О проблеме безумия в русской реалистической литературе



бет1/6
Дата19.01.2024
өлшемі48.63 Kb.
#489464
  1   2   3   4   5   6
Диера 21-05


Проблема безумия в русской реалистической литературе XIX века

Введение

Глава 1 О проблеме безумия в русской реалистической литературе.


1.1 Анализ темы безумия в русской литературе первой половины XIX века.

1.2 Психологические и социальные аспекты образов безумия

Глава 2 Представление безумия в русской реалистической литературе


2.1 Концепция безумия в «Записках сумасшедшего» Н.В. Гоголя
2.2 Проблема безумия в романах Ф.М. Достоевского
Заключение
Список использованной литературы


Введение
Актуальность предпринятого исследования обусловлена, таким образом, современной социокультурной ситуацией, необходимостью ее самоописания через опыт аналогичных эпох, междисциплинарным подходом, позволяющим проследить процессы семиотизации и эстетизации новых сфер действительности и знаний о человеке и мире, в частности, концепта безумия в исторической динамике литературы от романтизма к реализму. Актуальны возможность реинтерпретации в свете данного подхода безумия как темы произведений русской классики, определение роли и значения в процессе смены культурных парадигм в первой половине XIX в. творчества писателей «второго ряда» (таких как М.П. Погодин, Н.А. Полевой), а также новый взгляд на место в этом процессе фигуры А.И. Герцена.
В связи с избранными аспектами исследования картину состояния изученности проблемы представляют, во-первых, труды, посвященные романтизму и месту концепта безумия в русской и западноевропейской культуре: Л.К. Антощук, М.М. Бахтина, И.И. Гарина, Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, М. Евзлина, В.М. Жирмунского, И. Котляревского, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Ю.В. Манна, А.В. Селезневой, В.Н. Топорова, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума (названия работ даны в списке литературы).
В числе последних исследований поэтики, концепции и эстетики безумия в русском романтизме отметим диссертации Л.К.Антощук [11] и А.В. Селезневой.
Л.К. Антощук предпринимает культурологическое осмысление романтического текста в его эпохе, в которой «в форму безумия выливается вопрос о смысле бытия» и само безумие рассматривается как «универсальный язык духовного ответа». Столь широкая трактовка концепта безумия определила внимание исследователя к мотивам и образам, имеющим лишь косвенное отношение к патографии: подробно рассматривается тип
странника, возникающий на основе романтического отчуждения от «толпы», «света», «суеты мира», разочарования в жизни и «скуки», процесс формирования романтического отчуждения в мотивах бегства, странничества, творчества как почвы изоляции и безумия, анализируются культурные и литературные поведенческие образцы.
Интерес представляет рассмотрение вершинных произведений романтизма на фоне тривиальной массовой литературы, где, по мнению Л.К. Антощук, безумие лишается всей его продуктивности: «Безумие констатируется как наличное состояние человека и мира, но оно же - замкнутый круг, из которого нельзя вырваться». Два выхода из ситуации тупика, констатируемого в литературе «второго эшелона», представлены в творчестве Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина: во-первых, это перемещение безумия в мифологическую парадигму сознания, происходящее в раннем творчестве Н.В. Гоголя («Вечер накануне Ивана Купала» (Петрусь) - безумие как наказание за преступление; «Страшная месть» (Катерина) - безумие отчаяния); во-вторых - совершаемый вопреки романтической свободе духа «переход воображения» за границу объективной реальности, обусловленный внутренней логикой мотива безумия, в текстах, несущих элементы реалистической поэтики («Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Портрет» Н.В. Гоголя, «Штосе» М.Ю. Лермонтова).
Признавая методологическую ценность данного исследования, отметим, что Л.К. Антощук рассматривает образы безумия как уже готовые, сложившиеся элементы вторичной знаковой системы, превратившиеся в художественные метафоры, мифы, литературные клише, паттерны; поэтому в поле зрения исследователя оказываются большей частью тексты, не содержащие реальной клинической картины душевного расстройства, например, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Нос» и «Шинель» Н.В. Гоголя и др.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет