Мастер – класс «Мы строим дом»
для учителей русского языка и литературы
на окружном семинаре «Система работы с текстом на уроках русского языка»
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 7 классе
Жук Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Цели занятия:
-
Систематизация знаний, умений и навыков комплексного анализа текста.
-
Развитие словесно-логического мышления, устной монологической речи.
-
Формирование умения видеть эстетическую выразительность природы.
-
Формирование творческой и компетентной личности.
Оборудование:
-
Стеллаж с репродукциями картин художников-маринистов и книгами В.Катаева.
-
Макет Дома-текста.
-
Компьютерная презентация «Творчество В.Катаева»
-
Видеофильм «Море»
-
Дидактический материал (отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий», лист с заданиями)
Ход занятия:
-
Вступительное слово учителя
Благодарим пятиклассников за работу. Они заложили крепкий фундамент нашего дома.
Итак, какова тема текста?
Сформулируйте основную мысль текста.
У нас заложен фундамент дома, есть каркас (план текста). Но это еще не дом.
Принимаем эстафету у 5 класса и продолжаем наше строительство.
-
Работа с текстом
1.Определение композиции текста
Любой дом имеет один или несколько этажей. В тексте роль таких этажей выполняют смысловые части текста. Я предлагаю вам поговорить о смысловых частях текста, об их взаимном расположении, т.е. определить композицию.
- Почему композиция текста заслуживает такого же пристального внимания, как тема и идея?
(Именно композиция «скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее.)
- Отметьте композиционно-смысловые части текста.
(Весь текст можно разделить на 3 части:
1часть содержит основную мысль: море не может надоесть;
2часть (с 4 – 15 предложение) раскрывает основную тему – изменение моря;
3часть (последний абзац) констатирует, что очарование моря в его тайне.)
Рассмотрим 1часть. Она содержит основную мысль, которую автор раскрывает в последующих частях, т.е. можно сказать, что первая часть содержит тезис.
Значит, 2 и 3 части – это доказательство исходного тезиса.
- Какие аргументы использует автор для доказательства своего тезиса?
(1 аргумент – море меняется на глазах каждый час;
2 аргумент - море хранит в своих пространствах какую-то тайну.)
Нам уже знаком такой тип композиции, частями которой являются Тезис – Доказательство. Какая часть должна быть завершающей? (Вывод)
В анализируемом тексте вывод отсутствует.
- О чем это свидетельствует?
(Текст не обладает композиционной завершенностью. Композиция данного текста открытая.)
- Теперь обратите внимание на вторую часть текста. Она самая объемная, включает 2 абзаца, значит, ее можно подразделить на более мелкие, связанные с темой текста.
- Назовите слова, характеризующие состояние моря перед бурей и во время бури.
Обратите внимание, что описание происходит на нескольких уровнях: цветовом, звуковом, двигательном.
затишье перед бурей
|
буря
|
Тихое
светло-голубое
штиль
тишина
играют
|
малахитовый
грифельный
штормовой ветер
крики чаек
швыряет
разбивают
аллитерация (повтор [р], [з], [ш]
|
- На каком приеме основана эта часть текста? (противовоставление – антитеза)
- Как этот прием помогает раскрытию идеи текста?
(Противопоставление позволяет показать величественную картину жизни моря, которое может быть спокойное и ласковое, а может быть грозной стихией, страшным, разъяренным чудовищем, несущим зло и разрушение. И это подчеркивается автором использованием слова со сниженной стилистической окраской – «дохлый дельфин», «швыряют»)
- Как соотносится последний абзац с предыдущей частью? Что указывает на это смысловое отношение?
(Эта часть несет противопоставление, т.к. в начале предложения в качестве средства связи используется противительный союз НО.)
- Текст построен сложнее, чем это кажется с первого взгляда. Определите, какой части противопоставлен последний абзац.
(«Оно меняется на глазах каждый час», т.е море никогда не надоест не из-за того, что оно меняется каждый час, а потому что оно заключает в себе какую-то тайну).
Итак, подведем итог. Композиция включает в себя тезис - доказательство. Композиция текста открытая, построена на приеме противопоставления.
Таким образом, композиция текста позволяет автору развить основную мысль, усилить впечатление на читателей.
Строительство дома (прикалываем листы «Микротексты»)
2. Определение средств связи между частями текста и внутри частей.
- Для того чтобы дом крепко держался на фундаменте используют различные скрепляющие растворы.
А для того чтобы текст имел композиционную стройность, автор использует языковые средства связи.
- Как связаны между собой абзацы? (Тематически, идейно и языковыми средствами)
- Какими языковыми средствами связаны абзацы?
1-2 абзац: лексический повтор
2-3 абзац: союз (то)
3-4 абзац : лексический повтор
4-5 абзац: союз (НО)
- Какой вид синтаксической связи между абзацами используется?
- Определите языковые средства связи между предложениями.
(Основным языковым средством оказывается лексический повтор: то оно, то оно, то оно)
- Какую роль играет этот лексический повтор?
(Чтобы было легче ответить на этот вопрос, проведем лингвистический эксперимент. Отредактируем 3 абзац, устраним все повторы.
- Как можно заменить повтор?
(Можно подобрать синонимы, описательные обороты)
То – либо, либо
Оно – море – пелена вод
- Что у нас получится?
-Как изменился текст по сравнению с оригиналом, выиграл или проиграл с точки зрения стройности и красоты стиля, глубины и ясности выражения авторской мысли?
(После такого редактирования текст стал невыразителен: в нем нет нарастания, усиления, нагнетания впечатлений)
Итак, лексический повтор позволил автору создать основу, канву изображаемой картины. Лексический повтор выступает одновременно и как средство выразительности - лексическая анафора.
- Какие еще средства связи использует автор?
(Средства связи: однотематическая лексика (море – штиль – буря – волны), видовременная соотнесенность глаголов (все глаголы в тексте употреблены в настоящем времени.)
- Какую картину создают глаголы в настоящем времени?
(Они передают множественность одновременно совершающихся действий: чайки летают – волны волокут и швыряют – зелень горизонта стоит – прибой разбивается – эхо звенит – туман висит)
Эти глаголы придают динамичность картине, которую рисует автор.
- В последнем абзаце глагол употреблен в другом времени? Почему?
Строительство дома (прикалываем листы «Средства связи»)
3. Определение функционального типа речи
- Проанализировав композицию и средства связи, вы легко можете определить тип анализируемого текста.
(Рассуждение с описанием)
- Докажите свою точку зрения.
- А какая часть текста представляет собой описание? Прочитайте ее.
Строительство дома (прикалываем лист «Тип текста»)
4. Определение функционального стиля текста
- Что можно сказать о стилистическом единстве этого текста?
Стиль художественной литературы, основу которого составляет художественный стиль. Главным отличительным признаком этого стиля является изобразительная образность. Писатель при помощи слов создает зримую картинку происходящего. Текст художественного стиля воздействует на читателя эмоционально.
-Какие средства художественной выразительности использует автор для создания образа моря?
Фонетические средства: аллитерация (Буря, грозно, преображается, штормовой; взбаламученные, волны, волокут, швыряют и др.)
Лексические средства: эпитеты (невиданное море, тихое море, крупная зыбь), сравнения (зелень стоит стеной, эхо звенит бронзой), метафоры (свежий ветер, зелень горизонта, облака шторма), олицетворения (море играет барашками, море преображается, волны волокут и швыряют).
- Какую роль играют эти средства выразительности?
(Наиболее точно, емко и образно передать идею текста – выразить авторскую позицию)
Строительство дома (прикалываем лист «Стиль текста»)
5. Вывод
- Каково ваше впечатление от текста?
- Разделяете ли вы позицию автора?
Море – излюбленный образ художественной литературы, особенно романтической. Послушайте, как о нем писал В.А.Жуковский в элегии «Море»:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Мы видим, как лирический герой очарован морем: оно посредник между землей и небом, воплощающий глубокую тайну мироздания. В описании таинственного бытия моря видна аналогия с духовной жизнью человека. Лирический герой, наблюдая за морем, открывает причину движения и «необъятных» масс воды, и души человека. Она состоит в тяге к небесному идеалу. Как далекое небо притягивает к себе волны, так свет идеала влечет душу. Лирический герой обращается к морю как к живому существу, видя, что оно живо, дышит, одухотворено чувством и мыслью; он готов от него самого услышать объяснение его тайн.
Итак, наш дом готов.
Строительство дома (прикалываем лист «Текст»)
III. Творческое задание
Благодарю вас за помощь при строительстве дома.
Д/з: Обратите внимание на последнее задание в вашем листочке – сочинение.
Итак, ваша задача придать тексту композиционную завершенность, прокомментировав второй аргумент и сделав вывод. Не забывайте, что вы должны обязательно сохранить стилевое единство текста.
А поможет вам в выполнении этого задания небольшой видеоролик «Море».
IV. Просмотр видеоролика
Достарыңызбен бөлісу: |