Пояснительная записка задачи класса ансамбля



бет1/3
Дата27.06.2016
өлшемі497.76 Kb.
#160348
түріПояснительная записка
  1   2   3








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЗАДАЧИ КЛАССА АНСАМБЛЯ

Необходимость в создании программы по классу ансамбля продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования "образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической направленности.

Данная программа предусматривает изменения, произошедшие за последнее время в обществе: изменение социально-экономической ситуации, ухудшение состояния здоровья современных детей и изменения их сознания и восприятия художественных образов.

Главная цель данной программы - формирование у учащихся высоких эстетических представлений и вкусов, воспитание сознательной творческой дисциплины, подготовки музыкально грамотной личности. Практика убеждает, чем раньше в учебный процесс вводится предмет « Коллективное музицирование», тем скорее и плодотворнее осуществляется художественное и техническое развитие учащихся. Осознаётся роль и широкие возможности инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.

Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеет работа в разнообразных ансамблях и, чем раньше ученики начнут играть в ансамблях, тем лучше. Игра в ансамбле развивает такие необходимые для музыканта качества, как умение слушать и слышать не только себя, но и партнёра. Воспитывается инициативность, умение подчинить партнёра, когда нужно, и подчинится воле партнёра, когда этого требует музыка. Ансамбль развивает фантазию и творческое начало, обостряется чувство звукового колорита и тембра, появляется ответственность за знание своей партии, ибо совместная игра предполагает свободное и уверенное владение текстом. Замечательно то, что различные виды ансамблей знакомят с отрывками из опер, симфоний балетов и других музыкальных произведений разных жанров, расширяя кругозор учеников. При совместной игре, постепенно вырабатываются единство характера и темпа произведения, приёмов звукоизвлечения и штрихов. Для единства содержания и формы нужно научиться легко и естественно передавать мелодию партнёру, сопровождать её, сыграть пассаж так, чтобы не разорвать звучание музыкальной ткани. Работа над ансамблевыми произведениями полезна и нужна в течение всего обучения в школе, так как помогает гармонично развивать музыкальное мышление. Наиболее интересные пьесы следует показывать на классных концертах вечерах, концертах для родителей, академических концертах и т. д. Произведения в классе ансамбля должны охватывать различные жанры, стили, формы. Необходимо наряду с медленными красивыми мелодиями композиторов старинной музыки, играть пьесы подвижного танцевального характера, а также знакомить учащихся с репертуаром русской, современной и зарубежной классики.

Т. о., особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:



  • взаимосвязь предметов «Инструмент», «Музицирование» и «Класс ансамбля»;

  • преемственность их репертуара и методов работы во всех возрастных группах;

  • участие в ансамбле всех учеников класса разного возраста и разных индивидуальных способностей;

  • занятия в ансамбле с первого года обучения;

  • применение развивающих методов обучения и творческого музицирования;

  • гибкость в подборе репертуара и методах работы;

  • реализацию творческих возможностей ученика.

  • формирование начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к мировой музыкальной культуре;

  • обучение навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной
    деятельности после окончания школы;

  • подготовка одарённых детей к участию в профессиональных ансамблях и оркестрах.

В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой музыкальный кругозор.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:


  • умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

  • умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;

  • умение аккомпанировать солистам;

  • умение рассказать об исполняемом произведении;

  • умение применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

  • навыки чтения с листа, импровизации (элементы импровизации), самостоятельного разбора новых произведений.

Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. Она соответствует новому направлению «Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств» 2001 г., предлагающему три уровня реализации образовательных программ: общего художественно-эстетического, повышенного и уровня допрофессиональной подготовки. В связи с этим, образовательные программы по инструментам могут разделяться на программы по музыкальному исполнительству и инструментальному музицированию.

Программа опирается на образовательные программы по струнным инструментам, оркестру и струнному ансамблю разных лет издания, рекомендованных МК СССР, МК РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, а также вносит изменения и дополнения, направленные на более эффективную организацию учебного процесса.

Программа состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций, репертуарного списка для разных возрастных групп учащихся различной степени сложности и списка методической литературы.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В последние годы существует проблема с набором учащихся в класс виолончели. Это вынуждает принимать детей без учета их музыкальных, физических, интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность учащихся в общеобразовательных школах также создает дополнительные проблемы с организацией репетиций в объединенных ансамблях отделения из учеников разных педагогов.

Эти проблемы струнных отделений диктуют необходимость искать различные формы организации ансамблей с участием виолончели. Актуальной для преподавателя становится форма работы с ансамблем своих учеников с первых лет обучения игре на инструменте. Именно такую форму работы с ансамблем предлагает данная программа.

В программе используются учебные часы, рекомендуемые учебными планами для занятий ансамблем; группы ансамбля формируются преподавателем из всех учеников своего класса с учетом их возраста, способностей, возможности посещать занятия.



Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививать интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Семилетнее обучение

Первый класс 1 полугодие - 8 часов


  1. Начальное развитие музыкально-образного мышления

  2. Усвоение названия частей виолончели и смычка

  3. Изучение нот в первой позиции

  4. Ознакомление с приёмами игры на виолончели: пиццикато и деташе, arco

  5. Основы постановки рук

Первый класс 2 полугодие - 10 часов







1.

Изучение простейших динамических и

аппликатурных обозначений

2.

Изучение штриха легато




3.

Виды распределения смычка




4.

Закрепление навыков постановки рук




5.

Работа над качеством звука





Второй класс 1 полугодие -8 часов







1.

Воспитание чувства ритма




2.

Изучение штриха мартле




3.

Освоение комбинированных штрихов




4.

Навыки переходов в позиции (II , III)




5.

Работа над интонацией







Второй класс 2 полугодие - 10 часов












1.

Закрепление штрихов: деташе, arco, легато и мартле

2.

Изучение двойных нот

3.

Закрепление II и III позиций




4.

Навыки чтения с листа




5.

Ознакомление настройкой инструмента

Третий класс 1 полугодие —16 часов

  1. Настройка инструментов.

  2. Понятие «ансамбль». Виды ансамблей.

  3. Понятие «мелодическая» и «гармоническая» интонация. Интонирование в унисоне.

  4. Элементарное двухголосие в едином ритмическом рисунке. Понятия «тема», «сопровождение». Простейшее сочетания темы и сопровождения.

  5. Чтение нот с листа.

Третий класс 2 полугодие —20 часов

  1. Понятие «ритм». Воспитание ритмической дисциплины в ансамбле.

  2. Понятие «протяжные штрихи». Единство в исполнении деташе,arco, легато.

  3. Чтение нот с листа. Резервное время.

Четвертый класс 1 полугодие —16 часов

  1. Особенности исполнения переходов в позицию в ансамбле.

  2. Штрих «мартле». Единство в исполнении штриха.

  3. Звукоизвлечение в ансамбле. Работа над ровностью и характером звука в кантилене.

  4. Чтение нот с листа.

Четвертый класс 2 полугодие —20 часов

  1. Прыгающие и бросковые штрихи. Особенности их исполнения в ансамбле.

  2. Ритмические трудности в ансамбле. Ритмическое единство в исполнении партий.

  3. Проявление стилистических особенностей в ансамблевой музыке.

  4. Чтение нот с листа.

Пятый класс 1 полугодие —16 часов

  1. Выразительные возможности ансамбля.

  2. Вибрация как средство выразительности. Единство в исполнении навыка вибрато в

ансамбле

  1. Единство в исполнении гаммообразных пассажей, работа над развитием

беглости пальцев левой руки

  1. Динамическое соотношение партий.

  2. Чтение нот с листа.

Пятый класс 2 полугодие —20 часов

  1. Воплощение художественного образа и стилистических особенностей в произведениях

  2. Единство в исполнении смены смычка.

  3. Штрих стаккато.

  4. Совершенствование полученных навыков.

  5. Чтение нот с листа.

Шестой класс 1 полугодие —16 часов

  1. Штрих сотийе. Единство в исполнении штриха.

  2. Трактовка партий в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом

  3. Совершенствование звукоизвлечения в кантилене.

  4. Проявление стилистических особенностей в современной музыке.

  5. Чтение нот с листа.

Шестой класс 2 полугодие —20 часов

  1. Воплощение художественного образа и стилистических особенностей в произведениях

  2. Единство в исполнении смены смычка.

  3. Штрих стаккато.

  4. Совершенствование полученных навыков.

  5. Чтение нот с листа.

Седьмой класс 1 полугодие —16 часов

  1. Углублённая работа над звуком в классе ансамбля.

  2. Совершенствование штриховой техники в пьесах.

  3. Чтение нот с листа.

Седьмой класс 2 полугодие —20 часов



  1. Проявление стилистических особенностей в старинной музыке.

  2. Штрих рикошет.

  3. Совершенствование всего комплекса полученных навыков.

  4. Чтение нот с листа.



Пятилетнее обучение

Первый класс 1 полугодие - 8 часов

  1. Начальное развитие музыкально-образного мышления

  2. Усвоение названия частей виолончели и смычка

  3. Изучение нот в первой позиции

  4. Ознакомление с приёмами игры: пиццикато и деташе, arco

  5. Основы постановки рук

  6. Настройка инструментов.

  7. Понятие «ансамбль». Виды ансамблей.

  8. Понятие «мелодическая» и «гармоническая» интонация. Интонирование в унисоне.

Первый класс 2 полугодие - 10 часов



1.

Изучение простейших динамических и

аппликатурных обозначений

2.

Изучение штриха легато




3.

Виды распределения смычка




4.

Закрепление навыков постановки рук




5.

Работа над качеством звука





Второй класс 1 полугодие -8 часов

1.

Воспитание чувства ритма




2.

Изучение штриха мартле




3.

Освоение комбинированных штрихов




4.

Навыки переходов в позиции (II , III)




5.

Работа над интонацией




Второй класс 2 полугодие - 10 чаов




1.

Закрепление штрихов: деташе, arco, легато и мартле

2.

Изучение двойных нот

3.

Закрепление II и III позиций




4.

Навыки чтения с листа




5.

Ознакомление настройкой инструмента

Третий класс 1 полугодие —16 часов

  1. Настройка инструментов.

  2. Понятие «ансамбль». Виды ансамблей.

  3. Понятие «мелодическая» и «гармоническая» интонация. Интонирование в унисоне.

  4. Элементарное двухголосие в едином ритмическом рисунке. Понятия «тема», «сопровождение». Простейшее сочетания темы и сопровождения.

  5. Чтение нот с листа.

  6. Понятие «ритм». Воспитание ритмической дисциплины в ансамбле.

  7. Понятие «протяжные штрихи». Единство в исполнении деташе,arco, легато.

  8. Чтение нот с листа.

  9. Резервное время.

Третий класс 2 полугодие —20 часов

  1. Особенности исполнения переходов в позицию в ансамбле.

  2. Штрих «мартле». Единство в исполнении штриха.

  3. Звукоизвлечение в ансамбле. Работа над ровностью и характером звука в кантилене.

  4. Чтение нот с листа.

  5. Прыгающие и бросковые штрихи. Особенности их исполнения в ансамбле.

  6. Ритмические трудности в ансамбле. Ритмическое единство в исполнении партий.

  7. Проявление стилистических особенностей в ансамблевой музыке.

  8. Чтение нот с листа.

Четвертый класс 1 полугодие —16 часов

  1. Выразительные возможности ансамбля.

  2. Вибрация как средство выразительности. Единство в исполнении навыка вибрато в ансамбле

  3. Единство в исполнении гаммообразных пассажей, работа над развитием беглости пальцев левой руки

  4. Динамическое соотношение партий.

  5. Чтение нот с листа.

  6. Воплощение художественного образа и стилистических особенностей в произведениях

  7. Единство в исполнении смены смычка.

  8. Штрих стаккато.

  9. Совершенствование полученных навыков.

  10. Чтение нот с листа.

Четвертый класс 2 полугодие —20 часов

  1. Штрих сотийе. Единство в исполнении штриха.

  2. Трактовка партий в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом

  3. Совершенствование звукоизвлечения в кантилене.

  4. Проявление стилистических особенностей в современной музыке.

  5. Чтение нот с листа.

  6. Воплощение художественного образа и стилистических особенностей в произведениях

  7. Единство в исполнении смены смычка.

  8. Штрих стаккато.

  9. Совершенствование полученных навыков.

  10. Чтение нот с листа.

Пятый класс 1 полугодие —16 часов

  1. Углублённая работа над звуком в классе ансамбля.

  2. Совершенствование штриховой техники в пьесах.

  3. Чтение нот с листа.

Пятый класс 2 полугодие —20 часов

  1. Проявление стилистических особенностей в старинной музыке.

  2. Штрих рикошет.

  3. Совершенствование всего комплекса полученных навыков.

  4. Чтение нот с листа.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ВИОЛОНЧЕЛЬ
Младшие классы (I—III)

Развитие музыкально-образного мышления; освоение свободной и рациональной постановки; овладение первоначальными навыками игры на инструменте. Качественное звукоизвлечение; чистое интонирование и ритмическая организация в гаммах, этюдах, пьесах в пределах 3-х— 4-х позиций в узком и широком расположении. Позиции и переходы. Развитие беглости. Навыки вибрации. Чтение нот с листа и самостоятельный разбор музыкальных произведений. Навыки игры в ансамбле.


Инструктивный материал

Овладение грифом. Позиции и переходы

Бреваль Ж. №№46, 48, 77, 99 C-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели

Ли С. № 131 a-moll // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели

Сапожников Р. № 136 F-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели


Разные струны в широком расположении

Куммер П. № 134 A-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели


Освоение позиций и переходы в них через открытую струну

Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели: № 151 G-dur, № 153 G-dur, № 72 g-moll, № 155 F-dur, № 173 D-dur

Бакланова H. №171 A-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели Давыдов К. № 192 A-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели Кальянов С. № 193 e-moll // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели Сапожников Р. Сборник этюдов 1-2 кл.
Развитие беглости и укрепление пальцев

Ли С. № 51 G-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели

Дотцауэр Ю. № 68 G-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели Сапожников Р. Хрестоматия 1-2 кл.
Деташе, легато, распределение смычка, мартле, пунктир

Куммер Ф. Этюд № 9 G-dur, № 16, 18 // Кальянов С. Сборник этюдов

Ли С. Этюд № 20 G-dur, № 65, 66 // Кальянов С. Сборник этюдов

Ли С. № 103 C-dur, № 105 C-dur, №111, 119 G-dur, № 135 g-moll //Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели


Стаккато, спиккато. сотийе

Ли С. № 238 C-dur, № 245-250 //Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели

Волчков И. Хрестоматия 1-2 классов: №55 G-dur

Ли С. № 81 C-dur // Кальянов С. Сборник этюдов


Двойные ноты

Сапожников Р. Хрестоматия 1-2 кл.: №59 D-dur

Шуть В. № 218 G-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели
Смешанные виды техники

Ромберг Б. № 102 C-dur // Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет