НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Образ мужчины
в изобразительном искусстве»
Программа курса по выбору для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
Минск 2007
Пояснительная записка.
В современном обществе происходит ломка привычных представлений о том, какими должны быть «настоящие» женщина и мужчина, между ними происходит своеобразный обмен качествами, атрибутами, профессиями. Многообразие типов идентичностей создает дополнительные трудности для подростков, родителей и учителей при воспитании.
Главной темой изобразительного искусства на протяжении всей его истории оставался человек: отражалась его жизнь, облик, поступки и внутренний мир. В силу этого произведения изобразительного искусства в качестве средства образования и воспитания представляют особый интерес; они обладают той образностью, яркостью, которая способствует формированию мировоззрения и духовного облика старшеклассников. Помимо этого, история мировой культуры является важнейшим источником для изучения эволюции телесного канона и формирования гендерных представлений учеников.
В процессе знакомства с произведениями искусства учащиеся выявляют для себя различные типы человеческой красоты, соотносят их с собственной системой взглядов и убеждений и формируют представления. Но процесс этот зачастую происходит исподволь, незаметно для учителя и самого ученика, так как содержание программ не предусматривает детального рассмотрения проблем, связанных с личностным переживанием бытия и определением человека своего места в мире, поэтому воспитательные возможности предмета не используются в полной мере. Частично эта проблема может быть решена за счет проведения факультативных занятий, курсов по выбору, посвященных более подробному изучению образа человека в искусстве.
Программа курса по выбору «Образ мужчины в изобразительном искусстве» открывается вводной темой, которая знакомит с понятиями «мужественность» и основными, знаковыми произведениями мирового и отечественного изобразительного искусства, являющимися воплощением телесного и духовного идеала человека в ту или иную эпоху. Программа представляет собой определенную целостность, объединенную общей идеей, рассчитана на весь учебный год. Темы скомпонованы по четвертям, в каждой из которых предусмотрены приблизительные варианты практических занятий.
Задачи преподавания курса состоят в том, чтобы посредством изучения большого фактического материала познакомить учащихся с многообразием идеалов человеческой красоты; сформировать умение анализировать мужские образы в произведениях искусства исходя из исторического контекста, социальных ролей и качеств, традиционно приписываемых женщинам; обогащать духовный мир учеников, воспитывать чувства; развивать способность воспринимать художественную культуру и умение выявлять в произведениях искусства гармонию – условие и основу красоты. Все это позволит достичь цели данного курса: сформировать представления старшеклассников о социальных причинах появления тех или иных идеалов красоты и гендерных ролей в обществе, подвести к пониманию многообразия современных типов мужественности, к осознанию собственной идентичности.
В основе построения программы курса лежит принцип культуросообразности. Он позволяет соотнести определенные эстетические представления и требования, с которыми искусство подходило к человеку своего времени, с особенностями развития общественных отношений, характером жизненного уклада; раскрыть представления каждой эпохи о человеке и идеалах красоты. Принципы историзма и опоры на творческий метод помогают решению поставленных задач. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития изобразительного искусства и выявить основные типы мужественности в истории мировой культуры. В творческом методе сконцентрированы общие черты и тенденции художественной культуры эпохи, проявляется мировоззрение художника, его отношение к миру и человеку и тот принцип отбора художественных средств, который позволяет мастеру выразить свое видение мира и человека в нем, свои вкусы, чувства, идеалы.
Программа данного курса по выбору предусматривает систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся. Основная форма проведения занятий – урок. В процессе обучения происходит интеграция впечатлений, знаний, полученных из различных источников, в том числе и внешкольных, их отбор, обобщение и оценка. Программа предусматривает различные виды деятельности: познавательная, опытно-экспериментальная, творчески-интеллектуальная, проблемно-поисковая. Комплекс творческих занятий, включенный в программу курса, направлен не только на развитие навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, креативности и интеллектуальности учащихся, но и на формирование способности учеников соотнести знания, полученные на занятиях, с реальной жизнью, адаптировать их (знания) в соответствии с требованиями социума, своими взглядами и убеждениями. Учитель может проводить занятия, используя как классические типы уроков, например, вводный урок, урок закрепления знаний, умений и навыков, обобщающий урок, так и нетрадиционные типы уроков, указанные в программе: урок-конкурс, урок-представление, урок-дискуссия, урок-турнир, урок-конференция, урок творчества, урок взаимного обучения и т.д. При проведении занятий рекомендовано применение следующих методов: методы устного изложения знаний (рассказ, беседа, метод иллюстрации и демонстрации), методы закрепления изучаемого материала и самостоятельной работы (беседа, работа с литературой), методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (различные формы практической работы при проведении творческих занятий), методы проверки и оценки знаний (опрос, эссе, викторина). Предлагаемый список литературы призван помочь учителю подобрать необходимый дополнительный материал при подготовке к занятиям. Кроме того, при необходимости учитель может рекомендовать учащимся отдельные источники для самостоятельного изучения.
В конце изучения курса учащиеся, во-первых, должны знать наиболее характерные произведения изобразительного искусства, которые позволили бы охарактеризовать многообразие и специфику мужских образов. Во-вторых, необходимо сформировать умение учащихся анализировать произведения, выявляя характерные черты эпохи и прослеживая динамику возникновения и развития типов мужественности в культуре. Кроме того, в процессе изучения материала необходимо формировать культуру видения художественных произведений, их восприятия и анализа, которая помогала бы обогащать духовный мир учеников, воспитывать чувства.
В курсе синхронно изучаются зарубежное и отечественное искусство: произведения отечественных мастеров включены в общеевропейский культурно-художественный процесс. Это дает возможность проанализировать и сравнить европейский и национальный идеалы человеческой красоты. Основное внимание в программе уделяется не столько самим произведениям искусства, сколько образам, создаваемым ими, мыслям и чувствам, которые ученик открывает в себе, других людях и героях художественных произведений. Их отбор диктовался своеобразием памятников, наглядностью, образностью, характерностью и соответствием поставленным автором задачам. Многообразие произведений искусства, включенных в программу, поможет учителю подобрать нужные произведения, выбрать определенного автора. В процессе обучения ученики встретятся с уже изученными произведениями, которые будут рассматриваться в ином аспекте. Это даст возможность повторить то, что было уже изучено, и выявить новые, не раскрытые ранее черты произведения.
Тематическое планирование.
№
|
Название темы, раздела
|
К-во часов
|
теория
|
пр. занятия
|
I. Введение. Образ мужчины
в изобразительном искусстве. 1
II. Мужчина в первобытном искусстве. 1
III. Мужские образы в изобразительном
искусстве Древнего мира. 5 2
1. Мужские образы в изобразительном искусстве
Древнего Египта.
2. Мужчина в скульптуре и графике Индии, Китая, Японии.
3. Мужской образ в живописи и пластике
Древней Греции и Рима.
4. Эволюция мужского образа от первобытного искусства до Античности.
Практическое занятие.
IV. Мужчина в изобразительном искусстве Средневековья.
1. Мужские образы в европейском и русском
изобразительном искусстве.
2. Мужчина в изобразительном искусстве Беларуси.
3. Рыцарская доблесть и отвага. Практическое занятие.
V. Мужские образы в изобразительном
искусстве эпохи Возрождения. 5 2
1. Мужчина в живописи Итальянского Возрождения.
2. Мужские образы в изобразительном искусстве
Северного Возрождения.
3. Герои Древней Греции в искусстве Возрождения.
Практическое занятие.
4. Мужчина в изобразительном искусстве Беларуси
XV – XVI вв.
5. Мужские образы в изобразительном искусстве Средневековья и
Возрождения. Практическое занятие.
VI. Мужчина в изобразительном
искусстве Нового времени. 8 3
1. Мужские образы в изобразительном
искусстве XVII века.
2. Мужчина в изобразительном искусстве
эпохи Просвещения.
3. Мужские образы в творчестве художников Нового времени.
Практическое занятие.
4. Мужские образы в изобразительном искусстве
Беларуси XVII – XVIII вв.
5. Мужчина в белорусской культуре. Практическое занятие.
6. Мужчина в изобразительном искусстве XIX века.
7. Мужские образы в белорусском
изобразительном искусстве XIX века.
8. Новый взгляд на мужской облик в изобразительном искусстве XIX века.
Практическое занятие.
VII. Мужские образы в изобразительном искусстве
на рубеже XIX - XX вв. 4 3
1. Мужчина в изобразительном искусстве Европы и России.
2. Мужчина в изобразительном искусстве Беларуси.
3. Многогранность мужских образов в изобразительном искусстве на рубеже
веков. Практическое занятие.
VIII. Мужчина в изобразительном искусстве XX века.
1. Мужские образы в европейском и русском
изобразительном искусстве.
2. Яркие образы мужественности от истоков до искусства ХХ века.
Практическое занятие.
3. Мужчина в изобразительном искусстве Беларуси.
4. Новый взгляд на мужественность. Практическое занятие.
Общее количество часов 34
-
Введение. Образ мужчины в изобразительном искусстве.
Идеал мужской красоты в различные периоды развития искусства. Гармония, совершенная пластическая красота в статуе «Дорифор» Поликлета, «Император Август», статуя из Прима Порта, – простота, величавость, благородство мужского облика. Героическое начало и телесная гармония «Давида» Микеланджело и грациозный, изящный, аристократически утонченный идеал красоты в «Давиде» А.Верроккьо. Изящество, томность и чувствительность мужских образов в картинах М. да Караваджо. Властность, величие, упорство в «Портрете Кшиштофа Веселовского», XVII в. «Царство Флоры» Н.Пуссена и «Персей и Андромеда» А.Р.Менгса – идеализация мужского облика, фигуры напоминают античные статуи. Физическое совершенство мужчины в лучших античных традициях: «Вмешательство сабинянок», «Клятва Горациев» Ж.Л.Давида. Реализм в изображении человеческого тела, стремление передать его мысли, чувства, настроения в работах О.Родена «Иоанн Креститель», «Человек со сломанным носом». «Юность», «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина - пластика и грациозность обнаженного юношеского тела. Героическое, атлетическое мужское тело в советском искусстве – «Октябрь» А.Матвеева.
Художественное отражение мужского образа имеет долгую историю, начиная с образа охотника в древности и заканчивая современным искусством. На протяжении всего долгого периода развития искусства мужское тело изображалось гораздо реже женского, но именно в нем с большей яркостью отразились представления того или иного общества о канонах мужской красоты, типах мужского тела (героическое тело, женственное, мальчиково-юношеское, атлетическое) и мужественности. Изменчивость, многообразие характеристик, свойственных мужчине в современном мире: традиционный тип мужественности обогащается новыми, ранее свойственными исключительно женщинам, чертами (заботливость, нежность, эмоциональность, уступчивость).
-
Мужчина в первобытном искусстве.
Происхождение искусства. Его связь с трудовой деятельностью, верованиями и обрядами людей. Отличительные черты изобразительного искусства, его синкретизм и обобщенность. Малая представленность мужских образов в период матриархата в сравнении с женскими. Мужчина в искусстве палеолита: охотники в масках и носороги, петроглиф, Сахара, Африка; мужская фигура, барельеф, Франция; мужчина, преследующий женщину, рисунок, выгравированный на кости, Франция.
Неолитическая революция: переход от первобытности к цивилизованному состоянию (возникновение земледелия, скотоводства). Связь искусства с окружающей действительностью, с усилением влияния мужчин в социуме, вытеснение матриархатной организации общества патриархатной. Преобладание мужских образов в изобразительном искусстве. Функциональное восприятие человека в первобытном обществе; отражение в наскальных рисунках качеств, необходимых для выполнения функций охотника и защитника – сила, ловкость, динамичное строение тела.
Динамика и событийность в мужских изображениях. Человек для первобытного художника – прежде всего движение, событие: сцена загонной охоты, лучники, охота на кабанов, наскальная живопись, Восточная Испания; сцена сражения, наскальная живопись, Южная Африка, «Стадо скота у деревни», наскальная живопись, Африка; «Лучник», наскальная живопись, Испания. Схематичность и условность в изображении человеческого тела в эпоху неолита: схематическое изображение человеческих фигур, петроглиф, Армения; схематическое изображение человеческих фигур, наскальная живопись, Испания.
III. Мужские образы в изобразительном искусстве Древнего мира.
-
Мужские образы в изобразительном искусстве Древнего Египта.
Традиционность и каноничность искусства Египта, его монументальный, синтетический характер. Характер изображения человека в древнеегипетском искусстве: подчеркивание и выделение самого существенного в облике.
Возникновение культа мужского божества: Бог-Солнце (Ра). Портретное изображение фараонов как воплощения бога на земле - отказ от мелких, «ненужных», деталей, характеризующих конкретную личность, стремление скульпторов воплотить значительное, совершенное в облике властителей, создать идеально-возвышенные образы сверхчеловека - спокойные, величественные, бесстрастные: статуя фараона Хефрена, статуя фараона Аменемхета III, тронные статуи фараона Аменхотепа III, статуя Сенусерта III.
Расцвет египетского портретного искусства в период правления Эхнатона (искусство Эль-Амарны): стремление отразить индивидуальные черты, живость и правдивость образов (статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), Эхнатон и Нефертити с детьми, с осеняющим их солнечным диском – богом Атоном (стела из Берлинского музея); поклонение богу Солнца - Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью)).
Реализм, правдивость, теплота в трактовке образов знати и простых людей: статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, писца Каи, статуя сановника Каапера, статуя вельможи Ранофера, зодчий Хесира (рельеф). Яркие индивидуальные характеристики в фаюмских портретах.
-
Мужчина в скульптуре и графике Индии, Китая, Японии.
Отражение особенностей мировосприятия народов Востока в изобразительном искусстве – созерцательность, самоуглубленность, включенность человека во вселенную, в систему мироздания. Особенности восточной живописи. Стремление художников отразить не индивидуальность (европейский портрет), а обобщенный образ идеального мужчины, лишенного характерных черт.
Индия: основные принципы буддистского мировосприятия, трактовка отношений человека и мира, отражение этих представлений в живописи и скульптуре. Роль образа Будды в индийской культуре. Созерцательность, погруженность в себя, отстраненность от внешнего мира в изображениях Будды: статуя Будды из Шахри-Бахлол, статуя стоящего Будды из Давлята, Будда Матхура. Мастерство передачи мужского тела в росписях храмов, скульптуре, миниатюрах: «Нисхождение реки Ганг на землю», фрагмент скального рельефа, Мамаллапурама; цоколь храма Кайласанатха в Эллоре, «Придворный с соколом», миниатюра; «Уставший Акбар», миниатюра из рукописи Акбар-Наме.
Своеобразие китайского общества, особая роль в его жизни верности традиционным началам. Закрытость китайской культуры. Учение о взаимодействии двух противоположных начал Инь (пассивного, темного, женского начала) и Ян (активного, светлого, мужского начала), их влияние на формирование и развитие китайской культуры. Монументальная скульптура: грандиозность, величие образов божеств - статуя Будды Вайрочаны, пещерный храм в Лунмыне; «Бодисатва», дерево, период Мин XIV – XVII вв.; статуя Бодхисаттвы, дерево, XII в. Погребальная скульптура из терракоты - гробница императора Цинь Ши-хуанди: каждый воин наделен индивидуальными чертами, выполнен в натуральную величину и раскрашен. Точность характеристик, реализм, мастерство в передача индивидуальных черт в скульптуре малых форм: статуэтки «Старик, собирающий лекарственные травы», «Ученый Дун Фан-Шо, укравший персик бессмертия из сада богини Сиванму», «Шоу Син» (божество долголетия).
Культура Японии – стремление к гармонии с окружающим миром, умение увидеть красоту природы в большом и малом. Философская сосредоточенность, одухотворенность, погруженность в себя в изображениях божеств: «Размышляющий Бодхисаттва», статуя Великого Будды, Камакура. Высочайшие достижения японской классической гравюры. Яркость характеристик, юмор в работах У.Садахидэ - гравюра «Китаец и индиец» из серии «Изображение иностранцев в порту Йокогама»: выразительная мимика персонажей придает работе комический характер. Серия гравюр японского художника Т.Сяраку (около 150 гравюр), запечатлевшая выдающихся актеров японского театра; смелость и артистизм исполнения, острота образных характеристик.
-
Мужской образ в живописи и пластике Древней Греции и Рима.
Античность как тип культуры. Приоритет личностного, индивидуального начала в искусстве Европы. Активная, преобразующая роль человека, направленность его деятельности на переустройство окружающего мира – исходная, заложенная античностью, установка западного мировидения. Крито-микенское искусство – колыбель греческой цивилизации. Мужские образы в живописи Крита и Микен: непринужденность, легкость и хрупкость фигур («Таврокатапсия», Кносский дворец; «Царь-жрец», раскрашенный рельеф из Кносса; «Боксирующие мальчики» и «Рыбак», о. Фера).
Многообразие мужских образов в греческой культуре: идеальный бог (антропоморфизм греческой мифологии, воплощение в греческих богах высших духовных свойств натуры человека - «Эрот», «Гермес с младенцем Дионисом», «Геракл» Лисиппа); атлет (прославление красоты человеческого тела, силы и доблести - «Дискобол» Мирона, «Дорифор» и «Диадумен» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа, «Аполлон Бельведерский» Леохара); реальный человек, уверенный в себе и преобразующий окружающий мир в соответствии с собственными убеждениями - «хитроумный Одиссей» (Гомер «Илиада», «Одиссея»).
Истоки древнеримского искусства: роль Этрурии в формировании древнеримской художественной деятельности. Особенности этрусского искусства: умудренность, проникновенность облика, суровость переживаемых чувств. Шедевр бронзовой пластики IV в. до н.э. - статуя облаченного в панцирь молодого воина, называемая иногда «Марсом из Тоди»: образ спокойного, опирающегося на копье этруска полон достоинства и уверенности.
Интерес к личности в римской культуре. Достижения римского портретного искусства: мастерство в передаче чувств, характеров моделей. Ведущий герой портрета – волевой, сильный духом и верой в себя мужчина, идеальный государственный деятель. Холодный, надменный, протокольный образ создан в работе статуе Барберини, конец I в. до н.э. Статуя римлянина из храма Геркулеса в Тиволи, – волевой, сильный характер, пристальный, внимательный взгляд. Благородство, простота и величие мужского облика в статуе Августа из Прима Порта. Одухотворенный, поэтичный образ юноши – юное, почти девичье лицо, грустный, задумчивый взгляд («Антиной»). Мастерство в передаче многообразия характеров в многочисленных портретах императоров: умный, волевой человек, немного уставший, охваченный горьким раздумьем («Юлий Цезарь»); манерная мечтательность, подозрительность, жестокость в портрете Нерона; хитрость, изворотливость, недюжинный ум в портрете Веспасиана; сдержанная энергия, сочетание благородства и настороженности в облике пожилого императора – Траян; подозрительность, жестокость, трусливость, мстительность в портрете Каракаллы.
-
Эволюция мужского образа от первобытного искусства до Античности. Практическое занятие.
Эссе на приблизительную тему: «Эволюция мужского образа от первобытного искусства до Античности».
-
Мужчина в изобразительном искусстве Средневековья.
-
Мужские образы в европейском и русском изобразительном искусстве.
Особенности культуры Средневековья: христианское мировоззрение, новый взгляд на человека как венец творения, аскетический идеал красоты, символическая глубина искусства. Бог и душа – абсолютные ценности. Особый акцент на исключительно духовной сущности человека в средневековом искусстве. «Культ прекрасной дамы» в эпоху Средневековья. «Тристан и Изольда». Лирика трубадуров. «Куртуазность» рыцарского обращения, рыцарский этикет. Цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Патриархатность средневековой культуры. Статус мужчины – главенствующий (государственный муж, феодал, крепостник). Преобладание мужских образов в светской и сакральной живописи. Образы Христа: воплощение нравственных идеалов и социальных поисков личности. Трактовка образа Христа в византийском искусстве: суровость, величественность, неумолимость облика («Пантократор», «Преображение», мозаики в монастыре Дадони под Афинами) и душевная доброта, легкая грусть, задумчивость, одухотворенная красота лика Спасителя в мозаике «Пантократор», собор в Чефалу. Совершенство художественного решения, глубоко человечное изображение Христа в детали мозаики «Деисус», собор Св. Софии в Константинополе - лик наполнен глубокой эмоциональностью, в нем передана печаль и скорбь.
Икона – священный образ, выполняющий роль посредника между человеком и Богом, образ праведной души, данной в состоянии просветленности, идеальный образ мира «горнего», духовного. Предельная дематериализация фигуры в иконе, ее символика. Основные художественные средства иконописи: плоскостное изображение, «эффект включения» зрителя в систему живописного произведения, цветовая символика, иконографический канон. Глубокая одухотворенность образа, страдание и скорбь за людей отражена в иконе «Григорий Чудотворец», XII в. Естественность, человечность и эмоциональность иконописных образов - иконы «Двенадцать апостолов», «Илья-пророк», «Иоанн Предтеча», XIV в.
Образ Христа в изобразительном искусстве Европы: торжественность, величие, спокойствие и отрешенность образа в романском искусстве. Монументальность, недосягаемость, холодность в облике Христа: скульптура «Христос в мандорле», церковь приората Сен Фортунат (Шарлье (Луара)); «Чудо Пятидесятницы», церковь аббатства Сент Мадлен (Везуль (Йонна)). Суровый, неумолимый судия, делящий весь мир на рай и ад – «Христос – судия мира», церковь Сент Фуа (Конк-ан-Руэрг (Аверон)). Открытие бесконечного богатства индивидуального духовного мира человека, нарастание индивидуальных черт в искусстве готики. Индивидуальность, эмоциональность персонажей - «Королевские врата», собор Нотр-Дам в Шартре. Разнообразие сюжетов и тем изображений в готических соборах. Изящество фигуры, эмоциональная сдержанность персонажа, мастерство скульптора в передаче движения и проработке деталей: статуя Адама собора Нотр-Дам в Париже, «Св. Теодор» (собор в Шартре). Образ знати – сила, уверенность в себе, надменность - правитель во цвете лет, полный энергии и здоровья (маркграф Эккехард из собора Св. Петра и Павла в Наумбурге).
Роль христианства в возникновении своеобразной древнерусской культуры. Влияние византийской живописной традиции на искусство русского Средневековья. Своеобразие русской живописи: спокойствие, сосредоточенность образов, особая духовная наполненность, гармония красок, колорит. Печать глубокой мысли, суровость, отстраненность на ликах святых: «Николай Чудотворец», икона из Новодевичьего монастыря в Москве, XIII в.; «Петр и Павел», икона из Белозерска, XIII в. Удивительно красивый, одухотворенный, наполненный грустью образ в иконе «Ангел Златые Власы», XII в. Образы Ф.Грека – мудрые, суровые, величественные и экспрессивные, представлены в состоянии молитвенного экстаза, им свойственны яркие индивидуальные черты («Христос Пантократор» в образе грозного судии, «Троица», «Даниил Столпник», «Макарий Египетский» - росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде). Теплота и искренность религиозного чувства, проникновенный лиризм и задушевность творчества А.Рублева («Шествие святых в рай», апостолы Матфей и Лука из сцены «Страшный суд» - фрески Успенского собора во Владимире). Святые А.Рублева – добрые ангелы-хранители, даруют верующим чувство надежды, милосердия, наполнены спокойствием и благодатью - «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица». Новое видение (в сравнении с византийской живописью) образа Христа: не строгий, неумолимый судия, а всепрощающий, милосердный Спаситель. Необыкновенная внутренняя красота образа, внимательный, грустный взгляд Спасителя в иконе А. Рублева «Спас». Лиризм, душевное благородство героев, одухотворенность образов в творчестве Дионисия («Распятие», «Спас в силах»).
-
Мужчина в изобразительном искусстве Беларуси.
Искусство Беларуси периода Киевского государства и феодальной раздробленности. Развитие монументальной живописи на территории Беларуси. Особое место в ней занимают фрески Спасо-Евфросиньевской церкви в Полоцке (XII – XIII вв.): образы святых полны силы воли, в глазах светится ум, одухотворенность. Скульптурные произведения: «Святой Николай», каменная иконка, XII – XIII вв., каменная иконка «Христос Фимандия», XII в.; икона «Святой Николай и Стефан», первая половина XIII в.; скульптура «Распятие», к. XIV в.
Изобразительное искусство Беларуси периода формирования и становления белорусской народности (XIV – XV вв.): интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика, наблюдается стремление к экспрессии, динамике (икона «Спас Вседержитель», XVI в.) Художественная и историческая ценность росписей, выполненных белорусскими мастерами на территории Польши: фрески кафедрального собора в Сандомире, капелл Св. Креста и Св. Троицы в Вавельском замке. Значительным памятником монументальной живописи XV века являются росписи часовни Св. Троицы в Люблинском замке: стены расписаны сюжетами Нового Завета, которые создают выразительный рассказ о жизни Христа, Матери Божьей, апостолов.
Возникновение светской живописи: изображение конкретных людей – общественных деятелей, князей, вельмож, которые проявили себя в деле сохранения белорусской культуры («Портрет князя Александра Владимировича Олельки», XV в.).
-
Рыцарская доблесть и отвага. Практическое занятие.
Урок-турнир (костюмированный, по возможности) – «Посвящение в рыцари».
Будущим «рыцарям» можно предложить подготовить герб, устав, и небольшое выступление (можно по теме четверти) для «турнира». В качестве жюри могут выступать «король», «духовенство», «зрители».
-
Достарыңызбен бөлісу: |