Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №48»
Проект по технологии
Выполнила: ученица 8 «А»класса
Головастова Виктория.
Проверила: учитель технологии
Ларькова Галина Владимировна
Калуга, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Выбор и обоснование проекта……………..……………………………….…..4
Цели и задачи проекта………………………………………...……….….........4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта………………………………………5
Определение формы и размеров изделия..……………………………..………..5
Выявление основных параметров и ограничений…………………..………..…6
Критерии, которым должен удовлетворять проект…………………………….6
Назначение и область применения…………………………………….……..…6
Возможные варианты…………………………………………………………….7
Выбор оптимального варианта……………………………………...……………8
Выбор материалов………………………………………………...………………9
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования……………...………10
Оценка возможностей…………………………………………...………………10
Предварительный расчет себестоимости изделия…………………...…….….11
Ожидаемый результат…………………………………………………………...12
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
План работы над изделием……………………………………………...…..…..13
Последовательность изготовления картины…………….....…………………..13
Организация рабочего места…………………………..………………………..14
Санитарно-гигиенические условия ………………...…………………………..15
Правила безопасной работы ………………………………………………...….15
Уход за изделиями с батиком………………………………………...…………15
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты………………………………………………………...16
Экологические проблемы ………………………………………………………18
Самооценка …………………………………………………..………………….18
Рекламный проспект………………………………………………….…………19
Готовый результат……………………………………………………..………...20
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы………………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЯ
История развития батика….…………………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Выбор и обоснование проекта
Моё самое любимое занятие – это рукоделие. Когда в 5 классе начались уроки технологии, я научилась шить, вязать крючком и спицами. Моими работами украшена наша квартира. В этот раз я решила сделать в подарок классу картину, нарисованную батиком. Батик - роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Этот вид рукоделия очень красивый, изящный и не трудный в выполнении. Я думаю, моя картина дополнит интерьер кабинета технологии.
Итак, решено, я буду делать картину, расписывая ткань батиком, для украшения кабинета технологии.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: изготовить картину, расписанную батиком.
Задачи:
-
Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже.
-
Разработать свой вариант росписи батиком.
-
Подобрать недорогой, экологически чистый материал.
-
Разработать технологическую карту изготовления картины.
-
Совершенствовать и развивать умения и навыки в технике росписи батиком.
-
Оценить свои возможности в творческой деятельности.
-
Формировать умение самостоятельно добывать знания, расширять свой кругозор.
-
Оценить проделанную работу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта
Чтобы ничего не упустить в работе, составляю схему. Это поможет сосредоточиться и успешнее выполнить проект.
Схема №1. Звездочка обдумывания
Определение формы и размеров изделия
Я хочу, чтобы картина была небольшая, примерно 20*30 см., прямоугольной формы.
Выявление основных параметров и ограничений
-
Изделие должно быть красивым, аккуратным и дополнять интерьер класса.
-
Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы.
-
Изделие должны отличаться от ассортимента, который предложен в магазинах на данный момент.
Я постараюсь выполнить все свои требования.
Критерии, которым должен удовлетворять проект
Схема №2. Требования к изделиям
Назначение и область применения
Я распишу картину одним из видов искусств «батик», которая будет служить для украшения кабинета технологии. Моя работа будет повышать настроение окружающим людям, которые будут на нее смотреть. Я сделаю эту картину красивой, чтобы она привлекала к себе внимание и другие смогли ей заинтересоваться.
Возможные варианты
№
|
Модель
|
Описание модели
|
1
|
|
Картина «батиком» «Розы».
Розы нарисованы на шелковой ткани акриловыми красками «Decola» фиолетовыми оттенками на светлом фоне.
Размер 20*30 см.
|
2
|
|
Картина «батиком» «Пионы»
Пионы нарисованы на шелковой ткани акриловыми красками «Javana»
на светло-бежевом фоне.
Размер 30*40 см.
|
3
|
|
Картина «батиком» «Лилии»
Лилии нарисованы на хлопковой ткани акриловыми красками «Decola» на темно-зеленом фоне.
Размер 40*40 см.
|
Таблица №1. Варианты картин
Выбор оптимального варианта
№1. Эта картина очень симпатичная и нежная. У нее очень красивая цветовая гамма. Мне кажется, что это идеальный вариант для моего проекта.
№2. Картина красивая, небольшого размера. Но она достаточно сложная и немного бледновата.
№3. Очень красивая и яркая картина. Но у нее слишком большой размер. Я считаю, этот вариант мне не подходит.
Я провела опрос среди своих близких и выяснила, что всем нравится именно этот вариант росписи.
-
|
Вариант №1
|
Вариант №2
|
Вариант №3
|
Папа
|
+
|
—
|
—
|
Мама
|
+
|
—
|
—
|
Бабушка
|
+
|
—
|
—
|
Таблица №2. Выбор лучшего варианта
Я рада, что мнение моих близких совпало с моим выбором.
Есть еще один плюс в пользу именно этой модели. Мне хочется, чтобы узоры на картине были нежными и красивыми, выполненные разными оттенками. Из всех предложенных вариантов только модели №1 и №2 отвечают этим требованиям. Но модель под №2 смотрится слишком сложно.
Итак, решено: буду выполнять картину «батиком» № 1.
Выбор материалов
Схема №3. Ткань для картины
Выбор: Я выбираю синтетическую ткань, т.к. на ней лучше всего рисовать акриловыми красками.
Схема №4. Краски для рисования
Выбор: Я выбираю акриловые краски, т.к. у них очень много оттенков и они очень хорошо ложатся на ткань.
Схема №5. Дополнительные материалы для создания картины
Выбор инструментов, приспособлений и оборудования
Инструмент
1. Ножницы.
2. Карандаш.
3. Кисти.
|
Приспособления
1. Линейка.
2. Кнопки.
|
|
Оценка возможностей
Интеллектуальные возможности
Прежде чем приступить к работе, мне надо оценить свои возможности: хватит ли знаний, умений и навыков для выполнения задуманного.
Я знаю (умею)
|
Я хочу знать
|
Где узнать?
|
1. Рисовать.
2. Воплощать свои идеи на ткань.
|
1. Как подбирать тона и оттенки.
|
1. В книгах и журналах.
2. У учителя технологии.
3. У родных.
4. В интернете.
|
Таблица №3. Оценка интеллектуальных возможностей
Думаю, что с поставленной задачей справлюсь.
Материальные возможности
Прежде чем браться за работу, надо посмотреть, что у меня есть, а что надо купить. Для создания картины мне понадобятся: ткань, рамка, краски, кисти, кнопки. Все это мне необходимо купить.
Финансовые возможности
Для покупки материалов нужны деньги. Где их взять?
Деньги
Схема №7. Способы получения денег на покупку материалов
Заработать - хороший вариант, но я ещё маленькая и не смогу самостоятельно заработать деньги.
Найти - нереально, да и вариант не очень хороший.
Взять взаймы - неудобно, так как придётся отдавать.
Взять у родителей - хороший вариант и родители не откажут.
Предварительный расчёт себестоимости изделия
Теперь необходимо посчитать, сколько нужно денег для изделия.
№ п/п
|
Наименование
|
Цена за1(ед) в руб.
|
Расход
|
Затраты (руб.)
|
1.
|
Краски
|
800
|
1
|
800
|
2.
|
Ткань
|
120
|
1м.
|
120
|
3.
|
Рамка
|
70
|
1шт.
|
70
|
Итого: 990 руб.
|
Таблица №4. Затраты на материалы
Картон и нитки для оформления картины есть дома. Получается довольно большая сумма. Но часть ткани и красок останется. К тому же это ручная эксклюзивная работа. Родителям нравится мое увлечение рукоделием, и, думаю, они не откажут мне в деньгах.
Ожидаемый результат
Рис.1. Картина
Картина нанесена на синтетическую ткань красками «Decola». Размер картины 20*30см. Основное поле ткани заполнено прекрасными розами, необычного нежно - фиолетового цвета. Общий фон картины является продолжением экспозиции и красочно дополняет художественный замысел.
Я считаю, что это идеальный вариант для моего проекта.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
План работы над изделием
-
Выкройка ткани.
-
Нанесение рисунка на ткань.
-
Нанесение контура.
-
Роспись ткани.
-
Окончательная отделка.
Последовательность изготовления картины
№ п/п
|
Выполняемая операция
|
Рисунок
|
Инструменты
|
1.
|
Нанесение рисунка на ткань.
|
|
Карандаш.
|
2.
|
Нанесение контура на рисунок.
|
|
Резерв по шелку «Decola»
|
3.
|
Создание общего фона.
|
|
Краски для батика «Decola»
|
4.
|
Рисование картины.
|
|
Краски для батика «Decola».
|
5.
|
Обводка рисунка контуром.
|
|
Контур 3D «Decola».
|
Таблица №5. Технологическая карта
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть удобным, стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления располагают в правой стороне стола, а материалы – с левой. Необходимо следить за правильной посадкой при рисовании. Во время работы грудь не должна быть сжата, корпус слегка наклонен вперёд, расстояние от глаз до работы 25-30см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Санитарно-гигиенические условия
-
Рабочее место для рисования должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
-
Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин.
-
Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
Правила безопасной работы
-
Нельзя пользоваться ржавыми кнопками. Они могут оставить следы на ткани.
-
Работать осторожно, чтобы не попасть кисточкой в глаз.
-
Аккуратно обращаться с красками.
Уход за изделиями с батиком
Обтянуть картину на картонку и аккуратно вставить в рамку, что бы изделие приобрела красивый, законченный вид.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты
Определим себестоимость изделия (С), на производство которого требуются следующие затраты: С = Мз + АО + Роп + Зпр, где
Мз – материальные затраты;
АО—амортизационные отчисления;
Роп – расходы на оплату труда;
Зпр – затраты прочие.
Определим материальные затраты (Мз):
№ п/п
|
Наименование
|
Цена за1(ед) в руб.
|
Расход
|
Затраты (руб.)
|
1.
|
Краски
|
800
|
1/4
|
200
|
2.
|
Ткань
|
210
|
1/6 м.
|
14
|
3.
|
Рамка
|
70
|
1шт.
|
70
|
Итого: 284,00 руб.
|
Таблица №6. Затраты на материалы
Материальные затраты составили 284 руб.
Определим амортизационные отчисления (АО):
АО=АИН+АОБ, где
АИН—амортизация инструментов;
АОБ—амортизация оборудования.
Рассчитаем амортизацию инструментов (АИН):
АИН=СО × НО : 100, где
НО — норма амортизационных отчислений, %;
СО — стоимость основных фондов, руб.
Норма амортизационных отчислений составляет 10% от их стоимости.
Кисти: 60 руб. × 10% : 100=6 руб.
Кнопки: 15 руб. × 10% : 100=1,5 руб.
Итого: 7, 5руб.
Полное списание инструмента производится через 2 года (24 месяца).
Амортизационные отчисления за один месяц будут составлять:
АИН = 7,5руб. : 24=0.31 руб.
Амортизационные отчисления за один день будут составлять:
АИН= 0,31руб. : 22 (рабочих дня)=0.014 руб.
Расход на амортизацию инструментов составляет 0.01 руб. в день.
Определим расходы на оплату труда (Роп):
Роп = Зп: 22дня: 2.5ч × Враб, где
Зп – заработная плата подростка за месяц, руб.;
Враб – время рабочее, ч.
Роп = 5205 : 22дня : 2,5ч × 4ч = 378.55руб.
Вывод: расходы на оплату труда составили 378.55 руб.
Определим затраты другие (Здр):
Здр = Эз + Трас, где
Эз – энергетические затраты, руб.;
Трас – транспортные расходы, руб.
Рассчитаем энергетические затраты (Эз):
Эз = N × Враб × Тбыт, где
N – мощность источника, кВт. × ч;
Враб – время работы, ч;
Тбыт - тариф бытовой, руб.
№ п/п
|
Этап работы
|
Время работы, (час.)
|
Потребляемая мощность,
(кВт)
|
Стоимость 1 кВт/ч, (руб.)
|
Затраты, (руб.)
|
1.
|
Работа при местном освещении
|
4
|
0.2
|
3.51
|
0.70
|
Итого: 0 руб.70 коп.
|
Таблица №7. Энергетические затраты
Энергетические затраты составили 0.7руб.
Транспортные расходы составили 30 руб.
Затраты другие составили 30.70 руб.
Подсчитаем полную стоимость картины:
С = 284 руб. + 378.55 руб. + 30.7 руб. = 693.25 руб.
Полная стоимость картины: 693 руб. 25 коп.
Экологические проблемы
Изготовление картины с применением красок «Decola» для батика – экологически чистый процесс. Он безотходный (обрезки ткани минимальны) и безвредный (не выделяются вредные вещества, нет веществ, загрязняющих воду и почву).
Вреда своему здоровью во время изготовления картины я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы. Работала не более 2 часов в день с перерывами. Рабочее место я содержала в чистоте.
Я надеюсь, что моя картина с изображением роз будет радовать других так же, как и меня.
Самооценка
Я очень старалась, когда рисовала картину. Она получилась красивой. Мои родные и близкие, особенно мама, были очень довольны. Моя картина очень подходит под интерьер нашего кабинета технологии.
Другая положительная сторона проекта заключалась в том, что это единственная модель и больше такой картины я нигде не встречала.
При изготовлении изделия я освоила следующие новые навыки: как правильно наносить фон, выделять четко контур, подбор и сочетание цвета.
Считаю, что в целом проект получился хороший. Мне нравятся изделие, которое я сделала для нашего кабинета технологии.
Я надеюсь, что мой проект будет оценен достойно.
Рекламный проспект
У нас вы сможете приобрести
всё необходимое для рисования:
краски, кисти, холсты,
обучающие книги и многое другое…
Низкие цены и доброжелательные продавцы!!!
Адрес: ул. Радужная, 7.
Ул. Центральная, 15.
Телефон:123-456;654-321.
Режим работы:
понедельник
вторник
среда с 8 до 17:00
четверг
пятница
суббота
воскресенье – с 10 до 14:00
МЫ ВАС ЖДЁМ!!!
Готовые изделия
Фото№1 Картина в рамке
Картина нанесена на синтетическую ткань красками «Decola». Размер картины 20*30см. Основное поле ткани заполнено прекрасными розами, необычного нежно - фиолетового цвета. Общий фон картины является продолжением экспозиции и красочно дополняет художественный замысел.
Картина получилась именно такой, как я и хотела. Наш кабинет технологии преобразился. Мои родные и друзья остались очень довольны моей работой.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы
1. Волшебный батик. — Издательство «Рипол Классик» 2012.
2. Интернет сайты: http://art.ioso.ru/wiki/index.php,
http://trudovichka.ru/
3. Лучшие проекты учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
История развития батика
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Роспись шелка – это захватывающий мир творчества, это подлинное наслаждение. Существует множество способов росписи по щелку, каждый из них требует различных материалов, различных технических приемов и процессов. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Родиной их считается Китай и Индия. В те давние времена использовали природные красители растительного и животного происхождения. Сегодня используют высококачественные зарубежные красители, которые не выгорают на солнце и не линяют при стирке. Раскрашивание ткани - необыкновенно завлекательное действие: из под Вашей кисти на отрезке материи появляются различные произведения, оригинальные натюрморты, незабываемые узоры. Это увлекательное занятие помогает даже ребенку почувствовать себя настоящим художником, проявить художественное чутье и претворить в жизнь по настоящему уникальные произведения искусства. Выбор предметов для рисунка довольно велик: картины, шали, занавески, платья и многое другое - выбор для воображения огромный. Чтобы роспись по шелку удалась, потребуются специальные умения. Кроме того, во время Вашего творчества с шелком Вы сами создадите какие то свои техники.
Навык рисования на ткани берет свое начало в глубокой древности. На острове Ява местные жители еще до появления тканей наносили орнаменты на домашнюю утварь с помощью горячего воска, а на свободные от воска участки наносили натуральные краски.
Позднее способ создания рисунков горячим воском начали применять и для раскрашивания тканей. Воск при окрашивании ткани отторгает краску, защищая (резервируя) ее натуральный цвет, и в результате на поверхности ткани появляется изображение. На этом свойстве воска и базируется традиционная методика художественного окрашивания ткани, которая и получила название "горячий батик". Размещение воскового трафарета при необходимости получить большее разнообразие расцветок можно повторять не единожды. Удалить воск можно при помощи утюга.
Технология
1. Горячий Батик
Способ "горячий батик" наиболее живописен, но весьма трудоемок и сложен для воплощения. Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создаёт неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика: 1) Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г; 2) Парафин 250 г, искусственный воск 230 г, технический вазелин 20 г; 3) Парафин 400 г, натуральный воск 100 г. Массу расплавляют на водяной бане до однородности. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных мотивов. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом (не химическим).
Существуют три способа нанесения воска. Два из них дают возможность живописной работы горячим резервом, а рисунок непосредственно соприкасается с фоном. Третий приём связан с контурной обводкой рисунка.
Познакомимся с первым способом: воск наносят на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается целиком белый рисунок на цветном фоне. Рисование воском ярко выявляет творческий почерк автора, позволяет импровизировать. Второй способ более сложный: воск наносят на фон и внутренние линии, а сам рисунок окрашивают. Как и в первом случае, это легко выполнить щетинными кистями разной величины. Воск лучше наносить крупными пятнами неопределённой формы. Не надо «для начала» обводить кистью все контуры рисунка и проводить ровные полосы. Воск ляжет неравномерно и после крашения эти вовсе не живописные полосы проявятся. И третий, самый сложный приём: воск наносят только на контуры рисунка. Опустив затем ткань в краску, мы получим белый контурный рисунок на цветном фоне. Здесь показано крашение одним цветом. При крашении в несколько цветов или поверхностной росписи красками получается многоцветный рисунок .
Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими щетинными кистями, а для нанесения линий пользуются тьянтингом или тонкой кистью. В тьянтинг воск заливают ложкой. Чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл, так как придется снова подогревать. Перед началом работы тьянтинг необходимо "расписать" на бумаге так, как "расписывают" новую шариковую ручку. Нижнее отверстие инструмента должно хорошо выпускать воск. Нанесенные с помощью тьянтинга восковые контуры или резерв из резинового клея создают барьер, сквозь который краситель не попадает на соседнюю плоскость. Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Работу лучше прекратить, так как такой воск все равно отслоится от ткани. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось. Небольшие изделия можно красить также кистью, губкой, аэрографом. Чтобы краситель не попал на соседние плоскости, пользуются трафаретом. С разрисованной способом горячего батика ткани следует удалить воск. Как избавиться от воска? Если вы не экономили воск и на ткани образовались целые сугробы из него, растяните высохшую ткань по диагонали – воск немного потрескается и осыплется. Можно помять ткань с той же целью. Но воск по-прежнему остался в ткани и его надо удалить. Кладём на стол несколько газет, на них - батик, а сверху ещё несколько газет. Гладим горячим утюгом, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина. После этой забавной операции в ткани ещё сохраняются остатки парафина там, где он был нанесён, и в виде расплывшихся жирных пятен вокруг узоров. Удаляем их ватой, смоченной в бензине, но лучше – пиненом (разбавитель для масляных красок). Очень интересный эффект в горячем батике - кракле, или кракелирование – намеренное создание трещин ( кракелюров). Когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время кракле обрело самостоятельное значение. После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия) , ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти—флейтца—сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придаёт работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Горячий батик – наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, вы обнаружите, что воск – самый благодатный материал для возможных экспериментов, поисков необычных художественных приёмов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.
2 Холодный батик
Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирущий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.
3 Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
4 Свободная роспись с применением солевого раствора
Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Роспись производят при помощи ватных тампонов и кистей различной величины, более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, тампон делают с тонким заостренным концом.
Для рисунка с крупными округлыми формами применяют тампон большого размера и круглее. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, обтяните его тонким шелковым или капроновым трикотажем. Чтобы краска с тампона не капала, его отжимают в зависимости от требуемой насыщенности цвета. Помните, что попадая на кожу рук, краситель еще долго не может отмыться, поэтому нужно работать очень аккуратно или в хирургических эластичных перчатках. Начинают работу от светлых тонов к темным. Под конец делают общее сплошное покрытие более темным фоном. Если в процессе работы материал быстро сохнет, смачивайте его несколько раз, краска от этого не растекается. Однако смачивать нужно все полотно, не оставляя сухих мест, иначе получатся затеки.
Достарыңызбен бөлісу: |