ГУ «Детско - юношеская библиотека
Республики Карелия»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ПРОБЛЕМА
ИЛИ МЫШЛЕНИЕ НОВОГО ВЕКА?
Методические материалы
Вып.1
Петрозаводск
2008
УДК 02
ББК 78.38
Т 71
Т71 Толерантность: проблема или мышление нового века? : метод. материалы. Вып.1 // Детско - юношеская библиотека Республики Карелия ; [сост. М. Я. Смольговская]. - Петрозаводск : Детско - юношеская библиотека Республики Карелия, 2008. – 41с..
УДК 02
ББК 78.38
Ответственный за выпуск: Сакина В. А., директор ДЮБ РК
Составитель : Смольговская М. Я., вед. библиотекарь ДЮБ РК
Редактор: Шестакова С. П., зам. директора ДЮБ РК
Компьютерная верстка: Бойцова Е. Г., библиотекарь ДЮБ РК
Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:
185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 1
Тел. / факс: (8142) 78-32-29
E-mail: dubrk@library. karelia.ru
Тираж 25 экз.
© Детско – юношеская библиотека
Республики Карелия, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ
-
От составителя…………………………………………………………с. 3
-
Материалы для проведения круглого стола………………………...с. 5
-
«Толерантность: проблема или мышление нового века?»:Сценарий круглого стола………………………………………………………...с.10
-
Художественная литература - в помощь воспитанию толерантности…...…………………………………………………....с. 18
Приложения:
Приложение 1. Книжная выставка………………………...................с. 29
Приложение 2. Анкета «Толерантность и антифашизм»……………с. 31
Приложение 3. Мысли известных людей о толерантности…………с. 33
Приложение 4. Выдержки из документов о толерантности…………с. 35
Приложение 5. Словарь толерантности………………………………с. 37
Приложение 6. Художественная литература по толерантности :
список………………………………………………… с.40
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Цель методического материала состоит в том, чтобы поделиться с коллегами опытом, накопленным составителем в работе по теме толерантности.
Структура материала такова:
В первом разделе дан сценарий круглого стола, который можно провести в библиотеке. Сама форма свободной и непринужденной беседы, как показал опыт, подходит для разговора о непростых проблемах взаимопонимания и взаимоприятия людей разных национальностей и религиозных конфессий. Такой разговор должен быть обеспечен фундаментальной информационной поддержкой, т. к. ведущим необходимо быть готовыми ответить на любые вопросы, что предполагает свободное владение материалом и готовность к импровизации. Вести круглый стол могут как один так и два ведущих.
При подготовке к круглому столу проводилось анкетирование участников по теме «Толерантность и антифашизм» (Приложение 2). Обычно разговор начинался с анализа анкет, что давало хороший толчок к размышлению, служило поводом к началу дискуссии и высказываниям различных мнений.
Для оформления зала была подготовлена книжная выставка (Приложение 1), а также использованы цитаты и крылатые выражения (Приложение 4).
Участниками круглого стола стали учащиеся Педагогического колледжа, будущие воспитатели детских садов, что обусловило как составление списка литературы, так и разработку книжной выставки и сценария, выбора обсуждаемых вопросов.
Оборудование и материалы для мероприятия:
-
Мультимедиапроектор и экран.
-
Доска, мел, заголовки к книжной выставке.
-
Мысли известных людей о толерантности (тексты можно разложить на столе – см. Приложение 3).
-
Фотоаппарат.
Во втором разделе произведения художественной литературы по теме толерантности разделены по трем блокам: литература для дошкольников и младших школьников; литература для среднего школьного возраста и литература для старших школьников и юношества. Формы работы могут быть самые разнообразные, но предпочтение следует отдать беседам, диспутам, круглым столам, с непременной опорой на литературную основу. Как показывает опыт, ребята с удовольствием обсуждают непростые темы взаимопонимания и взаимоприятия, дают свои оценки поступкам литературных героев, учатся сопереживать и быть толерантными.
В приложениях дан словарь по толерантности, который может быть использован в качестве информационной поддержки для ответов на вопросы, ибо зачастую участники круглого стола не владеют необходимой терминологией.
Материалы для проведения круглого стола
Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.
Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.
В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.
Понятие толерантности очень емкое и многозначное.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.
В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.
В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:
- признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;
- принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;
- понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе».1
Вот одна из формул толерантности:
«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»
Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его».2
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии».3
Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:
«Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства».4
Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?
-
Законодательная база.
Законодательная база каждой страны должна
применяться целях зашиты прав человека.
2. Образовательный уровень.
Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.
-
Доступ к информации
Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.
-
Личное осознание проблемы
Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?
Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.
Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.
По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет - образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.
Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.
«Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения»5.
Образование – это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.
«Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное – выше личного…
Фашизм – очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель»6.
Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.
Школьные и детские библиотекари могут и должны вносить в воспитание этой гражданской добродетели свой вклад, используя разные формы и методы работы с книгой и читателями.
Не случайно одними из первых, наряду с преподавателями истории и воспитателями, стали работать по проблемам толерантности библиотекари. В 2001-2002 годах в газете «Библиотека в школе» были опубликованы материалы и список статей по этой теме7 (Приложение 6).
Вот как эмоционально, от имени школьных и детских библиотекарей, обратилась к читателям Людмила Воронова: «Читай ты больше книг, ты бы понимал, что России, Латвии, Чечне, Грузии, Татарстану нужны граждане, люди, а не стадные животные, которыми так легко манипулировать, направлять стадо на неугодных, чтобы топтать». 8
Достарыңызбен бөлісу: |