ПРАВОСЛАВНАЯ АСКЕТИКА (по Зарину).
Оглавление
-
ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ
-
АСКЕТИКА, КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ
-
ИСТОЧНИКИ И ИХ ЦЕННОСТЬ
-
ОТНОШЕНИЕ АСКЕТИКИ К ДРУГИМ БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ И СУЩНОСТЬ АСКЕТИЗМА
-
ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ПРОТИВ ПРЕДМЕТА АСКЕТИКИ
-
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
-
1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СПАСЕНИЯ.
-
СЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ
-
2. СУЩНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
-
3. ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
-
4. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОГО ПОДВИГА ДЛЯ ХРИСТИАНИНА.
-
5. ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ
-
6. ВЕРА И ДОБРЫЕ ДЕЛА
-
7. ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ
-
8. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ «ВОЗДАЯНИЯ
-
9. «СТРАХ» И «НАДЕЖДА»
-
10. О ГНЕВЕ БОЖИЕМ
-
11. О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ
| -
“ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК”
-
ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
-
“ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ”
-
ПОНЯТИЕ “СТРАСТЕЙ”, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАЗДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАСТЕЙ
-
РАЗВИТИЕ СТРАСТЕЙ
-
ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
-
СТЕПЕНИ ПОЗНАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕРШЕНСТВ И МОЛИТВА
-
СМИРЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОБРОДЕТЕЛИ
-
СЛОВА БОЖИЕ И МОЛИТВА
-
ДВА ТИПА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
-
О “НЕНАВИСТИ” К БЛИЖНИМ
-
О “НЕНАВИСТИ” К МIРУ
-
ПОНИМАНИЕ ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ
-
ПОКАЯНИЕ
-
НАЧАЛА АСКЕТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
-
ЗНАЧЕНИЕ УМЕРЕННОСТИ
-
ЗНАЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ СТРАДАНИЙ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА
|
ПРАВОСЛАВНАЯ АСКЕТИКА (по Зарину). 1
Глава: ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ 3
Глава: АСКЕТИКА, КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ 4
Глава: ИСТОЧНИКИ И ИХ ЦЕННОСТЬ 5
Глава: ОТНОШЕНИЕ АСКЕТИКИ К ДРУГИМ БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ И СУЩНОСТЬ АСКЕТИЗМА 6
Глава: ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ПРОТИВ ПРЕДМЕТА АСКЕТИКИ 6
Глава: ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 8
Глава: 1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СПАСЕНИЯ. 8
Глава: СЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ 10
Глава: 2. СУЩНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 11
Глава: 3. ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 12
Глава: 4. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИЧНОГО ПОДВИГА ДЛЯ ХРИСТИАНИНА. 14
Глава: 5. ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ 16
Глава: 6. ВЕРА И ДОБРЫЕ ДЕЛА 18
Глава: 7. ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ 20
Глава: 8. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ «ВОЗДАЯНИЯ 22
Глава: 9. «СТРАХ» И «НАДЕЖДА» 23
Глава: 10. О ГНЕВЕ БОЖИЕМ 24
Глава: 11. О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ 25
Глава: “ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК” 27
Глава: ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 28
Глава: “ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ” 29
Глава: ПОНЯТИЕ “СТРАСТЕЙ”, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАЗДЕЛЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАСТЕЙ 31
Глава: РАЗВИТИЕ СТРАСТЕЙ 32
Глава: ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 38
Глава: СТЕПЕНИ ПОЗНАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕРШЕНСТВ И МОЛИТВА 39
Глава: СМИРЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОБРОДЕТЕЛИ 40
Глава: СЛОВА БОЖИЕ И МОЛИТВА 41
Глава: ДВА ТИПА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ 41
Глава: О “НЕНАВИСТИ” К БЛИЖНИМ 42
Глава: О “НЕНАВИСТИ” К МIРУ 43
Глава: ПОНИМАНИЕ ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ 43
Глава: ПОКАЯНИЕ 44
Глава: НАЧАЛА АСКЕТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 44
Глава: ЗНАЧЕНИЕ УМЕРЕННОСТИ 45
Глава: ЗНАЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ СТРАДАНИЙ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА 47
Глава: ПОНЯТИЕ ОБ АСКЕТИКЕ
Православная аскетика является богословским предметом, задачей которого состоит раскрытие смысла и содержание христианского подвига. Само слово “аскетика”, “аскетизм” происходит от греческого глагола “аскео”, означающего искусно и со старанием обрабатывать грубый материал, а также заниматься разными упражнениями с целью достижения более совершенного уровня. В древней Греции это слово применяли и при занятиях атлетов физическими упражнениями, когда те готовились к соревнованиям. Весь этот комплекс подготовки атлетов и связанные с этим упражнения греки называли “аскетизмом”.
В философии стоиков (3 в. до Р.Х. – 6 в. Р.Х.) слово “аскезис” приобрело нравственный смысл и употреблялось для выражения занятий в доброделании и нравственных упражнениях с целью освобождения от страстей. В философии Зенона и других стоических философов этот термин занимает важное место, т.к. они в своих произведениях уделяют существенное значение нравственной жизни человека. В их философии упражнение (аскезис) в искусстве в первую очередь подразумевает упражнение в искусстве добродетели. Философия — учительница добродетели. Филон различает добродетель природную и аскетическую, первая дается без всяких трудов, как дар Божий, а аскетическая добродетель приобретается большими усилиями (аскезой), а поэтому аскет временами колеблется в добре, возвращаясь ко злу, и его нельзя считать совершенным, а только совершенствующимся.
В Священном Писании жизнь христианина определяется как борьба, с привлечением всех сил и усилий человека для достижения Царства Божьего. Христос учит: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11,12), а так же говорит: “подвизайтесь войти сквозь тесные врата...” (Лк.13,24). Он, говоря о несении креста христианином, прямо указывает на необходимость подвига для верующего на пути ко спасению. И хотя в Священном Писании только раз употребляется слово “аскетизм”, тем не менее жизнь христианина подразумевает деятельное осуществление религиозно-нравственного совершенства путем участия всех телесных и душевных сил человека, через постоянную борьбу человека с различными проявлениями греха, через аскетическую, подвижническую жизнь. В писаниях святых Отцов большее употребление термина получило, как упражнение в добродетели, и под аскетизмом они понимали пути приобретения праведности, благочестия и достижение святости в жизни.
В I-III веках аскетами назывались христиане, которые упражнялись в строгой и воздержанной жизни, оставаясь в обществе. Кто же для этой же цели уединялся в пустынные места, того называли анахоретом. С распространением и развитием монашества аскетизм стал характеризовать монашеский образ жизни, воплотивший в себе начала строгого и последовательно проводимого подвижничества. Таким образом слова "аскетизм", "подвижничество", "монашество" стали синонимами в результате исторически сложившегося положения вещей. Евсевий Кессарийский первый стал употреблять слова “монах” и “аскет” как равнозначные. 15 правило Гангрского собора запрещает оставлять детей под предлогом отшельничества, здесь использовано слово “аскезис”. По сущности же своей слово "аскетизм" имеет более широкий смысл.
Понятие "аскетизм" включает в себя планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства. Аскетизм, не приспособленный и не приводящий к названной цели, в сущности не настоящий, а видимый, кажущийся. Аскетизм, в православном понимании, означает совокупность всех усилий человека, как бы только "техническую" сторону христианского совершенствования, главным же деятелем этого совершенствования является благодать Святого Духа. Аскетизм имеет своею прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию божественной благодати, сделать их послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности спасения и достижения "вечной жизни". По учению святых Отцов Церкви, аскетизм сам по себе, даже взятый во всей совокупности своих проявлений, еще далеко не обнимает и не выражает собою христианского совершенства. По мысли, например, преподобного Иоанна Кассиана, "посты, бдения, нищета, отшельничество, упражнение в Священном Писании, расточение всего имущества не составляют совершенства, но суть только средства к совершенству; не в них состоит цель искусства, но посредством их достигается цель. Напрасно будет упражняться в них тот, кто довольствуется ими, как высшим благом; это значит — иметь орудие для искусства и не знать его цели".
По отношению к термину "аскетизм" важнейшие христианские конфессии — католичество, протестантизм и православие, имеют различия. По католическому учению аскетизм является выполнением, так называемых, "евангельских советов" — нищеты, безбрачия и послушания, но не требуется христианскими заповедями, т.е. аскетизм отождествляется с монашеством, означая выполнение не должного, а сверхдолжного. Протестантизм, отрицая само существование "евангельских советов" в отличие от заповедей, не признает законности монашества, считая его, а равно и аскетизм, явлением, противным самому духу Евангелия.
Православие, признавая духовное совершенство общехристианским требованием, считает аскетизм обязательным для всех, и формы его могут быть различны — в монашестве и в общественно-деятельной жизни, монашество же лишь наиболее приспособлено для занятий человека аскетическими упражнениями. Сергей Зарин, характеризуя аскетические взгляды свят. Феофана, говорит: “по общему смыслу учения преосвященного Феофана, аскетизм, “подвижничество”, имеет смысл очень широкий: он обнимает собой собственно всю сознательно-свободную, напряженную деятельность человека, направленную к усвоению спасения Христова, к достижению богоподобного совершенства, под всегдашним водительством Божественной благодати. Только моментами, отдельными сторонами и необходимыми проявлениями этого ‘подвига’ целой жизни христианина является ‘вера’ и ‘добрые дела’ в их православном понимании и истолковании”
Достарыңызбен бөлісу: |