От : Зиновий Тененбойм (ZT)



Дата21.07.2016
өлшемі201 Kb.
#213856
Это http://zt1.narod.ru/doc/Ushinskiy-o-vopiyuhe-durackom-v-nyom.doc

От : Зиновий Тененбойм (ZT) http://vk.com/tenen , http://ztmak.livejournal.com

-------------------
ZT. Вначале – позитивное по К.Д. Ушинскому. Моя (ZT) критика в адрес К.Д. Ушинского последует где-то потом, то есть, где-то ниже.

ZT. Итак, вначале позитивное по К.Д. Ушинскому. -


К.Д. Ушинский, т.3 М.1948 (ZT. Давние черновые выписки.) .. По единодушному отзыву всех начальников заграничных закрытых заведений полевые, огородные, садовые и ремесленные работы являются могущественным и самым правильным средством физического и даже нравственного воспитания детей, действующим на нравственность лучше всяких моральных наставлений, так скоро надоедающих ребёнку. Любовь и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества. Под влиянием этого самые испорченные дети меняются очень быстро (с.637-38) .. В Гатчинском институте ни от чего дети так не портились и не гибли, как от развитой там ужаснейшей праздности. Вот обширный пустой двор громадного учебного заведения. Лето, каникулы. Солнце обливает ярким светом толпы детей и молодёжи. Но что же они делают? В полном смысле слова убивают время, как будто его невесть сколько отпускается на долю человека. И как скучно, как невыносимо скучно беднягам. Все эти ребята обладают "правом" гибнуть от скуки и праздности, отравляющей и тело, и душу. И вот ещё что замечательно: посмотрите, как всё изорвано и грязно на этих молодых людях, гибнущих от скуки. А посмотрите, как всё цело и чисто у ребят трудящегося учебного заведения, хотя они возятся со скотом и навозом (с.219-20). Веттингенская семинария очень много заботится о том, чтобы не допустить к своим воспитанникам праздности и скуки, дать им хорошие привычки и благонравие. Помимо сельскохозяйственного концерты, экскурсии (с.224 и далее).
Из: http://www.biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=show&letter=84
К.Д. Ушинский. Педагогическая поездка по Швейцарии Письмо 6-е Веттинген [...] .. Встретил я толпу семинаристов, с косами на плечах, весело шли они на работу. Далее попались мне три или четыре ученика, которым никак не удавалось загнать домой несколько резвых коров. Но что это за коровы — просто слоны! .. По обеим сторонам дороги — отлично обработанные поля .. Это всё труды веттингенских воспитанников .. Молодые люди дружно и весело косят аршинный густой душистый клевер; младшие сгребают накошенную траву и укладывают её на телегу .. Эти молодые работники работают не по принуждению: они знают, что чем прилежнее будут они работать, тем лучше будет их содержание и тем менее придётся их родителям доплачивать в семинарию .. Далее попалась мне навстречу группа учеников младшего класса и, может быть, ученики образцовой школы, потому что иные были очень малы для семинарии: кирками взрывали они землю вокруг плодовых деревьев, другие пробивали канавки для стока дождевой воды. А как все вежливы! Ни один молодой человек не пропустит вас без привета, и как-то отрадно стоять посреди этой доброй молодежи, работающей с такой весёлостью и охотой .. Прохожу мимо небольшого заведения для глухонемых. Девочки шьют, мальчики чистят бобы: видно, и тут поняли также всю великую воспитательную силу работы, и в особенности сельской работы .. / .. Кантон даёт семинарии пятьдесят юхортов удобной земли, состоящей в садах, лугах, полях и лесе. Этой земли достаточно для того, чтобы содержать на ней от 12 до 15 штук скота и производить все овощи, необходимые для заведения, а равно доставлять молоко, плоды, значительную часть хлеба и около 2000 фр. денежного дохода в год для уплаты за наём земли .. Все работы производятся самими воспитанниками, которым в помощь придаются два наёмных работника. Для производства сельских работ воспитанники каждого класса разделяются на отделения. В каждом отделении назначается старший: он наблюдает за работами, заботится о целости орудий и т. д. Работы распределяются так, что на каждого воспитанника приходится не более полутора часа полевой работы в день .. При наступлении больших полевых работ, как, например, жатвы, сенокоса и проч., директор может отменить учебные часы .. Восемьдесят здоровых, молодых, деятельных работников .. Особое поле, исключительно назначенное для опытов. В этом поле дается каждому воспитаннику отдельный кусок земли в 4800 кв. фут .. Каждый воспитанник ведёт подробную историю обработки своего куска .. За особенно тщательную обработку директор назначает небольшую премию. Всеми сельскохозяйственными работами заведывает учитель естественных наук. Он ведёт полный и подробный отчет всего хозяйства. Все орудия и сельскохозяйственные запасы находятся под присмотром избранных для того воспитанников. Ближайший присмотр над садом, огородом и рассадником деревьев принадлежит садовнику заведения .. / .. Я .. остался не совсем удовлетворен .. учебной частью .. , но должен сознаться, что нигде не удавалось мне видеть так здраво развитых молодых людей ..

--

15 мар. 2015 18:48 Валентина Максакова



To Zinoviy Tenenboim

А фанаты продолжают говорить, что Макаренко - единственный, самый оригинальный и что у его педагогики нет корней. И Ушинский его ничему научит не мог...

-------------------


РНБ Л1 Ч33(2)/А-724 , 90-5/6090 Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. /АПН СССР; [Вступит. ст., с. 5-37, биогр. очерки, сост. и коммент. П.А. Лебедева]. - М. : Педагогика, 1990. - 603, [4] с.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-70) U>. Научно-практическое значение педагогики (отрывок). Полнее и точнее по изд. Архив К.Д. Ушинского Т.1, М.1959 с. 15-16.


ZT. ИНДУКЦИЯ [от лат. inductio выведение] - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (ср. дедукция). ZT. Тут мною приводится антииндукционная _ахинея_ от К.Д. Ушинского.
U> ...Педагогика не может иметь притязания на такую самостоятельность, какой обладают науки, открывающие законы природы, истории и духа человеческого. Она только пользуется всеми этими открытиями к достижению своей особенной, воспитательной цели. Физиология, психология, философия и история дают законы педагогике;

(ZT. в отношении каждого из перечисленного К.Д. Ушинский попал пальцем в небо)

U> она же выражает эти законы в форме педагогических теорий и правил и изыскивает средства приложить их к воспитанию человека в данное время и в данном обществе... (с.44-5).

> Из: Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии".

U> ...Такими науками для педагогики, из которых она черпает знание средств, необходимых ей для достижения ее целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека ..

U> К обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле...

U> Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук... Мы ответим на этот вопрос положительным утверждением. ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ ВОСПИТЫВААТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, ТО ОНА ДОЛЖНА ПРЕЖДЕ УЗНАТЬ ЕГО (ZT. скопом) ТОЖЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ...

U> ...Факты различных наук, из которых могут возникнуть педагогические правила... Допытаться от них (ZT. от фактов различных наук) прямого указания последствий тех или других педагогических мер и приемов... Составить из всех [их] - удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить каждый педагог-практик...

U> ...Педагогика не наука, а искусство (ZT. Ушинский разводит об этом ля-ля).

U> Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно (ZT. искусство воспитания) основывается...

U> Но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть подчерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитатение которой берется. [...]

ZT. Далее идёт то, что можно поименовать: "достоевщина". –

U> Воспитатель должен стремиться узнать человека ..
ZT. Ушинский и Достоевский человека рассматривали как пиктограмму. Ушинский и Достоевский человека мистифицировали и фетишизировали. Ушинский и Достоевский человека разгадывали как ребус. ZT. Об этом будет и ниже.
U> Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.

U> Воспитатель... (ZT идёт то, что можно поименовать: "достоевщина")

U> Воспитатель... должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!

ZT. ух ты: громадны!

ZT. Из этого места К.Д. Ушинского вырисовывается: воспитатели – это жрецы, посвященные в тайны тайн; воспитатели – это жрецы, составляют некий жреческий ОРДЕН, причём посвящение в тайны тайн по сути достоевсковской "сути человека" делает их - воспитателей - всемогущими кудесниками с громадными (громадными_!), де, возможностями.

ZT. К.Д. Ушинский в данном месте видит воспитание как игру на тайных, но постигнутых (посвящёнными) струнах человека.

> "Ибо познал воспитатель секрет и законы этих струн".

ZT. Фантазия К.Д. Ушинского плывёт не то в шекспировском русле, не то в русле песенки довоенного Лещенко Петра Константиновича (1898-1954) ? Из репертуара Евгения Исааковича Клячкина (1934—1994) (по памяти): > Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый Он вас дико тиранит, ревнует и бьёт Но когда он играет концерт Сарасате (1844-1908) Ваше сердце рыдает, ликует, поёт Он альфонс по призванью,

ОН ЗНАЕТ СЕКРЕТЫ
(ZT. "ОН ЗНАЕТ СЕКРЕТЫ" - вот русло безудержных фантазий Ушинского и Достоевского.
, Он вам может из женщины сделать жиро (ZT. разменную вещь) Но когда он играет свои менуэты Он и пылок и нежен, как страстный Пьеро Он вас скомкал, измял, обманул, обезличил Он сумел обратить ваш успех в капитал И давно уже стал ведь совсем неприличен Ваш лиловый жакет с тусклым запахом "Ан" Понимая всё это, стеная и плача, Ненавидя его, презирая и злясь, Вы прощаете всё за концерт Сарасате (1844-1908) От которого рвётся и стонет душа... [...]
U> ...Никакая психология не может заменить человеку психологического такта, который незаменим в практике уже потому, что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются, обдумываются и оцениваются медленно. Возможно ли представить себе оратора, который вспоминал бы тот или другой параграф психологии, желая вызвать в душе слушателя тот или иной эффект? Точно также и в педагогической деятельности нет никакой возможности действовать по параграфам психологии, как бы ни твердо они были изучены. Но без сомнения психологический (ZT. надо бы сказать - педагогический) такт не есть что-то врожденное, а формируется в человеке постепенно: у одних быстрее, у других медленнее, скуднее и отрывочнее, что уже зависит от свойств души, - формируется по мере того, как человек живет и наблюдает, преднамеренно или без намерения, над тем, что совершается (ZT. надо бы сказать - вокруг, а Ушинский пишет) в его собственной душе...
U> Педагогический опыт... ? Но результаты большей части воспитательных опытов, как справедливо заметил Бенеке, отстоят слишком далеко по времени от тех мер, результатами которых мы их считаем, чтобы мы могли назвать данные меры причиной, а данные результаты следствием этих мер... Но педагогический опыт не только по отдаленности своих последствий от причин не может быть надежным руководителем педагогической деятельности. Большей частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться и назвать причиной данного результата то, что вовсе не было его причиной...

U> Таким образом мы видим, что ни педагогический такт, ни педагогический опыт сами по себе недостаточны для того, чтобы из них можно было выводить сколько-нибудь твердые педагогические правила, и что изучение психических явлений научным путем - тем же самым путем, которым мы изучаем все другие явления, - есть необходимейшее условие, чтобы воспитание наше, сколь возможно, ... сделалось ... делом рациональным и сознательным...


ZT. То есть, в итоге-то, К.Д. Ушинский, в отличие от А.С. Макаренко, утверждает: обобщения педагогических опытов - ерунда, "изучение психических явлений научным путём" - вот это, де, и альфа, и омега, и надежда педагогики.

ZT. Это - мура!

ZT. Ленинская идея окомиссаривания. Ленинская идея партийности прессы, литературы, науки, культуры. Это - установка на комиссариат марксистской философии над всем и вся. Каждая из наук, каждая из сфер культуры и т.д. не смеют, по Ленину, быть автономными, не смеют, по Ленину, быть бескомиссарными, но должны, по Ленину, жить под зорким и жёстким контролем лиц, олицетворяющих собою верховную философию и идеологию.

ZT. А вот у К.Д. Ушинского и Компани - идея _окомиссаривания_ педагогики психологией чи тому ей (психологии) подобным...

-------------------

О вопиюще дурацком у К.Д. Ушинского. -

ZT. 1) Правильные высказывания можно отыскать у любого много пишущего.

2) Фрагменты в макаренковском духе у К.Д. Ушинского случайны, - ПОГОДЫ в его (Ушинского) писаниях они не делают и его (Ушинского) в пред-макаренковца - не превращают.

3) "Теоретики", такие, например, что на манер прошлых педологов, имплицитно (неосознанно), а то и эксплицитно (осознанно), предполагали, что программа и методы воспитания записаны в самой (, де, и что называется,) "природе ребёнка", чи вообще в самоей (, де, и что называется,) "природе человека", и значит гнать воспитание - это просто следовать этой самой пресловутой природе ребёнка и/или этой самой пресловутой, же, природе человека.

ПРЕСЛОВУТЫЕ ОНИ НЕ ОТ ТОГО, ЧТО ОНИ (природа ребёнка и природа человека) НЕ ИМЕЮТ СОДЕРЖАНИЯ, - ОНИ (природа ребёнка и природа человека) НЕКОТОРОЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТЧАСТИ, ДА, ИМЕЮТ.

Например. - Интеграция (от лат. integer — целый) в восприятии и обстоятельств, и людей — это объединение впечатления за впечатлением в комплекс установившегося аксеологического (оценочного) отношения к тем или иным комплекс-обстоятельствам и к тем или иным людям. Так (интеграционно) работает психика 95-ти чи больше %-тов детей, подростков, юношей и взрослых. Но есть особые 5-ти чи меньше %-ные неинтеграционные (НЕинтеграционные) индивиды для которых вся плоть жизни суть "есть только сейчас". Реакции их часто – взвинченные, неадекватные. Вот эти (таковые) субъектики суть самые трудные субъектики для воспитания и перевоспитания, - такие вот практически не поддающиеся воспитанию и перевоспитанию типы.

А ПРЕСЛОВУТЫ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПРИРОДА РЕБЁНКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО ОТ ТОГО, ЧТО НА НИХ (на природу ребёнка и природу человека), ПОЧЕМУ-ТО, НАЛАГАЮТ НЕОПРАВДАННО БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

УКАЗАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА.

4) Был придуман даже специальный термин: воспитание, де, должно быть _ПРИРОДООБРАЗНО_.

5) Повторение. У всех таких как бы теоретиков, что на манер прошлых педологов, существовала имплицитная чи эксплицитная уверенность, что создавая человека, бог, чи Бог, не важно, в самой, де, его (человека) так называемой "природе" (в выражениях "природа ребёнка", "природа человека") зашифровал, понимаете, и за-кросвордил (за-пиктографил) самои, - представляете!, - законы воспитания: так велика, де, была, де, забота бога, чи Бога, неважно, о воспитателях! [ Кураев, Осипов (Алексей Ильич) и Гундяев мне дико аплодируют. ]

6) Педологи осуществляли дурной тезис К.Д. Ушинского: "ВОСПИТЫВАТЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ - ЗНАТЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ". Если рассмотреть этот (Ушинского) тезис в намеченных выше аспектах, то получим (повторение!) такое: методы и средства воспитания "ЗАПИСАНЫ", ДЕ, В "ПРИРОДЕ" "РЕБЁНКА", В "ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА", и остаётся, де, это только изучить, извлечь, ущючить, разгадать, онтологически прочесть, - и : флаг всем в руки, и : вперёд: - воспитывайте а) во всю вашу прыть и б) во всё ваше удовольствие.

ZT. Ну ведь не надо и нельзя же ставить перед собой и перед публикой фанфаронские задачи!

7) Именно такому извлечению, разгаданию, ущюченью и прочее и было посвящено 90%-тов писанины "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского.

В высшей степени дурацк сам замысел пресловутой "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского, ибо ведь: не надо и нельзя же ставить перед собой и перед публикой фанфаронские задачи!

8) Ведь подразумевается же (повторяюсь), что законы педагогики записаны, де, в ребёнке и/или вообще в человеке на такой же, навскидку, манер, как это иносказательно записаны, де, чи туманно прописаны, де, всякие там премудрости в текстах "священных (ух ты!) писаний" (писанин). [ Кураев, Осипов (Алексей Ильич) и Гундяев мне дико аплодируют. ]

9) Повторение. При таковом подходе ребёнок и/или вообще человек превращается Ушинскими, Фрейдами и педологами в так сказать ходячие кроссворды и в ходячие, же, пиктограммы, которые, де, "наука" психология и "наука", же, педология, и должны, де, разгадать, став тем самым благодетельницами для всех-привсех воспитателей.

10) ZT. Но А.С. Макаренко а) во это б) во указанное в) ни на грош не верил.

ZT. Ибо ведь не надо и нельзя же ставить перед собой и перед публикой фанфаронские задачи!

11) Деятель практической педагогики времен Екатерины 2-ой И.И. Бецкой (Бецкий) не ориентировался ни на какие АПН (академии педагогических наук), а исходил только из своих жизненных представлений, из своей ИНТУИЦИИ, и действовал. У И.И. Бецкого ничего дельного не вышло, это факт. Но сама решительность в действиях, не откладывание этих действий до поры, когда морочильщики голых королей сошьют для педагогических работников небывалые теоретические одежды, сама эта нетерпеливость Бецкова, само НЕ-откладывание преобразования воспитания до греческих календ, было у Бецкого очень ПРАВИЛЬНЫМ. Эту линию решительности проводили и заграничные товарищи, начиная от товарища Фелленберга Филиппа Эммануиловича 1771-1844, Philipp Emanuel von Fellenberg http://zt1.narod.ru/doc/Fellenberg.doc . См. и http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc .

12) И эту, указанную, МИРОВУЮ ЛИНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ПЕРЕВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕШИТЕЛЬНОСТИ (РЕШИТЕЛЬНОСТИ!) в советское время продолжили а) Антон Семенович Макаренко (АСМ) и б) многие-многие в 1920-е-1930-е на АСМ, как практика, почти тождественно похожие.

А.С. Макаренко "танцевал" не от Ленина, и не от Луначарского, и не от Крупской, А.С. Макаренко "танцевал" от Григория Федоровича Гринько (1890-1938) http://zt1.narod.ru/doc/Grinyko-Ocherki-1923.doc .

А сам Г.Ф. Гринько "танцевал" от Мишеля Лепелетье (1760-1793) http://zt1.narod.ru/lpeletye.htm .

13) А в это же время морочильщики голых королей продолжали считать, что практические рекомендации по преобразованию воспитания миру можно дать не ранее, чем они, по К.Д. Ушинскому, "во всех отношениях" допоют ДО КОНЦА песенку о попе, у которого была собака, а он (этот поп) её (эту собаку) любил.

/ Ап. Петр спросил Иисуса: «Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если он грешит против меня? До семи ли раз?». Иисус: «Не до семи, а до семидесяти семи раз» (Мф 18:21, 22).
ZT. Почему же в Деяния ап. гл.5 этот самый, не на ночь будь упомянутый, ап. Пётр и тоже (же) пресловутый Святой дух не простили супругов Анания и Сапфира даже и один раз?

14) Так десятилетия и десятилетия иные работники АПН / РАО в части проблематики воспитания морочили и морочат людям головы, и намериваются продолжать эту свою "благородную" деятельность до греческих календ.

15) В одном тезисе А.С. Макаренко: "Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей" (8-томник, т.1 М.1983 с.11),

.. В ЧАСТИ ТОГО, ЧТО КАСАЕМО НЕ ОБРАЗОВАНИЯ (УЧЁБЫ), А _ВОСПИТАНИЯ_ ..

В одном указанном вот тут тезисе А.С. Макаренко - смысла и пользы для практических педагогических голов больше, чем во 80%-тах всех двух-вековых борзописаниях всех остальных педписателей, вместе взятых.

16) Повторение. Смешной Ушинский заявлял: "Чтобы воспитывать во всех отношениях надо знать во всех отношениях" (т.8 М.-Л.1950 с.23), и начал в "Пед. антропологии" описывать устройство глаза, вегетативную систему, скачки в мыслях и тому подобные НИКОМУ НЕ НУЖНОСТИ.

Столько бумаги зря попортил!

17) Кроме того, учение АСМ о негодности уединённого распространяется ведь и на теоретические даже истинно, вот, истинные положения. - Истинно, вот, истинное положение, ежели оно тонет в море словесной воды, как бы перестаёт как бы быть как бы истинно истиной, - что хоть у Ушинского, что хоть у Крупской.

18) Тем более, что тезис "Чтобы воспитывать во всех отношениях надо знать во всех отношениях" изначально был у Ушинского не истиной, а - вопиющей глупостью.

Встречал где-то. - Гегелю (1770-1831) приписывается фраза "Кто хочет чего-нибудь достигнуть, должен чем-то ограничиться". (Да его ли это афоризм?). При всей, на вид, простоте и при всей, как бы, непритязательности - указанная тэза Гегеля на самом-то деле имеет реально- практическо- важный диалектическо- философский смысл. В этой фразе = в этой тэзе Гегеля утверждается, что в любом важном деле можно, да, гоняться не за одним, а за несколькими зайцами, но невозможно гоняться за абстрактно "всеми" зайцами, - надо ограничиться. И вот с точки зрения указанной так сказать "части" диалектики Гегеля догма "Знать во всех отношениях" из "Пед. антропологии" К.Д. Ушинского (т.8 М.-Л.1950 с.23) представляется истым макаренкам антидиалектической бессмыслицей = антидиалектической ересью. АСМ заводил школу-хозяйство и вплетал подростков в это- такое- структурное _в числе прочего_ и потому (и для того), чтобы КОНКРЕТНЫЕ малец или девчушка (каждые из них) функционируя в этой структуре (в школе-хозяйстве) именно выявили бы себя во всех своих и не-до-воспитательных и не-до-оснащательных отношениях. Подчеркиваю - не вообще "во всех отношениях" Ушинского, а конкретно (для каждого индивидика-подопечного) - во всех их и не-до-воспитательных и не-до-оснащательных отношениях. Тогда и коллективу школы-хозяйства (ребятам), и воспитателям-руководителям школы-хозяйства становится как на духу ясно, что (что!) в отношении пере- и/или до- воспитания (и оснащения) конкретного индивидика-подопечного надо сделать, что (что!) в отношении пере- и/или до- воспитания (и оснащения) конкретного индивидика-подопечного надо предпринять. Такое, как умение распоряжаться деньгами, не измеришь в педологической лаборатории, - она (педологическая лаборатория) не- со- структурна такому изучению индивидика-подопечного. И так со многими важнейшими в воспитании и оснащении аспектами. / Вот вам, в шутку, ещё другой "пример": чтобы мальца, подростка, юношу изучить в так сказать военно- ситуационном отношении - надо буквально развязать войну с какой-нибудь соседней страной, и послать мальца туда. Это такая у меня, ZT, шутка. Но: "Ах, милый мой корнет, очаровательный корнет! Всё дело в том, что, к сожаленью, Всё дело в том, что, к сожаленью, войны для вас пока что нет .." (Окуджава?), и поэтому за этим вот конкретным зайцем познания не-до-воспитанности и не-до-оснащённости вверенных нам подопечных мы, макаренки-воспитатели, гоняться не будем. / А ограничимся (в номенклатуре) чем-то более мирным.

19) Повторение. Плюс к тому: как не следует стремиться воспитывать во всех отношениях, так и не всё надо поручать человеческому знанию, - что-то надо поручить обиходной интуиции.

20) Но преподавателям пед-вузов и пед-училищ, и сотрудникам бесчисленных лабораторий АПН и РАО нужны рабочие места, и оплачиваемые часы преподавания, и публикации, и доцентские и профессорские звания, и кандидатские и докторские диссертации, и они, конечно, грудью станут, стояли, стоят за вышеуказанный дурацкий тезис К.Д. Ушинского о "знать во всех отношениях".

21) 08 Фев 01 Кому : Sergey Prokopenko SP> Педагогика - это паразитизм на заблуждении, что есть иной способ воспитания кроме как на примере собственном. ZT> Сформулированная тобою ахинейская догмочка весьма расхожа. Особенно такие как ты догматики любят, это самое, - восхищаться дурацкой (же) фразкой-догмочкой К.Д. Ушинского: "Только личность формирует личность". (Ушинский т.2 М.1948 с.63-4). / К.Д. Ушинский. .. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер (ZT. это - известная ахиней-тэза Ушинского: К.Д. Ушинский т.2 М.1948 с.63-4) / Ты и такие как ты (ну чуть было вот не сказал - к-ушинские и с-соловейчиковские дурни), - как это вы так устраиваете-то, что на ребятёнка, на детей Ушинского оказывает влияние только и лишь (лишь и только) одна единственная личность, причём и та - только и лишь (лишь и только) дистанционно (своим лишь примером). А если вдруг ребятёнок чи ребята Ушинского - повернут голову в какую-нибудь другую сторону?, ну ведь бывает же .., в булочную, например, пойдут .., или на двор, не дай-то бог чи Бог (и помилуй!), выйдут ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями [К.Д. Ушинского и Компани] педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13).

Критерий истины религий, чи любых иных ортодоксий, такой: истинно и верно то что правоверно. Критерий же истины маниловых = с-соловейчиков: "истинно то что ласкает слух", "истинно то что приятно слушать", "истинно то что излагается приятными для убогих воспринимателей словесами", "истинно то что излагается человеком маниловски приятным во всех отношениях" (для убогих же воспринимателей). Вот для убогого штамп-восприятия типов, типа Sergey Prokopenko, я ( ZT ) ужас как неприятен и "естественно" .. ("естественно" конечно лишь по пошлейшей фетишизм- эмоциональной "гносеологии" с-соловейчиков всех времён и народов) .. естественно я ( ZT ) - на штамп-восприятие, повторяю, Sergey Prokopenko, - говорю = пишу совершенные одни _не_истины. А вот С.Л. Соловейчик и/или Януш Корчак и/или В.А. Сухомлинский и/или К.Д. Ушинский и т.д. и т.д. – вот они-то, вот, были (вот) мужчинами, маниловски приятными во всех отношениях, и вот их-то, вот, часто пустопорожный, но зато прекраснодушный, трёп Sergey Prokopenko зачислил бы истиной, и вместе со с тысячами бы соцвосдамами кричал бы этим прекраснодушникам _ура!_ и в воздух чепчик свой бросал (бы) ..

22) К.Д. Ушинский (т.2 М.1948 с.63-4): "Только личность формирует личность", - за эту рефренную ахинею К.Д. Ушинскому в Питере поставили памятник.

23) С.Л. Соловейчик: "Хотя бы один учитель!", "Учитель - ключевая фигура!". К.Д. Ушинский: "Только личность формирует личность!" и прочая пошлая дребедень с-соловейчиков всех времён и народов (и Ушинского Конст. Дмитриевича 1824-70), - это наплевательство на безличностное, это так сказать агностистическое игнорирование значения безличностного, это - упования ленивых, _не желающих_ возиться с организацией и построением в воспитании всего необходимого комплекса _безличностных обстоятельств_, обеспечивающих действительное воспитание ( проработку натур http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ) и оснащение ребяток для действительно удачной и плодотворной, потом, жизни.

Я (ZT) являюсь ярым сторонником подчеркивания значения БЕЗличностных составляющих в воспитании и ярым же противником глупейшей формулы К.Д. Ушинского: "Только личность формирует личность". Но и личностные составляющие, конечно, тоже имеют значение, и они имеют значение прежде и более всего именно в труде организации и налаживании ОБРАЗА ЖИЗНИ ребят, в формировании "гнут-линий", в ином-другом структурном.

24) Ушинский ляпает: только личность формирует личность (К.Д. Ушинский т.2 М.1948 с.63-4), Достоевский устами князя Мышкина ляпает: красота спасет мир, Куприн в "Жанете" устами персонажа-профессора ляпает: воспитывает каждый свет и цвет, каждый атом пищи, каждое дуновение воздуха, каждый фальшивый и музыкальный звук...

Без понимания и представления механизмов процесса ( проработка натур http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ) всё это указанное - не более как ляпанье.

25) Вы скажете, что вот там-то у Ушинского, или у Луначарского, и т.д., есть места, совпадающие с Макаренко. А я вам укажу у тех же авторов куча мест и-так-и-сяк: то они гонят дельное, то ужас что, то пустую воду льют, то гонят вообще не поймешь что. Уж одно то, что кроме АСМ никто не умел писать (окромя как в письмах Макаренко к жене) последовательно, КРАТКО, сжато, системно, уже одно то, что после чтения Макаренко чтение остальных _коробит_ бессистемностью их (остальных) МЫШЛЕНИЯ и некраткостью их (остальных) писаний, уже одно это говорит, что всех Ушинских и Луначарских надо бы не на 100, но на 90%-тов - зачеркнуть.

Макаренко удивился: полный неуспех в воспитании человека, а _раз-великих_ в этой (именно!) области - как собак нерезаных: и тебе Христос ( http://zt1.narod.ru/doc/o-Petyke-i-Hriste.doc ) с кучей о нём тоже "великих" суесловищиков, и тебе Руссо с кучей о нём тоже "великих" суесловищиков, и тебе Ушинский с кучей о нём тоже "великих" суесловищиков, и тебе "великий педагог" Лев Толстой с кучей о нём тоже "великих" суесловищиков.

И получается: чем меньше в какой-либо общей сфере человеческой деятельности реальных и глобальных исторических успехов, тем больше там _великих-развеликих_.

Трудно вне Макаренко найти пед- публициста, у коего не нашлись бы здравые мысли. На что уж пустобрех Януш Корчак, а и у него редкие-прередкие здравые мысли (редко-же-прередко, но) встречаются. Естественно то же с Ушинским, с Джоном Локком и т.д. И/но только у одного АСМ не похлебка с клецками (сладенькая вода на кисельке с клёцками редких здравых мыслей), а мощные и истые наработки для создания полноценного УЧЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ.

Ну а я ( ZT ) по возможности пыжусь доработать это на компе до электронно-энциклопедического уровня.

Хотя может быть это у меня и не получится.

26) 1. "Труды" педологов не надо ругать, их надо просто игнорировать; 2. "Педагогическую антропологию" К.Д. Ушинского не надо ругать, её надо просто игнорировать. И 1. и 2. не стоили бумаги, на которой они были напечатаны. Педология возникла на Западе; её там никто не ругал и не запрещал, и она отмерла сама собой. Ибо ещё М.Ю. Лермонтов в "На смерть поэта" справедливо заметил: "Пустое дело бьётся ровно". Я как-то давно смотрел в Публичке много увесистых томов педологов. Большинство из них были не разрезаны = _ни разу никем не читаны_. Повторяю: "Труды" так называемых педологов за всю историю её (педологии) существования (и на Западе, и у нас) не стоили бумаги, на которой они были напечатаны.

-------------------

9 янв. 2015 в 17:09 Валентина Максакова (wi) To Zinoviy Tenenboim

wi > Очень жаль, Зиновий, что великая книга Ушинского "Педагогическая антропология" оказалась Вам не по зубам. Между тем, современные студенты не становятся педагогами-гуманистами (и макаренковцами), пока не изучат эту книгу.

wi > АСМ учился педагогике по КДУ

(ZT. документальный источник этого последнего утверждения - в студию!),

wi > а упоминать его вряд ли мог, т.к. советская власть в его время Ушинского ещё не канонизировала,
ZT.

К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1935. С дифирамбами Струминского В.Я.


"Правда" против критиков Ушинского 10.04.1937 Л. Мурманов (В.Е. Гмурман). Я, ZT, эту статью Гмурмана не смотрел, но АСМ всегда просматривал "Правду" и эту ст. Гмурмана скорее всего видел.
wi > ибо - нравственность, эстетика, вера
( ZT. Вера в то, что для создания Евы Иегова-Яхве выломал или выпилил из спящего Адама одно ребро? (Как это он, Адам, не проснулся и не заорал: "Ой-ой, больно!"). Или вера в пресловутого Иисуса Иосифовича Христа? Вы уж, Валентина, уточните!) См. и http://zt1.narod.ru/doc/vera-n1-i-n2.doc Про веру number one и веру number two. Кураев, Осипов (Алексей Ильич) и Гундяев мне дико аплодируют. ).
wi > ибо - нравственность, эстетика, вера как основа духовности человека, как самое ценное в нём, целостность человека и пр., на чём стоял КДУ ..
ZT. Об К.Д. Ушинском "ты в праве выдать на гора одно лишь мненье: аллилуйя!, одну лишь мысль: ура!, ура!" (Александр Безыменский).
Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-1814) работал на ниве российской педагогике куда разностороннее, куда конкретнее и, конечно, куда плодотворнее, чем Ушинский, но был сербом, иностранцем, и посему только лишь, де, в 19 в. и только, де, Ушинский - "основатель российской педагогики". Тако же точно на сто лет раньше Льва Толстого теоретизировал и практиковал в педагогике и школьном - в том же, так сказать, "числительном" объеме, что и Лев Толстой, - Ник. Ив. Новиков; но Новиков всё это делал на голову правильнее, лучше и талантливее, чем этот самый наш пресловутый "гений педагогики" Л.Н. Толстой (как это, повторяю, и Янкович в педагогике всё делал на голову правильнее, лучше и талантливее, чем этот самый наш пресловутый "гений педагогики" Ушинский). То же можно сказать и в отношении превосходства над К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым Александра Федосеевича Бестужева (1761-1810).
ZT. "Хотя бы один учитель!", "Учитель - ключевая фигура!", "Только личность формирует личность!" и прочая пошлая дребедень с-л-соловейчиков всех времён и народов (и Ушинского Константина Дмитриевича 1824-70).
ZT. К.Д. Ушинский имел хорошее перо (умел писать), но его наработки в проблематике собственно воспитания ( ! собственно воспитания !, тренинговая проработка натур http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ) отчасти ничтожны, отчасти несколько (мизерно) так сказать тожны, отчасти ужас и кошмар как - отрицательны. Вспомните его (К.Д. Ушинского) убогое : "Чтобы воспитывать во всех отношениях - надо знать во всех отношениях", и накоряканную по этой "знать во всех отношениях" его "Педагогическую антропологию", что не стоила бумаги, на которой она была накорякана. Вспомни его же (К.Д. Ушинского) кретинообразное : "Только личность формирует личность".
Часто вовсе и не надо знать все подноготности и все разглубокие психологии и антропологии, и Ушинский в своей методологии просто смешон. Он, например, в своей "Педагогической антропологии" даёт (не читателям-медикам, а ведь читателям-воспитателям!) сведения о работе органов пищеварения, разбирает устройство глаза, кошмарно многостранично залезает в другие подноготности. На самом же деле можно быть хорошим воспитателем вовсе и не зная антропологического устройства глаза и прочей раз-антропологии "Педагогической антропологии" Ушинского, 2 тома этого увесистого и веками прославляемого труда, на самом деле не стоили бумаги, на которой они (эти 2 тома) печатались. Но в педагогике - всё не как у людей, и в ней (в педагогике) воспитателям настойчиво навязывают знание излишнего, подноготного, а того, что действительно позарез нужно, - не дают вообще.
То же в отношении учебы ребят: для прагматических умов тут тоже важен лозунг: "Поменьше подноготного, побольше итого-важного", побольше принципа черного ящика, побольше жалости к ребятам, побольше ЭКОНОМИИ УМСТВЕННЫХ СИЛ, побольше реалистичности и поменьше фальши: не навязывать ребяткам того, что они всё равно ведь не освоят, не осилят: присутствуют, ни черта не понимая, зря теряют время, бездельничают и развращаются!
В прагматических учебных курсах надо производить _обходы сложностей_, их спрямления, давать ребятам важные ПРИМЕНИМЫЕ (теоретические даже!) представления, но чаще без доказательств и без подводок к ним. Но так как обиходно применимые теоретические представления и прагматикам всё же будут даваться, то между ними и академистами не вырастет стена непонимания: они смогут разговаривать между собой на одном (всё же) научном языке.
Но за счёт предлагаемого ужатия теоретического материала прагматические курсы можно и дОлжно насытить ФИРМЕННОЙ и суперсовременной КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ информацией, к чему и звал российские вузы Вл. Вл. Лермантов (1845-1919), сам составляя соответствующие учебные пособия.
http://zt1.narod.ru/doc/Lermantov-Vl-Vl-1845-1919.doc

Недооценённый в истории педагогики Лермантов Владимир Владимирович (1845-1919). ZT. 20.03.2015 Файл ещё в работе, там будут ещё фрагменты за фрагментами.


Из: Лермантов Владимир Владимирович (1845-1919). Методика физики. Л.1935 РНБ 35-3/91 Действительные требования практики по отношению к наукам всегда оставались неизвестными педагогам (с.16).

ZT. А.С. Макаренко по сути тоже не раз и не два с сожаление декларировал: действительные требования практики воспитания всегда оставались неизвестными кабинетным "теоретикам педагогики".


Идеи упражнений в поведении встречались и до Макаренко, но А.С. - за построение специально спроектированной, _искусственной_, сложно-богатой системы тренинговых линий, тогда как разумные писатели прошлого (вроде, скажем и порой, Джона Локка, или, скажем и порой, даже Ушинского, или ещё кого) чаще всего советовали лишь не упускать тренинговых случаев или самим их придумывать. Т.е. у Локка, у Ушинского и у прочих в истории это - эпизодическое, а не социально-строительное, а у А.С. Макаренко же это - а) специальное, б) искусственное, в) социально-строительное.
Ещё раз. - Смешной Ушинский заявлял: "Чтобы воспитывать во всех отношениях, - надо знать во всех отношениях", и начал в "Пед. антропологии" описывать устройство глаза, вегетативную систему, скачки в мыслях и тому подобные _НИКОМУ НЕНУЖНОСТИ_. Столько бумаги зря попортил!

Тезис К.Д. Ушинского 1824-70: "Чтобы воспитывать во всех отношениях надо знать во всех отношениях" (т.8 М.-Л.1950 с.23) очаровывает обывателей, своей _рефренностью_, но на деле это - совершенно дурной и ерундовый тезис. Кто когда знал бронзу, сталь и т.д. "во всех отношениях", а обрабатывали, и - получалось. Плюс к тому: не следует, и не к чему, и нет необходимости стремиться воспитывать "во всех отношениях", - надо воспитывать не более, как только _в необходимых_ отношениях, а остальному дать образовываться естественным ходом. Не следует и знать и изучать (что компьютер, что детей) "во всех отношениях", ибо помимо того, что это тоже будет невнятица типа "поди туда, не знаю куда", это ещё ДЕЙСТВИТЕЛЬНО-ТО НЕОБХОДИМОЕ _РАСТВОРИТ_ В МОРЕ И ПОТОКЕ сумбурного _информационного шума_.

При Сталине было: "Чем меньше знаешь, тем крепче спишь", но помимо этого _всегда_ (во все времена) было и есть: "Чем меньше знаешь разное антуражное + фибровое + ускользающее из памяти + модное + утонченное = шумовое, тем крепче знаешь то, что действительно и практически надо знать".

Плюс к тому: как не следует стремиться воспитывать во всех отношениях, так и не всё надо поручать человеческому знанию, - что-то надо поручить обиходной интуиции + обиходному (же) _здравому смыслу_. Но преподавателям, повторяю, пед-вузов и педучилищ, и сотрудникам бесчисленных лабораторий РАО нужны рабочие места, и оплачиваемые часы преподавания, и публикации, и профессорские звания, и докторские диссертации, и они, конечно, стоят грудью за выше-указанный дурацкий тезис К.Д. Ушинского о "во всех отношениях".


--
Л.Н. Толстой в "Ясная поляна" (1862 г.) разносит "Детский мир" и Хрестоматию Ушинского: у писаки вычурный язык и пустота содержания.
Острогорский В.П., Педагог-идеалист [К.Д. Ушинский]. - [1891] NLR Шифр 64-6/11869 .
http://zt1.narod.ru/doc/t-Korableva-Hrist-i-ZT.doc Расхоже, некритично, рутинно принимают утвердившиеся в масс-обывательской среде представления - за постулаты и аксиомы. Тут и про Ушинского.
Ушинский Конст. Дм. 1824-70 : Пошлятина от К.Д. Ушинского. - Знание каких бы то ни было воспитательных правил без объяснения законов человеческой природы я считал всегда бесполезным .. Не полезнее ли уяснить организм человека настолько, чтобы воспитатель сам мог предвидеть, какое влияние будет иметь то или иное воспитательное воздействие? (т.8 с.688). ZT. Уяснить все подноготные бронзы, стали и т.д., чтобы из этого - само собой, – как античные "боги из машины", - выпрыгнули бы все технологии ..

ZT. Ну ведь не надо и нельзя же ставить перед собой и перед публикой фанфаронские задачи!


"Напрасные слова, виньетки ложной сути / Напрасные слова - не трудно, говорят" (Лариса Рубальская). Я на конференции 17-19 ноября 2011 в Москве некоторым рассказывал. Вот читаешь какую-то педагогическую статью или книгу, читаешь, - не отрываясь и ничего не пропуская, - минут 20. Пошёл попить чаю, пью и стараюсь вспомнить хотя бы один тезис из прочитанного, - ну ни черта не вспомнить! И так с 90%-тами абзацев педагогических статей и книг. Болтология : Вл. Маяковский: "Повесят слова и уплывут как дымы". Болтология : исписывают пред-философскими мудрёностями тонны и тонны страниц. Читать тонны виньеток вздорной мути - вредно для здоровья.
Систематизация на 3 категории:

1) Одни в одном. Практики. Они и не пишут, и не читают болтологическое.

2) Тоже одни в одном, но по другому. Это болтологи. Они только болтологуют.

3) Составные. Они два в одном. Это такие, как К.Д. Ушинский. У него две составляющие:

а) огромные тонны болтологии,

но и


б) малая часть: ценное описание практиков.

Так и у Н.К. Крупской.


--
Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. З. Вайтца / Марбург, Германия / и А. Фролова / Н. Новгород, Россия /. Т. 3. Ред. русского изд. А. Фролов - Н. Новгород, 1994. - 264с.

А.А. Фролов, З. Вайтц . Предмет педагогики по наследию Макаренко.

.. [Макаренко] глубоко и всесторонне вобравший в себя традиции предшествующего этапа общественно-педагогического развития (с.47-8).

ZT. Ах какой, - по мнению Фролова и Вайтца, - А.С. Макаренко канонический пай-мальчик. Да, в отличии от П.Н. Шимбирева, восхвалители Макаренко, - Костелянец, Павлова и т.д. + многие современные "макаренковцы" a la С.С. Невской, - настырно и усиленно выставляли и выставляют А.С. Макаренко традиционщиком, каноническим пай-мальчиком, портрет которого надо, конечно и обязательно, вешать рядом с портретами а) пресловутого Ушинского и б) даже более пресловутого Сухомлинского.

К указанного рода рутинерам относился и Антон Семенович Калабалин.
--
ПП-2003 .. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, .. , нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство (с.111). .. Ученый педагог будет говорить .. Можно улыбаться до самого утра, если думать об этом ученом педагоге. Он, этот промотавшийся интеллигент, этот последовательный последователь всех "великих" педагогов .. (с.348). .. С илистого дна растут древние, как ихтиозавр, проблемы человеческого поведения. На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно, оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед "вековым наследством" (с.505).
OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.25. 2003 http://zt1.narod.ru/doc/25-OPUSCULA-MAKARENKIANA.doc В. Моргун .. Макаренко стал признанным классиком педагогики, занимая в мировом рейтинге седьмое место. /4/ (с.37). Г. Хиллиг. /4/ Это широко распространенная ошибка. Речь идет не о результатах репрезентативного опроса, проведенного среди ученых педагогов, а о мнении отдельного макаренковеда, к которому присоединяются Кумарин, Зязюн, Ярмаченко и др. Речь идет о профессоре Эрлангенского университета В. Зюнкеле, который причислял Макаренко к 7 крупнейшим педагогам мира. Остальные шесть: Коменский, Руссо, Песталоцци, Гербарт, Шлейермахер и Фребель (см. Советская педагогика. - 1990. - № 4. С. 131-139). Отсутствие Ушинского в данном перечне объясняется тем, что немецкий ученый, как он подтверждал в беседе с рецензентом, с этим гигантом украино-российской и мировой педагогики не знаком.

ZT. 1) Антон Семенович безусловно отказался бы от "чести" войти в составленную В. Зюнкелем обойму имён, потому что все эти имена Макаренко совершенно не ценил. 2) Полное и глухое отсутствие упоминаний о гиганте мысли и отце русской педагогики К.Д. Ушинском у самого Антона Семёновича Гётц Хиллиг, возможно, тоже объяснит тем, что, мол, А.С. Макаренко о нём (об Ушинском) и слыхом не слыхивал? Такое на Руси "вполне может быть". 3) Я, ZT, через промежуток времени два раза брался читать т.н. "Речи о религии" Шлейермахера (в русском переводе), но оба раза, просмотрев вразброс десяток-другой страниц, бросал это своё чтение, не испытывая ни черта, кроме тошноты. Впрочем, так было у меня, ZT, и с "чтением" большинства глав "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского.


По сути достоевсковское у К.Д. Ушинского в его ст. "О необходимости сделать русские школы русскими".
Вал. Вас. Кумарин в УГ 1991,56, в который раз о "природообразности". В.В.К. - Уважение к человеческой природе - вовсе не прерогатива церкви. Церковники ломали человека как хотели. Гуманисты - вот кто показал ценность человека. Их идеи подхватили педагоги-классики: Локк, Руссо, Песталоцци, Дистервег, Ушинский и другие, и облекли их в строгие .. (ZT. ух ты!) .. в строгие педагогические технологии (ZT. ух ты!) ..

ZT. Антон Семёнович говорил: у этих исторических (петых-перепетых) имён-ребяток (и у А.М. Горького тоже) был принцип уважения к человечку, но ! - у них ни черта не было именно _технологического_ в проблеме построения воспитывающего куска жизни по имени детство. Принцип уважения к человечку у этих педагого- просветительско- исторических ребяток (и у А.М. Горького тоже) мы (продолжал Макаренко) ужо давно-предавно взяли и усвоили, но больше-то у этих петых-перепетых историческо-педагогических ребяток взять совершенно нечего ..


Смешная догма Ушинского "Только личность формирует личность". (Ушинский т.2 М.1948 с.63-4). А.С. Макаренко в "Педагоги пожимают плечами" [...] Мы считаем, что влияние отдельной личности на отдельную личность есть фактор узкий и ограниченный ..
АСМ восьмитомник, т.7 М.1986 с.196 : Я всегда был уверен, что не отдельное личное влияние определяет отношения, а организация.
Из http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc , Мирандов Александр Федорович в 1929 г. .. В общей сумме многообразных воспитательных воздействий, оказываемых на подростка совокупностью условий, в которых он живет и действует, роль непосредственного воздействия педагога на воспитуемого должна быть незначительна .. ( ZT. это против убого-Ушинской ахинеи "Только личность формирует личность" (Ушинский т.2 М.1948 с.63-4). ). Зато от педагога требуются большие организаторские способности - умение пользоваться всеми видами влияния среды на воспитуемого ..
А.С. Макаренко М. Горькому [ середина-конец февраля 1935 ] (не дословно). - Процесс перевоспитания выражается не в "небывалых чудесах", а в простой "химии". Не потому перевоспитываются, что стоит над душой гениальный педагог, а тогда и потому, когда и поскольку весь тон жизни и отношений стали новые ..
АСМ: Надзор и нравоучение, нравственный пример, волевое давление могут иметь место постольку, поскольку они оправдываются понятной для всякого хозяйственной логикой. Разумеется, над хозяйством естественно надстраиваются многие явления жизни, в среде которых воспитатель может иметь некоторое значение, но и оно никоим образом не может характеризоваться только как влияние человека на человека. Говоря кратко, воспитатель только живой деятель, цель которого служить регулятором внешних по отношению к нему и к воспитаннику хозяйственных и бытовых явлений .. (АСМ т.1 М.1983 с.45-47).
--
Традиционник де Макаренко . Из http://makarenko-museum.ru/Classics/Mak_lib.htm Система Макаренко является логичным продолжением трудов целой плеяды замечательных деятелей научной (природосообразной) педагогики: Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега и К.Д.Ушинского. проф., д.п.н. В.В.Кумарин [1928-2002]

ZT. Далее интернет-ссылки на тексты этих самых развеликих.


--
Традиционник де Макаренко .

ZT. Кумарин В.В. постоянно в своих работах приводит то, другое, третье из А.С. Макаренко, и тут же, из своей начитанности, : .. Полное совпадение с аксиомами Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега и Ушинского .. ZT. И отсюда: А.С. Макаренко - последователь указанных .. Он (Макаренко) следовал за своими великими предшественниками.


ZT. Но по крайней мере иные и некоторые указанные Кумариным развеликие до Макаренко в своем стоющем внимании на 95% не выходили за пределы именно лишь школьной (чисто учебной) работы ..
В "Пед. поэме" ч.1 гл.14 о педбодяге веков: восьмитомник АСМ, т.3 М.1984 с.74 низ.
--
Гл. 2 ч. 1 ПП Макаренко .. (Мак3с15) - Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 .. У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет ..
А.С. Макаренко http://zt1.narod.ru/Vychitannoe-ASM/Na-poroge-3.doc .. От старого мира мы получили жалкое наследие - и материальное и духовное. Ни в какой другой области не было такого "чистого" места, как в области педагогической организации и работы. Буржуазное наследие в большей своей части оказалось вредным ..
ZT. Но: об К.Д. Ушинском, согласно "макаренковцам" докторам рас-педагогических наук "ты в праве выдать на гора одно лишь мненье: аллилуйя!, одну лишь мысль: ура!, ура!" (Александр Безыменский).
ZT. "Макаренковцы". Вообще новоиспечённые "учёные" .. Она кончила педвуз, она входит в какую-либо учён-структуру .. Ей надо же отметиться "публикацией на тему" .. Вымучивает .. В социальных науках ориентируются на все принятые в диссертациях пункты-координаты. А правильно действовать реально плодотворно, плюя на официозно или как угодно общепринятые ходы и пункты-координаты. Ибо они (официозно или как угодно общепринятые ходы и пункты-координаты) - только рутинное обременение. Из интернета. - "Вам шашечки или ехать?".
--
Из http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18165.php . - Кумарин Валентин Васильевич (1928-2002) .. Ян Амос Коменский в начале XVII века писал: "Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни" (Избр. пед. соч. М.1955. с.324). Где-то там же у Коменского . - "Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли". И еще: "Много значит привычка, приобретенная с юных лет, так как "долго будет хранить сосуд тот запах, которым пропитался с первого раза" (там же, с. 325). В конце того же века знаток и поклонник Коменского Джон Локк 1632-1704 выпустил книгу "Мысли о воспитании". Цель воспитания - сформировать социально ценные привычки поведения, в том числе привычки к труду и физической закалке. Отсюда главный результат - благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми, способность к разумному компромиссу, отменное здоровье. В этой книге явно просматривался крутой поворот от учения в сторону воспитательных проблем. Обучение и воспитание - разные вещи. Подхвативший эстафету Локка Песталоцци писал, что нельзя подготовить питомца к жизни, хорошо преподавая катехизис (И.Г. Песталоцци. Избр. М.1936, с.44) .. Песталоцци придумал термин "образование", различая в нем две составляющие, а именно воспитание и обучение .. Й.Ф. Гербарт (1776-1841) выдвинул концепцию "воспитывающего обучения". Кому приятно вместо одного воза (обучение) тащить два (обучение и воспитание) ? Денег за второй воз (воспитание) никто и никогда не платил и не платит. (ZT. Дело не только и не столько в этом. Для обучения века имелись и оснастка, и инструментарий, а вот для воспитания века же не было ни того, ни другого. Для сравнения: ремонт системы подземных водоводов горвода (где я, ZT, 31 год работал слесарем) предполагает системно мощную оснастку и инструментарий, а не держится на одной лишь зарплате слесарям). Гербарту поверила не только Германия, но вся Европа, поверили Россия и США. Обстановку всеобщего восторга и ожидания чуда хорошо описал французский педагог Э. Демолен . "Дайте шестиклассникам хорошие латинские темы, и вы увидите, как наша страна снова поднимется". Гром грянул в Германии. Император Вильгельм I (1797-1888) заявил: "Школа не дала того, что от нее ожидали". Больше всего досталось филологам, которые настаивали на изучении древних языков. В результате школа создала "беспочвенников, неудачников". Вспоминая свои школьные годы (император учился в обычной гимназии Касселя) отец немецкой нации поведал, что он, будучи гимназистом, семь часов проводил за домашними заданиями и шесть часов в классе. Что касается латинских сочинений, то на дюжину их не было одного, которое было бы написано самостоятельно. Особенно беспокоило императора здоровье школьников. ".. В школах 74% близоруких! Когда я учился в Кассельской гимназии, то преподавание велось в хорошо проветренной зале, по особому желанию моей матери; и вот из 21 моего товарища 18 носили очки." Император потребовал коренной реорганизации школьного дела, чтобы оно помогало "борьбе за жизнь". Первым дал научную оценку гербартианской концепции К.Д. Ушинский. В ЖМНПр (1860 г.) ("О нравственном элементе в русском воспитании") он писал: "Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой" (Ушинский в 6 тт. т.2 М.1988 с.30). Ушинский продолжает. - "Величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности" (там же). Школе, в которой все порядки определяет гербартианская концепция с ее однобоким интеллектуализмом и ставкой на "воспитывающее обучение" Ушинский противопоставляет английское учебное заведение, в котором элементы обучения и воспитания гармонично сбалансированы и (!) относительно самостоятельны .. С явной симпатией он (Ушинский) переносит в свои сочинения описание Сандгертской военной школы, которая "составляет общество, имеющее свое общественное мнение .. сильное .. Если общественное мнение школы возвысилось до того, что между воспитанниками считается за стыд обмануть, за низость злоупотребить доверием, тогда большая часть дисциплины может быть предоставлена самим воспитанникам (К.Д. Ушинский в 2 тт. т.2 М.1974 с.47). [ ZT. У Куприна Ал-дра Ив 1870-1938 в его "Жанете" потрясающе дурацкая, прямо-таки идиотская "теория детерминации свойств человека" ("Каждый свет и цвет, каждый фальшивый и музыкальный звук, каждый атом пищи"). Но у него же (у Куприна) есть повесть "Кадеты": гимн воспитательному учреждению, а именно: _интернатному_ кадетскому корпусу, в котором Саша Куприн воспитывался. ]. Каким образом достигается там (в Сандгертской интернатной военной школе) воспитательный эффект? Он достигается посредством _поведенческого тренинга_ (Ушинский даже затрудняется перевести это слово на русский язык), главная цель которого .. состоит в формировании [ZT. черт] характера. Если воспитанник провинился, то наказывают его чаще всего товарищи и с такой строгостью, что ее должен умерять наставник. Вообще, пишет Ушинский, "самоуправление, но не самоуправство сильно развито в английских школах" .. При этом важно отметить, что в знаниях английские школьники ни в чем не уступают немецким. После разносной критики со стороны германского императора корабль гербартианской педагогики дал сильный крен. В конце XIX - начале XX века его окончательно добили мюнхенский профессор Кершенштейнер Георг 1854-1932 и профессор Берлинского университета Л. Гурлитт. После Октябрьского переворота А.В. Луначарский составил известный документ под названием "Основные принципы единой трудовой школы". В нем было и такое положение: "Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучению, интеллект становился на первый план, забывали о выработке [ZT. черт] характера, о развитии воли" // Народное образование в СССР. Сб. док. 1917-1972 М.1974 с.142) .. В повести "ФД-1", написанной А.С. Макаренко в 1932, в гл. 6 ("В пучине педагогики") есть .. строки: "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно .. Словесное воспитание, то есть бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно...". Но концепция "воспитательного обучения" устраивала партийных идеологов, и задачей советской школы было (!) формирование коммунистического мировоззрения. Рассуждали до банального просто: будет мировоззрение - приложатся и характер, и все прочие качества. Но не прикладывались и не приложатся, даже если мировоззрение станет демократическим, гуманистическим и т.д. Без воспитания привычки поведения, без системы упражнений в поведении, разработанной тем же Макаренко, .. не может быть действительного воспитания. Как создать систему воспитания, имеющую свою логику, отличную от логики обучения, - разговор особый, хотя наиболее нетерпеливые и добросовестные могут позаимствовать ее непосредственно из трудов Макаренко. ..

--

> RU.EDUCATOR SM> где в сети достать: Каменский. Великая дидактика. Главы: Ушинский. О пользе пед. литературы. Ушинский . Труд. о его псих. и воспит. значении. ZT. А.С. Макаренко окончил Полтавский пед. институт, где ему, без сомнения, задавали читать указанных тобою авторов, и он, как старательнейший студент, всё это действительно старательно, думаю, штудировал, но потом всю свою сознательную жизнь этих (перечисленных тобою выше) авторов - ни во что не ставил? Макаренко - рекордсмен! Во всём восмитомнике, во всём вообще, что из Макаренко опубликовано, ты ни разу не встретишь фамилии Ушинского. Поливать его (Ушинского) открыто Макаренко не хотел, чтобы не дразнить собак. / 31.01.1991. Кумарину Валентину Васильевичу. Вы много выступаете в прессе: в УГ, в "Народном образовании", и пишете в последнее время только и лишь о содержании образования. В своих рассуждениях о содержании образования Вы стенаете (на манер В. Шадрикова, УГ 1990,22), о загруженности наших учеников. [...] Но ведь Вы считаетесь макаренковцем! Антон Семенович же Макаренко начинается, как известно, с тезиса: > "Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса" (А.С. Макаренко т.1 М.1983 с.11). Вы, Валентин Васильевич, должны всё же как-то разобраться с этим тезисом А.С. Макаренко. Говоря о детях и о школе - Вы (в последнее время) пишете только о учебе, только о том, что В СТЕНАХ КЛАССА. Но значит Вы не приняли первоисходный указанный тезис Макаренко. Далее, Антон Семенович не менее Вас читал, читал он восхваляемых Вами Локка, Руссо, Дистервега, Ушинского. Читал, но не восхвалял! Скорее, наоборот! Во-первых, как можно эти имена ставить в один ряд? Я уверен, что Дистервег не согласился бы стоять в одном ранге, скажем, с Руссо. Из приведенных имен Макаренко серьезно относился только к Дистервегу. Уделял Антон Семенович некоторое внимание и Наторпу. Остальных же рассуждателей прошлого (в том числе и Ушинского) Антон Семенович в упор не признавал, не признавал и Руссо. У всех этих "друзей человечества" главный недостаток - частое-пречастое отсутствие в разливанном море текстов чего? - ТЕЗИСНОСТИ. Как правило, указанных "друзей человечества" можно цитировать в АБЗАТЦАХ, но не в тезисах, ибо у них, в их разливанных текстах, как правило, не выщутить чего? - тезисов. Я не понимаю, как можно считаться "макаренковцем", постоянно пришпиливая имя Антона Семеновича к ряду имен, которые Макаренко НЕ признавал?, а Валентин Васильевич Кумарин делает это везде, кроме УГ 1991,5. В одной давней своей работе я, ZT, рассматривал Макаренко на фоне и в цепи совсем иных имен, и писал. - Полагаю: как ФИЛОСОФ Макаренко превышает и за пояс затыкает Будду, Конфуция, Шан Яна (Шаняна, Китай 390-338 до н.э.), Платона, Моисея, Заратуштру, Зенона-стоика, Христа, Магомета (Мухаммада 530-632), Маркса, Ленина. Как же собственно педагог, Антон Семенович суть кульминация линии: Эм. Фелленберг, Вихерна ("Суровый дом" под Гамбургом) и так далее, а не кульминация или простое продолжение начатой Базедовым нескончаемой линии порчи бумаги и болтовни. Базедов Иоганн (Basedow Johann Berend, Германия) 1728-90.

--

РНБ Л30 Г-3/2441 Помяловский Николай Герасимович [1835-1863]. Сочинения /[Подготовка текста, вступ. статья, с. 3-60, и примеч. И.Г. Ямпольского]. - Москва Ленинград : Госполитиздат, 1951. - LX, 636 с.



Из предисловие И. Ямпольского. - В 1859-60-х в столицах и провинциальных городах возникали воскресные школы. Помяловский - один из активных преподавателей. "Скажите, дяденька, как это пророк Илья так гулко громыхает по небу? Ведь на нем нет ни каменной мостовой, ни мостов..". Помяловский расхохотался. Он очень просто стал рассказывать о небе и тучах, громе и молнии. Преподавание Помяловского обратило на себя внимание многих. Ему предложили место учителя русского языка в младшем классе Смольнинского и-та. Он согласился и дал в начале 1861 г. несколько пробных уроков. Но от постоянного места вслед за этим отказался, так как его попытки окончательно вывести из обихода зубрежку натолкнулись на сопротивление. - Тебе-то какое дело? Ходи себе, да получай деньги! Не твоя вина, что там такие беспорядки. - Даром, что ли, буду я деньги брать? - отвечал он. - Совесть заест. ZT. Но ведь инспектором классов Смольнинского и-та в 1859-62 был К.Д. Ушинский.

--

Из одной интернетной ст. .. Приучить детей к учебному труду - дело более сложное, чем приучить их к какому-либо другому виду труда, справедливо утверждал К.Д. Ушинский .. ZT. 1) Где утверждал? 2) Какие из этого он (Ушинский) делал выводы? Вывод тут должен быть такой: увод подростков с улицы и нормализация их поведения ставкой на школьную учебу - дело на порядок более трудное, чем увод их с улицы и нормализация их поведения ставкой на оплачиваемый производительный труд. Тем боле, что тогда "почему-то" у этих подростков пробуждается и интерес к учебе, ранее, бывало, начисто отсутствовавший. В былом улица травмировала учёбу, улица избыта – избыто и соответствующее травмирование ею (улицей) учёбы.



См. и: http://zt1.narod.ru/doc/prigorodnaya-internatnaya-shkola-hozyaystvo.doc

См. и: http://zt1.narod.ru/doc/koloniya-v-dobavku.doc .



--

Читаешь-напрягаешься http://makarenko-museum.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm#_Toc237611314 ("Великая дидактика") наконец решаешь: да пошёл он к чертям, этот поп Коменский. И чтение бросаешь. Коменский - это просто поп из рода попов, что в совокупности часами разглагольствуют на ТВ "Союз". Он (поп Ян Амос Коменский) столь же тугомутен, как и те вещатели на ТВ "Союз". Но более рекламно не скромен. Помещение этой прославляемой в веках тугомутины на сайте Музея А.С. Макаренко в Москве - позор для Дмитрия Руслановича Гончара. На 90% столь же тугомутна и "Педагогическая антропология" К.Д. Ушинского. Потому-то пелось и поётся в песне: Хуже нету того свету, как в педвузе бедным студентам изучать историю педагогики. То-то А.С. Макаренко ни разу не упомянул ни Коменского, ни Ушинского.


--
Макаренковцы с особым путём. – http://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.html Годин Павел Григорьевич (! в высшей степени замечательное !)

http://intellect-invest.org.ua/rus/pedagog_personalias_zaharenko_oa/ Захаренко Александр Антонович (02.02.1937 г. - 30.04.2002 г.), Черкасская обл., Сахновская ср. школа.

http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf Ерёмин Виталий Аркадьевич.
Каталог: doc
doc -> Оқулық. қамсыздандыру: Жұмыс дәптері
doc -> Регламенттерін бекіту туралы «Әкімшілік рәсімдер туралы»
doc -> Регламенттерін бекіту туралы «Әкімшілік рәсімдер туралы»
doc -> Мазмұны: Қалыптасқан қазақстан -2050 стратегиясы
doc -> Қызылорда облысының 2015 жылғЫ Әлеуметтік-экономикалық даму нәтижелері
doc -> Бекітемін Тарих және шетелдік студенттермен жұмыс факультетінің деканы
doc -> Программа по истории Казахстана: программа для 5-9 кл. / Б. К. Абдугулова. Алматы, 1999. 42 с. Абдугулова, Б. К. «Воспитание учащихся в духе дружбы народов при изучении истории ссср»


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет