Политическая мудрость Канзафар -бия



Дата08.07.2016
өлшемі54.5 Kb.
#185067


Политическая мудрость Канзафар -бия.

После покорения Казани в 1552 году русский царь Иван IV обратился народам Казанского ханства и их соседям с призывом не покидать родные места, не убегать как ногайцы, а добровольно войти в состав Русского государства. Царь обещал свободы, в т.ч. вероисповедования, другие льготы. Башкиры-минцы, "слыша о взятии русскими Казани и о справедливых поступках с покорившимися, послали от себя четверых поверенных к царю Иоану Васильевичу с просьбою о принятии их в подданство". (4). После отправились в Казань, "за отсутствием удобных путей сообщения на лыжах."(1). Первую официальную делегацию башкир возглавил "весьма молодой"(2), но признанный предводитель башкир-минцев Канзафар-бий. Канзафар-бий сам является потомком Урдас-бия, который жил во времена Чингисхана. Он считается родоначальником башкир племени Минг, известен в истории башкир (в преданиях и шежере) под именем "Тысячеколчанный Урдас-бий - Мен Садаклы Урдас би".

"Государь принял послов очень милостиво, согласился включить башкир в число подвластных ему народов. Царь, расспросив, чем изобильна земля их (т.е. минцев), обложил башкирцев легким ясаком, кого лисицей, кого куницей, а кого медом и пожаловал землями"(2). Башкирские послы наместника царя приняли за самого "белого падишаха". Минцы обязаны были платить всего 171 куницу и 18 батманов меда. Кроме платежа ясака в царскую Казну, они должны были нести за свой счет военную службу.

До завоевания Казани Иваном IV минцы находились под властью Ногайской орды, а соседи с запада от них - башкиры племени Каршин подчинялись Казанскому хану. Часть границы между Казанским ханством и Ногайской ордой проходила по территории нынешнего Благоварского района, ориентировочно по правой стороне реки Кармасан. Расстояние от этой границы до зимовья Казанфар-бия (территория современной д. Баштерма) составляет около 10 - 12 км. Соседние башкиры регулярно общались меж собой, ходили друг к другу в гости. По преданию наших предков, на поляне около истоков речки Туган (на территории нынешней д. Табулдак) проводились совместные праздники - зиены между каршинцами Казанского ханства и



2

минцами Ногайской орды. Отсюда название речки - Туган, туганлык, т.е. родня. Предполагается, минцы пристально следили за тем, как к их соседям - западным башкирам, оказавшимся под властью Русского государства,- относились русские власти. Нельзя исключать, что и "добропорядочные поступки" (3) русских влияли решению минцев пойти добровольно в подданство русского царя. Таким образом, послы, под руководством Канзафар-бия, заключили первое официальное соглашение с Русским государством об условиях вхождения минских башкир в состав России. Решение Канзафар-бия не является сиюминутным. Шежере характеризует Канзафар-бия смелым и волевым предводителем. Он - не выскочка, а признанный лидер, принадлежащий к феодальной и родоплеменной знати минских башкир. Его поездка с заявлением о принятии их в подданство русского государства является всесторонне обдуманным, взвешенным решением. У него зарождались конкретные, ясные цели и задачи об освобождение соплеменников из-под власти ногаев до падения Казани, так как серьёзные стычки и конфликты с ногайскими мурзами происходили ещё в 956 году хиджры (1549 год). Слыша об усилении русских, тогда ногайцы встревожились и начали уходить в сторону Шихан (Стерлитамак), затем на Кубань. Они хотели силой увести с собой и подвластных им башкир. В этот критический момент Канзафар-бий обратился к своим соплеменникам: "Эй, яраннар! Если мы уйдём с этих мест, то не сможем жить. Где мы можем найти себе такие места (как здесь)?" (1). Канзафар-бий нашёл полную поддержку в народе. Минцы не хотели покидать родные места. С Канзафаром остались родовые старейшины Чублек, Урман, Туман и сын Карамана Тенекэй. В шежере среди оставшихся упоминается также имя Акмана, происходящего из мурз. Предполагается, что в составе послов в Казань были в основном эти знатные люди.

В шежере минцев указывается точная дата поездки послов во главе с Канзафар-бием в Казань: "Был девятьсот шестьдесят первый год..." (1553-1554 года) (2). А в шежере других племён, также по собственному желанию или по вызову падишаха добровольно принявших русское подданство, ранее этой даты сообщений не встречается. Так, исследователь данной темы А.Н.Усманов - в труде "Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству " пишет: "Вслед за минцами, примерно в то же время, приняли русское подданство восточные соседи минцев -

3

башкиры племени Юрматы." (3). Из ранних исследователей краевед В.С.Юматов тоже называет имя Канзафар-бия (4).

Так, "в 964 году хиджры (т.е. по происшествии трёх лет после поездки Казанфар-бия) по вызову падишаха Иоана Васильевича от Тамьянской волости Шагали Шакман, от Усерганской волости Бикбав, от Кипчакской волости Мешовлы Каракуджак ходили в Казань и объявили о том, что они склоняют перед ним головы и просят, отмерив и обмежевав, дать им землю" (2).

Не собираюсь умолять роль и деятельность тех лидеров башкирских родов, которые организовывали добровольное вхождение башкир к Русскому государству. Однако мне не понятно, позиция и выступления на страницах республиканской печати отдельных авторов, которые искажённо преподносят массовому читателю о последовательности поездке послов к наместнику царя. Некоторые на первое место выдвигают Татигас-бия, который после Канзафар-бия по заданию Бурнак-бия ездил в город Казань, или других - выше перечисленных, которые по происшествию трёх лет после первых послов явились в Казань по вызову русского царя. А о первопроходце Канзафере упоминается в числе других, якобы последовавших за ним, тогда как всё обстоит наоборот.

Поездка послов башкир во главе с признанным предводителем минцев Канзафар-бием, а за ними и других биев башкирских родов к наместнику царя с заявлением войти в состав Русского государства, составление первого официального договора между башкирами и Русским правительством были поворотным моментом в истории Башкортостана, открывшим в ней совершенно новую полосу. Благодаря этому они спасли свой народ, сохранили себя как этнос, земли, закрепленные за всеми родами, свой язык, религию, культуру, традиции и обычаи предков, внутренний уклад жизни и т.д. Появилась возможность политически разобщенных родоплеменных единиц объединить в одно целое административное устройство. Таким образом, Канзафар-бий проявил себя как мудрый предводитель своего народа, и как дальновидный государственный деятель, сумевший в той сложной ситуации верно определить главное направление политического развития событий. "Заслуги такого вождя башкирского народа и исторической личности заслуживают увековечения его имени на территории родного района и Республики" (9). Среди его заслуг

4

существенным является и то, что всё это осуществлялось мирным путем, без пролития крови. Чтобы заострить внимание читателя на это, из сотни возможностей приведу два примера. Во-первых, те самые события между Московским княжеством и Казанским ханством, печальное разрушение Казани. В начале прошлого века исследователи писали о том, что Сююмбикэ-ханбикэ призывала Казанских аристократов, феодалов и мурз не бороться бессмысленно с сильным, стремиться найти пути мирного соглашения с русскими, уступая их требованиям. В крайнем случае, подчиниться русским и принять подданство. (8). Царь Иван IV так же предложил добровольно войти в состав Русского государства. Однако мурзы и феодалы не послушались. Последствия известны истории. Другой пример. В девяностых годах прошлого века два гордых лидера распавшего СССР - первый Президент России Борис Ельцин и президент суверенной Чечни генерал Дудаев не сумели договориться сесть за стол переговоров и ввели страну в состояние войны. В результате все мы являемся свидетелями бессмысленного кровопролития и разрушения.

Шежере башкир племени Минг имеется в нескольких вариантах. Несмотря на то, что они написаны разными людьми, частями в разное время, они тесно связаны между собой. Многие события, описанные в шежере, подтверждаются другими достоверными источниками.

Имя родоплеменного вождя минцев Урдас-бия упоминается во всех шежере. Канзафар-бий находится в 10 или 11 колене от Урдаса-бия.* У Канзафара-бия был старший брат Гирэй. Родословное носит название "Шежере Гираят-бия". (7). ( * Родословную по линии Гирея подробно исследовал его потомок Назиф Мириханов - Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации. Родословную схему он приводит в таком порядке: Урдас - Улан - Кучкар - Буга - Булта -Унга - Сангусин - Сасбуга - Сумбустин - Бикмуш - Гирей. В других вариантах родословной после Сасбуги приводится имя как "Субмусбэн", он же "Бикмуш", "Бикмус", "Муса", "Чу-бий", затем Канзафар). А родословная Канзафара-бия по линии его младшего сына Кадаша получается так: Кадаша сын князь Янбакты —■> далее Курзямал-бий —> князь Кулсара —> Амангильде —> Тэкэй —> Тават —> Салташхан —> Суяргул —> Курбангул —> Ахмер —> Мухаррям —> Афраим —» Шарафелислам —► Гайнислам (мой отец) —> Раис



5

(1932г.р.) —> старшая дочь Гузель (1958г.р.), сын Ильдар (1966г.р.). Таким образом, наше родословное дерево, составленное не зависимо друг от друга в степенях поколений совпадают. Назиф Мириханов 1952 г.р. и моя дочь 1958 г.р. находятся на 18 колене. По линии Дистана, другого сына Канзафар-бия, А.А. Галлеев, 1940 г.р., находится на 17 колене, (он директор института космических исследований РАН, доктор наук. В Институте российской истории РАН рассмотрены документальные свидетельства, представленные Н.М.Мирихановым. экспертиза считает, что шежере Гираят-бия безусловно отражает реальную историю рода (10). Стало быть, здесь ошибки нет.

Гираят-бий проживал в Имэн-Калэ (будущей Уфе). Это свидетельствует о его определенной иерархической значимости, поскольку Имэн-Кала, будучи административным центром Ногайской Башкирии, служила зимней ставкой и официальной резиденцией ногайского наместника.

Усиление Российского государства, завоевание Казанского ханства и упадок Ногайской орды привели к существенному изменению этнической карты Южного Урала - начался массовый исход основной массы ногаев на юг. На освободившиеся земли стали переходить башкирские племена.

"Пик передвижений пришелся на вторую половину XVI -начало XVII вв. - пишет Н.Мириханов. - Миграцию в сторону реки Ик совершили внуки и правнуки Гираят-бия по линии его старшего сына Куганчи. Впервые они появились в бассейне реки Ик вблизи нынешнего аулов Дияш (Бакалинский район) и Ачма в местности "Наратлы чокыр" ("Сосновая яма"). " Потомки Гираят-бия обосновали д.д. Урсай (Бакалинский р-н), Чалпы (Чалпак) и т.д. (7). Некоторые потомки Канзафар-бия также мигрировались в сторону реки Ик. Так, в исследовании И.Г. Ермолаева в Писцевой книге 1602 - 1603 гг. упоминается имя Кулсара-бия, внука Янбакты князя (пятое колено от Канзафара). Там говорится: "Князь Минской волости Кулсара Курюмалов в 1600 году выступил третейским лицом (судьей) в споре между башкирами и чувашем о земельной вотчине по реке Ик " (6). "Башкиры рода мин расселялись в самых северо-западных районах исторического Башкортостана - по берегам рек Степной Зай, Мензеля, Сюнь и по нижнему течению реки Ик" (1). Таким образом, они являются древнейшим автохтонным населением края и первоначально обитали на

6

территории современной северо-восточной части Республики Татарстан. С тех времен в северо-восточных районах Татарстана, проживает значительное количество потомков минских башкир. Например, только в Сарманском районе насчитывается 12 деревень сарайлы-мин. Одна деревня носит название самого этнонима Сарайлы, 4 деревни сарайлы-минцев расположены в Мензелинском районе, 2 деревни рода уршак-мин имеется в Апастовском районе. (5). Башкиры-чубиминцы рода Дистан (сын Канзафара) д. Сарайлы нашего Благоварского района также 13 лет во второй половине 18 века жили в д. Иманово в долине р. Мензеля. В низовьях реки Ик проживали ик-минцы. А всего на территории современной Республики Татарстан 220 деревень, жители которых во время переписи 1897 года зафиксированы как башкиры. (5). Таким образом, башкиры племени Минг занимали обширную территорию по долинам рек Дема, Уршак, Чермасан и Кармасан, Караидели, по берегам озера Аслыкуль, почти на всем течении реки Ик. Старинные владения минцев включают в себя земли Уфимского, Чишминского, Давлекановского, Альшеевского, Миякинского, Бижбулякского, Нуримановского, Иглинского, Благоварского, Буздякского, Туймазинского, Кушнаренковского и в других районах Башкортостана и в вышеперечисленных районах Татарстана. Столица Башкортостана г. Уфа (бывш. Имэн Кала) также расположена на земле минцев.

август, 2007 г. Раис Курбангулов, краевед.

с.Языково 452740 Благоварского района ул.Победы, 2 тел.код 347-47-217-83



7

Список использованной литературы:

1. Р.Г. Кузеев "Башкирские шежере", Уфа, 1960г.

2. Р.Т. Булгаков, М.Х. Надергулов "Башкирские родословные",


"Китап," 2002г.

3. А.Н. Усманов "Добровольное присоединение Башкирии к


Русскому государству", Уфа - 1982.

  1. B.C. Юматов "Древние предания у Башкирцев Чубиминской волости", "Башкирия в русской литературе", т. 1, Уфа, 1989г.

  2. Рашит Шакур "Башкиры минской земли", журнал "Ватандаш," №9, 2006г.

  3. А.З. Асфандияров "Башкирские тарханы", "Китап", Уфа - 2006.

  4. Н.М. Мириханов "Нэсел - Род," первое издание, Москва, 1999г. (Рукопись).

8. Г.Г. Рашиди. "Сююмбикэ", Казань, Центральная типография,
1912.

9. Исполнительный комитет Всемирного Курултая башкир, 2002 г.


Благоварский район. Национальный состав населенных пунктов по
переписям XVIII - XX веков.

10. В.В.Трепаволов. Институт Российской истории РАН.


Заключение о достоверности шежере Гираят-бия и о родовой
принадлежности Н.М.Мириханова. Москва. 1999 г. 1е издание
(рукопись).

Р.Курбангулов

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет