СПб ГОУ ДОД «Детская художественная школа имени И.П. Саутова Пушкинского района»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»
4-9 класс
Санкт-Петербург 2007
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.
Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность "по законам красоты".
Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведенных на предмет. Однако, преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран.
Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих воспитанников. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.
У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.
Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятий могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и т.д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.
Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.
С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельна работа учащихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
В процессе изучения истории изобразительного искусств большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д.
Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.
При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.)
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
аттестации Срок освоения образовательной программы
Вид учебной работы
|
Классы обучения
|
|
|
|
|
Всего часов
|
|
4-й кл.
|
5-й кл
|
6-й кл
|
7-й кл
|
8 кл
|
9 кл
|
|
Полугодия
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
Аудиторные занятия
|
16
|
17
|
7
|
10
|
7
|
10
|
7
|
10
|
16
|
17
|
16
|
17
|
150
|
Максимальная учебная нагрузка
|
16
|
17
|
7
|
10
|
7
|
10
|
7
|
10
|
16
|
17
|
16
|
17
|
150
|
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям
|
|
Зачет тестирование
|
|
Зачет тестирование
|
|
Зачет тестирование
|
|
Зачет тестирование
|
|
Зачет тестирование
|
|
итоговая аттестация дипломная работа
|
|
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 до 15 человек).
Структура курса:
4 класс. Искусство Древнего мира. Первобытное общество.
Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим.
5 класс. Искусство Средних веков.
Византия.
Европа.
Древняя Русь.
6 класс. Искусство Возрождения.
Италия.
Северная Европа.
Франция.
7 класс. Искусство Западной Европы ХVII-VIII веков.
Русское искусство XVI—XVII веков
8 класс. Искусство России ХVIII-ХIХ веков.
Искусство Западной Европы XIX века.
9 класс. Искусство XX века. Искусство рубежа Х1Х-ХХ веков.
Искусство России XX века. Искусство Западной Европы XX века.
Художественные собрания Санкт-Петербурга.
Профессиональная ориентация. Художественные учебные заведения Санкт-Петербурга.
Учебно-тематический план
4 класс
|
|
Раздел 1. Искусство Древнего мира. Введение в историю искусства Древнего мира. Библиография. География и периодизация
|
1
|
Каменный век.
Общая характеристика. География и периодизация.
|
1
|
Палеолит. «Палеолитические Венеры», пещерная живопись. Пещеры Альтамира, Ласко, Фон де Гом, Ньо.
|
1
|
Мезолит. Неолит: наскальная живопись ущелья Вальторта, Когула, искусство бушменов, Тассилин-Анжер, петроглифы Белого моря и Западной Сибири
|
2
|
Культура и искусство эпохи железа и бронзы (Мегалиты. Майкопский курган. Кобанская культура. Гальштаттский период).
|
2
|
Культура и искусство древних скифов и народов Алтая (курганы Прикубанья и Поднепровья. Пазырыкские курганы).
|
1
|
Игра: «Рисуем быков, стада, петроглифы.
|
1
|
Раздел 2. Культура и искусство Древнего Египта. Библиография. География и периодизация. Религия. «Искусство для мертвых».
|
1
|
Искусство додинастического периода. Объединение Египта. Плита Нармера.
|
2
|
Искусство раннего царства. Мастаба и скульптура.
|
1
|
Искусство Древнего царства. Пирамиды и колонны.
|
1
|
Искусство Среднего царства. Росписи гробниц номархов. Скульптура. Ювелирное искусство.
|
1
|
Искусство Нового царства. Фивы. Храм в Дейр эль-Бахри. Храмы Луксора и Карнака.
|
1
|
Амарнский период. Скульптурные портреты Нефертити. Гробница Тутанхамона.
|
1
|
Долина царей. Абу-Симбел.
|
1
|
Раздел 3. Древнегреческое искусство. Крито-микенское искусство. Библиография. География. Периодизация. Религия и культура.
|
1
|
Искусство Крита. Кносский дворец, Минойская керамика. Фрески Тавротакапсии. Искусство о. Фера. Святилище дам. Фрески Акротири.
|
1
|
Микенское искусство.
Микенский акрополь. Керамика. Львиные ворота. Гробница Агамемнона.
Сокровища Трои.
|
1
|
Искусство Древней Эллады. Библиография. География. Периодизация.
|
1
|
Геометрика. Керамика. Архаика. Ордерная система. Храмы Посейдона, Цереры в Псстуме, Аполлона в Дельфах. Скульптура: коры и куросы.
|
1
|
Ранняя классика.
Вазопись. Типы греческих ваз. Храм Зевса в Олимпии. Вотивы. Скульптор Мирон.
|
1
|
Высокая классика.
Акрополь. Парфенон. Скульпторы Скопас, Пракситель, Леохар.
|
1
|
Искусство эпохи эллинизма.
Александрийский маяк. Скульпторы Полиевкт, Агесандр.
Пергамский алтарь. Венера с о. Мелос.
|
2
|
Раздел 4. Искусство этрусков и Древнего Рима.
Библиография. География и периодизация.
|
1
|
Искусство этрусков.
Капитолийская волчица. Гробницы, саркофаги. Каноны. Бронзовая
пластика.
|
1
|
Искусство Древнего Рима. Искусство эпохи республики. Форум романум. Акведуки. Помпеи-Вилла мистерий.
|
1
|
Искусство ранней империи. Гробницы. Статуи императоров.
Вилла Адриана. Арка Тита. Колизей.
|
1
|
Искусство поздней империи. Форумы Веспасиана, Нервы, Августа, Цезаря, Траяна. Колонна Траяна. Пантеон. Конные статуи. Архитектура римских провинций.
|
2
|
|
33
|
5 класс
|
|
Искусство Средневековья.
Христианство и культура Средневековья
Раздел 1. Искусство Византии.
Библиография. География. Периодизация.
|
|
Общие принципы византийского искусства. Религия и искусство.
Символика византийского храма
|
1
|
Эпоха Константина Великого и Юстиниана I. «Второй Рим». Мозаики мавзолея Галлы Плацидии, церковь Сан-Витале в Равенне, Церковь Сант-Аполинаре Нуово. Собор Св. Софии в Константинополе.
|
1
|
«Македонский ренессанс». «Искусство книги: миниатюры, заставки, буквицы».Эпоха Комнинов. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе, собора в Чефалу. Эмали.
|
1
|
Поствизантийский период и время Палеологов. Синай, Афон. Мозаики. Миниатюры. Прикладное искусство. Искусство книги.
Искусство стран Византийского круга. Болгария, Армения, Грузия.
|
1
|
Раздел 2. Культура и искусство Средневековой Европы. Библиография. География и периодизация.
Эпоха Великого переселения народов.
|
|
Искусство варварских королевств. Гробница Теодориха. Прикладное искусство. Искусство книги.
Искусство империи Каролингов. Капелла в Аахене. Монастырь в Лорше. «Дворцовая Академия» Карла Великого. Монументальная живопись. Книжная миниатюра.
|
1
|
Искусство Оттоновской империи. Собор в Гильдесгейме.
Книжная миниатюра.
|
1
|
Романское искусство.
|
1
|
Принципы романской архитектуры. Франция: монастырь в Клюни,
собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Германия: соборы в Шпейере, Вормсе. Италия: Пьяцца деи Мараколи в Пизе. Испания: замок Алькасар.
|
1
|
Готическое искусство.
|
1
|
Готический собор.
Франция: Нотр-Дам де Пари, собор в Шартре, Реймсе, Амьене. Витражи.
Англия. Собор в Солсбери.
Германия: соборы в Наумбурге, Кельне, Бамберге. Скульптура
Готическое искусство Центральной Европы: Собор Св. Витта в Праге.
Италия: Дворец дожей.
|
1
|
Раздел 3. Древнерусское искусство.
Библиография. География.
|
|
Православие и культура древней Руси. Православный храм.
Архитектура Киевской Руси. Десятинная церковь, собор Св. Софии в Киеве. Спасо-Преображенский собор в Чернигове
|
1
|
Новгородская архитектура XI-XV столетий. Софийский сбор. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Детинец. Малые храмы Новгорода.
|
1
|
Архитектурный стиль Х1У-ХУ веков.
Белокаменное зодчество Владимиро-Суздалъской земли. Церкви Владимира, Переславля-Залесского, Боголюбова, Юрьева-Польского. Белокаменная резьба.
|
1
|
Древнерусская живопись.
Основные положения. Понятие канона. Обратная перспектива.
«Умозрение в красках».
|
1
|
Монументальная живопись. Киев. Мозаика и фрески Св. Софии.
Владимир.
Новгород. Феофан Грек.
Московское государство. Андрей Рублев. Дионисий.
|
1
|
Иконопись. Материалы. Канон. Иконостас.
Русские иконы древнейшего периода /Х1-Х1Н в.в./. Византийские мастера, Новгородская, Псковская школы.
|
1
|
Иконопись периода «собирания земель» /XIV—XV/. Новгородская, Псковская, Московская школы. Икона Владимирской Божией Матери.
|
1
|
|
17
|
6 класс
|
|
Искусство эпохи Возрождения.
Раздел 1. Искусство Возрождения в Италии.
Библиография. География и периодизация.
|
|
Проторенессанс.
Архитектура. Церковь Санта-Кроче и собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Арнольдо ди Камбио, Джотто.
|
1
|
Скульптура. Джованни и Никколо Пизано. Кафедры собора и баптистерии в Пизе.
Живопись. Чимабуэ, Джотто, Симоне Мартини, Андреа дель Сарто.
|
1
|
1
|
Раннее Возрождение.
Архитектура. Филиппо Брунеллески. Оспедале дельи Инноченте. Купол собора Сайта Мария дель Фьоре, капелла Пацци во Флоренции. Палаццо. Архитектура Венеции.
|
1
|
Скульптура. Донателло, Лоренцо Гиберти. Двери Баптистерия во
Флоренции.
|
1
|
Живопись. Томмазо Мазаччо, Паоло Учелло, Андреа дель Кастаньо,
Беноццо Гоццоли, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческо,
Джованни Беллини, Андреа Мантенья, Сандро Ботичелли.
|
1
|
Высокое Возрождение.
Архитектура. Донато Браманте-Темпьетто, собор Св. Петра в Риме.
|
1
|
Скульптура. Андреа Вероккьо. Микельанжело.
|
1
|
Живопись. Леонардо да Винчи.
Рафаэль.
|
1
|
Джорджоне, Тициан.
|
1
|
Позднее Возрождение.
Архитектура. Андреа Палладио.
|
1
|
Живопись. Паоло Веронезе. Тинторетто.
Искусство маньеризма. Парамиджанино, Понтормо, Бронзино.
|
1
|
Раздел 2.Искусетво Возрождения в Северной Европе,
Франции и Германии.
|
|
Библиография. География и периодизация.
Особенности искусства Северного Возрождения.
Искусство Нидерландов. Скульптура. Клаас Слютер. Миниатюрная
живопись. Братья Лимбург.
|
1
|
Живопись. Возникновение масляной живописи. Роьер Кампен.
Ян Ван Эйк. Гентский алтарь. Понятие створчатого алтаря
|
1
|
Рогир Ван дер Вейден. Гуго Ван дер Гус, Дирк Боутс, Ганс Мемелинг,
Иоахим Патинир. Иероним Босх. Питер Брейгель старший.
|
1
|
Искусство Франции.
Архитектура.
Замки Луары. Филибер Делорм. Жан Гужон.
Живопись. Жан Фуке. Школа Фонтенбло.
Графика. Карандашный портрет.
|
1
|
Искусство Германии.
Живопись.
Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр, Матиас Нитхарт, Альберт
Альтдорфер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший..
Мастерство гравюры.
|
1
|
|
17
|
7 класс
|
|
Искусство Западной Европы XVII, XVIII веков.
Раздел.1 Искусство XVII века.
Библиография. Исторический обзор.
Общие представления о европейской культуре XVII века.
|
|
Искусство Италии.
Стиль барокко. Архитектура. Дж. Б. Да Виньола, Дж. Делла Порта, Карло Мадерна, Фр. Борромини, Лоренцо Бернини.
|
1
|
Скульптура. Лоренцо Бернини.
|
1
|
Живопись. Монументальная живопись барокко. Болонская академия.
Микельанжело да Караваджо
|
1
|
Искусство Испании.
Архитектура. Р.Х. де Онтаньон, Хуан де Эррера. Эскориал.
|
1
|
Скульптура. Г. Эрнандес.
|
1
|
Живопись. Эль Греко, Хусепе Рибера, Фр. Сурбаран, Диего Веласкес.
Б.Э. Мурильо. Музей Прадо в Мадриде
|
1
|
Искусство Фландрии. Питер Пауль Рубенс.
Антонис Ван Дейк.
Якоб Иордане, Адриан Браувер.
|
1
|
Искусство Голландии. Франс Хале. Групповой портрет.
Рембрандт Харменс Ван Рейн.
|
1
|
Натюрморт. Питер Клас, Биллем Класс Хеда.
Пейзаж. Ян Ван Гойен, Якоб Ван Рейсдал.
Ян Вермер и Делфтская школа живописи. Эммануил де Витте,
Питер де Хох. Бытовой жанр.
|
1
|
Искусство Франции.
Архитектура.
Луи Лево, Ж.А. Мансар, Андре Ленотр, К. Перро. Версаль. Собор Дома Инвалидов. Лувр.
|
1
|
Скульптура. Ф. Жирадон, П. Пюже, Антуан Круазевокс.
|
1
|
Живопись. Жорж де Латур, Луи Ленен.
Никола Пуссен и живопись классицизма.
|
1
|
Раздел 2. Русское искусство XVI—XVII веков
|
|
Иконопись XVI века. «Церковь воинствующая».
Иконопись XVII века. Симон Ушаков. Ярославские мастера.
|
1
|
Искусство древнерусской книги. Миниатюра, заставка, буквица. Стили русского книжного орнамента.
|
1
|
Раздел 3.Русская архитектура XVI—XVII веков.
Библиография. Исторический обзор.
|
|
Московский Кремль конца ХУ-ХУП веков. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Риз положения, Великокняжеский дворец, Ивановская колокольня. Кремлевские укрепления. Кремлевские постройки XVII столетия.
|
1
|
Шатровое зодчество. Церковь Вознесения и Вознесенский храм в Коломенском. Шатровые храмы XVI—XVII веков: церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Ильи Пророка в Ярославле,
Благовещенский собор в Муроме.
|
1
|
Церковь Покрова на рву /Собор Василия Блаженного/.
Памятники русской архитектуры XVII века. Купеческие храмы. Архитектурные вкусы времен патриарха Никона. Московское барокко.
Гражданская архитектура XVII века.
|
1
|
|
17
|
8 класс
|
|
Искусство России ХVIII - ХIХ веков.
Раздел 1. Искусство России ХVIII
|
1
|
Гравюра. Ф. Зубов, И. Галактионов.
|
1
|
Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века.
Ф.-Б. Растрелли, А. Кокоринов. Ж.Б.М. Валлен-Деламот, А. Ринальди,
Ю. Фельтен, И. Старов, Н. Львов, Дж. Кваренги, И. Камерон, В. Бренна.
|
2
|
Архитектура Москвы второй половины XVIII века. В. Баженов,
М. Казаков .Садово-парковое искусство России XVIII века. Регулярные и пейзажные парки.
|
1
|
Скульптура XVIII века.
Б.-К. Растрелли, Ф. Шубин, М. Козловский, Ф. Щедрин, Э.М. Фальконе.
|
1
|
Раздел 2.Искусство России первой половины
XIX века.
Библиография. Краткий исторический обзор.
|
1
|
Архитектура. А. Захаров., Ж.Ф. Тома де Томон, А. Воронихин, К. Росси,
В. Стасов.
|
1
|
О. Бове и архитектура Москвы.
|
1
|
Скульптура. Ив. Мартос, Ф. Толстой.
|
1
|
Живопись. О. Кипренский, В. Тропинин, Семен и Сильвестр Щедрины, Карл Брюллов, Ал. Иванов, П. Федотов. А. Венецианов и его школа.
|
1
|
Русское декоративно-прикладное искусство первой половины XIX века.
|
1
|
Раздел 3.Искусство России второй половины
XIX века.
Библиография. Краткий исторический обзор
|
1
|
Архитектура эклектики. А. Брюллов, М. Месмахер, А. Штакеншнейдер,
В. Шервуд, А. Померанцев.
|
1
|
Скульптура. М.Микешин, А. Опекушин, М. Антокольский.
|
1
|
Живопись. Передвижники. В. Перов. Бытовой жанр. И. Крамской, Н. Ге, И. Айвазовский.
|
1
|
Пейзаж: передвижников.
А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.
|
1
|
В. Поленов. И.Е. Репин.
|
1
|
В. Суриков, В. Верещагин, В. Васнецов.
|
1
|
И. Левитан.
|
1
|
Раздел 4.Западноевропейское искусство первой половины XIX века.
Библиография. Краткий исторический обзор.
|
1
|
Архитектура. Архитектура эпохи Великой французской революции.
Французская архитектура эпохи Наполеона I. Ж.Ф. Шальгрен.
Фр. Рюд.
|
1
|
Архитектура Германии. К.Ф. Шинкель. Лео фон Кленце.
Архитектура Англии. Ч. Бэрри.
|
1
|
Скульптура. А. Какова. Б. Торвальдсен, Г. Фон Шадов.
|
1
|
Живопись. Живопись Испании. Ф. Гойя.
Живопись Франции. Ж.-Л. Давид, А. Гро, Ж.О.Д. Энгр, Т. Жерико,
Э. Делакруа.
Живопись Германии. Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих.
Живопись Англии. У. Блейк, Дж. Констебл, У. Тернер..
|
1
|
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы. Интерьер, мебель, бронза, фарфор, стекло, ювелирное искусство.
|
1
|
Раздел 5.Искусство Западной Европы второй половины XIX века.
Библиография. Краткая историческая справка. Общий обзор.
|
1
|
Архитектура. «Хрустальный дворец» Дж. Пакстона. Эйфелева башня. Ж.Гарнье. «Гранд опера» в Париже. «Красный том» У.Мориса в Кетте.
|
1
|
Скульптура. О. Роден.
|
1
|
Живопись Франции.
К. Коро, Барбизонская школа, Ж.Ф. Милле, Г. Курбе, Эдуард Мане.
|
1
|
Импрессионизм.
Ж. Сера, П. Синьяк. Постимпрессионизм. П. Сезанн, В. Ван Гог,
П. Гоген.
|
1
|
Живопись Германии. В. Лейбль, Ад. Фолн Мендель, Андерс Цорн.
|
1
|
Живопись Англии. Прерафаэлиты. Дж. Уистлер.
|
1
|
|
33
|
9 класс
|
|
Искусство XX века.
Раздел 1.Западноевропейское искусство рубежа
Х1Х-ХХ веков.
Библиография. Краткая историческая справка. Общий обзор.
Эстетика символизма. Стиль модерн.
|
1
|
Архитектура. О. Вагнер, И. Ольбрих, А. Эндель, Л. Салливан, А. Гауди,
В. Орта, А. Ван дер Вельде, П. Беренс
|
1
|
Скульптура. А. Бурдель, А. Майоль.
|
1
|
Модерн и символизм в живописи и графике. О. Бердслей,
Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, группа «Наби», М. Дени, Г. Климт,
Ф. Ходлер, Э. Мунк, М. Чюрленис.
|
1
|
Декоративно-прикладное искусство стиля модерн.
|
1
|
Раздел 2. Искусство России рубежа Х1Х-ХХ веков Библиография. Краткая историческая справка.
Эстетика «Серебряного века» русского искусства.
|
1
|
Архитектура. Ф. Шехтель и архитектура Москвы. Архитектура Санкт-Петербурга. Ф. Лидваль, Ив. Фомин.
|
1
|
Скульптура. П. Трубецкой, А. Голубкина, С. Конёнков, А. Матвеев.
|
1
|
Живопись. М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов. М. Врубель, В. Борисов-Мусатов.
«Мир искусства». А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов,
М. Добужинский, Б. Кустодиев, 3. Серебрякова.
|
1
|
«Союз русских художников». К. Юон, И. Грабарь, А. Рылов, А. Архипов.
«Голубая роза». П. Кузнецов, С. Судейкин, Н. Сапунов, М. Сарьян.
|
1
|
Раздел 3. Западноевропейской искусство XX века.
Библиография. Краткая историческая справка.
Понятие модернизма и авангардизма.
|
1
|
Архитектура первой половины XX века. Теория и практика. Вальтер
Гропиус и «Баухауз». Людвиг Мис Вандер роэ. Ле Корбюзье. Ф Л. Райт.
|
1
|
Архитектура второй половины XX века. Ээро Сааринен, Оскар Нимейер и проект «Бразилия», Йорн Утцон. Оперный театр в Сиднее. Район Дельфанс в Париже.
|
1
|
Скульптура. Э. Барлах, К. Брынкуши, А. Архипенко, О. Цадкин, Г. Мур,
Дж. Манцу.
|
1
|
Живопись. Фовизм. А. Дерен, М. Вламинк, Ж. Руо, Кес ван Донген,
А. Марке, А. Матисс,
|
1
|
Экспрессионизм. К. Шмидт-Ротлуфф. Э.Л. Кирхнер. Э. Нольде. Фр. Марк.
|
1
|
Парижская школа. А. Модильяни, О. Цадкин, X. Сутин, М. Шагал.
|
1
|
«Новая вещественность». О. Дике, Георг Гросс, П. Клее.
|
1
|
Кубизм. П. Пикассо, Ж. Брак, С. И Р. Делоне.
|
1
|
Футуризм. У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северный, Л. Руссоло.
|
1
|
Метафизическая живопись. Дж. Де Кирико, Дж. Моранди, К. Карра.
Пит Мондриан и неопластицизм.
Дадаизм. М. Дюшан, Ф. Пикабиа, К. Швиттерс.
|
1
|
Сюрреализм. А. Массой, М. Эрнст, Ив Танги, Р. Магритт, X. Миро,
С. Дали.
|
1
|
Абстрактный экспрессионизм. Нью-Йоркская школа: Аршил Горки,
Дж. Поллок, М. Ротко, Г. Гартунг.
Оп-арт: В. Вазарели
Поп-арт. Рой Лихтенштейн, Энди Уорхолл.
|
1
|
Гиперреализм. Постмодернизм: трансавангард, кинетическое искусство. Концептуализм.
|
1
|
Раздел 4. Искусство России в XX веке.
Библиография. Краткий исторический обзор.
|
1
|
Архитектура. А. Щусев, В. Шухов, К. Мельников. А. Душкин и
Московское метро. В. Гельфрейх, Б. Иофан, Л. Руднев, Н. Никитин,
В. Жук.
|
1
|
Скульптура. И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, Евг. Вучетиг, С. Орлов,
А. Кибальников, М. Аникушин, Ю. Комов, В. Свинин, Эрнст Неизвестный, М. Шемякин.
|
1
|
Живопись. К. Петров-Водкин. «Бубновый валет». П. Кончаловский, И.
Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн и Н. Альтман. «Ослиный
хвост» М. Ларионов, Н. Гончарова. Н. Пиросманишвили. М. Шагал.
В. Кандинский. П. Филонов и «аналитическое искусство».
|
1
|
К. Малевич и кубофутуризм. О. Розанова, Н. Удальцова, Л. Попова, В.Татлин.
Художественные объединения и искусство 20-х-ЗО-х годов /ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, АХХР, ОСТ/.
|
1
|
С. Чехонин и агитационный фарфор. Политический плакат времен гражданской и великой отечественной войны.
|
1
|
Академия художеств СССР и художественная жизнь. «Суровый стиль». П. Никонов, Н. Андронов.
|
1
|
«Лианозовская труппа». Е. Кропивницкий, О. Рабин, В. Немухин,
А. Зверев.
«Сюрреализм и концептуальное искусство». В.Янкилевский, И.Кабаков,
Э. Штейнберг. Соц-арт. В. Комар, А. Меладмид
|
1
|
Современная художественная жизнь Петербурга. «Митьки», В. Сажин,
А. Герасимов, Л. Казбеков, А. Аветисян, А. Белкин.
Зачетное занятие.
|
1
|
|
33
|
Достарыңызбен бөлісу: |