Понятие «Символизма», предпосылки возникновения



Дата22.02.2016
өлшемі67.5 Kb.
#933
түріГлава
Глава 1. Понятие «Символизма», предпосылки возникновения.
Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX века  (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном). Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др.
Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы (Бельгии, Германии, Норвегии).

В Манифесте символистов Ж.Мореас говорит, что главная цель символистсой поэзии – это облачение идеи в чувственную форму, которая служила бы выражению Идеи и сохраняла свою индивидуальность. Символ как раз и является этой чувственной формой. Что касается русских символистов, то по словам Ф.Сологуба «Символ – окно в бесконечность». Игра смысловых оттенков создает тайну символа. А.Белый определял определял символ как «соединение разнородного вместе».

Многозначное представление о символе опиралось на мифологические, религиозные, этические представления о сверхреальности. А именно, это направление было связано с философскими течениями, основанными на представлении о двух мирах – какжущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. Именно поэтому Символизм занимался поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Искусство рассматривается как средство духовного познания и преображения мира, при этом важен момент прозрения, возникающий во время творческого акта.

«Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними», – писал Ж.Мореас. Именно поэтому возникают новые задачи искусства – приблизиться к реальному миру посредством создания символической картины. Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, «от реального к реальнейшему». Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий.

На излете 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса. Ограниченность, поверхностность позитивистских представлений о мире была подтверждена рядом естественнонаучных открытий, преимущественно в области физики и математики. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру: мир оказывался не просто непознанным, но и непознаваемым. Все это привело к поиску новых путей постижения действительности. Один из таких путей был предложен символистами. В символизме встает вопрос о сверхчеловеке – человек, который бросает вызов своим ограниченным возможностям.

Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.



Глава2. Развитие Символизма в России.
Возникновение в русском искусстве декаденства, не только направления в искусстве, но и определенного мировоззрения, приводит в дальнейшем к распространению символизма. В искусстве этого направления существовал определенный тип сознания, отношения к миру и человеку. Декаденты заявили о разрыве связей мскусства с реальной действительностью, что впоследствии стало одной из основ русского символизма. Позиции этого направления выразились в книге Н.Минского «При свете совести». Эта книга определяла основу нового литературного направления. Д.Мережковский дает обоснование этим принципам в своей лекции О причинах упадка и новых течениях в современной литературе, которая выходит в 1893 году. «Куда бы мы ни уходили, как бы мы не прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость Океана», – писал Мережковский. Общие для теоретиков символизма размышления о крушении рационализма и веры – двух столпов европейской цивилизации, Мережковский дополнял суждениями об упадке современной литературы, отказавшейся от «древнего, вечного, никогда не умиравшего идеализма» и отдавшей предпочтение натурализму Золя. Возродить литературу может лишь порыв к неведомому, запредельному, к «святыням, которых нет». Давая объективную оценку состоянию литературных дел в России и Европе, Мережковский называл предпосылки победы новых литературных течений: тематическую «изношенность» реалистической литературы, ее отклонение от «идеального», несоответствие порубежному мироощущению. Истинную основу искусства, по его словам, составляет вечное религиозное мистическое чувство. Здесь же Мережковский определял три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Новая поэзия должна стать поэзией «символа», образным воплощением мысли художника.

К началу века руководителем символистского движения становится В.Брюсов, который обосновал свои концепции, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. По его словам, главной целью искусства было выражение тайн человеческого духа, личности художника. В 1904 году Брюсов пишет статью «Ключи тайн», которая выходит в символистском журнале «Весы» .Он писал: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство – то, что мы в других областях называем откровением».

В Москве и Петербурге одновременно возникают два литературных кружка. Появляются московские студии поэтики, основанные на интересе к Западной философии и творчеству Западных символистов. К ним относились В.Брюсов, К.Бальмонт, Ю.Балтрушайтис. В Петербурге – З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, для которых символизм был мировоззрением. Вскоре эи группы объединяются и становятся одним кружком. В Москве возникает издательство «Скорпион», которое выпустило несколько книг переводов французских символистов. С 1904 года издается журнал «Весы», организатором которого стал Брюсов.


2.1 Развитие младосимволизма
В начале 1900-х годов символизм претерпевает новый этап развития. В литературу входит младшее поколение символистов: В.Иванов, А.Белый, А.Блок, С.Соловьев. В это время появляется две группы: в Петербурге – школа «нового религиозного сознания», в которую входили З.Гиппиус, Д.Мережковский, в Москве – группа «аргонавтов». В эту группу входили С.Соловьев, А.Белый и как раз их и принято называть «младосимволистами». В 1903 А.Белый опубликовал статью О религиозных переживаниях, в которой вслед за Д.Мережковским – настаивал на необходимости соединить искусство и религию, но главной задачей было «приблизиться к Мировой душе», «передавать в лирических изменениях Ее голос». В целом характерная черта этого периода – мистическое начало в творчестве младосимволистов.

Огромное влияние на символистов оказал В.С.Соловьев. Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости , Добра и Красоты, осуществление идеи связи человека с Богом. В своих философских и поэтических произведениях Соловьев наметил  основные черты символизма как литературно - философского направления:

По мнению Соловьева , для символизма характерны: 


  • поэтика намека и иносказания;

  • эстетизация смерти как  бытийного начала;

  • знаковое наполнение обыденных слов;

  • аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;

К этому следует добавить и указание на следующие качества:

  • стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты;

  • отношение к слову как многосмысленному посланию;

  • глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;

  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

В своих работах Соловьев утверждал, что понимание Софии основывается на мистическом миросозерцании, свойственном русскому народу, которому Истина о Премудрости открылась еще в 11 веке в образе Софии в Новгородском Соборе.

Мотивы ранней поэзии А.Блока и А.Белого тесно связаны с этими идеями. Постоянная игра на антитезах, символические образы туманов, закатов, вьюг, символика цветов, все это было воспринято как поэтический канон. Большую роль сыграла концепция исторического развития мира. Соловьев разработал учение об обществе, которое будет построено на духовных началах. Историческая миссия России – движение к такому обществу. Но реальное развитие России привело Соловьева к новой идее о законченности мировой истории, наступления последнего периода, последней борьбе между Антихристом и Христом. Все это становится темой для символистов. Например, в «Письме» А.Белый говорил о конце мира и грядущем религиозным обновлением его. Это конец и воскресение к новой совершенной жизни, когда борьба Христа с Антихристом в душе человека перейдет в борьбу на исторической почве.

Вячеслав Иванов в своих статьях также варьировал идеи Соловьева. Он утверждал символизм единственно «истинным реализмом» в искусстве, а художник должен всегда видеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Высшим этапом развития символизма определялась теургия.

В целом, по вопросу о назначении искусства среди символистов шли многочисленные споры, которые обострились в период революции. Приверженцы Соловьева видели в искусстве религиозный смысл. Брюсов защищал независимость от мистических целей.

Младосимволисты видели обьект искусства не в реальной действительности, а в области «потусторонних сущностей», отсюда ярко выраженное противопоставление рационального и интуитивного познания. Явления материального мира были лишь символами идеи. Художник по словам Соловьева должен видеть абстрактное в индивидуальном явлении, не только сохраняя, но и «усиливая его индивидуальность». Этот принцип В.Иванов считал признаком «истинного символизма».

Споры были и вокруг определения символа. А. Белый говорил, что символизация – это «метод изображения идей в образах». Символ у него состоял из трех частей: символ – конкретное, жизненное впечатление; символ – аллегория, отвлечение впечатления от индивидуального и символ как образ вечного. В.Иванов добавлял о неисчерпаемости, беспредельности символа.

Московская группа «аргонавтов» выполняла огромную роль в разработке образных средств. Их символика передовала нравственные поиски истины, гармонии мира. Очень важную роль выполняла и символика цвета: белый выражал философские искания «соловьевцев», голубой и золотой – надежды на счастье, черный и красный – настроение тревоги и катастрофы. В 1904 году выходит сборник стихов А.Белого «Золото в лазури», наполненный светом, оттенками радостных красок.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Через звуковые образы они пытались передать чувства, связанные с мистическими переживаниями поэта. И менно в музыкальном образе символисты видели возможность прозрения мира. А. Белый пытался выразить это в своих «Симфониях», наполненных мистики. Они строились на столкновении двух начал – духовного и бездуховного, истинного и ложного, прекрасного и безобразного. В трактате «Эмблематика смысла» он пишет, что символизм для него – «некоторое религиозное исповедание», которое имеет свои догматы. Символический образ по его словам ближе к религиозному.Искусство есть религиозное деяние,а человечество стоит перед преображением мира.

Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт А.Блок, ставший по определению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Его ранние «Стихи о Прекрасной Даме» непосредственно отражают идеи Соловьева: двоемирие, поиски женского идеала, которого невозможно достичь. Лирика В.Соловьева заставляет его пересмотреть все его взгляды на назначение поэзии. Он переписывается с Белым и Мережковским. Испытывая влияние символистов, Блок ощущает неприемлимость концепций Мережковского о синтезе христианства и язычества, эстетики и этики. В 1912 Блок записал: «Никаких символизмов больше». По мнению исследователей, «сила и ценность отрыва Блока от символизма прямо пропорциональна силам, связавшим его в юности с «новым искусством».

В своей поэзии А.Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия – все символично в поэзии Блока. Так «желтые окна», «желтые фонари», «желтая заря» символизируют пошлость повседневности, синие, лиловые тона («синий плащ», «синий, синий, синий взор») – крушение идеала, измену, Незнакомка – неведомую, незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины, аптека – последний приют самоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказывалась в аптеках – кареты «Скорой помощи» появились позднее). Истоки символики Блока уходят корнями в мистицизм Средневековья. Так желтый цвет в языке культуры Средневековья обозначал врага, синий – предательство. Но, в отличие от средневековых символов, символы поэзии Блока многозначны, парадоксальны. Незнакомка может быть истолкована и как явление Музы поэту, и как падение Прекрасной Дамы, превращение ее в «Беатриче у кабацкой стойки», и как галлюцинация, греза, «кабацкий угар» – все эти значения перекликаются друг с другом, «мерцают, как глаза красавицы за вуалью». Однако рядовыми читателями подобные «неясности» воспринимались с большой настороженностью и неприятием. Популярная газета «Биржевые ведомости» поместила письмо проф. П.И.Дьякова, предложившего сто рублей всякому, кто «переведет» на общепонятный русский язык стихотворение Блока Ты так светла….

В символах запечатлены муки человеческой души в поэзии А.Белого (сборники Урна, Пепел). Разрыв современного сознания в символических формах изображен в романе Белого Петербург – первом русском романе «потока сознания». Бомба, которую готовит главный герой романа Ник. Аблеухов, разорванные диалоги, распавшееся родство внутри «случайного семейства» Аблеуховых, обрывки известных сюжетов, внезапное рождение среди болот «города-экспромта», «города-взрыва» на символическом языке выражали ключевую идею романа – идею распада, разъединения, подрыва всех связей. Символизм Белого – особая экстатическая форма переживания действительности, «ежесекундные отправления в бесконечность» от каждого слова, образа.

Вяч.Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить соловьевство, обновленное христианство и эллинское мировосприятие.

Художественные искания «младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности.

Стоит отметить,что русский философ В.Соловьев не считал себя поэтом – символистоми теоритиком символизма. В его время символизм отождествлялся с декадентством и эстетством. Он же подходил к искусству совсем с иных религиозных позиций. Поверхностность и несерьезность декадентской литературы не позволили ему всерьез воспринять нарождающийся русский символизм, как значительное художественно-эстетическое направление. В своих иронических рецензиях на сборники русских символистов, он дал и три своих пародии на символистские стихи. Легкость, с какой ему удалось их написать, лишний раз убедила поэта-философа в том, что это не настоящая поэзия.

Время символизма как эстетического течения подходило к концу. Этому, несомненно, способствовали и социальные потрясения, постигшие Россию: война с Германией, октябрьская революция, обозначившая резкий слом всего жизненного уклада страны, гражданская война, разруха и голод. Кроме того, после революции 1917 года официальной идеологией в России стал общественный оптимизм и пафос созидания, что коренным образом противоречило всей направленности символизма.

2.1 Значение символизма

Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новые направления – акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям «настоящего, некалендарного ХХ века». Анна Ахматова так охарактеризовала ситуацию начала десятых годов: «В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты больше уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. <…> Несомненно, символизм был явлением ХIХ века. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели жить в предыдущем».

На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

Литература:

1. Белый.А «Символизм как миропонимание»

2. Мирский «Символисты»

3. В.В.Бычков «Эстетика Владимира Соловьева как атуальная парадигма»

4. Михайловский.Б.В «Избранные статьи о литературе и исскустве»

5. Долгополов.Л «История русской поэзии»



6. А.Г.Соколов «История русской литература конца XIX начала XX века»

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет