«Первое сентября» №03 (1437), 11. 02. 2006, суббота ориентиры репортаж



Дата23.02.2016
өлшемі58 Kb.
#11427
«Первое сентября» №03 (1437), 11.02.2006, суббота

ОРИЕНТИРЫ

РЕПОРТАЖ

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Необучаемый”. Диагноз снят

Во Владимире каждому ребенку-инвалиду предлагается своя форма обучения.



Этого добилась ассоциация родителей детей-инвалидов "Свет"

В Конституции России написано, что каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование. Этот пункт российского законодательства нарушается почти повсеместно.

От детей-инвалидов, имеющих, говоря медицинским языком, "сложную структуру дефекта", отказываются и коррекционные школы, и учителя-надомники.

Ситуация кажется безнадежной. Однако, оказывается, все может быть совсем по-другому. Во Владимире, где действуют такие же законы, а в кабинетах сидят такие же, как везде, чиновники, вот уже 10 лет все дети-инвалиды получают образование. И происходит это благодаря усилиям всего лишь двух человек: Любови и Юрия Кац.



Проект "Школа жизни"

Сложнее всего было уговорить родителей.

Убедить в том, что у их ребенка может быть совсем другая жизнь

Ассоциация родителей детей-инвалидов “Свет” в этом году отметила свое десятилетие. Появилась она тогда, когда сыну Любови Ивановны и Юрия Михайловича, Мише, медико-педагогическая комиссия поставила диагноз “необучаемый”.

В те времена ребенок, которому отказали в конституционном (как всегда подчеркивают сотрудники “Света”) праве на образование, автоматически попадал под домашний арест. Любовь Ивановна занималась с Мишей музыкой, плаванием, логопедией, ходила с ним в театры. Но другие родители в городе стыдились выходить с такими детьми на улицу и, естественно, боялись отпускать куда-нибудь их одних. Часто о существовании рядом ребенка-инвалида не знали даже соседи.

Любовь Ивановна, решившая открыть школу для “необучаемых”, в поисках будущих учеников просто обходила один за другим все подъезды в своем районе. Сложнее всего было уговорить родителей. Убедить в том, что у их ребенка может быть совсем другая жизнь.

Отдел по делам молодежи выделил необучаемым детям помещение так называемого клуба по месту жительства – обычную квартиру. Именно там Любовь Ивановна начала то, что считалось невозможным: обучение необучаемых детей.

На ставку педагога скидывались: половину платили родители, а оставшиеся деньги Любовь Ивановна каждый месяц собирала по друзьям и знакомым. Каждый из родителей по очереди бесплатно дежурил в качестве няни.

Программа “Школы жизни”, как назвали проект, заключалась в обучении ребят основам самостоятельности и самообслуживания: переходить улицу и платить за проезд в транспорте, делать покупки в магазине и мыть посуду.

“Тогда их только за руку водили, а теперь они сами у нас везде ходят, умеют читать вывески, ориентироваться, да и дома их одних уже не страшно оставить: смогут и обед приготовить, и прибраться, – рассказывает Любовь Ивановна Кац. – Многие родители, которые раньше были вынуждены сидеть дома, теперь смогли найти работу”.

Кстати, трудоустраиваются сейчас и сами воспитанники “Школы жизни”. Благодаря другим программам АРДИ “Свет” ребята осваивают профессии дворника, ткача и швеи. Летом многие вполне официально трудятся на работах по благоустройству города: стригут газоны, сажают клумбы, подметают улицы.

В самом начале работы (в 1995 году) Любовь Ивановна сумела набрать в “Школу жизни” всего один класс. Через год классов стало четыре. Сейчас в АРДИ “Свет” входит более девятисот владимирских семей.

А через четыре года после открытия “Школы жизни” с одиннадцати ее учеников был снят диагноз “необучаемые”. Ребят зачислили в коррекционные школы восьмого вида.

Сейчас во Владимире вообще нет понятия “необучаемый”. Каждому ребенку, который не может учиться вместе со всеми, предлагаются различные формы обучения: в группе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы восьмого вида или дома.

АРДИ “Свет” не останавливается на достигнутом. С 1 сентября 2005 года для молодых людей с серьезными нарушениями начала работать новая программа – обучение самостоятельному проживанию. Ребята по два человека (под руководством педагогов сопровождения) самостоятельно живут в отдельной квартире без родителей, учатся вести домашнее хозяйство (убирать в доме, готовить, стирать), делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию.

Профессиональное образование

В “Школе жизни” ученики осваивают шитье и вязание. Однажды Любовь Ивановна решила, что будет гораздо полезнее, если этому их научат профессионалы. И пристроила, как она выражается, своих ребят в учебно-производственный комбинат, куда ходили на профориентацию владимирские школьники.

Произошло это шесть лет назад, а в этом году комбинат закрыли из-за того, что в нем стало некого учить: во Владимире серьезный демографический спад.

Ребята из “Школы жизни” оказались не у дел. Тогда Любовь Ивановна договорилась с одним из городских ПТУ. Теперь воспитанники АРДИ “Свет” учатся шить в стенах обычного училища, бок о бок с другими детьми, получая при этом стипендию и бесплатное питание.

“В ПТУ занимаются шестеро наших ребят, – рассказывает Любовь Ивановна. – До этого трое из них не ходили ни в какие школы, но мы их научили главному: самостоятельности, и теперь они учатся вместе со всеми! В конце года получат дипломы швеи. Значит, у них будет профессия, будет какой-то плацдарм в жизни!”

Ребята учатся по специальной программе, в которой мало общеобразовательных дисциплин и много практики.

«В комбинате стояли обычные швейные машинки, а здесь – промышленные! – рассказывает Кира, одна из воспитанниц АРДИ “Свет”. – “Но мы их уже освоили. Мне здесь вообще больше нравится, потому что в комбинате занятия были два раза в неделю, а здесь – каждый день. Сейчас я шью пододеяльник. Потом на работу, может, куда-нибудь устроюсь. Но больше всего я хочу быть программистом! Компьютер для меня – это все!”

Компьютеры

Есть у АРДИ “Свет” и свой компьютерный класс. Здесь ребята занимаются каждый по индивидуальному сценарию. Кто-то учится набирать текст, кто-то осваивает специальные программы развития цветового восприятия. Шесть компьютеров, подаренных спонсорами, стоят в помещении бывшего детского сада. Здесь же хранится инвентарь для обучения дворников, уже, кстати, работающих в соседних дворах. Днем в этом же кабинете проходят занятия по ткачеству и вышиванию, а вечером педагоги работают с аутичными детьми.

«Помещений у нас мало, – говорит Юрий Михайлович Кац. – Поэтому каждое мы используем с утра до ночи! Например, в той квартире, где работает “Школа жизни”, также находится юридическая приемная, где мы бесплатно консультируем родителей, и центр творческих ремесел, и приемная Любови Ивановны как депутата».

Недавно, правда, городские власти перестали оказывать помощь общественным организациям (во Владимире это называлось “муниципальная опека”), поэтому за аренду помещений ассоциация “Свет” теперь должна платить самостоятельно, а таких денег у нее просто нет.

Пока в стране рассуждают о плюсах и минусах инклюзивного образования детей-инвалидов, во Владимире оно уже давно реализуется на практике. Причем во многом не от хорошей жизни.

“Своего помещения у нас нет, – смеется Любовь Ивановна. – Вот мы и пристраиваемся куда можем. Зато наши ребята ездят по всему городу и всегда находятся в контакте с обычными детьми. Как-то это само собой выходит”.



Глухие

А вот во владимирской школе №14 совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников – проект, до деталей продуманный и не случайный.

Школа №14 – единственное в России общеобразовательное учебное заведение, куда принимают глухих и слабослышащих детей. В начальной школе они занимаются отдельно под руководством сурдопедагога, а дальше вливаются в обычные классы, где учатся наравне со всеми, без всяких поблажек.

Проект начал работать шесть лет назад. До этого всех слабослышащих детей, достигших школьного возраста, родители должны были отправлять в интернат в Ковров.

“Помимо того что приходилось отдавать ребенка в спецзаведение при живых родителях, была в этом и масса других недостатков, – рассказывает Юрий Михайлович. – Там детей обучали азбуке глухонемых, и все уроки велись именно так. Это отгораживало их от мира непроницаемой стеной. Понимать они могли только язык жестов, которым никто, кроме них, не владеет!”

Ассоциация “Свет” начала заниматься образованием глухих и слабослышащих детей неожиданно. В течение нескольких дней независимо друг от друга к Любови Ивановне с просьбой помочь обратились несколько родителей, чьи дети должны были уезжать в Ковров.

“Я пошла по чиновникам, и заведующая отделом по делам семьи говорит: а вы обратитесь к моему мужу, он директор школы. И мы пришли сюда, – говорит Любовь Ивановна. – Директор Александр Иванович Мордасов наших детей принял. Правда, получил за это 14 выговоров, так как интернат не хотел отдавать школе документы и ребята учились как бы незаконно”.

Сейчас в школе №14 учится 21 глухой ребенок. Все они после уроков ходят на индивидуальные занятия с сурдопедагогом и психологом. Учатся слышать.

“У нас есть очень хорошая аппаратура, нам спонсоры подарили, – говорит сурдопедагог Ирина Сурова. – Но я все равно стараюсь развить в них слух и стараюсь, чтобы они по губам не читали: прикрываю рот, когда говорю. Пусть постараются услышать! Невозможно совсем их сравнять с обычными детьми, но приблизить можно”.

“Вот недавно у Гриши, который в пятый класс сейчас ходит, сломался слуховой аппарат в день диктанта, – рассказывает второй сурдопедагог школы Ирина Карева. – Так он без ушей, как они выражаются, следя за артикуляцией и внимательно вслушиваясь, написал диктант на “отлично”!”



Театр

В свободное от занятий время воспитанники АРДИ “Свет” ходят на репетиции и ездят с гастролями по всей Владимирской области. Восемь лет назад Любовь Кац организовала для своих подопечных Театр дружбы и добра особенных детей.

“Когда все начиналось, их по сцене приходилось водить за руку. Женщина-хореограф, которую мы пригласили с ними работать, посмотрела на наших ребят и испугалась: у меня, говорит, ничего не получится, – рассказывает Юрий Михайлович. – А теперь они и поют, и танцуют, и прекрасно двигаются по сцене! В том числе и глухие ребята!”

В репертуаре театра уже восемь постановок. Репетиции проходят на сцене владимирского Дворца культуры. Во многих городах, где выступает Театр дружбы и добра, после гастролей родители детей-инвалидов тоже начинают объединяться, затевают собственные реабилитационные и образовательные программы.

“Нам недавно один чиновник, которого мы пригласили на наш спектакль, так и сказал, – рассказывает Любовь Ивановна. – Да у вас, наверное, подставные актеры выступают, ни за что не поверю, что это инвалиды! И это был самый лучший комплимент!”

Лошади

“Как бы тяжело нам ни пришлось, мы никогда не закроем две наши программы: “Школу жизни” и иппотерапию, – говорит Любовь Кац, правда, потом добавляет: – А еще юридическую консультацию не закроем… и театр… в общем, ни с чем не хочется расставаться!”

“Иппотерапия – это самая дорогая из всех программ, – подхватывает Юрий Михайлович. – Лошадь съедает (в прямом смысле) все спонсорские деньги, но зато и польза от нее неоценимая. Кто был на коляске – встает на костыли, кто ходил на костылях – начинает двигаться самостоятельно!”

На лошади здесь сидят без седла для более полного контакта с животным. Таким образом, у ребят тренируются все группы мышц. Преподавателю верховой езды Виктору Чукаеву приходится совмещать в себе качества тренера и педагога.

“Моя задача, чтобы им было интересно, чтобы они хотели сюда идти, – говорит он. – Наши ребята в своем мире живут. Значит, я должен научиться общаться на их языке. У меня был парень Алан, я с ним вместе даже по земле валялся!”

Виктор Чукаев сажает на лошадь всех без исключения. И умеет сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не боялся. Хотя дети, как правило, и не боятся, занимаясь верховой ездой с неизменным восторгом. А чтобы не боялись и родители, на занятиях очень скрупулезно соблюдаются все правила безопасности.

В 2001 году (а затем ежегодно) в день города ассоциация “Свет” провела во Владимире иппоэстафету, в которой дети-инвалиды участвовали наравне со своими здоровыми сверстниками.

А некоторые ученики Виктора Чукаева даже ездили на Специальную олимпиаду в Москву. И один из воспитанников АРДИ “Свет”, Семен Сидоренков, занял там первое место и завоевал кубок столицы по конному спорту.



Преподаватели

Сейчас в АРДИ “Свет” работают 11 педагогов. Зарплату им платит администрация Владимира. Когда появляется вакансия, то в ассоциацию приходят по 10–12 человек на место.

За десять лет работы с особенными детьми у АРДИ “Свет” сложился свой собственный педагогический стиль. Поначалу он определялся чисто интуитивно.

“У нас есть такое понятие – “наш человек”, словами этого не объяснишь, это надо сердцем чувствовать, – рассказывает Юрий Кац. – Нового человека, когда он еще даже не начал у нас работать, а только изъявил желание, мы обычно приглашаем на какое-нибудь мероприятие, в котором участвуют дети. И наблюдаем, как он себя поведет. Если он просто сидел и смотрел – это одно дело. А если он сразу же включился в общение с детьми, заговорил, познакомился, затеял какую-нибудь игру – мы понимаем: это наш человек!”

Постепенно эти интуитивные ощущения оформились в “золотые правила педагога”. Каждый пункт здесь основан на каком-то конкретном случае, точнее, на конкретной ошибке. Чтобы допущенная ошибка больше не повторялась, из нее делают выводы, которые вносят в “золотые правила”.

Например, говорить о проблемах и неудачах ребенка педагог может только с глазу на глаз с родителями. Никаких публичных обсуждений, тем более в присутствии детей, быть не должно. При всех ребенка можно только хвалить.

Нельзя публично критиковать и учителя. Родитель, если он присутствует на уроке, не имеет права вмешиваться в его проведение. Все замечания и пожелания высказываются уже потом, наедине с педагогом.

Или такое правило: педагог не может принимать подарки от учеников и их родителей.

“Иначе это становится традицией, – объясняет Любовь Кац. – А наши родители – люди небогатые, зачем им лишние расходы! И потом, как бывает в школах: появляется некая градация – хороший подарок, дорогой или скромный – и уже соответственно и к ребенку относятся, а это недопустимо!”

Большое внимание в АРДИ “Свет” уделяется воспитанию педагогов.

“Труднее всего, – делится опытом Юрий Кац, – остановить педагога, чтобы он не делал за ребенка то, что ребенок может сделать сам. С родителями такая же проблема. Не хватает терпения и доверия. Конечно, нам быстрее и проще самим завязать ребенку шнурки, чем смотреть, как он полчаса возится. Но так мы никогда не научим их самостоятельности!”

“У нас педагоги обязательно сначала сами осваивают все то, что мы предлагаем делать детям: и верхом ездят, и вышивают, и игры новые на себе опробуют, – добавляет Любовь Ивановна. – Только так можно почувствовать все трудности, понять, как удобнее это делать, чтобы потом подсказать ребенку”.

Воспитывают здесь не только педагогов, непосредственно работающих в ассоциации, но и тех, кто сталкивается с особыми детьми в своих школах. Эта работа направлена главным образом на то, чтобы через учителя подготовить здоровых детей к принятию в свой коллектив ребенка-инвалида.

За все то время, что воспитанники АРДИ “Свет” учатся в школе № 14 и ходят на занятия в профессиональное училище, между ними и другими учениками не возникло ни одного конфликта.



Любовь и Юрий

У Любови Ивановны три высших образования. Два из них она – медицинское и педагогическое – получила специально для того, чтобы работать с детьми-инвалидами.

Чтобы иметь больше возможностей помогать особенным детям, Любовь Кац даже пошла в политику, став депутатом Владимирского горсовета.

“Теперь я как депутат могу запрашивать любую информацию, – говорит Любовь Ивановна. – Стараюсь входить во все комиссии, везде участвовать. Это очень полезно. Со стороны кажется, будто депутаты ничего не делают. На самом деле им всегда надо принять какое-нибудь решение. А я нужное им подсказываю!”

Любовь Ивановна считает, что у государства просто не могут до всего доходить руки. Помогать друг другу должны прежде всего люди: взрослые – детям, здоровые – больным. Девиз организации: “Подари радость тому, кому трудно”.

“Любовь Ивановна всегда всем помогает, – рассказывает ее муж Юрий Михайлович Кац. – Все к ней обращаются – и стар и млад, знают, что она не откажет. Иногда просто на улице подходят незнакомые люди. Я часто удивляюсь, как у нее на всех и на все хватает сил! Все наши программы – результат ее работы. Я только помогаю. Она все движет. Планы пишет, придумывает”.

То, что к Любови Ивановне обращаются за помощью прямо на улицах, не зная, что она всю жизнь помогает людям, совсем неудивительно. В ее улыбке есть нечто располагающее к себе. Наверное, это искренняя заинтересованность в людях.

Юрий Кац – прирожденный воспитатель. Например, чтобы юристы и педагоги, работающие в “Свете”, не опаздывали на методические дни, Юрий Михайлович придумал такое “наказание”: опоздавший должен при всех спеть “Мурку”. Шутки шутками, а уже после первого “выступления” охота опаздывать пропадает.

«Однажды я решил, что у меня ничего не получается, хотел уйти, – рассказывает Виктор Чукаев, один из педагогов АРДИ “Свет”. – Юрий Михайлович меня часа два воспитывал. Говорил, так и должно быть, через это желание проходят все. Простые какие-то слова, но я буквально воскрес. И уходить раздумал. Более того, работа стала для меня чем-то большим, не просто работой. Все благодаря Юрию Михайловичу!»

Юрий Кац по одному из своих образований – юрист. Он считает, что для человека, помогающего другим людям, столкновение с государственной машиной неизбежно. Однако верит, что, хорошо зная законы, с чиновниками справиться можно.

“На баррикады мы не ходим – это наш принцип, – говорит Юрий Кац. – Потому что на баррикадах можно проиграть. А зачем нам проигрывать? Мы воюем не с системой. А с отдельными чиновниками, которые нарушают законы. Всех мы пытаемся убедить теоретически, обложив кодексами. Ни один чиновник не захочет открыто нарушить закон. Они пользуются правовой безграмотностью и беспомощностью людей. Увидев, что тебе законы хорошо известны, они тут же начинают вести себя по-другому: работать”.

Юрий Кац использует не только юридические, но и экономические доводы. Его главный аргумент: “Содержание ребенка-инвалида в спецзаведении в месяц обходится государству не меньше чем в 30 тысяч, а если ребенок живет дома, государство платит родителям всего 120 рублей”.



Но это версия для чиновников. Для самого Юрия Михайловича важнее любых законов и экономических расчетов твердое убеждение в том, что каждый ребенок должен воспитываться в семье.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет