Потомки посла (Янгуразовы)



Дата24.02.2016
өлшемі91 Kb.
#13891
Потомки посла (Янгуразовы)

Основательно звучащая фамилия Янгуразов производная от имени Янгураз состоящего из двух слов Янги (Янгу) «новое, вновь» (тюрк.) и Ураз – «счастье» (фарси). Т.е. Янгураз буквально «новое счастье». Однако это имя подразумевает более глубокий смысл – привнесение счастья, улучшения бытия, жизни.

Так звали посла Юсуфа бия (?-1554) Ногайской Орды (Бий правящий руководитель), затем посла Мирзы Касы (Гази) (?-1577) (мирза – глава рода, орды, орд), впоследствии около 1558 г. Основавшего Малую Ногайскую орду (касыев улус). После отказа своего сюзерена Касы (Гази) мирзы переехать в Московию, Янгураз около 1558 г. Поступил на службу русскому государству основав свое поселение Янгуразово (Енгуразово) в Темниковском княжестве России и род Янгуразовых.

Прямые потомки посла Янгуразова и их некоторые потомки, носящие другие фамилии (от имен предков) ныне проживают в множестве в Мордовии, Башкирии, Тамбовской, Пензенской, Саратовской областях, Москве, Питере даже в Забайкалье, за рубежом.

Ныне компактно проживают Янгуразовы в Темниковском районе Мордовии, поселениях Буздякского, Благоварского, Чишминского районов Башкирии; Потомки посла носящие другие фамилии (от имен не столь древних предков) проживают в поселениях Чекмагушевского, Бирского районов Башкирии и в поселении Энгуразово Уваровского района Тамбовской области. В 1930х годах известно поселение Янгуразово в Забайкалье, где проживали Янгуразовы. Около 200 Янгуразовых ныне проживают в поселении Средняя Юлузань Городишенского района Пензенской области, основанного в 1701 году.

Юсуф бий отец Сюямбики и предок обрусевших князей Юсуповых, мирза Касы (Гази) после падения Казани (1552 г.) проводили антирусскую политику. Юсуф в ходе казанской войны 1552-1556 г.г. оказал поддержку повстанцам.

Юсуфа в 1554 г. устранил его брат Исмаил (?-1563 г.) В 1555 г. В ходе междоусобной войны победив сыновей Юсуфа Исмаилзахватил власть в Ногайской Орде. Стронник сближения с русским государством Исмаил в 1557 г. Заключил союз с Иваном IV.

Опасаясь Исмаила, Касы (Гази) установил контакт с Крымским ханством и одновременно в 1554 г. Направил посла Янгураза к Ивану IV с посланием о его намерении перейти на службу в Московию.

Эти сведения о трагических событиях 1550х годов в истории предков нынешних татар-казанцев, ногаев, вследствие междоусобных войн и циничном иезуитском вмешательстве Ивана IV в их дела изложены в сохранившихся посольских книгах ( «Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой (1551-1561. «Составитель Д.А. Мустафина, В.В. Трепавлов. 2006 г. Казань).

Послы постоянно были в пути. Их работа передвижение сродни приключенческим путешествиям.

Письмо Ивана IV к Юсуфу в мае месяце 7059 г. (1551г.)

«А се грамота к Юсуфу князю с его послом Ахметом…

… И мы о тех делах о всех ведомо тебе учиним с твоим послом. А что если писал к нам о разбойниках и которые разбойники приходили на твоего посла Енкураза, и мы тех разбойников многих переимали и пометали в тюрму. И те разбойники многие «в тюрме померли, а иные бегают на поле…» (стр. 48-49)

Речь идет о тех разбойниках которые напали на посла Енкураза (Янгураза).

После смерти (убийства) Юсуфа (1554 г.) мирза кассы (гази) и посол Янгураз оказались в оппозиции Исмату, захватившему власть в Ногайской Орде и переправившись через Волгу оказались на западе Орды/

Письмо Ивана к Казы (гази) мирзе дотированное февралем месяцем 7065 (1557 г.)

«А се грамота казы мирзе с его человеком Янгоразом.

А се грамота Казы мирзе с его человеком Янгоразом.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси Казы мирзе слово то. Прислал еси к нам грамоту с нашим казаком с Кадышем Кудиновым. А в грамоте своей к нам писал еси, что еси к нам послал своего человека Янгураза тому уж три годы. И от нас к тебе весть никакова не бывала. А послал еси Янгораза к нам с тем, чтобы тебе у нас в нашей земле опо (л. 15)чивати. И нынеча у нас того ж просишь, чтоб нам тебя пожаловати, дати в своей земле опочив. И юрта бы твоего тебе поискати. И толко тебя похотим жаловати, и нам бы к тебе прислать своего человека, а твоего бы человека Янгораза с своим человеком вместе к тебе прислати. И мы речи твои все выслушали и хотим тебя жаловати своею великою любовью и добро свое хотим к тебе доброе держати свыше иных мирз твоей братьи того для, что нашего добра к себе ищешь. И ныне, изъявля к тебе свою великую любовь, послал есми к тебе своего человека Кадыря Кудинова да твоего человека Янгораза с сею своею жаловалною любовною грамотою и с прямым своим крепким словом. // (л. 15об.) И как до тебя дойдет наш человек Кадыр и твои человек Янгураз, и ты б поехал к нам. И как будешь у нас, и мы тебя пожалуем своим великим жалованьем и о всех твоих делех с тобою переговорим, как которым делом пригоже делатися да по тому твоим делом учнем и промышляти.

А опочив тебе в нашей земле и всем твоим людем поволно и сколко похочешь, столко у нас живи. А хитрости над тобою и над твоими людми никак никакие не будет. В том бы еси во всем верил нашему слову и сеи нашей грамоте. А сколко сам себе мыслишь добра, столко и мы о тебе всяким добром промышляти учнем как пригоже. А что себе ставишь в сумненье // (л. 16) бои Михаила Вороново, и до того бою кручина нам не дошла никоторая, Михаило на тобя сам нашол. И тебе было с Михаилом как не битися? Своя голова всякому всего света путчи. Кому ни будучи на поле, тому своею головою промышляти и прибытка себе искати, сколко мочно. Мы то сами гораздо знаем. И ты б себе в том сумненья не держал никоторого. Нам в том на тебя сумненья нет никоторые. А будет за которым делом вборзе тебе ехати к нам нелзе, и ты б нашего человека Кадыря и своего человека Янгураза к нам отпустил, и с ними свою мысль к нам отписал, как тебе у нас быти. И мы к тому сроку учнем тебя ждати. Так бы еси ведал. // (л. 16об.) Молвя, с любовью сю свою жаловалную опасную грамоту к тебе послал есми, чтоб тебе во всем наше слово верно было. А что еси писал к нам что твоего человека Янгураза три годы есмя к тебе не отпустили, и мы Янгуроза двожды посылали тебял искати с своими людми и с своею грамотою. И Янгураз и наши люди тебя не наехали. О том Янкураза, гораздо вспрося, уведаи, как есмя его к тебе посылали. Писана на Москве лета 7065-го февраля месяца. (1557 г.)

Из этого послания следует, что Мирза Казы (Гази) направил посла Янгураза к Ивану IV с посланием о его намерении перейти на службу в Московию. Янгураз 3 года (1554-1557 г.) ждет своего Сюзерена. По поручению Ивана IV два раза выезжал на поиски Касы (Гази) Однако, тот ибегал встречи. Тому были причины:

Условной границей зоны влияния ногайских улусов и Московии в 1550х годах была река Ворона (на территории нынешней Тамбовской области)

Здесь на Казы (Гази) напал русский отряд во главе с командиром Михайлом.

Михаил и его подчиненные получили достойный отпор который они заслужили.

После этого боя Казы (Гази) побоялся идти на жительство в Московию и вступил в союз с Крымским ханством.

Волею Всевышнего на берега Вороны в 19 в. Из Темниковского уезда переехали некоторые потомки князя Еникея Тенишева и посла Янгураза (носят другие фамилии). Основав новое поселение Янгуразовские выселки (ныне Энгуразово Уваровского района Тамбовской области)

Несмотря на сложные геополитические отношения между Москвой и Ногайской Ордой не прекращалась взаимовыгодная торговля. Ногай перегоняли тысячные табуны лошадей в Москву на продажу, создавая генофонд коневодства Руси. Их сопровождали послы и сотни (до 1000 человек) вооруженных ногайцев. Управители Руси не могли позволить перемещения (проникновения) такого количества вооруженных опытных воинов на своей территории. Пунктами перехода был город Касимов и под управлением князя Еникея Тенишева город Темников (ныне Мордовия).

В этих городах происходила «фильтрация» сопровождающих ногайцев, их разоружение в соответствии с установленным порядком.

Разрешение на въезд в Москву, к царскому дворцу давал лично князь Еникей Тенищев.

Их сопровождали ногайские и русские послы, их встречали уполномоченные, назначенные лично Иваном IV.

- Количество лошадей доходила до 7-9 тысяч голов. Иван IV лично устанавливал места обустройства гостей (купцов, послов) и места продажи.

До «базара» для царского двора отбиралось несколько сот голов первоклассных лошадей пород различного назначения.

Иван IV в соответствии с протоколом принимал послов или указывал только «место», что означало на уровень отношений между мирзой и царем, степень заинтересованности.

В число часто принимавших царем послы Исмаила Таузар, Кильдеурз, Теребердей и д.р.

Несколько раз был принят царем и Янгураз в бытность посол Юсуфа, затем Мирзы Казы (Гази).

В 1557 г. В условиях смуты, перемещения тысяч мангытов-беженцев из Башкирии после взятия Казани в Ногайской Орде наступил голод, эпидемии, правонарушения. Часть улусов во главе с Казы перебравшись в Прикавказье создали Малую Орду (касыев улус) союзную с Крымским ханством. Власть Исмаила ослабла.

В сложившихся условиях и ситуацию в которой оказался посол Казыя Янгураз, ему не было смысла возвращаться в Ногаи и он остался в Московии. Здесь было полно служивых его сородичей, родственных мишарей, казанцев.

Иван IV, князь Темникова Еникей Тенишев приняли оптимальное решение. Янгуразу были пожалованы угодья в 30 верстах юго-восточнее оборонительных укреплений города.

«Янгуразовский стан» стал пунктом ближней внешней обороны Темникова (и Руси), защиты от набегов ногайцев (которых Янгураз хорошо знал), Крымчаков.

СО временем с Янгуразовским станом появились и другие поселения ногайцев, служащих России (Идеево, Сюндюково и д.р.)

Однако князь Еникей не забывал поговорки «доверяй, но проверяй». Для контроля и достоверной информации князь Еникей в Янгуразовский стан поселил некоторых своих отпрысков. Забегая вперед, некоторые потомки князя Еникея и после Янгураза в 1779 г. Переехали в Башкирию и поныне здравствуют в поселениях Чекмагушевского района РБ, Уфе.

Учет жителей д. Янгуразово (Енгуразово) Темниковского уезда отражен в ревизских сказках (ревизии населения): за 1719, 1746, 1763 (государственный архив древних актов (РГАДА ф. 350, оп/ д 414 лл 33-34 об и ф350 оп. 2 д. 3564 лл 842-867), 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1854 (государственный архив Тамбовской области ТОГУ «ГАТО» ф 12).

По ревизии 1719 г. В д. Янгуразово Темниковского уезда (ныне Мордовия) числились некоторые потомки посла Янгураза (часть уже переехали в другие поселения и уезды);

- Хантимер (40 лет) Абдрахман (40 лет)Кулбаевичи Янгуразовы и дети Хантимера (Хантимер предок автора)

- Алей (60 лет), Иванаш (40 лет) Ибрагимовичи, их отец Ибрагим Сюнчалеев сын Янгуразов и дети;

- Ждан Бегишев Янгуразов и его племянник Муртаза Мустафин Янгуразов (28 лет) и дети.

Т.е. в 1719 г. В д. Янгуразово проживали правнуки (предположительно по возрасту поколений) посла: Хантимер, Абдрахман, Алей, Иванаш, Ждан, и что у Янгураза в 17 веке были внуки Кулбай, Бегиш, Сюнчалей.

В д. Янгуразово кроме Янгуразовых проживали князья Еникеевы и Кудашевы.


Количество жителей в поселении Янгуразово


Количество душ

1763 г.

1782 г.

1795 г.

1811 г.

1816 г.

Мужчины

65

43

130

172

179

Женщины

69

53

-

-

209

Янгуразовы помнили свое мангытское (ногайское) происхождение , у многих имена: мангыт, мангут, нагай, нагайбек, фамилии – нагаев, нагайбеков и т.д.

Еще до 1ой ревизии (1719 г.) вследствие земельной «тесноты» потомки Янгураза приобретали угодья в других поселениях уезда, некоторые продолжали проживать (или числились) в родовом селении: «7193 и 7194 (1685-1686 г.) в Темниковский уезд. Стан Подгородный. Пустошь Давлечеровская. Жеребей помещика Алея Ибрагимова Янгуразова 2 четверти с полутретником, 22 копны сена. (РГАДА, Ф1209, оп./д. 472 л.16об)» «21/6 четверти равна около 1,3 Га).

Часть потомков – 12 семей после 1763 г. «перешли на жительство» в соседние поселения Полянки, Тювеево, Идеево.

В связи с ростом численности населения и земельной тесноты в уезде началось переселение на юг и восток. За пределы уезда.

В южной степной части Тамбовской губернии в Борисоглебском уезде появилась деревня Енгуразовские выселки (в начале 19 века). Эти потомки Еникеевых и Янгуразовых носят фамилии производные от имен отцов (не Еникеевы и не Янгуразовы).

Часть Янгуразовых в начале 19 го века с князьями Дашкиным, Бибарсовыми, Еникеевыми восточнее Темниковского уезда основали посление Средняя Юлузань (ныне Городищенского района, Пензенской области) (бывший Кузнецкий уезд Саратовской Губернии)

Возникли поселения Еникеевых, Янугразовых и на Саратовской земле в Заволжье в Перелюбе, Дергачах.

Появились переселенцы из Темниковского уезда и в Башкирии в 17-18 вв. в составе мишарских иррегулярных воинских команд, а так же служащих татар, переведенных в сословие государственных крестьян.

В ревизии 1782 г. По деревне Янгуразово Темниковского уезда около двух десятков татар из рода Янгуразовых не включены в число жителей в связи «перешедши сами собой на жительство в деревню Акбашеву Уфимского наместничества оной же округи (ТОГУ «ГАТО» г. Тамбов ф.12).

В их числе Богдан Давыдов (1712 г.р.) с четырьмя сыновьями и его племянник Салих Давыдов (1757 г.р. – ок. 1840). Старший брат Салиха – Сулейман Давыдов (1740-1829) переехал на жительство к мурзе Еникеевым с соседнюю деревню Идеево.

Акбашево – деревня ныне на территории Кушнаренковского района Башкирии.

В 1773 г. В Башкирии у существующей деревне Каргалы ясашных татарпоявилось поселение темниковских мурз Еникеевых, Терегуловых и Сюндюковых. Купчая на приобретение земельных угодий площадью 14000 десятин 22мя владениями была узаконена позже в 1777 г. Вследствие Крестьянской войны (1773-1775 гг.) под предводительством Е. Пугачева.

В поселении Каргалы ясашных татар команда старшин Юлдаша Ижболдина, Ишильды Ишмурзина по ревизии 1764 г. Числились 25 душ (мужчин). А новое поселение темниковцев со временем получило название Новые Каргалы (по ревизии 1782 г.).

В купчей 1777 г. Указаны только покупатели-владельцы мурзы Еникеевы, Терегуловы, Сюндюковы, что не означает, что не было поселенцев из других родов. В ревизию 1782 г. Включены князья Дивеевы, мурзы Утяшева, татары Булатовы и Янгуразовы:

Из рода Янгуразовых: Сулеман Давыдов (1742-1829 и его семья, Салих Давыдов (1757 – ок. 1844) – брат Сулейман юней Богданов (1765-1825) их племянник.

Как было сказано выше, Сулейман уже жил в Идеево у Еникеевых, и несомненно, он первопоселенец 1773 г. Каргалов.

Салих Давыдов (1757-ок1840) брат Сулеймана направился в Акбашево, видимо, это была базисная деревня первопоселенцев, ибо, направляясь в Башкирию они еще не знали где их «припустят».

Салих Давыдов Янгуразов первый мулла Новых Каргалов приписан в 1788 году по указу Казенной палаты (центральный государственный историчский архив РБ (ЦГИА РБ, ф.и.-138 оп. 2).

В ревизской сказке 1811 г. по деревне Новые Каргалы Янгуразовы показаны отдельно, как добивавшиеся дворянского достоинства.

Глубоко верующие, в жизни весьма практичные мурзы для обеспечения правильной духовной жизни пригласили непритязательного сдержанного 17ти летнего юношу Салиха на должность муллы. По рассказам старожилов 17 ти летнего «сироту» муллу Салиха привезли первопоселенцы «на своей телеге». Действительно молодому мулле в 1773 г. Было 17 лет. Салих с 1,5 летнего возраста остался без отца Давыда Хантимировича Кулбаева (1687-1759). Салих был его поздним ребенком… (предки автора)

Так что Салих проживал в Каргалах уже с 1773 г. Хотя был прописан в Акбашево.

Потомки мангытов (ногайцев) Еникеевы, Терегуловы, Утяшевы, Янгуразовы связаны многочисленными брачными узами и по сути являются родственниками. Например, сын первопоселенца Нагая Утяшева – Ибрагим (1767 г.р. женился на дочери первопоселенца Сулеймана Давыдова Янгуразова – Алтынбике (1773 г. р.) В свою очередь первый мулла Каргалов Салих Давыдов Янгуразов – брат Сулеймана женился на дочери Нагая Утяшева – Амине Нагаевой (1763г.р.) т.е. на сетсре Ибрагима.

Потомки муллы Салиха до 1930 г. Были имам хатыпами 1ой мечети и до 1918 учителями медресе и земской школы, а так же второй мечети с 1840 по 1905 г. Новых Каргалов.

Из Янгуразово в Башкирию продолжали прибывать новые переселенцы.

- В 1779 князья Еникеевы и потомки Янгураза обосновались в д. Ново Баширово (ныне Чекмагушевского района) Однако потомки Янгураза в Ново Баширово носили фамилии от имен своих отцов (Давлетовы и д.р.).

- В 1831 г. В Старом Буздяке (ныне Буздякского района) обосновался потомок одного из ветвей родаЯнгуразовых Сулейман Баширов (1784 г.р.) обосновав многочисленный род Янгуразовых в Буздяке.

Поселение Янгуразовых появилось даже в Забайкалье.

Янгуразовы везде считались людьми духовного сословия. Даже в Якутске в 1905-1914 г. Основателем первой мечети был мулла Галимзян Гимранович Янгуразов из Каргалов. Однако вакантных мест в духовенстве было недостаточно. До революции она занимались крестьянским трудом. Были зажиточными хозяевами. В 1917 году в Каргалах имели сельскохозяйственные машины того времени – сеялки, жнейки, молотилки, сенокосилки, а так же наемных работников ( сыновья были на фронте).

Некоторые занимались торговлей. Были купцы 3й гильдии Янгуразовых в Каргалах, Буздяке, Башкирии и других губерниях.

Дед писателя Амирхана Еники (1909-2000) Хабибрахман Янгуразов (?-1892) имел крепкое хозяйство и занимался торговлей, стал купцом 3й гильдии. Не добившись дворянства, большинство Янгуразовых в Каргалах отнесены (в 1917г. В мещанское сословие мишарской национальности (подворная перепись 1917 г.).

С 60х годов 19 столетия для мещан была отменена подушная подать и телесные наказания, разрешен доступ на государственную службу (Башкирская энциклопедия, Уфа, 2008, стр. 199).

Янгуразовы испытали все тяготы суровой жизни (1917-45 гг.) нашей страны. Репрессированы как муллы и как их потомки, и вообще, как грамотные люди, специалисты 30-40х годов. Учавствовали в гражданской войне и как на стороне красных, так и белых.

Уроженец Буздяка Равиль Мухамметвалиевич Янгуразов участник 1ой мировой войны, ротмистр в штабе Колчака. Эмигрант, Муфтий Шанхая, Пекина. После 1949 г. Один из его сыновей перебрался в США, другой переехал в СССР и репрессирован, затем работал в Уфе.

Родной брат Равиля – Ахмет Мухамметвалиевич (1910-1987) остался без отца (1921г.) в 1921-1928 гг. работал у состоятельных людей в Буздяке, Давлеканово, одновременно учился, в 1928-1933 гг. учился в рабфаке и пединституте. Отслужил в 1933-1934 гг. в РККА курсантом. Преподавал в учебных заведениях Уфы.

Как брат врага народа в 1937-1939 находился под следствием НКВД. Ему повезло. Освободившись преподавал в институте, был идиректором школы №2 Уфы. В годы Великой Отечественной войны в 1941-1943 воевал мужественно, был начальником политотдела 214 стрелковой дивизии, награжден боевыми орденами, медалями. Почетными грамотами г. Волгограда, Орла, Белгорода. В 1943 после ранения вернулся в Уфу. В 1944-1952 гг. – секретарь Уфимского гркома КПСС. С 1954 по 1968 г. Преподавал в Пединституте и БГУ. Кандидат, доктор экономических наук, профессор. С 1968 г. – директор открывшегося Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Умер в 1978 г.

У Ахмета Янгуразова достойные дети:

Дочери Зумара (1941 г.р.) доктор технических наук, зам. Директора НИИ в Бугульме;

Земфира (1947 г.р. – медик, доктор биологических наук, профессор, зав. Кафедры БГУ;

Сын Рауль – инженер- экономист, предприниматель.

Хусаину Габдуллатыфовичу (1874-1840) сыну имама Новых Каргалов от третьей жены повезло: он избежал репрессии, участи своих братьев мулл. Хусаин вырастил 3х сыновей: отважных защитников Родины и двух дочерей – известных медиков Татарстана:

Янугразов Асхат Хусаинович погиб в 1941 году.

Янгуразов Махмут Хусаинович 1910-1946, педагог, директор школ, умер рано уже после войны, сказались ранения, полученные в ВОВ, удостоен правительственных наград. Имена дочерей Фарида Хусаиновна (1922 г.р. Сагизы Хусаиновны Янгуразовых внесены в энциклопедию Татарстана (1999г. Стр. 686)

Старший сын Хуснулла Хусаинович (1904-1944) окончил в Ленинграже летное училище, стал летчиком. Принял участие в боях против басмачей. В 1936 г. Он учавствовал в борьбе с фашистами в Испании под именем Хус. К началу Великой Отечественной войны боевой летчик заместитель командира, а потом командир полка бомбардировщиков. Он участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Кавказа, Крыма. При освобождении Крыма, летчики его полка уничтожили на аэродромах до 120 бомбардировщиков врага. Подполковник Хуснулла (Хус) Хусаинович Янгуразов погиб в Белоруссии в бою.

Его сын Тамерлан пошел по стопам отца. Летал на всех типах самолетов. Полковник Тамерлан Хусович (1943 г.р.) до выхода в отставку стал одним из руководителей военно-воздушных сил округа. Сын Тамерлана Хусовича – Олег Тамерланович также старший офицер ВВС.

Находясь в отставке в г. Новосибирске Тамерлан Хусович Янгуразов принимает действенное участие в исследовании рода Янгуразовых.

Сын педагога и фронтовика Махмута Янгуразова – ветеран труда Ринат Янгуразов (1942 г.р.) один из руководителей объединения «Башкиртрансгаз» меценат обустройства возрожденной в 2011 г. Каргалинской мечети возведенной волею Всевышнего именно на месте усадьбы его предка имама 1ой соборной мечетиГабдуллатыфа Салиховича Янгуразова (1818-1889).

Правнук Имама Ринат Янгуразов принимает действенное участие в исследованиях рода своего предка посла Янруаза, а так же в переводе с арабской графики на кириллицу метрических книг с 1836 по 1917 г. Но Новый Каргалам и старому Буздяку по всем жителям независимо от их рода совместно с Маратом Усмановичем Сюндюковым и автором этих строк.

Внук имама Каргалинской 1ой соборноймечети Халильрахмана (1842-1885) Ибрагим Усманович Янгуразов (1906-1996) стал профессиональным военным. Выпускник татарско-башкирской военной школы в Казани (1934 г.) в 1939-1941 г.г. начальник полковой школы в Сибирского военного округа. Капитан Янгуразов И.У. Великую Отечественную войну встретил в должности помошника начальника штаба артиллерии 53 го стрелкового корпуса.

Защищал Москву в 1941-42 г. в должности начальника полевого артиллерийского склада 19ой, 33ей армии. Весной 1942 г. по приказу командующего армией майор Янгуразов И.У. вывел свое подразделение из окружения под Вязьмой.

С октября 1942 по 1943 Янгуразов И.У. воевал в должности арт снабжения 16ой армии, затем попеременно командир артиллерийских полков и руководитель усовершенствования офицерских курсов. Награжден боевыми орденами и медалями. Командир артиллерийского полка Полковник Янгуразов И.У. после войны служил в Германии в группе советских войск, Калининграда.

В 1954 г. он вышел в отставку. Находясь на пенсии ветеран Янгуразов Р.И. вел общественную работу в Уфе. Умер в 1996 г.

Его дочери достойные люди Уфы:

Халима – педагог, на пенсии.

Роза – медик, один из руководителей здравоохранения Уфы, на пенсии.

С уважением и теплотой вспоминают жители старшего возраста Илишевского и Бураевского районов Башкирии уроженца Новых Каргалов Абдрахмана Абдулкаримовича Янгуразова (1903-1977) бывшего первого руководителя этих районов, участника Великой Отечественной войны. Был «справедливым, откровенным и всегда готовым помочь всем кто в этом нуждался» (Г.Галеев – ветеран труда и войны)

Альфат Саитгалеевич Янугразов (1907-2011) уроженец Новых Каргалов выпускник БГУ долгие годы (15 лет) работал руководителем в приемной Председателя Совмина Башкирии. О нем тепло вспоминал Председатель Совмина Башкирии З. Акназаров. А.С. Янгуразов затем работал одним из руководителей Министерства лесного хозяйства.

Следует отметить, что о Янгуразовых жителях поселений Темниковского района Мордовии, Средняя Юлузань Городишенского района Пензенской области, Энгуразово Уваровского района Тамбовской области их сородичи уфимцы знают понаслышке.

Жители этих поселений отличаются трудолюбием, трезвым образом жизни и религиозностью. В Среднем Юлузане 9 (девять!) мечетей. Житель этого поселения патриарх 200 Янгуразовых – участник Великой Отечественной войны Джафар Исмаилович Янгуразов (1926 г.р.) основатель и руководитель благотворительного фонда «Радуга».

Янгуразовы – учителя и банкиры, земледельцы и доценты, рабочие и инженеры, проживают во всех уголках нашей Родины.

В наш век электронной связи общение с сородичами, информации о них вполне доступны.

Бывает информация из ближнего и дальнего Зарубежья. Жители Казахстана встали на защиту «Дома Янгуразова» (или «Невесты») в г. Петропавловске против сноса этого памятника архитектуры. Оказывается этот дворец до революции построил купец Янгуразов для своей невесты, московской красавицы.

В интернете появилось изображение памятника некоей Ханифы Хусаиновны Янгуразовой на могиле, недалеко от могилы Р. Зорге известного антифашиста, разведчика.

Видимо это дочь эмигранта, умершего в 1963 г. (надпись на турецком).

Хотя в 1811 г. Каргалинские Янгуразовы не добились восстановления мурзинского достоинства, возрожденное 20 лет назад Собрание татарских мурз в Уфе сочло возможным восстановления статуса потомков посла Ногайской Орды. Это открывает им возможность деятельности чистых помыслов во благо России, общества и своих близких на достойным уровне.
Рашит Исмагилович Янгуразов

Инженер, потомок посла Янгураза, член собрания татарских мурз.

450015, Уфа, ул. Запотоцкого, 21-49

250-72-90



8-917-488-06-62

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет