План.
-
Введение.
-
Начало творческого пути.
-
Серийное домостроение.
-
Революция или утопия.
-
Ле Корбюзье – великий и ужасный.
-
Заключение.
- 1 -
«Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует»
«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к одному, к главному в жизни—к поэзии»
Jle Корбюзье.(«К архитектуре»)
XX век, словно ящик Пандоры, преподнес человечеству массу сюрпризов в диапозоне от короткой юбки до ядерной бомбы. Не избежал потрясений и наиболее статичный, приверженный канонам и стереотипам род искусств. В небесах героического периода архитектуры гордо реет Ле Корбюзье. «Для широкой публики вся современная живопись – это Пикассо», все произведения современной архитектуры – это Ле Корбюзье», писал в 1958 году искусствовед Мишель Рагон. Сорок лет спустя смысл этих почти нарицательных имен не потускнел. Под патиной времени обнаруживается чеканный профиль революционера Корбю в ореоле мифов и терновом венце проклятий.
В стремлении добиться нового расцвета эстетики архитектуры и в поэтизации этой важнейшей сферы человеческой деятельности — ключ к раскрытию творчества Ле Корбюзье — великого мастера, жизнь которого связала два века в истории современной архитектуры.
-2-
Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достижениями в науке и технике. Возникают новые смелые конструкции, применяются новые строительные материалы, новая строительная технология. И наряду с этим обнаруживалась несостоятельность традиционных эстетических концепций в искусстве архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной логике пытались спрятать новые конструкции за ложной декорацией обветшалых архитектурных стилей.
В 1887 году в Париже началось строительство Эйфелевой башни. 6 октября того же
года в горной швейцарской деревушке Ля Шо-де-Фон родился Шарль-Эдуард Жанне ре-Гри (спустя 33 года он возьмет имя Ле Корбюзье). В те времена, когда Адольф Лоос писал свою нашумевшую статью «Орнамент и преступление», юный отпрыск владельца эмалировочной мастерской штудировал книгу Оуэна Джонса «История орнамента" и покрывал узорами крышки часов. Часы, отчеканенные пятнадцатилетним Шарлем-Эдуардом Жаннере (будущим Ле Корбюзье), получили почетный диплом Международной выставки декоративных искусств в Турине в 1902 году.
Полученное по наследству ремесло могло стать занятием всей его жизни, если бы не вмешательство директора Школы искусств Шарля Л'Эплатенье. «Он хотел сделать из меня архитектора. Я испытывал отвращение к архитектуре и архитекторам... Но мне было 16 лет, и я подчинился", - вспоминал впоследствии Ле Корбюзье.
«В семнадцать лет мне посчастливилось встретить человека без предрассудков, который поручил мне постройку своего дома. И в возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с великим старанием и целой кучей волнующих происшествий. Этот дом, по всей вероятности, ужасен»
Дом этот был первым и последним в творчестве Ле Корбюзье, выстроенным в духе декоративного стиля 900-х годов модерн. Ле Корбюзье в 19 лет навсегда перевернул в своем творчестве эту страницу в истории архитектуры, чтобы никогда больше к ней не возвращаться.
«Но с тех пор я убедился, что дом строится из материалов, рабочими, по разработанному плану и разрезу и это определяет успех или неуспех произведения», — выводит для себя свой первый неизменный постулат будущий архитектор-новатор. Так, уже в начале века он задумывается о необходимости искать новые пути в архитектуре. Молодой Жаннере отказывается от канонических приемов и готовых рецептов, преподносимых в архитектурных школах, от понятия о «великом вдохновении свыше», не имеющем отношения к реальности.
И в первом своем здании Ле Корбюзье уже искал эстетического единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и органически включить архитектуру в окружающую природу.
«Жилище — это возможность свободно двигаться... отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства».
Итак с гонораром в кармане, рюкзаком за спиной и блокнотом для зарисовок в руках он спустился с гор в колыбель романской цивилизации - Италию. Лихорадка путешествий, прерываемая краткими периодами работы у Йозефа Гофмана в Вене, Огюста Перре в Париже, Петера Беренса в Берлине, заставила молодого человека исколесить полконтинента. Это и были .его университеты. За год до смерти апостол модернизма напишет: «Архитектура не профессия, а состояние души». Не случайно многие его работы будут выполнены в соавторстве с двоюродным братом - архитектором Пьером Жаннеро.
Он не верил учебникам, только собственным глазам: "Если вам доведется увидеть Рим как городской комплекс, состоящий из горизонталей, цилиндрических или полигональных призм, вам никогда больше не захочется создавать гнусные шутовские нагромождения с фронтонами, колоннами, куполами etc». Римские впечатления Корбюзье не были следствием близорукости. Просто он видел то, что хотел увидеть. Это была точка зрения крепкого хозяйственника, который готовился почистить авгиевы конюшни «висящих над нами тяжелым грузом культур прошлого».
В 1917 году неугомонный паломник осел в Париже. Война шла к концу. Старушка Европа жаждала очищения и новой жизни. Пароксизмы омоложения сотрясали ее еще с конца прошлого века. То и дело раздавался клич "долой эту зараженную атмосферу!». Слово "новый" повторялось, как заклинание: новое общество, новая религия, новый стиль. Представители Ар Нуво испытывали отвращение к академизму. В свою очередь, будущий авангард c гадливостью взирал на чувственные формы Ар Нуво и видел в них лишь пышное надгробие ушедшей "прекрасной эпохе".
Вспышка активности Ле Корбюзье в 20-е годы была проникнута стремлением подарить свет блуждающему в потемках человечеству. Вместе с художником Амедеем Озанфаном он декларирует принципы пуризма (от фр. pur – чистый. Полотна пуристов не стали заметным явлением в живописи. Им выпала роль цветных пятен на голых и белых стенах шедевров пуристской архитектуры). Затем друзья издают журнал «Эспри нуво» (новый дух), очень скоро ставший трибуной Корбюзье-пророка.
Он спешит перевернуть страницу истории. Он проповедует с одержимостью, с какой Лютер прибивал свои тезисы к вратам церквей: "Машина сверкает перед нами полированными стальными дисками, сферами, цилиндрами. Все детали сделаны с безукоризненной, теоретически рассчитанной точностью, которую природа нам никогда не показывает... эти диски и сферы чем-то напоминают нам божеств древнего Египта или Конго». Отсюда неизбежно следует: "Дом - машина для жилья", мебель - «предметы-органы», картина -«машина для эмоций". Бескомпромиссный рационализм («архитектор создает гармонию, которая является чистым продуктом его разума») сочетается с наивной попыткой уберечься от катаклизмов, призвав народы на большую стройплощадку («архитектура или... революция»). Производная от этой веры эстетика аскетична до предела («Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются. Прямой угол имеет законное право на существование, больше того, он обязателен.»)
-3-
«Начинается великая эпоха. Возникают новые веяния. Индустрия, нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, приспособленные к этой новой эпохе и порожденные новыми веяниями.
Закон экономии властно управляет нашими действиями и мыслями.
Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте. Тяжелая индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома.
Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме.
Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью.
Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию труда».
« Дом - это машина для жилья.» (Из книги «К архитектуре»)
В 1914 году Ле Корбюзье становится провозвестником унификации, стандартизации и типизации массового жилья, когда создает проект сборных серийных домов, названный им «Домино» (первая в истории архитектуры идея каркасного дома для серийного производства. Конструкция из шести стоек, трех плит и одной лестницы позволяет быстро собирать «этажерки» любой конфигурации. ). Проект не был реализован и получил признание лишь в 1929 году.
...Строгий интерьер студии в Порт-Молиторе отражает характер ее автора и хозяина. Здесь просторно, удобно работать и тихо, как в музее. И как в музее, можно увидеть лишь те вещи, которые достойны созерцания и, очевидно, дороги владельцу. Произведения его друзей Пабло Пикассо, Анри Лорана, Фернана Леже.
С последним Ле Корбюзье связала особенно глубокая дружба. Оба художника во многом схожи не только взглядами на искусство, но и своим мироощущением, отношением к жизни. Оба они — из семьи тружеников, оба самородки я даже самоучки, обязанные всем достигнутым только самим себе, своему таланту.
-4-
Начиная с 1922 года Ле Корбюзье строит несколько небольших сооружений в окрестностях Парижа в совершенно новом стиле по пластике, композиции и форме. Это небольшие дома-виллы, мастерские для ближайших друзей-художников: живописца Амедея Озанфана в Париже, скульптора Жака Липшица в Булонь-сюр-Сен. Вот её отдельные опоры поднимают над землей дом Ля Роша композитора Альбера Жаннере, брата Ле Корбюзье. Свободная планировка внутренних помещений создает здесь необычные, фантастические, но логически завершенные интерьеры. Плоская крыша — терраса с садом. Сад разбит и под опорами дома, и дом словно парит над зеленью. Вытянутые по горизонтали окна открывают вид на окружающую природу. Перед нами основные черты архитектуры Ле Корбюзье, которые мы узнаем во всех его — и малых и грандиозных — проектах.
В зданиях, построенных Ле Корбюзье, торжествует новая архитектурная эстетика, жизнеутверждающая и глубоко человечная. Каждая новая постройка становится событием в художественном мире. Его произведения и проекты публикуются во всех архитектурных изданиях, он всюду пропагандирует новое слово в архитектуре. А когда в 1923 году выходит его книга «К архитектуре», Ле Корбюзье становится одним из ведущих теоретиков архитектуры XX столетия.
В 1925 году вышел в свет капитальный труд Ле Корбюзье «Градостроительство». Книга эта оказала большое влияние на развитие молодой градостроительной науки, она вызывает значительный интерес и в наши дни.
Начало архитектурной деятельности Ле Корбюзье совпадает с началом XX века. Это было время экспериментирования, поисков новой художественной правды, и ее находили иногда там, где, казалось, царила только утилитарность. Зодчие-новаторы стремились найти путь к новой архитектуре, учитывая потребности современного человека, назначение здания, материалы и методы строительства.
Ле Корбюзье непосредственно приобщился к творчеству своих старших современников. В Вене он учился у архитектора Иозефа Гофмана, в Париже—у Огюста Перре, в Германии— у Петера Беренса и сблизился с группой архитекторов «Веркбунд», куда входил и Вальтер Гропиус. Но все это были лишь этапы на пути создания собственного стиля, в наиболее чистых формах выразившего идеи функциональной архитектуры, поэтически осмысленной Ле Корбюзье.
Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектурной композиции. Он создал свои самые значительные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне. На смену традиционным конструкциям пришла плита большого размера, поставленная на вертикальные, тоже железобетонные стойки — колонны. Тем самым стена освобождалась от нагрузки: колонны ставились внутри здания и стена превращалась в ограждающую от внешнего пространства плоскость, если угодно, мембрану, которую можно навешивать на конструкцию. Идеальным для стены материалом было стекло. « Дом-это коробка в пространстве, прорезанная на всю длину непрерывной лентой окна»- говорил он.
Железобетон и стекло впервые в творчестве Корбюзье получили свое принципиальное утверждение. Предшественники Корбюзье, в том числе и его учитель Огюст Перре (1874—1954), в архитектуре фасадов все еще чередовали стену и проем. Корбюзье применяет сплошную ленту стекла.
Пространственная композиция складывается из принятых элементов, состоящих каждый из двух этажей, связанных лестницей. Эту простую форму Корбюзье бесконечно варьирует, создавая многообразие жизненного пространства. Отдельные ячейки архитектор связывает внутренними коммуникациями, которые он так и называет «улицей». Ле Корбюзье в замкнутом пространстве своего жилого дома размещает все необходимые функции для обслуживания живущих в нем людей. Наиболее четко этот принцип получил свое выражение в знаменитом марсельском жилом доме, построенном зодчим в 1952 году.
К созданию первичной архитектурно-пространственной композиции Ле Корбюзье пришел через применение стандартных строительных элементов. Корбюзье видел в стандартизации не только удобство и удешевление строительства, но главным образом вариантоспособность. Он нашел новое художественное выражение путем применения стандартной детали. Этому предшествовал долгий путь поисков. Развитие новых железобетонных конструкций дало возможность наиболее эффективно использовать стандартные элементы и на этой основе создать новую архитектуру. В известных «Пяти отправных точках современной архитектуры» Ле Корбюзье четко сформулировал свои принципы.
«ПЯТЬ ОТПРАВНЫХ ТОЧЕК СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
1. Опоры — столбы: Дом на отдельных опорах! Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.
2. Крыши —- сады: Железобетон — это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлго здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.
3. Свободная планировка: До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. (Отсюда — большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств.
4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно— один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.
5. Свободный фасад: опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады — это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.»
Вилла в Пуасси материализовала в железобетоне знаменитые «пять отправных точек современной архитектуры», сформулированные архитектором в 1927 г. Справедливо заметить, что все эти инновации были сделаны до Корбюзье: еще в 1889 г. У. Ле Барон Дженни возводил в Чикаго каркасные строения с ненесущими стенами, в 1901 г. Тони Гарнье проектировал здания с плоскими крышами, в 1906-м Франк Ллойд Райт пришел к гибкому плану, ленточным окнам и свободной игре разновысоких жилых пространств, в 1909 г. П. Беренс снабдил фасады завода компании A.E.G. в Берлине обширными остекленными поверхностями. Собранные Корбюзье воедино, «пять отправных точек», как в середине XV века»шесть начал» Леона Баттиста Альберти, были начертаны на знаменах целой архитектурной эпохи.
Он впервые установил, что архитектура и градостроительство, или планировка населенных мест городского и сельского типа, в действительности представляют собою единую проблему, а не два отдельных вопроса. Архитектура и градостроительство требуют единого решения и предполагают труд людей одной профессии.
«Город есть орудие труда. Города больше не выполняют нормально своего назначения. Они становятся бесплодными; они изнашивают тело и противятся здравому смыслу.
Непрерывно возрастающая анархия городов оскорбительна, их вырождение ранит наше самолюбие, задевает наше чувство собственного достоинства.
Города не достойны своей эпохи, они уже не достойны нас.
Город!
Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней. Это рукотворный организм, призванный защищать человека и создавать ему условия для работы. Это плод человеческого творчества.
Поэзия есть человеческий акт: создание согласованных связей между воспринимаемыми образами. Поэзия природы — это образное воссоздание разумом наших чувств. Город — это мощный образ, действующий на сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и сегодня?»
«Планы всех городов нашего континента, в том числе — увы! — и Парижа, начертаны ослом.
Люди понемногу заселяли землю, и по земле кое-как, с грехом пополам тащились повозки. Они двигались, минуя рвы и колдобины, камни и болота; даже ручей оказывался на их пути большим препятствием. Так возникли тропы и дороги, на перекрестках дорог, на берегах водоемов были построены первые хижины, первые дома, появились первые укрепленные поселения. Дома выстраивались вдоль дорог и троп, проторенных ослами. Поселение обносили укрепленной стеной, а в центре воздвигали здание городского управления. Дороги, проложенные ослами, были узаконены, ухожены, обжиты и пользовались всеобщим уважением. Пять веков спустя был возведен второй пояс укреплений, потом третий, еще более обширный. В тех местах, где дороги, начертанные ослами, выходили за пределы города, строились городские ворота; на заставах стали взимать въездные пошлины.
Города, укрепленные лучше других, становились столицами. Париж, Рим, Стамбул были построены на перекрестках дорог, протоптанных копытами ослов.
Столицы не имеют артерий, у них есть лишь капилляры; их рост знаменуется тяжелыми недугами, а иногда приводит к смерти. Чтобы выжить, эти города уже издавна прибегают к услугам хирургов, которые без конца кромсают их.
В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая несет ему разорение, всякого рода опасности и осложнения, парализует жизнь,
Прямая линия есть путь исторического вития человека, это направление всех помыслов и действий.
Надо набраться смелости и взглянуть с восхищением на прямоугольные города Америки. Быть может, эстету они покажутся непривлекательными, но моралист, напротив, должен к ним приглядеться особенно внимательно.
Кривая улица есть результат прихоти, нерадения, беспечности, лености, животного начала.
Прямая улица — результат напряжения, деятельности, инициативы, самоконтроля. Она полна разума и благородства.
Город — это место жизни и напряженной работы.
Пароды, общества, города, склонные к беспечности, небрежению, подверженные лени и праздности, быстро сходят со сцены. Их побеждают и ассимилируют другие народы, более деятельные и организованные.
Именно так умирают города, и на смену одним империям приходят другие.
Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей.»
(Из книги «Градостроительство»)
В 1925 году в поселке Пессак под Бордо был выстроен в очень короткий срок — меньше года поселок из 53 домов вытянутых «в линию» или сочлененных попарно на манер таун-хаусов. Окраска была заимствована из пуристических полотен. Первый эксперимент Ле Корбюзье в области социального жилища (как, впрочем, и все последующие) носил несколько «выставочный» характер и проходил не гладко: заселен по вине администрации только в 1929 году, владельцы вносили разнообразные изменения по своему вкусу до тех пор, пока власти Бордо не приняли решения о возвращении зданиям первоначального облика.
В дальнейшем этот поселок для рабочих из 51 дома стал образцом и местом паломничества многих архитекторов.
На международной выставке искусств в Париже (1925 г. ) самыми современными и самыми "бедными" были павильон СССР Константина Мельникова и павильон "Эспри-нуво». Это была модель квартиры-виллы с серийным оборудованием, элемент конструктора для сборки многоквартирных домов "Парцелла пространства», заключенная в скорлупу из железобетона и стекла, демонстрировала новый образ мира. Все «несущественное» отсечено недрогнувшей рукой. Гладкие стены, картины пуристов, металлическая лестница, мебель из фанеры и гнутого дерева полностью соответствовали установке на функциональность, экономичность и борьбу с украшательством.
Павильон «Эспри нуво»— квартира жилого комплекса на Выставке декоративного искусства в Париже и поселок Пессак знаменовали собой подлинную революцию в архитектуре. В 1927 году Ле Корбюзье принял участие в конкурсе на лучший проект здания Лиги Наций в Женеве. Он создает проект, ныне давно уже всеми признанный шедевром архитектурного творчества. Жюри признало его проект лучшим, отвечающим всем требованиям и наиболее экономичным. Но тем не менее силы обветшалого академизма еще были в большинстве — проект отвергли к торжеству всех реакционеров.
Ле Корбюзье написал первую картину в возрасте 31 года. С тех пор он каждое утро отдавал живописи, рассматривая это как «секретную лабораторию», разминку для послеобеденных занятий архитектурой. Первые 9 лет он изображал только «взаимопроникающие» стеклянные предметы: бутылки, стаканы, графины. С 1928 года на его полотнах появляются плотные материальные фигуры людей и животных.
Ле Корбюзье сулил алмазные копи городским властям, но его утопии встречали весьма холодный прием. Он разработал план реконструкции Парижа, который был назван "План Вуазен» (1923) по имени спонсора разработок - автомобильного промышленника Габриэля Вуазена. Предлагалось пустить под бульдозер 240 га в самом сердце города. Планы Корбюзье были решительно отметены Академией архитектуры.
"Белые виллы" в восточной части Парижа (среди 16 построек наиболее известны дом Кука в Булонь-сюр-Сен (1926), вилла Штейна в Гарше (1927) и вилла Савой в Пуасси (1929-1931)) - немыслимые доселе здания, где нет ни стен, ни крыш, ни карниза, ознаменовали переход от теории к практике. Вилла Савой. «узкая коробка на тонких подставках» (определение Арнольда Уиттика)1\ с юга "вырезана" так, чтобы восходящее солнце заливало все внутреннее пространство.Окна основных жилых помещений выходят на внутреннюю террассу-сад. Единственные отступления от всеобщей ортогональности-винтовая лестница и криволинейные экраны для защиты от ветра на плоской крыше солярии.
Ле Корбюзье считал архаизмом мечту горожанина о маленьком домике в предместье («пригород - одно из наибольших зол века») и утверждал, что «человек, который смотрит на мир с высоты 100, 150, 200 метров, чувствует себя гораздо лучше». Он поразил нью-йоркцев, заявив, что их небоскребы недостаточно высоки. В это трудно поверить, но в 1962 году он написал мэру Венеции: «Да, я строил небоскребы двухсотметровой высоты, но я возводил их там, где они уместны. Заклинаю Вас, не губите Венецию!»
Поэтическая мечта Корбюзье о сближении человека с природой не имеет ничего общего с сентиментальной идиллией сельской жизни. Это — рациональное решение градостроительной проблемы, создание наиболее эффективной среды для труда и отдыха.
Ле Корбюзье видит город как сочетание отдельных элементов, его слагающих. При планировке города он применяет тот же метод, как и в решении композиции жилого дома. Только теперь жилой дом принимается им за первичную архитектурно-пространственную ячейку. В доме Корбюзье усматривает основу нормального существования человека. Компоненты жилых домов образуют город, где все его сферы — транспорт, зоны приложения труда, общественные центры — расположены с учетом рационального обслуживания человека. Исходный пункт планирования его «Лучезарного города»— жилой район.
Почти всегда место, где человек трудится — завод, деловой центр,—возникало без учета его местожительства. Это создает мучительные трудности для населения. Ле Корбюзье предлагает преодолеть их, создавая так называемые «линейные города». «Линейный город» Ле Корбюзье не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф, вписанная в него и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. Корбюзье не приспосабливает к проекту природу, пейзаж к надуманной, абстрактной идее, а, наоборот, включает город в конкретный пейзаж. «Я... предложил комплексную идею,— пишет Корбюзье по поводу неосуществленного проекта планировки Алжира.— Она единым ударом рассекает тупики, в которые заходит слишком быстро растущий город. Я задумал «Лучезарный город», расположенный в центре великолепного ландшафта: небо, море, Атласский хребет, горы Кабилии. Для каждого из 500 тысяч жителей... для каждого из них я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут для их обитателей благодатную и жизнерадостную картину».
Знаменательно, что первое свое крупное произведение Ле Корбюзье осуществил в СССР — стране победившего социализма, где многие мечты зодчего-новатора стали реальностью. В 1928—1933 годах Ле Корбюзье проектирует и строит в Москве Дом Центросоюза— ныне Центральное статистическое управление — на улице Кирова. Здание рассчитано на 3500 служащих, обеспечено всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний. Ле Корбюзье придумал для этого здания специальную систему кондиционирования, которую в те времена по техническим причинам невозможно было осуществить. Отсутствие этой системы, к сожалению, отрицательно отразилось на эксплуатации здания. В дальнейшем пространство между поддерживающими здание опорами было застроено, это лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости, стройности.
Постройка Дома Центросоюза в Москве — первенца советских административных зданий нового типа — стала большим событием в развитии мировой архитектуры. Все здесь было ново: решение внутренних пространств, свободная планировка, лаконичное решение фасадов, построенных на контрасте остекленных поверхностей и глухих стен, облицованных артикским туфом. При строительстве Дома Центросоюза были использованы все технические строительные достижения тех лет.
Пребывание в СССР произвело на Ле Корбюзье глубокое впечатление: «В Москве поразительное обилие всяких проектов: здесь планы заводов, плотин, фабрик, жилых домов, проекты целых городов. И все делается под одним лозунгом использовать все достижения прогресса .»
В 1931 году Лс Корбюзье участвовал в конкурсе на лучший проект Дворца Советов в Москве. Вместе с ним работал его двоюродный брат, молодой талантливый архитектур Пьер Жаннере. Проект Ле Корбюзье поражал остротой решения, в котором ощущалось и влияние советского конструктивизма. Симфония обнаженных конструкций, подчиненные им объемы, новые материалы.
В славной советской архитектурной когорте Ле Корбюзье видел своих единомышленников, и это было естественно. Многие советские мастера архитектуры и градостроительства работали одновременно с ним над теми же проблемами. Несомненно, они в свою очередь испытывали влияние Ле Корбюзье.
Работа над грандиозным проектом Дворца Советов стала новым этапом в творчестве Ле Корбюзье. Однако его проект вызвал много споров, главным образом потому, что, увлекшись конструктивистскими идеями, Ле Корбюзье не учел характера окружающей застройки и его решение не сочеталось с исторически сложившимся обликом дровней Москвы.
В 1929—1931 годах Ле Корбюзье в соавторстве с Пьером Жаннере возвел одну из своих значительных построек в Париже — Дом Армии спасения. Здесь впервые в Европе была осуществлена система кондиционирования воздуха в здании, имеющем сложное остекление, площадью 1000 квадратных метров.
В 1930—1932 годах Ле Корбюзье построил общежитие для швейцарских студентов в Париже, в студенческом городке. Эта постройка уже давно признана классическим произведением архитектуры, стала важным этапом в творчестве Ле Корбюзье, но не все современники сумели оценить новое достижение мастера. Буржуазная пресса даже подняла бешеную травлю, обрушивая потоки брани и на автора и на его создание.В 1928 году Ле Корбюзье организовал Общество Международных конгрессов современной архитектуры (СИАМ).
Первый конгресс общества состоялся в 1928 году в замке Ла Сарра в швейцарском кантоне Цо. Затем для обсуждения проблем рационального строительства участники общества собрались в 1930 году в Штутгарте. В 1933 году в Афинах общество обсуждало проблемы градостроительства. Результаты этой работы легли в основу книги Ле Корбюзье «Афинская хартия». В 1937 году в Париже СИАМ обсуждало проблему «Жилище и отдых». Неизменным руководителем на этих конгрессах был Ле Корбюзье. При этом он ни на день не прерывал свою обычную кипучую деятельность. Он безвозмездно подготовил проект реконструкции города Алжира. Читал лекции, печатал статьи, писал книги «Когда соборы были белыми» и «Лучезарный город», излагая в них идеи совершенного человеческого поселения. Неистощимая и целенаправленная энергия художника и борца возбудила международный интерес к вопросам по-новому понимаемой градостроительной науки, к той современной архитектуре, которая сегодня все болыце определяет лицо городов, стран и континентов.
Такие люди, как Огюст Перре, Фернан Ле-же, Журден, Пикассо, принимали работы Ле Корбюзье с восторгом, поддерживали их, боролись за них. Но создаваемые им проекты и построенные по ним здания встречали в академических и буржуазных кругах резкое противодействие. Его обливали грязью, осыпали грубой бранью. Его демократическое по своей сути новаторство эти люди ненавидели, его называли «троянским конем большевизма».
Блестящий полемист, Ле Корбюзье не оставался в долгу, он расправлялся со своими противниками в статьях и книгах, выдвигая в то же время все новые и новые проблемы, проблемы социального значения архитектуры. Он руководствовался в своем творчестве запросами всех слоев населения. Он знал и ценил архитектурное наследие всех времен и народов, не только шедевры мирового значения, но и скромные крестьянские постройки, и это создавало прочный фундамент его архитектурного творчества.
Восстав против эпигонства и эклектизма в архитектуре, Ле Корбюзье уловил потребности грядущего.
И пусть не всегда был он последователен в своем мировоззрении, лежащем в основе его творчества, в направленности своего творчества он не ошибался. Он работал для будущего.
«Действуя подобно экспериментатору в лаборатории, я избегал частных вопросов, исключил все элементы случайности; я обеспечил себе идеальные условия для исследования.Цель состояла не в том, чтобы показать существовавшее прежде положение вещей, а в том, чтобы СОЗДАТЬ ЧЕТКУЮ ТЕОРИЮ И НА ЕЕ ОСНОВЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. Эти принципы, если они достаточно обоснованны, могут составить костяк всей системы современного градостроительства; они станут чем-то вроде правил игры.
Опираясь на выявленные истины, можно смело заняться рассмотрением всех частных случаев — будь то Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, будь то самый крохотный городок — и начинать разработку плана предстоящего сражения. Дело в том, что реконструкция крупного современного города — это поистине великая битва. А можно ли вступать в сражение, не зная в точности целей, которых с его помощью собираешься достигнуть? Мы находимся именно в такой ситуации. Власти, поставленные в тупик, бросаются во всякого рода авантюры, прибегая к помощи пеших и конных жандармов, звуковых сигналов и светофоров, навесных переходов, подземных пешеходных дорожек, городов-садов, упраздняют трамваи и т. п. Делаются отчаянные усилия, чтобы сдержать дикого зверя. Но зверь — Большой Город — слишком силен, так можно лишь пробудить его ярость. Что придумают завтра?
Нужна программа действий. Нужно располагать основными принципами современного градостроительства.»
(Из книги «Градостроительство»)
В годы второй мировой войны создается «модулор»—система новых пропорциональных отношений. Ле Корбюзье кладет в основу архитектурной метрики размеры человеческого тела. Причем берет не только средний рост человека, но размеры сидящей фигуры, стопы человека, длину его руки, шага и т. д. «Модулор»— не только теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое руководство по применению человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической системой расчета.
Система пропорций Модулор была призвана «привести к человеческому масштабу дома, города и, если удастся, весь урбанистический мир». .Мишель Рагон назвал автора этого грандиозного замысла «человеком XIX века, которому удалось сохранить в наше жестокое время бдагородный идеализм и смешную научность.» По мнению Корбюзье, прежние методы-«египетский треугольник» и «золотое сечение»- были математически-абстрактными. Скрестив золотое сечение с размерами фигуры среднестатического человека, он вывел гибрид по имени Модулор - возрастающий ряд чисел, универсальный для сторонников метра и фута и применимый ко всей техносфере-от бытовых предметов до планировки городов ( кроме расчета строений выше 400 метров ). И с тех пор не расставался с расчетной таблицей и эталоном-градуированной лентой. Именно Корбюзье мы обязаны сближением пола с потолком до 2,26 метра-высоты мсье Модулора с вытянутой вверх рукой.
Среди тех, кто первым оценил «модулор», был великий Эйнштейн, считавший, что разработанная Ле Корбюзье система имеет большое практическое значение не только в архитектурном проектировании, но и в других видах человеческой деятельности.
-5-
В 1943 году в тяжелых условиях Ле Корбюзье основал Объединение строителей для обновления архитектуры — «Аскораль». Главной задачей объединения становится создание жилища как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы расселения: 1) сельское; 2) линейный промышленный город; 3) радиально-концентрический торговый город. Работу объединения Ле Корбюзье распределил по соответствующим секциям. Каждая решала свой отдельный вопрос. Деятельность объединения сплотила передовых архитекторов и градостроителей Франции, что дало хорошие результаты.
Сразу после окончания войны Ле Корбюзье приступает к разработке проектов реконструкции двух городов: Сен-Дие и Ла-Рошель—Ла-Паллис. И одновременно берется за осуществле- ние своей давнишней заветной мечты — проектирует единый жилой комплекс для Марселя — жилой дом на 1600 человек. В этой работе он впервые применяет на практике «модулор». Создание этого дома-гиганта стало триумфом Ле Корбюзье и новой архитектуры.
Строительство «Марсельской единицы» стало пробным камнем осуществления мечты Корбюзье об идеальном жилище. Принципами организации быта проект напоминал дома-коммуны, увиденные архитектором во время визита в Москву в 1928 г. Число жильцов равнялось количеству обитателей фаланстера Шарля Фурье. Под влиянием «правильной» архитектуры «все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно новые правила поведения», - обещал Роберт Оуэн еще в начале XIX века. Но обитатели дома не обнаруживали вкуса к жизни единой семьей и соразмеряли личное время отнюдь не только с солнечным циклом. Единственным гармоничным человеком оставалось изображение Модулора на стене дома. Встроенные магазины разорялись, предприятия бытовых услуг оказывались нерентабельными, только юные велосипедисты с гиканьем носились по безлюдной торговой улице. Надежда автора, что подобная «лабораторная стройка» распространится повсеместно, тоже сбылись не вполне-возникло лишь 4 подобных «единицы» в Нант-Резе, Брие, Фирмини, Западном Берлине.
4 000 указаний было дано Ле Корбюзье строителям «Марсельской единицы». Бездушной отчужденности стандарта не удалось превратить дом в очередной ящик или коробку. Стоящее на возвышении здание сравнивали с Парфеноном. Возможно, это преувеличение. Но ему, как и другим произведениям «бруталистского» периода Корбюзье свойственна скульптурность, особая тектоничекая солидность, острая динамическая игра непрозрачных и остекленных поверхностей. Виртуозное владение фактурой хранящего следы опалубки бетона сообщает искусственному материалу следы человеческих рук, а постройкам – ощущение прочности, особенно по контрасту с картонной эфемерностью пуризима.
Сегодня здание Марсельского жилого комплекса является гордостью не только Марселя. И не только гордостью Франции. Оно послужило прототипом жилых комплексов для других городов Европы. Десятки тысяч туристов приезжают ежегодно, чтобы увидеть это сооружение.
В 1950 году Ле Корбюзье вместе с другими передовыми представителями французской интеллигенции подписывает Стокгольмское воззвание в защиту мира и о запрещении атомного оружия.
Ле Корбюзье был атеистом, но его лучшее произведение – церковь. Он поклонялся кристально геометрической форме, а совершенства достиг в пластицизме. Он слагал гимны «поэзии прямого угла» и представлял архитектора божественным демиургом с линейкой в руке, а формы капеллы в Рошане лепил ,как скульптор
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, над созданием которой он работал с 1950 до 1954 года, создает ощущение единства мироздания. Здесь мастер впервые применил упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми как бы взлетает, образуя огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного железобетона. Небольшие оконные прорези разных размеров и форм, словно случайно разбросанные по фасаду, создают в интерьере сказочный эффект. Эти оконца подчеркивают цельность и монументальность здания. Возникают какие-то далекие ассоциации с храмами древнего Пскова, а скорее всего, со старинными хижинами французских крестьян.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха спросили, почему постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил: «Для красоты нового монастыря». Монахи знали, что знаменитый мастер создаст им архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле Корбюзье на религию и церковь были им совершенно безразличны. Церковники не обманулись в своих расчетах: туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт, так же как и в Роншан.
Таким образом Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности.
Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала. Скульптурны и построенный им дом в Марселе и его шедевр — капелла в Роншане. В первом случае пластичность достигнута лоджиями, ритмически членящими прямой фасад. Во втором — пластикой изогнутых стен, нависшей крышей и отсутствием прямых углов.
Наконец настало время, когда Ле Корбюзье засыпают предложениями. Он принимает участие в строительстве здания ООН в Нью-Йорке. Строит музей в Токио. В ноябре 1950 года в Париж прибыли представители индийского правительства с предложением построить у подножия Гималаев новую столицу штата Пенджаб. С Ле Корбюзье подписывают контракт на постройку города Чандигарха с правительственным центром — Капитолием.
Всю свою жизнь Архитектор искал место для своего Лучезарного города. И нашел только одно. Чандигарх (Чанди-богиня-покровительница злых демонов), новая столица индийского штата Пенджаб, появился на карте в 1957 г.
Ле Корбюзье закончил разработку города в четыре месяца, с марта 1951 года началось строительство. Президент Неру сам следил за строительством Чандигарха, часто посещал его и оказывал поддержку строителям в трудное время. В материальном отношении работа была для архитекторов невыгодной. Жить приходилось в невероятно тяжелых бытовых условиях, в непривычном для европейцев климате. Но архитекторы, вдохновленные небывалой по масштабам задачей, работали с энтузиазмом. . Казалось, что проектом были предусмотрены все условия для здоровой и гармоничной жизни. Но исследователи не раз отмечали в нем черты неорганичности: гигантоманию ансамбля правительственных зданий, отдеделенного полосой отчуждения от стелющихся по земле однообразных жилых домов. Впервые был применен принцип разделения на функциональные зоны (административный центр, промышленные районы, жилые комплексы, Долина досуга) и строгой иерархии транспортных связей (7 уровней от автомагистралей до пешеходных улиц). Сектора 800х1200 м рассчитаны на полный 24-часовой жизненный цикл населения от 5 до 25 тыс. жителей.
Дворец Правосудия в Чандигархе (1956). Впечатляющая монументальность и тектоническое напряжение разноцветных опор, поддерживающих массивный бетонный козырек. «Солнцерезы» придают неожиданную динамику и глубину плоскости фасада.
Заключение.
Когда-то, еще в 30-е годы, Ле Корбюзье разработал план реконструкции Парижа. Этот проект произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Ле Корбюзье, по существу, предлагал снести старый Париж, чтобы на его месте возвести новый, выдержанный в строгой геометрии город. То были первые шаги Корбюзье в градостроительстве. Тогда он был убежден в превосходствепрямой линии и противопоставлял хаосу капиталистического города чисто геометрическое градостроительное решение.
С годами зодчий пришел к новым концепциям, теснее связанным с реальной жизнью. И, получив возможность возвести новый город, который можно было решить в прямых линиях, чисто геометрически, Ле Корбюзье пошел по другому пути. Не зря отчаянный Корбю, как называли его близкие друзья, говорил о самом себе: «Дались они мне с их приписанным мне собственным стилем! Вот я им покажу нечто новое: торжество наклонной линии, которая то победно и легко взмывает вверх, то как бы с улыбкой свергается вниз в легком слаломе».
Постоянно выдвигая архитектурные новшества, идеи, приемы, он никогда из своих предложений не делал догмы. Его творчество всегда было связано с конкретной реальностью, которую предлагала ему жизнь, а его мозг ненасытно и неустанно решал все новые задачи, поступавшие из этого неиссякающего источника. И этот органический, вечно живой обмен, называемый творчеством, никогда не прекращался. Для Корбюзье творить значило дышать. Трудно себе это представить, но в годы возведения Чандигарха он еще построил музей и другие здания в Ахмедабаде — центре текстильной промышленности Индии. В книге «Лучезарный город» Ле Корбюзье сформулировал пять отправных точек для современной архитектуры.
На всей нашей планете мы видим архитектуру, созданную по этим четко сформулированным им законам. Однако для Корбюзье это были только этапы его творчества. А дальше идут другие: постройки в Ахмедабаде, павильон Филипса на Брюссельской всемирной выставке 1962 года, музей в Цюрихе, выстроенный уже после смерти великого мастера.
Ле Корбюзье считал, что не архитектура должна подчиняться пейзажу, а пейзаж—архитектуре. Не холм Акрополя диктует архитектуре, утверждает Ле Корбюзье, а Парфенон.
Например, на Нерли маленький храм Покрова создает и держит огромный пейзаж...
Искания в пластике приводят Ле Корбюзье к живописи и скульптуре. Он сближается с Леже и Пикассо, и в своих ярких и локальных по цвету живописных композициях и многоплановых обобщенных скульптурах он ищет прежде всего преодоления двухмерности плоскости и четко выраженной архитектоники.
Мечтатель и рационалист, убежденный в правоте своих идей, перешагнувший границы своего времени и в теоретических выводах и в осуществленных архитектурно-градостроитольных проектах, Корбюзье во всем своем творчестве шел впереди века, предвидя наиболее рациональные формы будущего человеческого поселения и быта.
Нельзя оспаривать заслуги Ле Карбюзье в истории мировой архитектуры, но правильность ряда его утверждений можно поставить под вопрос - как убежденный конструктивист, Ле Карбюзье отвергает декор, ордерные приемы, слишком много внимания уделяет каркасным системам. Идеальные пропорции не всегда диктуются оптимальной конструкцией, и красота механизма - тоже спорнаКроме всего прочего нельзя не учитывать исторический фактор - памятники архитектуры. Новая архитектура должна отвечать современным требования , но не идти в отрыве от исторического наследия.
Осенью 1965 года 78-летний архитектор утонул в Средиземном море. Он регулярно совершал дальние заплывы, но на этот раз сердце не справилось с нагрузкой. Титан погиб и был причислен к сонму богов, геров и мучеников современной архитектуры. Но яростные споры о нем не утихают.
Литература:
1.Ле Корбюзье :
«К архитектуре»,
«Градостроительство»,
«Лучезарный город»,
«Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства», «Модулер»,
«Жилой комплекс в Марселе»,
«Пять отправных точек современной архитектуры».
2. К.Т.Топуридзе «Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века».
3. Журнал «Частная Архитектура, 3\1998 », статья «Ле Корбюзье – великий и ужасный».
4. Большая Советская Энциклопедия.
Достарыңызбен бөлісу: |