Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки



бет1/4
Дата14.07.2016
өлшемі256.5 Kb.
#198776
түріПрограмма
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_________________( Е.В. Демчик )

30 мая 2014 г.



ПРОГРАММА

государственной итоговой аттестации по направлению подготовки

«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»



(уровень подготовки – бакалавриат)

Направление подготовки 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Форма обучения очная

Факультет Исторический

Кафедра археологии, этнографии и музеологии


Барнаул

2014

При разработке рабочей программы в основу положены:


1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденный Министерством образования и науки РФ «22» декабря 2009 г., приказ №810.
2) Учебный план одобрен Ученым советом ФГБОУ ВПО «АлтГУ» от «25» июня 2013 г., протокол №11

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

от 8 мая 2014 г., протокол №9
Заведующий кафедрой _________________________________________ (Ю.Ф. Кирюшин)


Разработчики:










профессор

(занимаемая должность)



_____________________

(подпись)



А.А. Тишкин

(инициалы, фамилия)












доцент

(занимаемая должность)



_____________________

(подпись)



Т.Г. Гребенникова

(инициалы, фамилия)



Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета от 29 мая 2014 г., протокол №3.



1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Пояснительная записка

Музеология является молодой развивающейся научной дисциплиной. Ее основные структурные части включают историю музейного дела, теоретическую музеологию и наследиеведение. На границе с другими науками формируются музейная педагогика, музейная социология, музейный менеджмент. Музеология тесно связана с практической деятельностью разных групп музеев и управленческих государственных служб, занимающихся сохранением культурного и природного наследия, внедрением форм их современного использования. В музеологии формируется представление о наследии, включающем, наряду с явлениями культуры и истории, природу в двух ее ипостасях: как самостоятельный феномен и как исторический ландшафт, т.е. среду бытования памятника.

Согласно современным представлениям, музеология является научной дисциплиной, сформировавшейся на стыке гуманитарного, социального и естествено-научного знания. Она изучает закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом1.

В содержание программы итоговой государственной аттестации входят материалы для подготовки к междисциплинарному государственному экзамену и рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работе. В процессе итоговой государственной аттестации студент должен продемонстрировать владение следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:



Общекультурные компетенции:

  владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-5);

  быть способным применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

  владеть одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения (ОК-9).



Профессиональные компетенции:

в области научно-исследовательской деятельности:

  быть способным применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1);

  быть способным понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2);

  быть готовым применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия (ПК-3);

  быть способным к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок (ПК-4);

в области организационно-управленческой деятельности:

  быть готовым к использованию современного знания о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе (ПК-5);

  быть способным использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, осуществлять контроль за использованием памятников арендаторами и владельцами (ПК-6);

  быть готовым к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-7);

  быть способным к профессиональной мобильности: критическому переосмыслению накопленного опыта; изменению при необходимости профиля профессиональной деятельности (ПК-8);

в области производственно-технологической деятельности:

  быть готовым выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея (ПК-9);

  быть способным выполнять все виды работ, связанные с учетом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия (ПК-10);

  быть способным обосновать принятие конкретных решений по спорным вопросам в практической деятельности (ПК-11);



в области проектной деятельности:

  быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-13);

  быть готовым к участию в разработке отдельных разделов проектов региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе - в туристической сфере (ПК-14);

  быть готовым применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-15);

  быть готовым использовать нормативные документы, определяющие параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

  быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17).


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» включает аннотации базовых контрольных тем, которые осваивались студентами в ходе обучения по таким дисциплинам, как «Основы музеологии», «История музеев мира», «История музейного дела России», «Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия», «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности», «Музейный дизайн и проектирование экспозиций», «Научно-фондовая работа в музее», «Введение в профессию», «Музейная педагогика».

Цель государственного экзамена – систематизация и контроль знаний студентов по основным профессиональным дисциплинам осваиваемого направления подготовки.

Задачи государственного экзамена:



  1. Проверить усвоение основных понятий и категорий изученных дисциплин.

  2. Оценить способности грамотно и логично излагать содержание темы и/или проблем современной музеологии.

  3. Определить владение основными положениями современного законодательства в сфере музейного дела и сохранения наследия;

  4. Зафиксировать знание современной учебной и исследовательской литературы по музеологии, периодических и справочных изданий;

  5. Выявить готовность приводить примеры из истории, теории и практики музеологии и делать на их основе выводы.

В содержание программы государственного экзамена входят аннотации тем; контрольные вопросы экзамена; библиографический список, призванный обеспечить необходимую подготовку обозначенных проблем; приложение с извлечениями из нормативно-правовых документов по музейному делу и сохранению культурного наследия, а также обширный глоссарий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Тема 1. «Музеология»: содержание понятия и история формирования научной дисциплины.

Зарождение музеологии как области практической деятельности. Содержание понятия «Музей». Этимология слова «музей». Подходы к определению понятия. «Музей» в документах ICOM. Развитие музеологии как учебной дисциплины. Первые опыты преподавания музейных курсов в странах Европы и США. Музеология в университете Масарика (Чехия). Музеология в Лестерском университете. История преподавания музееведения и музеологии в России.

Базовые понятия современной музеологии. Музей. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Мероприятия по сохранению культурного наследия. Музеефикация. Реставрация. Консервация. Ревалоризация. Природное наследие. Особо охраняемые природные территории. Культурные ценности. Культурные ландшафты как объекты наследия. Основные разновидности культурных ландшафтов.
Тема 2. Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины

Коллекции и собрания античности. Музей в культуре Возрождения. Становление музейного знания. Пересмотр отношения к ценностям. Деятельность Б. Палисси, У. Альдрованди. К. фон Геснера. «Музеография» К.-Ф. Енкеля (К. Найкеля) и схема деления музеев. Музей в культурной традиции Просвещения. Деятельность научных обществ и коллекционеров. Роль университетской науки. Поиск новых моделей музея в конце XIX – начале XX вв. Проект «идеального» музея Н.Ф. Федорова. Концепции «полезного музея» Дж. К. Дана и «живого музея» П.А. Флоренского. Развитие музеологии в новое и новейшее время. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности.

Музеология: современное понимание содержания дисциплины. Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Роль современной музеологии в изучении культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Национальные парки. Биосферные резерваты. Уникальные историко-культурные территории. Культурные ландшафты.
Тема 3. Музей: понятие, функции и основные классификации

Основные подходы к формированию содержания понятия «музей». Определение «музея» в Уставе ИКОМ. Государственная музейная сеть Российской Федерации. Социокультурные функции музея: документирование, образовательно-воспитательная, организация свободного времени. Динамика функций музеев. Основные задачи музея как учреждения культуры.

Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и профильная классификация. Основные группы исторических музеев. Художественные, искусствоведческие, литературные и архитектурные музеи. Естественно-научные музеи. Комплексные музеи. Мемориальные музеи: основные разновидности и особенности. Краеведческие музеи. Алтайский государственный краеведческий музей. Классификация по административному принципу. Классификация музеев по юридическому положению: государственные, общественные, частные. Классификация музеев по признаку общественного назначения: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные. Музеи под открытым небом. История возникновения. Скансен и его значение. А. Газелиус. Европейский опыт (Норвегия, Дания, Голландия, Германия, Исландия). Музеи под открытым небом в России. Музеи-заповедники.
Тема 4. Музеография: основные виды изданий и их характеристики

Понятия «музеография» и история развития специализированных изданий. Первые публикации по музейному делу раннего советского времени. «Очерки истории музейного дела» (Вып. 1-7. М., 1957-1971). Монографические издания советского и постсоветского времени по истории ведущих музейных учреждений. Книга Т.В. Станюкович «Кунсткамера Петербургской Академии наук». Г.Л. Малицкий и его работа «К истории Оружейной палаты Московского Кремля». Монография В.Ф. Левинсона-Лессинга «История картиной галереи Эрмитажа (1974–1917)» [1986]. Серия книг «Эрмитаж: История и коллекции». Б.Б. Пиотровский и работа «История Эрмитажа». И.С. Ненарокомова и издание «Государственные музеи московского кремля». Современные учебные и научные издания по музеологии.

Первые журналы (конец XIX   начало XX вв.) с публикациями по музейной тематике. «Аполлон». «Старые годы». «Среди коллекционеров». «Казанский музейный вестник». Журнал «Советский музей»: история и проблематика издания, основные элементы содержания. «Мир музея»: новые разделы и идеи. Журнал ЮНЕСКО «Museum». «Музей» как форма современного издания по освещению музейной проблематики. «Справочник руководителя учреждения культуры»: современные публикации по музейному менеджменту и организации музейной деятельности.
Тема 5. Музей и образование: история взаимоотношений

Ликей в Афинах. Университетские музеи: понятие, история развития и особенности комплектования. Университетские уставы и виды учебных музеев. Современные университетские музеи. Крупнейшие университетские музеи России: общие особенности и региональная специфика. Западные вузовские музеи. Значение университетского музея в учебном процессе: задачи и функции.

Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Конференция 1913 г. в Мангейме (Германия). Детские музеи: опыт создания и особенности концепции. Детская аудитория в музее: специфика работы. Музейная педагогика. Теоретические основы функционирования учебных музеев: особенности комплектования музейных фондов, экспозиция.
Тема 6. История формирования и развития музейной коммуникации и музейной социологии

Формирование понятия «музейная коммуникация». Д.Ф. Камерон и его труды: музейная коммуникация и предложения по организации музейной деятельности. Концепция Ю. Ромедера. Основные принципы коммуникационного подхода в музейном деле: гуманитарный, культурологический, диалогический, аксиологический. Основные модели коммуникационного подхода. Акт музейной коммуникации. Концепция «понимающей музеологии».

Музейная социология: понятие, история формирования и основные методы. Идеи Б. Джилмена. О. Нейрат и адресная экспозиция. Определение поведенческих моделей посетителей в 20-е–30-е гг. XX в. Исследования по восприятию экспозиций в 1940-е гг. Коммуникационный подход в 1950–1960-е гг. Теории К. Шеннона и М. Мак-Люэна. Исследования Д.Ф. Камерона: посетитель музея как партнер. Изучение музейной аудитории: основные методы и подходы.
Тема 7. Организационно-законодательные основы деятельности музеев и охраны наследия в России

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.): основные категории объектов наследия, формирование государственного реестра памятников, охранные зоны объектов наследия. Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: основные положения и критерии формирования Списка Всемирного наследия. Объекты Всемирного культурного и природного наследия в РФ. Конвенции UNESCO об охране нематериального и подводного культурного наследия. Европейские конвенции об охране недвижимого культурного наследия и ландшафтов. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Законодательство в области музейного дела. Ст. 44 Конституции РФ. Основы законодательства о культуре РФ (1992 г.). Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.): характеристика основных статей (общие положения, музейный фонд и его государственная и негосударственная части, музеи в Российской Федерации, доступ к музейному фонду, ответственность за нарушение законодательства). Положение о музейном фонде Российской Федерации (1998 г.). Организационно-правовые документы деятельности музея. Типовой устав музея: общие положения (некоммерческий характер, характеристика учредителя), цели и предмет деятельности, имущество и фонды хранения, организация деятельности, управление организацией, ликвидация и реорганизация учреждения. Положение о музее.
Тема 8. История коллекционирования от античности до XVII столетия

Феномен коллекционирования. Практика хранения и показа протомузейных коллекций античности. Мусеи (мусейоны) в Древней Греции. Частные и общественные собрания в Древнем Риме.

Сокровищницы средневековых европейских храмов. Светские собрания эпохи Средневековья. Состав и организация ренессансных коллекций. Выдающиеся коллекционеры эпохи Возрождения. Галерея Уффици во Флоренции. Центрально-европейские кунсткамеры: примеры и особенности собраний. Кабинеты естествоиспытателей: специфика организации и функционирования. Особенности коллекционирования в XVII в. Художественные собрания европейских монархов. Эстетика дворцовых галерей. Естественно-научное коллекционирование.
Тема 9. Возникновение первых музеев в России

Кабинеты и галереи петровской эпохи. Значение деятельности «Великого посольства». Петергофский Монплезир. Петербургская Кунсткамера: история строительства и формирования собрания. Кунсткамера как академический музей: методика комплектования и описания фондов.

Оружейная палата: эволюция от Древлехранилища царской семьи к дворцовому музею. Галерея Эрмитаж: история формирования живописных коллекций и прочие собрания. Положение об Эрмитаже. «Археологический бум» и открытие первых археологических музеев на юге России. Феодосийский музей древностей. Археологические музеи в Одессе, Керчи и Херсонесе. Иркутский «музеум» – один из первых провинциальных музеев в России. Первые учебные музеи: история формирования и значение.
Тема 10. Феномен публичного музея в Европе и России

Публичные музеи Европы и США в XVIII XIX вв. Деятельность Х. Слоуна и открытие Британского музея. Условия посещения. Дворцовый комплекс Лувр и попытки реализации идеи публичного музея во Франции. Преобразование закрытых собраний европейских монархов в общедоступные учреждения. Венская картинная галерея. Музейное строительство в империи Наполеона. Художественные трофеи в музеях Франции. Реституция культурных ценностей. Новые возможности в области музейного строительства. Открытие музея Прадо. Музеи Берлина. Мюнхенская Глиптотека. Национальная галерея в Лондоне. Публичные музеи в США. Смитсоновский институт. Музей Метрополитен.

Идея общественного назначения музея в России в XIX – начале XX вв. Императорская галерея в Бельведере. Новый Эрмитаж: особенности строительства и размещения собраний. Условия посещения Эрмитажа и Оружейной палаты. Создание Румянцевского музея. Третьяковская галерея как музей национального искусства: история возникновения и основные коллекции. История становления Государственного исторического музея. Государственный русский музей: крупнейшие коллекции отечественного искусства. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: история создания.
Тема 11. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение

История становления экомузея. Формирование общественных музеев в США. Разработка Смитсоновским институтом проекта общинного музея в Анакостии (негритянский квартал в Вашингтоне): опыт создания, оценка деятельности. Конференция 1969 г. в Бруклине и внедрение экологической тематики. «Новая музеология» и теоретические основы функционирования экомузея. Квебекская декларация (Канада, 1984 г.). «Новая» или «общинная музеология». Понятие «экомузей». Видовые признаки экомузея (по Ж.-А. Ривьеру). Особенности концепции экомузея.

Экомузеи Франции. Деятельность Ж.-А. Ривьера и Ю. де Варина. Работа по созданию Музея человека и промышленности в Ле-Крёзо (1971–1974 гг.): особенности устройства и значение. Понятие «нематериальное достояние» с точки зрения ЮНЕСКО. Городские экомузеи Португалии. Сейшальский экомузей (1984 г.): устройство и особенности экспозиции. Специфика музея в Сао-Кристовао (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия). Экомузеи культуры коренного населения в Скандинавских странах и в России. Центральный музей Лапландии в районе проживания саамов. Сельские экомузеи в Сибири: условия формирования, идея скансена, функция культурного центра. Экомузеи постколониального мира. Необходимость создания экомузеев на Африканском континенте.
Тема 12. Музейная экспозиция: основные понятия, материалы и методика организации

Зарождение экспонирования в античном мире. «Протоэкспонирование» эпохи Средневековья. Рождение европейского музея и новые формы экспонирования. Музейная архитектура: понятие и историческое развитие. Строительство специальных музейных зданий в России и за рубежом.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Содержание понятия «экспозиция»: подходы к определению. Музейная выставка. Основные разновидности экспозиционных материалов: вещественные, изобразительные, письменные. Фотографические экспонаты. Научно-вспомогательные материалы и воспроизведения. Копия. Репродукция. Слепок. Муляж. Новодел. Макет. Модель. Научные реконструкции.

Принципы, приемы и методы построения экспозиций. Систематическая экспозиция. Типологический ряд. Ансамблевый метод показа: сохранение или воссоздание мемориальных, историко-бытовых, этнографических комплексов. Ландшафтные экспозиции: биогруппа, панорама, диорама. Тематический и образно-сюжетный методы экспонирования.

Научное проектирование музейной экспозиции. Составление списка экспонатов. Тематико-экспозиционный план (ТЭП): основные элементы содержания. Музейныей дизайн и его роль в проектировании экспозиции (световое оснащение, цветовое решение, эспозиционное оборудование). Раскладка. Сценарий. Современные информационные технологии и опыт внедрения электронных средств в музейные экспозиции.
Тема 13. Учет и хранение музейных фондов

Проблема сохранения музейных предметов. Содержание понятия «фонды музея». Виды музейных предметов. Научная организация фондов музея. Понятия «музейная коллекция» и «музейное собрание». Состав фондов: основной, обменный, коллекционный, уникальных предметов. Дублет и дублетный фонд. Определение понятия «комплектование фондов». Порядок приобретения музеями РФ предметов музейного значения. Включение коллекций в музейный фонд Российской Федерации: основные этапы. Учет музейных фондов и их документация.

Понятие «хранение фондов». Система хранения фондов. Особенности хранения различных музейных предметов. Упаковка и транспортировка музейных предметов. Виды упаковочных материалов и их надежность. Соответствие упаковочного материала музейному предмету.

Характеристика нормативных документов по учету и хранению музейных фондов. Положение о музейном фонде РФ (1998 г.) и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ (1998 г.): содержание документов. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: понятие и особенности работы.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет