РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу
Романовой Марии Сергеевны «Эксцентричность как принцип литературного творчества и самоидентификации (Барбе д’Орвильи)»,
представленную на соискание степени магистра филологии
В магистерской диссертации М.С.Романовой рассматривается творчество французского писателя Барбе д’ Орвильи (1808-1889). Барбе д’Орвильи прошел почти весь ХIX век, в течение 50 лет следя за изменениями его мысли. В ее критике он был дерзок, мстителен и беспощаден. Но, и ХХ век был враждебен по отношению к нему, как писатель он остался малооцененным. Примирение со всеми противоречиями своего века он искал в крайнем индивидуализме, который принял форму дендизма, но не в его узком проявлении внешней элегантности, а в социальном и духовном, как мятеж против аристократических косностей. Для русского читателя имя Барбе д’ Орвильи мало известно. Первое знакомство состоялось в начале ХХ века, когда появились переводы на русский язык «Дьявольских повестей» и статьи М.Волошина и В.Брюсова о его творчестве. Единственным серьезным исследованием творчества писателя в отечественном литературоведении является ряд статей проф. Т.В.Соколовой. Имя Барбе д’ Орвильи было предано забвению не заслуженно.
После выхода в свет (1863 г.) самого известного из нормандских романов романа «Шевалье де Туш» за писателем закрепился титул нормандского Вальтера Скотта. Анализу этого романа посвящена часть 2-ой главы диссертации (с.26-39). Основой романа являются события конца XVIII века, роялистское восстание 1791 г. в Вандее. Участников мятежа называли шуанами, по имени предводителя – Жана Котро по прозвищу Шуан. Автор диссертации выявляет новый, отличный от романтического, взгляд писателя на историю. Если для романтиков было важно показать историю в рамках вымышленных интриг и духа эпохи, то, как указывает автор работы, Барбе д’ Орвильи в своем романе начинает игру временными и пространственными пластами. Прошлое вплетено в настоящее через духовную, метафизическую составляющую, и таким образом размывается граница между ними. Возникает почти импрессионистическая картина, что предвосхищает появление прозы М.Пруста. Исторические события помогают создать оптический эффект, действия то отдаляются, то приближаются, одни события высвечиваются, выходят на первый план, другие остаются в тени. Роман был написан сразу после революции 1848 г. и воцарения Наполеона III. Противостояние республиканцев и бонапартистов представлялось писателю аналогичным войне шуанов против Республики 1792 г. Но все же, как правильно указывается в диссертации, совмещение прошлого с настоящим происходит для того, чтобы обнаружить константные черты в историческом процессе. Толкование настоящего из прошлого не разрывает связи с романтической традицией и держит писателя в рамках романтической типологии. Автор магистерской диссертации приходит к справедливому выводу о том, что исторический роман как жанр в творчестве Барбе д’ Орвильи претерпевает значительные изменения, т.к. писатель развивает повествование по канве индивидуальной памяти.
Анализу новелл из цикла «Дьявольские повести» посвящена вторая часть второй главы магистерской диссертации. В своих новеллах писатель поставил трудную задачу – раскрыть в художественных образах сущность современной ему уродливой действительности. Герои новелл восстают против правил светской морали и даже Бога. Барбе д’Орвильи показывает бунт героев, их борьбу между двумя ипостасями человека, между добром и злом. Подобно романтикам Барбе д’Орвильи волновала проблема «человек и природа» (т.е. Бог, смерть, страсть, вечность). Бесспорно, что развитие этих тем как во французской, так и в европейской литературах обязано романтизму. От Сенанкура, Констана и Шатобриана исходит глубокая рефлексия названных феноменов бытия, и в этом отношении творчество Барбе д’Орвильи представляет собой звено в романтической традиции, постепенно переходящей в модернизм. Барбе д’Орвильи описывает мир таким, каким он является людям, не включая в повествование свое личное отношение и ничего читателю не навязывая. В прозе писателя говорят сами факты, поэтому такое внимание придается деталям (удушающий кашель, букетик резеды). (с.46,50). Если надлежит говорить фактам, то появляется новая система стиля. Слова не являются носителями авторской эмоции, ни выражают оценок и выводов, поэтому стиль приобретает огромное значение, так как повествование из рассказа превращается в показ. Не в качестве замечания, а в качестве пожелания хотелось бы высказать предложение – уделить больше внимания литературоведческому анализу стиля писателя.
В работе М.С.Романовой достаточно внимания уделяется анализу особого метода повествования, через рассказы разных персонажей (с.47-48). В этом отношении творчество писателя несомненно несет на себе экспериментальные черты: прежде всего это смена призм в показе эстетической реальности, что усложняет рефлексивную составляющую его прозы. Собственно, сказанное указывает нам на существенное ослабление роли всевидящего автора, точнее о размывании его роли за счет призм персонажей и их рефлексий. М.С.Романова отмечает, что текст у Барбе д’Орвильи продуцирует множество смыслов, символическое и обобщающее прочтение приводит к противоречию, что и составляет эксцентрическую оригинальность Барбе д’Орвильи и является важным шагом в сторону модерна. Автор работы доказывает это, говоря о созвучных по тональности повествования произведениях Роденбаха и Гюисманса, современников Барбе д’Орвильи. В своей работе М.С.Романова подчеркивает особенности и своеобразие творческого метода и мировоззрения Барбе д’Орвильи. В исследовании была поставлена проблема, которая важна не только для французской литературы, но вообще для европейских литератур Нового времени. Бесспорно, что изображение эксцентричности есть не что иное, как изображение субъективности, особенности, в некотором отношении исключительности личности. В работе совершенно правильно подчеркивается, что этот феномен связан с кризисными явлениями эпохи, пронизывающими все уровни как общества, так и культурных процессов. Особенность этого феномена требует выхода за пределы натуралистического мимесиса, а следовательно вызывает поиск экспериментальных форм в искусстве, что показано в работе. Магистерская диссертация дает объемное представление о творчестве французского прозаика XIX века.
Работу отличает серьезность и обстоятельность в подходе к изучаемой проблеме, что выразилось в интересной и большой библиографии, которая используется не формально, а содержательно. Работа удачно структурирована, сообразно с целями, поставленными во введении, что демонстрирует глубокое понимание стоящих перед автором задач.
Выпускная квалификационная работа М.С.Романовой соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.
К.ф.н.,доц. И.А.Хохлова
Достарыңызбен бөлісу: |