Проанализировав историю становления детской клинической психологии, выполните следующие задания:
1. Назовите основные этапы развития клинической психологии детей и подростков.
2.Перечислите специалистов, оказавших влияние на создание средств психодиагностики в детской клинической психологии (имена и профессии).
Детская клиническая психология как отрасль клинической психологии; история ее становления.
Клиническая психология детей и подростков представляет собой часть клинической психологии и является междисциплинарной областью знаний и практической деятельности.
Термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине XX века. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии.
В конце 18 века были выделены нарушения в связи с сенсорной патологией (слепота, глухота), а к началу XIX века единственной формой патологии у детей считалась умственная отсталость.
Французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль – автор одного из первых научных трудов об умственной отсталости – в основу классификации умственной отсталости положил уровень развития речи. Клиническая оценка детей была недостаточной для их дальнейшего развития и обучения. Требовались особые условия воспитания и образования. Среди специалистов, обеспечивших средства диагностики и развития, следует выделить Жана Итара и Эдварда Сегена. Их разработки используются в работе психологов и дефектологов с аномальными детьми и в настоящее время.
На следующем этапе больших успехов в диагностике количественных отклонений развития и обучении добились Альфред Бине и Мария Монтессори. Была разработана шкала Стенфорд – Бине рассчитанная на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет.
Этот этап связан с развитием нозологического подхода в психиатрии. Эмиль Крепелин поставил вопрос о возможности существования у детей таких же психических болезней, как у взрослых: шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, неврозов, психопатий. Подтверждение требовало специальных исследований. Развитие анатомии и неврологии высветило проблемы органического поражения ЦНС и их последствий для развития ребенка. Интерес к детству как источнику психического неблагополучия взрослых возник с работами З. Фрейда. Примерно в это же время отечественный ученый В.М. Бехтерев писал о значении морфофункциональных нарушений и нарушений социально-психологических параметров для нормального развития младенца. В становление детской клинической психологии внес свою лепту и детский психоанализ в лице А. Фрейд, Мелании Кляйн.
Развитие психологии, в первую очередь детской, поставил вопрос о законах развития в норме и при разных вариантах патологии. Эта проблема рассматривалась такими учеными, как С. Холл, Вильям Штерн, Григорий Яковлевич Трошин, Николай Иванович Озерецкий, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Шарлотта Бюлер и др.
Большой вклад в решение основных задач изучения разных вариантов аномального развития внесли детская психология и педология, которая дала инструмент для количественной оценки психомоторного и интеллектуально развития ребенка при решении вопроса об обучении: шкала Бине – Симона, шкала Озерецкого и др.
Задачи специалистов на ранних этапах становления клинической психологии детей и подростков – диагностика нарушений и количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. Большое значение придавалось изучению этиологии нарушений развития и общим закономерностям нарушенного развития.
В России в 1906 году Григорий Яковлевич Трошин создал первую школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии и разрабатывал систему воспитания детей с аномальным развитием.
Г.Я.Трошин — автор подхода к анализу психического развития аномального ребенка с опорой на сопоставление психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. Сопоставление закономерностей психического развития детей в норме и патологии позволило Г.Я.Трошину утверждать, что патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы, следовательно, в медико-педагогической помощи детям с отклонениями следует ориентироваться на компенсаторные возможности ребенка, а не на дефект, стараться довести психическое развитие ребенка до уровня нормы.
Сторонники естественно-научного направления в развитии отечественной психологии (А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.) способствовали распространению идей тестирования, нередко возлагая на тесты большие надежды. Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. были связаны более всего с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо (1908 — шкала
«Психологические профили Г.И.Россолимо») и Ф.Е.Рыбакова (1910 — «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности»). Г.И.Россолимо (1860—1928), конструируя тест, шел не эмпирическим путем, а разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. Ф.Е.Рыбаков
(1868—1920) является одним из основателей отечественной экспериментальной клинической психологии.
В отечественной психологии в отношении работы с аномальными детьми возникли большие трудности после известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936). Все количественные методы оценки развития оказались под запретом, также были уничтожены наработки по воспитанию и обучению аномальных детей. Отбор детей в специализированные школы стал проводиться психиатрами, а не педологами или психологами. Такое положение дел определило развитие психологии аномального ребенка в сторону углубленной разработки методов качественного анализа нарушенного онтогенеза. Однако уже в послевоенное время активно развивается дефектология, изучается умственная отсталость, немного позже начинают изучать генетические и наследственные формы психической патологии и умственной отсталости. В 1950-е гг. опять начинает формироваться системный подход к работе с аномальным ребенком, изучаются, прежде всего, различные формы умственной отсталости, а также другие варианты нарушенного развития (С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.).
В 1930—1940-е гг. за рубежом были хорошо разработаны методы для совместной работы психологов, дефектологов, психиатров и неврологов при проведении оценки психического состояния и прогноза развития и обучения аномальных детей и подростков.
Это касалось умственной отсталости, психической патологии, невротических расстройств (В.Штерн, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже и др.). В это же время большой интерес вызвали нарушения развития детей и подростков в условии депривации (от З.Фрейда и Р.Спица к Дж.Боулби).
Новый всплеск интереса к аномальному развитию можно отметить в 1950—1970-е гг. На первый план вышли другие нарушения развития, вызванные появлением новых форм патологии в связи с цивилизационными изменениями (рост городского населения, улучшение медицинского обслуживания, новый уровень технического прогресса). Кроме того, выхаживание младенцев с различной врожденной патологией (недоношенность, врожденные пороки развития, состояния после патологически протекающей беременности и родов) также способствовало возникновению
значительного количества мало встречающихся ранее или новых видов патологии развития. Это привело к новым требованиям к диспансеризации и диагностике, к необходимости раздельного и специализированного обучения нормальных и аномальных детей.
В 1960-е гг. и позднее были выделены новые формы нарушенного развития в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД) (год появления термина VVL — 1962), а позже — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (год появления термина СДВГ — 1987). Задержанное развитие стало рассматриваться более дифференцированно, так же как и другие формы отклонений (недоразвитие, аутизм, психопатии, невропатии, нарушения аффективного развития, психосоматические расстройства и т.п.). Серьезное внимание уделяется влиянию семейных взаимоотношений на развитие патологических черт, изучается динамика функционирования семьи, имеющей больного ребенка. Одновременно на психологию аномального развития оказывало влияние развитие генетики и нейронаук. Появились новые направления диагностики — верификация генетической патологии, применение нейрофизиологических и нейропсихологических методов. Возникает вопрос о взаимодействии болезни и продолжающегося развития, возможные варианты такого взаимодействия могут выступать в виде дефицита, дефекта и дизонтогенеза. Значение приобретают установление структуры дефекта, выделение типов дизонтогенеза и факторов его определяющих. Внимание специалистов привлекают проблемы возможностей компенсации дефекта, коррекции нарушенного развития и реабилитации (К.С.Лебединская, М.С.Певзнер, Л.С.Цветкова, Т.В.Ахутина, Д.Н.Исаев, И.И.Мамайчук, И.Ю.Левченко и др.).
В 1980—1990-е гг. встал со всей остротой вопрос о социализации аномальных детей и подростков.
Улучшение аппаратурной диагностики нарушений, развитие генетики, нейронаук и психологии привели к выделению большего количества патологических вариантов развития, связанных с разными этиологическими факторами. Гуманизация общества, развитие социальной педагогики потребовали новых форм сопровождения аномальных детей. В связи с этим актуальными стали вопросы инклюзивного (интегративного) образования.
В настоящее время глобализация, усиление роли средств массовой информации, развитие дистанционных форм обучения и средств коммуникации, уменьшение реального общения детей с родителями и детей между собой привели к созданию новой социальной ситуации развития и изменению традиционного психического развития ребенка. Современное общество предъявляет к ребенку новые требования по усвоению и переработке информации (когнитивной и социальной), в том числе и в «облегченном» или, напротив, «усложненном» варианте. Это приводит к существенному изменению нагрузки на когнитивную сферу. Как показывает клинический опыт, адаптация к этим условиям может быть различной, в том числе и патологической. Неуспешность когнитивной адаптации (в том числе трудности обучения) может приводить к усилению уже имеющейся патологии психики или способствовать возникновению новых форм нарушенного развития, например, усиление развития познавательной сферы с одновременной инфантилизацией, или, напротив, снижение возможностей работы в наглядно-действенном плане (отдельно —
изменение символической функции). Дополнительно к социокультурным факторам, меняющим картину заболевания, с 1950-х гг. активно действует фактор психофармакологический, применяются новые способы лечения нервно-психической патологии с использованием психофармакологических лекарственных средств, что ведет к изменению клинических форм психических заболеваний. Вместе с другими социокультурными факторами этот фактор приводит к еще большему разнообразию проявлений симптомов и синдромов нарушенного развития.
Анализируя историю развития клинической психологии детей и подростков, следует отметить, что ее значение в последние годы усиливается, что выражается во введении данной дисциплины в образование психологов уже на первом уровне (бакалавриат) и в расширении спектра научной и практической деятельности специалистов.
Достарыңызбен бөлісу: |