, вломились туда, а Пол, склонившийся над "Грюндиком", им: "Тсс, кое-как волну казахского радио поймал – "Дос-Мукасан" выступает, не мешайте, ребята!"
Слушать Бахытжана приятно всегда, и когда он байки травит, и когда поет на сцене…
Артист по призванию, журналист по образованию, он – личность в высшей степени гармонично развитая и органичная.
Все, кто прошел через сцену с ансамблем "Дос-Мукасан", удивительно органичные, разносторонние и обаятельные люди. Далеко не зазнайки, не вредничающие "звезды", как об этом мнят и соответственно ведут себя нынешние артисты и группы однодневки. Физики и лирики в одном лице – люди благородные, артисты высшей пробы. К тому же сорокалетний возраст ансамбля к тому обязывает.
Завтра, 23 ноября Дворец Республики будет вновь окружен их поклонниками, возраст которых от 15 до 75 лет. И это не легенда, а ее возрождение…
Василий ШУПЕЙКИН
22.11.2008 г.
"Сулу кыз". Барбара Брыльска будет петь казахские песни
13:09 22.11.2005
Барбара Брыльска cпоет с группой "Дос Мукасан"
Сегодня Надя Шевелева из "Иронии судьбы…" и казахстанский квартет исполнят польскую народную песню "Шла девочка до лесочка"
Барбара Брыльска прибыла в Астану вчера утром, а вечером уже во всю репетировала свой номер с артистами из легендарного ансамбля "Дос Мукасан". Сегодня дуэт Брыльска - "Дос Мукасан" выступит на сцене нового столичного Дворца спорта на концерте, посвященном 10-летию Ассамблеи народов Казахстана. Предполагается, что их номер будет закрывать торжество. Изначально организаторы концерта планировали пригласить в Казахстан другую польскую диву - Марылю Родович.
- К сожалению, с Барбарой Брыльской мы были незнакомы, но надеюсь, быстро найдем общий язык, как в прямом смысле, так и в переносном, - поделился с "Комсомолкой" руководитель ансамбля "Дос Мукасан" Мурат Кусаинов. - Тем более нам предстоит петь на казахском и польском языках.
На генеральной репетиции Мурат Кусаинов преподал польской актрисе небольшой урок родного языка. Вместе они разучили припев польской песни на казахском языке, а остальные куплеты Барбара будет исполнять на польском.
Кстати, с композицией "Шла девочка до лесочка" еще в самом начале творческого пути казахстанского ансамбля приключилась забавная история. Оказывается, долгое время "Дос Мукасан" исполнял ее, даже не подозревая о том, что она польская. В казахском варианте композиция называется "Сулу кыз".
- Тогда я был просто уверен, что это казахская народная песня! - вспоминает Мурат Кусаинов. - Но однажды мы поехали на гастроли в Варшаву и были просто поражены тем, как тепло поляки принимали нашу "Сулу кыз". И даже подпевали нам! Тогда мы подумали: неужели здесь так хорошо знакомы с нашими песнями? Но потом, когда после выступления к нам начали подходить удивленные люди и спрашивать, откуда мы так хорошо знаем польскую народную песню, все встало на свои места.
Наверное, для кого-то открытие, что Барбара, помимо того, что снимается в кино, еще и поет. Между тем у себя на родине Брыльска-певица пользуется не меньшим успехом, чем Брыльска-актриса.
Айя АЛАШХАНОВА
22 ноябрь 2005
Комсомольская правда-Казахстан
ЛЕГЕНДАРНАЯ ГРУППА
Эстрадный, вокально-инструментальный ансамбль «Дос-Мукасан» был организован более 40-ка лет назад. А если быть точнее, в 1967 году в Казахстанском политехническом институте (ныне КазНТУ им. К. Сатпаева) Четверо студентов Политехнического института - Досым, Мурат, Камит и Саня - организовали ансамбль и назвали его «Дос-Мукасан», кстати по первым буквам имен, они и назвали свою группу. Потом к ним примкнули Шарип, Меирбек, Бахытжан, Нуртас и прекрасная девушка по имени Курманай. Популярность “Дос-Мукасана” быстро набирала высоту. «Кудаша», «Куа бол», «Той Жыры», “Сағымды сени» - эти мелодии пели во дворах, на свадьбах и именинах. «Дос-Мукасан» был на гребне всесоюзной славы, когда каждый из досмукасановцев решил идти своей дорогой. И сольные карьеры досмукасановцам тоже удались.
Используя национальную фольклорную музыку, ансамбль синтезировал её с новыми направлениями в эстрадной музыке (рок-опера «Жер уйык» 1981; программа «Степь и космос», 1985). «Дос-Мукасан»- лауреат Всесоюзного фестиваля «Дружба народов» (Ташкент, 1971), конкурса профессиональной исполнительной песни (Минск, 1973), обладатель золотой медали и звания лауреата 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973), в Москве (1985).
Значимость «Дос-Мукасана», возможно, сегодня не совсем оценили, а между тем это огромное явление в музыкальной, культурной жизни Казахстана. «Дос Мукасан» возник примерно в то же время, что и популярные ансамбли «Ялла» в Узбекистане, «Песняры» в Беларуси. Песни, исполняемые группой, стали близкими сердцам миллионов слушателей, потому что в них по-новому зазвучали любимые народные песни - чистые, без всяких искажений. Ребята исполняли казахские песни, сохраняя все тонкости и нюансы, с потрясающей точностью соблюдая национальный колорит. Вековые песни казахов, отражавшие их мечты и чаяния, страсти, любовь и страдания, потери и радости, ранее исполнявшиеся камерно, на полутонах, впервые зазвучали во весь голос, и вышли на широкий простор, не раздражая, а лаская ухо слушателя, независимо от его национальной принадлежности. И до сих пор на свадьбах звучат песни «Дос-Мукасана». А ведь создатели и участники ансамбля не были профессиональными музыкантами, но они были очень талантливы, любили музыку, сами сочиняли ее, даже тексты писали сами. Невероятно популярной в народе стала песня «Той жыры» (музыка Досыма Сулеева, ныне ректора КазНТУ, слова Улыкпана Сыдыкова, проректора университета). Они были студентами факультета автоматики и вычислительной техники - Досым Сулеев, Шарип Омаров, Мейирбек Молдабеков, Хамит Санбаев, Мурат Хусаинов, Саня Литвинов и другие. Все они сегодня известные люди, ученые, общественные и государственные деятели. Только Мурат Хусаинов остался в ансамбле «Дос Мукасан», став его музыкально дипломированным руководителем. Солистами ансамбля были Осмадияр Маканов, Курманай Омарова, Бакыт Джумадилов и другие.
«Дос-Мукасан», безусловно, гордость Казахстана. Думаю, что такой ансамбль просто не мог не появиться в богатой казахской музыкальной культуре.
Бахытжан Джумадилов известен, прежде всего, как основатель и певец ансамбля «Дос-Мукасан». Он также является автором множества песен, исполняемых группой и другими артистами. Им написан сценарий первой в истории Казахстана рок-оперы «Жер уйык — Земля обетованная».
В 2007 году Б. Джумадилов издал свою первую книгу — «Дос-Мукасан: годы и дороги», а также сборник своих стихотворений.
Памятник известной казахстанской музыкальной группе «Дос-Мукасан» открыт на территории Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова.
В скульптурной композиции четыре бронзовые фигуры участников ансамбля в полный рост, за ними - силуэты музыкантов второго и третьего поколений.
Памятник «Дос-Мукасану» - воплощение идеи, выдвинутой ректором ПГУ Ерланом Арыном и дружно поддержанной студентами.
На открытие памятника приехали создатели легендарного коллектива. В замечательном концерте они исполнили песни, которые хорошо знают их сверстники и современная молодежь.
Также в университете открыли музей популярного ансамбля – первый и единственный в Республике! В экспозиции имеются фотографии, плакаты и личные вещи музыкантов.
Ербол Ташимов
Спец. Корреспондент газеты «Атамекен» из Павлодара
03/05/2009
Достарыңызбен бөлісу: |