После разразившихся весной ракетного и ядерного кризиса кндр вновь возвращается к диалогу с международным сообществом



Дата11.07.2016
өлшемі84.17 Kb.
#191869
@ЗАГОЛОВОК = Северокорейское дежавю - старая тактика в новых условиях

@АВТОР = /Дмитрий Чичин, корр.ИТАР-ТАСС в Пхеньяне/

После разразившихся весной ракетного и ядерного кризиса КНДР вновь возвращается к диалогу с международным сообществом. Пхеньян начал активно подавать сигналы о своей готовности к переговорам с администрациями США и Южной Кореи, которых в местной печати до недавнего времени именовали "империалистами" и "марионетками". Серия последовавших в августе миролюбивых жестов Севера впрочем хорошо вписывается в неоднократно опробованную КНДР политическую комбинацию. Стандартная двухходовая тактика Пхеньяна включает максимальное нагнетание напряженности и затем плавный переход к диалогу для урегулирования возникших проблем. В ходе этих консультаций Пхеньян обычно пытается добиться от своих партнеров по переговорам ряда уступок за возвращение к докризисному положению.

На этот раз переход Севера ко "второму этапу" был ознаменован визитами в Пхеньян экс-президента Соединенных Штатов Билла Клинтона и главы южнокорейского концерна "Хёндэ-груп" Хён Чжон Ын. Делегации из США и Южной Кореи прибыли в КНДР со схожими целями - добиться освобождения своих граждан, которые находились в заключении на Севере. Пхеньян радушно принял высоких гостей из Вашингтона и Сеула и позволил им выполнить свои миссии.

5 августа Билл Клинтон увез в США двух американских журналисток, которых суд КНДР приговорил к 12 годам исправительных работ за незаконное пересечение границы и "враждебные действия" в отношении народной республики. 13 августа, через три дня после прибытия Хён Чжон Ын в Пхеньян, власти КНДР освободили южнокорейского инженера Ю Сон Чжина, который был задержан на Севере в марте нынешнего года за критику политической системы народной республики.

Оба визита получили достаточно широкое освещение в местных СМИ. В сообщениях подчеркивалось, что влиятельные деятели из США и Южной Кореи прибыли в Пхеньян искать встречи с высшим руководством КНДР и были удостоены аудиенции лидера страны, который великодушно выполнил их просьбы. Такая подача фактов позволила Северу "сохранить лицо", показав, будто в возобновлении диалога были заинтересованы прежде всего Вашингтон и Сеул. В этой трактовке Пхеньян лишь "любезно согласился" принять эмиссаров из США и Южной Кореи.

Визит Клинтона преподносился в местной печати как официальный.

Центральное телеграфное агентство Кореи /ЦТАК/ сообщило, что экс-президент США передал Ким Чен Иру устное послание от нынешнего хозяина Белого дома Барака Обамы о путях улучшения отношений между двумя странами. В Вашингтоне поспешили опровергнуть эту информацию. Поездка Клинтона в Пхеньян дала Северу формальный повод начать "дипломатическое наступление"

на американском направлении. Не случайно, подводя итоги этого визита, ЦТАК выразило уверенность в том, что он "внесет вклад в углубление взаимопонимания и установление доверия между КНДР и США".

Похожее предложение содержалось и в сообщении местных СМИ о результатах встречи Ким Чен Ира с главой концерна "Хёндэ-груп". В заключительной части пресс-релиза, распространенного ЦТАК, указывалось что "стороны выразили намерение улучшать отношения между Севером и Югом и далее развивать сотрудничество во имя всеобщего процветания нации". Это заявление прозвучало на фоне самого серьезного за последнюю декаду кризиса в межкорейских отношениях и вызвало значительный резонанс как в Республике Корея /РК/, так и за рубежом.

Межправительственные контакты двух Корей практически прекратились после прихода к власти в феврале 2008 года администрации президента Ли Мён Бака, который занял более жесткую позицию в отношении Пхеньяна, оговорив предоставление помощи северному соседу шагами КНДР по отказу от ядерного оружия. Проведенный Севером в апреле нынешнего года запуск ракеты большого радиуса действия и последовавшее за этим второе атомное испытание КНДР еще более обострили напряженность. Пхеньян почти ежедневно обвинял Сеул в "сговоре с внешними силами" и отказе от реализации договоренностей, достигнутых на двух исторических межкорейских саммитах в 2000 и 2007 годах. Администрация Ли Мён Бака получила в местных СМИ устойчивое определение "предательская клика".

С учетом такой обстановки договоренности, достигнутые северокорейскими властями и главой "Хёндэ груп" приобретали особое, политическое значение.

Как сообщило ЦТАК, Ким Чен Ир "согласился со всеми предложениями"

руководительницы южнокорейского концерна. В частности, стороны договорились в кратчайшие сроки возобновить поездки южнокорейских туристов в горный курорт Кымгансан на восточном побережье КНДР. Данный проект был приостановлен после того, как 11 июля прошлого года северокорейский часовой застрелил на территории прилегающего к гостиничному комплексу военного объекта туристку из Южной Кореи. Тогда Пхеньян отказал Сеулу в проведении дополнительного расследования инцидента, возложив всю ответственность за случившееся на южнокорейскую сторону. Теперь же КНДР решила пойти навстречу Сеулу в вопросах, касающихся обеспечения безопасности южнокорейских граждан на Севере. Как отмечалось, соответствующие меры будут приняты по непосредственному указанию Ким Чен Ира. По достигнутой договоренности, помимо живописных гор Кымгансан, туристы с Юга в скором времени, возможно, смогут посещать приграничный город Кэсон, известный своими историческими достопримечательностями.

Последний пункт двустороннего соглашения предусматривал проведение осенью нового раунда встреч семей, разделенных Корейской войной 1950-53 гг.

Серия дружественных действий Севера в отношении "Хёндэ-груп" породила предположения о начале новой "оттепели" в политических связях двух Корей.

В то же время во внешнеполитическом ведомстве РК поспешили заверить, что внезапная сговорчивость Пхеньяна не была вызвана какими-либо политическими уступками со стороны Юга. Как заявил представитель южнокорейского министерства иностранных дел и внешней торговли, объявленные договоренности вовсе не означают каких-либо изменений в северокорейской политике Сеула.

Столь сдержанная реакция администрации Ли Мён Бака на итоги визита в Пхеньян главы "Хёндэ" не смутила руководство КНДР. Очевидно, на Севере лишь ждали удобного повода для "примирения" с Сеулом и возобновления официальных контактов. 20 августа агентство ЦТАК оповестило население страны о готовящемся визите в Южную Корею делегации высокопоставленных представителей КНДР. Как сообщалось "группа спецпосланников" Севера по распоряжению Ким Чен Ира отправится в Сеул на похороны бывшего президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, который в 2000 году провел в Пхеньяне первый межкорейский саммит с лидером КНДР.

Одновременно с этим Север уведомил Юг об отмене так называемых "Мер от

1 декабря", то есть об облегчении пропускного режима на межкорейской сухопутной границе и о возобновлении железнодорожного сообщения между Севером и Югом, которое было прервано в конце прошлого года. Вдобавок Пхеньян вновь включил прямую "горячую линию" между Обществами Красного Креста двух стран - канал официальных контактов Севера и Юга.

Однако "событием месяца" в межкорейских отношениях стала состоявшая 23 августа в Сеуле встреча делегации КНДР с президентом Ли Мён Баком. Эти переговоры стали первыми официальными контактами Севера и Юга на высоком уровне за последние почти два года. По сообщениям южнокорейской печати, глава делегации Севера секретарь ЦК Трудовой партии Кореи /ТПК/ Ким Ги Нам передал Ли Мён Баку устное послание от лидера КНДР Ким Чен Ира. Содержание этого послания не раскрывалось в силу "чувствительности" темы. В местной прессе ни о каком о послании не упоминалось. В лаконичном сообщении ЦТАК о состоявшейся встрече указывалось лишь, что стороны "обсудили вопросы развития отношений между Севером и Югом".

В то же время новым показательным жестом со стороны Севера стало прекращение резкой критики руководства Республики Корея в средствах массовой информации. Вместе с началом визита делегации КНДР в Сеул со страниц главных печатных изданий Севера исчезли ставшие за последний год привычными статьи с осуждением политики "предательской клики Ли Мён Бака".

Очередным свидетельством восстановления межкорейского взаимодействия стала достигнутая 28 августа договоренность о проведении в конце сентября

- начале октября очередного раунда переговоров относительно разделенных войной 1950-53 гг. семей. Скорейшее возобновление этой программы, стартовавшей в 2000 году, считалось крайне актуальной задачей с учетом преклонного возраста ее потенциальных участников. Предстоящая встреча разделенных семей будет первой за два года.

Последним на настоящий момент событием в серии дружественных шагов Пхеньяна в отношении Сеула стало освобождение 29 августа четырех южнокорейских рыбаков, задержанных в июле после того, как их судно занесло течением в территориальные воды Севера в Японском море.

Зарубежные обозреватели высказывают различные предположения относительно того, каких целей рассчитывал достичь Пхеньян своими "жестами доброй воли". Вполне вероятно, что весомую роль здесь сыграл финансовый фактор - южнокорейские туры в Кымгансан и Кэсон, а также совместный индустриальный комплекс на северокорейской территории приносили КНДР немалый доход. Очевидно, в Пхеньяне были готовы на какое-то время "потуже затянуть пояса" и обходиться без этих валютных поступлений, показывая Югу, что межкорейское сотрудничество возможно только на условиях Севера. В КНДР не без оснований полагали, что по мере ухудшения межкорейских связей общественность на Юге станет активнее критиковать администрацию Ли Мён Бака за "пассивность" и утрату контактов с северным соседом. Наконец в августе Пхеньян решил, что "клиент готов", и пришло время для "триумфального возвращения" к переговорам и попыткам добиться от Сеула новых уступок.

Восстановление отношений с Южной Кореей было важно для Пхеньяна и с точки зрения создания благоприятной атмосферы для налаживания диалога с Соединенными Штатами. Приблизительно в это же время КНДР начала делать осторожные шаги навстречу Вашингтону. Вслед за поездкой в Пхеньян Билла Клинтона, 19 августа два сотрудника постпредства КНДР при ООН в Нью-Йорке нанесли визит губернатору штата Нью-Мексико Биллу Ричардсону, который имеет давние связи в народной республике. Во время трехчасовой встречи в Санта-Фе представители КНДР заявили о заинтересованности Пхеньяна в начале прямого двустороннего диалога с США. Вместе с тем, северокорейские дипломаты вновь подчеркнули, что Северная Корея не намерена возвращаться к шестистороннему формату переговоров по ядерной проблеме.

Днем ранее делегация северокорейского "Общества по гражданским обменам между КНДР и США" прибыла в Лос-Анджелес, где провела консультации с американскими гуманитарными организациями о возобновлении продовольственной помощи Северу.

В скором времени в южнокорейских СМИ появилась информация о том, что КНДР направила официальное приглашение посетить Пхеньян спецпредставителю США по Северной Корее Стивену Босуорту. В госдепартаменте, однако, подчеркнули, что таких поездок не планируется. "Позиция США заключается в том, что мы открыты для двустороннего диалога, но только в контексте шестисторонних переговоров", - указал представитель американского внешнеполитического ведомства. Госсекретарь Хиллари Клинтон в свою очередь пояснила, что Вашингтон "не собирается вознаграждать северных корейцев, согласившись провести с ними встречу без каких-то конкретных /направленных на денуклеаризацию/ шагов с их стороны". Эта позиция США нашла поддержку у четырех остальных стран-участниц шестистороннего процесса - Китая, России, Южной Кореи и Японии.

Таким образом, предложение КНДР о проведении прямых консультаций по ядерной проблеме было довольно холодно встречено администрацией Обамы. В результате руководство Северной Кореи оказалось в непривычном для себя положении стороны, которая стремится к переговорам, но тщетно. Некоторые зарубежные обозреватели высказывают предположение, что Вашингтон не будет торопиться идти на контакт с Пхеньяном, рассчитывая потянуть время и дать КНДР в полной мере ощутить воздействие санкций, введенных Совбезом ООН в ответ на второе ядерное испытание. Такая политика, по мнению ряда аналитиков, может сделать Пхеньян более сговорчивым и готовым к компромиссу. Можно отметить, что санкции СБ ООН в отношении КНДР уже дали некоторые результаты. В июне нынешнего года северокорейское торговое судно, которое предположительно направлялось в Мьянму, было вынуждено повернуть назад после того, как его преследовали военные корабли американских ВМС. В августе властями Объединенных Арабских Эмиратов был задержан сухогруз, который, по имеющимся данным, перевозил оружие из Северной Кореи в Иран. Согласно резолюции СБ ООН, Пхеньяну запрещается экспортировать все виды вооружений.



Начавшийся в августе новый, "миролюбивый" этап дипломатии КНДР на нынешний момент дал ощутимые результаты только на южнокорейском направлении. В Вашингтоне звучащие из Пхеньяна призывы к диалогу в "новом формате" пока энтузиазма не вызывают. Однако многие зарубежные эксперты склоняются к мнению, что рано или поздно Соединенные Штаты откликнутся на предложения КНДР и согласятся на прямые переговоры. Это будет означать начало очередного цикла в истории решения ядерной проблемы на Корейском

полуострове.--0-- ФВ.СМ

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет