Программа дисциплины «Современный литературный процесс»



Дата18.07.2016
өлшемі228.38 Kb.
#206640
түріПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философский

Кафедра наук о культуре
Программа дисциплины
«Современный литературный процесс»

для направления 031400.62


«Культурология» -- подготовка бакалавра
Автор -- И.В. Кукулин,

кандидат филологических наук

(ikukulin@yandex.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ наук о культуре отделения куль-

турологии философского

факультета ГУ—ВШЭ

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ В.А. Куренной

«_____» __________________ 200 г. «16» сентября____ 2009 г.

Утверждена УС факультета


_________________________________

Пояснительная записка
Цель данного курса – рассказать о наиболее заметных течениях, влиятельных авторах и важнейших произведениях в русской литературе 1990—2000-х годов и дать историческую контекстуализацию обсуждаемых в рамках курса художественных явлений. Поэтому смысл слова «современный» в названии этого курса понимается расширительно: «точкой отсчета» мы выбираем 1968 год, который по многим причинам можно считать началом новейшей истории СССР и Европы: влиянием событий, произошедших в этом году («Пражская весна» и вторжение войск ОВД в ЧССР, демонстрация советских диссидентов на Красной площади, «студенческие революции» во Франции, ФРГ и США, расцвет контркультуры, массовые демонстрации против войны во Вьетнаме и в защиту прав меньшинств в США), определяются многие политические, эстетические и общественные движения, актуальные вплоть до настоящего момента; более того, даже некоторые принципиально новые тренды явно или неявно определяют себя через отношение к ценностям, провозглашенным или проблематизированным в 1968 году.

Однако предлагаемый курс все же не основан на идее просто представить новейшую историю русской литературы: его «сюжетным центром» является литературный процесс 2000-х. Поэтому при отборе произведений, созданных на русском языке после 1968 года, мы исходили из необходимости ознакомить студентов, с одной стороны, с произведениями, оказавшими, на наш взгляд, существенное влияние (прямое или опосредованное) на нынешнюю русскую литературу или, напротив, с «заглохшими ветвями» литературной эволюции – с произведениями, новаторскими для своего времени, но не имеющих никаких аналогов в современной словесности. В этом смысле отбор произведений для курса является намеренно не-универсальным, и некоторые, даже значительные произведения в программу не включены.



Задача курса – дать слушателям представление о динамике развития основных родов литературы (прозы, поэзии, драматургии), учитывающее все три ветви, на которые была искусственно разделена русская литература в ХХ веке: легальная литература метрополии; литература эмиграции; неподцензурная литература метрополии. Мы полагаем, что возможно выделить общие эстетические и социокультурные проблемы, позволяющие обсуждать эти три ветви в рамках одного курса. Несмотря на то, что после 1991 года внешние препятствия для разделения русской литературы исчезли, последствия этого разделения до сих пор оказывают значительное влияние на литературный процесс.

В качестве исследовательской литературы студентам предлагаются как собственно аналитические статьи, так и наиболее значимые рецензии на обсуждаемые произведения.







Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы







Лекции

Семинары
ятии

я


1

Формирование основных направлений легальной и неподцензурной литературы 1970-х годов



16

8

8

2

Новые типы эстетического сознания и социальный перелом второй половины 1980-х годов

8

4

4

3

Важнейшие направления в русской литературе 1990-х годов (поэзия, проза, драматургия) и их судьба в 2000-е годы

12

6

6

4

Новые тенденции в русской литературе 2000-х

6

4

2



Форма отчетности:
Форма основного зачета – устная. При приеме зачета учитывается работа студента на семинарах.
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на практических занятиях (обсуждения, устное реферирование литературы по вопросу) – 60 % итоговой оценки

  • Устный зачет (120 мин.) – 40 % итоговой оценки



Базовый учебник или ридеры:
В качестве учебников по данному курсу могут быть использованы книги:

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература XX века. 1950--1990-е годы: В 3 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Адекватных ридеров по всему объему данного курса не существует.



План занятий:
Тема 1. Формирование основных направлений легальной и неподцензурной литературы 1970-х годов
Лекция 1:
«Рифмы» исторических эпох. Фильм А. Германа-младшего «Бумажный солдат».

Конец 1960-х как начало советской «современности». Обнародование идеологической программы А.Д. Сахарова. Разгром «Нового мира». Диссидентские процессы. Вторжение войск ОВД в Чехословакию и «демонстрация шести» на Красной Площади. Начало массовой эмиграции.

Крах надежд «шестидесятников» на советскую утопическую идеологию. Энергия исторического разочарования. Письмо А.Н. Яковлева «Против антиисторизма». Депортация А.И. Солженицына. Формирование новых идеологических и эстетических трендов в неподцензурной литературе. Попытки сформировать новую площадку для дискуссий («Новый колокол», «Вестник РСХД»).
Тексты:

А. Битов. Пушкинский дом. Любое издание, однако особенно рекомендуется комментированное: Битов А. Пушкинский дом. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1999.

В. Кормер. Наследство (т. 2).* Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура (т. 1) // В. Кормер. Сочинения: В 2 т. М.: Время, 2009.

А. Стругацкий, Б. Стругацкий. За миллиард лет до конца света. Любое издание (http://lib.ru/STRUGACKIE/milliard.txt).

А. Сахаров. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // А. Сахаров. Тревога и надежда: Публицистические работы: В 2 т. М.: Время, 2006. Т. 1 (http://www.sakharov-museum.ru/sakharov/works/razmyshleniya.php).

А. Белинков. Поэт и толстяк (Из книги «Юрий Олеша. Сдача и гибель русского интеллигента») // Критика 50-х—60-х годов ХХ века / Сост. Е. Скарлыгиной. М., 2004 (Библиотека русской критики). С. 383—435.

А. Яковлев. Против антиисторизма* // Литературная газета. 1972. 15 ноября (материал для желающих выдается в форме hand-out’а)
Исследования:

Травин Д. Между социализмом и капитализмом: реформаторы-68 в поисках оптимального пути // Неприкосновенный запас. 2008. № 4 (60). С. 53—68.

Левинсон А. Социализм как утопия // Неприкосновенный запас. 2008. № 4 (60). С. 90—94.

Даниэль А. 1968-й в Москве: начало // Неприкосновенный запас. 2008. № 4 (60). С. 131—140.

Гудков Л. Пражская весна 1968 года в оценках российского общества (сорок лет спустя) // Неприкосновенный запас. 2008. № 4 (60). С. 141—151.

Горбаневская Н. Легенда нашей демонстрации: сорок лет спустя // Неприкосновенный запас. 2008. № 4 (60). С. 169—180.

Юрчак А. Поздний социализм и последнее советское поколение // Неприкосновенный запас. 2007. № 2 (52). С. 81—97.

Семинар 1:
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Улитка на склоне. Опыт академического издания / Сост. Л.А. Ашкинази. М.: Новое литературное обозрение, 2006 (роман и все сопроводительные материалы).
Лекция 2:
Становление постмодернистского сознания в русской культуре метрополии. Повествователь как «подопытный кролик» автора в экстремальном мире. Новая рецепция идей М.М. Бахтина («карнавальность»). Формирование институций и поэтики ленинградского андеграунда. Гибель Л. Аронзона, начало новой фазы в творчестве В. Кривулина, эмиграция И. Бродского. Формирование жанра романтического анекдота (С. Довлатов).
Тексты:

И. Бродский. «Письма римскому другу (Из Марциала)». Стихотворение. Любое издание (http://www.litera.ru/stixiya/authors/brodskij/nynche-vetreno-i.html).

В. Кривулин. «Я Тютчева спрошу: в какое море гонит…». Стихотворение // В. Кривулин. Охота на Мамонта. СПб.: Блиц, 1998. С. 5 (http://obtaz.narod.ru/es-01-10.htm).

Венедикт Ерофеев. Москва—Петушки. Поэма. С комментариями Эдуарда Власова. М.: Вагриус, 2003.


Саша Соколов. Школа для дураков. Повесть. Любое издание (http://lib.ru/PROZA/SOKOLOV/shkola.txt).

Е. Харитонов. Духовка (рассказ). Листовка (эссе). Дзынь (пьеса) // Е. Харитонов. Под домашним арестом. М.: Глагол, 2005. С. 21—44, 312—314, 404--436.

П. Улитин. Татарский Бог и симфулятор (фрагменты прозы) // Московский наблюдатель. 1991. № 1.

Исследования:

Горин Д. «Конец перспективы»: переживание времени в культуре 1970-х // Неприкосновенный запас. 2007. № 2 (52). С. 111—122.

Лосев Л. Иосиф Бродский (биография в серии «ЖЗЛ»). М.: Молодая гвардия, 2008. С. 127—177.

Кривулин В. Охота на Мамонта. СПб.: Блиц, 1997. С. 6—66.

Кривулин В. Поэзия и анекдот // Звезда. 1994. № 3 (http://www.sergeidovlatov.com/books/krivulin.html).

Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. СПб.: Амфора, 2009.

Бродский И. О Сереже Довлатове (1991) (http://www.yavlinsky.ru/culture/print.phtml?id=1294).

Скрябина Т. Довлатов Сергей Донатович (биографическая справка) (http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/DOVLATOV_SERGE_DONATOVICH.html).

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература XX века. 1950--1990-е годы: В 3 кн. Кн. 3. С. 104—112.

Зиник З. Приветствую ваш неуспех (предисловие) // Улитин П. Разговор о рыбе. М., 2002 (http://www.litkarta.ru/dossier/zinik-ob-ulitine/dossier_2306/).

Айзенберг М. Знаки припоминания // Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М., 1997 (http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-11.html).

Урицкий А. Чувство полета: О прозе Павла Улитина // Дружба народов. 2002. № 10 (http://www.litkarta.ru/dossier/uritskiy-ob-ulitine/dossier_2306/).
Семинар 2:
Текст:

Вен. Ерофеев. Москва—Петушки. Любое издание.


Исследования:

Левин Ю. Комментарии к поэме «Москва—Петушки» Венедикта Ерофеева. Предисловие Хайнрика Пфандля. Грац; М.: Мартис, 1996.

Комароми А. Механизм и смысл противоиронии в поэме Венедикта Ерофеева «Москва--Петушки» (http://www.moskva-petushki.ru/articles/3mkttgu/mexanizm_i_smysl_protivoironii_v_poeme_venedikta_erofeeva_mоskva-petushki/).

Зорин А.Л. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. 1989. № 5. С. 256—258.

Банах И.В. Традиция сентиментального путешествия в поэме Вен. Ерофеева «Москва—Петушки» (http://www.moskva-petushki.ru/articles/3mkttgu/traditsija_sentimentalnogo_puteshestvija_v_poeme_ven_erofeeva_moskva-petushki/).

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература XX века. 1950--1990-е годы: В 3 кн. Кн. 2. С. 267—274.
Дополнительная литература:

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов. С. 285—325.
Лекция 3:
Формирование соц-арта и концептуализма в Москве. Различие между американским и советским концептуализмом. Деконструкция советского языка власти. Осмысление языков классической культуры как иноформ языка власти. Другие ответы на проблемы, поставленные концептуалистами: поэзия М.Н. Айзенберга и Е.Ф. Сабурова, проза и поэзия Н. Байтова, визуальные работы С. Файбисовича.
Тексты:

Вс. Некрасов. Стихотворения 1950—70-х годов // Некрасов Вс. Справка. М., 1991. Разд. 2, 4, 5, 6 (http://levin.rinet.ru/FRIENDS/NEKRASOV/Spravka.html).

Д.А. Пригов. Стихотворения 1970-х и начала 1980-х годов // Пригов Д.А. Книга книг. Избранные.  М.: Зебра Е, ЭКСМО, 2002. С. 7--42.

В. Комар, А. Меламид. Манифест соц-арта (1972) (http://www.aerofeev.ru/content/view/25/111/).

М. Айзенберг. Указатель имен. Стихотворения. М., 1997.

Н. Байтов. Леночка // Черновик. [Нью-Джерси], 1991. Вып. 5. С. 66--72. (http://www.vavilon.ru/texts/baitov4.html).


Исследования:

Зорин А.Л. Между двумя вечерами // Зорин А.Л. Где сидит фазан…

Пригов Д.А. Что нужно знать о концептуализме // Сайт «Арт-Азбука» (http://azbuka.gif.ru/important/prigov-kontseptualizm/).

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов. С. 221—266.

Бобринская Е. Концептуализм. М.: ГАЛАРТ, 1994.

Файбисович С. Переход // Новое литературное обозрение. 2004. № 65 (http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/faib17.html).

Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. Может быть выдана желающим студентам в виде hand-out’а.
Семинар 3:
Творчество поэтов-«метареалистов». Полемика с концептуализмом: семиотическая и антропологическая.

Тексты:

И. Жданов, А. Парщиков, А. Еременко. Поэты-метареалисты: Избранное. М.: МК-Периодика, 2002.

И. Жданов, М. Шатуновский. Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова. М., 1997.

А. Парщиков. Землетрясение в бухте Цэ. М., 2009.



Дополнительная литература:

Интервью А. Парщикова в кн.: Полухина В. Бродский глазами современников. СПб.: Журнал «Звезда», 1997. С. 232—243.


Лекция 4:
Усиление психологизма и экзистенциалистских тенденций в легальной литературе. Бардовская песня и Владимир Высоцкий. Расцвет экзистенциалистского театра и кинематографа. Антропологическая критика проекта «советского человека» в театре и кино 1970-х (А. Вампилов, Л. Петрушевская, А. Тарковский, «Гараж» Э. Рязанова, «Начало» и «Тема» Г. Панфилова). Культ значимых умолчаний. Сознательный уход от исторической рефлексии (первоначально – как новаторский лирический прием: мультфильм Ю. Норштейна «Сказка сказок»). Альманах «МетрОполь» как попытка неомодернистского реванша «шестидесятников». Разгром «МетрОполя». Альманах «Каталог» как объединенный (и этим единственный в истории) ответ «семидесятников».
Тексты:

Л. Петрушевская. Свой круг (1979) // Л. Петрушевская. Дом девушек: Рассказы и повести. М.: Вагриус, 1999 (http://www.kulichki.com/moshkow/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/swoj_krug.txt).

В. Высоцкий. Песни из радиоспектакля «Алиса в стране чудес». Тексты и аудиофайлы -- http://www.kulichki.com/vv/pesni/appendix/alisa.html, полный свод текстов пьес -- http://vysockiy.ouc.ru/alisa-v-strane-chudes.html.

Ю. Трифонов. Дом на набережной. Любое издание, например: Трифонов Ю.В. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1986. С. 363—494 http://lib.align.ru/getbook/11077.html).

Альманах «МетрОполь». Любое издание, например: МетрОполь. М.: Подкова; Деконт, 1999.

Б. Васильев. А зори здесь тихие. Любое издание (http://militera.lib.ru/prose/russian/vasilyev1/01.html).


Исследования:

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература XX века. 1950--1990-е годы: В 3 кн. Кн. 2. С. 93—129, 184--194.

Дело «МетрОполя»: Стенограмма расширенного заседания секретариата МО СП СССР от 22 января 1979 года (подготовка текста, публикация, вступ. ст. и коммент. Марии Заламбани) // Новое литературное обозрение. 2006. № 82 (http://magazines.russ.ru/nlo/2006/82/de14.html).



Митрохин Н. Санитары советской литературы // Новое литературное обозрение. 2006. № 82 (http://magazines.russ.ru/nlo/2006/82/mi15.html).

Семинар 4:
Текст:

Л. Петрушевская. Уроки музыки. М.: Искусство, 1989 (http://lib-drama.narod.ru/petrushevskaya/uroki.html).


Исследования:

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература XX века. 1950--1990-е годы: В 3 кн. Кн. 3. С. 112—122.
Тема 2. Новые типы эстетического сознания и социальный перелом второй половины 1980-х годов
Лекция 5:
Конец 1970-х – начало 1980-х. Проникновение в СССР западной контркультуры, в том числе и «разочарованной», постмодернистской контркультуры 70-х, панковской субкультуры и др. Становление советского рока и стилистики бриколажного абсурдизма в прозе. Подхват традиции обэриутов и поэтов «Сатирикона». Расцвет «подпольной» эзотерики. Некрореализм и распространение «чёрного юмора»; начало творчества В. Сорокина. «Митин журнал». «Родник». Проза А. Левкина.
Тексты и другие источники:

Б. Гребенщиков. Радио Африка. Альбом песен.

В. Цой. 45. Альбом песен.

А. Левкин. Свалка. Рассказ // А. Левкин. Цыганский роман. СПб.: Амфора, 2000. С. 15—34 (http://www.vavilon.ru/texts/prim/levkin2-1.html).



Исследования:

Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. М.: ЛЕАН; АГРАФ, 1999 (http://www.rockanet.ru/100/8.phtml, http://www.rockanet.ru/100/21.phtml, http://www.rockanet.ru/100/29.phtml, http://www.rockanet.ru/100/39.phtml).

Пономарева А. Евгений Юфит и некрореализм // Сайт «Кинооко» (http://www.kinooko.org/info/articles/evgenii-yufit-i-nekrorealizm).


Мазин В. Кабинет некрореализма: Юфит и. СПб., 1998.
Семинар 5:

«Чёрный юмор», эстетика насилия и трансформация концептуализма.


Текст:

В. Сорокин. Заседание завкома // В. Сорокин. Первый субботник. М.: Ad Marginem, 2001 (http://www.srkn.ru/texts/persub_part6.shtml).


Исследования:

Пригов Д.А. А им казалось: в Москву! В Москву! // Сорокин В. Сборник рассказов. М.: Русслит, 1992 (http://www.srkn.ru/criticism/prigov.shtml).

Рыклин М. Медиум и автор (предисловие) // Сорокин В. Собр. соч.: В 2 т. М.: Ad Marginem, 1998. Т. 1 (http://www.srkn.ru/criticism/ryklin2.shtml).

Дополнительные материалы:

Литература как кладбище стилистических находок. Интервью В. Сорокина // Ролл С. Постмодернисты о посткультуре. М.: ЛИА Р. Элинина, 1996. С. 111—120.


Лекция 6:
Перестройка. Волна публикаций «задержанной литературы». Заполнение «белых пятен» советской истории в литературе. А. Приставкин, «Ночевала тучка золотая…»

Социально-психологическая «чернуха»: С. Каледин, Л. Габышев, О. Ермаков («Знак зверя», 1992). Лирическая «чернуха»: ранние пьесы Н. Коляды.

Продолжение традиций социально-критического письма в 1990-е годы: роман Г. Владимова «Генерал и его армия», экзистенциальная военная проза В. Астафьева («Весёлый солдат», «Прокляты и убиты», «Пролетный гусь»), авангардистская лагерная проза Е. Фёдорова, «разочарованная» проза В. Маканина. Что потеряла русская культура из-за запрета радикальной социальной и психологической критики в 1960—1970-е годы?
Тексты:

А. Приставкин. Ночевала тучка золотая… М.: АСТ; Астрель, 2008 (http://lib.ru/PROZA/PRISTAWKIN/tuchka.txt_.txt).

С. Каледин. Смиренное кладбище. Стройбат // С. Каледин. Стройбат. М.: СП «Квадрат», 1994 (http://lib.ru/PROZA/KALEDIN/kladbishe.txt, http://lib.ru/PROZA/KALEDIN/strojbat.txt).

Н. Коляда. Рогатка (1989) (http://www.i-love.ru/sprg/rogatka/rogatkatxt.html).

Г. Владимов. Генерал и его армия. Любое издание (http://militera.lib.ru/prose/russian/vladimov/index.html).

В. Астафьев. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. № 1 (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/1/astaf.htm). *Прокляты и убиты. М.: ЭКСМО, 2009 (http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/proklyaty1.txt). *Веселый солдат. СПб.: Лимбус-пресс, 2003 (http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/soldat.txt).

Е. Фёдоров. Бунт. М., 1998.

В. Маканин. Лаз. Буква А (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/4/makanin.html).

*Л. Габышев. Одлян, или Воздух свободы // Л. Габышев. Сочинения. М., 1994 (http://lib.ru/PROZA/GABYSHEW/odlyan.txt).
Исследования и мемуары:

Каледин С. «Стройбат» и цензура // Index: Досье на цензуру. 1997. № 1 (http://www.index.org.ru/censor/kaledin.html).

Зорин А. Круче, круче, круче… История победы: чернуха в культуре последних лет // Знамя. 1992. № 10.

Липовецкий М. Растратные стратегии, или Метаморфозы «чернухи» // Новый мир. 1999. № 11 (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/11/lipowez.html).
Дополнительные материалы:

Полемика В. Богомолова и Г. Владимова о романе «Генерал и его армия»:



Богомолов В.О. Срам имут и живые, и мертвые, и Россия (http://militera.lib.ru/prose/russian/vladimov/app1.html).

Владимов Г. «Когда я массировал компетенцию...» (Ответ В. Богомолову) (http://militera.lib.ru/prose/russian/vladimov/app3.html).
Семинар 6:
Телесные и эротические метафоры политических и исторических конфликтов в российской литературе 1990-х.

Тексты:

В. Маканин. Кавказский пленный (1994) // В. Маканин. Кавказский пленный. М.: ЭКСМО, 2009 (http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/makanin.txt).


Исследования:

Vishevsky A. The Other among Us: Homosexuality in Recent Russian Literature // Slavic and Eastern European Journal. Vol. 42, no. 4 (Winter 1998). P. 723--729.
Дополнительные материалы:
Бакенбарды. Художественный фильм. Реж. Ю. Мамин. Ленфильм, 1990.
Дополнительная литература:

Никифорова В. Новый фильм Учителя // Сайт «Культура. Открытый доступ» (http://www.openspace.ru/cinema/events/details/2926/).
Тема 3. Важнейшие направления в русской литературе 1990-х годов (поэзия, проза, драматургия) и их судьба в 2000-е годы

Лекция 7:
Начало 1990-х. Кризис «толстых журналов». Возникновение новой системы литературных премий (Российская Букеровская премия).

Возникновение «микросоциального» интеллигентского письма (ср. традицию К. Вагинова) и «филологической прозы». «НРЗБ». А. Жолковский, «НРЗБ». М. Безродный, «Конец Цитаты». М. Гаспаров, «Записи и выписки». А. Гольдштейн, «Расставание с Нарциссом». Влияние традиций Л. Гинзбург и В. Шкловского. Размывание границ между fiction и non-fiction, non-fiction как заново осваиваемая «территория литературы» (ср. с «литературой факта» 1920-х: сходства (социальной ситуации) и отличия (мировоззренческие, стилистические, субъектные)). «Лирический автобиографизм»: С. Гандлевский, «Трепанация черепа», А. Сергеев, «Альбом для марок», А. Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени…». Влияние «филологической прозы» и «лирического автобиографизма» на блоговое письмо: Линор Горалик.


Тексты:

С. Гандлевский. Трепанация черепа: История болезни. СПб., 1996 (http://www.vavilon.ru/texts/prim/gandlevsky3.html).

А. Сергеев. Альбом для марок // А. Сергеев. Omnibus. М.: НЛО, 1997.

А. Жолковский. НРЗБ (1991) // А. Жолковский. НРЗБ. Allegro mafioso. М.: ОГИ, 2005.

М. Безродный. Конец Цитаты (1993). СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996.

А. Гольдштейн. Расставание с Нарциссом. М.: Новое литературное обозрение, 1997.

А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени… Роман-идиллия. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. Сокращенный журнальный вариант: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/10/chuda.html.

Л. Горалик. Не местные. М.; Тверь, 2003 (http://www.vavilon.ru/texts/goralik1.html).


Исследования:

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов. С. 572—612.
Дополнительные материалы:

Несокращенные фрагменты романа А. Сергеева «Альбом для марок»:

http://www.vavilon.ru/metatext/ocherki/sergeev1.html.

http://www.vavilon.ru/metatext/ocherki/sergeev3.html.


Семинар 7:
М. Гаспаров. Записи и выписки. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Лекция 8:
Смена поколений в поэзии. Возникновение группы «Вавилон» (1989). Возникновение новой петербургской поэзии. Сборник «24 поэта и 2 комиссара». Новая тематика. Станислав Львовский. Олег Пащенко. Александр Скидан. Михаил Гронас. Евгения Лавут. Псой Короленко. Проза: Василий Кондратьев, Анастасия Гостева. Влияние творчества Н. Искренко, В. Кривулина, А. Драгомощенко, Д.А. Пригова 1980-х на новую поэзию. Формирование сети литературных салонов, возникновение культуры регулярных публичных поэтических чтений.
Тексты:

С. Львовский. Белый шум. М.: Арго-РИСК, 1996 (http://www.vavilon.ru/texts/lvovsky1.html).

А. Скидан. Пирсинг нижней губы. Поэма (1995) // А. Скидан. Красное смещение. М.; Тверь, 2005 (http://www.vavilon.ru/texts/skidan3-2.html).

М. Гронас. Дорогие сироты, М.: ОГИ, 2002 (http://www.vavilon.ru/texts/gronas1.html).

Е. Лавут. Из стихотворений 1997—2000 гг. (http://www.vavilon.ru/textonly/issue3/lavut.htm).

П. Короленко. Шлягер века. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Интернет-версия концерта: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/psoy/psoy_spisok.html.

А. Гостева. Дочь самурая // Знамя. 1997. № 9 (http://yanko.lib.ru/books/lit/gosteva_travel_lamb.htm#_Toc19166780).

В. Кондратьев. Мурзилка // В. Кондратьев. Прогулки. СПб.: Борей, 1993 (http://www.vavilon.ru/texts/kondratiev1-4.html).

Н. Искренко. Непосредственно жизнь. Стихи и тексты. 22.12.92 – 31.08.93
Собрание сочинений. Том 23. М.: АРГО-РИСК, 1997 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko2.html); *Интерпретация момента. Стихи и тексты. 23.09.91 -- 11.02.92. Собрание сочинений. Том 20. М.: АРГО-РИСК, 1996 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko1.html).

В. Кривулин. Концерт по заявкам. СПб., 1993 (как минимум, нужно прочитать в Интернете дайджест этой книги: http://vavilon.ru/metatext/vavilon2/krivulin-2.html); интернет-версия сборника «Купание в иордани и другие тексты времен чеченской кампании» (http://vavilon.ru/texts/krivulin2.html); Стихи юбилейного года. М.: ОГИ, 2001 (http://vavilon.ru/texts/krivulin4.html).

А. Драгомощенко. Описание: Избранные стихотворения 1970—90-х годов. СПб.: Гуманитарная академия, 2000 (http://vavilon.ru/texts/dragomot4.html); *На берегах исключенной реки. М.: ОГИ, 2005 (http://vavilon.ru/texts/dragomot5.html).

Д.А. Пригов. Взаимоотношения с высоким // Д.А. Пригов. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997 (http://vavilon.ru/texts/prigov4-5.html).


Исследования:

Фанайлова Е. Рец. на кн.: Скидан А. В повторном чтении. М., 1998 // Знамя. 1999. № 11 (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/fanayl.html).

Ямпольский М. Поэтика касания (послесловие к кн. А. Драгомощенко «Описание») (http://vavilon.ru/texts/yampolsky1.html).

Он же. Дзен-барокко // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iamp.html).

Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-postkonts/).

Кукулин И. Прорыв к невозможной связи // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 (В Интернете не выложено).

Он же. Современный русский поэт как воскресшие Аленушка и Иванушка // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuklin-aktualnyi-russkiy-poet/dossier_2270/)

΄ Он же. Эзотерическая амнистия песни // Новое литературное обозрение. 2002. № 55 (В Интернете не выложено).



Семинар 8:
«Рижская» и «ферганская» школы. О. Золотов, С. Тимофеев, Ш. Абдуллаев. «Пограничные» типы русской поэзии.
Тексты:

О. Золотов. Рождество // О. Золотов. 18 октября: стихотворения. Рига, 2006 (найти в полном тексте сборника: http://www.orbita.lv/publications/1031).

С. Тимофеев. Если бы я был президентом Латвии… // Новое литературное обозрение. 2009. № 96 (http://magazines.russ.ru/nlo/2009/96/ti1.html).

Ш. Абдуллаев. Фильм // Ш. Абдуллаев. Неподвижная поверхность. М.: Новое литературное обозрение, 2003 (в начале файла: http://www.vavilon.ru/texts/abdullaev2-1.html#10); необходимо прочитать примечания к этому стихотворению в конце сборника или внизу файла.


Исследования:

Скидан А. Житель окраины // Абдуллаев Ш. Неподвижная поверхность (предисловие) (http://www.vavilon.ru/texts/skidan8.html).

Кукулин И. Фотография внутренностей кофейной чашки // Новое литературное обозрение. 2002. № 54 (http://magazines.russ.ru/nlo/2002/54/ku.html).
Дополнительные материалы:

Абдуллаев Ш. Фергана как состояние // Митин журнал. 1992. № 44 (http://www.vavilon.ru/metatext/mj44/abdullaev.html).

Фрагмент Ферганы (интервью Ш. Абдуллаева) // Ex Libris НГ. 2001. 5 июля (http://exlibris.ng.ru/lit/2001-07-05/2_fergana.html).


Лекция 9:
Проза второй половины 1990-х. Виктор Пелевин, начиная с повести «Омон Ра» и романа «Чапаев и Пустота» – «политическая психоделика». Людмила Улицкая – трансформация жанра семейной саги в связи с трансформацией самой идеи семьи в современном мире. Лирико-постмодернистская стилистика и социально-катастрофический месседж: повести и романы Михаила Шишкина («Всех ожидает одна ночь», «Взятие Измаила», «Венерин волос»).

Постмодернистская игровая стилизация: Б. Акунин, Л. Юзефович. Связь с «советским викторианством» (К. Кобрин). Деконструкция стилизации «под XIX век» в романе Ю. Давыдова «Бестселлер».

«Исповедальный» театр Евгения Гришковца: «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты».

Литературные премии конца 1990-х: Антибукер, премия Аполлона Григорьева. Возрождение премии Андрея Белого. Особенности российской стратегии премиальных награждений.


Тексты:

В. Пелевин. Чапаев и Пустота. Любое издание (pelevin.nov.ru/romans/pe-pust/).

Л. Улицкая. Медея и ее дети. Любое издание (http://lib.aldebaran.ru/author/ulickaya_lyudmila/ulickaya_lyudmila_medeya_i_ee_deti/).

М. Шишкин. *Всех ожидает одна ночь. М.: Вагриус, 2001. Взятие Измаила: Лекция седьмая. М.: Вагриус, 2007 (журнальный сокращенный вариант: http://lib.ru/PROZA/SHISHKIN/izmail.txt). Венерин волос. М.: Вагриус, 2007.

Б. Акунин. Коронация, или Последний из романов. М.: Захаров, 2000 (http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/BAKUNIN/ak11.txt).

Л. Юзефович. Костюм Арлекина (начало 1980-х -- 2001). М.: Вагриус, 2001 (http://lib.aldebaran.ru/author/yuzefovich_leonid/yuzefovich_leonid_kostyum_arlekina/).

Ю. Давыдов. Бестселлер. М.: Вагриус, 2001 (http://lib.aldebaran.ru/author/davydov_yurii/davydov_yurii_bestseller/)

Е. Гришковец. Как я съел собаку (http://www.lib.ru/PXESY/GRISHKOWEC/sobaka.txt). ОдноврЕмЕнно (http://www.lib.ru/PXESY/GRISHKOWEC/together.txt).


Дополнительные материалы

Желательно просмотреть к семинару любой из спектаклей Е. Гришковца, изданных на DVD (достаточно одного): «Как я съел собаку» (М.: ОРТ-Видео, 2003), «По По» (М.: Снегири, 2004), «ОдноврЕмЕнно» (М.: Снегири-музыка, 2004), «Дредноуты» (М.: Мистерия звука, 2007) и др.


Исследования

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов. С. 407—530, 682—706.

Лассан Э. «Плюрализм возможен, консенсус исключен» роман Ю. Давыдова «Бестселлер» в свете «лингвистического поворота» в гуманитарных науках // Новое литературное обозрение. 2006. № 81 (http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/la26.html).

Каспэ И. И слава ей венок плела; *Рождественская К. Изречения выхода в день // Новое литературное обозрение. 2005. № 75 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ka25.html; http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ka26.html).

Семинар 9:
Тексты:

В. Пелевин. «Generation “П”». Любое издание (http://pelevin.nov.ru/romans/pe-genp/).


Исследования:

Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3 (http://magazines.russ.ru/inostran/1998/3/kuznesov.html).

Он же. Омон Ра отправляется в Вавилон // Газета.ру. 1999. 12 марта (http://gazeta.lenta.ru/culture/12-03-1999_pelevin.htm).

Он же. Памяти модной молодежи // Газета.ру. 1999. 24 марта (http://gazeta.lenta.ru/culture/24-03-1999_pelevin_Printed.htm).

Роднянская И. Этот мир придуман не нами // Новый мир. 1999. № 8 (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/8/rodnyan-pr.html).

Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920—2000-х годов (те же страницы, что и к лекции).
Тема 4. Новые тенденции в русской литературе 2000-х
Лекция 10:
Проза 2000-х годов. Расцвет антиутопии: романы Д. Быкова. Романы А. Иванова как ретроспективные антиутопии.

Эволюция антиутопий к «романам исторического разочарования»: А. Терехов, «Каменный мост», Л. Юзефович, «Журавли и карлики», Е. Водолазкин, «Соловьев и Ларионов», А. Кабаков, «Беглец».

«Новая драма»: В. и О. Пресняковы, Вяч. Дурненков, И. Вырыпаев. Перерождение «новой драмы» в эстетику «гламуризированного» насилия: фильм И. Вырыпаева «Кислород». Новое ницшеанство: Захар Прилепин («Грех»).

Возвращение модернистской проблематики: романы Д.А. Пригова («Ренат и Дракон», «Катя, китайская») и А. Гольдштейна («Спокойные поля»).

Проблематика постколониального и глобализированного общества в современной русской прозе: повесть Д. Осокина «Овсянки», роман В. Вотрина «Последний магог».
Тексты:

Д. Быков. Эвакуатор. Любое издание (http://lib.aldebaran.ru/author/bykov_dmitrii/bykov_dmitrii_yevakuator/bykov_dmitrii_yevakuator__1.html). *ЖД. Любое издание.

*А. Иванов. Сердце пармы, или Чердынь – княгиня гор. СПб.: Азбука-классика, 2006; Золото бунта, или Вниз по реке теснин. СПб.: Азбука-классика, 2007. Блуда и МУДО. СПб.: Азбука-классика, 2007.

*А. Терехов. Каменный мост. М.: АСТ, 2009.

Е. Водолазкин. Соловьев и Ларионов. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

*Л. Юзефович. Журавли и карлики. М.: АСТ, 2008.

А. Кабаков. Беглец. М.: АСТ, 2009.

Вяч. Дурненков. Три действия по четырем картинам (http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/lib/durnenkov_v_dv_tridvk.html); Хозяйка анкеты (http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/lib/durnenkov_v_anketa.html); Культурный слой (http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/lib/durnenkov_v_cult_sloy.html).

И. Вырыпаев. Июль. М.: Коровакниги, 2008 (http://www.vyrypaev.ru/piess/23.htm).

*З. Прилепин. Грех. М.: Вагриус, 2008.

Д.А. Пригов. Ренат и Дракон. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

А. Гольдштейн. Спокойные поля. М.: Новое литературное обозрение, 2006 (небольшой фрагмент в Интернете: http://magazines.russ.ru/zerkalo/2005/25/go1.html)

Аист Сергеев (Денис Осокин). Овсянки // Октябрь. 2008. № 9 (http://magazines.russ.ru/october/2008/10/se12.html).

В. Вотрин. Из романа «Последний Магог» // Новое литературное обозрение. 2008. № 92 (http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/vv23.html).


Исследования:

Годер Д. Санитарка как еда (рецензия на спектакль по пьесе И. Вырыпаева «Июль») // Газета.ру. 2006. 24 ноября (http://www.mxat.ru/authors/directors/Rizhakov/8214/).

И.К. От редакции; Парщиков А. Покидая Аркадию; Зеленина Г. Чудные земли, чудные пророки, зеркальные границы // Новое литературное обозрение. 2008. № 92 (http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/red17.html, http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/par24.html,

http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/ze25.html).

Бараш А. Фаюмский портрет; Львовский С. Без гарантии возвращения // Новое литературное обозрение. 2006. № 81 (http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/ba17.html, http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/l19.html).

Кузнецов С. Кровь империи и печень врага (Старое и новое. Выпуск 9) // Русский журнал. 2003. 8 мая (http://old.russ.ru/krug/20030508_sk.html).

Кукулин И. Героизация выживания (о романах Алексея Иванова) // Новое литературное обозрение. 2007. № 86. (http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/ku17.html).
Семинар 10:
Текст:

Д.А. Пригов. Катя китайская. Роман. М.: Новое литературное обозрение, 2008.


Лекция 11:
Поэзия 2000-х годов. Поворот от «новой искренности» к «новому эпосу», от лирического высказывания -- к социально-исторической рефлексии. Интерпретация истории как личной травмы. Поэма Михаила Сухотина «Стихи о первой чеченской кампании». Расцвет и кризис поэзии Кирилла Медведева, поэма «Текст о трагических событиях в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года». Творчество Бориса Херсонского, Федора Сваровского, Линор Горалик, Елены Фанайловой («Чёрные костюмы»), Андрея Сен-Сенькова, Андрея Родионова, Павла Гольдина, Анастасии Афанасьевой.
Тексты:

М. Сухотин. Стихи о первой чеченской кампании (1999) (http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/SUHOTIN/Chechnya.htm).

К. Медведев. Текст, посвященный трагическим событиям 11 сентября в Нью-Йорке; Говорить все // К. Медведев. Вторжение. М.; Тверь: АРГО-РИСК; КОЛОННА, 2002 (Авторник: Альманах литературного клуба. Сезон 2001/2002 гг., вып. 8.) (http://vavilon.ru/texts/medvedev2-2.html; http://vavilon.ru/texts/medvedev2-3.html).


А. Сен-Сеньков. Дырочки сопротивляются. М.; Тверь: АРГО-РИСК; КОЛОННА, 2006 (http://www.vavilon.ru/texts/senkov/5.html).

А. Родионов. Игрушки для окраин. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Б. Херсонский. Площадка под застройку. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Е. Фанайлова. Черные костюмы. М.: Новое издательство, 2008.

Ф. Сваровский. Путешественники во времени. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

П. Гольдин. Хорошая лодка не нуждается в голове и лапах. М.: Новое литературное обозрение, 2009.



Тематика заданий для текущего контроля соответствует программе семинаров.
Примерный список вопросов к зачету:
1. Конец 1960-х как начало советской «современности». Крах надежд «шестидесятников» на советскую утопическую идеологию. Роман А. Битова «Пушкинский дом».

2. Социально-историческая рефлексия в произведениях А. и Б. Стругацких конца 1960-х – начала 1970-х годов.

3. Становление постмодернистского сознания в русской культуре метрополии. Новая рецепция идей М.М. Бахтина («карнавальность»). Поэма Вен. Ерофеева «Москва--Петушки».

4. Творчество И. Бродского и С. Довлатова 1970-х годов.

5. Лирическая проза Саши Соколова.

6. Эстетическое значение прозы Павла Улитина.

7. Формирование соц-арта и концептуализма. Различие между американским и советским концептуализмом. Деконструкция советского языка власти. Другие ответы на проблемы, поставленные концептуалистами.

8. Творчество поэтов-«метареалистов».

9. Усиление психологизма и экзистенциалистских тенденций в легальной литературе. Расцвет экзистенциалистского театра и кинематографа. Проза и драматургия Людмилы Петрушевской.

10. Историческое значение альманахов «МетрОполь» и «Каталог».

11. Проникновение в СССР западной контркультуры и ее рецепция. Расцвет «подпольной» эзотерики и «чёрного юмора». Раннее творчество В. Сорокина и А. Левкина.

12. Перестройка. Волна публикаций «задержанной литературы». Заполнение «белых пятен» советской истории в литературе и значение «травмированного поколения» в культуре 1980-х. А. Приставкин, «Ночевала тучка золотая…»

13. Два типа «чернухи» («центробежная» и «центростремительная»).

14. Продолжение традиций социально-критического письма в 1990-е годы: роман Г. Владимова «Генерал и его армия», экзистенциальная военная проза В. Астафьева.

15. Телесные и эротические метафоры политических и исторических конфликтов в российской литературе 1990-х. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный».

16. «Лирический автобиографизм» и «филологическая проза». Книга М. Гаспарова «Записи и выписки».

17. Смена поколений в поэзии. Возникновение группы «Вавилон» и нового поколения в петербургской неофициальной поэзии. Разбор творчества одного из поэтов «поколения 90-х» по выбору.

18. «Рижская» и «ферганская» школы в поэзии.

19. Творчество Виктора Пелевина середины и второй половины 1990-х («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation “П”»).

20. Творчество Людмилы Улицкой второй половины 1990-х («Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»).

21. Повести и романы Михаила Шишкина («Всех ожидает одна ночь», «Взятие Измаила», «Венерин волос»).

22. Постмодернистская игровая стилизация детектива: Л. Юзефович и Б. Акунин.

23. Роман Ю. Давыдова «Бестселлер» и его социокультурное значение.

24. Театр Евгения Гришковца («Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты»).

25. Антиутопия 2000-х годов: романы Д. Быкова и А. Иванова.

26. «Романы исторического разочарования» 2000-х.

27. «Новая драма»: В. и О. Пресняковы, Вяч. Дурненков, И. Вырыпаев.

28. Возвращение модернистской проблематики в прозе 2000-х.

29. Проблематика постколониального и глобализированного общества в современной русской прозе.

30. Поэзия 2000-х годов. «Новый эпос». Социально-историческая рефлексия в современной поэзии.



31. Премиальная система в российской литературе 1990--2000-х годов.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет