Валек Антон Яковлевич (партийный псевдоним Яков) (1887 — 8.4.1919), деятель революционного движения. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в Харькове в семье рабочего; работал в Харьковском ж.-д. депо. Участник вооруженного восстания 1905 в Харькове. Подвергался арестам и ссылкам. Вёл партийную работу на Урале, в Средней Азии, в Сибири. В 1917 член Петроградского совета. С 1918 на партийной работе в Омске, Тюмени и Екатеринбурге. Возглавлял подпольную работу в тылу белогвардейских войск Колчака. Группа В. (Якова) 1 апреля 1919 была раскрыта вражеской контрразведкой, 8 апреля члены её изрублены белогвардейцами в лесу близ Верх-Исетского завода. – Большая советская энциклопедия
Мой Дед Антон Валек, сотрудник Особого отдела 3 Армии Восточного фронта вмести Командующим Сев. Ур. Сиб. фронта Рейнгольдом Берзиным и сотрудником особого отдела III армии Восточного Фронта по фамилии Музыкант находился в Екатеринбурге 13 июля 1918 года,, где его встретила жена большевика Тверитина. Они разговорились и Валек просил её не говорить ни кому об их встрече. Об этой встрече имеется документальное подтверждение. Вмести с командующим 3 Армии Восточного фронта Бензинным посещали Романовых.
Обеспечивает связь разведывательных органов Красной Армии, с коммунистическим подпольем.
В конце 1916 — начале 1917 г. Г. И. Бокий был членом Русского бюро ЦК РСДРП, с апреля 1917 — секретарем Петербургского комитета, в октябре 1917 г. он член Петербургского военно–революционного комитета, один из руководителей вооруженного восстания.
Весной 1918 года при Всероссийском главном штабе РККА, Морском генштабе и Оперативном управлении Высшего военного совета были созданы контрразведывательные подразделения, впоследствии объединенные в отдел Военного контроля при Регистрационном управлении Реввоенсовета Советской республики. Некоторое время чрезвычайные комиссии и органы Военного контроля одновременно работали в войсках. Сформированная в ноябре 1918 года специальная комиссия из представителей ВЧК и Реввоенсовета пришла к выводу о необходимости создания единого органа военной контрразведки.
Решением Бюро ЦК ВКП(б) от 19 декабря 1918 года органы Военного контроля были объединены с военными ЧК на местах. Руководство новыми структурами было возложено на Особый отдел ВЧК,
Руководство отдела военного контроля в списке руководителей, объявленном в приложении к приказу по ПШ РВСР № 46 от 8 ноября 1918 г., не значилось. Известно, что отдел возглавил эстонец Макс Тракман, затем латыш Вилли Штейнгарт (оба ранее руководили отделом военного контроля Оперода Наркомвоена); штат отдела — 157 человек; на периферии он был представлен отделениями военного контроля при штабах фронтов, армий, военных округов, пунктами военного контроля в стратегически важных центрах (пограничных и портовых городах, центрах военной промышленности и т. п.); 19 декабря 1918 г. отдел передан в ВЧК с задачей: «борьба со шпионажем и контрреволюцией в армии и на флоте».
На консультантов-разведчиков возлагались следующие задачи:
— общее техническое руководство работой Регистрационного управления;
— обучение агентурных работников;
— разработка и классификация разведывательных задач;
— обработка разведывательных сведений и составление разведывательных сводок;
— обработка иностранных печатных изданий и составление сводок по ним;
— разработка руководящих документов по агентурной разведке: инструкций, наставлений и т. д.;
— перевод иностранных военных руководящих документов.
В мае 1918 г. при Отделе по борьбе с контрреволюцией ВЧК было образовано отделение по борьбе со шпионажем во главе с левым эсером Яковом Григорьевичем Блюмкиным, расформированное незадолго до левоэсеровского мятежа 6 июля 1918 года.
Параллельно с чекистскими органами контрразведки с мая 1918 г. действовал Военный контроль при оперативном отделе народного комиссариата по военным и морским делам, в котором работало много бывших офицеров (начальником был эстонский большевик Макс Густавович Тракман). В сентябре 1918 г. при организации Реввоенсовета РСФСР и перестройке системы военного ведомства органы контрразведки, подчиненные Всероссийскому главному штабу и Высшему военному совету, перешли в ведение Военконтроля.
Чекисты довольно враждебно относились к военной контрразведке ввиду многочисленных случаев перехода к белогвардейцам сотрудников Военконтроля -бывших офицеров. В октябре 1918 г. в Петрограде чекистами была практически разгромлена военно-морская контрразведка, руководители которой - начальник Центральной морской регистрационной службы бывший подполковник А.И. Левицкий, его помощник старший лейтенант A.M. Сыробоярский, начальник Военно-морского контроля А.К. Абрамович были связаны с тайной организацией офицеров флотской разведки и контрразведки «ОК» (по фамилии ее руководителя лейтенанта Р. А. Окерлунда).
С 6 мая 1918 г. Окерлунд работал в контакте с британским военно-морским атташе в Петрограде капитаном (это звание соответствовало званию капитана 1 ранга в российском Военно-морском флоте) Ф. Кроми. По мнению следователя, прикомандированного к ВЧК члена ВЦИК эстонского коммуниста Виктора Эдуардовича Кингисеппа, «Регистрационная служба в совокупности с Морским контролем Генмора является филиальным отделением Английского Морского Генштаба». В докладе В. И. Ленину, Я. М. Свердлову, Л. Д. Троцкому и заместителю председателя ВЧК Я. X. Петерсу Кингисепп утверждал, что «Морская контрразведка за весь 1918 год не произвела ни одного ареста ни одного шпиона, не дала никаких сведений о противнике... » По его предложению, морская контрразведка была передана в ведение образованного в январе 1919 г. Особого отдела ВЧК. По приговору Верховного ревтрибунала в апреле 1919 г. Окерлунд и Абрамович были расстреляны за шпионаж в пользу англичан; Левицкий и Сыробоярский были заключены в концентрационный лагерь до окончания Гражданской войны.
В годы Гражданской войны функции органа контрразведки выполнял с января 1919 г. Особый отдел ВЧК, возникший после долгих ведомственных споров между ВЧК и Реввоенсоветом Республики путем слияния органов Военного контроля и армейских ЧК. Особый отдел, обладая огромными полномочиями (его первым председателем был член коллегии ВЧК Михаил Сергеевич Кедров, а с августа 1919 г. - председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский, по совместительству), занимался всеми видами разведки и контрразведки, борьбой с контрреволюцией. Особый отдел стал основой созданного приказом ВЧК от 14 января 1921 г. Секретно-оперативного управления ВЧК, в состав которого вошли также Оперативный и Секретный отделы. Новое Управление возглавил по совместительству начальник Особого отдела (с июля 1920 г.) Вячеслав Рудольфович Менжинский. На Особый отдел возлагалась контрразведка в Красной Армии и Рабоче-крестьянском красном флоте, оперативные действия против разведок зарубежных стран и политического бандитизма на территории Советской России. Отделом руководили: начальник - В. Р. Менжинский, заместитель - Генрих Григорьевич Ягода, помощник начальника - Артур Христианович Артузов; при Отделе состояли сотрудники для поручений Виктор Станиславович Кияковский, Игнатий Игнатьевич Сосновский, Карл Францевич Роллер; Отдел включал спецотделения: 13-е (контрразведывательная работа против Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Румынии, начальник П.В. Эйдукевич); 14-е - страны Востока (начальник М. Г. Калужский); 15-е - страны Антанты - борьба с английским, французским, американским шпионажем (начальник А. А. Щепкин), 16-е -контрразведка в Красной Армии (начальник Я. С. Агранов, впоследствии первый заместитель наркома внутренних дел СССР), 17-е - контрразведывательная работа против бывших офицеров (начальник Н.И. Калинин). Как видим, большая часть подразделений отдела была направлена на борьбу со шпионажем в чистом виде.
в июне 1918 г. в Барнауле был создан подпольный город-пеон комитет большевиков и началась работа по восстановлениюгюльшевистских организаций в районах. В числе инициаторов иактивистов надо назвать Е. В. Бердникову, 3. Голунова, Денисова,Глушкова, Ермакова, Онучина. В Новониколаевске горком больше-nm-гской подпольной организации был создан тоже в июне 1918 г.и м пего вошли Дрягин, Кутергин, В. В. Бердникова
В сентябре - октябре в Красноярск, прибыли участники Первой Сибирской подпольной конференции Ф. Суховерхов, и делегат конференции А. Валек [5, с. 37]. Они информировали местную партийную организацию - Красноярский подпольный комитет о принятых на конференции решениях. Красноярский подпольный комитет был создан еще в конце июля 1918 г. (5. Логвинов В.К. В борьбе с колчаковщиной: Очерки о Красноярском большевистском подполье и партизанском движении в Енисейской губернии. 1918 - 1920 годы / В.К. Логвинов. Красноярск: Книжное издательство, 1980. 288 с.)
во второй половине декабря 1918 г. создается Сибирское бюро
ЦК РКП (б) на правах его отдела в составе Ф. И. Голощеки-
на, И. Н. Смирнова, находившихся с советской стороны фронта,
и председателя и члена сибирского подпольного центра
А. Я. Нейбута и А. А. Масленникова, остававшихся в тылу
врага. Сибирское бюро, до освобождения Урала именовавшееся
также и Урало-Сибирским, разместилось в прифронтовой поло¬
се, при Реввоенсовете 5-й армии. Сиббюро и созданное им, по
согласованию с ЦК партии, отделение (оно размещалось при
Реввоенсовете 3-й армии и имело районом действий Северный
и Средний Урал) осуществляли руководство партийным под¬
польем во всем колчаковском тылу через Сибирский комитет
или местные комитеты.
Среди подпольщиков в Сибири были Вера Бердникова, Арнольд Яковлевич Нейбут, АЛЕКСАНДР Масленников, Кристина Козак-Ларозе,
-Бердникова - В декабре 1917 года Бердникову приняли в РСДРП(б), а в 1918 году она уже на подпольной работе, занимается организацией медицинской помощи заключенным в белогвардейских тюрьмах. В сентябре 1918 — декабре 1919 года после ареста контрразведкой белых и сама Вера сидела в тюрьмах Новониколаевска и Томска. Из заключения освобождена частями Красной Армии и вернулась домой. Работала в Новониколаевском горкоме РКП(б), ведала народным образованием.
видных коммунистов (М. И. Сычева,
С.А. Черепанова, К. М. Молотова, А. Я. Валека и др.), сыгравших большую роль в организации коммунистического подполья в Сибири. Однако утверждения, что все они были «командированы» на подпольную работу в Сибирь и «на Урал» уже в июне — июле 1918 г. ЦК РКП (б), что Ф. Суховерхов (М. И. Сычев) «имел длительную беседу» с Я. М. Свердловым, «получил подробные инструкции о построении большевистского подполья», являются несостоятельными или неточными. Они некритически восприняты из ряда других предшествующих публикаций. Никто из этих коммунистов не направлялся в тыл врага Центральным Комитетом партии или лично Я. М. Свердловым.
Это было сделано Уралобкомом партии с участием эвакуированных активистов Западной Сибири. Валек в то время был направлен не на Урал, а в Сибирь, 3. И. Лобков и И. Б. Борисов соответственно — на Урал и в Сибирь, но лишь спустя полгода, и не ЦК партии, а его Сибирским бюро и т. д.
После установления советской власти вопросами борьбы с контрреволюцией в армии и на флоте занимались военно-революционные комитеты. Весной 1918 года при Всероссийском главном штабе РККА, Морском генштабе и Оперативном управлении Высшего военного совета были созданы контрразведывательные подразделения, в июне объединенные в отдел Военного контроля при Регистрационном управлении Реввоенсовета Советской республики под руководством Макса Альфредовича Тракмана.
В то же время источники содержат достоверные данные о посылке Сибирским бюро ЦК, Сибирским ОК и Омским общегородским комитетом РКП (б) своих представителей в Петропавловск, Павлодар и Семипалатинск. О представителях бюро ЦК мы уже писали. Еще в июне 1918 г. Уралобком РКП(б) вместе с руководителями западносибирских коммунистов переправили через линию фронта в Омск и его район две группы работников под общим руководством А. В. Валека. В их числе был и бывший комиссар снабжения в Петропавловске Пучкарев. Пучкарев задание успешно выполнил, но затем был арестован, на допросах держался стойко, впоследствии сумел бежать. Можно предполагать, что он внес вклад в установление омским партийным активом связи с подпольщиками в Петропавловске.
Причем коммунист «Яков» (А.Я. Валек. — Авт.) показал, что в июле 1918 года он был назначен чрезвычайным уполномоченным штаба Главнокомандующего Берзина (Р.И. Берзинь. — Авт.) для организации контрразведки и постановки боевой работы. Также на него была возложена организация коммунистической партии в Екатеринбурге. В сентябре того же года он из Екатеринбурга пробрался через фронт в Москву и доложил Свердлову об отсутствии в Сибири денежных средств для местных организаций. Получив для этой цели два миллиона руб.*, он возвращается в Пермь в местное Сибирское бюро, служившее передаточным органом меж
В двадцатых числах декабря 1918 г. при отступлении из Перми Уралобком партии и спецорганы оставили для нелегальной работы в тылу врага немало коммунистов, включая целые группы, например А. Я. Валека.
Мой дед, Антон Валек, оперуполномоченный Отдела Военного контроля Республики совместно с Командующим Сев. Ур. Сиб. фронта Рейнгольдом Берзиным и сотрудником особого отдела III армии Восточного Фронта по фамилии Музыкант 22.06.2018 года, (09.06. 2018г. по старому стилю), прибыли в Екатеринбург с группой из шести человек для инспекции содержания семьи и организовали перевозку в город Пермь семью Романовых в период 13-15 июля 1918 года из Екатеринбурга. Кроме того, была проведена подмены императора и императрицы, подмена детей и замена части охраны, в лицо знающих венценосных особ.
В октябре 1918 г. Валек, перейдя линию фронта,
появился в Москве, сделал Я. М. Свердлову и Тракману обширный доклад и
передал ему адреса явочных конспиративных квартир в Сиби¬
ри, куда бы ЦК мог посылать своих связных.
В мае 1919 года Николай Быстрых возглавил особый отдел 3-й армии. Под его руководством особый отдел ликвидировал колчаковскую агентуру в штабе армии.
25 июля 1918 г. Екатеринбург заняли части армии адмирала А.В. Колчака. ЧК вместе с другими учреждениями эвакуировалась в Пермь, а после взятия белогвардейцами Перми – в Вятку. В июле 1919 г., после отступления колчаковцев Екатеринбургская губЧК была воссоздана. После восстановления советской власти в Екатеринбурге, Быстрых были переданы финансы, оставшиеся от подпольщиков Антона Валека
Берзин имел полномочия от Ленина, в то же время и А. Валек был уполномочен Свердловым на создание боевых партийных групп в тылах белогвардейских войск, выполнив поручение Свердлова, А. Валек, при этом оказался информированным в судьбе царственных особ и был опасен власти из-за того, что его знания мешали власти в поддержании мифа о расстреле Романовых
А. Валек по приезду в Екатеринбург в декабре 1918 года был арестован. Его сдал, посланный связник Свердлова - Логинов - офицер царской армии. Прямое посещение Логиновым явки А. Валека в Екатеринбурге и одновременно сдача явки Лобковым в Челябинске привели к аресту большой части подполья в Екатеринбурге и Челябинске.
Несмотря на провалы, 20 - 21 марта 1919 г. в Омске большевики провели III партийную конференцию, в работе которой принимали участие около 20 представителей Сибири и Дальнего Востока. Однако колчаковские органы безопасности смогли установить руководителей и партийных работников организации, хозяев явочных квартир, узнать пароли, инструкции парткомам, штабам, партизанским отрядам, а главное - планы направления разворачивавшейся в Сибири партизанской войны на отвлечение максимального количества белогвардейских войск от фронта. Поскольку решения конференции представляли серьезную угрозу тылу, контрразведка приступила к ликвидации подполья. В ночь на 3 апреля было арестовано 6 человек. В ходе дальнейшей разработки белые схватили П. Ф. Парнякова и Никифорова, курьеров ЦК Борисова-Цветкова, Л. М. Годисову, А. Валек. Один из подпольщиков так характеризовал ситуацию: "В последнее время страшно трудно стало работать, ибо контрразведка действовала более жестоко, чем при царизме. Даже нельзя было учесть, сколько членов имела подпольная организация. Главным образом старались укрывать тех товарищей, которые могли быть каждую минуту расстреляны"17. По мнению председателя Сибирского революционного комитета И. Н. Смирнова, белогвардейская контрразведка все знала о составе и планах омской организации: "Такие подробные сведения, можно было получить не наружным наблюдением, а внутренним, т.е. в нашей организации были провокаторы, при помощи которых и была белыми уничтожена верхушка организации"18.
18. СМИРНОВ И. Н. На другой день после падения Советов. В кн.: Воспоминания и статьи участников борьбы с учредиловкой и колчаковской контрреволюцией, с. 200.
По официальной исторической версии А. Валека казнили с группой подпольщиков в апреле 1919 года, однако он значится в списках заключенных Омской тюрьмы осенью 1919 года.
Следы А. Валек теряются в омской тюрьме...
Из материалов расследования следователя Н.А.Соколова видно, что он проводил расследование с 3 марта по 10 июля 1919 года и вынужден был эвакуироваться из Екатеринбурга 11 июля 1919 года, т.е. на следующий день после допроса сторожа Я.В.Лобухина и его сына, от которых он узнал подробности появления " мостика из шпал,". Именно этот факт стал основной причиной того, что следователь Соколов не стал расскапывать мостик и поэтому не смог проверить наличие или отсутствие там могильника.
Очень трудно выявить сейчас судьбу подпольных работников, не подвергшихся расстрелу в Екатеринбурге. Недавно стало известно, что отважные подпольщицы П. И. Державина и Г. А. Сушенцева были увезены в Сибирь и помещены в Омскую тюрьму. 15 августа срок заключения был продолжен им еще на два месяца, поскольку следствие не было закончено. По-видимому, там они и были расстреляны: осенью 1919 года в Омске так осуществлялась «разгрузка» мест заключения.
Мой телефон: +7 922 601 08 35
Достарыңызбен бөлісу: |