ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Борис Владимирович Асафьев (русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик).
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное или ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей, разработанных Центром развития системы дополнительного образования детей Мин образования России, подобные программы не встречались. Представленная программа вокального ансамбля «Нектарин» «Развитие и сохранение певческого голоса» является авторской.
Новизна программы:
В МБОУ КШ № 43 имени майора милиции А.Коврижных создана вокальная студия «Нектарин», в которой занимаются учащиеся 5-11 классов в возрасте от 12 до 17 лет. Особенность программы в том, что она разработана для детей кадетской школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Развитие и сохранение певческого голоса» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кадетской школе № 43 обучаются дети, которые наделены разными музыкальными способностями, любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) кадеты осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы кадет, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Развитие и сохранение певческого голоса» направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы:
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Нектарин» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для кадета эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у кадетов устойчивый интерес к вокальному искусству, развить их вокальные исполнительские способности, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Формирование у кадет устойчивого интереса к пению
-
Обучение выразительному пению
-
Обучение певческим навыкам
-
Развитие слуха и голоса кадет.
-
Формирование голосового аппарата.
-
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
-
Сохранение и укрепление психического здоровья кадет.
-
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
-
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
-
- позволяет в условиях кадетской школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
-
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей кадетов разных возрастных групп в вокальном ансамбле за 4 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
-
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
-
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп кадетов, так и отдельно взятых кадетов;
-
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности Кадетской школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал кадета, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему кадету, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.
В своей практике я вижу положительные результаты, помогающие детям найти «свой голос» в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации. Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра. Все это дает возможность почувствовать себя значительно увереннее и продолжить развитие певческих возможностей.
В работе над формированием звукообразования для меня основополагающим стало применение фонопедического метода зав. кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления, доцента Виктора Вадимовича Емельянова.
Использование данного метода позволяет наилучшим образом добиться расширение диапазона, значительного увеличения силы звучания голоса у каждого ребенка, усиления насыщенности звука голосового аппарата, полетности звучания, улучшения качества вибрато, большей свободы звука, раскрепощенности певческого звучания и певческого процесса в целом.
Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому: «Я могу», « Я пою».
Используется в практике работы вокального ансамбля «Нектарин» многолетний опыт руководителя ансамбля «Анна», в котором обучалась я, - Боковой Ирины Игоревны.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить кадетов слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый кадет есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-
принцип единства художественного и технического развития пения;
-
принцип гармонического воспитания личности;
-
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
-
принцип успешности;
-
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
-
принцип творческого развития;
-
принцип доступности;
-
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
-
принцип индивидуального подхода;
-
принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить кадет слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
В основу разработки программы «Развитие и сохранение певческого голоса» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций кадетов;
-
технология индивидуализации обучения;
-
личностно-ориентированная технология;
-
компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 4 года обучения – средняя и старшая группы:
-
первый - второй год обучения - средняя группа - дети 12–13 лет,
-
старшая группа – третий и четвёртый год обучения - дети 14-17 лет.
Занятия 3 раза в неделю по 1 и 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия, 144 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 12 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого кадета. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор кадетов, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания кадетов, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и кадетов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где кадеты осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, во время которых отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности кадетов.
Заключительное занятие, завершающее тему, – занятие-концерт. Проводится для самих кадетов, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
-
наглядно-слуховой;
-
наглядно-зрительный;
-
репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
-
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин.);
-
дыхательная гимнастика;
-
речевые упражнения;
-
распевание;
-
пение вокализов;
-
работа над произведением;
-
анализ занятия;
-
задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень кадетов и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно репертуарному плану.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии. Итоговое занятие. Урок-концерт.
Успехи, результат. Беседа о вокальной студии. Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу обучения в первой возрастной группе кадеты должны
знать/понимать:
-
строение артикуляционного аппарата;
-
особенности и возможности певческого голоса;
-
гигиену певческого голоса;
-
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
-
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-
петь короткие фразы на одном дыхании;
-
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
-
петь легким звуком, без напряжения;
-
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
-
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу обучения во второй возрастной группе кадеты должны
знать/понимать:
-
соблюдать певческую установку;
-
жанры вокальной музыки;
уметь:
-
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-
• точно повторить заданный звук;
-
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-
• петь чисто и слаженно в унисон;
-
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-
• дать критическую оценку своему исполнению;
-
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения кадеты должны
знать/понимать:
-
основные типы голосов;
-
жанры вокальной музыки;
-
типы дыхания;
-
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
-
реабилитацию при простудных заболеваниях;
-
образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
-
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
-
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-
импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу обучения в третьей возрастной группе более ярко проявляются творческие способности каждого кадета. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют кадетам лучше реализовать свой потенциал: кадеты приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года обучения принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия кадетов в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Специально оборудованное помещение для плановых занятий :
- кабинет музыки.
2. Специально оборудованное помещение для концертного исполнения :
- актовый зал с наличием сценической площадки.
3. Музыкальные инструменты:
- фортепиано
- синтезатор.
4.Программируемое электронное устройство, позволяющее функции записи аранжировок музыкального материала:
- компьютер
- компьютерное обеспечение (звуковые карты, специализированные программы).
5. Акустическая воспроизводящая электроаппаратура:
- усилитель
- пульт микшерный
- микрофоны
- колонки
- вспомогательные аксессуары (стойки, провода, разъемы и т. п.).
6. Наличие приспособлений и технических устройств для контроля сценической визуализации:
- зеркала
- устройство передающее видеосигнал (камера, «глазок»)
- видеозаписывающие и воспроизводящие устройства (жесткий диск снабженный необходимыми программами).
7 . Носители медиа форматов:
- СD диски
- MP3 диски
- USB Flash drive носители
9 Медиа и видио-архивы выступлений
Учебно-тематический план
(1 и 2 год обучения 12–14 лет)
№
| Разделы, название темы | Часы |
теория
|
практика
|
индивид.
работа
|
Общее количество
часов
|
I.
|
Пение как вид музыкальной деятельности.
|
|
|
|
|
1
|
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
|
2
|
-
|
-
|
2
|
2
|
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
|
2
|
2
|
-
|
6
|
3
|
Строение голосового аппарата.
|
1
|
2
|
-
|
4
|
5
|
Вокально-певческая установка.
|
4
|
2
|
4
|
20
|
II.
|
Формирование детского голоса.
|
|
|
|
|
1
|
Звукообразование.
|
4
|
15
|
4
|
24
|
2
|
Певческое дыхание.
|
4
|
15
|
10
|
44
|
3
|
Дикция и артикуляция.
|
2
|
30
|
10
|
28
|
III.
|
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
|
|
|
|
|
1
|
Народная песня.
|
2
|
3
|
-
|
14
|
2
|
Произведениями русских композиторов- классиков.
|
1
|
4
|
-
|
5
|
4
|
Произведения современных отечественных композиторов.
|
2
|
60
|
-
|
62
|
5
|
Сольное пение.
|
|
20
|
-
|
20
|
IV.
|
Игровая деятельность, театрализация.
|
1
|
4
|
2
|
7
|
VI.
|
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
|
|
|
|
|
1
|
Путь к успеху.
|
1
|
2
|
-
|
4
|
2
|
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
|
|
8
|
-
|
8
|
VII.
|
Концертно-исполнительская деятельность
|
|
|
|
|
1
|
Репетиции
|
|
30
|
-
|
20
|
2
|
Выступления, концерты.
|
|
20
|
-
|
20
|
|
Итого
|
26
|
217
|
30
|
270
|
Достарыңызбен бөлісу: |