Предпосылки появления соборной архитектуры 23 Глава Собор св. Олава в Трондхейме 32 Глава Собор св. Свитуна в Ставангере 42 Глава 5



бет1/14
Дата16.07.2016
өлшемі7.93 Mb.
#202963
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт истории

Руководитель магистерской программы Председатель ГАК,

(название программы в кавычках) профессор

______________________Ф.И.О. ____________/____________/




СОБОРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ НОРВЕГИИ

Д и с с е р т а ц и я

на соискание степени Магистра по направлению 035400 – История искусств
1-ый рецензент: Исполнитель

доктор искусствоведческих наук, студент:

заведующая кафедрой истории

западноевропейского искусства, доцент


Дмитриева Анна Алексеевна Чемезова Ксения Евгеньевна

_____________ (подпись) ___________(подпись)


2-ой рецензент: Научный руководитель:

заведующая отделом по связям кандидат искусствоведческих наук,

с общественностью Государственного заведующий кафедрой истории

музея истории религий русского искусства, доцент
Волкова Екатерина Владимировна Ходаковский Евгений Валентинович

_____________ (подпись) __________(подпись)


Работа представлена в комиссию

«____» ___________ 201____г.

Секретарь комиссии:

Санкт-Петербург

2014
Содержание



Введение 3

Глава 1. Историография 8

1.1 Источники 8

1.2 Отечественная историография 10

1.3 Зарубежная историография 14

Глава. 2. Предпосылки появления соборной архитектуры 23

Глава 3. Собор св. Олава в Трондхейме 32

Глава 4. Собор св. Свитуна в Ставангере 42

Глава 5. Собор Христа в Бергене 51

Глава 6. Собор св. Халльварда в Осло 59

Глава 7. Собор Христа в Хамаре 69

Глава 8. Норвежские соборы в контексте европейского соборного средневекового строительства 77

Заключение 88

Список литературы 95

Список иллюстраций 104

Иллюстрации 106


Введение


Магистерская диссертация посвящена одному из наиболее интересных и почти
не изученных в отечественной медиевистике явлений мирового искусства – соборному зодчеству средневековой Норвегии. Искусство Скандинавских стран в силу удаленности этого региона приобрело специфический характер. В этот период в Норвегии сформировался мощный очаг культуры, который сказался, прежде всего, в храмовом зодчестве, явившемся стилеобразующим видом искусства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1070 г., когда было начато строительство каменной церкви в Трондхейме на месте погребения св. Олава,


до 1348-1352 гг., когда в Норвегию пришла эпидемия чумы, известная как «Черная смерть». Выбор периода обусловлен несколькими причинами. Во-первых, с 1070 г. начинается развитие каменного зодчества в Норвегии, так как это была первая каменная культовая постройка в стране. Во-вторых, во время чумы население Норвегии понесло масштабные потери, после которых страна не нуждалась в строительстве новых соборов или в увеличении количества существующих храмов или расширении их размеров. Многие культовые сооружения пришли в запустение. Подобная участь постигла
и кафедральные соборы.

В магистерской диссертации рассматриваются вопросы, оказавшие, по мнению автора, наиболее существенное влияние на возникновение и формирование такого явления в средневековом искусстве, как каменное соборное зодчество Норвегии: общий культурно-исторический фон, влияние английской, немецкой, ломбардской и французской архитектурных школ, особенности конструктивных и декоративных элементов европейской архитектуры, соотношение и сравнение характерных черт строительной практики отдельных регионов с норвежской архитектурой. Комплексное исследование поставленных вопросов определяет направленность работы.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного исторического анализа соборного зодчества средневековой Норвегии. Соборное зодчество до сих пор недостаточно широко представлено в отечественном искусствознании.
На данный момент в российской науке информация о каменной архитектуре средневековой Норвегии остается не систематизированной. Помимо всего прочего, многие вопросы, связанные со спецификой норвежской каменной средневековой архитектуры, не были полноценно осмыслены и теоретизированы. Проблематика соборного зодчества Норвегии является важной частью в истории искусства, поскольку развитие данной темы позволит заполнить существующие лакуны во всемирной истории архитектуры, а также задать перспективу ее дальнейшего изучения. Кроме того, изучение истории соборного зодчества средневековой Норвегии дает возможность в последующем проводить сопоставительный анализ норвежских памятников с культовыми сооружениями прочих европейских стран.

Предметом настоящего исследования являются причины возникновения, история возведения и архитектурно-художественные особенности соборного строительства средневековой Норвегии в конце XI – середине XIV вв.

Объектом исследования служат кафедральные соборы Норвегии, литературные источники и многочисленные материалы архитектурно-археологического, исторического и искусствоведческого характера, в которых можно проследить генезис соборного строительства средневековой Норвегии. Изучение кафедральных соборов приведет к определению основных вопросов, связанных с соборным строительством и культовым каменным зодчеством средневековой Норвегии. На примере соборов лучше всего проследить развитие идей средневековой строительной практики, так как они, на наш взгляд, являются ключевыми памятниками каменного зодчества Норвегии. Храмы епископских центров стали моделями для многих приходских церквей, сходство с которыми мы попытаемся определить в данном исследовании. Используемое в исследовании понятие «собор» важно и требует комментария. Под термином «собор» подразумевается главный собор епископства, в котором размещается кафедра епископа и, где обычно служит епископ.

В Норвегии было построено пять кафедральных соборов. На сегодняшний день только соборы св. Олава в Трондхейме и св. Свитуна в Ставангере представляют собой архитектурно-пластическое единство элементов. Соборы св. Халльварда в Осло и Христа в Хамаре дошли до нас в руинированном состоянии, в то время как от собора Христа в Бергене не сохранился даже фундамент. Единственными источниками информации о Бергенском соборе являются немногочисленные описания в средневековой литературе и археологические отчеты.

Основной целью диссертации является анализ основных памятников каменного соборного зодчества средневековой Норвегии в конце XI – середине XIV вв.
В отечественной науке данная попытка комплексного исследования соборного зодчества предпринимается впервые, хотя проблематика норвежского каменного зодчества поднимается российскими учеными с 1960-х гг.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:



  1. Собрать и систематизировать литературу по истории соборного строительства средневековой Норвегии;

  2. Определить образцы, которыми могли руководствоваться норвежские зодчие;

  3. Воссоздать историю строительства пяти памятников – собор св. Олава в Трондхейме, собор св. Свитуна в Ставангере, собор св. Халльварда в Осло, собор Христа в Хамаре и собор Христа в Бергене;

  4. Выявить особенности регионального строительства;

  5. Определить влияние соборной архитектуры Норвегии на развитие каменного приходского зодчества;

  6. Рассмотреть соборы Норвегии в контексте истории европейского строительства средних веков.

Научная новизна магистерской диссертации определяется тем, что автор впервые в российской историографии проводит всесторонний анализ корпуса сведений, касающихся средневекового соборного зодчества Норвегии.

Структура работы определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, восьми глав, заключения, библиографии, списка


и альбома иллюстраций.

История изучения проблематики подробно рассматривается в первой главе «Историография», в которой систематизируется различные концепции по этому вопросу, а также определяются лакуны в истории изучения соборного строительства средневековой Норвегии. В этой главе, прежде всего, систематизированы основные источники и историографические работы, а также определен генезис историографической мысли. Глава состоит из двух параграфов: отечественная и зарубежная историография. Особое внимание уделено монографиям, посвященным искусству средневековой Норвегии.

Во второй главе «Предпосылки соборного зодчества средневековой Норвегии» воссоздается культурно-исторический фон Норвегии в средние века. Кроме того, анализируется история христианизации страны, культурно-политические контакты
с Англией и Германией. Помимо всего прочего, в данной главе поэтапно рассматривается история становления норвежской церкви и особенности христианской культуры
в Норвегии. Также в главе выделяются предпосылки возникновения каменного зодчества Норвегии.

Подробное исследование кафедральных соборов осуществляется в последующих пяти главах. Каждая глава включает информацию о городе, в котором был построен собор, о посвящении и причинах выбора определенного небесного покровителя епархии. Также будет предпринята попытка поэтапно воссоздать историю строительства соборов.


В процессе исследования предстоит дать развернутый анализ соборной архитектуры средневековой Норвегии, определить источники влияния, их причины, провести аналогии с иностранными памятниками и выявить региональные особенности норвежской каменной средневековой архитектуры. Более того, нам кажется возможным, сравнить монастырские и приходские церкви Норвегии с кафедральными соборами для того, чтобы определить влияние соборной архитектуры на развитие каменного зодчества Норвегии
в самом широком контексте. Данный вопрос будет подробно освящен в последней главе диссертации.

Наконец, в последней восьмой главе «Норвежские соборы в контексте европейского соборного средневекового строительства» будут обозначены главные проблемы, касающиеся темы исследования. В данной главе определяются основные образцы иноземного влияния на норвежскую архитектуру в хронологической последовательности, принимая во внимание региональные различия. Автором будет предпринята попытка определить место норвежского соборного строительства в развитии общеевропейской архитектуры, а также доминирующий источник иноземного влияния. Кроме того, нам кажется логичным, поставить вопросы, связанные с развитием каменного культового зодчества Норвегии, касающиеся, прежде всего, взаимодействия между столичной и провинциальной архитектурой.

В «Заключении» суммируется информация о соборном строительстве, его особенностях, а также подведены основные итоги, соответствующие поставленным задачам. В результате проведенного исследования были показаны дальнейшие пути,
по которым может изучаться соборное строительство средневековой Норвегии.

Метод, используемый в работе можно обозначить как комплексный метод исследования архитектурных памятников и изучения историографических работ.


Он включает в себя исторический метод, а также метод стилистического и сравнительного анализов. Изучение исторических фактов не только помогает воссоздать исторический процесс, но и показать срез культурной жизни Европы рассматриваемого периода. Большую роль в исследовании играет метод стилистического анализа, однако его недостаточно для всестороннего изучения данной темы, поэтому к корпусу вышеперечисленных методов необходимо привлечь метод сравнительного анализа, который позволит определить иностранные образцы и аналогии в зарубежной архитектуре.

Материалы работы прошли апробацию на заседании Древнерусского семинара в Санкт-Петербургском государственном университете 21 марта 2014 г.

Теоретическое и практическое значения исследования заключаются в том, что оно последовательно воссоздает историю строительства норвежских соборов, соотносит норвежские постройки с памятниками европейской архитектуры, определяет сходства
и различия между норвежскими соборами, раскрывает проблематику, связанную с региональными особенностями соборного строительства Норвегии, а также выявляет влияние соборного зодчества на приходское строительство. Таким образом, данное исследование максимально широко освещает проблематику каменного зодчества средневековой Норвегии.

Результаты исследования могут быть использованы в научных и учебных целях, дополняя разделы учебных курсов по истории средневековой архитектуры и истории средневекового искусства Скандинавии. Полученные в работе результаты могут быть использованы при написании искусствоведческих или исторических работ.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет