Поль верлен



Дата20.07.2016
өлшемі46.73 Kb.
#212660
түріРеферат


Харківський текстильний технікум

РЕФЕРАТ на тему:

«ПОЛЬ ВЕРЛЕН»
Виконав:

студент гр. ОР-11

Олексій

Перевірив:

_______________________


Харків – 2003

ВЕРЛЕН (Verlaine), Поль (30. III. 1844, Meц,— 8. I. 1896, Париж) — французский поэт. Родился в семье офице­ра. По окончании лицея служил чиновником париж­ской ратуши. С юности придерживался республиканских воззрений.



Начинал писать под влиянием парнасцев («Парнас»), но также и романтиков, особенно Шарлем Бодлера. Вместе с Ж. А. Рембо и С. Малларме Верлен был одним из основоположников символистского направления, но, по мнению М. Горького, «...был яснее н проще своих учеников: в его всегда меланхо­лических н звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой н нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет лю­бить людей н не может» (Собрание сочинений т. 23, 1053, с. 124—25). Уже в «Сатурновских стихотворениях» («Les poemes saturmens», 1866) и «Галантных празднествах» («Les fetes galantes», 1869), наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев, появляются характерные для Верлена напевные, глухо звучащие стихи, проникнутые чувством безотчетной меланхолии. В книгах стихов «Песнь чи­стой любви» («La bonne chanson», 1870), посвященной невесте, Верлен сближает поэтическую речь с простой беседой, вводит обычный синтаксис, разговорные интонации. В последние годы Второй империи поэт печатал антибонапартистские стихи в оппозиционной прессе.

В 1871 В. не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы «Парижской Ком­муны». После «кровавой недели» он, опасаясь распра­вы, скрывался, жил преим. в провинции и, наконец, уехал с Рембо в Бельгию, затем в Англию. Со времени выхода монографии о Верлене его друга — коммунара Э. Ленелетье (1907) и доныне обнаруживаются материалы о систематических преследованиях Верлена реакцией, о дружеских связях его с коммунарами-эмигрантами, о поддержке оказанной Верлену левой печатью.

В годы реакции ему удалось напечатать только одну книжку стихов «Романсы без слов» («Romances sans naroles», 1874), отразившую болезненную тоску растерявшегося интеллиген­та. Задушевные, неза­тейливые песенки, ри­сующие мир, каким он представлялся рабоче­му парню («Валькур»), чередуются со стихами, символически передаю­щими минорным звуча­нием и ритмом общую беспредметную тоску и покорность ей, как не­отвратимому знамению времени («Слезы в серд­це моем...»).

Свои взгляды на поэ­зию Верлен кратко выра­зил в стихотворениях начала 70-х гг. «Поэтическое искус­ство» («Art poetique», изд. 1882), где музы­кальность стиха проти­вопоставлена опреде­ленности смысла. Верлен советовал обращаться к неясным, смутным образам и отдавать предпочтение нюансам, переливам, а не рез­ким тонам. И хотя Верлен имел в виду легкую, манящую воображение неточность, такой принцип открывал путь алогизму. Впрочем, сам Верлен не придавал своему стихо­творению значения программного манифеста, как позже восприняли его поэты-символисты. «Нельзя же понимать. Поэтическое искусство «буквально»,— говорил Верлен, про­должавший писать ясно и сохранявший в своем творче­стве традиционные размеры, рифмы.

Летом 1873 в Брюсселе во время ссоры с Рембо Верлен легко ранил друга. Бельгийский суд, получивший доносы на Верлена как на опасного участника Коммуны, при­говорил его к 2 годам заключения. Тюремному священ­нику удалось воздействовать на Верлена, и поэт создал книгу стихов в религиозном духе «Мудрость» («Sagesse», изд. 1881).

Возвратившись во Францию в 1877, Верлен не примирился с реакцией Третьей республикой, пытался искать опору в вере, затем в крест, труде, приходил в отчаяние, пил. При всей неустойчивости своих взглядов Верлен все же про­должал ориентироваться на левую прессу, периодиче­ски возвращаясь к теме Коммуны. Его позднее твор­чество: сборники стихов «Далекое и близкое» («Jadis et naguerc», 1884), «Параллельно» («Parallelemcnt», 1889), статьи о Рембо, Малларме и др.— «Проклятые поэты» («Les poelcs raaudits». 1884) — двойственно. В нем уси­ливаются упадочные тенденции. В то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадент­ских крайностей, печатает революционные стихи (например, поэма «Побежденные» в сборнике «Далекое и близкое», с ее гневной и твердой уверенностью в торжестве революции). Одна­ко общий пессимизм, символистские эстетические установки,— все это вместе с нищетой, алкоголизмом, болез­нями подтачивало дарование Верлена. В сборниках после 1889 повторяются однообразные стихотворения-исповеди. «Проклятый поэт» умер в глубокой нищете.

Верлен был человечнее и ближе к жизни, чем другие сим­волисты. «Интимнейший из поэтов», по словам В. Я. Брюсова, он обогатил лирику разнообразнейшими оттенками переживаний, сблизил ее с задушевной беседой, придал стиху тонкую музыкальность. Особенно большой известностью Верлен пользовался на рубеже 19-20 вв, в частности в России.

Сочинения: Oeuvres completes, v. 1—5, P., 1898—1901; переиздано без изменений в 1911 —12; Oeuvres posthumes, v. 1—3, P., 1926—29; Oeuvres poctiques completes. Texte etabli et annoti? par Y. G. Le Dantec, [P., 1938] (перепад, с уточнениями в 1955); Oeuvres completes. Texte etabli par H.de Bouillane de Lacoste et J. Borel, v. 1—2, P., 1959—60; Correspondence, v. 1—3, P., 1927—29; Rimbaud raconte par Verlaine, P., 1934; в рус. пер.— Стихи, пер. Ф. Сологуба, СПБ, 1908, 2 изд., М.—П., 1923; Собрание стихов, пер. В. Брюсова, с критико-биографическим очерком и библиографией, М., 1911; Избранные стихотворения в пер. рус. поэтов, сост. П. Н. Петровский, М., 1912 и 1915; Избранные стихотворения в пер. С. Френкель, М., 1914.


Использованная литература: Горький М., Поль В. и декаденты, в его кн.: Собр. соч., т. 23, М., 1953; История франц. лит-ры, т. 3,М., 1959; Adam A., V. L'homme et 1'oeuvre, P., [1953]; Bor-necque J. H., Etudes verlainiennes, [v. 1—2], P., 1952—59; С а г с о F., Yerlaine, P., [1939]; С о u 1 о n M., V. poete satur-nien, P., 1929; D e 1 a h а у e E., Verlaine, P., 1920; Hanson L. and Hanson E., V.: fool of god, N. Y., [1957]; L e p e 1-1 e t i e r E., Paul V. Sa vie, son oeuvre, P., 1907; M a r -t i n о P., Verlaine, P., 1944; М о r i с e С h., P. Verlaine, P. 1888;Richter J., Paul Verlaine..., P., 1959; S 6 с h 6 A. P. V. Portraits et documents, P., 1909; Underwood V. P.. Verlaine et 1'Angleterre, P., 1956; Bever A. van, Biblio-graphie et iconographie de Paul V., P., 1926; Fongaro A. Bibliographic de V. en Italie, tFirenze], 1957; R u с h о n F. Л erlaine. Documents iconographiques, Gen., 1947; Tournoux G. A., Bibliographic verlainienne, Lpz., 1912. Н.И.Балашов



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет