Программа курса для магистров исторического факультета Брянского государственного университета
Методология источниковедения.
Становление. Развитие. Ожидания.
Проф. В.И.Золотов
Историческая наука как культурная практика. Историк и прошлое. Историк и источники. Источниковедение и конкретно-исторические, теоретические и методологические проблемы исторической науки. Источниковедение и методы исторического исследования. Источники и современные дискуссии об истории и возможностях исторического познания.
Стремление к упорядоченному и вразумительному, понятному видению мира в древности. История как история человеческой деятельности, как история культуры у Геродота. Методы сбора материала, его верификация. «Прагматическая» история Фукидида. Событийная история и «современная» история. История событий и история рефлектирующая. Иерархия времени у Полибия: время событий и время цивилизации. Историк – современник истории. Две тенденции историописания глазами Дионисия Галикарнасского.
Вечность и время в средневековой хронологии. Идея развития в средневековом толковании истории. «Историограмма» исторического повествования. История священная и история «профанная». Сфера закона и сфера простого факта. История – проекция времени на экран вечности.
Открытие исторического времени в эпоху Ренессанса. Ф.Петрарка в «переписке» с Титом Ливием. «Изменчивость времен» и человек. Словесность, риторика и право у истоков методики организации материала и правил корректности поисков гуманистов. «Антиквары» и «историки». Верность букве и стоящему за ней факту – споры и ссоры гуманистов. Появление понятия контекста, начало текстологических штудий. Историческая смысловая изменчивость слова. Ф.Патрици и Л.Леруа о полном познании фактов прошлого. Глоссаторы и правовые тексты. Закон – продукт истории. Документальная основа правовых построений. Ж.Бодэн об историческом познании.
Исторический факт в исторической мысли Просвещения. Человеческое общество как часть универсальной механицистской концепции мира. Человек Просвещения – вне конкретных условий места и времени, конкретных форм его существования, «нейтральность» пространственно-временных характеристик. Интерес к разнообразным проявлениям духа. Интерес к установлению фактов. Избирательность фактов. Д.Вико и И.Г.Гердер против постулатов исторической мысли Просвещения.
Исследовательский метод Л. Ранке. Традиция в историческом методе Л.Ранке. Традиция – квинтэссенция прошлого, сохраняющаяся в настоящем и переходящая в будущее. Позитивистское воздействие – чувственное восприятие и обобщение фактов посредством индукции. «Показать то, что происходило на самом деле». Исторический факт – факт исторической действительности. «Неявная», «скрытая» информация в источниках. Исторический факт – факт духовной жизни в оценке Л.Ранке.
Исторический факт в позитивистской методологии. Дискретность информации в источниках. Источник как некое вместилище фактов. Игнорирование проблемы исторического объяснения. Фюстель де Куланж – «Тексты, одни только тексты, ничего, кроме текстов». Позитив позитивистской методологии. Внешняя и внутренняя критика источников. Негатив позитивистской методологии. Разрыв теоретических и методологических проблем исторической науки с ее эмпирическими основаниями. Оппозиция эмпирик – теоретик, взаимная неприязнь.
«Введение в изучение истории» Ш.В.Ланглуа и Ш.Сеньобоса – «библия позитивистского историзма». «Критика достоверности» и «критика точности». Субъект и объект познания. Проблема синтеза фактов.
Источник в трактовке А.С. Лаппо-Данилевского. Источник как «реализованный продукт человеческой психики», то есть как предмет действительности. Два уровня исторического познания у А.С. Лаппо-Данилевского. Методология исторического построения. «Действительность – источник» и «источник – историк». Критерии отбора исторических фактов.
Попытки исторического синтеза между теорией и эмпирией в рамках марксизма. Идеи закономерности и прогресса. Попытка сочетания общих принципов исследования с ассимиляцией новых исторических свидетельств. Абсолютизация метода.
Теория исторического синтеза А.Берра. Критика позитивистского эмпиризма. Случайные и необходимые факты, внутренние рациональные связи в «Синтезе истории». «Внутренняя причинность» как основа исторического процесса.
Попытки исторического синтеза «школы Анналов». Поиски нового понятийного аппарата и качественно иной методики изучения источников. Изучение источника в историческом контексте. «Борьба с источником» -- искусство вопроса при анализе сообщаемых исторических свидетельств. Неисчерпаемость исторического источника. Умение «услышать» то, что не лежит на поверхности. «Намеренные» и «ненамеренные» свидетельства, предпочтение вторым. Усложнение классификации источников. Междисциплинарные связи. Приемы исторической семантики, анализа языка. Неизбежность интеграции источниковедческих проблем в общее русло теоретических и методологических проблем исторической науки. Понятие менталитета как особого склада ума, присущего людям той или иной исторической эпохи и устанавливаемого на основе изучения языка источников.
«Глобальная история» Ф.Броделя. Междисциплинарные связи. Три времени Броделя и источниковедческие основы исследования французского историка.
Событие как видимое, поверхностное отражение более глубоких структурных изменений в общественной жизни в теории структурализма. Текст как важнейшая составная часть культуры. Знаки, слова, образы, символы как объекты исторического познания (главная роль знаков, слов, образов, символов в историческом познании). Расширение круга источников. Образы, символы, мифы, легенды, верования, ритуалы в антропологическом подходе в истории, анализе межиндивидуальных взаимодействий.
Исследовательские принципы феноменологии и герменевтики. Восстановление мира повседневной жизни человека. Непосредственная очевидность и интуитивная достоверность фактов. Неотрефлексированность знания, целостность восприятия.
Нарратив. Текст и контекст. Объекты и субъекты истории в источнике. Дискурс. Современная герменевтика как искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений, способов самовыражения в текстах. Интеллектуальная история как источниковедческий дискурс. Гендерная история как источниковедческая проблема. История и память, историческая память и историческое знание – источниковедческий аспект.
Работа с языком текстов в постструктурализме. «Дискурсы» М.Фуко и «деконструкции» Ж.Деррида. Ничем не сдерживаемый поиск новых смыслов и значений, перспективы. Историк и источник – «этика спора».
Достарыңызбен бөлісу: |