ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
План
-
Политическая власть: сущность, содержание и основные концепции.
-
Специфика политической власти
-
Структурные элементы политической власти.
-
Классификация субъектов власти
-
Политическое господство и политическая легитимность.
1.
1. Понятие «власть» как базовая категория политологии дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Обобщая различные подходы к определению ее сущности, можно сказать, что власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое взаимоотношение между субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и свои интересы.
Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин связанных с необходимостью придать взаимодействию между людьми целесообразность, организованность, создать общие для всех правила поведения:
1 – расширение спектра духовных и материальных потребностей человека;
2 – потребность социума в самосохранении;
3 – неоднородность социальной структуры общества, связанной с проявлением естественного и социального неравенства людей.
4 – общественный характер труда
5 – психологическое разнообразие людей.
Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью разных средств, в том числе и принуждения, людей.
Власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в политической науке существует множество концепций, каждая из которых акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления. При всем многообразии, концепции власти можно разбить на два класса – атрибутивно-реляционистские и системные.
Рассмотрим атрибутивно-реляционистские концепции власти.
1.Теологическая концепция власти объясняет ее природу с помощью теории божественного права. Согласно этой концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а монархи - исполнители божественной воли. Потребность человека во власти выводилась из тезиса о естественной греховности человека. Только подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода (А. Августин, Ф. Аквинский).
2.Биологическая концепция власти. В этом случае власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в фундаментальных инстинктах человека как биологического существа (М. Марсель, Ф. Ницше, К.Лоренц).
3.Бихевиоральная концепция власти. Эта концепция формируется под знаком противостояния двух социокультурных традиций – англо-американской и континентально-европейской. Англо-американская традиция отражает классическую неприязнь буржуазного общества к политике. Чтобы из политики исключить все иррациональное и аффективное, ее сводят до уровня «экономического человека», разумного эгоиста, преследующего свои материальные интересы. Тогда сам политический процесс оказывается процессом обмена, рынком, где политический класс продает политический товар в виде идеологий, программ, а покупатели-избиратели приобретают понравившийся товар. Таким образом, власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие - подчиняются. Бихевиорализм индивидуализирует власть, сводит ее к взаимодействию реальных личностей и особое внимание уделяет субъективной мотивации власти. Американские политологи Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам рассматривали в качестве доминирующего мотива политической активности присущую индивиду волю к власти и обладание «политической энергией». Сам же политический процесс бихевиоралисты объясняли столкновением индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает сильнейший. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов.
4.Психоаналитическая концепция власти тесно примыкает к бихевиоральной, при этом общим у них является рассмотрение индивидуального поведения как источника власти. В рамках психоанализа власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Стремление к власти трактуется как проявление, сублимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (З. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К.Г. Юнг). Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Так, К. Хорни, американский психоаналитик, видит их в страхе людей, порождаемом враждебной человеку социальной средой, а Ж. Лакан, например, - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же этот подход позволяет выявить механизмы мотивации власти как командования-подчинения.
Рассмотрение подобных концепций позволяет увидеть специфику атрибутивно-реляционистских концепций: сущность власти в них связана с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной деятельности. Такой подход развивает своеобразную философию человека, и усматривает сущность власти в волевых, силовых, психологических свойствах индивида, или в использовании им определенных средств принуждения и поведенческого взаимодействия.
А теперь рассмотрим системные концепции власти.
1.Системная (структуралистская) концепция власти. Является противоположностью бихевиористского и психологического видения власти. Если предыдущие концепции требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивида к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, т.е. трактует власть как свойство системы, проявляющееся во взаимоотношениях частей и целого (Д. Истон). Один из основателей системной теории общества Т. Парсонс определяет власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы.
2.Конфликтологическая концепция власти связана с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Власть есть отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, не только классового, но и профессионального, этнического, культурного и т.д. Именно поэтому власть существует везде, где есть неравенство.
3.Дуалистическая концепция власти М. Дюверже. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. Выделяя два элемента внутри власти - материальное принуждение и веру в справедливость подчинения со стороны народа, Дюверже подчеркивает, что источником осуществления власти служат оба элемента. Если нет добровольного подчинения, то это не власть, а господство. Кроме того, двойственность власти, согласно этой концепции, выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества.
Системные концепции власти трактуют власть как анонимное, надперсональное, безличное свойство социальной системы, несводимое к характеристикам индивидуального или группового субъекта.
2.
В реальной жизни власть выступает и реализуется в конкретных сферах жизнедеятельности людей и приобретает свои особенности в зависимости от той или иной сферы и субъектов социального взаимодействия. В обществе существует множество видов власти: экономическая, политическая, правовая, духовная, информационная, семейная и др. Власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений, прежде всего изменения ее форм. Исторически формы власти меняются, проходя в своем развитии три основные фазы:
анонимная, «распыленная» между членами рода, племени в примитивных обществах;
индивидуализированная, сконцентрированная в руках вождей, групп;
институциализированная, опирающаяся в своей деятельности на специализированные институты, в результате чего власть приобрела политический характер.
Отличительными признаками политической власти являются следующие:
-
легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
-
верховенство, обязательность решений политической власти для всего общества и всех других видов власти;
-
публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права;
-
моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
-
многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.
Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами: парламент, правительство, судебные органы, органы правопорядка и т.д. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Основными функциями политической власти в обществе являются следующие:
- обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
- управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов определенных социальных групп;
- поддержание целостности и единства общества;
- руководство - выработка и принятие органами власти важных для общества решений и их осуществление;
- управление - непосредственная деятельность административного аппарата и правительства;
- контроль за соблюдением социальных норм, правил деятельности индивидов и социальных групп.
3.
Политическая власть - сложное структурное образование. К основным компонентам власти относятся субъект власти, объект власти, основания и ресурсы власти, а также процесс, приводящий в движение все ее компоненты.
Субъект власти воплощает ее активное, действующее начало. Субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей. Для возникновения властных отношений надо, чтобы субъект обладал рядом качеств, таких, как желание властвовать (воля к власти), компетентность, знание сути дела, состояния и настроений подчиненных, а также авторитет.
Для того чтобы возникли властные отношения, необходимо наличие объекта, так как власть всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта с доминированием воли властителя. Объекты власти - индивиды, социальные группы, классы, на руководство которыми направлена деятельность властей. Власть невозможна без подчинения объекта; если же такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что субъект власти обладает и волей к власти, и мощными средствами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло свое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Готовность объекта к подчинению зависит от рада факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от мотивации подчинения. Мотивация подчинения достаточно сложна и может основываться на страхе, на привычке, на интересе, на убеждениях, на авторитете, вызываемом носителем власти. Все эти мотивы влияют на характер властных отношений, а также на силу власти. Наиболее стабильна власть, построенная на интересе и убеждениях людей, а также на авторитете.
Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее оснований. Иными словами, основания власти - это ее фундамент, ресурсы власти - это ее потенциал и технология. По сферам жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти:
экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом и т.д. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность по укреплению независимости страны;
социальные основания власти - это социальные группы и слои общества, на которые власть опирается. Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности;
юридические основания власти - это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которые власть опирается в практической деятельности. К юридическим видам ресурсов можно отнести мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством;
административно-силовые основания власти - это совокупность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность, внутреннюю и внешнюю безопасность государства. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также их аппарат. Административно-силовыми ресурсами являются система подбора кадров, оснащение властных учреждений соответствующей техникой, профилактика коррупции и др.;
культурно-информационные основания власти - это система организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационными ресурсами являются духовные ценности, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью.
Как правило, ресурсы власти используют по двум направлениям - для функционирования и укрепления власти, а также для создания адекватных ей оснований. В самом механизме осуществления власти ресурсы способны играть самостоятельную роль. В этом случае их делят на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные ресурсы.
4.
В обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого статуса являются своеобразными центрами притяжения власти. Рассмотрим эту схему классификации субъектов власти.
-
Аристократия – власть избранных, привилегированной элиты.
-
Плутократия – власть богатства, дает его обладателям дополнительные ресурсы в виде образования, связей. В ХХ веке начинает проявляться в форме финансовой олигархии.
-
Бюрократия – власть чиновников. Базируется на доступе к знанию, секретной информации, технологии управления.
-
Демократия – власть народа связана с притязаниями большинства иметь преимущества перед меньшинством.
-
Теократия – власть духовенства.
-
Партократия – власть партийных структур, реально проявила себя в ХХ веке, когда кандидаты на высшие государственные посты стали выдвигаться по партийному принципу.
-
Медиакратия – власть СМИ – это порождение ХХ века, когда влияние СМИ принимает глобальный характер.
-
Технократия – власть технических специалистов, прямое следствие НТР ХХ века.
-
Автократия – власть личности, исторически связана с ее особым статусом во всех политических структурах, от фараонов Древнего Египта, до современных президентов.
Для современной России характерно растущее влияние автократии, бюрократии и плутократии. Укрепляются позиции медиакратии, слабее, чем в других странах, проявляется влияние партократии и технократии.
5.
Отношения власти в обществе очень многообразны, изменчивы, относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть, сделать ее способной к выполнению своих функций, власть должна быть институализирована и закреплена в форме политического господства. Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и связанных с ним социальных привилегий и исполнительской деятельности. Без политического господства власть не может удерживаться длительное время и выполнять свои функции. По словам М. Вебера, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Научное понимание термина «политическое господство» в отличие от обыденной трактовки этически нейтрально, не связано с такими атрибутами, как эксплуатация, угнетение. Таким образом, господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство может по-разному оцениваться гражданами. Если граждане признают право власти управлять и согласны ей подчиняться, говорят о легитимности власти. Легитимность власти - это признание власти населением, убежденность в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Такое объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, включив в него два положения - признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Легитимность власти связана с наличием у власти авторитета, с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок - наилучший для данной страны. Возникнув во Франции в XIX в., первоначально термин «легитимность» использовался как синоним легальности и означал законно установленную власть в отличие от насильственно узурпированной. Сегодня понятия легальности и легитимности власти нуждаются в уточнении. Легальность власти - это ее юридическая обоснованность, опора на нормы и законы, понятие этически нейтральное и рациональное, тогда как легитимность - это скорее символ веры, степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, понятие социально-психологическое, эмоциональное, не оформленное юридически. Итак, легальность и легитимность власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит юридический, рациональный характер, а второе - этический и политический.
Показателями легитимности власти являются следующие:
-
уровень принуждения при проведении политики в жизнь;
-
наличие попыток свержения власти;
-
сила проявления гражданского неповиновения;
-
результативность выборов, референдумов.
Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение без принуждения, а если оно не достигается, оправдание применения насилия.
Для поддержания легитимности власти используются: а) изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; б) традиции населения в законотворчестве; в) поддержание в обществе законности и др. Большой вклад в разработку проблемы легитимности власти внес немецкий ученый М. Вебер, выделивший три идеальных типа легитимного господства:
-
традиционное господство. Основано на вере в законность издревле существующих традиций, порядка, власти;
-
харизматическое господство. Харизма - божественный дар, способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди других, не столь приобретенное им, как дарованное природой, Богом, судьбой. Легитимность основана на вере в исключительные качества харизматической власти. Такой тип господства возникает в условиях социально-политических кризисов, которые способствуют появлению вождей;
-
легальное (рационально-бюрократическое) господство. Легитимность основывается на признании добровольно установленных норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При таком типе господства подчиняются не личности, а власти. Возникает в условиях рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.
Описанные Вебером типы легитимного господства в реальной политической практике переплетаются, а доминирование того или иного связано с типом политического режима. Существуют и другие типы легитимности, например идеологическая, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность провозглашаемых ею идеологических ценностей.
Эффективность власти - это степень выполнения ею своих задач и функций, наиболее важная интегральная характеристика власти. Основные критерии эффективности власти следующие:
- рациональность вертикальных и горизонтальных структур власти, при этом вертикальные структуры обеспечивают власть сверху вниз, а горизонтальные отражают координацию властных действий;
- эффективность контроля, учета и анализа распоряжений власти. Контроль тесно связан с системой санкций, которые должны быть действенными и неотвратимыми по всей вертикали власти;
- наличие у власти авторитета, т.е. признания обществом деловых, созидательных качеств субъекта власти.
Достарыңызбен бөлісу: |