Некрополь армян Абхазии как генеалогический источник



Дата27.06.2016
өлшемі32 Kb.
#162146
Некрополь армян Абхазии как генеалогический источник.
Первые поселения армян на территории Абхазии возникли в середине XIX в. Их основывали турецкоподданные-армяне занимавшиеся на новых землях сельским хозяйством. Процесс колонизации еще более усилился после окончания русско-турецких войн. Однако намного более многочисленная волна эмигрантов в Абхазию появилась в 1915-16 гг., когда из бывшей Османской империи, спасаясь от развязанного младотурецкими властями геноцида, бежали десятки тысяч армянских семей. Часть беженцев осела на постоянное жительство в Абхазии, где их потомки основали значительную армянскую общину. Являясь в своей массе выходцами из северо-восточных прибрежных районов Османской империи (исторический Понт) армяне современной Абхазии относятся к группе т.н. амшенцев (по названию исторической области Амшен). Амшенци распадаются на несколько локальных субэтнических групп – трабзонци, дженикци, ордуци и др. Они сохраняют свой своеобразный диалект (ветвь западноармянского) и в быту придерживаются свойственных им этнографических традиций.

Истории, этнографии, традиционной культуре, диалектологии и другим проблемам изучения армян Абхазии посвящена значительная литература. Однако генеалогических публикаций среди этих работ практически не встречается. Во многом это связано с проблемой скудности источниковедческой базы, существенно затрудняющей исследовательскую деятельность.

Как известно основным источником для генеалогических изысканий являются документальные собрания государственных архивов. В абхазских архивах советского периода хранились многочисленные документы, содержащие важные сведения по генеалогии в т.ч. армянского населения начиная с 1860-х гг. Именно они должны были составить источниковедческую базу последующих генеалогических исследований. Однако, государственные архивы Республики Абхазия, погибли во время боевых действий 1992 г., и содержащаяся в них информация утеряна (I). Семейные архивы среди армян Абхазии явление достаточно редкое. Автору известно лишь несколько подобных коллекций. По всей видимости, это связано с тем, что спасавшиеся от геноцида беженцы – предки основной массы современного армянского населения республики стремились в первую очередь спасти жизни членов своих семей и имущество, а не семейные бумаги и реликвии. К сожалению, мало дает и обращение к столь важному в условиях Кавказа источнику, как устная история. Отсутствие традиций изучения и публикации генеалогических воспоминаний, привела к тому, что представители третьего-четвертого поколения эмигрантов, как правило, смутно представляют историю своих родов, и часто не могут даже точно указать населенные пункты откуда переселились их предки. Со смертью старшего поколения еще помнящего об истории своих предков на Родине, этот ценный генеалогический источник будет утерян для исследователей.

В этих условиях одним из важнейших источников уникальной в ряде случаев генеалогической информации могут явиться данные некрополистики. В летние сезоны 2000-2001 гг. автором было предпринято обследование армянских кладбищ ряда сел Гагринского района Абхазии (II). Были составлены полные описания некоторых из них, в настоящее время готовящиеся к публикации.



Как правило, переселенцы создавали отдельные армянские кладбища, на которых предпочитали хоронить своих родственников. Однако на некоторых армянских кладбищах встречаются греческие, русские, молдавские, эстонские и др. захоронения. Надписи на надгробиях амшенских армян, как правило, включают имя, фамилию и отчество покойного, а также даты его жизни. Имена часто приведены в традиционной для данной субэтнической группы диалектарной форме (например Ардаш – вместо Арташес, Богос – вместо Погос, Дигран – вместо Тигран и т.д.). Более подробные эпитафии достаточно редки. Начиная с середины 20-хх гг. XX в. надписи на надгробиях составляются на русском языке, хотя армяноязычные надписи встречаются вплоть до настоящего времени. К 30-м гг. XX в. широкое распространение получил обычай изображения на надгробии портрета покойного (фотографии либо рисунка). Представители старшего поколения часто изображались в традиционных одеждах, обстоятельство представляющее интерес для этнографов. Интерес представляют также и другие изображения на надгробиях. Иногда они указывают на профессиональную деятельность умершего (на могиле пилота может быть изображен самолет, оружие у военного, здание местной школы у ее директора и т.п.), или причину его смерти (например, автомобиль у погибших в автокатастрофах). Кладбища играют большую роль в традиционной культуре амшенских армян. Ежегодно родственники посещают могилы своих близких, ухаживают за ними. Членов одной семьи как правило старались хоронить на одних кладбищах. Могилы близких родственников находятся на отдельных огороженных участках, обстоятельство, часто позволяющее выявить родственные связи. Следует иметь ввиду, что в некоторых случаях допускалось «захоронение» в общих могилах лиц место погребения, которых неизвестно, либо недоступно. При этом в гроб умершего члена семьи, кладут личные вещи его близкого родственника (как правило, супруга или ребенка), а на надгробии делается надпись с указанием имен и дат жизни обоих.

Наиболее ранние надгробия на обследованных мною кладбищах датируются 20-ми гг. XX в. Однако, несомненно, есть и более старые могилы. Изучение эпитафий позволяет проследить генеалогию армянских семей начиная с первого переселенца в Абхазию (следовательно, с середины XIX в.).

К сожалению, боевые действия 90-хх гг., сложное экономическое положение в Абхазии и другие факторы привели к эмиграции значительной части армянского населения из республики. Многие из уехавших не имеют возможности посещать могилы своих предков и поддерживать в порядке семейные некрополи. Это ведет к их запустению и гибели. Таким образом исчезает важнейший для армян Абхазии генеалогический источник.
ПРИМЕЧАНИЯ
I См. Л.И. Цвижба. Гибель документальных источников республики Абхазия (1992 г.) // Вестник Архивиста. – № 1(61) – 2001. – С.256 – 263.

II Автор выражает признательность Абелу Варткесовичу Каракеяну, за помощь в проведении данной работы.



Опубликовано: Генеалогия Северного Кавказа. – Нальчик, 2002. – № 2. – С. 195 – 197.

Р.М. Абрамян.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет