Программа учебной дисциплины европейский кинематограф: истоки и история для студентов дневного отделения философского факультета, специальность «культурология»



Дата30.06.2016
өлшемі107.31 Kb.
#167202
түріПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры философской антропологии

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________Б.В.Марков


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии


______________ Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕВРОПЕЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ

для студентов дневного отделения философского факультета,

специальность «культурология»

Автор к.ф.н., доц. И.К.Романова

Рецензент д.ф.н., проф. Е.Г.Соколов

Санкт-Петербург

2009

1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель курса состоит в изучении основных этапов развития немого кинематографа, а также основных проблем, связанных с этим становлением. Спецкурс предусматривает сведение ретроспективного, описательного и аналитического аспектов рассмотрения проблемы немого кино.

1.2. Задачи курса заключаются в изучении художественной системы средств кинематографа, реализующих идею зримости, ознакомлении с историей немого кино и основными теоретическими трудами, посвященными этой истории, сравнении повествовательных механизмов кино и литературы.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке студента. Дисциплина «Европейский кинематограф: истоки и история» является вспомогательной в подготовке профессионального культуролога и служит источником для изучения других культурологических дисциплин.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: знать содержание курса, периодизацию, основные школы, направления раннего кинематографа и их представителей, уметь анализировать отдельные кинематографические произведения, самостоятельно работать с текстами, посвященными исследованию в области кинотеории.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

Аудиторных занятий – 68 часов.

Из них лекций – 34 часа, практических занятий – 34 часа.

Самостоятельная работа студента – часов.

Трудоемкость дисциплины – часов.

Распределение учебного времени






Наименование темы

Всего часов

Аудиторные занятия

Лекции

Семинары

1

Возникновение кинематографа










2

Кино и литература










3

Американское немое кино










4

Экспрессионизм в немецком кинематографе










5

Теория монтажа










6

Метод режиссуры С.Эйзенштейна










7

Актер в немом кино










8

ФЭКСы и динамический принцип в культуре ХХ века.










9

Революция в документальном кино.










10

Художественная модель Нового Мира.









Форма текущего контроля: контроль за посещаемостью занятий и активностью студентов.

Форма промежуточного контроля: проведение контрольных опросов.

Форма итогового контроля: экзамен.

Изучение дисциплины по семестрам: 1-й семестр, лекции –34 часа, практические занятия –34 часа.

3. Содержание дисциплины


3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.

Тема 3.1.1. Возникновение кинематографа.

Фундаментальное открытие братьев Люмьер. Принцип равномерного движения кадров. Единое и дискретное. Новая интенсивность. Конструирование сюжета. Видеологические объекты. Лубочная природа раннего кинематографа: совмещение гиньоля и магии экранного движения. Трюковые фильмы Жоржа Мельеса: «Путешествие на Луну» (1902 г.). Авторизация кино: Аста Нильсен, Макс Линдер, Пола Негри.



Тема 3.1.2. Кино и литература.

Принципиальные различия текста и зрелища. Видимость и зримость. Зримое и высказываемое. Кинонарратив. Первые опыты русского немого кино. Визуализация дискурсивных объектов. Яков Протазанов: «Пиковая дама» (1916 г.), А.Санин: «Поликушка» (1919 г.).



Тема 3.1.3. Американское немое кино.

Феномен Голливуда. Появление режиссуры в кино как самостоятельного вида творчества: Д.У.Гриффит и его фильмы «Рождение нации» (1915 г.), «Нетерпимость» (1916 г.). Производство звезд в американском кино: Р.Валентино, Д.Фэрбенкс, М.Пикфорд. Образы Чарли Чаплина: ирония и жестокость.



Тема 3.1.4. Экспрессионизм в немецком кино.

Фантазм и его киноверсия. Роберт Вине: «Кабинет доктора Калигари» (1919 г.). Демоны и злодеи в фильмах Фрица Ланга: «Доктор Мабузе – игрок» (1922 г.), «Метрополис» (1926 г.). Психоанализ в творчестве Г.В.Пабста: «Ящик Пандоры» (1929 г.). Киноимпрессионизм во французском кино. Влияние сюрреализма на французский кинематограф. Луис Бунюэль, Сальвадор Дали: «Андалузский пес» (1928 г.).



Тема 3.1.5. Теория монтажа.

Послереволюционый этап развития отечественного немого кино. Мастерская Льва Кулешова: фильмы без пленки. «Эффект Кулешова»: различные наборы означающих для одной смысловой серии. От принципа гэгов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924 г.) к драме психологических гештальтов («По закону», 1926 г.).



Тема 3.1.6. Метод режисуры Сергея Эйзенштейна.

Скрытая связь фотограммы с моральным сознанием. Снижение идеологической планки. «Третий смысл». Оператор как демиург. Художественное сотворение мира. «Броненосец Потемкин» (1925 г.): новые дискретные единицы смысла. Использование рессентимента в художественной конструкции.



Тема 3.1.7. Актер в немом кино.

Физиогномический опыт Эйзенштейна. Лицо и маска. Обнуление индивидуальности. Тело как поверхность для записи. Крупный план и концепция страстей. Олицетворение. Актерское кино: Иван Мозжухин, Иван Москвин, Вера Холодная. Опыт реконструкции образа актера немого кино Н.Михалковым. Дезавуирование актерской маски в «монтажном» кино: «натурщики» Кулешова, «типажи» Эйзенштейна. Попытка соединения «актерского» стиля с принципом монтажа в фильмах Всеволода Пудовкина.



Тема 3.1.8. ФЭКСы и динамический принцип в культуре 20 века.

Статическое и динамическое в кино. Доминанта движения как выражение идеи непрерывности мира. Ранние фильмы Козинцева и Трауберга: «сцепка трюков». Связь кино с ленинградской «формальной» школой. Юрий Тынянов: сценарий «Шинели» (1926 г.), «С.В.Д.» (1927 г.).



Тема 3.1.9. Революция в документальном кино.

Отказ от тематизации в кино. Ринцип спонтанности в фиксации жизненного процесса. Реальность и семиозис. Дзига Вертов и «киноки»: раскрепощение зрения, «свободная» камера, динамическая модель мира в фильме «Человек с киноаппаратом» (1929 г.). «Кино-Правда»: реализация принципа спонтанности в документальных хрониках (1922-1925).



Тема 3.1.10. Художественная модель Нового Мира.

Метаморфоз женского образа: функциональность и партийная интуиия вместо эроса и соблазна. Психоанализ в отечственном кино. Абрам Роом: новая модель любви. Тройной союз в фльме «Третья Мещанская». Фридрих Эрмлер: «Обломок империи» (1929 г.).



3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

В качестве самостоятельной работы рекомендуется читать литературные источники, приведенные в списке литературы



3.3. Примерные темы курсовых работ

В данной дисциплине не предусмотрены.



3.4. Примерные темы рефератов

Студент может предоставить реферат по свободно выбранной теме. Перечень вопросов для рефератов совпадает с вопросами, выносимыми на экзамен.



3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища.

  2. Кино как повествование. Экранизация в отечественном дореволюционном кинематографе (на примере фильма Я.Протазанова «Пиковая дама»).

  3. Концепция «видимого человека» Белы Балаша.

  4. Экспрессионизм как художественное направление. Возникновение киноэкспрессионизма («Кабинет доктора Калигари»).

  5. Основные направления в развитии киноэкспрессионизма. Использование света в экспрессивном монтаже.

  6. Раннее творчество Фрица Ланга («Нибелунги. Смерть Зигфрида», «Метрополис»).

  7. Общая характеристика немецкой «камерной драмы». Психоанализ в творчестве Г.В.Пабста («Ящик Пандоры»).

  8. Крупный план в немом кино (на примере фильма «Страсти Жанны д’Арк»).

  9. Французская киномысль эпохи немого кино (Ричотто Канудо, Марсель Л’Эрбье, Абель Ганс). Интенсивный монтаж (на примере фильма А.Ганса «Наполеон»).

  10. Теория фотогении Луи Деллюка.

  11. Французский киноавангард 20-х годов.

  12. Сюрреализм как художественное направление и его влияние на французский кинематограф.

  13. Эпический кинематограф Д.У.Гриффита (на примере фильма «Нетерпимость»). Основные характеристики органического монтажа.

  14. Комедийный жанр в немом кинематографе: Чарли Чаплин и Бастер Китон.

  15. Формальная школа (В.Шкловский, Ю.Тынянов) и механизмы киноповествования (на примере фильмов «Третья Мещанская», «Шинель»).

  16. Советская школа монтажа (Л.Кулешов, С.Эйзенштейн, Дзига Вертов).


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайд-фильмов, кино- и видеофильмов

В ходе изучения спецкурса предполагается просмотр следующих фильмов (полностью или отдельных эпизодов):



  1. Кабинет доктора Калигари

  2. Нибелунги

  3. Метрополис

  4. Доктор Мабузе – игрок

  5. Носферату

  6. Последний человек

  7. Ящик Пандоры

  8. Страсти Жанны д’Арк

  9. Наполеон

  10. Нетерпимость

  11. Третья Мещанская

  12. Шинель

  13. Человек с киноаппаратом

  14. Старое и новое

4.2. Активные методы обучения

Основу данного курса составляют обычные методы аудиторных лекций с использованием элементов диалога преподавателя со студентами



4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Лекционная аудитория, оборудованная аппаратурой для просмотра фильмов.



4.4.Список литературы


  1. Антология французского сюрреализма: 20-е годы. М., 1994.

  2. Антонен Арто. Предисловие к «Раковине и священнику». Кино и реальность // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  3. М.С.Арлазоров. Протазанов. М., 1973.

  4. А.Базен. Введение к символическому истолкованию образа Чарли // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.

  5. А.Базен. Эволюция киноязыка // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.

  6. Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.

  7. Клод Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.

  8. Л.Бунюэль. О фотогеничном плане // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  9. Д.Вертов. Как родился и развивался «киноглаз» // Искусство кино, № 2, 1986.

  10. Д.Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1965.

  11. Е.Винниченко. «Старое и новое» (1929, С.Эйзенштейн) // Искусство кино, № 7, 1989.

  12. Е.Винниченко. «Человек с киноаппаратом» (1929, Д.Вертов) // Искусство кино, № 12, 1989.

  13. А.Вирмо, О.Вирмо. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996.

  14. Абель Ганс. Время изображения пришло! // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  15. Е.С.Громов. Л.В.Кулешов. М., 1984.

  16. С.Дали. Художественный фильм. Антихудожественный фильм // Искусство кино, № 6, 1992.

  17. Ж.Делёз. Кино. М., 2004.

  18. Луи Деллюк. Фотогения кино. М., 1924.

  19. Жермен Дюлак. Эстетика. Помехи. Интегральная синеграфия // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  20. Л.А.Зайцева. Киноязык: освоение речевой природы. М., 2001.

  21. Л.А.Зайцева. Рождение российского кино. М., 1999.

  22. Н.А.Изволов. Феномен кино: история и теория. М., 2001.

  23. Ричотто Канудо. Манифест семи искусств // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  24. А.Караганов. Всеволод Пудовкин. М., 1983.

  25. Рене Клер. Ритм // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  26. О.Ковалов. «С.В.Д.» (1927) // Искусство кино, № 6, 1987.

  27. Г.Козинцев. Глубокий экран // Г.Козинцев. Собрание сочинений в 5 томах, т.1, гл.2. Л., 1982.

  28. С.В.Комаров. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930). М., 1994.

  29. З.Кракауэр. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

  30. З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

  31. Л.Кулешов. Воспоминания. Режиссура. Драматургия // Л.Кулешов. Собрание сочинений в 3-х томах, т.2. М., 1988.

  32. Л.В.Кулешов. Статьи, материалы. М., 1979.

  33. Фернан Леже. Критическое эссе о пластическом значении фильма Абеля Ганса «Колесо»// Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  34. В.Листов. «Одиннадцатый» (1928, Д.Вертов) // Искусство кино, № 9, 1988.

  35. В.Михалкович. «Потомок Чингис-хана» (1928, В.Пудовкин) // Искусство кино, № 5, 1988.

  36. В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.

  37. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988.

  38. В.Подорога. С.Эйзенштейн: второй экран // Искусство кино, № 10, 1993.

  39. Поэтика кино / Под ред. Б.Эйхенбаума. М.-Л., 1927.

  40. В.И.Пудовкин. Статьи о киноискусстве. М., 1966.

  41. Л.М.Рошаль. Дзига Вертов. М., 1982.

  42. Ж.Садуль. Всемирная история кино в 6-ти томах. М., 1958-1982.

  43. Т.Ф.Селезнева. Киномысль 1920-х годов. Л., 1972.

  44. Словарь французского кино. Минск, 1998.

  45. Ежи Теплиц. История киноискусства 1895 – 1927. М., 1968.

  46. Л.Трауберг. Мир наизнанку. Социально-критические мотивы в американской кинокомической 1910 – 1930-х годов. М., 1984.

  47. Ю.Н.Тынянов. Кино – слово – музыка. О сценарии. Об основах кино. О фэксах // Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

  48. Л.Б.Фелонов. Монтаж в немом кино. М., 1973. Ч.1. Фильмы Люмьера и Мельеса. Ч.2. Ранние английские фильмы.

  49. С.И.Фрейлих. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 1992.

  50. Е.Хохлова. Новое об «эффекте Кулешова» // Искусство кино, № 6, 1992.

  51. Ю.Г.Цивьян. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России. 1896 – 1930. Рига, 1991.

  52. Ю.Г.Цивьян. К семиотике надписей в немом кино // Ученые записки Тартусского университета. 1988. Вып. 831. Труды по знаковым системам 22.

  53. Ю.Г.Цивьян. К символике поезда в раннем кино // Ученые записки Тартусского университета. 1987. Вып. 754. Труды по знаковым системам 21.

  54. Ю.Г.Цивьян. Палеограммы в фильме «Шинель» // Тыняновский сборник. Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986.

  55. Ю.Г.Цивьян, Е.Тоддес. Не кинограмота, а кинокультура. Кино и литература в творчестве Юрия Тынянова // Искусство кино, № 7, 1986.

  56. А.Чернышев. От презрения к признанию. Дооктябрьская театральная печать о кино // Искусство кино, №2, 1984.

  57. Жорж Шарансоль. Абстрактный фильм // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  58. В.Б.Шкловский. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985.

  59. В.Б.Шкловский. Роом. Жизнь и работа. М., 1929.

  60. В.Б.Шкловский. Эйзенштейн. М., 1976.

  61. С.М.Эйзенштейн. Монтаж аттракционов. За кадром. Четвертое измерение в кино // С.М.Эйзенштейн. Монтаж. М., 1998 (Или в его же «Избранных произведениях» в 6-ти томах, т.2, М., 1964).

  62. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002.

  63. Марсель Л’Эрбье. Гермес и молчание // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

  64. М.Ямпольский. «Андалузский пес» (1928) // Искусство кино, № 2, 1988.

  65. М.Ямпольский. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

  66. М.Ямпольский. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000.

  67. М.Ямпольский. Лицо-маска и лицо-машина // Киносценарии, 1991, № 5.

  68. М.Ямпольский. «Сломанные побеги» (1919, Д.У.Гриффит) Искусство кино, № 12, 1989.

  69. М.Ямпольский. «Страсти Жанны д’Арк» (К.Т.Дрейер, 1927) // Искусство кино, № 10, 1987.

  70. М.Ямпольский. «Ящик Пандоры» (1928, Г.В.Пабст) // Искусство кино, № 9, 1988.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет