Программа дисциплины Метафизика, методология и история философии



Дата25.06.2016
өлшемі194.5 Kb.
#157607
түріПрограмма дисциплины

Программа



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины



Метафизика, методология и история философии

Раздел «Метафизика и онтология»
для академической аспирантуры

весенний семестр

Авторы:


Доброхотов Александр Львович, ординарный профессор кафедры Наук о культуре (gumaniora@gmail.com)

Порус Владимир Натанович, ординарный профессор кафедры Онтологии, логики и теории познания (vporus@rambler.ru)

Драгалина-Черная Елена Григорьевна, профессор кафедры Онтологии, логики и теории познания (edrag@rambler.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


  1. Пояснительная записка

Раздел «Метафизика» курса «Метафизика, методология и история философии» знакомит аспирантов с теоретическими и историческими аспектами метафизики как типа философского знания. Основная цель курса – дать представление о возможности метафизики и онтологии как теории и как аналитической практики. В курсе даны основные знания о типологии метафизики, о ее внутреннем строении, механизме ее исторического порождения и трансляции. Курс предполагает селективный рассказ о динамике развития европейской метафизики, о ее основных этапах, закономерностях смены идейных эпох. Важной подтемой является анализ онтологического статуса идеальных объектов на примере культурно-исторической предметности. Предполагается детальное рассмотрение типичных доктринальных форм метафизики. Особое внимание уделяется антиномиям метафизики и ее критике в новейшей философии.

Раздел «Трансформация европейских онтологических традиций в русской религиозной философии» курса «Метафизика, методология и история философии» знакомит аспирантов с одним из важнейших в истории отечественной философии периодов развития метафизической мысли, связанный с русским философско-религиозным ренессансом последней четверти XIX- первой половины ХХ веков.

Основная цель курса – углубить знания аспирантов о вкладе отечественных философов в мировую философию, познакомить с современными интерпретациями их метафизических систем. В курсе даны основные знания о метафизических идеях В. С. Соловьева, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и Н. А. Бердяева, показана их связь с проблематикой философии культуры, социальной философии, философии истории.

Важной подтемой курса является анализ русской религиозной метафизики в контексте культурного кризиса эпохи, ее значения в условиях современной пролонгации этого кризиса.

Раздел «Логика: онтологический поворот» курса «Метафизика, онтология, методология и история философии» знакомит аспирантов с современными принципами онтологической демаркации границ логики как формальной, нормативной, априорной и аналитической дисциплины. Знаменитая характеристика логики как науки «вполне законченной и завершенной», полностью определившей свои границы еще во времена Аристотеля, была дана Кантом в предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума». Революцией в современной логике стало преодоление идеи её уникальности и универсальности. Многообразие логических систем требует новых подходов к давно и удачно решенной, по мнению Канта, проблеме границ логики. Построение точных семантик для классических и девиантных логических систем служит эффективным средством аналитической реконструкции традиционных онтологических проблем. Курс включает сопоставление теоретико-доказательственного и теоретико-модельного подходов к логике, выявление онтологических оснований и анализ парадоксов классической теории моделей, рассмотрение дедукций существования как case-studies перформативного подхода к доказательству, реконструкцию логико-онтологических взглядов Витгенштейна на разных этапах его творчества. Современные тенденции демаркации логического и онтологического представлены в перспективе как онтологического, так и когнитивного поворота в логике.





  1. Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



1

«Метафизика» и «онтология» как термины и понятия




2

0

1

2

Метафизика как дисциплина. История западноевропейской метафизики




2

0

4

3

Онтология как метафизика бытия




2

0

4

4

Античная онтология





2

0

3

5

Средневековая онтология





2

0

3

6

Онтология раннего Модернитета (XVII - XVIII вв.)




2

0

3

7

Онтология позднего Модернитета




2

0

3

8

Онтология в современных философских дискуссиях




2

0

3

9

Метафизика «всеединства» В. С. Соловьева в контексте мировой философской мысли




2

0

3

10

Онтология культуры В. С. Соловьева




2

0

3

11

Онтология антиномического монодуализма С. Л. Франка




2

0

3

12

Онтология культуры С. Л. Франка





2

0

3

13

Антиномическая метафизика П. А. Флоренского





2

0

3

14

Трагическая диалектика в метафизике С. Н. Булгакова




2

0

3

15

Антиномии свободы в философии Н. А. Бердяева




2

0

3

16

Проблема субъекта в русской религиозной метафизике




2

0

3

17

Границы логики: онтологические критерии

демаркации







4

0

4

18

Логика и онтология Людвига Витгенштейна: язык как картина versus язык как игра




4

0

4

19

Дедукции существования: перформативная интерпретация




4

0

4




Итого:

108

48

0

60



  1. Формы контроля




  1. Текущий контроль. Обсуждение лекционного материала и обязательной литературы.

  2. Промежуточный контроль. Реферат по тексту, избранному на основе дополнительной литературы (домашняя работа).

  3. Итоговый контроль. Собеседование а) по результатам реферата (см. промежуточный контроль); б) по материалам курса.




  1. Базовые учебники по курсу:

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

Драгалина-Черная Е.Г. Онтологии для беляра и лоизы. М.: Издательский дом

НИУ ВШЭ, 2012.


  1. Содержание программы


Тема 1. «Метафизика» и «онтология» как термины и понятия. Проблема дефиниций.
Метафизика как философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. Метафизика как синоним философии. Метафизика как термин Андроника Родосского. Онтология как термин и концепт XVII в. Соотношение понятий «метафизика» и «онтология».

Основная литература

Доброхотов А.Л. Метафизика // Словарь философских терминов. «Издательский Дом ИНФРА-М». М., 2004.

Доброхотов А.Л. Онтология // Словарь философских терминов. «Издательский Дом ИНФРА-М». М., 2004.

Дополнительная литература

Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. № 9. М., 1989.

Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1961.

Lobkowicz N.; Thom P.; Aune B.; Engel P.; Suppes P.; Zalta E.N. Metaphysics // Handbook of Metaphysics and Ontology / editors. Hans Burkhardt, Barry Smith. Vol. 2. München, 1991.
Тема 2. Метафизика и онтология как дисциплины. История западноевропейской метафизики как философский сюжет.
Аристотелевская «первая философия», и ее задача - изучать «первые начала и причины» (Met. 982b 5-10), или же науку о божественном, «теологию» (1026а 19). Платон и его метод "диалектики". Метафизика средневековой философии как высшая форма рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в Откровении. Метафизика Нового времени и "природа" как объект ее автономного исследования. Деструкция метафизики в позднем Просвещении: Юм и французские просветители. Реставрация метафизики в немецкой классической философии.

Истина и бытие как процесс. Историзм онтологии.

Элиминация метафизики и онтологии в философии XIX в. Волюнтаризм Шопенгауэра и «философия жизни», религиозный иррационализм Керкегора, антропологизм Фейербаха, позитивизм, марксизм, витализм Ницше, прагматизм и сциентистские версии неокантианства. Маргинальные версии онтологии: Гербарт, Лотце, Тейхмюллер, Брентано.

Частичная реабилитация классической метафизики и поиски ее новых неклассических форм: неогегельянство, неокантианство, неотомизм, неоромантизм, неореализм. Эволюция неопозитивизма, ницшеанства, фрейдизма; их сближение с метафизикой. Актуальность метафизики для философии религии. «Второе дыхание» неотомизма, «диалектическая теология» протестантизма, поиски философских основ православия российскими интеллигентами.

Философия культуры в свете метафизики: Шпенглер, Зиммель, Тойнби, Кассирер, Ортега-и-Гасет, Коллингвуд, Вяч. Иванов, Флоренский, Лосев. Виталистские и религиозные направления сер. XX в.: религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Тиллих, Бердяев, Шестов), философия диалога и интерсубъективности (Бубер, Розеншток-Хюсси, Бахтин, Левинас, Апель), герменевтика (Гадамер, Рикёр, Хайдеггер). Онтология и феноменология. Онтология и эволюция аналитической философии, структуральной философии и постструктурализма. Философия науки в свете метафизики и онтологии.

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.



Дополнительная литература

Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.

Иванов О.Е. Метафизика в богословской перспективе. СПб., 1999.

Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М., 1999.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. №1. М., 1995.

Мамардашвили М.К. Введение в философию. (гл. «Неизбежность метафизики».) // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. № 9. М., 1989.

Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1961.

Lobkowicz N.; Thom P.; Aune B.; Engel P.; Suppes P.; Zalta E.N. // Handbook of Metaphysics and Ontology / editors. Hans Burkhardt, Barry Smith. Vol. 2. München, 1991.



Тема 3. Онтология как метафизика бытия.
Ключевые понятия онтологии в историческом развитии: бытие, сущее, сущность, существование, субстанция, ипостась, объект, субъект, Я, «дазайн».

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.М., 1986.



Дополнительная литература

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Куайн У. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М., 1999.

Мотрошилова Н.В. Бытие // Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М., 2005.

Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999.

Шохин В.К. «Онтология»: рождение философской дисциплины. // Историко-философский ежегодник’99. М., 2001.
Тема 4. Античная онтология.
Ионийская философия: Понятие субстанции. Учение о стихиях. Рождение античной натурфилософской онтологии. Философия Гераклита: Огонь и Логос. Италийская философия. Элеаты: Парменид и Зенон. Пифагорейская школа как форма научно-религиозного сообщества. Учение Пифагора о числе, душе и космосе. Поздняя досократика: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Кризис античного космологизма. Античный гуманизм и Просвещение: ранняя софистика. Тезис Протагора. Софистика и кризис космологии. Сократ. Метод Сократа: майевтика. Тезис о тождестве истины и блага: онтологические импликации. Платон об идеях. Генезис учения. Структуры бытия в свете эйдологии Платона. Идея Блага. Идея и космос. Идея и материя. Учение Платона о знании. Диалектика. "Восхождение" и "нисхождение". Учение о "беспредпосылочном начале". Аристотель. Размежевание с платоновской школой. Учение о форме и материи. Понятия возможности и действительности. Четыре причины. Учение о сущности: метафизика Аристотеля. Онтология Аристотеля. Учение о потенции и энергии. Морфология Аристотеля. Неоплатонизм как синтез античной онтологии: Плотин, Прокл, Порфирий.

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.



Дополнительная литература

Бибихин В.В. Чтение философии. Парменид. Лекция 6 // Историко-философский ежегодник 2005. М., 2005.

Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918.

Бобров Е.А. О понятии бытия. Казань, 1898.

Бобров Е.А. Философия Парменида. Казань, 1903.

Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982.

Бородай Т.Ю. Проблемы становления терминологии у Пла­тона // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология, 1982, № 4.

Бородай Т.Ю. Понятие материи в «Тимее» Платона и спо­собы его выражения // Актуальные проблемы класси­ческой филологии. М., 1982.

Бородай Т.Ю. Семантика слова chora у Платона // Вопросы классической филологии. 1984, 8.

Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.

Месяц С.В. Абсолют в античной философии // Историко-философский ежегодник 2003. М., 2004.

Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5.



Тема 5. Средневековая онтология.
Становление средневековой онтологии. Августин: первый синтез. "Ареопагитики" - онтологическая и богословская система. Онтологические течения арабо-мусульманской философии. Арабский аристотелизм. Схоластика и мистика 12-13 вв. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Бернар Клервоский. Абеляр. Аверроизм. Фома Аквинский. Иоанн Дунс Скот. Гроссетест. Оккам. Основные онтологические дискуссии зрелого средневековья: реализм и номинализм, проблема соотношения сущности и существования. Последний философ Средневековья - Николай Кузанский.

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.



Дополнительная литература

Жильсон Э. Бог и философия // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004.

Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004.

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Неретина С.С., Огурцов А.П. Пути к универсалиям. СПб., 2006.

Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М., 2007.

Шичалин Ю.А. К истории переосмысления термина hypostasis // Античная балканистика. 3. М., 1978.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.

Тема 6. Онтология раннего Модернитета (XVII - XVIII вв.).
Ф. Бэкон - родоначальник онтологии эмпиризма. Индуктивный метод. Учение о видах опыта. Теория "идолов". Декарт - основатель онтологии рационализма. Cogito и "универсальное сомнение". Теория врожденных идей. Учение о субстанции. Мальбранш. Синтез онтологии неоавгустинианства и картезианства. Идея "видения в Боге". Окказионализм. Решение проблемы свободы. Т. Гоббс. Учение о "теле". Номинализм Гоббса и онтология. Спиноза. Рационалистическая онтология "Этики". Геометрический метод. Субстанция, атрибуты и модусы. Проблема свободы и необходимости в свете онтологии. Г.В.Лейбниц. Эволюция онтологии рационализма у Лейбница. Монадология. Предустановленная гармония и понятие совершенства. Теодицея. Дж. Беркли. Принцип "Esse est percipi". Неоплатоническая онтология Беркли. Юм. Деструктивный анализ причинности в свете онтологии.

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Дополнительная литература

Ахутин А.В. Дело философии // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. М., 1997.

Васильев В.В. Дэвид Юм и картезианская традиция // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. М., 2001.

Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. С. 333-480.

Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004.

Тушлинг Б. Субстанция как субъект. Аристотель, Лейбниц, Кант, Гегель // Сущность и слово. М., 2009.
Тема 7. Онтология позднего Модернитета.
Немецкая классическая философия. И.Кант. Докритические труды. "Критика чистого разума": учение о формах чувственности, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика. Аспекты онтологии: этика Канта; телеология Канта. И.Г.Фихте. Учение о эволюции "Я" в свете онтологии. Ф.В.Й.Шеллинг как реформатор онтологии. Философия тождества. Философия искусства. Философия свободы. Период "позитивной" философии. Философия мифологии. Философия откровения. Г. В. Ф. Гегель как реформатор онтологии. "Феноменология духа". "Система философии": Логика, Природа, Дух. Эстетика.

Зарождение редукционизма в онтологии: философия жизни (Шопенгауэр), антропология (Фейербах), позитивизм (Конт), исторический материализм (Маркс). Феномен Керкегора.

Онтология второй половины ХIХ в. Ф.Ницше. Неогегельянство и раннее неокантианство. Американский прагматизм. Зрелое неокантианство: баденская и марбургская школы. Философия жизни: Дильтей как создатель исторической онтологии.

Основная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.



Дополнительная литература

Быкова М.Ф. Концепция субъекта в философии Фихте // Историко-философский ежегодник – 2006. М., 2006.

Васильев В.В. «Высшее проникновение» европейской философии // Вопросы философии. 1997. № 1.

Васильев В.В. Дедукция категорий в метафизике Канта (генетическое рассмотрение) // Историко-философский ежегодник’95. М., 1996.

Васильев В.В. Неуловимая свобода: проблема оснований этической системы Канта // Философская этика и нравственное богословие. М., 2003.

Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М., 1998.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. С. 333-480.

Коротких В.И. «Онтологический аргумент» в контексте гегелевского учения о бытии // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2004. № 5.

Коротких В.И. Очерк исследования структуры системы философии Гегеля. М., 1999.

Котельникова О. Учение о непосредственном знании в фи­лософии Фр. Г. Якоби // Мысль, № 1. Пб., 1922.

Коцюба В.И. Критика онтологического доказательства в ранних произведениях Канта // Вопросы философии. 1997. № 11.

Коцюба В.И. К вопросу об онтологическом доказательстве (С.Л. Франк – И. Кант) // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. М., 2001.

Кричевский А.В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М., 2009.

Круглов А.Н. Тетенс, Кант и дискуссия о метафизике в Германии ворой половины XVIII века. М., 2008.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. №1. М., 1995.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Ф.В.Й. Шеллинга (к шеллинговской постановке проблемы творения) // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. М., 2001.

Резвых П.В. Поздний Шеллинг и Кант // Историко-философский ежегодник. 2002. М., 2003.

Резвых П.В. Проблема соотношения тварного и нетварного в поздней онтологии Ф.В.Й. Шеллинга // Историко-философский ежегодник’96. М., 1997.

Резвых П.В. Ранний Шеллинг и Кант: поиски безусловного // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005.


Тема 8. Онтология в современных философских дискуссиях.
Основные онтологические течения философии ХХ в. Феноменология, позднее неокантианство, поздняя философия жизни, философия культуры. Современная онтология. Философия науки, аналитическая философия, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, диалектическая теология, герменевтика. Новейшая ситуация.

Основная литература

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.



Дополнительная литература

Апель К.-О. Бамбергские лекции // Философия без границ (Сборник статей): В 2 ч. Ч. 1. М., 2001.

Вартофский М., Эвристическая роль метафизики в науке. В сб.: Структура и развитие науки. М., 1978.

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике. В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.

Киссель М.А. Метафизика в век науки. Опыт Р. Дж. Колллингвуда. СПб., 2002.

Колллингвуд Р. Дж. Реформа метафизики // Киссель М.А. Метафизика в век науки. Опыт Р. Дж. Колллингвуда. СПб., 2002.

Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998.

Куайн У. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.

Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск., 2004.

Назарова О.А. Возрождение метафизики в XX веке: на примере христианских философских традиций: немецкоязычной неотомистской философии (Э. Корет) и русской религиозной философии (С.Л. Франк) // Историко-философский ежегодник 2008. М., 2009.

Стросон П.Ф. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики. Перевод с англ. В.Н.Брюшинкина и В.А.Чалого. Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2009

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. № 9. М., 1989.

Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии, 1993, №10.

Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978.

Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001.

Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1961.
Тема 9. Метафизика «всеединства» В. С. Соловьева в контексте

мировой философской мысли.
Европейская философская традиция метафизики «всеединства». Принципы, проблемы, идеи философии Соловьева. Кризис западной метафизики в интерпретации Соловьева. Специфика его учения о «всеединстве». Учение об Абсолюте. Философия свободы. Софиологические мотивы. Философская антропология. Этические проблемы в метафизике Соловьева.
Основная литература

Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соч.: в 2-х т. М. 1988. Т. 2.

Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада. В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М., 2006.

Дополнительная литература

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.
Тема 10. Онтология культуры В. С. Соловьева
Общее понятие «онтологии культуры». Специфика культур-философской концепции В. С. Соловьева. Идея вселенской теократии. Понятие «культурного кризиса». Культурная утопия. Эсхатология. Историософия Соловьева.

Основная литература

Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

Соловьев В. С. Сочинения. Т. 1-2. М. 1988.

Дополнительная литература

Владимир Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2003.

Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада. В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М., 2006.

Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1913.

Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Кантор В. К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. М., 2008.

Элен П. Идея Богочеловечества в философии Владимира Соловьева // Соловьевский сборник. М., 2001. С. 295-317.

Тема 11. Онтология антиномического монодуализма С. Л. Франка.
Метафизика С. Л. Франка в контексте мировой философии. Антиномический монодуализм и философия жизни. «Христианский реализм». Панэнтеизм. Философская антропология и социальная философия Франка.

Основная литература

Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.

Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада. В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М., 2006.



Дополнительная литература

Семен Людвигович Франк. Под ред. В. Н. Поруса. М., 2012.

Кантор В. К. Русская классика или Бытие России. М., 2005.

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.


Тема 12. Онтология культуры С. Л. Франка
Метафизика и философия культуры у Франка. Категориальное единство «личность-культура». Культура как сфера непрерывного творчества личностей. Телеология культуры. Свобода как принцип христианского понимания культуры. «Живая теодицея» и «живая культуродицея». Связь онтологии антиномического монодуализма с метафизикой культуры. Идея соборности.

Основная литература

Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.

Порус В. Н. Онтология культуры С. Л. Франка // Порус В. Н. Перекрестки методов. Опыты междисциплинарности в философии культуры. М., 2012.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1-4.


Тема 13. Антиномическая метафизика П. А. Флоренского
Критика новоевропейского рационализма. Ревизия оснований рационалистической философии. Антиномия как фундамент рациональности. Антиномия как способ бытия Истины. Антиномичность веры. Антиномии как конститутивные элементы религии. Тезис «Истина есть антиномия», его религиозно-философское содержание и обоснование. Связь антиномической метафизики и философии культуры. Символическое значение антиномии. Культура как универсум жизни в его символическом значении.

Основная литература

Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М., 1994.



Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.

Дополнительная литература

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1-4.

П. А. Флоренский: pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского

в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2001.


Тема 14. Трагическая диалектика в метафизике С. Н. Булгакова
«Трагедия философии». Развитие идеи «всеединства». Признание неразрешимости задач философского разума без обращения к вере. Антиномизм как выражение трагизма мировой истории. «Антипрогрессизм». Нравственная свобода человеческой личности как условие автономной нравственной жизни. Абсолютная ценность личности и идеальная природа человеческой души. Прогресс как «созревание трагического» и рост позитивного действия в преодолении зла. Трагедия духа как условие культуры.

Основная литература

Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.



Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.

Дополнительная литература

С. Н. Булгаков: prо et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2003.

Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996.

Лосский Н. О. история русской философии. М., 1991.

Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
Тема 15. Антиномии свободы в философии Н. А. Бердяева.
Философия свободы и творчества. Проблема веры и знания: критика рационализма. Негативная онтология. Происхождение зла и смысл истории. Антроподицея. Экзистенциальная диалектика. Проект реформирования христианства. Христианская персонология. «Философия свободного духа». Философия жизни. Свобода и «объективация духа».

Поиски новой духовности. Поиски самобытности русской культуры.

Антиномизм в философии культуры.

Основная литература

Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М, 1989.

Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада. В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М., 2006.



Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1-2. М, 1994.

Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

Н. А. Бердяев: pro et contra. Антология. Т. 1. СПб., 1994.

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.
Тема 16. Проблема субъекта в русской религиозной метафизике.
В. С. Соловьев: на пути к верующему разуму. Субъект и культура: от распада к единству. Условия «всеединства» в культурном бытии человека. Антиномизм субъективности (Флоренский, Булгаков). Смысловая сопряженность личности и культуры (Франк). Субъект веры и субъект познания. Свобода и субъективность. Отношение русской религиозной метафизики к западноевропейским концепциям «философии субъекта» и «бессубъектной философии».

Основная литература

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки . М., 2008.



Дополнительная литература

Порус В. Н. Субъект и культура. Западноевропейская философия субъекта и русская религиозная философия «всеединства» // Страницы, Богословие, культура, образование. М., 2009. Т. 13. вып. 2. С. 343-373; вып. 3. С. 215-237.


Тема 17. Границы логики: онтологические критерии демаркации
Логика как формальная, нормативная, априорная и аналитическая дисциплина. Логика, онтология и метафизика в аналитической традиции. Онтологические допущения языка: канонический критерий Куайна, обобщенные и девиантные кванторы. Принцип онтологической нейтральности Куайна. Критерий инвариантности Тарского и Эрлангерская программы Клейна. Логический плюрализм: классические, неклассические и «гиперклассические» логические системы, их выразительные и дедуктивные возможности. Категоричность и теорема Лёвенгейма-Скулема. Множественность интерпретаций, нестандартные модели и «парадокс» Скулема. Принцип онтологической относительности Куайна. Феномен онтологической редукции, «парадокс» Патнэма и философские основания теоретико-модельных семантик. Дихотомия аналитического и синтетического: Куайн о «двух догмах эмпиризма» и современные дискуссии об аналитичности логических законов. Многообразие логических систем и проблема единства логического знания. Логические проблемы философии и философские проблемы логики. IF-логика: революция в логике? Формальность логики в ретроспективе и перспективе. Логика как формальная онтология.

Основная литература

Куайн У.В.О. Философия логики. М.: Канон+, 2008.

Дополнительная литература

Барвайс Д. Введение в логику первого порядка // Справочная книга по математической логике. Часть 1: Теория моделей. М.: Наука, 1982. С. 12 – 54.

Булос Дж., Джеффри Р. Вычислимость и логика. М.: Мир, 1994.

Васюков В.Л. Формальная онтология. М.: ИФ РАН, 2006.

Драгалина-Черная Е.Г. Формальные онтологии как абстрактные логики // Логические исследования. Выпуск 12. М.: Наука, 2005, 162 — 169.
Драгалина-Черная Е.Г. Границы логики: онтологический поворот // Философия науки, № 14, ИФ РАН, 2009, с. 87-99.

Драгалина-Черная Е.Г. Семантическое обоснование логики: истоки и перспективы // Логическая семантика: перспективы для эпистемологии и философии языка. М.: Креативная экономика, 2011. С. 37 – 54.

Карпенко А.С. Предмет логики в свете основных тенденций её развития // Логические исследования. Выпуск 11, М.: Наука, 2004. С. 149-172. http://iph.ras.ru/uplfile/logic/log11/Li_11_Karpenko.pdf

Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.: Наука, 1996, с. 40 – 60.

Куайн У. Еще раз о неопределенности перевода // Логос, 2005, 47.

Куайн У. Две догмы эмпиризма // С точки зрения логики. 9 логико-философских очерков. Томск, 2010, С. 81 — 102.

Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Макеева Л.Б. Язык, онтология и реализм. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

Смирнова Е.Д. Логика и философия. М.: РОССПЭН, 1996.

Патнэм Х. Философия сознания. М.: Наука, 1999.

Рубашкин В.Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний / Вопросы философии, 2005, №1, С. 64 – 81.

Хакинг Я. Представление и вмешательство: Начальные вопросы философии естественных наук. М.: Логос, 1998.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 9. С. 46 – 58.

Feferman S. Logic, Logics and Logicism // Notre Dame Journal of Formal logic, 1999, Vol. 40. P. 31-54.

Hintikka J., Sandu G. A Revolution in Logic? // Nordic Journal of Philosophical Logic, 1996, Vol. 1, No. 2. P. 169 – 183.

Hintikka J., Sandu G. What is logic? // Handbook of the Philosophy of Science. Volume 5: Philosophy of Logic. Volume editor: Dale Jacquette. Handbook editors: Dov M. Gabbay, Paul Thagard and and John Woods. 2006. P. 13 – 39.

Sher G. The Bounds of Logic. A Generalized Viewpoint. Cambridge, 1991.
Тема 18. Логика и онтология Людвига Витгенштейна: язык как картина versus

язык как игра.
«Картинная» теория языка «раннего» Витгенштейна. Логика как строительные леса мира. Логическое пространство и внутренние отношения. Принцип независимости элементарных высказываний и проблема «исключения цветов». Реализм и солипсизм: субъект как граница мира. Априорность логики и проблема «мистического». Феноменологический проект «среднего» Витгенштейна: «Некоторые замечания о логической форме» и «Беседы, записанные Ф. Вайсманном». Апостериорные тавтологии и проект философской грамматики. Логическое пространство как феноменальное поле. Функционалистская концепция значения «позднего» Витгенштейна. Принцип «семейного сходства» и теория прототипов. Проблема «следования правилу» и «скептический парадокс». «Языковая игра» как «форма жизни». «Следование правилу», габитус и социальные институты. Парадокс индоктринации. Обучение как тренинг. Рецепция идей позднего Витгенштейна в теории речевых актов и в логике «социального софтвера». Метафора игры: Витгенштейн versus математическая теория игр, теоретико-игровая семантика, экономика конвенций, постмодернизм. «Заметки о цвете»: языковые игры оппонентных цветов.

Основная литература

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М.: Гнозис, 1994. С. 75 – 319.

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М.: Гнозис, 1994 . С. 323 – 405.

Витгенштейн Л. Некоторые замечания о логической форме // Витгенштейн Л. Дневники 1914 – 1916. . М.: Канон+, 2009. С. 321 – 329.

Дополнительная литература

Бейкер Г.П., Хакер П.М.С. Скептицизм, правила и язык. М.: Канон+, 2007

Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспектов. М.: Инт-т философии, теологии и истории Св.Фомы, 2005

Блур Д. Витгенштейн как консервативный мыслитель // Логос, 5/6, 2002

Бувресс Ж. Правила, диспозиции и габитус // Социоанализ Пьера Бурдьё. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001, С.224—249.

Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики // Витгенштейн Л. Философские работы (часть II, книга 1), М., 1994 в. С. 1 – 207.

Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги. Предварительные материалы к «Философским исследованиям». Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

Вригт фон Г. Витгенштейн и двадцатый век // Вопросы философии, 2001, 7.

Драгалина-Черная Е.Г. Добавленная реальность: от интенций к институциям // Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира. Москва: Дело, 2012. C. 34—41.

Драгалина-Черная Е.Г. Крипке как предчувствие: апостериорные тавтологии Витгенштейна // Именование, необходимость и современная философия, 2011. C.88—99.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004.

Муфф Ш. Витгенштейн, политическая теория и демократия // Логос 4–5 (39), 2003, с. 153-165.

Серл Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики, 2007, №8, с. 5-27.

Хинтикка Я. О Витгенштейне. М.: Канон+, 2013.

Рамсей Ф.П. Критические замечания о «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна // Рамсей Ф.П. Философские работы, М.: Канон+, 2011. С. 310 – 336.

Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. М.: Канон+, 2011.

Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.

Baker G., Hacker P. Wittgenstein: Understanding and Meaning, Oxford: Blackwell, 1980.

Bloor D. Wittgenstein: a social theory of knowledge. New York: Columbia University Press, 1983.

Beaney M. Wittgenstein on Language: From Simples to Samples // The Oxford Handbook of Philosophy of Language, 2009. P. 40 – 59.

E.Dragalina-Chernaya. The logic of forbidden colours. HUM "Humanities", Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2012 http://www.hse.ru/data/2013/01/18/1305921263/10HUM2012.pdf

C.J.Macmillan. On Certainty and Indoctrination // Synthese, 1983, v. 56.

Hintikka J., Hintikka, M.B. Investigating Wittgenstein. Blackwell, Oxford, 1986.

Hintikka,J. and Hintikka,M.B. Some Remarks on (Wittgensteinian) Logical Form // Synthese, 1983, Vol. 56, No. 2, P. 155-170.

R. Parikh. Social software // Synthese, 132, 2002, р. 187–211.

Wittgenstein, L. (1993) Conversations Recorded by Friedrich Waismann // Ludwig Wittgenstein: Philosophical Occasions 1912–1951. Indianapolis: Hackett. P. 162–171.

Wittgenstein, L. (1975) Philosophical Remarks. Oxford: Blackwell.

Wittgenstein, L. (1977) Remarks on Colour. Oxford: Blackwell.

Wittgenstein, L. (1980) Remarks on the Philosophy of Psychology Vol. II, Oxford: Blackwell.



Тема 19. Дедукции существования: перформативная интерпретация
Логика и онтология в теоретико-доказательственной и теоретико-модельной перспективах. Логика как теория рассуждений и как теория структур. Изучает ли логика законы мышления? Logica docens versus logica utens. Когнитивный поворот в логике и «новый психологизм». Доказательство как речевой акт. Логическая и «грамматическая» критика дедукций существования и их перформативная реабилитация. Превосхождение понятий в «единственном аргументе» Ансельма Кентерберийского: «то, больше чего нельзя представить» и «большее, чем можно представить». Невразумляемый «безумец»: перформативность и притворная референция. Является ли «единственный аргумент» Ансельма «онтологическим аргументом»? «Тезис Канта о бытии»: бытие как абсолютное полагание. Бытие как реальный (онтический) и трансцендентальный (онтологический) предикат. Перформативная интерпретация когито. Логически и иллокутивно невозможные возможные миры. Критерии кросс-идентификации для «мыслящей вещи». Нарративное тождество и идентификация в перспективе первого лица.

Основная литература

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. С. 123-165.

Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Сочинения, т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 3 – 72.

Декарт Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора // Декарт Р. Сочинения, т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 73 – 417.

Hintikka J. The Cartesian Cogito, Epistemic Logic and Neuroscience: Some Surprising Interrelation // Synthese, 1990, v. 83, No. 1. P. 133-157.

Дополнительная литература

Ансельм Кентерберийский. Монологион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. С. 32 -122.

Басос А.В. «Единственный аргумент» Ансельма Кентерберийского // Истина и благо: универсальное и сингулярное. М.: ИФ РАН, 2002. С. 146 – 166.

Бентем ван Й. Логика и рассуждение: много ли значат факты? http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=437&Itemid=52

Декарт Р. Беседа с Бурманом // Декарт Р. Сочинения, т. 2. М.: Мысль, 1994в. С. 447 - 488

Декомб В. Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от собственного лица. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Доброхотов А. Кант о бытии: трансфигурация темы // Доброхотов А. Избранное. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. С. 269 – 283.

Драгалина-Черная Е.Г. Дедукции существования. Путешествуя по возможным и невозможным мирам // Возможные миры: семантика, онтология, метафизика. Москва: Канон +, 2011. C. 40 – 66.

Драгалина-Черная Е.Г. Интенциональное тождество: case-study для аналитической феноменологии // Субъективность и идентичность. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

Драгалина-Черная Е.Г. Экзистенциальные конструкции первого лица: узус и рацио // Эпистемология и философия науки, 2012. Т.33. №3. C.32—47.

Драгалина-Черная Е.Г. Via eminentiae как инференциальная и аргументативная стратегия// Полемическая культура и структура научного текста от античности до раннего Нового времени. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.

Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004.

Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога// Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т.1. М.: Чоро, 1994. С. 383 – 498.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: «Чоро», 1994.

Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.

Неретина С.С., Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2010.

Рикер П. Кризис когито // Бессмертие философских идей Декарта. М.: ИФ РАН, 1997. С. 14 – 30.

Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008.

Субири Х. О сущности. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.

Успенский Б.А. Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство. М.: РГГУ, 2007.

Фишер Н. Философское вопрошание о Боге. М.: Христианская Россия, 2004.

Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Божия // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, YMCA-Press 1972. С. 64 — 75.

Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 361 – 381.

Хинтикка Я. Действительно ли логика - ключ ко всякому хорошему рассуждению? // Вопросы философии, 2000, № 11. С. 105-125.

Gabbay D., Woods J. The practical turn in logic // Handbook of Philosophical Logic, Volume 13, Netherlands: Springer. 2005. P. 5 - 122.

Hintikka, J. Cogito ergo sum: Inference or Performance? // Philosophical Review, 1962, Vol. 72, No. 1. P. 3 – 32.

Van Benthem J. Wider Still and Wider: resetting the bounds of logic // The European Review of Philosophy, CSLI Publications, Stanford, 1998. P. 21–44.

Van Benthem J. Where is logic going, and should it? // Topoi, 2006, Vol. 25. P. 117–122.


Тематика заданий по формам текущего контроля:
(См. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины)
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Онтология в современных философских дискуссиях: аналитическая школа

  • Онтология в современных философских дискуссиях: феноменология

  • Онтология в современных философских дискуссиях: неотомизм

  • Онтология в современных философских дискуссиях: экзистенциализм

  • Онтология позднего Модернитета: немецкая классическая философия

  • Онтология позднего Модернитета: русская религиозная философия

  • Онтология раннего Модернитета (XVII - XVIII вв.): рационализм.

  • Онтология раннего Модернитета (XVII - XVIII вв.): эмпиризм.

  • Средневековая онтология: томизм.

  • Средневековая онтология: августинианство.

  • Античная онтология: досократики.

  • Античная онтология: Платон.

  • Античная онтология: Аристотель.

  • Онтология как метафизика бытия – проблемы и антиномии.

  • Метафизика как дисциплина: исторический и логический аспект.

  • Основные метафизические идеи В. С. Соловьева.

  • Онтология культуры В. С. Соловьева.

  • Онтология антиномического монодуализма С. Л. Франка.

  • «Трагедия философии» С. Н. Булгакова.

  • «Негативная метафизика» Н. А. Бердяева.

  • Антиномизм и символизм в метафизике П. А. Флоренского.

  • Метафизика свободы и творчества в философии Н. А. Бердяева.

  • Смысл истории и смысл жизни (Булгаков, Бердяев, Франк).

  • Русская религиозная метафизика в конксте мировой метафизической мысли.

  • Современные интерпретации русской религиозной философии.

  • Логика, онтология и метафизика в аналитической традиции. Канонический критерий Куайна и его альтернативы.

  • Онтологические критерии логического: принцип онтологической нейтральности Куайна и критерий инвариантности Тарского.

  • Онтологические основания и парадоксы классической теории моделей.

  • Дихотомия аналитического и синтетического в современных логико-философских дискуссиях.

  • Эволюция логико-онтологических взглядов Витгенштейна.

  • Формальность логики: многообразие интерпретаций. Логика как теория рассуждений и как теория структур.

  • Перформативный подход к доказательству. Дедукции существования как case-studies.

  • Когнитивный поворот в логике и современные дискуссии о предмете логики: логический плюрализм и «новый психологизм».


Авторы программы:
______________________Доброхотов Александр Львович

__________________________Порус Владимир Натанович


_________________Драгалина-Черная Елена Григорьевна







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет