Тема11: «Психологическая мысль в период эпохи Возрождения»
План.
-
Аверроисты Александристы о бессмертии души;
-
Наука Леонардо да Винчи;
-
Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи Средневековья и Возрождения.
Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы просуществовать и арабоязычная, и латино-язычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).
Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину от воззрений «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, Великие географические открытия, возвышение бюргерства , отстаивающего свои права в ожесточенной политической борьбе, все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно и его представления о мире и о самом себе.
Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ сводомыслия. В главном очаге Возрождения разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами.
Последний термин происходит от имени жившего в Афинах в конце II века н.э. древнегреческого философа Александра Афродиисийского, который прокомментировал трактат Аристотеля «О душе» иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие казалось бессмертия души главного вопроса в церковном вероучении. Если Ибн-Рошд , разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и гео тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.
Оба направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.
Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. «Живопись, писал Леонардо, распространяется на философию природы».
Изменения в реальном бытии личности коренным образом ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные ценности; он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.
Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социальноэкономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знаменитой книге «О души и жизни» доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.
Другой врач Хуан Уарте (ок.1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод «исследования способностей к наукам» (так называлась его книга). Эта была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.
В средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении долгого времени (до XII века)образованными людьми были главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало.
Светское образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при дворе монархов или феодалов. (зачатки такого образования появились уже в римский период, при дворах императоров). Это было в основном физическое воспитание. Юношам преподавали и основы военного искусства. Однако большинство даже знатных рыцарей не умело читать и писать. Первые светские университеты появились только в XII веке сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом, можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими поколениями знания. При них существовали школы.
Схоластика, которая при своем появлении являлась до какой-то степени прогрессивным явлением, т.к. развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор силлогизмов (пример силлогизма: «Все металлы электропроводны. Олово металл. Следовательно, олово электропроводно). В церковных школах обучение основывалось в основном на памяти. Ученики заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя. Обучались они и ораторскому искусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей. Несмотря на то, что и в церковных школах уделялось большое внимание этике, формированию социально адаптированной личности, нравственное воспитание понималось прежде всего как усвоение суммы привычек и манер и никак не влияло на развитие самостоятельности суждений.
Против такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения ученые-гуманисты, которые стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.
Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как средства стимулирования обучения, вредны для нравственного развития. Поддерживая идею сочетания наглядности с положительными эмоциями, испытываемые детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на «печеные буквы», т.е. на буквы которые выпекались из муки и в процессе обучения съедались детьми. Таким образом, эмоциональные проявления стали связываться с более непосредственными и, сточки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта система, стремившая увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал «доставлять ребенку любовь и радость» и учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Ученые того времени, приходили к выводу о наличии соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким образом были заложены основы периодизации развития.
Достарыңызбен бөлісу: |