Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
(История изобразительного искусства – 2-5 классы)
Составитель: Волохина Л.П.
г. Усолье-Сибирское
|
Пояснительная записка
|
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца»
Микеланджело Буонарроти
|
Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из граней истины. Предмет же «История искусства» основывается на сведениях по истории творческой деятельности человечества во всем их многообразии. В отличие от науки, искусство, казалось бы, не требует системного анализа и неопровержимых доказательств. Достаточно включения в образный мир произведения, в сопереживание с ним. Но любой предмет становится фактом искусства только когда прорастает смыслами, заранее заложенными в него художником и возникающими в сознании людей. Восприятие искусства человеком зависит от его личной системы ценностей, определяемой предшествующим жизненным опытом и, во многом, опытом общения с искусством; довольно часто в восприятии человеком произведений искусства находят отражение эстетические идеи и художественные взгляды общества.
Произведения искусства многозначны и доступны различным толкованиям, однако остаются до конца выразителями духа своего времени и личности автора. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. Недаром М.Волошин сказал, что: «художники – глаза человечества».
Искусство ушедших веков – не мёртвый груз, а необходимый и неизменный участник духовного развития человечества, живое хранилище чувств и мыслей человека, во многом так непохожего, и в то же время так похожего на нас. Дисциплина «История искусства» занимает одно из ведущих мест в системе предпрофессиональной подготовки, так как владение информацией в рамках этого предмета определяет успех работы будущих специалистов. Этот предмет представляет собой сложную картину развития различных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций в изобразительном искусстве, не знающих временных и географических границ. Понимание искусства и знание его истории даёт ту степень интеллектуальной состоятельности и независимости, которая необходима современному культурному человеку и профессионалу высокого уровня. Ars longa, vita brevis est!
Данная программа по истории изобразительного искусства рассчитана на 4 года (со 2 по 5 класс) при 5-летнем курсе обучения в детской художественной школе на отделении «Живопись».
В 1 классе предусмотрен курс «Беседы об искусстве», рассматривающий вопросы теории изобразительного искусства. В соответствии с требованиями ФГТ на этот курс в 1 классе отведено 50 учебных часов. В ходе этих занятий дети углубляют и расширяют свои познания по теории изобразительного искусства, полученные в течение двух лет во время бесед на подготовительном отделении. Поэтому оставшиеся 16 учебных часов (2 часа в неделю) в 1 классе отданы изучению искусства первобытного общества и Древнего Египта по программе «История изобразительного искусства», что не составит особого труда для детей 10-11 лет.
Еженедельная нагрузка по программе «История изобразительного искусства» со 2 по 5 класс - 2 часа; за год – 66 часов. Основные формы занятий – классно-урочная и лекционная, используются также экскурсии в музей, виртуальные экскурсии, уроки-турниры, уроки-сочинения, защита рефератов, презентации и семинарские занятия в 4-5 классах, индивидуальная, исследовательская работа с детьми старших классов по углубленному изучению отдельных интересующих тем; во всех классах отрабатываются навыки самостоятельной работы со словарями и справочниками; выполнение заданий на классификацию произведений и углубление навыков анализа произведений искусства.
Программа является адаптационной, она разработана на основе программ по истории искусства Ю.Н.Протопопова (1986г.) и Е.В.Бурденюк (2003г.) и включает основные разделы из истории западноевропейского и русского изобразительного искусства.
При подаче материала строго соблюдается историко-хронологический принцип, позволяющий выявить взаимосвязь общественных идей и искусства, проявляющийся в смене стилей, течений и направлений. Изучение каждого нового раздела обязательно начинается с архитектуры, как основного стилеобразующего вида искусства; далее даётся представление о главных достижениях в скульптуре и большая часть времени посвящается живописи, т.к. программа предназначена для отделения «Живопись».
Особое внимание уделяется изучению русского искусства от древнерусского периода до начала XX века, т.к. каждый человек, прежде всего, должен знать и уважать культуру своего народа. Но история русского искусства не вынесена на изучение отдельным блоком, а всякий раз замыкает собой изучение соответствующего периода в европейском искусстве. Подобная последовательность позволяет проследить как общие закономерности развития искусства в Европе, так и особенности их проявления в России и выявить роль русского искусства в мировой культуре.
Особое внимание (целый учебный год) отводится на изучение искусства начала XX века, т.к. подобного стилевого разнообразия не было ещё ни в одном историческом периоде. До сих пор различны, даже полярны по своей сути оценки творчества художников-авангардистов начала XX века. Это вызывает живейший интерес у школьников, дает представление о путях развития искусства в современном мире и может направить на поиски интересных решений в их собственных творческих работах.
Искусство советского периода рассматривается во время экскурсий в музеи в течение всех 5 лет обучения и на уроках дополнительного шестого года обучения, а также именно на произведениях этого периода строится курс «Бесед об искусстве».
Изучение регионального искусства связано, прежде всего, с посещением художественных музеев Иркутска и во многом зависит от их тематики проводимых персональных выставок. Обязательно также посещение наиболее интересных выставок в музее г.Усолья.
Целью изучения истории искусства является:
-
воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, имеющего потребность общения с искусством;
-
формирование у школьника высокого нравственного идеала;
-
воспитание любви к своему народу и его культуре, а также уважительного отношения к традициям и культурам других народов;
-
развитие художественного вкуса, умения отличать истинные ценности от суррогатов «массовой культуры».
Задачи изучения истории искусств:
-
ознакомить учащихся с особенностями развития изобразительного искусства Европы и России в различные исторические периоды;
-
формировать умения различать стили и направления в искусстве;
-
познакомить с выдающимися произведениями искусства и особенностями живописной манеры известных художников;
-
закрепить знание основных искусствоведческих понятий и сформировать умение самостоятельно анализировать произведения искусства и выражать к нему собственное отношение;
-
научить пользоваться искусствоведческой литературой.
Данная программа определяет объем и содержание знаний. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала, изменения часовой нагрузки при изучении отдельных тем, перестановки тем.
1 класс
Тема 1. Искусство первобытного общества
Причины возникновения искусства в первобытном обществе. Верования древних людей. Основные периоды развития первобытного общества и особенности изобразительного искусства каждого периода. Памятники первобытной культуры в Европе и на территории России (3ч.).
Проверочная работа (1ч.).
Зрительный ряд
период палеолита: наскальные изображения животных из пещеры Альтамира, пещеры Фон-де-Гом, пещеры Нио, пещеры Ласко и Каповой пещеры; скульптуры животных из Ла Мадлен, Тюк де Одубе; «палеолитические Венеры» из Виллендорфа, из Лосселя и из п.Буреть Иркутской обл.
период мезолита: изображения сцен охоты, ритуальных танцев и т.п. из ущелья Вальторта,из Араны, Кобыстана.
период неолита: наскальные изображения из Алжира, Южной Родезии. Испании, Томские писаницы; скульптурки из рога (Иркутская стоянка)
бронзовый век: Шишкинские и Курыканские писаницы; мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи).
Время: 4 часов
Тема 2. Искусство Древнего Египта
Географические и исторические условия развития станы. Связь искусства с заупокойным культом. Боги Древнего Египта. Проверочная работа (3 ч.).
Искусство Древнего царства: (пирамида Джосера, комплекс сооружений в Гизе). Каноны в скульптуре и живописи. (3 ч.)
Искусство Среднего и Нового царства: (храмы в Луксоре, Карнаке, Дейр-эль-Бахри, Абидосе, Абу-Симбеле). Изменение канонов в живописи(3 ч.).
Искусство Амарнского периода. Открытие гробницы Тутанхамона (2ч.).
Контрольная работа (1ч.)
Зрительный ряд: пирамида Джосера (арх.Имхотеп) в Мемфесе; пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе; храмы: Амона в Луксоре и Карнаке; царицы Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри(арх.Сенмут); Рамессеум в Фивах, скальные храмы Рамсеса II и его жены в Абу-Симбеле; скульптура: Большой сфинкс, Осирис и Исида с младенцем Гором, статуя Хефрена из заупокойного храма, Микерин с богинями, царевич Рахотеп и его супруга, писец Каи, вельможа Капер, колоссы Мемнона, голова царицы Хатшепсут, фараон Эхнатон, 2 головы царицы Нефертити из каирского и берлинского музеев (скул.Тутмес), золотая маска фараона Тутанхамона, золотая богиня-охранительница из гробницы Тутанхамона, РамсесII (идущий) с привокзальной площади Каира, фараон РамсесII(сидящий) из Карнакского храма; рельефы: плита фараона Нармера, зодчий Хесир, «плакальщицы» из Мемфиса, семья Эхнатона, «Поклонение Атону», Тутанхамон и Анхесенамон – рельеф спинки трона; росписи: «Сбор плодов» и «Удод» из гробницы в Бени-Гасан, «Охота в нильских зарослях», «Музыканты и танцовщицы» из гробницы в Фивах, две принцессы-дочери Эхнатона и Нефертити, Тутанхамон и Анхесенамон в саду, ритуальные росписи из гробницы Тутанхамона.
Время: 12 часов
Итого: 16 часов
2 класс
Тема 1. Искусство Древней Греции
Гуманистический характер древнегреческого искусства и его роль в развитии европейской культуры. История археологических открытий (Г.Шлиман, А.Эванс, С.Маринатос) (1ч.).
Боги Древней Греции (урок-викторина) (2ч.).
Крито-Микенский период в искусстве. Кносский дворец (особенности планировки, настенные росписи). Вазопись, мелкая пластика. Дворец в Микенах (особенности планировки и внутреннего декора зданий). Толосные гробницы. Керамика, ювелирные изделия. (2 ч.).
Проверочная работа по Крито-Микенскому периоду. Периодизация искусства Древней Греции. Искусство гомеровского периода (2 ч.).
Период архаики. Достижения в культуре. Роль Олимпийских игр в формировании культа красоты человеческого тела. Антропоморфизм. Появление скульптуры (куросы и коры). Развитие керамики. Чёрнофигурная и краснофигурная вазопись. Достижения в архитектуре: типы храмов, система архитектурных ордеров (4 ч.).
Проверочная работа по архитектуре. Эпоха классики. Развитие скульптуры: создание образа гармонически прекрасного человека, передача пропорций тела, движения, принцип хиазма (Мирон, Поликлет)(2ч.).
Храм Зевса в Олимпии. Ансамбль Афинского акрополя как высшее достижение древнегреческой архитектуры. Работы Фидия. Проверочная работа по архитектуре Афинского акрополя(4ч.).
Храм Артемиды в Эфесе. Театр в Эпидавре (2ч.).
Усложнение композиционного решения в скульптуре, передача эмоционального состояния (Пракситель, Скопас, Лисипп); Галикарнасский мавзолей (2ч.).
Эпоха эллинизма. Достижения в скульптуре (Леохар, Лисипп, Агесандр и др.). Александрийский маяк. Колосс Родосский. Алтарь Зевса в Пергаме (3 ч.).
Контрольная работа (1ч.).
Зрительный ряд: Кносский дворец – фотографии и реконструкция, терракотовые статуэтки богинь со змеями, вазы «камарес», эгейские вазы, фрески: «Рыбак», «Антилопы», «Дамы в голубом», «Синяя птица», «Лилии», «Собиратель шафранов», «Таврокатапсия», «Весна», «Парижанка», «Микенянка»; остатки «циклопических стен», Львиные ворота, золотая «маска Агамемнона». Примеры чернофигурных и краснофигурных архаических сосудов без указания авторов. Архитектура: храм Ники Аптерос (Калликрат), остатки Пропиллей (Мнесикл), Парфенон (Иктин и Калликрат), Эрехтейон (Филокл), реконструкция храма Артемиды Эфесской (Херсифрон), реконструкция храма Зевса в Олимпии, реконструкция храма Аполлона в Бассах, театр в Эпидавре (Поликлет Младший), реконструкция Галикарнасского мавзолея, Пергамский алтарь, реконструкция Александрийского маяка (Сострат Книдский). Скульптура: куросы и коры – по 2 примера, «Дельфийский возничий», «Рождение Афродиты» - рельеф трона Людовизи; Мирон «Дискобол», «Афина и Марсий»; Поликлет «Дорифор», «Диадумен»; Кресилай «Перикл»; Фидий «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский», фигуры богинь с фронтона Парфенона, фрагменты рельефов Парфенона - «Всадники», «Битва кентавров», «Шествие девушек и юношей»; Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Афродита Книдская»; Скопас «Менада»(«Вакханка»), фрагмент рельефа Галикарнасского мавзолея «Битва греков с амазонками»; Леохар «Аполлон Бельведерский», «Афродита Версальская»; Лисипп «Геракл, сражающийся со львом», «Апоксиомен»; «Битва богов и титанов» - фрагмент фриза Пергамского алтаря; Агесандр «Венера Милосская»; Поэний «Ника Самофракийская»; Агесандр, Афинодор и Полидор «Лаокоон»; Боэф «Мальчик с гусем». Время: 25 часов
Тема 2. Искусство Древнего Рима
Искусство этрусков, его роль в развитии искусства Древнего Рима(1 ч.).
Искусство Древнего Рима. Достижения в области архитектуры: изобретение бетона, появление мощёных дорог и планировки городов, арка как основной конструктивный элемент здания; создание мостов и акведуков, перекрытий сводчатого и купольного типа; форумные площади, появление здания типа базилики, различные виды жилых помещений, термы (3 ч.).
Памятники архитектуры: Колизей, Пантеон, колонна Траяна, триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина (3 ч.).
Римский скульптурный портрет. Монументальная живопись (2 ч.).
Контрольная работа (1ч.).
Зрительный ряд: этрусские гробницы-тумулусы, этрусские канопы, саркофаг с фигурами супругов, саркофаг с фигурой юноши, антефикс – голова Горгоны, антефикс – Менада; скульптуры: воины, Марс, Аполлон, крылатые кони, химера, Капитолийская волчица, настенные росписи: «Флейтист», «Скачки», «Рыбная ловля».
Архитектура: Аппиева дорога, сегодняшний вид и реконструкция Римского форума (Форум Романум), мост Цестия в Риме, Гарский мост-акведук в Ниме, атриум в римском домусе, арка Тита, арка Септимия Севера, арка Константина, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, схема базилики, базилика Максенция, термы Каракаллы - аэрофотосъемка, реконструкция зала. Скульптурные портреты: старый воин, римлянин с масками предков, Октавиан Август из Прима Порта, Цезарь, Нерон, Траян, знатная римлянка, сириянка, Адриан, Каракалла, Комод в образе Геркулеса, конный памятник Марку Аврелию, остатки колосса Константина. Живопись: по 2 примера всех четырех стилей фресковой росписи, фрагменты росписей виллы Мистерий, «Помпеянка», фаюмские портреты девушки и мужчины; мозаики – «Июнь», «Уличные музыканты», «Битва Александра с Дарием при Иссах», «Портрет атлета-победителя».
Время:10 часов
Тема 3. Раннехристианское искусство и искусство Византии
Причины распространения христианства в языческом Риме. Молитвенные помещения ранних христиан в катакомбах. Символический характер монументальной живописи; соединение античной традиции с условностью (1 ч.).
Искусство Византии. Константинополь – новая столица. Первые христианские храмы: типы зданий, характер декора (1 ч.).
Собор Святой Софии в Константинополе – главный храм православия. Общие принципы византийского искусства(2 ч.).
Зрительный ряд: катакомбы св.Каллиста и св.Себастьяна в Риме; фрески «Добрый патырь», «Психея с крыльями бабочек».
Интерьер церкви Санта Констанца в Риме, интерьер церкви Сан Витале в Равенне, интерьер церкви Санта Мария Маджоре в Риме; мозаики из мавзолея Галлы Плацидии и церкви Санта Мария Маджоре. Храм Святой Софии в Константинополе - фотографии с трех сторон, план собора, интерьер пространства центрального купола, вид на экседы, интерьер бокового нефа, галереи, императорские врата с надпрестольной мозаикой, резная капитель колонны, мозаичные изображения Богоматери с Иисусом в конхе восточной апсиды, Христа с императором Константином и императрицей Зоей, Богоматери с императорами Константином и Юстинианом, Деисус с южной галереи. Время: 4 часа
Тема 4. Искусство Древней Руси
Крещение Руси. Традиции византийской архитектуры и новые черты в храмовом строительстве Киевского княжества: Десятинная церковь, собор Святой Софии в Киеве, церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. Особенности монументальной живописи и иконописи. Образ Богоматери Оранты (2ч.)
Искусство Новгорода. Лаконизм и суровая простота архитектуры. Софийский собор в Новгороде. Развитие типа малого храма. Особенности внутреннего декора. Внутренняя экспрессивность и драматизм образов Феофана Грека. (3ч.)
Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Суровость и простота храмов периода правления Юрия Долгорукого (храм Бориса и Глеба в Кидекше; Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском). Расцвет княжества при Андрее Боголюбском. Богатство и выразительность каменных рельефов и особенностей внутреннего убранства Успенского собора. Связь архитектуры с пейзажем (церковь Покрова на Нерли). Развитие традиций белокаменной резьбы при строительстве Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (3 ч.).
Особенности иконописи домонгольского периода. Контрольная работа (2 ч.)
Зрительный ряд: Спасо-Преображенский собор в Чернигове – внешний вид; храм Св. Софии в Киеве (реконструкция и современный вид), интерьеры алтарной части, центрального подкупольного пространства и бокового нефа, мозаики «Богоматерь Оранта Нерушимая Стена», «Христос Вседержитель»( Пантократор), «Архангел Гавриил и Дева Мария», фрески с изображением святого; церковь Параскевы Пятницы в Чернигове – внешний вид. Икона византийского письма «Богоматерь Владимирская».
Храм Св. Софии в Новгороде (фотография и план), интерьер храма, фреска «апостол Пётр»; Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Федора Стратилата на Ручью, церковь Петра и Павла в Кожевниках, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице; фрески Феофана Грека в церкви Спаса-Преображения на Ильине улице: «Святитель Анфим», «Архангел Михаил», «Ветхозаветная троица». Древнейшие иконы «Св. Георгий», «Ангел Златые Власы», «Богоматерь Умиление», «Битва новгородцев с суздальцами»; Феофан Грек – «Богоматерь Донская».
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, Золовые ворота во Владимире, Успенский собор во Владимире: общий вид, фрагменты белокаменной резьбы, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире: общий вид, фрагменты белокаменной резьбы; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском: общий вид, фрагменты белокаменной резьбы.
Время: 10 часов
Тема 5. Искусство европейского Средневековья
Искусство варварских королевств. «Каролингский ренессанс»: развитие науки, архитектуры, книжной миниатюры. Оттоновская империя: архитектура, книжная миниатюра (1 ч.).
Романское искусство (XI-XII вв.). Конструктивные и художественные особенности романского храма. Своеобразие проявлений романского стиля во Франции, Германии, Италии, Испании (2 ч.).
Готическое искусство (XIII-XIVвв.). Периодизация (ранняя, зрелая, «пламенеющая» готика). Роль соборов в жизни города. Конструктивные отличия готического храма. Роль витража и скульптуры в декоре здания. Отличительные особенности проявлений готического стиля во Франции, Англии, Германии, Италии (2 ч.).
Контрольная работа(1 ч.).
Зрительный ряд: гробница короля Теодориха, корона Теодолинды, застежка-фибула, голова фантастического существа из погребения в Осеберге, переплет-оклад евангелия Xв., книжные миниатюры VIIIв., конная статуэтка Карла Великого, капелла в Ахене – внешний вид и интерьер, монастырские ворота в Лорше, книжные миниатюры «Четыре евангелиста», «Присяга на верность Оттону».
Романская архитектура: схема конструктивных особенностей храма; замок Лош, церковь св. Петра и Павла в Клюни, собор Св.Пантелеймона в Кёльне, собор в Вормсе, собор и кампанила в Пизе, церковь Сан Дзено в Вероне, церковь тамплиеров и дворец Алькасар в Сеговии. Интерьеры: церковь аббатства Клюни, церковь св.Михаила в Гильдесгейме, церкви Сан Дзено в Вероне, собора в Или. Рельефы порталов церкви Сен Жиль в Гарде, собора св.Марка в Венеции и «Портика Славы Господней» в Сант Яго де Компостелла. Живопись: «Христос во славе» и «Мадонна с младенцем» из часовни Сан Клементе в Каталонии.
Готическая архитектура: схема конструктивных особенностей храма; церковь аббатства Сен-Дени – внешний вид и интерьер; Нотр-Дам де Пари – внешний вид с 2 сторон и интерьер центрального нефа, собор в Шартре, Собор в Амьене, собор в Реймсе – внешний вид и интерьер центрального нефа, кафедральный собор в Солсбери– внешний вид и интерьер центрального нефа; Вестминстерское аббатство – внешний вид и интерьер центрального нефа; собор в Наумбурге, Кельнский собор – внешний вид и интерьер центрального нефа, интерьер собора в Ульме; интерьер церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, дворец Дожей в Венеции. Рельефы портала Страшного суда в Нотр Дам де Пари, портала Львов Кафедрального собора Толедо; скульптурные колонны Королевского портала и портала Мучеников Шартрского собора, мадонна с младенцем аббатства Фонтене, маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута из собора в Наумберге. Витражи и окна–розы Шартрского собора, собора Нотр Дам де Пари, собора в Бурже и Реймского собора.
Время: 6 часов
Тема 6. Проторенессанс и Раннее Возрождение в Италии
Предпосылки формирования в Италии гуманистического мировоззрения. Основные черты эпохи. Задачи искусства этого периода(1ч.).
Проторенессанс. Утверждение ценности человеческой личности в произведениях Джотто ди Бондоне. Реалистичность и объемность образов, выразительность поз и жестов, передача трёхмерного пространства, композиционное мастерство (1ч.).
Раннее Возрождение. Филиппо Брунеллески: обогащение архитектуры христианского храма элементами античного ордера; уникальная конструкция купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Вклад в развитие архитектуры Леона Батиста Альберти. Воплощение гуманистических идеалов эпохи в скульптурах Донателло; утверждение значимости скульптуры как независимого от архитектуры вида искусства. Вклад в развитие живописи Томазо Мазаччо: изучение перспективы, построение устойчивых композиций, реалистичность образов. Особенности трактовки объема и пространства в живописи Пьетро делла Франческа (3ч.).
Создание идеала утончённой красоты во времена правления Л.Медичи в работах Сандро Боттичелли. Хрупкость и поэтичность его образов (1ч.)
Проверочная работа (1ч.)
Зрительный ряд: Чимабуэ «Мадонна на троне», Симоне Мартини «Благовещание».
Джотто ди Бондоне: «Изгнание демонов из Ареццо», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Поцелуй Иуды».
Филиппо Брунеллески: купол собора Санта Мария Маджоре во Флоренции (внешний вид и разрез), здание Приюта невинных (Оспедале дель Инноченти), капелла Пацци.
Леон Батиста Альберти палаццо Ручеллаи
Донателло: «Давид», «Святой Георгий», конная статуя кондотьера Гаттамелаты, «Мария Магдалена», «Путти».
Томазо Мазаччо: «Троица», «Чудо со статиром», «Изгнание из рая».
Паоло Учелло «Сражение при Сан-Романо»
ФилиппоЛиппи «Мадонна с младенцем»
Пьетро делла Франческа: «Бичевание Христа», «Порт. Федериго да Монтефельтро, герцога Урбинского»
Сандро Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Портрет юноши», «Портрет молодого человека с медалью», «Мадонна дель Магнификат», «Весна», «Рождение Венеры», «Портрет Симонетты Веспуччи», «Портрет Джулиано Медичи».
Время: 7 часов
Экскурсии в музей – 4 часа
Итого за год: 66 часов
3 класс