Министерство экономического
развития и торговли
Российской Федерации
|
|
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
|
Государственный университет –
Высшая школа экономики
Факультет философии
Отделение культурологии
«Кафедра наук о культуре»
Программа дисциплины
«История зарубежной философии»
для направления: 031400.62 «Культурология»
|
Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»
отделения культурологи философского факультета
Зав. кафедрой
В.А. Куренной
“_30_” августа_ 2008_ г
|
Автор Дмитриев Т.А.
МОСКВА
2008
ИСТОРИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
(ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДО КАНТА)
программа курса
Пояснительная записка
Цель и задачи курса — ознакомление студентов с ключевыми моментами в развитии европейской философии эпохи Возрождения и Нового времени, изучение главных направлений и учений западной философии этого периода, рассмотрение основных проблемных полей и методологических подходов, характерных для философских учений Возрождения и Нового времени. Основное внимание в рамках курса уделяется, с одной стороны, метафизической и теоретико-познавательной, а с другой — этической и политической проблематике.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» — Данный курс рассчитан на базовую историко-философскую подготовку студентов-культурологов, а также играет пропедевтическую и общекультурную роль для подготовки слушателей к изучению дисциплин, относящихся к области культурологии и современного социально-научного знания.
Организационно-методические указания — в рамках курса используются традиционные образовательные формы лекции и семинара. При этом основное внимание в рамках семинарских уделяется анализу классических тексты великих западных философов эпохи Возрождения и Нового времени, а также базисной проблематики и основных направлений новой философии.
Продолжительность и структура курса —
курс рассчитан на 95 аудиторных часов, из них 70 часов лекций (35 лекций) и 23 часа семинаров (23 семинара).
№
|
Темы лекций и практических занятий
|
лек.
|
сем.
|
1
|
Основные итоги поздней схоластики. Философская мысль гуманизма и эпохи Возрождения.
|
2
|
1
|
2
|
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: К. Салютати и его школа.
|
1
|
1
|
3
|
Гражданский гуманизм эпохи Возрождения: Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти.
|
1
|
1
|
4
|
Неоэпикуреизм Л. Валла.
|
1
|
1
|
5
|
Неоплатонизм эпохи Возрождения.
|
1
|
1
|
6
|
Аристотелизм эпохи Возрождения.
|
1
|
1
|
7
|
Политическая мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли и Т. Мор.
|
1
|
1
|
8
|
Скептическая философия эпохи Возрождения.
|
1
|
1
|
9
|
Политическая теология протестантской Реформации: М. Лютер и Ж. Кальвин.
|
1
|
1
|
10
|
Европейская философия Нового времени: основные направления и тенденции развития.
|
2
|
1
|
11
|
Философия Фрэнсиса Бэкона.
|
2
|
1
|
12
|
Философия Рене Декарта.
|
4
|
2
|
13
|
Окказионализм в философии Нового времени. Философия Н. Мальбранша.
|
1
|
1
|
14
|
Философия Томаса Гоббса.
|
2
|
1
|
15
|
Философия Бенедикта Спинозы.
|
2
|
1
|
16
|
Философия Джона Локка.
|
2
|
1
|
17
|
Философия Г. В. фон Лейбница.
|
2
|
1
|
18
|
Философия Джорджа Беркли
|
2
|
1
|
19
|
Философия Дэвида Юма.
|
2
|
1
|
20
|
Философия Шотландской школы.
|
2
|
1
|
21
|
Основные характеристики философии Просвещения.
|
2
|
1
|
22
|
Философия И. Канта
|
4
|
1
|
ЛИТЕРАТУРА*
Тема 1. Философская мысль гуманизма
и эпохи Возрождения
Основная:
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. II. Саратов, 1988.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
Эстетика Ренессанса. В 2 т. М., 1981.
Дополнительная:
*Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 34—40.
Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 1.
Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: Республика, 2004. С. 544—577.
Тема 2. Гражданский гуманизм эпохи Возрождения:
К. Салютати и его школа
Основная:
Салютати К. Инвектива против Антонио Лоски из Виченцы [1403] // Брагина Л. М. (Отв. ред.). Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. М. : Наука, 2004. С. 126—137.
Дополнительная:
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 75—90, 98—114.
*Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 41—58.
Тема 3. Этико-политический гуманизм Кватроченто:
Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти
Основная:
Бруни Л. А. Введение в науку о морали [1421—1424] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 49—67.
Браччолини П. Застольный спор о жадности [1428—1429] // Брагина Л. М. (Ред.). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 72—107.
Дополнительная:
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 98—136, 152—203.
*Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 64—90.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247.
Тема 4. Возрожденческий неоэпикуреизм
Лоренцо Валла
Основная:
Валла Л. О свободе воли [1438/1442] // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 267—290. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://anthropology.rchgi.spb.ru/valla/valla_s.htm.
Дополнительная:
*Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 136—150.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 241—247.
Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Мысль, 1989. С. 6—64.
Тема 5. Неоплатонизм эпохи Возрождения
Основная:
Николай Кузанский. Простец об уме // Николай Кузанский. Соч. В 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1979. С. 385—444. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://hnet.ru/info/kuzanskiy2.doc.
Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Паямтники мировой эстетической мысли в в 5-и тт. Т. 1. С. 506—514. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm.
Дополнительная:
*Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. С. 223—231.
* Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. С. 14—86, 227—265.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 249—274.
Основная:
Помпонацци П. Трактат о бессмертии души // Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений или о чародействе». М., 1990. С. 24—123.
Дополнительная:
Горфункель А. Х. Постоянство разума // Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений или о чародействе». М., 1990. C. 5—23.
*Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 274—281.
Тема 7. Политическая мысль эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли. Томас Мор
Основная:
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 52—55, 63—66, 78—79, 81—83, 103—108, 111—131, 138—143, 151—158, 166, 178—189, 194—204, 211—220, 223—225, 228—232, 300—304, 343—345, 362—373.
Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия // Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М.: Мысль, 2001. С. 229—335.
Дополнительная:
*1. Берлин И. Оригинальность Макиавелли // Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. М.: Канон+, 2002. С. 295—368.
2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Гл. 5.
*3. Юсим М. А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. Гл. 1, 4—6.
Тема 8. Скептическая философия эпохи Возрождения
Основная:
Монтень М. Апология Раймунда Сабундского // Монтень М. Опыты. В 3-х кн. Кн. 2. М.: Рипол-Классик, 1997. Гл. 12. Электронный вариант сочинения размещен в Интернете по адресу: http://www.krotov.info/library/m/montaigne/ind_mont.html.
Дополнительная:
*Богуславский В. М. Скептицизм XVI—XVII вв. // Ойзерман Т. И. (Отв. ред.). Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 440—474.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. СПб.: Петрополис, 1997. С. 282—286.
Тема 9. Политическая теология протестантской Реформации:
М. Лютер и Ж. Кальвин
Основная:
1. Лютер М. О свободе христианина // Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 16—54.
2. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55—119.
Дополнительная:
*Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 54—126.
Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 114—246.
Тема 10. Европейская философия Нового времени:
основные направления и тенденции развития
Основная:
Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974.
Дополнительная:
Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII веков. М.: Высшая школа, 2004. Раздел 2: Европейская философия XVII века.
*Фалькенберг Р. История новой философии: От Николая Кузанского до нашего времени. М.: Московское книгоиздательство, 1910. Гл. 2—5.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М.: Наука, 1992. С. 12—69.
Тема 11. Философия Фрэнсиса Бэкона
Основная:
Бэкон Ф. Новый органон // Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1972. С. 7—82.
Дополнительная:
*Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. С. 161—182.
Тема 12. Философия Рене Декарта
Основная:
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. В 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1989. С. 250—296.
Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. В 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1994. С. 4—72.
Дополнительная:
*Асмус В. Ф. Декарт. М.: Высшая школа, 2006.
Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. М.: ИФ РАН, 2007. Гл. 1.
Тема 13. Окказионализм в философии Нового времени.
Философия Н. Мальбранша
Основная:
Мальбранш Н. Разыскания истины. СПб.: Наука, 1999. Кн. 6, часть 2, глава III «О самом опасном заблуждении философии древних».
Дополнительная:
*Ершов М. Н. Проблема Богопознания в философии Мальбранша. СПб.: Наука, 2005. С. 110—119.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. С. 219—230.
Тема 14. Философия Томаса Гоббса
Основная:
Гоббс Т. Основ философии. Ч. I. О теле // Гоббс Т. Соч. В 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1989. С. 66—137.
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. В 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1991. Ч. I—II.
Дополнительная:
*Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. Гл. III.
Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. С. 161—182.
Тема 15. Философия Бенедикта Спинозы
Основная:
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Соч. В 2 т. Т. I. Спб.: Наука, 1999. С. 251—478.
Дополнительная:
Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. Гл. IV.
*Соколов В. В. Спиноза. М.: Мысль, 1977.
Тема 16. Философия Джона Локка
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. I. М.: Мысль, 1985. Кн. 1—2.
Дополнительная:
Заиченко Г. А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988.
*Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973. Гл. 1.
Тема 18. Философия Г. В. фон Лейбница
Основная:
Лейбниц Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Соч. В 4 т. Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 413—429.
Дополнительная:
Нарский И. С. Лейбниц. М.: Мысль, 1972.
*Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница. М.: КДУ, 2007.
Тема 19. Философия Дж. Беркли
Основная:
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Соч. М.: Мысль, 1978. С. 149—248.
Дополнительная:
*Реале Дж., Анисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: От Леонардо до Канта. СПб.: Петрополис, 1996. С. 345—369.
Тема 20. Философия Дэвида Юма
Основная:
Юм Д. Исследование о человеческом познании // Юм Д. Соч. В 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1965. С. 5—170.
Дополнительная:
*Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973. Гл. III.
Тема 21. Философия Шотландской школы
Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб.: Алетейя, 2000. С. 87—108.
Дополнительная:
*Грязнов А. Ф. Философия Шотландской школы. М.: Изд-во МГУ, 1979.
Тема 22. Основные черты философии Просвещения
Основная:
Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004. Гл. I—III.
Дополнительная:
*Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Аст, 2008. Гл. 4—5.
Французское Просвещение и революция. М.: Наука, 1989. Ч. II, гл. 1—4.
Тема 23. Философия Иммануила Канта
Основная:
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
Дополнительная:
*Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М.: Высшая школа, 1976. Гл. I.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. Гл. 2.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные черты философии Возрождения.
2. Значение терминов «Гуманизм» и «Возрождение».
3. Философия Николая Кузанского.
4. Неоэпикуреизм Лоренцо Валла.
5. Основные идеи работы Пико делла Мирандола «О достоинстве и преумножении наук».
6. Основные положения политического учения Никколо Макиавелли.
7. Политический реализм Никколо Макиавелли.
8. Скептическая философия Мишеля де Монтеня.
9. Политическая теология Мартина Лютера.
10. Основные черты европейской философии XVII–XVIII веков.
11. Научная революция ХVI–ХVII вв. Н. Коперник, Тихо Браге, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон.
12. Жизненный путь и сочинения Фрэнсиса Бэкона. Идея «великого восстановления наук».
13. Основы классификации системы наук Фрэнсиса Бэкона.
14. Метод познания Фрэнсиса Бэкона. Препятствия на пути к познанию.
15. Учение Френсиса Бэкона об индукции.
16. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта.
17. Рационализм Рене Декарта. Учение Декарта ою очевидном и достоверном познании.
18. Учение Рене Декарта о врожденных идеях.
19. Учение Рене Декарта о методе.
20. Основы метафизики Декарта.
21. «Cogito ergo sum»: Декарт о достоверности своего собственного существования как мыслящего существа.
22. Проблема бытия Бога в метафизике Рене Декарта.
23. Основные положения метафизики Бенедикта Спинозы.
24. Учение Бенедикта Спинозы о Боге-субстанции.
25. Учение Г. В. Лейбница о воображаемых мирах и творении мира Богом.
26. Идея монадологии в философии Г. В. Лейбница.
27. Идея предустановленной гармонии в философии Г. В. Лейбница.
28. Критика Джоном Локком учения о врожденных идеях.
29. Учение Джона Локка о познании.
30. Критика Джорджем Беркли понятия «абсолютной материальной субстанции».
31. Учение Дэвида Юма о познании.
32. Проблема причинности и субстанции в философии Дэвида Юма.
33. Теоретическая философия И. Канта.
ТЕМЫ ЭССЕ И РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
1. Основные идеи работы Лоренцо Валла «О свободе воли».
2. Концепция «ученого незнания» Николая Кузанского (по работе «Об ученом незнании»).
3. Учение Макиавелли о природе политического господства (по работе «Государь»).
4. Учение Макиавелли о соотношении фортуны и свободы воли (по работе «Государь»).
5. Макиавелли о соотношении политической целесообразности и частной морали (по работе «Государь»).
6. Возрожденческий скептицизм Мишеля Монтеня (по работе «Опыты»).
7. Основные идеи работы Джованни Пико Делла Мирандола «Речь о достоинстве человека».
8. Основные идеи работы Лютера «О свободе христианина».
9. Защита Бэконом наук в работе «О достоинстве и преумножении наук».
10. Критика Бэконом идолов человеческого разума (по работе «Новый Органон»).
11. Учение Бэкона об индукции (по работе Бэкона «Новый Органон»).
12. Учение Декарта о методе (по работе Декарта «Рассуждение о методе»).
13. Концепция «временной морали» в сочинении Декарта «Рассуждение о методе».
14. Доказательство Декартом достоверности своего собственного существования как мыслящего существа (принцип cogito, ergo sum).
15. Бэкон о выборе правильного пути познания (по работе «Новый Органон»).
16. Учение Гоббса о познании (по работе «Основ философии. Часть I. О теле»).
17. Учение Бенедикта Спинозы об атрибутах и модусах Бога-субстанции (по работе «Этика»).
18. Монадология Г. В. Лейбница (по работе «Монадология»).
19. Учение Джона Локка о роли языка в познании (по IV книге «Опытов о человеческом разумении»).
21. Тезис Джорджа Беркли «esse est percipi»: для материальных вещей существовать — значит быть воспринимаемыми.
22. Дэвид Юм о причинности и привычке.
23. Иммануил Кант о Просвещении (по работе «Что такое Просвещение?»).
Достарыңызбен бөлісу: |