Программа дисциплины Современная эстетика Для направления



Дата17.07.2016
өлшемі148.41 Kb.
#204923
түріПрограмма дисциплины
[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины
Современная эстетика
Для направления

030200.62 «Культурология» подготовки магистра

для магистерской программы «Прикладная культурология»

Автор программы:

Инишев И.Н., к.филос.н., inishev@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Пояснительная записка:
Описание содержания курса
Аннотация
Курс посвящен тематическим и институциональным трансформациям классической философской эстетики, или философии искусства, основания которой были заложены в трансцендентальной философии Канта, философии Просвещения и Романтизма, а также в Немецком идеализме.

Курс делится на три части, которые соответствуют трем основным предметным областям современной эстетической теории: искусство, процессы эстетизации повседневной социальной жизни и разнообразные формы эстетического переживания.



Первая часть посвящена современной философии искусства (от 1930-х гг. до наших дней), специфика которой состоит в преодолении характерной для классической эстетической теории «автономистской» трактовки искусства. Согласно современной философии искусства, специфика произведений искусства состоит не том, что они учреждают своего рода автономную сферу, а в тех функциях, которые они берут на себя в разнообразных взаимосвязях действительности, например, в когнитивной и социально-политической сферах. В качестве репрезентантов разнообразных стратегий «трансцендирования» автономии искусства будут рассмотрены теоретические позиции Мартина Хайдеггера, Джона Дьюи, Теодора Адорно, Герберта Маркузе, Вальтера Беньямина, Нельсона Гудмена, Артура Данто, Пьера Бурдье и Ноэля Кэррола.

Во второй части речь идет о процессах эстетизации повседневной жизни, имеющих различные функции и масштабы: с одной стороны, эстетизация как один из ключевых и до известной степени внеисторических факторов формирования любого сообщества (Георг Зиммель, Мишель Маффесоли), а с другой, как вектор актуальных трансформаций современного материального и социального мира (Вольфганг Вельш, Майк Физерстоун, Скотт Лэш, Герхард Шульце.)



Третья часть курса посвящена современным концепциям эстетического опыта/эстетического переживания, выходящего за пределы эстетического восприятия в узком смысле (ограниченного сферой искусства). В центре внимания находятся эпистемологическая, этико-практическая и социально-критическая релевантность разнообразных форм эстетического опыта. В этом разделе обсуждаются программные работы таких авторов, как Ханс-Ульрих Гумбрехт, Карл-Хайнц Борер, Мартин Зеель, Гернот Бёме, Эрика Фишер-Лихте, Поль Вирилио, Жак Рансьер.

Тематический план



темы


Темы курса и/или темы занятий

Количество часов

Установочные аудиторные занятия

Самостоятельная работа студента

Итоговые аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия

Семинары

Офисные часы преподавателя

Лекции

Практические занятия

Семинары

Экзамен

Офисные часы преподавателя

1

Введение: От традиционной философии искусства к современной эстетике

2




























2

М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер: искусство и онтологическая истина

6




























3

Искусство, технология, социальная эмансипация (В. Беньямин, Т. Адорно, Г. Маркузе)

6




























4

В поисках критериев идентификации искусства (Н. Гудмен, А. Данто, П. Бурдье)

4




























5

Эстетизация повседневности (В. Вельш, М. Физерстоун, Г. Шульце, Д. Александер)

6




























6

Эстетический опыт в искусстве и за его пределами (М. Зеель, Г. Бёме, Х.-У. Гумбрехт, Э. Фишер-Лихте, Ж. Рансьер)

10































Экзамен















































































































































































Литература

Основная:


  1. Alexander J. Iconic Experience in Art and Life // Theory, Culture & Society (2008), 25 (5), p. 1-19.

  2. Böhme G. Atmosphere as the Fundamental Concept of a New Aesthetics // Thesis Eleven, Number 36, 113-126.

  3. Bourdieu P. Outline of a Sociological Theory of Art Perception

  4. Danto A. The Artworld

  5. Featherstone M. The Aestheticization of Everyday Life // Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism, Sage (2007)

  6. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance. A new Aesthetics. Routledge, 2008.

  7. Gumbrecht H.-U. Aesthetic Experience in Everyday Worlds (2008)

  8. Marcuse H. Society as a Work of Art // Marcuse H. Art and Liberation. Routledge, 2007.

  9. Rancière J. Aesthetics and its Discontents. Polity Press, 2010.

  10. Rancière J. Thinking between disciplines: an aesthetics of knowledge // Parrhesia, vol.1, 2006.

  11. Seel M. Aesthetics of Appearing. Stanford, 2005 (book)

  12. Seel M. The Aesthetics of Appearing (article)

  13. Welsch W. Aestheticization Processes: Phenomena, Distinctions and Prospects // Theory, Culture & Society 1996, Vol. 13(1): 1-24.

  14. Welsch W. Aesthetics Beyond Aesthetics // Action, Criticism, and Theory for Music Education. Vol. 2, #2 (December 2003). http://mas.siue.edu/ACT/v2/Welsch03A.pdf

  15. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М., 2001.

  16. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва, 1996. [Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit und weitere Dokumente. Frankfurt/M., 2007.].

  17. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // "Новое литературное обозрение" № 60 (2002)

  18. Гудмэн Н. Когда есть искусство? // Гудмэн Н. Способы создания миров. М., 2001.

  19. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва, 2006.

  20. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб, 2007.

  21. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы разных лет. Москва, 1993.


Дополнительная:


  1. Böhme G. Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre. München, 2001.

  2. Böhme G. Naturästhetik – Eine Perspektive? // Böhme G. Für eine ökologische Naturästhetik. Frankfurt/M., 1989.

  3. Bubner R. Über einige Bedingungen gegenwärtiger Ästhetik — Bubner R. Ästhetische Erfahrung. Frankfurt/M., 1989.

  4. Goodman N. Languages of Art. An Approach to the Theory of Symbols. Cambridge, 1976.

  5. Pollock G. Thinking sociologically: thinking aesthetically. Between convergence and difference with some historical reflections on sociology and art history // History of the Human Sciences. Vol. 20 No. 2

  6. Ranciere J. Aesthetic Separation, Aesthetic Community: Scenes from the Aesthetic Regime of Art

  7. Ranciere J. The Politics of Aesthetics. Continuum, 2004.

  8. Sontag S. The Image-World // Sontag S. On Photography. New York, 1977.

  9. Барт Р. camera lucida. Комментарий к фотографии. Москва, 1997.

  10. Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва, 1996.

  11. Гадамер Х.-.Г. Введение к «Истоку художественного творения» // Хайдеггер М. Работы разных лет. М., 1993.

  12. Мерло-Понти М. Око и дух. Москва, 1992.

  13. Поллок Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть // Введение в гендерные исследования. СПб. 2001. С.718 – 737.

  14. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие. Москва, 1993.

  15. Шапиро М. Натюрморт как личностный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге (1968) // Топос, № 2-3 (5), 2001, с.28 – 39.


Содержание курса
Тема 1: От традиционной философии искусства к современной эстетике
Лекция: Классическая философия искусства: Романтизм, Кант, Немецкий идеализм. Генезис современной эстетической теории: марксизм, феноменология. Две основные стратегии «трансцендирования» искусства: онтологическая и социологическая. Многомерность эстетической проблематики. Междисциплинарный характер современной эстетики. Основные направления и темы в современной эстетической теории.

Тема 2: М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер: искусство и онтологическая истина


Лекция: Генезис проблематики искусства в герменевтической онтологии. Теория искусства и онтологические предрассудки. Произведение искусства и понятие вещи; три фундаментальных определения вещи. «Холизм» и «косвенность» онтологического анализа произведения искусства. Искусство и истина. Искусство и действительность. Опыт искусства как парадигма гуманитарно-научного знания
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  • Опыт произведения искусства и онтология

  • Постановка вопроса о «вещном» аспекте произведения искусства

  • Познавательный характер опыта произведения искусства

  • Осуществление истины в произведении искусства

  • Искусство и язык; поэзия в широком смысле как изначальный характер искусства

  • Учреждение истины как сущность поэзии в широком смысле

  • Философские и искусствоведческие подходы к искусству


Литература:

Основная:

Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Хайдеггер М. Работы разных лет. М., 1993.



Дополнительная:

  1. Гадамер Х.-.Г. Введение к «Истоку художественного творения» // Хайдеггер М. Работы разных лет. М., 1993.

  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод // Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение

  3. Шапиро М. Натюрморт как личностный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге (1968) // Топос, № 2-3 (5), 2001, с.28 – 39.

  4. Поллок Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть // Введение в гендерные исследования. СПб. 2001. С.718 – 737.

Тема 3: Искусство, технология, социальная эмансипация (В. Беньямин, Т. Адорно, Г. Маркузе)


Лекция: Развитие техники репродуцирования и трансформация условий человеческого восприятия. Влияние средств массовой информации и техники репродуцирования на «производство» и «потребление» в эстетической сфере. Эвристический и диагностический потенциал понятия ауры; его онтологические предпосылки. Эстетизация политики/политизация искусства. Автономия искусства и социальная эмансипация. Функция искусства в эпоху научно-технической революции.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  • Техники репродуцирования и произведение искусства

  • Влияние масс на производство и восприятие произведений искусства

  • Понятие ауры и его функция в эстетике Беньямина

  • Философские, искусствоведческие и социологические подходы к искусству

  • Идея автономии искусства и ее функция в критической теории общества

  • Искусство как форма социальной критики

  • Искусство как просвещение

  • Эстетический опыт как форма преодоления социального отчуждения

  • Современные технологии и эмансипативный потенциал художественного опыта в социально-эстетической концепции Маркузе

Литература:

Основная:

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва, 1996.

  2. Адорно Т.В. Эстетическая теория. С. 5-30.

  3. Marcuse H. Society as a Work of Art // Marcuse H. Art and Liberation. Routledge, 2007.



Дополнительная:

Инишев И.Н. Фотография, декор, архитектура. Беньямин, Гадамер и смена парадигм в философской эстетике // Инишев И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс, 2007.


Тема 4: В поисках критериев идентификации современного искусства (Н. Гудмен, А. Данто, П. Бурдье)


Лекция:
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  • Проблематика искусства в контексте эпистемологии

  • Эстетика как теория знака

  • Искусство как презентация мира и генератор мировоззрений

  • Основания для идентификации объектов как произведений искусства

  • Искусство как сфера культурного производства



Литература:

Основная:

  1. Гудмэн Н. Когда есть искусство? // Гудмэн Н. Способы создания миров. М., 2001.

  2. Danto A. The Artworld (1964)

  3. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // "Новое литературное обозрение" № 60 (2002)

  4. Bourdieu P. Outline of a Sociological Theory of Art Perception

  5. Danto A. The Artworld

  6. Dickie J. Defining Art

  7. Yanal R. The Institutional theory of Art

  8. Bourdieu P. Manet and the Institutionalisation of Anomie

Тема 5: Эстетизация повседневности (В. Вельш, М. Физерстоун, Г. Шульце, Д. Александер)



Лекция: Философская эстетика в социальной и эпистемологической перспективе. Процессы эстетизации и их «глобальный» характер. «Универсальное» и «фундаментальное» измерения эстетизации. Влияние эстетизации на формирование социальной идентичности и формы социальной интеракции. Эстетика и этика; эстетика и социальная критика.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  • Артистика, аистетика, анестетика: многомерность эстетического феномена и необходимость пересмотра дисциплинарного статуса философской эстетики

  • Глобальная эстетизация; «эпистемологическая эстетизация»; идея «эстетического мышления»

  • Истоки и факторы эстетизации

  • «Дереализация» действительности/реконфигурация чувственности

  • Проект трансдисциплинарной эстетики



Литература:

Основная:

  1. Welsch W. Aesthetics Beyond Aesthetics // Action, Criticism, and Theory for Music Education. Vol. 2, #2 (December 2003). http://mas.siue.edu/ACT/v2/Welsch03A.pdf

  2. Featherstone M. The Aestheticization of Everyday Life // Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism, Sage (2007).

  3. Alexander J. Iconic Experience in Art and Life // Theory, Culture & Society (2008), 25 (5), p. 1-19.



Дополнительная:

  1. Alexander J. Iconic Consciousness: The Material Feeling of Meaning (2010)

  2. Welsch W. Aestheticization Processes: Phenomena, Distinctions and Prospects // Theory, Culture & Society 1996, Vol. 13(1): 1-24.

  3. Инишев И.Н. Философская эстетика сегодня // Топос, № 2 (15), 2007.

Тема 6: Эстетический опыт в искусстве и за его пределами (М. Зеель, Г. Бёме, Х.-У. Гумбрехт, Э. Фишер-Лихте, Ж. Рансьер)


Лекция: Пределы семиотических подходов к эстетической проблематике. Логическое и феноменальное, дискурсивное и интуитивное. Эстетическое явление и объективная действительность: автономия и когнитивный потенциал эстетического опыта.

Понятие перформативного, его связь с теорией речевых актов Дж. Л. Остина. Перформативное и событие. Перформанс как парадигма современной эстетики. Материальный/телесный аспект перформативного. Телесное соприсутствие. Эстетика перформативного vs. семиотическая (социологическая) эстетика.



Атмосфера и атмосферическое как универсальные феномены человеческого опыта. Многомерность эстетической деятельности: от экономики и политики до дизайна и искусства. Комплексный характер современной эстетики; эстетическая критика вчера и сегодня. Две стратегии в эстетических и гуманитарных исследованиях: интерпретация и презентификация; их культурно-исторические корни. Эффекты присутствия и их производство в эстетическом переживании. Эстетический опыт как модель гуманитарно-научного «познания». «Рассогласование», «политика», «полиция»: базовые понятия политической философии Ж. Рансьера. Эстетическое измерение политики.

Вопросы для обсуждения на семинаре:


  • Многомерность действительности

  • Пропозициональная/эстетическая установка

  • Понятие явления и динамичность опыта мира

  • Эстетическое восприятие и (практическое) самосознание индивида

  • Смена парадигм в современной эстетике: от произведения к действию, от текста к перформансу

  • Ревизия соотношение смыслового и материального в эстетической сфере

  • Феномен телесного соприсутствия и его значение для современной эстетики

  • Событийный и трансграничный характер эстетического опыта

  • Идея эстетики как всеобщей теории восприятия (эстетика как «аистетика»)

  • Феномен атмосферы и универсальность эстетического измерения

  • Задачи современной эстетики; современные формы эстетической критики и эстетической практики.

  • Присутствие как основное понятие «постметафизической эпистемологии» Гумбрехта

  • Антагонизм и комплементарность «смысловой культуры» и «культуры присутствия»

  • «Эпифанический» и «материальный» характер эстетического переживания

  • «Интенсификация присутствия» как парадигма гуманитарного знания

  • Общий генезис политики и эстетики

  • Основные режимы идентификации художественного: этический, репрезентативный и эстетический; их социальные и политические импликации

  • Понятие распределения чувственного и его социально-критический потенциал


Литература:

Основная:

  1. Seel M. Aesthetics of Appearing. Stanford, 2005. [Seel M. Ästhetik des Erscheinens. Frankfurt/M., 2003.] Части I-II.

  2. Böhme G. Atmosphere as the Fundamental Concept of a New Aesthetics // Thesis Eleven, Number 36, 113-126.

  3. Fischer-Lichte E. The Transformative Power of Performance: New Aesthetics [Fischer-Lichte E. Ästhetik des Performativen. Frankfurt/M., 2004.]

  4. Gumbrecht H.-U. Aesthetic Experience in Everyday Worlds (2008)

  5. Rancière J. Aesthetics and its Discontents. Polity Press, 2010 // Introduction


Дополнительная:

  1. Böhme G. Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre. München, 2001.

  2. Böhme G. An Aesthetic Theory of Nature: an Interim Report

  3. Böhme G. Contribution to the Critique of the Aesthetic Economy // Thesis Eleven, Number 73, May 2003: 71–82

  4. Fischer-Lichte E. Reversing the hierarchy between text and performance

  5. Rancière J. Thinking between disciplines: an aesthetics of knowledge // Parrhesia, vol.1, 2006.

  6. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва, 2006.


Оценка знаний студентов:

Знания и результаты работы студентов оцениваются по «накопительной модели»:




  • результаты промежуточных контрольных письменных работ (выполнение письменных заданий) – 70 % (вклад в итоговую оценку);

  • экзамен – 30 % (вклад в итоговую оценку).


Все виды учебной деятельности, предусмотренные программой, оцениваются по десятибалльной системе

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет