Программа дисциплины «Религиоведение»



Дата27.06.2016
өлшемі269.65 Kb.
#162048
түріПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Религиоведение» для специальности
070601.65 «Дизайн» подготовки cспециалиста




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение дизайна




Программа дисциплины «Религиоведение»


для специальности 070601.65 «Дизайн» специализации «Дизайн среды»,

подготовки специалиста

Автор программы:

Лазарева Т. Ф., доцент,

tflazareva@hse.ru

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октбяря 2012 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" по профилю: «Дизайн среды», изучающих дисциплину «Религиоведение».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС 070601.65 "Дизайн"

  • Образовательных программ для направления 070601.65 "Дизайн": «Дизайн среды»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" профиль «Дизайн среды».

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Религиоведение» являются: овладение общекультурными компетенциями в области искусства и эстетической среды обитания человека и профессиональными компетенциями в области изучения основных традиций мифологии в искусстве и религиоведения; теоретическим и практическим инструментарием для получения навыков анализа древнего искусства, овладением основными методами приемами использования знаний по религиоведению

Основные задачи курса:

  1. Ознакомиться с теорией развития религий мира

  2. Формирование представлений о религиозных верованиях различных культур, эпох и народов.

  3. Обозначение места религиозных представлений в истории и культуре и, соответственно, их теснейшую связь и влияние на историю человеческого общества и его культуру.

  4. Ознакомление с сюжетами античной мифологии (Греции и Рима) и с Библейскими сюжетами.

  5. Выработка навыков опознавания религиозных и мифологических сюжетов в произведениях изобразительного искусства различных эпох и стилей.

  6. Ознакомление с религиозной и мифологической символикой, используемой в произведениях искусства и выработка навыка выявления символов в конкретных художественных произведениях.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения курса «Мифологические основы искусства» студенты должны:

- изучить истории формирования мировых религий

- ознакомиться с мифами и легендами античного мира – Греции и Рима, с Библейскими сюжетами (Ветхого и Нового завета), наиболее часто используемыми в произведениях искусства.

- должны знать религиозные и мифологические сюжеты, имена персонажей античной мифологии – греческих и римских божеств (в их греческом и римском вариантах), а также имена Библейских персонажей, их атрибуты и основные каноны изображений.

- кроме того, от студентов требуется при демонстрации художественного произведения на библейскую или мифологическую тематику умение назвать сюжет и кратко его изложить.

- студент обязан уметь различать греческую и римскую мифологию, а также Ветхозаветные и Евангельские сюжеты.

- кроме того, студенту необходимо ориентироваться в художественных приоритетах различных регионов в зависимости от нюансов их религиозных представлений – к примеру, уметь отличить православную и католическую трактовки одного и того же сюжета. Все эти знания крайне необходимы в дальнейшем в изучении истории изобразительного искусства.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Дает определениям основным понятиям дисциплины религиоведение, ее истории; распознает гармоничное строение произведений искусства, в том числе оценивает мифологию в известных работах классического и современного искусства;

Лекции, практические и самостоятельные работы

владеет знаниями произведений искусства по библейским сюжетам, умением использовать образы в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного дизайнерского объекта по древним традициям; навыками и основами анализа мифологического и библейскогоискусства; владеет профессиональными навыками дизайнера.

ПК-2

Знает приемы анализа мифологического искусства и возникновение корней религии, повлиявшей на его развитие. Использует разнообразные приемы графической подачи материала с элементами знаний о религии и мифологии; использует в своих работах знания об истории искусства, основанной на мифах (живопись, гобелен, скульптура, витражи и др.)

Практические работы, устный анализ произведений искусства, основанного на мифологических сюжетах



Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин, обеспечивающих базовую общепрофессиональную подготовку.

Дисциплина предназначена для профиля «Дизайн среды»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Академический рисунок

  • Академическая живопись

  • История искусства

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать историю искусства

- знать религиозные и мифологические сюжеты

- знать основы религиоведения

- визуально определять изображения предметов быта, культуры, искусства, связанные с мифологией;

- знать значение религиозных культур и учитывать знания в создании объектов дизайна;

- уметь ориентироваться в искусстве по библейским сюжетам;

- уметь анализировать произведения искусства;

- уметь использовать знания при создании и проектировании современных объектов дизайна;

- уметь работать с научной и учебной литературой.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Проектирование

  • История искусства

  • Проектная деятельность


Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Аудиторные часы


Лекции

Семинары.

Практические занятия.

Самостоятельные работы.

Раздел I. Роль религиозных представлений в истории общества и формировании искусства
















Тема1. Общее понятие мифа и мифологии.

11

4




2

5

Тема 2. Роль религиозных представлений в формировании искусства

11

4




2

5

Раздел II. Античная мифология. Использование ее сюжетов, персонажей, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.




4










Тема 3. Главные персонажи античной мифологии. Боги.

14

4




3

7

Тема 4. Главные персонажи античной мифологии. Герои.

14

4




3

7

Раздел III. Библейская мифология. Ветхий Завет. Отражение основных событий этих книг, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.
















Тема 5. Каноническая Библия. Фольклор в Ветхом Завете.

13

4




3

6

Тема 6. Библейская история от Книги Бытия до Книги царств.

14

4




3

7

Тема 7. Библейская история от книги Царств до книги Эсфири.

14

4




3

7

Раздел I. Библейскаая мифология. Новый Завет. Отражение основных событий этих книг, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.
















Тема 8. Иудея времени пришествия Христа.

13

4




3

6

Тема 9. Сюжеты канона книг Нового Завета и апокрифов.

13

4




3

6

Тема 10. Культ святых и его отражение в искусстве.

13

5




3

6

Тема 11. Специфика христианства Древней Руси.

14

5




3

6

Тема 12. Символика и формы христианского искусства. Библейская и античная темы в современном искусстве

16

6




3

7

ИТОГО


160

51




34

75





Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

5 курс

Параметры **

1

2




Текущий

(неделя)


Контрольная

работа




















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание







Самостоятельные работы (см. вопросы для самоконтроля)

Промежу­точный

Зачет










Экзамен










Итоговый

Зачет






*

Собеседование. Игра «Угадай-ка».

1.2Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля необходимо предоставить сообщения по темам и принять участие в практических работах. Тематический контроль проводится в форме зачета.
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по поиску из информационных источников необходимой информации по теме. Отчетом могут быть тематические рефераты.

Зачет. На зачете студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных методов анализа произведений искусства и их истории, продемонстрировать навыки использования знаний при дизайн-проектировании.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях исторической эпохи, умении анализировать и визуально определять принадлежность объектов к определенной культуре.





Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти бальной системе.

1.3Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный и итоговый контроль.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашних (самостоятельных) заданий по каждой теме.

  2. Ответ на зачете и работа на практических занятиях.

На промежуточный просмотр предъявляются самостоятельные домашние задания, например, реферат или сообщение.
Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль - блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


3. Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Роль религиозных представлений в истории общества и формировании искусства
Тема 1. Общее понятие мифа и мифологии.

Мифотворчество как первоначальная форма духовной культуры человечества. Происхождение мифов. Миф и центральный образ картины мира. Религия и мифология. Миф и ритуал. Миф и обряд. Категории мифов. Категории мифических героев. Миф и литература.


Тема 2. Роль религиозных представлений в формировании искусства Древнего мира.

Влияние заупокойного культа народов Древнего Востока на развитие искусства и архитектуры. Заупокойный культ в религии Древнего Египта. Понятия КА и БА, их отражение в египетском искусстве и архитектуре (монументальные формы мемориальной архитектуры, скульптуры, рельефа; развитие реалистического портрета в скульптуре и живописи, жанровой живописи и рельефа, предметов мелкой пластики).

Заупокойный культ в религии Древней Месопотамии («Страна без возврата», «Эпос о Гильгамеше») и его отражение в искусстве Двуречья (отсутствие монументальной мемориальной архитектуры, реалистического портрета, жанровой живописи и т.д.)

Воплощение эстетических и этических идеалов (принципы, представления) в древнегреческой религии, антропоморфность древнегреческих богов и идеальные формы античного искусства Древней Греции. Человек и сила рока. Общественная (гражданская) и воспитательная функции античного искусства.

Проявление рационализма в религии древних римлян, роль домашних богов (ларов) в жизни человека и развитие реалистического портрета, гражданской архитектуры, в том числе - героической мемориальной.

Христианство. Зарождение, новые религиозные и этические идеалы и новые формы искусства. Символика ранних христиан. Принципы изображения, возникновение и формирование канонов в христианском искусстве.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите категории мифов и мифических героев.

  2. Почему в искусстве Древнего Египта получил развитие реалистичский портрет, а в искусстве Месопотамии – нет?

  3. В чем особенности заупокойного культа Древнего Египта?

  4. Почему в шумерских гробницах отсутствовала роспись, а в древнеегипетских – активно развивалась?

  5. Почему в искусстве Древней Греции (в отличие от Древнего Рима) портрет частного человека встречается крайне редко?

  6. Почему в христианском искусстве символика играет большую роль?

  7. Объясните причины возникновения канона в христианском искусстве.

  8. Почему христиане стали предавать земле тела усопших?




    • Основная литература: 14, 16, 18, 19, 12, 1, 3, 6, 11,10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21
    • Дополнительная литература: 27, 30, 31, 32, 36.




Раздел II. Античная мифология. Использование ее сюжетов, персонажей, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.
Тема 3. Главные персонажи античной мифологии. Боги.

Основные античные источники по мифологии: «Теогония» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифологическая библиотека» Аполлодора, «Метаморфозы» Овидия, «Метаморфозы или Золотой осел» Апулея, «Энеида» Вергилия и др.

Происхождение мира. Гекатонхейры, циклопы, титаны, боги, гиганты.

Победа Крона над Ураном. Рождение Афродиты. История Афродиты. Венера и Вулкан. Венера и Адонис. Смерть Адониса. Суд Париса. Амур и Психея. Царство Крона. Дети Крона: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс. Лапифы и кентавры.

Олимпийцы. Победа Зевса над Кроном. Титаномахия и гигантомахия. Победа над Тифоном. Пантеон олимпийских богов. Разделение власти. Посейдон и Амфитрита. Аид и Персефона. Божественные жены, возлюбленные и дети Зевса (Метида – Афина; Лето – Аполлон и Артемида; Майя – Гермес). Зевс и Гера, их дети: . Их дети: Гефест, Арес, Геба. Арес и Афродита, их дети. Гефест и Афродита. Геба. Похищение Ганимеда. Рождение Афины, ее функции, атрибуты, священные птицы. Отношение Афины к детям Зевса. Спор Афины с Посейдоном. Афина и Марсий. Афина и Арахна. Спор Афины с Посейдоном. Афина и Марсий. Афина и Арахна. Аполлон и Артемида. Победа над Пифоном. Аполлон и Дафна. Аполлон и Марсий. Аполлон и Кассандра. Орфей и Эвридика. Диана и Актеон. Истребление детей Ниобы. Зевс и Семела. Дионис. Дионис и Ариадна.
Тема 4. Главные персонажи античной мифологии. Герои.

Смертные сыновья Зевса. Зевс и Даная. Победа Персея над Медузой Горгоной. Персей и Андромеда.Зевс и Европа. Похищение Европы. Минос и Дедал. Дедал и Икар. Победа Тезея над минотавром. Клубок Ариадны. Тезей и Прокруст. Федра и Ипполит. Смерть Ипполита.Зевс и Леда. Диоскуры, Прекрасная Елена. Суд Париса. Зевс и Ио. Меркурий и Аргус. Юпитер и Каллисто. Геракл. Рождение Геракла. Подвиги Геракла. Геркулес и Омфала. Геркулес и Какус. Геракл и Антей. Несс и Деянира. Геркулес и Лихас. Смерть Геркала. Бессмертие Геракла.

Ясон. Поход аргонавтов. Ясон и Медея. Троянская война и ее герои. Суд Париса. Похищение Елены. Осада Трои. Гектор и Андромаха. Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора. Троянский конь. Пророчество Кассандры. Смерть Лаокоона и его сыновей. Возвращение Одиссея. Одиссей в пещере Полифема. Одиссей и Навзикая. Одиссей, избивающий женихов.

Эней и Венера. Эней рассказывает Дидоне о гибели Трои. Смерть Дидоны.


Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличие титанов и гигантов? Титанов и богов?

  2. Назовите римские имена детей Крона.

  3. Кто такой Сатурн?

  4. С каким событием связано наступление Золотого века на италийской территории?

  5. Назовите богинь – жен Зевса, богинь – его возлюбленных.

  6. Почему Дионис бессмертен?

  7. Назовите основные имена Аполлона. Что они означают?

  8. Кто такие герои?

  9. Кто даровал бессмертие Гераклу?

  10. Почему Марсий и Арахна были так сурово наказаны?

  11. Что сегодня означают выражения «Танталовы муки», «Сизифов труд», «Авгиевы конюшни»?




    • Основная литература: 3, 5, 6, 9, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 23

    • Дополнительная литература: 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31


Раздел III. Библейская мифология. Ветхий Завет. Отражение основных событий этих книг, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.
Тема 5. Каноническая Библия. Фольклор в Ветхом Завете.

Структура Библии – Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета. Пророческое движение и книги пророков. Пятикнижие Моисея. Исторические книги Ветхого Завета. Ветхозаветные писания. Ветхий Завет в системе культуры древней Передней Азии. Христианство и Ветхий Завет. Канон и апокрифы (Книга Еноха).


Тема 6. От книги Бытия до Книги царств.

Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из рая. Смерть Адама. Всемирный потоп. Ноев ковчег. Ной и ворон. Ной и голубь. Жертвоприношение Ноя. Ной и его сыновья. Осуждение Хама. Строительство Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение.

История Авраама и Сарры. Изгнание Агари. Агарь и Измаил в пустыне. Троица ветхозаветная. Спасение Лота. Лот и его дочери. Рождение Исаака. Жертвоприношение Авраама. Исаак и Ревекка. Исав и Иаков.

История Иакова. Благословение Исаака. «Золотая лестница». Иаков и Рахиль. Борьба Иакова с ангелом. Двенадцать сынов Израиля. История Иосифа Прекрасного. Продажа Иосифа его братьями в рабство. Иосиф и жена Пентефрия. Иосиф толкует сны хлебодару, виночерпию, фараону. Иосиф и его братья.

История Моисея. Нахождение Моисея. Убийство египтянина. Неопалимая купина. Моисей и фараон (десять казней египетских). Десятая казнь и иудейская пасха. Исход из Египта. Источение воды из камня, сбор манны небесной. Битва при Гаваоне. «Золотой телец» и «Медный змий».

Иисус Навин. Битва при Гаваоне. Падение Иерихона. Ханаанская лоза.

История Самсона. Самсон, раздирающий пасть льву. Самсон и Далила. Смерть Самсона.

История кроткой Руфи.


Тема 7. От книги Царств до книги Эсфири.

История царя Давида. Пророк Самуил и царь Саул. Давид и Голиаф. Давид и Ионафан. Саул у Аэндорской волшебницы. Вирсавия. Давид и Урия. Мудрость Соломона. Иерусалимский храм Соломона. Возникновение Голгофы. Соломон и царица Савская. «Песнь песней».» Книга Экклезиаста».

Пророк Илия. Сарептская вдова. Огненное восхождение Илии.

Книга Товия. История Товита и Товия. Встреча Товия с ангелом. Женитьба Товия на Сарре. Исцеление Товита.

Юдифь и Олоферн.

Книга Даниила. Вавилонское пленение. Сусанна и старцы. Сон Навуходоносора. Три отрока в печи огненной. Даниил во рву львином. Пир Валтасара.

Книга Эсфири. Торжество Мардохея. Эсфирь перед Артаксерксом. Пир Эсфири (Эсфирь, Аман и Артаксеркс).

Вопросы для самоконтроля:


  1. Почему иудейский Ветхий Завет стал основой христианской Библии?

  2. Что такое апокриф? Назовите известные вам Ветхозаветные апокрифы .

  3. Почему выражение «Вавилонское столпотворение» стало нарицательным?

  4. Зачем Сиф ходил в Эдем?

  5. Как звали сыновей Ноя?

  6. После какого события Аврам стал называться Авраамом?

  7. Что означает Троица Ветхозаветная?

  8. Кто и почему получил имя - Израиль?

  9. Кому толковал сны Иосиф Прекрасный? Их содержание.

  10. Почему история кроткой Руфи вошла в христианский канон Ветхого Завета?

  11. Что такое Неопалимая купина?

  12. Как апокриф объясняет происхождение Голгофы?




  • Основная литература: 3, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 19.

  • Дополнительная литература: 37, 38


Раздел I. Библейскаая мифология. Новый Завет. Отражение основных событий этих книг, их иконография в изобразительном искусстве и литературе.
Тема 8 Иудея времени пришествия Христа.

Римское порабощение. Кризис иудаизма. Фарисеи и саддукеи. Книги Нового Завета. Историчность персонажей Нового Завета. Эсхатологические мотивы в книгах Ветхого и Нового Заветов. Возникновение христианства и его распространение в восточных и европейских странах. Структура Нового Завета. Личности евангелистов. Роль апокрифов в формировании христианского искусства.


Тема 9. Сюжеты канона книг Нового Завета и апокрифов.

Родители Марии - Анна и Иоаким. Сон Иоакима. Благовещение Анне. Встреча у Золотых ворот. Рождество Марии. Введение во храм. Обручение Марии. Благовещение. Сон Иосифа.

Наказание Захарии ангелом немотою. Встреча Марии и Елизаветы. Рождество Иоанна Крестителя.

Рождество Христа. Поклонение пастухов. Поклонение волхвов. Сретение. Бегство в Египет. Вифлеемское избиение младенцев. Детство Христа. Христос во храме (среди учителей).

Мессионерская деятельность Христа. Христос в пустыне. Искушение Христа. Крещение Христа. Брак в Кане. Изгнание торгующих из храма. Чудо со статиром. Динарий кесаря. Воскрешение дочери Иаира. Пир в доме Симона-фарисея. Мария Магдалина. Усмирение бури. Исцеление бесноватого. Исцеление немощного в купальне Вифезда. Христос и грешница.

Иоанн Креститель и Ирод. Танец Саломеи. Усекновение главы Иоанна Крестителя.

Хождение по водам. Чудесный улов. Чудо с хлебами и рыбами. Преображение. Христос у Марфы и Марии. Воскрешение Лазаря.

Притчи Христа.

Страстная неделя. Вход в Иерусалим. Тайная вечеря. Омовение ног. Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Поцелуй Иуды. Взятие под стражу. Отречение Петра. Страсти Господни. Суд синедриона. Христос перед Иродом. Христос перед Пилатом. Омовение рук. Путь на Голгофу. Распятие. Снятие с креста. Омовение. Оплакивание. Положение во гроб.

Воскресение Христа. Путь в Эммаус. Христос в Эммаусе. Явление Христа Марии Магдалине. Жены-мироносицы. Уверение Фомы. Вознесение Христа. Сошествие святого Духа. Успение Марии.. Сюжеты Апокалипсиса в европейском искусстве.


Тема 10. Культ святых и его отражение в европейском искусстве. Обращение Савла. Распяте апостола Петра. Св. Андрей Первозванный, св. Себастьян, св. Стефан, св. Николай, св. Георгий, св. Франциск, св. Иероним, св. Антоний, св. Варвара, св. Екатерина.
Тема 11. Специфика христианства Древней Руси.

Национальные особенности восприятия христианства в Древней Руси, историческая обусловленность форм древнерусского искусства. Своеобразие использования византийских канонов.


Тема 12. Символика и формы христианского искусства. Библейская тема в искусстве Нового времени.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему Новозаветные апокрифы играют большую роль в христианском искусстве?

  2. По каким деталям можно отличить сюжет «Рождество Иоанна Предтечи» от «Рождества Марии»?

  3. Кто такие волхвы? Что символизировали их дары?

  4. Какие атрибуты Марии встречаются в каноне ее изображения?

  5. По каким признакам мы узнаем Марию Магдалину?

  6. Назовите чудеса, творимые Христом, часто встречающиеся в произведениях искусства.

  7. Вспомните основные притчи Христа, послужившие сюжетами для произведений искусства.

  8. Почему на Распятиях есть изображение черепа?

  9. Сравните древнерусский образ «Спаса Нерукотворного» и «Плат Вероники».

  10. Что облегчает нам узнавание святых в произведениях западноевропейского искусства? Приведите примеры.

  11. Чем обусловлено обращение современных художников к библейским сюжетам?

  12. Почему в древнерусской традиции крайне редко изображение страстей Христа?

  • Основная литература: 2, 3, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 19.

  • Дополнительная литература: 26, 33, 34, 35.



  1. Информационные источники:

Список литературы:

Базовая:


  1. Goldbiblioteca@yandex - 2014
  2. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. М.: 2000 (Новое переиздание)

  3. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М.: 1979

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: 1993

  5. Буслович Д.С. Мифологические сюжеты в произведениях искусства. Л.: 1972

  6. Буслович Д.С. Боги и люди в произведениях искусства. Санкт-Петербург.: 1999

  7. Голосовкер Я. Сказание о титанах. М.: 1973

  8. Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. М.: 1992

  9. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Санкт-Петербург.: 1994

  10. Косидовский Зенон. Библейские сказания. М.: 1978 .

  11. Косидовский Зенон. Сказания евангелистов. М.:1977

  12. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: 1982

  13. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: 1975

  14. Липинская А. и др. Мифология Древнего Египта. М.: 1983

  15. Маитье М.Ф. Древнегипетские мифы. М.: 1956

  16. Мифологический словарь. М.: 1999

  17. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. М.: 2000

  18. Мифология. Энциклопедия. М.: 2003

  19. Мифология Древнего мира. М.: 1977

  20. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. М.: 2002

  21. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: 1994

  22. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: 1985

  23. Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М.: 1965

  24. Тудоровская Е. Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея. М.: 2001

Дополнительная:

  1. Гомер. Илиада. Любого года издания

  2. Гомер. Одиссея. Любого года издания

  3. Византийские легенды. Л.: 1972

  4. Голосовкер Я. и др. Мифы Древней Греции. М.: 1967

  5. Вергилий. Энеида. Любого года издания

  6. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. М.: 1977

  7. Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. М.: 1972

  8. Немировский А.И. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: 1987

  9. Овидий. Метаморфозы. Любого года издания.

  10. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: 1973

  11. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.: 1983

  12. Свенцицкая И.С. Апокрифы древних христиан. М.: 1989

  13. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: 1996

  14. Эпос о Гильгамеше. М.: 1961

  15. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: 1989

  16. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М.: 1987


1.4Вопросы к зачету:





  1. Роль мифологии в культуре Древнего мира.

  2. Античная мифология и античное искусство.

  3. Христианство и его влияние на развитие культуры.

  4. Главные персонажи античной мифологии (Уран, Крон, Зевс).

  5. Титаны, боги, гиганты. Титаномахия. Гигантомахия.

  6. Рождение Афродиты. Венера и Марс. Венера и Вулкан. Венера и Адонис. Смерть Адониса. Суд Париса. Амур и Психея.

  7. Дети Крона: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс (их римские имена).

  8. Детство Зевса. Зевс и Гера. Их дети: Гефест, Арес, Геба.

  9. Рождение Афины. Спор Афины с Посейдоном. Афина и Марсий. Афина и Арахна.

  10. Похищение Прозерпины.

  11. Аполлон и Артемида. Победа над Пифоном. Аполлон и Дафна. Аполлон и Марсий. Аполлон и Кассандра. Орфей и Эвридика. Диана и Актеон. Истребление детей Ниобы.

  12. Рождение Диониса. Дионис и Ариадна.

  13. Зевс и Даная. Победа Персея над Медузой Горгоной. Персей и Андромеда.

  14. Похищение Европы. Минос и Дедал. Дедал и Икар. Победа Тезея над минотавром. Клубок Ариадны. Тезей и Прокруст. Федра и Ипполит. Смерть Ипполита.

  15. Зевс и Леда. Диоскуры. Прекрасная Елена.

  16. Зевс и Ио. Меркурий и Аргус.

  17. Юпитер и Каллисто.

  18. Похищение Ганимеда.

  19. Рождение Геракла. Подвиги Геракла.

  20. Геркулес и Омфала. Геркулес и Какус. Геракл и Антей. Несс и Деянира. Геркулес и Лихас. Смерть Геркала.

  21. Аргонавты. Ясон и Медея.

  22. Троянская война и ее герои.

  23. Суд Париса. Похищение Елены. Осада Трои. Гектор и Андромаха. Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора.

  24. Троянский конь. Пророчество Кассандры. Смерть Лаокоона и его сыновей.

  25. Возвращение Одиссея. Одиссей в пещере Полифема. Одиссей и Навзикая. Одиссей, избивающий женихов.

  26. Эней и Венера. Эней рассказывает Дидоне о гибели Трои. Смерть Дидоны.

  27. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из рая. Смерть Адама.

  28. Всемирный потоп. Ноев ковчег. Ной и ворон. Ной и голубь. Жертвоприношение Ноя. Ной и его сыновья. Осуждение Хама.

  29. Строительство Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение.

  30. История Авраама и Сарры. Изгнание Агари. Агарь и Измаил в пустыне. Троица ветхозаветная. Спасение Лота. Лот и его дочери.

  31. Рождение Исаака. Жертвоприношение Авраама.

  32. Исаак и Ревекка. Исав и Иаков. Благословение Исаака. «Золотая лестница». Иаков и Рахиль. Борьба Иакова с ангелом.

  33. Двенадцать сынов Израиля. История Иосифа Прекрасного. Продажа Иосифа его братьями в рабство.

  34. Иосиф и жена Пентефрия. Иосиф толкует сны хлебодару, виночерпию, фараону. Иосиф и его братья.

  35. История Моисея. Нахождение Моисея. Убийство египтянина. Неопалимая купина. Моисей и фараона (десять казней египетских).

  36. Исход из Египта. Источение воды из камня, сбор манны небесной. Битва при Гаваоне. «Золотой телец» и «Медный змий».

  37. Иисус Навин. Битва при Гаваоне. Падение Иерихона. Ханаанская лоза.

  38. История Самсона. Самсон, раздирающий пасть льву. Самсон и Далила. Смерть Самсона. История кроткой Руфи.

  39. Пророк Самуил и царь Саул. Давид и Голиаф. Давид и Ионафан. Саул у Аэндорской волшебницы. Вирсавия. Давид и Урия.

  40. Иерусалимский храм Соломона. Возникновение Голгофы. Соломон и царица Савская. «Песнь песней».

  41. Пророк Илия. Сарептская вдова. Огненное восхождение Илии.

  42. История Товита и Товия. Встреча Товия с ангелом. Женитьба Товия на Сарре. Исцеление Товита.

  43. Юдифь и Олоферн.

  44. История Даниила. Сусанна и старцы. Сон Навуходоносора.

  45. Три отрока в печи огненной. Даниил во рву львином. Пир Валтасара.

  46. История Эсфири. Торжество Мардохея. Эсфирь перед Артаксерксом. Пир Эсфири (Эсфирь, Аман и Артаксеркс).

  47. Анна и Иоаким. Сон Иоакима. Благовещение Анне. Встреча у Золотых ворот.

  48. Рождество Марии. Введение во храм. Обручение Марии. Благовещение. Сон Иосифа.

  49. Наказание Захарии ангелом немотою. Встреча Марии и Елизаветы. Рождество Иоанна Крестителя.

  50. Рождество Христа. Поклонение пастухов. Поклонение волхвов. Сретение.

  51. Бегство в Египет. Вифлеемское избиение младенцев.

  52. Детство Христа. Христос во храме. Христос в пустыне. Искушение Христа. Крещение Христа.

  53. Брак в Кане. Изгнание торгующих из храма. Чудо со статиром. Динарий кесаря. Воскрешение дочери Иаира.

  54. Пир в доме Симона-фарисея. Мария Магдалина. Усмирение бури. Исцеление бесноватого. Исцеление немощного в купальне Вифезда. Христос и грешница.

  55. Иоанн Креститель и Ирод. Танец Саломеи. Усекновение главы Иоанна Крестителя.

  56. Хождение по водам. Чудесный улов. Чудо с хлебами и рыбами. Преображение.

  57. Христос у Марфы и Марии. Воскрешение Лазаря.

  58. Вход в Иерусалим. Тайная вечеря. Омовение ног.

  59. Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Поцелуй Иуды. Взятие под стражу.

  60. Отречение Петра. Страсти Господни. Суд синедриона.

  61. Христос перед Пилатом. Христос перед Иродом. Омовение рук. Путь на Голгофу.

  62. Распятие. Снятие с креста. Омовение. Оплакивание. Положение во гроб.

  63. Воскресение Христа. Путь в Эммаус. Христос в Эммаусе. Явление Христа Марии Магдалине. Жены-мироносицы.

  64. Уверение Фомы. Вознесение Христа.

  65. Сошествие святого Духа. Обращение Савла. Успение Марии.

  66. Распятие апостола Петра. Св.Андрей Первозванный, св.Себастьян, св. Стефан, св.Георгий, св.Николай Мирликийский, св.Екатерина, св. Варвара.

Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение семинарских заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач, самостоятельная работа.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.5Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде семинаров по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество знаний (теоретических и визуальных).

Текущий контроль может осуществляться визуального изучения произведений искусствапутем просмотра работ на компьютере, реферата на какую-либо тему, проверку творческих или самостоятельных работ.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.6Базовый учебник


  1. Goldbiblioteca@yandex - 2014

  2. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2т. М.,1967

  3. История русского искусства (Под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева, М.Г.Неклюдовой, М.Б.Милотворской): В 2 т., 2-е изд., М., 1979 - 1981. Т.1-2

  4. История русского искусства. В 2 т. (Под ред. Н.Г.Машковцева).Т.1-2. М.,1960

1.7Основная литература


  1. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973

  2. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990

  3. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. М., 1970

  4. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997



    1. Справочники, словари, энциклопедии


15. Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М.: «История искусства», 2004 (переиздание)

1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для учебных , самостоятельных, а также для демонстрации образцов народного творчества - компьютер РС, видеопроектор и экран настенный.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет