Вполголоса – Eilen Jewell
Привет. С вами расслаблено-летняя программа «Вполголоса» и я, Джей. Я рассказываю вам о музыкантах, которых знают далеко не все, а жаль. Сегодня у нас предпоследняя передача сезона, а значит, мы в предпоследний раз встречаемся с вами под косой чертой чата «Фолкрадио» по адресу folkradio.ru/chat: давайте проведем это время с пользой.
В прошлый раз, как вы, наверное, помните, мы слушали чудесную американскую группу под названием Brown Bird. Надеюсь, теперь вы любите эту группу не меньше, чем я. Ну, а на сегодня я обещал вам альт-кантри с женским вокалом.
Вообще, конечно, на этом месте могла бы быть, например, группа Cowboy Junkies. Но я подумал, что лучше мы, под стать летней погоде, послушаем что-нибудь мягкое и теплое. Так что будем сегодня слушать девушку, которую называют «жемчужиной Среднего Запада» - и неспроста. А зовут эту девушку Илин Джуэлл.
Фонограмма 1: Eilen Jewell - Radio City / I Remember You (Queen of the Minor Key, 2011) 3:51
Это была Илин Джуэлл и ее композиции Radio City (Город радио) и I Remember You (Я помню тебя) – может быть, кое-кто знает ее по популярному сериалу Sons of Anarchy.
Ну, как водится, начнем с биографической справки. Илин Джуэлл (пишется «Ай-лин», но читается почему-то «И-лин») родилась 6 апреля 1979 года в Бойсе, штат Айдахо – это чудовищное американское захолустье. Как она сама говорит: «Делай, что хочешь, никто тебя ни в чем не ограничивает, кроме тебя самой. Родители мои не были чересчур строгими, соседи, и вообще весь город, привыкли не обращать внимания на чужие странности, так что меня сдерживало только то, что я была очень застенчивой и всегда боялась сделать что-нибудь не так». Несмотря на это, а, может быть, именно поэтому, Илин променяла спокойный Айдахо на горячий Нью-Мексико: в колледж St. John она пошла в Санта-Фе – это как если бы девушка из Салехарда поступила в институт в Ростове-на-Дону. Но учеба Илин не увлекала: она предпочитала жизнь уличного музыканта. Как говорится, не хочу учиться, хочу музыку играть.
Фонограмма 2: Eilen Jewell - Santa Fe (Queen of the Minor Key, 2011) 4:32
Santa Fe, песня, посвященная городу, где началась музыкальная карьера Илин. Впрочем, прямо скажем, Илин в Санта-Фе не задержалась: подалась в Лос-Анджелес и несколько лет играла на улицах района Венайс-бич. В конце концов, карьера уличного музыканта ей надоела, и она переехала в Массачусетс, где начала играть по клубам и потихоньку подбирать себе группу. Не знаю, насколько относительно северный штат Массачусетс хорош для подбора кантри-музыкантов, но вот и Мэри Гоше (о которой вы могли слышать в первом сезоне программы «Вполголоса»), и Илин Джуэлл себе музыкантов нашли. А что касается Илин, то в лице барабанщика Джейсона Бика она нашла еще и менеджера, а с недавних пор – и мужа.
Фонограмма 3: Eilen Jewell - Deep As Your Pocket (Butcher Holler: A Tribute to Loretta Lynn, 2010) 2:37
Deep As Your Pocket (Не глубже твоего кармана), знаменитая песня Лоретты Линн. Но о Лоретте Линн, как и вообще о каверах, речь у нас пойдет чуть позже. А пока еще немного о группе словами самой Илин: «У меня идеальная сопровождающая группа. Мы записываемся и ездим на гастроли вместе уже семь лет. Это не просто сопровождающий состав – это настоящая группа, где все равноправны. Мы записывали вместе все мои альбомы, так что они – моя музыкальная семья, мы действуем сообща, как одно существо с четырьмя головами. Конечно, мы разные, но мне кажется, в нашем случае мы отлично дополняем друг друга».
Надо сказать, что все музыканты и сама Илин также играют в занятном проекте The Sacred Shakers, которым руководит все тот же барабанщик Джейсон Бик, и вот как раз одну вещь этого проекта мы сейчас послушаем.
Фонограмма 4: The Sacred Shakers - Taggin' Along With Jesus (The Sacred Shakers, 2008) 3:11
Taggin' Along With Jesus (Подпеваю Иисусу), вещь в исполнении проекта The Sacred Shakers, в котором участвует вся группа Илин. Вот что она говорит об этом проекте: «The Sacred Shakers нельзя сравнивать с моей обычной группой, хотя вся моя группа входит в состав The Sacred Shakers. Для начала, это госпел-группа, и состав в два раза больше, поэтому мы никогда не испытываем недостатка в музыкантах, чтобы сыграть ту или иную песню. Впрочем, я считаю, что музыка не меняется от того, что ее исполняют не в три гитары, а в одну: мои ребята, несмотря на то, что их только трое, могут сыграть все то же самое. В принципе, я могу и одна все сыграть, но мне нравится выступать с группой. Группы вообще звучат лучше, чем исполнители-одиночки, а саунд моей группы мне нравится особенно: мы вчетвером или ввосьмером, если говорить о The Sacred Shakers, чувствуем вместе то что называется «химия», и ни один из нас в одиночку этого воспроизвести не сможет».
Фонограмма 5: Eilen Jewell - Who Says God Is Dead (Butcher Holler: A Tribute to Loretta Lynn, 2010) 2:14
Who Says God Is Dead (Кто говорит, что Бог умер), еще одна вещь Лоретты Линн в исполнении Илин Джуэлл: на самом деле, она записала целый альбом песен Лоретты, а потом даже выступила у нее на разогреве. Для справки: Лоретта Линн для кантри – все равно что Боб Дилан для фолка, это «звезда» всех времен и народов.
Я спросил Илин, с чем связано большое количество песен религиозного содержания, которые она исполняет. Она ответила: «Несмотря на то, что я часто пою госпел, я не принадлежу ни к какой религии или другому течению. Мне просто нравятся эти песни. Вообще, чтобы исполнять чужую песню, я должна почувствовать, что могу привнести в нее что-то новое: нельзя просто сыграть ее один в один с оригиналом, для этого есть CD-плееры. Обычно я выбираю песни, в которых есть истории, по каким-то причинам недосказанные, или я чувствую, что их можно рассказать по-другому: например, оригинал чересчур перепродюсирован или я могу спеть его с женской точки зрения, или я вижу какой-то неожиданный аспект».
Ну, и раз такое дело, еще один кавер.
Фонограмма 6: Eilen Jewell - Nobody's Business (Heartache Boulevard EP, 2007) 3:47
Nobody's Business (А кому какое дело): те, кто слушал четвертый сезон программы «Вполголоса», безусловно, узнали эту песню из репертуара Бесси Смит. Вообще, лично я не много знаю людей, у которых исполнять песни Бесси Смит выходит естественно. И Илин, однозначно, одна из них.
«Я не очень разбираюсь в технологических аспектах музыки, но одно я знаю точно: я категорически не перевариваю музыку, сделанную на компьютере. Я всегда слышу эффекты типа автотюнинга, особенно на кантри- или фолк-альбомах, и от этих звуков и готова бросаться на стены и драть обои, как кошка. Хотелось бы, чтобы музыканты меньше заморачивались технологическими штучками. Мне нравится, когда люди просто играют на своих инструментах и поют, а не нажимают на кнопки и меняют пресеты».
Фонограмма 7: Eilen Jewell - If You Catch Me Stealing (Letters From Sinners & Strangers, 2007) 4:08
If You Catch Me Stealing (Если поймаешь меня на воровстве), еще одна вещь из репертуара Бесси Смит. В принципе, как я уже неоднократно говорил, в Штатах не считают зазорным петь чужие песни: это у нас термин «автор-исполнитель» обычно означает, что человек сам пишет весь материал, у них же люди гордятся возможностью исполнить классную чужую песню.
Тем не менее, когда я спросил у Илин, каким словом она могла бы себя описать, она ответила: «Писатель. Как только я научилась складывать буквы в слова, я все время что-то писала. Еще в детском саду я каждый день тщательно вырисовывала открытки для родителей, потом пошли пьесы и песни. В пятом классе я написала книгу, а моя подруга сделала иллюстрации. Правда, чем старше я становилась, тем я больше и больше склонялась к песням. Но мне хочется верить, что если моя музыкальная карьера прервется, если я вдруг потеряю голос и не смогу петь, я снова смогу писать книги».
Фонограмма 8: Eilen Jewell - Sweet Rose (Sea of Tears, 2009) 3:10
Sweet Rose (Прекрасная роза): очень многие музыканты, особенно девушки, если делают татуировки, накалывают именно розу. У Илин тоже есть татуировка, но она совсем другая: солнце, крыло и лабиринт, отсылка к греческому мифу о Дедале, строителе лабиринта, и его сыне Икаре, этакое предостережение самой себе. Но мне лично кажется, что Илин – из тех, кому звездная болезнь не грозит. Она до сих пор, как малолетняя фанатка, собирает автографы своих кумиров, причем альбомом для автографов ей служит гитара, та самая, на которой она играет на концертах. Лоретта Линн, Люсинда Уильямс, Эмилу Харрис, Мэйвис Стейплз и даже Боб Дилан (хотя, казалось бы, при чем здесь Боб Дилан?) уже расписались на этой гитаре. Такая вот скромная девушка Илин.
Фонограмма 9: Eilen Jewell - Shakin' All Over (Sea of Tears, 2009) 3:04
Shakin' All Over (Вся трясусь): Илин утверждает, что никогда не слышала, чтобы эту песню пели от женского лица, но я, к примеру, знаю аж 3 варианта – Мэй Вест, Сюзи Куатро и Ванда Джексон (правда, Ванда записала свой вариант только в позапрошлом году, и в 2009-м Илин, естественно, знать о нем не могла).
Что же может довести Илин до трясучки? Она утверждает, что только одно: она маниакально использует любую возможность готовить. Иных дам на кухню не загонишь, но Илин не из таких. Если, например, она увидела где-то интересный рецепт, она не успокоится, пока не попробует его. Иногда ради этого даже приходится собирать большую компанию гостей. Фирменное блюдо Илин: холодный кукурузный суп. Он готовится, естественно, из кукурузы с добавлением зелени, грибов и небольшого количества лимонного сока. Говорят, идеально в жару. Надо посоветовать ей окрошку: кваса, конечно, не достать, но можно на кефире.
Фонограмма 11: Eilen Jewell - High Shelf Booze (Letters From Sinners & Strangers, 2007) 3:38
High Shelf Booze (Бухло с верхней полки): помнится, кое-кто просил кларнета – так вот он, кларнет. Обещаю в следующем сезоне найти кларнета побольше.
Вот, кстати, о бухле. Несмотря на внешность пай-девочки, Илин достаточно известна в Массачусетсе своим пристрастием к выпивке. Не в том смысле, что она часто напивается, а в том, что коктейли она долгое время мешала себе сама, и теперь ее любимый коктейль знают в большинстве клубов. Не так давно его даже включили в официальный список коктейльных рецептов. Итак, рецепт коктейля «Илин Джуэлл», записывайте, все очень просто: 1 часть ирландского виски Jameson, 3 части имбирного эля (только не того Ginger Ale, который производит в пластиковых бутылках компания Schweppes, а того, где есть настоящий имбирь). Присутствующие здесь знатоки ирландского виски, конечно, будут плеваться, но, говорят, это действительно вкусно.
Фонограмма 12: Eilen Jewell - Boundary County (Boundary County, 2005) 3:45
Boundary County (Пограничный округ).
Ну, и чтобы закончить с остатками интервью, приведу последний кусочек. Он касается тематики песен: не секрет, что очень многие музыканты предпочитают писать тексты о любви, о местах, где они бывали, и о себе, любимых, а стоит только спеть о какой-то серьезной проблеме, как тебя записывают в ряды социально-политических фолкеров. Илин ответила так: «Я стараюсь следить за политикой, но участвовать в этом не хочу. США – очень разделенная политически страна, и я очень устаю от бряцания оружием с обеих сторон. Большинство фолкеров до сих пор считают себя леваками, а мейнстрим кантри по-прежнему тяготеет к правым. Мне хотелось бы верить, что жанры вроде американы и альт-кантри, к которым я себя обычно отношу, не сильно политизированы, они как бы выше этого, и это больше всего меня радует: приятно, когда хорошую музыку делают здравомыслящие люди».
Фонограмма 12: Eilen Jewell - The Flood (Heartache Boulevard EP, 2007) 4:34
The Flood (Потоп), песня об урагане Катрина в Новом Орлеане и о том, что стихия часто оказывается первым, но не самым большим бедствием.
Собственно, наверное, и все. Оставлю вас с последней песней на сегодня песней, которая называется так, как поклонники зовут саму Илин: Queen of the Minor Key (Королева минорного лада).
В следующий раз вас ждет финальная программа 5 сезона, где вы встретитесь со многими знакомыми, так что не пропустите. С вами была программа «Вполголоса» и я, Джей. Пока.
Фонограмма 13: Eilen Jewell - Queen of the Minor Key (Queen of the Minor Key, 2011) 2:03
Достарыңызбен бөлісу: |