Показатели спермограммы и диагностика бесплодия



Дата29.06.2016
өлшемі52.04 Kb.
#166835

ПОКАЗАТЕЛИ СПЕРМОГРАММЫ И ДИАГНОСТИКА БЕСПЛОДИЯ





Показатели спермограммы и диагностика бесплодия.

Традиционным клиническим методом диагностики нарушений спер­матогенеза является анализ спермограммы. Результаты исследований про­гностической значимости отдельных параметров спермограммы показы­вают, что наиболее надежными для прогноза оплодотворяющей способ­ности сперматозоидов являются анализ их морфологии и тест на способ­ность связываться с блестящей оболочкой яйцеклетки. Анализ морфоло­гии сперматозоида позволяет оценить его оплодотворяющую способность, так как морфологически аномальный сперматозоид обладает рядом свойств, понижающих вероятность оплодотворения. Такие сперматозои­ды имеют более низкую способность к пенетрации блестящей оболочки ооцита, меньшую скорость прямолинейного движения. Для клеток с ано­мальной морфологией характерно также менее быстрое продвижение в цервикальной слизи, являющейся селективным барьером для сперматозо­идов с некоторыми формами патологии головки. У морфологически ано­мальных клеток изменена акросомальная реакция, а также реакция гипе­рактивации при капацитации. Блестящая оболочка ооцита человека изби­рательно связывает сперматозоиды с нормальной морфологией. Показа­но, что от 80 до 100% сперматозоидов, связавшихся с яйцеклеткой, имеют нормальную морфологию. В настоящее время применяются два ос­новных способа оценки морфологии сперматозоидов: по рекомендации ВОЗ и способ «строгой» морфологии, причем последний разработан для применения в условиях экстракорпорального осеменения и обладает вы­сокой прогностической ценностью. Несмотря на достаточно большое число исследований о влиянии микрофлоры на процессы оплодотворе­ния, до настоящего времени не решен вопрос о ее значении в эякуляте и воздействии на морфологию сперматозоидов. В некоторых работах нахо­дят взаимосвязь между присутствием микроорганизмов в сперме и патос-пермией на примере с микоплазмой, когда находят увеличение числа кле­ток с патологией хвоста или промежуточной частью тела сперматозоидов. В других исследованиях не удавалось обнаружить такой зависимости.

Помимо выделенных параметров спермограммы, имеющих решающее значение для процессов оплодотворения, в анализ входят и другие показа­тели. В рекомендациях ВОЗ приводятся критерии нормальной спермы, которые используются в мировой клинической практике.

Критерии спермы

Оценка семенной жидкости:

Объем 2,0–6,0 мл

рН 7,2 –8,0

Вид Белесоватый

Вязкость Через 30 мин после разжижения сперма из ка­пилляра вытекает каплями

Лейкоциты Меньше 1 млн/мл

Флора Отсутствует

Лимонная кислота 52ммоль/эякулята и более

Фруктоза 13 » » » » »

Ионы цинка 2,4 » » » »

Оценка сперматозоидов:

Концентрация

Общее количество

Подвижность

Морфология

Жизнеспособность

Агглютинация

Варианты эякулята:

Нормозооспермия –40 млн и более в эякуляте.50% и больше с прогрессивным движением впе­ред (категории «а» и «б», или 25% и более с бы­стрым линейным движением — категория «а», оп­ределяемая через 60 мин после эякуляции).50% и выше, нормальные формы сперматозои­дов. 75% и более от числа живых сперматозоидов, т.е. исключая окрашенные. Все параметры имеют нормальный уровень.

Олигозооспермия — концентрация сперматозоидов меньше 20 млн/мл или менее 40 млн сперматозоидов в эякуляте.

Тератозооспермия — менее 50% сперматозоидов с нормальной морфологией

Астенозооспермия — менее 50% сперматозоидов имеют прогрес­сивное движение вперед (категории «а» и «б» или менее 25% сперматозоидов категории «а», определяемой через 60 мин после эякуля­ции).

Некрозооспермия — отсутствие подвижных сперматозоидов,

Олигоастенотератозооспермия — сочетание 3 вариантов отклонений

Полизооспермия — количество сперматозоидов более 200 млн/мл

Азооспермия — отсутствие в эякуляте сперматозоидов, но возможно наличие клеток сперматогенеза.

Аспермия — отсутствие эякулята.



Категории подвижности сперматозоидов:

«а» — быстрое линейное прогрессивное движение;

«б» — медленное или вялое линейное движение либо нелинейное про­грессивное движение;

«в» — прогрессивное движение отсутствует либо имеется движение на месте, так называемая нарушенная подвижность;

«г» — сперматозоиды неподвижны, но сохраняют жизнеспособность, что определяется тестом «живые» и «мертвые» сперматозоиды.

Одним из тестов на жизнеспособность служит проба на выживаемость, когда определяют сохранение подвижности сперматозоидов через 24 ч при температуре 22 °С. В норме потеря составляет не более 50%.

Необходимым и обязательным вариантом диагностики секреторного бесплодия является определение гормонального профиля. Выбор метода зависит от возможности лаборатории. Распространенным методом служит радиоиммунологический. Определение гонадотропинов, андрогенов, эстрогенов, пролактина обеспечивает диагностическую базу для выявления формы секреторного бесплодия.

В одних случаях определение уровня ФСГ позволяет оценить гонадо-тропную функцию гипофиза, в других — получить представление о состо­янии сперматогенного эпителия в яичках. Низкое содержание ФСГ ука­зывает на недостаточную выработку этого гормона гипофизом, а высокое содержание — на значительное повреждение сперматогенного эпителия семенных канальцев. Снижение уровня ЛГ указывает на нарушение функ­ции гипофиза, которое оценивается как признак вторичного гипогонадиз-ма. Напротив, высокий уровень ЛГ характерен для андрогенной недоста­точности клеток Лейдига, т.е. первичного гипогонадизма. Повышение уровня пролактина может свидетельствовать об опухолевом росте гипо­физа — пролактиномы. Измерение содержания тестостерона в перифери­ческой крови в настоящее время не имеет большого диагностического значения в связи с последними исследованиями эффектов общего и сво­бодного тестостерона. Установлено, что биологический эффект тестосте­рона связан с его свободной фракцией и осуществляется либо прямо, либо после его ароматизации до эстрадиола или вследствие редукции до ДГТ. Клинические наблюдения показывают наличие высокой степени взаимосвязи между уровнем свободного тестостерона и сексуальными функциями мужчин. Низкое содержание общего тестостерона в крови указывает на глубокое поражение инкреторной функции яичек, характер­ной для первичного гипогонадизма, например в случае синдрома Клайнфельтера.

Определение содержания кортизола в крови позволяет оценить глюко-кортикоидную функцию надпочечников, повышенный уровень которого характерен для болезни Иценко — Кушинга.

При гипотиреозе отмечается снижение содержания тироксина и трий-одтиронина в периферической крови.



Диагностика хромосомных нарушений подтверждается рядом внешних признаков, присущих определенному синдрому. Так, например, для син­дрома Клайнфельтера при его классической форме характерны непропор­ционально удлиненные конечности по отношению к туловищу, широкий таз, узкие плечи и высокий рост. Хромосомный анализ выявляет лишнюю хромосому X — кариотип 47/ХХУ, 48/ХХХУ, 49/ХХХХУ. Бесплодие при этом заболевании обусловлено аномалией развития — дисгенезиеи семен­ных канальцев. Синдром дель Кастильо сопровождается сохранностью гормональной функции яичек и отсутствием в эякуляте сперматозоидов и клеток сперматогенеза. В биоптате яичек не обнаруживаются клетки гер­минативного эпителия. Синдром феминизирующих яичек проявляется развитием телосложения и наружных половых органов по женскому типу, гипоплазированные яички продуцируют эстрогены, однако кариотип па­циента оценивается как мужской — 46/ХУ. Синдром рудиментарных яичек возникает из-за неправильного эмбриогенеза половых органов. Па­циент имеет евнухоидный вид, наружные половые органы определяются по мужскому типу, но гипертрофированы, яички представлены рудимен­тарными образованиями и нередко служат причиной злокачественного перерождения. Синдром Калмана — заболевание, обусловленное сниже­нием продукции гонадотропин-рилизинг гормона и соответственно уменьшением выработки ЛГ, ФСГ и тестостерона. Клинически синдром проявляется аносмией, гипогонадизмом.

Александр Геннадьевич Кочетов, врач-уролог

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет