Память о вожде гуннов сохранялась на протяжении веков в тюркской мифологии, устном германском эпосе и перешла в скандинавские саги



Дата12.07.2016
өлшемі305.73 Kb.
#193836
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет
НИИ патриотического воспитания

З.Г. САКТАГАНОВА

ЕДИЛЬ-ПАТША –

справедливый царь Аттила

Караганда 2014прямоугольник 3прямоугольник 4прямоугольник 2





ПРЕДИСЛОВИЕ
Память о вожде гуннов сохранялась на протяжении веков в тюркской мифологии, устном германском эпосе и перешла в скандинавские саги. Представление народов о короле гуннов Аттиле основывается, главным образом, на легендах и преданиях и имеет мало общего с исторической личностью Аттилы. Исторический Аттила мало известен нам, хотя о нем и дошло до наших дней больше свидетельств современников, чем о большинстве других исторических персонажей той эпохи. Сотворение мифа об Аттиле началось еще в древности, с успехом продолжилось в средние века, не завершилось и сегодня; современное мифотворчество выступает в виде гипотез, с большей или меньшей основательностью претендующих на научность. Подробно о становлении Аттилы как будущего императора рассказывается в произведениях многих научных и художественных авторов.

Империя Аттилы простиралась от Уральских гор и Каспийского моря до Дуная. На юге ее естественными границами были Кавказ, Азовское море, Черное море и Карпаты. Граница огибала Карпаты и где-то с середины южного склона спускалась к Дунаю, который, в свою очередь, становился «естественной границей».

Имя Аттила восходит к тюркским языкам (atta/ata — отец, el/il – пространство, страна, народ), причём эта этимология была заимствована и понимаема другими народами. Отсюда происходят различные «национальные» версии происхождения гуннских имён. По одной из версий имя Аттила связано с тюркским (хазарским) названием Волги – Едиль. Правление Аттилы связывают с расцветом его империи, называют справедливым и могущественным. Завоевания Аттилы – вершина военного и полководческого искусства.

Со смертью Аттилы угасла сила мирового государства гуннов Государство, им основанное, распалось так же скоро, как было создано, но в песнях и преданиях жило еще долго воспоминание об этом могущественном покорителе. Аттила – историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. В Европе он стал известен как выдающийся полководец. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в европейских государствах. В казахстанском обществе имя правителя Едиля (Аттилы) также остается в истории. В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил памятную серебряную монету «Аттила» в серии «Великие полководцы».




«Повелитель всех гуннов и правитель,

единственный в мире, племён чуть ли

не всей Скифии, достойный удивления

по баснословной славе своей среди всех варваров».

Иордан, «Гетика»
Аттила (лат. Attila, греч. ττήλας, нем. Etzel – Эцел), известный в тюркских источниках под именем «Едиль» вождь гуннов с 434 по 453 годы, объединивший под своей властью племена от Рейна до Северного Причерноморья [2].

Память о вожде гуннов сохранялась на протяжении веков в тюркской мифологии, устном германском эпосе и перешла в скандинавские саги. В ранних сказаниях германцев, сложенных в эпоху Великого переселения народов, Аттила в списке великих варварских правителей ставился на первое место впереди легендарных германских королей. Представление европейских народов о короле гуннов Аттиле основывается, главным образом, на легендах и преданиях и имеет мало общего с исторической личностью Аттилы.



Исторический Аттила мало известен нам, хотя о нем и дошло до наших дней больше свидетельств современников, чем о большинстве других исторических персонажей той эпохи. Сотворение мифа об Аттиле началось еще в древности, с успехом продолжилось в Средние века и, похоже, не завершилось по сей день, с той лишь разницей, что современное мифотворчество выступает в виде гипотез, с большей или меньшей основательностью претендующих на научность [3, с.4].

Происхождение и характеристика Аттилы. Приход к власти. Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно оценить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского, который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Эти и другие сведения позволяют предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века (называются как варианты: 400, 404 или 406 гг.). 395 год называет годом рождения Аттилы французский историк Морис Бувье-Ажан, посвятивший истории жизни Аттилы книгу «Аттила – Бич Божий».

Отец Аттилы Мундзук был из царского рода гуннов. Его братья Октар и Руа были вождями у гуннов. О Мундзуке ничего не известно, кроме того, что он был отцом будущих вождей Аттилы и Бледы.



Подробно о становлении Аттилы как будущего императора рассказывает в своей книге французский аттиловед М. Бувье-Ажан. Детство Аттилы сильно отличалось от детских лет его отца и дядьев. Те были настоящими кочевниками и появились на свет в кибитках или наспех поставленных шатрах, а не в деревянных теремах. Большая часть конников скакала далеко впереди тяжелых повозок, на которых ехали женщины и дети вместе с добычей и запасами еды – довольно небольшими, поскольку они постоянно пополнялись за счет грабежа. Обоз охранялся с флангов и с тыла, а самые резвые всадники сновали между выдвинувшимся вперед войском и обозом. Все вместе собирались в момент трудных переправ через реки, для чего приходилось сооружать деревянные мосты и плоты, а некоторые повозки становились амфибиями.

Вместе со сверстниками Аттила осваивает борьбу, искусство владения оружием, особенно кинжалом, и стрельбу из лука. Очень рано он начинает ездить верхом. Внешность Аттилы описывают его современники. У Аттилы были необычайно большая голова, заостренный подбородок, выступающие скулы, крупный и длинный нос с приплюснутым кончиком, вероятно, каштановые волосы, выкрашенные в рыжий цвет. Он был небольшого роста, по свидетельствам современников – не более метра шестидесяти сантиметров. Щеки покрывала редкая растительность, которая к подбородку превращалась в густую, но вытянувшуюся узким клинышком бородку. Глаза черные, глубоко посаженные, с пронизывающим взглядом. Аттиле часто хотелось внушать страх, и большинство говоривших с ним запомнили перекошенное гневом, налитое злобой или застывшее холодной маской лицо, которое не приходилось видеть его близким и боевым друзьям. Его лицо было худощавым, но все-таки с довольно гармоничными чертами, и сразу говорило об остром уме.

Юный Аттила вел жизнь варварского принца со всеми присущими ей парадоксами. Вероятно, уже в детстве он освоил азы латыни, и вполне возможно, что в период нормализации отношений между Римом и его отцом ему давал уроки учитель латинского языка, живший во дворце. Позднее он приступит и к изучению греческого. Правда, юный принц недолго оставался в варварском мире: чрезвычайные события вскоре перевернули всю его жизнь. Мундзук умер в 401 году, когда его сыну Аттиле было лет шесть.

Аттила долгое время жил при римском дворе и видел, что там имелась развитая администрация, способная облечь в форму документа приказы и распоряжения властей и проследить за их выполнением. Он не собирался копировать весь сложный и отточенный механизм управления, который казался ему излишне тяжелым и бюрократичным, но он понимал полезность административной работы и политической информации. Аттила не был бездумным завоевателем, как отмечают современники, целенаправленно разрушавшим цивилизацию. Его успехи в области политического управления и организации общественного порядка впечатляют не меньше, чем военные победы.

Когда Аттиле исполнилось лет 25-27, он уже входит в правительство своего дяди Роаса и выполняет важные поручения. Несмотря на то, что Роас не обделял вниманием и старшего брата Аттилы – Бледу, тот был слишком ненадежен и склонен к пьянству, чтобы разделить власть. Можно поручиться, что только неожиданная и скорая смерть помешала Роасу завещать королевский трон одному Аттиле, способному хоть в какой-то степени компенсировать недостатки его брата. Во всяком случае, вплоть до своей смерти в конце 434 года Роас опирался только на Аттилу. Таким образом, последний не только вышел на международную арену, но и прошел серьезную школу, предшествовавшую созданию империи гуннов.

По свидетельству современников, Аттила знал греческий и латинский, причем греческим языком владел лучше. Это позволило ему стать естественным посредником дяди во всех переговорах с обеими империями. К тому же он располагал и личными связями.

Жен у Аттилы было множество, некоторые называют число жен и наложниц до 300. Но точных данных нет, известны имена его многих жен. Аттила, тогда еще наследный принц, женился около 413 года на дочери вождя племени, не входившего в сферу влияния Роаса и его семьи. Возможно, ее звали Энга. Она, видимо, имела статус наследной принцессы и родила сына Эллака, которого Аттила всегда любил больше других. Но она умерла. Около 421 года Аттила женился на гуннской княжне, возможно, своей двоюродной сестре и дочери «суверенного вождя» крупного племенного союза. Звали ее Керка. Став в конце 434 года королем гуннов, он сделал ее королевой, а с 435 года, после его провозглашения императором, Керка стала «королевой-императрицей». Керка была, видимо, единственной из всех жен, которую Аттила допускал к участию в своей политической деятельности. Известно, что она принимала послов, даже в отсутствие Аттилы, и вела с ними переговоры. Керка родила двух сыновей и нескольких дочерей. Сыновья получили титул «правителей», что обеспечивало им статус королевских наследников, принцев, допущенных к государственным делам [3, с. 23-26]. В 434 году Бледа и Аттила стали вождями гуннов. Вероятно, Бледа был старшим из братьев, однако Бледа ничем не проявил себя, в то время как в источниках всегда упоминается Аттила как влиятельный вождь, с которым империи были вынуждены договариваться. В хрониках имена Аттилы и Бледы обычно упоминались рядом в период их совместного правления. Не сохранилось свидетельств о том, как именно братья делили власть, возможно Бледа правил на востоке гуннских владений, в то время как Аттила воевал на западе.

Официально Аттила провозгласил себя императором только в начале 435 года. Он именовался королем-императором или «императором, королем гуннов». Но уже с самого начала самостоятельного правления иностранные партнеры его величали правителем Империи. Аттила сам определил границы империи, которую считал своей по праву на момент прихода к власти. Это была его основная империя, сложившаяся в результате прежних миграций и походов. Для признания земли своей было достаточно, чтобы на ней имелись поселения гуннов или через нее пролегал путь гуннских переселенцев. Пределы империи впоследствии могли и расшириться, но пока это была его земля, и он не желал, чтобы кто-либо приходил сюда без его ведома и согласия и жил здесь не по его законам. Аттила оставлял только за собой право поддержания порядка в империи и ее защиты.

Его империя простиралась от Уральских гор и Каспийского моря до Дуная. На юге ее естественными границами были Кавказ, Азовское море, Черное море и Карпаты. Граница огибала Карпаты и где-то с середины южного склона спускалась к Дунаю, который, в свою очередь, становился «естественной границей». Таким образом, территория современной Венгрии рассматривалась Аттилой как неотъемлемая часть его империи, однако Румыния не входила в ее пределы. На севере не имелось естественных границ. Поэтому он решил проложить границы по прямой линии от Уральских гор (примерно с последней четверти западного склона) до верховьев Волги (к югу от Рыбинского водохранилища) и по другой прямой линии – от северного берега Дуная до Виндобоны (Вены).



Восстановив дисциплину на востоке, Аттила провел несколько экспедиций против враждебных северных народов. Он оставил Бледу в хорошо укрепленном городе на берегу Дуная, который впоследствии получит его имя. А Бледа тем временем обжирался и пьянствовал, изредка прогуливаясь шатающейся походкой по улицам своего города, который рос и процветал. Когда ему надоедало сидеть дома, он, если был в состоянии забраться на коня, выезжал на охоту. Возвращаясь из своих героических походов, Аттила и его командиры навестили Бледу, а затем отправились в столицу, оставив его в своем городе. Спустя несколько дней он, как всегда пьяный, переоценив собственные силы, отправился на охоту и там случайно погиб. Тотчас в Риме заговорили об убийстве. Утверждали, будто Аттила не мог примириться с тем, что в его отсутствие брат набрал силу, и устранил его. Ходили даже слухи, что Аттила прикончил его собственной рукой. В Гуннии, естественно, говорили исключительно о несчастном случае. Бледа удостоился пышных похорон.

Бледа скончался в период между первым и вторым походами Аттилы на Византию. Римские историки в смерти брата Бледа в 445 году винили Аттилу: «Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил и его народы вынудил себе повиноваться» [1]. Однако по мнению М. Бувье-Ажана, предположение об убийстве не имеет под собой оснований. Он пишет: «Законченный кретин Бледа ничем не стеснял брата, он никогда не сумел бы организовать успешный заговор, даже если бы и захотел; Бледу вполне устраивала его праздная жизнь, и он не испытывал ни малейшей радости, когда ему изредка доверяли второстепенные поручения; от него не было ни вреда, ни пользы. Аттила не смещал брата хотя бы потому, что тот и не состоял на службе» [3, с. 26].

Аттила сделался единоличным предводителем. Таким образом, Аттилой был составлен сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др. Резиденция его находилась в верхней Венгрии, невдалеке от Токая.

Наружность уже ставшего зрелым воином, императором Аттилы, по свидетельству современников, была непривлекательна: Аттила был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили впечатление внушительное. Вопреки своей дикости, он выказывал чувство собственного достоинства, степенность, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись.



Историк Иордан передал описание внешности и характера Аттилы: «Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи), он являл все признаки своего происхождения» [1]. К сожалению, до нашего времени не дошло ни одного прижизненного портрета Аттилы.

Книги известного историка V века Прискуса оставили сведения об Аттиле, но большей частью были уничтожены. В VI веке его труды были использованы историком Иорданом. Небольшой отрывок из 20-30 страниц, в котором он оставил правдивую и очень ценную историю гуннов и Аттилы, дошел до наших дней.

В 40-50-х годах V века империя гуннов, возглавляемая Аттилой, приобрела столь великую славу, что к нему за помощью обращались вожди многих германских племен. Император Восточного Рима Феодосий II в 448 году отправил посольство ко двору Аттилы, в составе которого был Прискус (в некоторых источниках его называют Приск). Он писал свой дневник о жизни и быте гуннов с 411 по 472 годы. Аттила у него – незаурядный правитель, ведущий активную международную политику. Прискус красочно описывает его неустанную дипломатическую деятельность. Он откровенно признает, что в 30-40 годы V века империя Аттилы была столь могучей, что все другие народы и государства вынуждены были считаться с империей гуннов.

Приск был не только писателем и дипломатом, но и тонким, острым наблюдателем, он беседовал в гуннской орде со многими послами западных государств, приехавшими ко двору Аттилы, а также с жившими среди гуннов римлянами и получил от них немало ценных сведений о жизни гуннов.

Приск видит и признает довольно высокое строительное мастерство гуннов, живо описывает роскошные дворцы Аттилы. Дворец главы гуннов – огромная резиденция, в которой находились также богатые дома его свиты. Например, один из дворцов Аттилы был самым великолепным из всех, которые имел только король гуннов в других местах... Он был построен из бревен и искусно вытесанных досок, обнесен деревянной оградой, украшенной башнями... Почти столь же великолепен был дворец жены Аттилы – Керки.

Многие исследователи высоко ценят записки Приска об Аттиле. Например, З.В. Удальцова пишет, что никто из ранневизантийских писателей не оставил такого яркого, списанного с натуры, жизненно правдивого портрета короля гуннов Аттилы, как Приск. Аттила у него – незаурядный правитель, ведущий активную международную политику. Приск красочно описывает его неустанную дипломатическую деятельность. Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока. Так о величии и простоте Аттилы пишет Приск: «Для других и для нас были приготовлены отличные яства, подаваемые на серебряных блюдах, а перед Аттилой ничего не было, кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он показывал умеренность. Пирующим подносили чаши золотые и серебряные, а его чаша была деревянная... Одежда на нем - также простая и ничем не отличалась, кроме опрятности... Ни висящий на его поясе меч, ни шнурки варварской обуви, ни узда его лошади не были украшены золотом, каменьями и драгоценностями, как принято у других…» [4].

«Рим и Константинополь соперничали между собой в стремлении приобрести расположения Аттилы и отправляли к нему посольства с богатыми дарами. Константинопольское правительство и равеннский двор пытались использовать полчища гуннов как заслон против других варварских племен», – писала в свое время крупнейший исследователь З.В. Удальцова.

Войско и войны Аттилы. Племена гуннов пришли в Европу из Азии. Часть северных хунну в I в. н.э. проникла на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. До появления хунну здесь проживали племена кангары и аланы и др. В течение трех веков все они кочевали, вступая в политические отношения с великими державами – Ираном и Римской империей. В эпоху великого переселения хунны продвинулись в Европу, где в западных источниках их стали называть гуннами.

При рассмотрении гуннской истории и культуры перед учеными встает вопрос о происхождении европейских гуннов и их связи с центрально-азиатскими хунну (сюнну). По этому поводу еще не утихают дискуссии, причем ученые придерживаются весьма полярных точек зрения. Значительная часть исследователей пришла к выводу о несомненной этнокультурной связи между гуннами и хуннами. Полагают, что во главе движения гуннов из Центральной Азии в Восточную Европу находилась та часть племен хунну, которая после тяжелых поражений в I-II веках нашей эры от китайцев и сяньби ушла на запад.



Каждый гунн был по определению воином, независимо от того, занимался ли он ремеслом, горным промыслом или сельским хозяйством. Оседлый гунн держал оружие наготове, а кочевник вообще с ним никогда не расставался. По первому сигналу тревоги гунны бросали все, а женщин, детей и стариков везли за собой в кибитках, впоследствии же они по возможности старались оставлять их под защитой надежных укреплений.

Это были воины, перед которыми дрожал мир. В своем национальном вооружении поверх широких ватных халатов, в грубых куртках из дубленой кожи и конского волоса, с тяжелыми шлемами или огромными меховыми шапками на голове, сидя на высоких узких седлах, гунны и другие тюркские племена казались европейцам страшными. В каждом европейце они вызывали чувство удивления, смешанное с ужасом. Всегда в полном вооружении и в рубашках, изношенных на войне, они представлялись фантастическими людьми. Вот как описывает их древний христианский историк Аммиан Марцеллин: «Они кочуют как скитальцы на своих телегах; эти телеги - их жилища, там сидят их жены... Ткут грубую одежду и держат подле себя детей... Они способны выносить всяческие неудобства и лишения, так как вовсе не употребляют огня и не умеют готовить хорошую пищу. Хунны как будто приросли к своим некрасивым, но крепким коням и делают свои обыкновенные дела, не слезая с них, сидя верхом, покупают и продают, на общественных собраниях тоже не слезают с лошадей. Они ловки, и лошади у них быстры. В сражениях они с криком бросаются на врага, построившись клиньями» [5, с. 157-158].

Хунны поклонялись Великому духу неба Тенгри. Они признавали и обожествляли пять стихий, воплощенных в пяти личностях. Это земля, металл, воздух, огонь и вода. Их воплощениями были пять цветов: желтый, синий, красный, белый и черный. Сохранению воинской доблести, даже в безнадежном положении, помогала религия, так тенгрианство учило не боятся смерти в бою.

В 375 году (IV в. н.э) гунны, кочевавшие тогда по степям Западного Казахстана и Поволжья перешли Дон, разбили владевших этой землей готов, после чего заняли огромную территорию от Дона к Карпат. Затем они продвинулись к берегам Дуная и обосновались на территории нынешней Венгрии. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города [6, с. 68].

Постепенно гунны проникли все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-Римской империи. Они подходили к стенам Константинополя, совершали набег на Закавказье и Месопотамию. При царе Ругиле (первая треть V в. н.э.) удалось захватить богатые римские и придунайские провинции. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота.

В 434 г. умер старый король Рона (Ругила). Его преемниками стали два его племянника Аттила и Бледа. После смерти Бледа, Аттила стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования. Аттила сумел объединить под своей властью все племена гуннов, до этого действовавших самостоятельно. Ему покорились также все германские (готы, остготы, востготы, франки и др.) и многие негерманские племена, жившие между Волгой и Рейном. Аттила образовал огромную державу, правил он в 434-453 гг. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство, а затем Аттила свои удары обрушил на Восточно-Римскую империю (Византию).

Первый поход Аттилы и Бледы на византийскую провинцию Иллирик (совр. Сербия) были в 441- 447 годах. Штурм и захват городов на Дунае описаны историком Приском достаточно подробно, чтобы понять, как кочевники гунны, используя строительные навыки подвластных им народов, умели захватывать укреплённые города.

«Так как жители не осмелились выйти для сражения, гунны, чтобы облегчить переправу своих войск, построили мост через реку Нишаву с южной стороны ниже города по течению и подвели свои машины к опоясывающим город стенам. Сначала они подвели деревянные платформы на колёсах. На них стояли воины, которые расстреливали защитников на бастионах. Позади платформ стояли люди, которые толкали колёса своими ногами и двигали машины куда нужно, так что [лучники] могли успешно стрелять через экраны. Чтобы воины на платформе могли сражаться в безопасности, они были прикрыты экранами из плетёного ивняка с наброшенными поверх шкурами и кожами для защиты от метательных снарядов и зажигательных дротиков. Когда множество машин было подведено к стенам, защитники оставили бастионы из-за ливня метательных снарядов. Затем подвели так называемые тараны. Защитники со стен сбрасывали огромные валуны. Некоторые из машин были раздавлены вместе с обслугой, но защитники не могли выстоять против их большого количества. Варвары ворвались через часть стены, пробитой ударами таранов, а также посредством составных лестниц» [4].

Когда Приск в составе византийского посольства проезжал через Наисс, он нашёл его «безлюдным и разрушенным неприятелями… по берегу реки всё было покрыто костями убитых в сражении». Согласно Приску, гуннами была захвачена обширная территория в районе современной Сербии на пять дней пути к югу от Дуная.

В 440 году Аттила, оскорбленный отказом западно-римского императора Валентиана III отдать за него сестру свою Гонорию и озабоченный союзом римлян с вестготским царем Теодорихом, двинулся на запад, во главе 500 000-й рати. Предавая все огню и мечу, Аттила прошел Германию до Рейна, переправился через эту реку около устья Неккара и разрушил целый ряд городов (Трир, Мец, Аррас и др.). Аттила сосредоточил в руках всю военную силу гуннов. Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом. О масштабах вторжения можно судить по словам современника Каллиника, который сообщил о захвате гуннами более 100 городов и полном опустошении Фракии.

Вначале Аттила явился особенной грозой Восточной Римской империи. Постоянно возвышая свои требования, он заставил императора Феодосия II платить ему огромную дань, и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная. Об этом историки рассказывают так. Войска Аттилы остановились перед столицей Восточного Римской империи – Константинополем. Римский император Феодосий II отправил к Аттиле послов для заключения мирного договора. Аттила потребовал от него платить дань золотом [7, c. 36]. Условия мира Византии с гуннами подробно изложены в сохранившемся фрагменте Приска: «Выдать гуннам перебежчиков и шесть тысяч литр золота [около 2 тонн], в жалованье за прошедшее время; платить ежегодно определённую дань в две тысячи сто литр золота; за каждого римского военнопленного, бежавшего [от гуннов] и перешедшего в свою землю без выкупа, платить двенадцать золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать гуннам беглеца. Римлянам не принимать к себе никакого варвара, прибегающего к ним» [2].

Византия выплатила тяжёлую дань, и в 448 году у Аттилы остались только следующие требования к побеждённой империи – выдача беглецов с гуннских земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности на завоёванных им территориях, которые простирались от Дуная до Наисса и Сердики (современная София). В ходе переговоров в составе византийского посольства в 448 году ставку Аттилы где-то на территории современной Венгрии посетил историк Приск, ставший основным источником сведений для последующих авторов о деяниях гуннов и жизни Аттилы.

Приск рассказал о неудавшейся попытке убить Аттилу через подкуп гунна Эдекона, доверенного военачальника у Аттилы. Эдекон выдал заговор, однако Аттила пощадил ответственного за исполнение переводчика византийского посольства Вигилу, взяв с него в качестве искупления большой выкуп.

В 448 году Аттила поставил старшего сына Эллака вождём над племенами акациров в Причерноморье. В 449 году византийским послам Анатолию и Ному удалось добиться от Аттилы обещания вернуть империи придунайские земли и урегулировать вопрос с выдачей беглецов от гуннов. По словам Приска, были «прекращены несогласия с Аттилою».

В июле 450 года в результате падения с лошади скончался император Феодосий. 25 августа сестра императора Пульхерия возвела на престол Византии нового императора, военачальника Маркиана, который отказался выплачивать прежнюю дань гуннам: «Восточный император объявил, что он не обязан платить назначенной Феодосием дани; что если Аттила будет оставаться в покое, то он пришлёт ему дары, но если будет грозить войною, то он выведет силу, которая не уступит его силе» [3, с. 68].

Опустошив Мизию, Фракию, Иллирик, он простер свои набеги до окрестностей Константинополя, заставил императора откупиться от него большими суммами и предоставить гуннам всю страну на юг от Дуная.

Затем Аттила обратил свои взоры на запад с явным намерением получать дань и от Западной Римской империи. Он выступил в поход из Паннонии, где находилась его ставка в 451 году. Объектом вторжения гуннский царь избрал Галлию. Он перешел Рейн, разрушил и разграбил множество галльских городов и подошел к Орлеану на Луаре, но захватить его не смог. Затем, когда на пути воинства Аттилы оказался город Труа, только заступничество местного епископа, святого Лупа спасло его от разорения [5].

Эти события более подробно описывают историки. Орлеану грозила участь всех захваченных городов, когда на помощь осажденному городу подошли: полководец Валентиниана Аэций и вестготский царь Теодорих. Тогда Аттила снял осаду и расположился на обширной Каталунской равнине, около города Труа. На этой то равнине, осенью 451 года, разразилась исполинская битва народов. Натиски гуннов были отражены Теодорихом, а когда он пал в бою, – его сыном, Торизмундом. Тогда Аттила отступил в свой укрепленный Вагенбург, где Аэций уже не атаковал его. В самый критический момент этого сражения Аттила принял решение отступить в свой защищенный повозками лагерь-табор. Осаждаемый врагами и не желая попасть к ним в плен живым, Аттила приказал своим воинам сложить костер из их седел и был готов зажечь его и прыгнуть в огонь. Но это не понадобилось. Этот эпизод нашел отражение во многих произведениях изобразительного искусства Нового времени. Более 200 000 бойцов осталось на поле битвы. Взаимное ожесточение было столь велико, что народная легенда заставляла души убитых продолжать сражение в воздушных пространствах. Противники не стали рисковать с новым нападением, и Аттила сумел сохранить значительную часть своих войск.

Ряд авторов излагают это сражение в следующей версии. Гунны дошли до Орлеана и направились на Каталунскую равнину, ожидая римскую армию, которая шла на встречу Аттиле. В это время войско Аттилы насчитывало 100 тысяч тюркских и около 100 тысяч разноплеменных воинов. Римский император спешно собирал воинов со всего христианского мира. Под знамена Рима собралось свыше 200 тысяч воинов, готовых умереть во имя Христа и во славу Рима. На Каталунской равнине две огромные армии встретились и выстроились друг против друга. Против Аттилы выступил римский полководец Аесиус (Аэций). Он был красивым, сильным мужчиной, не имел равных в верховой езде, стрельбе из лука, метании дротика. Он дважды был у хуннов: как заложник и как изгнанник. Свободно говорил на германском и тюркском языках, что располагало к нему легионеров. Аттила и Аесиус (Аэций) были приятелями с детства, а на Каталунской равнине встретились как противники. Здесь две огромные армии сошлись для смертельной схватки. История не помнит скопления такого количества воинов в одном месте. Грянул бой. Обе стороны несли большие потери, но горели желанием победить. Страшная резня длилась сутки. Напор Аесиуса удержали не союзники хуннов, а их богатыри, которых много полегло на поле боя. К вечеру второго дня римские легионеры отступили. Весь мир убедился, что тюрки непобедимы [8].

Силы Аттилы были настолько ослаблены этой битвой, что он не пошел далее, а возвратился за Рейн, в Германию.

В 452 году Аттила предпринял новый набег, и через никем не оберегаемые восточные Альпы проник в Италию, разрушил Аквилею, взял Альтинум, Падую, Милан и многие другие города.

Сохранился интересный рассказ Иордана о том, как гунны овладели городом Аквилеей. «После долгой и усиленной осады Аттила почти ничего не мог сделать там; внутри города сопротивлялись ему сильнейшие римские воины, а его собственное войско роптало и стремилось уйти. Однажды Аттила, проходя возле стен раздумывал, распустить ли лагерь или еще задержаться; вдруг он обратил внимание, что белоснежные птицы, а именно аисты, которые устраивают гнезда на верхушках домов, тащат птенцов из города и, вопреки своим привычкам, уносят их куда-то за поля. А так как он был очень проницателен и пытлив, то и представил своим [воинам] следующее соображение: «Посмотрите, – сказал он, – на этих птиц: предвидя будущее, они покидают город, которому грозит гибель; они бегут с укреплений, которые падут, так как опасность нависла над ними. Это не пустая примета, нельзя счесть ее неверной; в предчувствии событий, в страхе перед грядущим меняют они свои привычки». Что же дальше? Этим снова воспламенил он души своих [воинов] на завоевание Аквилеи. Построив осадные машины и применяя всякого рода метательные орудия, они немедля врываются в город, грабят, делят добычу с такой жестокостью, что кажется не оставляют от города никаких следов» [5, с. 173-174].

Наконец, Аттила подошел к воротам Рима. Столица, народ, сенат и папа – все были в панике. Не видели иного решения, кроме как сдаться. Тогда к Аттиле выходит Римский папа в полном облачении апостольского наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством императора Валентиниана, и от имени всего христианства просил не трогать город, в котором находились накопленные культурные ценности Римской империи: прекрасные памятники архитектуры, книгохранилища, содержащие собранные с древнейших времен бесчисленные книги, рукописи. Было ясно, что уничтожение этих сокровищ было бы ударом по мировой культуре. Аттила прислушался к просьбе своего противника и решил не трогать город. Он взял лишь контрибуцию. Папа Лев I, во имя императора, за большую сумму денег купил у Аттилы мир, который последнему был очень желателен, по случаю смертности, развившейся в его войске и разных лишений, коим оно подвергалось [9].

Секретарь римского папы Проспер записал в своей хронике, что папа Лев в сопровождении знатных римлян встретился с вождем гуннов и уговорил его уйти за Дунай. Однако другие источники освещают уход Аттилы по-другому: «Они были истреблены посланной с неба чумой». Историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем уговоры римского папы. Самый большой центр мировой культуры остался в целости и сохранности.

Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum Dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации. Этот подход до сих пор сохранился в европейской литературе.

После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии, требуя дань, оговорённую с покойным императором Феодосием. Император Маркиан пробует договориться с вождём гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них. По мнению Иордана, угрозы в сторону Византии были лишь хитрым прикрытием действительных планов Аттилы: «Поступая таким образом, он, лукавый и хитрый, в одну сторону грозил, в другую — направлял оружие».

Гунны оставили Апеннинский полуостров, где свирепствовали голод, началась эпидемия и вернулись в Паннонию. Затем последовал еще один поход в Галлию, желая починить себе аланов, но по итогам этого похода много противоречий.

Смерть Аттилы. Последовавшая смерть Аттилы, в 453 году, устранила постоянную угрозу границам Римской империи. В 453 г., вскоре по возвращении в Паннонию, Аттила умер в ночь после брака, заключенного им с бургундской уроженкой Ильдико; смерть его последовала или от удара, или от руки Ильдико, якобы отомстившей за уничтожение своего народа. Причиной смерти Аттилы, как считают некоторые историки, стало носовое кровотечение. Иордан, пересказывая Приска, единственный описал смерть Аттилы и его похороны: «Он взял себе в супруги — после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги. После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные чувства, выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в три гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело» [1].

По одному очень распространенному в Венгрии преданию, гроб был зарыт в русле Тиссы, для чего вода была отведена из реки, а потом вновь впущена в старое русло.

Многочисленные сыновья Аттилы бросились делить империю отца, но подвластные ему ранее варварские вожди не пожелали подчиняться новым правителям. Король гепидов Ардарих, возглавляя восстание ряда германских племён, в 454 году разбил гуннов, убив в сражении старшего сына Аттилы Эллака. Рассеянные после поражения гуннские племена заняли разные места. Младший сын Аттилы Эрнак поселился с частью племени в Добрудже, других гуннов более сильные племена оттеснили на восток за Дунай на территорию Византии, где они потом воевали с готами.

Со смертью Аттилы угасла сила мирового государства гуннов Государство, им основанное, распалось так же скоро, как было создано, но в песнях и преданиях жило еще долго воспоминание об этом могущественном покорителе.



Предания и литература об Аттиле. Об Аттиле в исторических источниках имеется множество различных легенд и преданий. Расскажем о некоторых из них.

Меч Аттилы. Иордан, пересказывая Приска, поведал историю о том, как Аттила стал обладателем так называемого меча Марса, почитаемого священным у «скифских» народов: «Некий пастух заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах»

За 900 лет до Приска о священных мечах, перед которыми скифы приносили жертвы, в том числе человеческие, рассказал Геродот.



Призвание Аттилы Гонорией. По легенде, изложенной византийским историком и дипломатом Приском, сестра римского императора Валентиниана Юста Гонория была замечена в любовной связи с придворным чиновником и насильно выдана замуж за престарелого сенатора. Чтобы избежать замужества, Гонория тайно послала доверенного евнуха к Аттиле с перстнем, деньгами и просьбой о помощи. Используя перстень Гонории как её обязательство стать его женой, Аттила потребовал от Валентиниана выдать сестру и половину владений как часть наследства сестры. Получив отказ, Аттила в отместку сначала атаковал Галлию, а потом в 452 году совершил поход на Италию.

Современники событий, хорошо осведомлённый секретарь римского папы Проспер и испанский епископ Идаций, не упоминают в своих хрониках о какой-либо связи Гонории с Аттилой. Некоторые исследователи допускают, что легенда могла быть основана на реальных событиях.



Святой Луп и «Бич Божий». Во время похода на Галлию в 451 году Аттила осадил город Труа. Епископ Труа Луп вышел к воротам города и спросил у вождя гуннов, кто напал на Труа. Аттила ответил: «Я, Аттила – Бич Божий». Тогда кроткий епископ с плачем произнёс: «Я Луп, который изнуряет стадо Божье паству и нуждается в бичевании Господа». После этого епископ приказал открыть ворота перед гуннами, которые по воле Бога лишились зрения и прошли через Труа, не заметив жителей и не причинив никому вреда.

Около 1200 года в венгерском королевстве писец придворной канцелярии, за которым укрепилось наименование Анонима, написал Gesta Hungarorum («Деяния венгров»). Автор сочинил героическую историю венгерского дворянства, в которой он сделал Аттилу родоначальником венгерских королей. Последователь Анонима Шимон Кезаи развил образ Аттилы в своей «Истории венгров», написанной около 1283 года, и до настоящего времени имя Аттила является популярным в Венгрии.

Образ Аттилы запечатлен и в художественной литературе. Данте сделал Аттилу одним из персонажей своей «Божественной комедии» (1321 г.), назвав его «бичом земли». Известен роман «Бич Божий» советского писателя Евгения Замятина (1935 г.). Поэт Дмитрий Кедрин, в поэме «Свадьба» (1940 г.) запечатлел образ Аттилы. Казахстанский ученый-тюрколог Аджи Мурад написал две работы, где рассматривается тюркский мир и роль Едиля (Аттилы ) в нем: «Европа, тюрки, Великая степь» (1998 г.) и «Тюрки и мир: сокровенная история» (2004 г.).

В зарубежной литературе образ Аттилы вызывает огромный интерес. В серии «Жизнь замечательных людей» вышла переведенная работа французского историка-медиевиста Мориса Бувье-Ажана «Аттила – Бич Божий» (серия ЖЗЛ, 2003 г.). Заинтересую читателей и книги Эдварда Хаттона «Аттила. Предводитель гуннов» (2005 г.), и исторический роман Уильяма Нэйпира «Аттила» (Человек или демон) (2008 г.) [2].

В казахстанском обществе имя правителя Едиля (Аттилы) также остается в истории. В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил памятную серебряную монету «Аттила» в серии «Великие полководцы» номиналом 100 тенге и тиражом 13 тысяч штук. Монета «Аттила» изготовлена из серебра 925 пробы, масса 31,1 грамма, диаметр 38,61 мм. На лицевой стороне (аверсе) монеты «Аттила» изображен скачущий на коне воин, в центральной части оборотной стороны (реверса) расположено позолоченное изображение старинного медальона с изображением Аттилы. В нижнем секторе изображены три скачущих на коне воина, в верхнем секторе по окружности расположена надпись «ATTILA THE HUN» на английском языке и числа «406-453» обозначающие годы жизни полководца. Монета получила диплом в номинации «Монета года» на международном конкурсе «Монетное созвездие-2010» в Санкт-Петербурге, на котором были представлены 209 монет из 24 стран мира.

Аттила – историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. В Европе он стал известен как выдающийся полководец. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в европейских государствах [10, с. 94].


Список литературы
1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – Спб: Алетейя, 1997// http://www.rulit.net/books/getika-read-118484-1.html

2. http://ru.wikipedia.org/wiki

3. Бувье-Ажан М. «Аттила – Бич Божий» (серия ЖЗЛ). - М., 2003// http://www.litmir.net/br/?b=157176

4. http://www.np.kz/old/2006/19/rludi1.html

5. Никоноров В.П., Худяков Ю.С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «марсов меч» Аттилы: Военое дело азиатских хунну и европейских гунну. – СПб, 2004. – 320 с.

6. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. –Алма-Ата, 1992. – 375 с.

7. Города великой степи. Алматы, 2007. – 216 с.

8. http://kk.convdocs.org/docs/index-95297.html

9. http://balhashlib.creatida.kz/rus/inetres_9_1_11/

10. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы, 2002. - 224 с.








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет