Исследовательская работа Образ собаки в творчестве писателей XIX xx века Луканова Юлиана 7 г класс, лицей №35, г. Нижнекамск



Дата10.07.2016
өлшемі244.64 Kb.
#190005
түріИсследовательская работа


9 городской тур

I юношеской республиканской

Научно-исследовательской конференции

Имени С.С. Молодцова.


Секция русский язык и литература

Исследовательская работа
Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века
Луканова Юлиана

7 Г класс, лицей №35, г. Нижнекамск

Научный руководитель

Гимранова Евгения

Николаевна

Учитель русского языка и

Литературы
Нижнекамск, 2011 г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3

I. Образ собаки в литературе XIX века………………………………………………….7

1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»

2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.


II. Образ собаки в литературе XX века…………………………………………………10

1. Джек Лондон «Белый клык»

2. Куприн «Белый пудель»
III. Образ собаки в поэзии XIX – XX века……………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………………....18

Список используемой литературы……………………………………………………..20

Приложение……………………………………………………………………………...21



Введение

«Если вы не любите собак, вы не любите

верность; вы не любите тех, кто верен вам,

следовательно, вы не можете быть верным»

Джек Лондон
С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, немудрено, что за долгие века она успела занять прочное место и в литературе. В легендах, повестях, романах собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни: это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель.

Уже в «Одиссее» Гомер отводит собаке особую роль: старый пес по кличке Аргус оказывается единственным, кто узнает своего хозяина, вернувшегося после долгих скитании.

В произведениях детской литературы упор делается на образ животного-защитника. К примеру, роман Сесиль Обри «Красавица и Себастьян», рассказывающий о приключениях мальчика и пиренейской горной собаки, или знаменитая «Лэсси» Эрика Найта — история колли и ее юного хозяина Джо; сюжет строится примерно по одной схеме: попавший в беду ребенок находит защиту у сильного и преданного пса. Четвероногие герои этих романов пользуются такой популярностью, что породу колли уже кое-кто ошибочно и называет — «лэсси».

Чаще всего в литературных произведениях собака довольствуется функциями помощника главного героя. В ряде романов Жюля Верна (1828 — 1905), в частности: «Путешествие к центру Земли», «Два года каникул» и «Таинственный остров», небольшой пес сопровождает героев и их нелегких путешествиях и часто благодаря своей «палочке-выручалочке» - тонкому чутью, помогает им выпутаться из самых трудных положений. Иногда на долю собаки выпадает и чисто символическая роль, порой даже несколько преувеличенная. Через описание животного автор может передать суть ситуации, выразить то или иное чувство. Так, Джон Стейнбек, повествуя о царящих в мире эгоизме, несправедливости и одиночестве, изображает в своем романе «О мышах и людях» медленную смерть старого пса, рядом с которым до последнего вздоха находится его хозяин и товарищ по несчастью, бедный поденщик. Небольшая история с глубоким смыслом.

В данной работе рассматривается функция образа собаки в произведенияхлитературы XIXXX века.

Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.

Гипотеза: образ собаки играет важную роль в произведении - отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.

Цель работы: выявить идейно-художественную и композиционную роль образа собаки в произведениях А.П.Чехова («Каштанка»), А.И. Куприна («Белый пудель»), И.С. Тургенева («Муму»), Джека Лондона («Белый клык»), С.А.Есенина («Песнь о собаке»),, Э.Асадова («Стихи о рыжей дворняге»).

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:



  1. описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки;

  2. показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;

  3. выяснить, какую роль играет образ собаки в композиционном построении указанных произведений авторов XIX - XX веков;

  4. проанализировать, какую информацию дает образ собаки о жизни и внутреннем состоянии героев (мир в восприятии животного и как средство характеристики персонажа);

Объектом исследования стал образный мир писателей–реалистического направления: А.П.Чехова («Каштанка»), А.И. Куприна («Белый пудель»), И.С. Тургенева («Муму»), Джека Лондона («Белый клык»), С.А.Есенина («Песнь о собаке»),, Э.Асадова («Стихи о рыжей дворняге»).

Предмет исследования - образ собаки в указанных произведениях авторов XIX - XX веков.

В работе используются следующие методы исследования:



  • наблюдение над текстами произведений;

  • комментирование позиций исследователей;

  • анализ композиционный, идейно-тематический;

  • сопоставление образов животных, функций образа собаки в произведениях.

Собаки домашние(Canis Familiaris),млекопитающие семейства волчьих. Произошли от волка. Начало одомашнивания собак относится к мезолиту. Св. 400 пород: распространены повсеместно. Наука о собаках -- кинология.

Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Бытует и третья точка зрения, согласно которой предок домашней собаки -- некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.

Приручение собак относят к мезолиту (10-15 тысяч лет до н. э.). Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака в специальной литературе называется «торфяной». Начиная с бронзового века (4500 до н. э.), выделяют пять основных типов собак: мастифы, волкообразные собаки, грейхаунды (борзые), охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее – декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. п.).

В большинстве книг о собаках породы сгруппированы по типологическому признаку или по характеру их применения, например комнатно-декоративные или подружейные собаки. В различных странах число групп варьирует.

В Европе обычно различают десять групп, утвержденных Международной кинологической федерацией (МКФ, или FCI):

1. Пастушьи породы.

2. Сторожевые, розыскные и служебные породы.

3. Терьеры.

4. Таксы.

5. Охотничьи (по крупному зверю).

6. Охотничьи (по мелкому зверю).

7. Подружейные (за исключением английских пород).

8. Подружейные собаки (английские породы).

9. Борзые.

10. Комнатно-декоративные.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве и в литературе.



  1. Образ собаки в литературе XIX века

1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.

В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть находится в сильной позиции.

«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам» [10, с.154]. Этим предложением Чехов начинает свое произведение. Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами и с радостью вернулась к прежней жизни.

Почему же Каштанка с такой готовностью возвращается к Луке Александрычу и его сыну? По мнению критика Анацко Д., Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». «Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному»[1]. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор, на первый взгляд, логически не обоснован. Проанализируем композицию рассказа и рассмотрим проблему, которую ставит автор: роль привязанности в жизни собаки и влияние «привычного» на судьбу.

В первом абзаце текста мы можем наблюдать прием возврата во времени, поворота сюжета к прошлому, который начинается со слов «она отлично помнила…», и заканчивается словами «Каштанка бегала взад и вперед» [10, с.154-155], то есть повтором первого предложения. В воспоминании собаки о прошедшем дне мы знакомимся с Лукой Александрычем (экспозиция) понимаем, какую жизнь ведет Каштанка.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно осознав, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». «Вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек» [10, с156]. Этот человек, в отличие от окружающих, которые безразлично проходили мимо, «.. заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами…» оказался доброжелательным и внимательным. Он пожалел собаку и забрал к себе домой.

Развитие действия: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Именно в доме незнакомца проявляется новая функции образа собаки – умение адаптироваться к новым условиям жизни.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

– Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок. – Каштанка! Федюшка, это, накажи бог, Каштанка! Фюйть! [10, 171].

Как же повела себя Тетка-Каштанка? «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам» [10, с 171]. Заканчивается все очень быстро, в нескольких абзацах, которые наполнены динамикой (это выражается в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…).

Развязка: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Некоторое время назад собака так же шла за своим хозяином в тот день, когда потерялась. Сравним эпизоды экспозиции и развязки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Для раскрытия авторской идеи Чехов использует прием кольцевой композиции, при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства. Следует отметить также, что рассказ построен по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом) [7].

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же изменилось во внутреннем мире Каштанки? Почему она променяла сытую жизнь, в которой ее уважали, на жизнь трудную, полную лишений, зато привычную? Променяла, не задумываясь, при первой возможности. Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: сытого, но чужого, или подневольного, но очень «родного».

Сравним условия жизни, обращения, игры с собакой у нового и старого хозяев (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Несмотря на преимущества нового житья, Каштанка грустила, вспоминая своих прежних владельцев: «Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею…». Федюшка - малолетний сын Луки. Его игры не отличались нежностью, но «чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка»[10, с 158].

Раскрывая внутренний мир собаки, показывая ее переживания, Чехов изображает сны Каштанки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). По ночам она вспоминала о себе прежней, тосковала о прошлом. Когда Каштанка заснула, «Федюшка, с долотом в руке, погнался за пуделем, потом вдруг сам покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу…»[10, с 158]. Анализируя сон, можно заметить: несмотря на все мучения, которые мальчик причиняет Каштанке, она не держит на него зла, воспринимает подобное обращение как нечто нормальное, привычное.

По истечении месяца Каштанка «свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», «привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям»[10, с 163]. Но она никак не может забыть своих старых хозяев, именно поэтому ей снятся сны, передающие тоску по прежним владельцам. Ученье и обед делали дни очень интересными, а по вечерам грусть «подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, есть, бегать по комнатам и даже глядеть». Во сне ей грезились две фигурки, от которых пахло «клеем, стружками и лаком»[10, с 163].

Почему же грустит Каштанка? Безусловно, она привязана к столяру и его сыну и ощущает ответные чувства, поэтому, на мой взгляд, нельзя согласиться с Анацко Д., которая сомневается в «большой любви хозяев к своему домашнему животному»[1]. Мы не можем сделать вывод, что столяр не любил собаку. Это был человек малообразованный, невежественный, небогатый. Он мог выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку. То есть отношение к собаке, стиль поведения с ней помогают дать более полный психологический и социальный портрет хозяина.

В новом, насыщенном интересными событиями, сытом существовании собаке недостает любимых людей. Именно поэтому при первой возможности она «бросилась к этим лицам», устремилась к прошлой, пусть и трудной, жизни, вернулась к своим хозяевам и вместо слов «Талант! Талант!», вновь слышит мнение столяра: «А ты, Каштанка, недоумение», вспоминая все бывшее с ней как «длинный, перепутанный, тяжелый сон» [10, с 172].

Таким образом, Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор предлагает нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. То, что кажется нам ненормальным, жестоким, собака воспринимает как обычную жизнь. А сытое, удобное существование, но без любимых, дорогих людей – это для нее сон, из которого она бежит в настоящую жизнь. Антон Павлович, рисуя переживания собаки, предлагает нам, людям, проанализировать собственное поведение и ответить на вопросы: какой жизнью мы живем, достойны ли мы звания Человек.


  1. Образ собаки в литературе XX века

    1. Джек Лондон «Белый клык»

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относится и рассказ "Белый клык.

Лондон был превосходным знатоком животных, он с большой любовью и мастерством рисует их нравы и поведение в различных жизненных условиях. Многие его произведения о животных проникнуты глубоким социальным смыслом.

В повести "Белый клык" (1906) Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе.

"Белый клык" является продолжением темы, начатой в повести "Зове предков". Вместо того чтобы, повинуясь голосу первобытных инстинктов, уйти то мира цивилизации, Белый Клык покидает дикую глушь, чтобы жить с человеком. Эта книга - трогательный и красивый рассказ, внушающий то радостное волнение, которое испытываешь, столкнувшись с первоклассным произведением.

В повести изображается крайний Север. Исходная точка - описание волчьей стаи.

В "Белом клыке" расширены границы повествования, дано более полное изображение жизни животного мира.

В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о том, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.

Анализируя повести о животных, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает. когда речь идет о животных, о мире природы.

По иным законам живет человеческое общество. Биологическая философия жизни не применима к нему. В повести нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между миром природы и человеческим обществом. Писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного, не только между людьми, но и между животными. Многие ошибки в понимании и трактовке произведений могут происходить из-за того, что читатель не замечает противоречивости самого Лондона. С одной стороны, писатель действительно говорит о законе клыка и дубины.

Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечны, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным.



    1. Куприн «Белый пудель»

  1. Образ собаки в поэзии XIX – XX века

Есенин в своих стихах большое внимание уделяет животным. Он говорит, что «братьев меньших я никогда не бил по голове». Поэт, как никто другой, душевно и ярко писал о животных.



Ему жаль раненую лисицу, которая
На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо…
Жалко глухарей, которые «плачут во бору», усталых лошадей, погоняемых кнутом ямщика.

В стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году (напечатанном в 1919 году), поэт рассказывает нам о собаке, родившей семерых щенят. Это было, наверное, самое счастливое событие в её собачьей жизни. Но вечером


Вышёл хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…
Кажется, что Есенин нарисовал образ жестокого, хмурого мужика, но я думаю, это не так. Может быть, он потому и хмур, что не хочет убивать щенков и лишать собаку мимолётного счастья.

Собака бежала за хозяином, просила оставить щенят, но всё тщетно.
По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.
Это стихотворение поэт впервые прочитал в Берлине в 1922 году М. Горькому. Горький отмечал, что Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью писал о животных.

А когда Есенин произнёс последние слова:
«И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи


Золотыми звёздами в снег»,
на глазах Горького тоже выступили слёзы.

В стихотворении «Песнь о собаке» отражена любовь и милосердие ко всему живому в мире.

Поэт употребляет такие метафоры:

«И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь…»,

«А месяц скользил тонкий

И скрылся за холмом в полях»,

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.»

Эпитеты:

«снежок подталый», «синяя высь», «золотыми звездами»,

Повтор:

«И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь».

Стихотворение «Песнь о собаке» написано размером стиха – анапест и перекрёстной рифмой.

Форма строфы – .

Мне и интересно, и очень грустно было читать это стихотворение, его невозможно забыть, нельзя остаться равнодушным.

Любовь к детям – это самое светлое чувство как у человека, так и у животного.

«Песнь о собаке».

Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»).

Появление человека разрушает собачью идиллию:

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.

Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.

Конечно, я люблю стихотворение «Песнь о собаке» не только за его художественное совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
Исследование стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке».

Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков деревня не видела ничего плохого.

Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беду:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Показана радость собаки-матери с помощью лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото, цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола храма – поэт выражает мысль о святости материнства.

Во второй строфе проведена параллель между человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору, сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о детях-щенках:

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым его животом.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.

Но уже первая строка следующей строфы вносит ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.

В четвёртой строфе незаконченная фраза

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался месяц над хатой

Одним из её щенков.

Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую тональность строфы.

В следующей строфе

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

собака-мать обращается со своей болью «в синюю высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»

Последняя строфа стихотворения подчёркивает вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Сравнение «как от подачки», олицетворение «покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит сразу в двух измерениях - конкретно – бытовом и космическом, а образы приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.

В семи строфах стихотворения два простых предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт размер трагедии и состояние героини.

Художественное пространство от земли до неба. Оно обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».

Художественное время показано словами «утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» - время остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.

Этим стихотворением Есенин говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны, что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.


Мое любимое стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»).
Появление человека разрушает собачью идиллию:
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.
Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.
Конечно, я люблю стихотворение «Песнь о собаке» не только за его художественное совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

«Лучший друг человека» (1908), Частная коллекция И.Е. Репин



«Портрет Ю. Кустодиевой (1903)», Б.М. Кустодиев, Русский музей

«У калитки» (1871), Н.Рачков

Приложение №1

Заявка организации

Организация - заявитель

Название организации

МОУ лицей №35

Адрес, телефон

Бызова 10б, 36-87-30

1. Фамилия, имя автора

Луканова Юлиана

2. Класс

7 Г

3. Учебное заведение

Лицей №35

4. Секция

Русский язык и литература

5. Название работы

«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века»


6. ФИО научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень

Гимранова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы

Директор учебного заведения Зиятдинова Гузалия Инсафовна



Приложение №2



Тезисы работы.

«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века»

Лукановой Юлианы

7 Г класс, лицей №35, г. Нижнекамск

Научный руководитель: Гимранова Евгения Николаевна

Учитель русского языка и литературы.

Приложение №3



Рецензия

На исследовательскую работу

«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века»

Ученицы 7 Г класса лицея №35 г. Нижнекамска

Лукановой Юлианы
Научный руководитель Е.Н. Гимранова

Директор лицея №35 Г.И. Зиятдинова

Часто героями литературных произведений становятся не только люди, но и животные. Характерным примером может служить произведение В.Травена «Душа собаки».

Главные герои произведения – француз Ле Бланк и обычный, бездомный, безымянный пес. Французу Ле Бланку принадлежит кафе на одной из улиц города Мехико.

Однажды после обеда, когда «часы на соседнем магазине пробили пятнадцать часов тридцать минут» он замечает, что возле двери магазина сидит «среднего роста черная собака». У собаки необычайно умные глаза, веселая рожица, а выражение ее рожицы наполнено «истинным дружелюбием». Через некоторое время француз замечает, что собака смотрит на него неотрываясь. Он обращает свой взгляд на собаку, а пес в ответ «весело виляет хвостом». Французу очень нравится пес и он, уже не сдерживая свои чувства, берет кусок мяса из тарелки официантки. Ле Бланк приглашающе помахивает куском, предлагая собаке войти в кафе. Однако животное, прекрасно понимая, кому предназначено мясо, в помещение не входит. Ле Бланк покидает свое место за стойкой и относит мясо собаке. Пес без спешки, спокойно съедает ромштекс, а закончив свой обед, подходит снова к двери и терпеливо ждет внимания француза. Поймав взгляд француза, собака поднимается, весело виляет хвостом, а затем – поворачивается и уходит. Ле Бланк понимает, что собака его благодарила за обед.

…К вечеру француз забывает этот случай – собака, которую он видел днем, по его мнению, всего лишь обычное бродячее животное, десятки которых каждый день посещают рестораны в поисках пропитания. Однако, на следующий день, точно в это же время, собака вновь сидит у открытой двери кафе. Француз очень рад появлению пса, он вновь пытается пригласить животное войти, но пес вновь отказывается. Ле Бланк угощает собаку очередным куском мяса, а через некоторое время видит, что пес вновь подошел к двери, весело виляя хвостом – снова желая поблагодарить француза. С тех пор это повторяется почти каждый день, а француз оставляет для собаки «особенно сочные и вкусные куски мяса». Француз начинает понимать, что «полюбил эту собаку всей душой», и она становится для него «символом, приносящим счастье».

Однажды у Ле Бланка происходит ужасный скандал с одним гостем. Гость сломал себе зуб о кусок черствого хлеба, а затем пригрозил Ле Бланку подать на него в суд и взыскать с него штраф. Взбешенный француз выгоняет официантку, и она горько плачет в одном из углов кафе. Затем Ле Бланк звонит булочнику, «оживленно беседует с ним», в результате чего слышит от булочника множество «отборных словечек о себе и своей матери». Рассерженный Ле Бланк, бросив трубку, неожиданно смотрит на дверь и видит там «старого доброго друга, черную собаку, ожидающую свой обед». Пес как всегда весело вилял хвостом, глядя на француза. Взбешенный и разгневанный Ле Бланк в слепой ярости хватает жесткую булочку, и изо всех сил бросает ее в голову собаки. В дальнейшем он сам не мог понять, зачем он это сделал. Пес, который, конечно, мог увернуться, не делает ничего, а всего лишь смотрит на Ле Бланка «глазами, полными глубокой, безграничной грусти». И тут француз осознает «всю чудовищность содеянного» - он видит, что пес встает и собирается уходить. Ле Бланк хватает с тарелки одного из гостей сочный кусок мяса и бежит за псом. Догнать собаку ему не удается. Он возвращается в кафе, но тревога не покидает его.

На следующий день пес приходит вновь. Но попытка француза угостить пса мясом оборачивается неудачей. Собака мясо не ест, а всего лишь с печалью смотрит на француза. Это повторяется четыре дня. Но ни разу не берет мясо из рук Ле Бланка. В последний день, однако, он позволяет французу потрепать себя за ухом, а потом издает короткий, грустный вой и уходит. После этого - Ле Бланк его не видел.

Так завершается произведение В.Травена «Душа собаки».

Дитрих Росс. Фернандо, совсем необычный пес


Джойс Стренгер. Сирра и 700 ягнят
Дитрих Росс. Последняя охота Дея
Бернхард Келлерман. Сэнг
Джеймс Турбер. Собака , которая кусала людей
Китти Ритсон. Тури и его конь
Джойс Стренгер. И неожиданно выпал снег...
Зигфрид Штайцнер. Терри
В . Травен . Душа собаки
Гарри Блэк. Последняя пурга Оскара
Свен Хедин. Мой первый Йолдаш
Отто Ольшер. Дог
Чао Чин-Вень. Счастье
Э. Сетон-Томпсон. Снап, история бультерьера
Э. Сетон-Томпсон. Чинк



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет