Проблема истории Черкесской диаспоры



Дата05.07.2016
өлшемі124.93 Kb.
#180646
Чурей Дыжын Али

с. н. с. отдела фольклора


Абхазского института
гуманитарных исследования
им. Д. И. Гулиа

г. Сухум


тел.: 7(940)-714-91-93

e-mail: dijincurey@ramler.ru



abigi@rambler.ru
Проблема истории Черкесской диаспоры
Черкесская диаспора имеет глубокие исторические корни, уходящие в глубь средневековья, когда в регионе Ближнего Востока началось массовое проникновение представителей кавказских народов. В итоге образова­лось известное мамлюкское государство, которым долгое время правили черкесские султаны (1382-1517). Так появилась первая черкесская диаспора, оставившая оп­ределенный след в истории и культуре народов этого ре­гиона.

Следующая, более мощная, волна эмиграции кавказ­цев на Ближний Восток связана с событиями более позд­него времени, то есть длительным периодом завоевания Северного Кавказа Российской империей. Хронологический период покорения северокавказских народов, по оценке разных исследователей, охватывает несколько столе­тий и завершается в середине XIX века. Военные же действия России с целью насильственного присоединения данного региона к империи, вошедшие впоследствии в историю как Кавказская война, начались в конце XVIII века и продолжались до 1864 года. Результатом этих трагических событий стало окончательное завоевание края и переселение представителей отдельных народов Северного Кавказа за пределы своей родины, в Османскую империю.

В исторической литературе как отечественной, так и зарубежной нет единого мнения о количестве кавказских эмигрантов. Однако анализ существующих данных позволяет обозначить нижний и верхний пределы приводимых цифр от 500 тыс. до 1,5 млн. человек1.

Особенно трагична судьба черкесов (адыгов), которые некогда на­селяли центральную и северо-западную части Кавказа. После окончания Кавказской войны и исхода большей части адыгского населения за этнические пределы на родине оставалось лишь 10 % от прежнего их числа.

Огромная масса кавказских эмигран­тов оказалась разбросанной по обширной территории Османской империи. Необходимо иметь в виду, что пере­селенческий процесс черкесов продолжался и после окончания войны на Кавказе, вплоть до Первой мировой войны. Поэтому при определении общей численности современных зарубежных черкесов нужно учесть все малые и большие группы эмигрантов, покинувших свою родину в разное время. Впоследствии, после окончательного рас­пада Османской империи, большая часть кавказских эмиг­рантов осталась в Турецкой Республике, а меньшая - в Сирии и Иордании. Кроме этих главных мест их сосре­доточения, зарубежные черкесы были рассеяны неболь­шими группами по отдельным странам Ближнего Вос­тока и Европы (Ирак, Египет, Израиль, Югославия, Греция и др.).

Краткая история появления проблемы черкесской диаспоры. До сих пор в исторической науке нет полной картины прошлого и настоящего зарубежных черкесов. Существующая историческая литература по данной теме освещает лишь отдельные стороны жизни кавказских эмигрантов. Между тем усиление интереса к жизни зарубежных черкесов требует всестороннего, более углубленного ее изучения. Учитывая политиче­ский статус кавказских эмигрантов в странах их компакт­ного проживания, нужно помнить, что исчезновение лю­бого, пусть самого малочисленного, народа, его языка и культуры невосполнимо для человечества, ибо каждый из них вносит бесценный вклад в общечеловеческую куль­туру, оставляя неповторимый след в истории мировой ци­вилизации.

Недостаточная изученность данной проблемы объясняется, прежде всего, тем, что до недавнего, времени эта тема не становилась объектом последовательного и объективного исследования в исторической науке. Поэтому необходим комплексный подход к решению научной задачи, в связи, с чем нужно расширить источниковую базу на основе привлечения материалов зарубежной, в частности турецкой, историографии, которая накопила довольно большое количество исследовании по истории черкесов.

Хронологически деятельность черкесских исследователей можно условно разделить на два периода. Первый, наиболее благоприятствующий исследовательской деятельности, приходится на 1908 – 1923 годы, то есть от Младотурецкой революции до образования Турецкой Рес­публики. Второй — с 50-х годов до настоящего времени. Период 20-40-х годов как бы выпадает из этой хронологии, что объясняется неблагоприятной внутриполитиче­ской обстановкой в Турецкой Республике в указанный период.

Идея создания истории своего народа в среде черкесской интеллигенции родилась еще в XIX веке. Об этом мы узнаем из книги Иззета Айдемира «Переселение: история переселения северокавказцев» (Анкара, 1988). Опираясь на воспоминания великого визиря Сайт-паши, автор кратко излагает версию первой попытки написа­ния истории черкесов. Согласно ей для этой цели была сформирована специальная комиссия, в состав которой входили Фуад-паша Тхуго, Мухаммед Фазыл-паша, Акиф и др., а возглавлял ее Хаджи Сенаи Казук. Предполага­ется, что силами этой группы была написана история черкесов (1882), но она так и не увидела свет. Дело в том, что турецкому султану Абдул-Хамиду II доложили о тай­ном заговоре, направленном против него. В результате вся группа во главе с Сайт-пашой была арестована. Так безрезультатно закончилось такое важное начинание. Рукопись была утеряна2.

После Младотурецкой революции (1908) османские власти объявили о равноправии всех подданных импе­рии. Это означало, что всем народам, включая и нетурецкие, предоставлялись одинаковые гражданские права. Более того, разрешалось создавать свои национальные культурные организации и издавать газеты. В результа­те этих событий у кавказских эмигрантов появилась воз­можность основания в 1908 году своей организации, по­лучившей название «Черкесское общество единения и взаимопомощи». Период с 1908-го по 1923 год следует особо выделить в жизни османской черкесской диаспо­ры, ибо это было время больших успехов в области просветительства.

В течение данного короткого времени в Стамбуле за­регистрировано несколько культурных и политических организаций черкесов. История возникновения и струк­тура этих организаций, имеющих немаловажное значение, как для истории Кавказа, так и для истории Турции, до сих пор не исследована в достаточной степени. Между тем появление этих обществ имело большое значение для кавказских эмигрантов, так как они в своих про­граммах уделяли главное внимание вопросам просвеще­ния. За указанный период черкесским организациям удалось создать национальные алфавиты, выпустить пер­вую адыгскую газету «Гъуазэ» (1911-1914) и открыть национальные школы в местах компактного прожива­ния черкесов.

Последние исследования турецких черкесов позволя­ют уже более полно и документально представить деятельность черкесских обществ. Большим вкладом в это дело является серия брошюр Сефера Верзега под названием «Документальные материалы из жизни кавказцев на чужбине» (Анкара, 1985, 1987, 1989).



Черкесское общество единения и взаимопомощи, основанное в августе 1908 года в Стамбуле, имело свои от­деления в различных районах Османской империи, В число создателей этого общества входили такие извест­ные в османском обществе черкесы, как маршал Абдуллах-паша, маршал Берзег Зеки-паша, Тхерхет Ахмет Джавит-паша, Хагур Ахмет Мидхат-паша, Лох Ахмет Хамди-паша, Кази-Мухаммед Шамиль-паша, генерал Пух Назми-паша, майор Мет Дззет Чунатуко и др. Общество, как было сказано выше, разработало и выпускало адыг­скую газету «Гъуазэ», издавало книги, которые расходи­лись не только по Османской империи, но доходили до национальных школ на Северном Кавказе. Различные адыгские учебники и брошюры, выходившие на арабском и латинском шрифтах, использовались для обучения де­тей в школах Кубани и Кабарды вплоть до революции 1917 года. Очень большую роль в поднятии уровня на­ционального самосознания и распространения знаний среди адыго-абхазских народов сыграли просветители-посланцы этой организации - Цаго Нури, Бутба Мустафа, Негуч Юсуф Суат, Хидзетл Ибрагим, Дыгуне Акиф, Гу­сар-Мухаммед Захед, Тлетсхерук Харун и др. Общество было закрыто в 1923 году.

Более подробные сведения о вышеперечисленных комитетах можно почерпнуть в работе А. X. Хизала «Се­верный Кавказ. Борьба за свободу и независимость» (Ан­кара, 1961). Комитет независимости Кавказа был об­разован в период Первой мировой войны. В ноябре 1915 года его специальная делегация в составе: марша­ла Фуад-паши Тхуго, Азиза Мекера, Кямиль-бея Токалид-зе, принца Мачабели, доктора Йсы Рухи-паши, Селим-бея Бехбутзаде - была отправлена в Берлин и Вену для сооб­щения мировой общественности о проблемах кавказских эмигрантов. В январе 1916 года делегация обратилась к странам Европы с меморандумом, в котором отражалось положение народов Кавказа, в связи, с чем она просила оказать материальную и моральную помощь в освобож­дении. Кавказа и образовании здесь четырех независи­мых государств: Северного Кавказа, Азербайджана, Гру­зии и Армении. Через некоторое время организация стала называться Комитет политических эмигрантов Север­ного Кавказа. Представители комитета в лице Исмаила Биданука и Сеита Тахира в июне 1916 года участвовали в деятельности Конгресса угнетенных народов в Лозанне и потребовали вернуть узурпированное право на независимость народов Северного Кавказа.

Позднее из общекавказской организации выделилось Общество Северного Кавказа. Точное время основания общества неизвестно, но найден его устав, изданный в 1919 году в Стамбуле. Берзег Сефер, опубликовавший текст устава общества, полагает в своей статье, что оно было организовано во время Первой мировой войны. Но достоверно известно, что Общество Северного Кавказа действовало в 1919 и 1920 годах; 24 февраля 1919 года в Стамбуле общество организовало собрание, в котором принимали участие 108 человек. Среди них был и Рауф Орбай, который от имени Османского государства подпи­сал Мудросское перемирие. На собрании обсуждались проблемы положения кавказских эмигрантов в Осман­ской империи и тогдашнего состояния Северного Кавка­за. Чтобы донести сведения о решении общества турец­кому султану, была создана специальная группа, в состав которой входили известные черкесские лидеры: маршал Тхуго Фуад-паша, маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, Абук Ахмед-паша, Казак Сулейман-паша и Карзег Сулейман-паша. Кроме того, в начале 1920 года Общество Северно­го Кавказа направило на родину политическую и военную комиссию, которая прибыла в Дагестан в марте 1920 го­да и вернулась обратно лишь в июле того же года. Соб­ственно, комиссия была сформирована с ведома стамбульс­кого правительства для оказания помощи народам Се­верного Кавказа, сражавшимся за свою независимость. Ко времени возвращения комиссии в Турцию Стамбул был оккупирован английскими войсками, которые своей властью запретили деятельность Общества Северного Кавказ.

Именно в этот период увидело свет замечательное сочи­нение генерала Чунатуко Мет Иззет-паши «История Кавказа» (Стамбул, 1912). Большая часть книги посвящена истории черкесов (адыгов) с древней­ших времен. Впервые текст исследования частями пуб­ликовался в газете «Гъуазэ», которая являлась печат­ным органом Черкесского общества единения и взаимо­помощи.

Ценный материал, содержащийся на страницах газе­ты «Гъуазэ», не использован в достаточной степени. Меж­ду тем, в ней поднимаются проблемы истории народов Северного Кавказа, выселения кавказцев со своей роди­ны, сохранения национальной культуры на чужбине, про­светительства среди эмигрантов.

Национально-освободительное движение в Турции (1918 – 1923 гг.) занимает особое место в истории черкесской диаспоры, поскольку это событие привело к расколу лагеря черкесов. Часть из них поддержала турецкого султана, а другая перешла на сторону Ататюрка и сыграла значительную роль в освободительной борьбе турецкого народа. Последствия этого раскола отрицательно сказа­лись на судьбе черкесских эмигрантов, которых позже, в период национально-освободительного движения, обвини­ли в измене. Прежде всего, это связывают с именем Черке­са Этхема, одного из легендарных героев освободитель­ной борьбы в Турции. Противоречивая личность командира летучего корпуса до сих пор привлекает внимание ту­рецких исследователей. Помимо множества статей, в Тур­ции за последние десятилетия вышло пять книг, рассмат­ривающих по-разному деятельность Черкеса Этхема в период национально-освободительного движения.

Участие черкесских эмигрантов в национально-осво­бодительном движении является важной вехой в их судь­бе. Черкесы искренне верили, что сражаются за свободу и независимость. Однако образование Турецкой Респуб­лики и вышеуказанные претензии к черкесам свели на нет все усилия их идти по пути просвещения своего на­рода. В 1923 году решением турецкого правительства было остановлено действие всех черкесских обществ, за­крыты национальные школы в Стамбуле и Анатолии. Одновременно с этими мерами предпринята попытка пе­реселения во внутренние районы Анатолии 14 черкес­ских сел из западных областей Генен, Бандырма и Манъяс. Однако турецкие села, жителей которых также обвинили в сотрудничестве с интервентами и халифат­ской армией, не тронули. Эти события подробным обра­зом описаны Мехметом Фетгереем Шоену, который опуб­ликовал свои «Обращения к турецкой общественности и Великому национальному Собранию Турции по поводу черкесской проблемы» (Стамбул, 1923).

После образования Турецкой Республики кемалисты провозгласили политику «единого государства, единой нации и единой партии». В этих условиях на несколько десятилетий прекращаются исследования проблем турецких черкесов. Известно, что провозглашению республи­ки предшествовала Лозаннская мирная конференция, которая закончилась признанием суверенитета Турец­кого государства. В ходе работы конференции были об­разованы три комиссии, одна из которых должна была заниматься вопросами юридического положения ино­странцев и национальных меньшинств. На одном из засе­даний этой комиссии глава английской делегации ми­нистр иностранных дел Великобритании лорд Керзон предложил дать черкесам и другим малым народам Турции статус национального меньшинства. Однако про­тив этого предложения выступил министр иностранных дел Турции Исмет Инёню, который заявил следующее: «Черкесы - наши родные братья. Мы не можем их отделить от себя, как христиан и иудеев».

По мере демократизации турецкого общества к концу 40-х годов в стране произошли определенные измене­ния, выразившиеся в создании многопартийной системы. Эти преобразования в какой-то степени затронули и сфе­ру национальных отношений - были разрешены «культурные общества». Тем самым турецкие власти созда­вали видимость предоставления определенных прав нетурецким народам. Собственно, первые общества взаимопомощи после длительного перерыва открылись в за­щиту тюркских эмигрантов. В течение нескольких лет создается ряд таких обществ: Общество взаимопомощи азербайджанцев. (1945), Общество взаимопомощи запад­ной Фракии (1946), Общество помощи эмигрантам (1947) в защиту балканских турок, Общество культуры кипр­ских турок (1946) и др. В 1951 году образовалось и кавказ­ское общество с несколько непонятным названием: Северокавказское тюркское общество культуры и взаимопомощи, с центром в Стамбуле. Главными созда­телями общества были Омер Хайдароглу, Вассан-Гирай Джабаги, Мехмет Кетой и др. Часть турецких исследо­вателей до настоящего времени стремится доказать, что все народы Северного Кавказа являются турками. По­этому эта тенденция явно проявилась в названии обще­ства.

Один из руководителей Северокавказского общества в Турции Кадыржан Кафлы в предисловии к работе Пшимахо Коцева «Северный Кавказ: страницы из истории борьбы за свободу и независимость» (Стамбул, 1961) пря­мо заявляет следующее: «Кабардинцы являются одним из прославленных тюркских племен». Через несколько лет (1954) из всевозможных эмигрантских обществ была сформирована Федерация обществ тюркских эмигран­тов и беженцев, которая получила определенную сумму денег из бюджета правительства. Северо-Кавказское об­щество же представлял в Федерации Кадыржан Кафлы, избиравшийся два раза (1957, 1966) ее председателем.

Впоследствии кавказские эмигрантские организации создавались не только в Стамбуле и Анкаре, но и во мно­гих районах компактного проживания черкесов. Если центром обществ кавказской культуры всегда считался Стамбул, то с середины 60-х годов он стал перемещаться в Анкару. Периодические издания этих обществ стано­вятся основными аккумуляторами различных исследо­ваний по истории черкесской диаспоры. Особо можно выделить такие журналы, как «Журнал северокавказ­ской культуры» (Анкара, с 1987-го), «Правда о Кавказе» (Самсун, с 1990-го) и др., на страницах, которых поднима­лись вопросы истории черкесов вообще и, в частности, истории диаспоры. Если в 50-70-х годах в периодике кавказских эмигрантов основное внимание уделялось проблеме угнетения нерусских народов в СССР, то в 90-х годах заметно изменилось содержание этих изданий.

Предпринимается более объективный и научный подход в решении различных аспектов истории черкесской диас­поры.

Используя благоприятные изменения в решении про­блем национальных меньшинств в Турции, черкесские эмигрантские общества проделали определенную иссле­довательскую работу, расширив скудную информацию о прошлом и настоящем черкесской диаспоры. Особого внимания заслуживает упомянутое выше, по сути, первое, монографическое исследование И. Айдемира. Автор по­пытался проследить всю историю черкесской диаспоры, начиная с мамлюкского периода до наших дней. Важной частью работы, на наш взгляд, являются главы, посвя­щенные расселению кавказских эмигрантов по террито­рии Османской империи и современному их положению в разных странах. Сравнительно недавно вышла книга турецкого карачаевца Хаяти Биджд «Пе­реселение из Кавказа в Анатолию» (Анкара, 1991), которая исследует историю карачаевцев. Работа разделена на две части: первая – о Кавказе и кавказских эмигрантах, вторая же посвящена истории современных карачаевцев на Кавказе. Самое ценное в исследовании то, что автор, используя работу американского турколога Кемаля Карпата «Османское население в 1830-1914 годах» (Мичи­ган, 1984), определяет общее число мусульман-пересе­ленцев в Османскую империю на основе существующих переписей населения. По его мнению, в Тур­ции существуют 13 карачаевских сел, в которых, по офи­циальным данным 1985 года, проживало 5010 человек, а по всей стране насчитывается предположительно около 20 тыс. карачаевцев.

Существенное дополнение к общим исследованиям составляют отдельные труды, рассказывающие об исто­рии кавказских эмигрантов, живущих в различных об­ластях Турции. Таковы, например, работы Яхьи Канболата «Положение туркменских племен в районе Рейханлы и северокавказские эмигранты» (Анкара, 1989.0. А. Ф. Джанака «Из Кавказа в Узуняйлу» (Анкара, 19809), Б. С. Хатуноглу «Переселение абадзехов, шапсугов, кабардинцев... черкесов в область Коджаэли» (Измит, 1991). Другим важным явлением в историографии данной темы явля­ется появление биографических исследований, которые через жизнь и деятельность отдельных представителей народов Северного Кавказа помогают восстановить разные этапы истории черкесской диаспоры. Одно из них опубликовал А. Айдемир под названием «Черкесская интеллигенция в эмиграции» (Анкара, 1991); автором же второго – «Справочника литературоведов и писателей в кавказской диаспоре» (Самсун, 1995) – является С. Берзег. В них можно найти краткие биографические данные наиболее известных государственных, политических и военных деятелей, писателей, поэтов, ученых – выходцев с Северного Кавказа. Хронологически работы охватыва­ют все волны кавказской эмиграции, начиная с XIV века до Второй мировой войны.



В итоге нужно отметить, что использованная в статье историческая литература содержит большой фактический материал, позволяющий, в какой-то степени проследить прошлое и настоящее кавказских эмигрантов.


1 Березгов Б.Н. Современное положение северокавказских махаджиров в странах мира (история их расселения и историко-культурные перспективы // национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа в XIX веке и проблемы махаджиров. Нальчик, 1994. С. 68 – 85.

2 Айдемир Иззет. Причины и результаты выселения черкесов в Османскую империю // Изгнания. Анк. 1995.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет