Аббат Вуазенон как автор назидательной сказки
Панюта Светлана Игоревна
Аспирантка Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Назидательная сказка (conte moral) возникает во Франции во второй половине XVIII века – в 1755-1759 гг. в свет выходят «Нравоучительные рассказы» (« Contes moraux ») Ж.-Ф. Мармонтеля, а вслед за ними появляются и другие произведения этого жанра. Однако сам термин можно встретить и раньше: еще в 1742 г. К. Кребийон определяет жанр своей «Софы» как «нравоучительную сказку» («Le Sopha, conte moral»), хотя здесь речь идет скорее о попытке замаскировать гривуазное содержание данного произведения или даже об иронии по отношению к повествуемой истории, нежели о настоящей «нравоучительной сказке».
Появление данного жанра таким, каким его видел Мармонтель, можно рассматривать как реакцию на популярность гривуазной сказки, которая часто кроме пародии на восточный колорит «Тысячи и одной ночи» содержала недвусмысленные сцены соблазнения. В этом также можно увидеть своеобразное «возвращение к истокам», к принципу «развлекая, поучать», которым руководствовался Шарль Перро еще в XVII веке. Именно он впервые стал снабжать свои сказки моралите (moralités), которые одним своим названием отсылали к «моральной», назидательной составляющей сказочного жанра. Во второй половине XVIII века эта составляющая выходит на первый план и влечет за собой частичный или полный отказ от чудесного – все повествование оказывается целиком подчинено нравственно-дидактической проблематике. И хотя назидательной сказке как жанру довольно сложно дать точное определение (это отмечали многие исследователи, например Ж. Сгар или А. Куле, да и сам Мармонтель), можно выделить несколько ее составляющих: в первую очередь, схематичность персонажей, присущая сказке в целом, некоторая искусственность, обобщенный характер изображаемых ситуаций, а также подчинение сюжета определенной моральной сентенции, которая либо вынесена в начало, либо завершает повествование. Этот прием сближает назидательную сказку с философской повестью.
Нравоучительный пафос оказывается не чужд и аббату Клоду Анри де Вуазенону (1708-1775): он просматривается даже в его пародийных (и одновременно гривуазных) сказках, таких, как, например, «Зюльми и Зельмаида» (« Zulmis et Zelmaïde ») или «Султан Мизапуф» (« Le Sultan Misapouf et la Princesse Grisemine, ou les Métamorphoses »). Вуазенон пишет и назидательные сказки: « Ni trop, ni trop peu », « Il eut tort », « Il eut raison », к этому же жанру можно отнести и его «Историю Блаженства» (« Histoire de la Félicité »). Однако в них читатель встречает все тот же ироничный стиль, остроумную игру слов и комичные ситуации, в которые попадают герои. Таким образом, Вуазенон, как и его современники, играет с жанровым подзаголовком «назидательная сказка», представляя читателю не столько моральный и нравственный урок, сколько карикатуру на определенные модели поведения в современном ему обществе. Так в творчестве Вуазенона преломляется новый виток моды на сказку в XVIII веке – на этот раз, назидательную.
Достарыңызбен бөлісу: |