Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Отделение дизайна
Программа государственного экзамена
для направления подготовки бакалавра 072600.62 «Дизайн»
Москва, 2012
Цели государственного экзамена
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 070601 - «Дизайн» государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области дизайна, усвоенных студентом во время обучения.
В соответствии с этим, государственный экзамен включает наиболее важные вопросы «История дизайна, науки и техники». Исходя из изложенного целями государственного экзамена являются:
-
Проверить и оценить знания выпускников в области общепрофессиональных дисциплин «Проектирование» и «История дизайна, науки и техники» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дизайн», достаточные для компетентного выполнения обязанностей в соответствии с квалификацией «Дизайнер», а также для последующего обучения в аспирантуре.
-
Выявить и оценить конкретные возможности студента-выпускника, его способности к самостоятельным суждениям и выводам на основе имеющихся знаний.
-
Определить наличие и оценить уровень развития профессиональных навыков и умений в области исследовательской и практической деятельности по специальности «Дизайн».
В программе междисциплинарного экзамена по специальности 070601-«Дизайн» представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста и бакалавра.
Основное значение вопросов, составленных для государственного экзамена, заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке дизайнеров.
Такой профессионально ориентированный принцип построения программы государственного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными дисциплинами.
Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 070601-«Дизайн». Экзаменационный билет включает в себя два вопроса по истории дизайна, науки и техники
Кроме того, студенту будет предложен визуальный ряд изображений объектов дизайна
В рамках предлагаемой программы по дисциплине «История дизайна, науки и техники» предполагается осветить историю дизайна (с момента формирования), начиная с древнейших времен и до конца ХХ века.
Так же, выпускнику необходимо ориентироваться в художественных приоритетах различных регионов в зависимости от нюансов их общественного развития, религиозных представлений и т.п.
Знание школ западного дизайна и отечественных достижений в этой области расширяет рамки профессиональных представлений молодых специалистов. Без знаний основ истории искусства и истории дизайна затрудняется активизация креативного мышления и практически невозможно грамотное проектирование.
В программе широко представлен материал по западноевропейскому и отечественному дизайну XIX - ХХ веков, являющийся наиболее актуальным для современного специалиста.
Требования к уровню подготовки выпускника
Выпускник ВУЗа, усвоивший профессиональную образовательную программу по специальности «Дизайн», должен знать:
-
Место стилей, направлений, художественных школ в истории и культуре и, соответственно, их теснейшую связь с историей человеческого общества.
-
Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.
-
Творчество крупнейших мастеров дизайна.
Уметь:
-
на основе накопленных теоретических знаний ориентироваться в явлениях классического и современного искусства и художественной культуры, разбираться в сложностях современной художественной ситуации, опознавать эпоху, стиль, автора, сюжет (если таковой имеется) произведения из предъявляемого иллюстративного материала по истории дизайна;
-
использовать в практической, прикладной деятельности достижения мирового искусства разных эпох;
-
использовать технологии современного искусства в решении практических задач различных направлений;
-
грамотно пользоваться профессиональной терминологией, анализировать произведения дизайна.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
и формы экзаменов
Государственный экзамен выявляет степень соответствия знаний и умений выпускника в области общепрофессиональных и специальных дисциплин требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дизайн».
При подготовке к итоговому экзамену следует пользоваться данным методическим пособием, которое содержит всю необходимую информацию для того, чтобы качественно подготовиться к аттестационному испытанию. Подготовку необходимо осуществлять по вопросам, которые впоследствии войдут в экзаменационные билеты.
В процессе подготовки полезно составить расширенный план ответа по каждому вопросу. Пользуйтесь при подготовке ответов рекомендованной обязательной и дополнительной литературой, а также лекционными конспектами, которые вы составляли при прослушивании курса «Истории дизайна, науки и техники» в процессе обучения в вузе. В случае возникновения трудностей при подготовке к государственному экзамену обращайтесь к преподавателям за соответствующими разъяснениями. Обязательным является посещение специальных консультаций и обзорных лекций, которые проводятся перед итоговыми экзаменами.
При подготовке к итоговому экзамену следует обратить внимание на списки литературы (как основной, так и дополнительной), рекомендуемой для изучения каждой темы.
В период подготовки к итоговому экзамену читаются обзорные лекции и проводятся консультации.
Экзамен проводится в назначенное время в присутствии председателя и всех членов ГАК в устной форме.
На подготовку к ответу отводится 60 минут. При этом выпускнику разрешается пользоваться соответствующими учебными программами итогового экзамена, а также разрешается пользоваться иллюстративным материалом (представленным в цифровом варианте), который структурирован в соответствии с программой итогового экзамена.
Не допускается использование учебной литературы.
На ответ по билету дается 20-30 минут. После ответа могут быть заданы вопросы, количество которых не регламентируется.
Ответы на вопросы экзаменационных билетов должны продемонстрировать то, что студент:
-
знает основные этапы развития дизайна и возможности применения этих знаний в своей практической художественной деятельности;
-
понимает специфику предмета «История дизайна, науки и техники» и их отношение к смежным дисциплинам.
Материал по раскрываемому вопросу должен излагаться структурировано и логично. По своей форме ответ должен быть уверенным и четким. Следите за культурой речи, не допускайте ошибок в произношении специальных терминов, имен и фамилий известных мастеров, правильно называйте литературные источники, также обратите внимание на даты важных событий в истории художественной культуры.
Оценка ответа обсуждается коллегиально и осуществляется на основании определенных критериев в соответствии с требованиями ГОС ВПО и сообщается после сдачи экзамена группы или подгруппы студентов.
Апелляция подается в день сдачи экзамена на имя председателя ГАК. Решение комиссии оглашается незамедлительно.
Критерии оценки знаний выпускника
В своих ответах студенты должны показать знание по каждому из трех вопросов. Оценка каждого из вопросов проводится по десятибалльной шкале:
«отлично» - высокий уровень знаний;
«хорошо» - средний уровень знаний;
«удовлетворительно» - низкий уровень знаний;
«неудовлетворительно» - недостаточный уровень знаний
Подготовленность выпускника определяется знанием специальной литературы, умением раскрыть тему, используя теоретические знания по основной и смежным дисциплинам. Оцениваются знания, полученные в процессе обучения.
Выпускник на экзамене должен:
-
показать хорошие теоретические знания
-
раскрыть закономерности художественных процессов
-
уметь применять знания из смежных дисциплин при рассмотрении вопросов
Оценка «отлично» выпускнику выставляется при выполнении следующих условий:
-
Изложение ответа на вопрос полностью раскрывает его содержание.
-
Выпускник показал прочные знания по основной и смежным дисциплинам
-
В ответе прослеживается четкая логика изложения материала и его аргументация.
-
Выпускник укладывается во время, отведенное для ответа, и по окончании отвечает на вопросы членов ГАК.
Оценка «хорошо» при соответствии ответа следующим требований:
-
При изложении ответа содержание вопроса раскрывается достаточно.
-
Выпускник демонстрирует хорошее владение материалом
-
Логика ответа и его аргументация прослеживается достаточно хорошо.
-
Выпускник укладывается во временной интервал, отведенный для ответа, и по его окончании может ответить на большинство вопросов членов ГАК.
Оценка «удовлетворительно»:
-
При изложении материала ответа содержание вопроса не раскрывается полностью.
-
Выпускник демонстрирует посредственное владение материалом
-
Выпускник отвечает сбивчиво, логика ответа практически отсутствует.
-
Выпускник не укладывается во время, отводимое для ответа, и по окончании отвечает только на некоторые вопросы, задаваемые членами ГАК.
Оценка «неудовлетворительно»:
-
При изложении вопроса его содержание не раскрывается.
-
Выпускник не может продемонстрировать знаний при ответе на вопрос в пределах материала учебника.
-
Логика построения ответа отсутствует.
-
Выпускник не укладывается во время, отведенное для ответа, и не может ответить на вопросы ГАК.
Оценки за каждый вопрос заносятся каждым членом ГАК в оценочный лист, раздаваемый перед началом проведением экзамена. Итоговая оценка ответа выпускника определяется путем вычисления средней оценки всех представителей ГАК. В случае возникновения спорных моментов вопрос выставления оценки решается в пользу студента. Уровень подготовки выпускника, оцененный на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», может быть признан соответствующим требованиям ГОС ВПО, на основании чего студент может быть допущен к защите выпускной квалификационной работы, в случае успешной защиты ему может быть присвоена соответствующая квалификация, свидетельствующая о возможности самостоятельного выполнения выпускником профессиональных функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Истории дизайна, науки и техники»
Раздел . ДИЗАЙН. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 1. Отрасли дизайна. Понятие «дизайн». Категории и критерии качества дизайна.
Связь характера деятельности человечества с уровнем развития общества. Дизайн как вид художественно-творческой деятельности в процессе преобразования предметной среды. Ремесленное творчество в системе развития рыночных отношений. Понятие канона в ремесленном производстве. Понятие «проектирование». Экономические и социокультурные истоки развития дизайна.
Связь дизайна с другими видами деятельности человека. Основные задачи и реальные возможности дизайнеров в процессе организации предметно-пространственной среды. Дизайн в системе «человек-машина-среда».
Критерии качества дизайна. Определение дизайна. Разделы дизайна: индустриальный, графический, компьютерный, дизайн среды, экспозиционный, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн, арт-кар. Эргономика в дизайне.
Основная литература: 1, 2, 5, 7, 9
Дополнительная литература: 19, 21, 24, 30, 34
Раздел II. ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ, ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ЭПОХУ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Тема 2. Первые орудия труда и механизмы. Первобытное общество и Древний мир.
Первобытное общество. Корни протодизайна. Зарождение проектного сознания – рисунки первобытных людей в пещерах. Появление первых орудий. Искусственное добывание огня (ок. 40 000 г. до н.э.). Весло и лодка (ок. 10 000 г. до н.э.). Ручные рубила (ударники). Составные орудия труда: каменный топор-колун, каменная мотыга (4-3 тыс. до н.э., поздний неолит). Лук, тетива, стрелы (мезолит, ок. 12(10) – 7(5) тыс. до н.э.). Колесо (ок. 4 000 г. до н.э.). Искусственные материалы: плетение и ткачество, керамика (5-3 тыс. до н.э.). Папирус (4 тыс. лет до н.э.). Обработка металлов (ок. 3 000 до н.э., неолит).
Древний Египет. Бытовые предметы древних египтян. Мебель древнего Египта. Типы мебели, технология изготовления, материалы, декор. Климатические и культурные специфические признаки древнеегипетских предметов быта. Сокровища «гробницы Тутанхамона». Ювелирное искусство. Строительная техника Древнего Египта. Типы колонн. Книга Древнего мира – папирусный свиток.
Древний Китай. Основы металлургии, химии, медицина. Цай Лунь. Изобретение бумаги (105 г. н.э.).
Древняя Греция. Гончарный круг. Керамика. Дифференциация гончарных изделий. Типы сосудов. Вазопись. Стили вазописи (чернофигурная, краснофигурная, белофонная). Мебель Древней Греции. Типы мебели, технология изготовления, декор. Клисмос. Греческий орнамент (пальметта, меандр, киматий и др.). Жилой перистильный дом. Мозаика. Ордерная система. Типы колонн (ионическая, дорическая, композитная). Основной тип храма – периптер.
Этруски и Древний Рим. Мебель. Римский домус: атриумно-перистильный дом. Инсулы. Мозаика, фреска.
Войны Древнего мира. Военные машины и механизмы. Архимед. Диад.
Основная литература: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16
Дополнительная литература: 15, 24, 25, 30, 31, 34
Тема 3. Ремесло в Средние века. Эпоха Возрождения, 17 век – разделение труда, предпосылки машинной техники.
Средневековье – зарождение, развитие и разложение феодализма. Развитие городов. Цеховая система. Открытия и изобретения средневековья. Порох и огнестрельное оружие. Колесный плуг.
Раннее средневековье (дороманский период, или эпоха переселения народов). «Варварское» декоративно-прикладное искусство. Ювелирное искусство: фибулы, гривны. Англо-ирландская книга. «Ковровые» орнаменты, плетенка. «Звериный» («чудовищный», или «тератологический» стиль).
Романский период. Мебель – сундук. Донжон – жилище феодала. Книга периода Каролингской и Оттоновской империй, эволюция изображений.
Готический период. Мебель. Витраж – эволюция. Фахверк – жилой дом позднего средневековья. ДПИ: предметы культа (реликварии, дарохранительницы, потиры, монстранцы и пр.). Рукописная книга готики – кодекс. Структура, оформление, оклад. Книжная миниатюра, орнамент, бестиарий.
Развитие оптики. Скальвино Армати, очки (1285 г., Флоренция).
Изобретение компаса, изучение явления магнетизма. 14-16 вв. Компас, подзорная труба – толчок развития «морского дела». 16 век – эпоха великих географических открытий.
Изобретение книгопечатания. Немецкий печатник Иоганн Гуттенберг (1400-1468). Наборная печать. «42-строчная Библия» (1450 г.). Инкунабулы. Палеотипы. Франциск Скорина, печать книг на старославянском языке (к. 15 в.). Первопечатник Иван Федоров «Апостол» (1564 г.), «Азбука».
Возрождение. Цеховые объединения Европы. 14 век – первые мануфактуры в Италии. 16 век – цеха Германии, Англии, Нидерландов, Франции кооперируются в мануфактуры. Разделение труда.
Великие ученые и изобретатели эпохи Возрождения. Леон-Баттиста Альберти, «Десять книг о зодчестве». Леонардо да Винчи – художник, ученый, мыслитель, экспериментатор, инженер. Методика творчества. Проекты Леонардо. Машины Агостино Рамелли. Часы Джуанелло Турриано.
Барокко. Христиан Гюйгенс. Часы. Водяное (гидравлическое) колесо. ДПИ. Мебель барокко – конструкция, декор, отделка. Типы мебели. Стукко. Русское барокко. «Петровское барокко». Развитие архитектуры и мебельный дизайн 18 в. в России. Ремесленное искусство Петровского времени и 18 в.
Рококо. ДПИ. Мебель: Франция, Англия (Чиппендейл). Рокайль. Шинуазри. Буазери. Фарфор рококо. Гарднер, ИФЗ, Лимбах, Мейсен, Севр.
Основная литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 22, 25, 26, 29, 30, 31, 33, 34
Раздел III. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕВРОПЕ. СЛИЯНИЕ НАУКИ И РЕМЕСЛА.
Тема 4. Европейское прикладное и ремесленное искусство 18 – первой половины 19 века. Научно-технические открытия и изобретения.
Классицизм. Становление новых принципов развития архитектуры, прикладного искусства, ремесел. Мебель. Франция. Жакоб Демальте. Ткани Филиппа де Лассаля. Англия. Мебель: Хепплуайт, Шератон. Интерьеры братьев Адам. Ампир. Типы мебели: кресло-корытце, кресло-гондола. Отделка. Эгломизе, готлис и др. Русский классицизм и ампир. Дворцовые ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, в Павловске, Царском селе, Гатчине. Проекты предметов дворцового убранства А. Воронихина, К. Росси, интерьеры Ч. Камерона и др. Фарфор эпохи классицизма. Веджвуд, Мейсен, Севр, ИФЗ.
Машинная техника. Генри Модсли. Механический суппорт. Станочная линия для поточного производства однотипной продукции. Джон Клей. Механический (самолетный) челнок. Джеймс Харгривс. Механическая прядильная машина «Дженни». Джеймс Уатт. Паровой двигатель. «Лошадиная сила» («ватт»). Генри Форд. Конвейер. Народный автомобиль.
Транспортные средства. Н.Ж. Кюньо. Паровая повозка. Р. Фултон. Пароход. Р. Тревик. Паровоз. Дж. Стефенсон. Локомотив. Братья Черепановы. Паровоз. Велосипед. К.В. Драйс и др. Двигатель внутреннего сгорания. Э. Ленуар, Н. Отто. Г. Даймлер, К. Бенц. Автомобиль. Генри Форд. Модель «Т». Электродвигатель. В. Сименс, И.Г. Гальске. Электровоз.
В. Рентген. Рентгеновские лучи. П. Кюри и Мария Складовская-Кюри. Радиоактивность. Нильс Бор. Квантовая теория. Альберт Эйнштейн. Теория относительности.
Телефон и радио. К. Шапп. Телеграф. Александр Белл. Телефон. Г. Герц. Электромагнитные волны. А. Попов. Радиоприемник. Т. Эдисон. Многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, фонограф. Э. Берлинер. Граммофон.
Фотография и кино. Камера-обскура. Л.Ж. Дагер. Дагерротип. Фотограф Надар (Франция). Англия. Прерафаэлиты. Россия. А. Карелин. Л. и О. Люмьер. Кинематограф.
Бытовые механизмы. Швейная машина. Зингер. Пишущая машинка. Ремингтон.
Воздухоплавание и авиация. Отто Лилиенталь. К. Циолковский. Ф. Цеппелин.
Основная литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 21, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 34
Тема 5. Вторая половина 19 века: Всемирные промышленные выставки, первые теории дизайна.
Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне. «Хрустальный дворец» (Chrystal Palace) Джозефа Пакстона – новое слово в мировой архитектуре. Отделения выставки. Награды выставки. Мебель М. Тонета. Стул модель № 14. Всемирная выставка 1867 г. в Париже на Марсовом поле. «Дворец промышленности». Всемирная выставка 1889 г. в Париже. Дворец машин. Башня Г. Эйфеля – олицетворение промышленной революции 19 века.
Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца 19 века. Инженерный стиль. Архитектурный стиль. Китч.
Первые теории дизайна. Готфрид Земпер: «Наука, промышленность и искусство. Предложения по улучшению вкуса народа в связи со Всемирной лондонской промышленной выставкой»; «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Джон Рёскин: «Современные живописцы», «Семь светочей архитектуры», «Камни Венеции», «Лекции об искусстве». У. Моррис и движение «Моррис и Кº», «Искусства и ремесла». «Сассекские стулья» («мебель добрых граждан»), «Красный дом» (арх. Ф. Уэбб), обои У. Морриса, ткани, искусство книги и др.
Русская инженерная школа на рубеже 19-20 вв. Русское техническое общество. Инженеры-мостовики. Д. Журавский, Н. Белелюбский, Г. Кривошеин. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий 1829 г. в СПб. Критерии оценки экспонатов. Художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Владимир Шухов. Выставочные павильоны – сетчатые конструкции («гиперболоиды»). Нефтепровод (1878), нефтеналивные суда, установки для переработки нефти (1887-1890), водотрубный котел («паровые котлы Шухова»), железнодорожные мосты на основе с типовых решений (с пролетами от 25 до 100 м, 1878 г.), конструкции арочных перекрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве. Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Дальнейшая модификация сетчатых гиперболоидных конструкций - конструкция радиобашни на Шаболовке (Москва, 1919-1920 гг.).
П. Страхов: «Техника и красота жизни». Я. Столяров, «Несколько слов о красоте в технике».
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 21, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 34
Раздел IV. РУБЕЖ XIX – ХХ ВЕКОВ. СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНА.
Тема 6. Стилевая ситуация на рубеже 19 – 20 веков.
Стремительный научно-технический прогресс, преображение быта на рубеже веков. Китч и эклектика. Потребность эстетического формообразования. Предпосылки зарождения нового стиля.
Стиль модерн. Возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к прошлому и национальным традициям. Стилизация, рождение новых форм. Сочетание ретроспективизма и новаторства. Хронологические рамки (1887-1914 гг.). Национальные школы модерна. Франция – ар нуво, «стиль Гимар», «стиль метро». Бельгия – «ар нуво», «стиль Орта», «стиль 1900 года», «стиль лилий», «студио», «стиль волн», «вермишель», «солитер», «угорь», «яхт-стиль». Австрия – «сецессион»; Германия – «югендштиль»; Италия – «цветочный стиль», «либерти». Англия – «модерн стайл». Россия – стиль модерн. Варианты модерна: флореальный, графический, живописный, поздний (предконструктивизм), неоклассический, национально-романтический и др. Кукурбита («усы тыквы»). Обрист Герман, «удар бича».
Модерн в дизайне среды.
В. Орта. Бельгия. А. Ван де Вельде. Бельгия. Г. Гимар. Франция. Л. Мажорель. Франция. Э. Галле. Франция. Р. Лалик. Франция. А. Гауди. Испания. А. Эндель. Германия. Ф. Шехтель. Россия. Л.К. Тиффани. США. Ч. Макинтош. Англия. О. Вагнер, Й. Ольбрих, Й. Хофманн. Австрия. Венские мастерские. К. Мозер, Й. Хофманн. Мебель.
Графический дизайн.
Западная Европа. Стиль модерн. О. Бердслей, Англия; рождение плаката, Франция: Ж. Шере, А. де Тулуз-Лотрек, П. Боннар и др. Т. Стейнлен, А. Муха.
Россия. «Русский стиль», «ропетовский стиль»: В. Васнецов, И. Билибин. Стиль модерн. «Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Коммерческая графика. Социальная графика: Л. Пастернак «Раненый солдат» и др.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 20, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 32, 34
Раздел V. ДИЗАЙН ХХ ВЕКА.
Достарыңызбен бөлісу: |